24.02.2019

Режим дня детей в дошкольном учреждении. "выполнение режима дня в детском саду и дома". Режимы дня в дошкольных учреждениях различного типа


Режим дня в дошкольных учреждениях

Дошкольные образовательные учреждения в любой стране выполняют ряд следующих важнейших функций: социальную, педагогическую, экономическую и другие. В дошкольном образовательном учреждении появляются главные составляющие социальные функции: укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков, подготовка к обучению в школе и к жизни в конкретном обществе в целом. Анализ практики показывает, что развитие современного цивилизованного общества характеризуется интеграционными процессами в деле обеспечения гармоничного духовного и физического развития личности

Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются воспитатели, няни и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья и т. п. Малыш медленно привыкает к спальне со множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. Эту помощь ребенку родители должны «организовать» задолго до поступления в детский сад.

Режим дня детского сада - чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям. И очень важно правильно и наиболее оптимально организовать пребывание ребенка в детском саду.

Характеристика режима дня в дошкольном учреждении

День в детском саду с ежедневным повторением в одном и том же порядке с незначительными изменениями прогулок, сна, еды не должен оставлять у детей впечатления монотонности, однообразия. В некоторые моменты воспитатель должен требовать от детей тишины (еда, сон, занятия), однако нельзя в течении всего дня держать детей в напряжении, пресекать их шумные игры и разговоры. Необходимо, чтобы в детском саду детям было весело, чтобы воспитатель умел во время пошутить и посмеяться. Любящий свое дело педагог хорошо знает детей, он использует для общения с ними каждую минуту, старается расшевелить вялых, пассивных, дает разумное направление энергии чрезмерно возбудимым, приучает детей сосредоточиваться на выполнении начатого дела и доводить его до конца. В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки; они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью. Количество занятий и их продолжительность устанавливаются в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия проводятся с несколькими детьми, по подгруппам или со всей группой сразу. Организация и проведение занятий требуют руководства и контроля со стороны заведующего и воспитателя-методиста. Прежде всего должно быть составлено расписание занятий на неделю, предусматривающее рациональное для детей данного возраста чередование умственной и физической нагрузки. Накануне занятий воспитатель подготавливает весь необходимый материал в таком объеме, чтобы обеспечить полноценную учебную деятельность всех детей; продумывает как организовать динамические паузы между занятиями и во время некоторых занятий; делает все, чтобы избежать посторонних разговоров, лишних звуков и световых раздражений. Соответствующую обстановку необходимо создать и во время приема пищи: сервировка должна быть привлекательной, первое, второе, третье блюда подавать без задержек. Прогулка - непременная составная часть режима в детском саду. Для детей с полутора лет предусмотрены две прогулки, утром и вечером, продолжительностью 1-2 часа каждая (в зависимости от возраста детей). Заведующая отвечает за правильную организацию прогулок: проверяет готовность оборудования на участке, следит за соблюдением длительности прогулки, соответствием одежды и обуви погодным условиям, а также за тем, позаботились ли воспитатели, чтобы деятельность детей на прогулки была разнообразной (наблюдения, труд, подвижные и творческие игры), достаточно ли дети двигаются. При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. В спальнях и группах, временно превращаемых в спальни, важно создать условия для спокойного сна: свежий воздух (температура 14-15 градусов), удобные постели, неяркий свет, тишина. Воспитатель должен находиться в спальне с детьми.

Режимы дня в дошкольных учреждениях различного типа

Все дошкольные учреждения делятся на государственные муниципальные, ведомственные, коммерческие и так называемые домашние детские сады.

Режим дня немного различается в зависимости от вида дошкольного учреждения.

Режим дня соответствует физиологическим особенностям детей разного возраста.

В обычном детском саду в группе работают два воспитателя и нянечка. В садике ваш малыш будет не только общаться со сверстниками, играть, гулять, заниматься физкультурой, но и развиваться интеллектуально и эстетически. Для этого дошкольное учреждение выбирает одну или несколько специально разработанных программ и методик, по которым работает. В группе не должно быть больше 20-23 детей.

Вот примерный распорядок дня в обычном муниципальном детском саду:

Младшая группа 07.00 - 08.20 приём и осмотр детей, 08.20 - 08.55 подготовка к завтраку, завтрак, 09.00 - 09.40 подготовка к занятиям, занятия, 09.40 - 10.00 второй завтрак (соки, фрукты), 10.00 - 12.00 подготовка к прогулка, прогулка, 12.00 - 12.20 возвращение с прогулки, игры, 12.20 - 12.50 подготовка к обеду, обед, 12.50 - 15.00 подготовка ко сну, дневной сон, 15.00 - 15.25 постепенный подъём, воздушные и водные процедуры, 15.25-15.50 подготовка к полднику, полдник, 15.50 - 16.20 занятие, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей, 16.20 - 16.35 чтение художественной литературы, 16.35 - 17.50 подготовка к прогулке, прогулка, 17.50-18.15 возвращение с прогулки, игры, 18.15 - 19.00 самостоятельная игровая деятельность, уход детей домой.

Средняя и старшая группа

07.00 - 08.30 приём и осмотр детей, игры, дежурство, 08.30 - 08.50 подготовка к завтраку, завтрак, 08.50 - 10.40 подготовка к занятиям, занятия, 09.30 - 09.45 второй завтрак (соки, фрукты), 10.40 - 12.20 подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), 12.00 - 12.20 возвращение с прогулки, игры, 12.30 - 13.10 подготовка к обеду, обед, 13.10 - 15.00 подготовка ко сну, дневной сон, 15.00 - 15.25 подъём, воздушные и водные процедуры, 15.25 - 15.40 подготовка к полднику, полдник, 15.40 - 16.20 занятия по интересам, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей, 16.20-16.40 чтение художественной литературы, 16.40 - 18.00 игры, подготовка к прогулке, прогулка, 18.00-18.20 возвращение с прогулки, игры, 18.20-19.00 самостоятельная игровая деятельность, уход детей домой.

В государственных садах , кроме основной программы, ребенок может посещать и дополнительные занятия: по ритмике, иностранным языкам, рисованию и т. д. за отдельную плату. Детским государственным учреждениям разрешено проводить дополнительные платные занятия, если они получили лицензию на их организацию. Но посещать такие «кружки» - необязательно. Даже если остальные дети из группы это делают. Сегодня сеть столичных муниципальных учреждений очень широка и разнообразна. При желании можно выбрать детский сад с учетом индивидуальных физиологических и интеллектуальных особенностей вашего малыша. Детские сады общеразвивающего вида - это традиционные садики. За основу берется одна образовательная программа, предусматривающая интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. Если позволяют возможности и есть желание, педагогический состав делает упор на развитие какого-то приоритетного направления в работе. Например, избирают методику обучения детей рисованию, изучению языков, хореографии или больше внимания уделяют физическому развитию малышей. Детские сады присмотра и оздоровления рассчитаны на детей младшего возраста (от 6 месяцев до 3 лет). Основное внимание уделяется санитарно-гигиеническим условиям и профилактике заболеваний. Центры развития ребенка - это уникальные детские сады. Здесь особенно важно художественно-эстетическое и интеллектуальное развитие малышей. В центрах организованы детские театры, изостудии, компьютерные классы, игровые и физкультурно-оздоровительные комплексы, есть бассейны. К каждому ребенку - индивидуальный подход. Занимаются с малышами не только их основные воспитатели, но и психологи, доктора, педагоги дополнительных направлений: логопеды, дефектологи и другие. В таком садике необязательно находиться целый день. Можно приходить только на отдельные занятия. Единственная трудность при определении в центры развития ребенка - нехватка мест. Очень уж много желающих.

Ведомственных детских садов становится все меньше. Такие дошкольные учреждения не контролируются напрямую городским Департаментом образования. Распорядок дня, образовательную программу, подбор кадров определяют учредители - предприятие или организация, в чьем ведомстве находится сад, - и прописывают все эти пункты в уставе дошкольного учреждения. Чтобы вести свою деятельность, эти сады должны обязательно пройти государственную аттестацию и получить лицензию. Многие родители считают, что самый хороший вариант - негосударственные (или коммерческие) дошкольные учреждения . С одной стороны, это действительно так: в группе не больше десяти детей, каждому достается внимание воспитателя, на малышей не кричат, есть и спать не принуждают, в садике уютно, красиво, много игрушек, разнообразные занятия. Например Ломоносовский частный детский сад В этом детском саду 3 разновозрастные группы. В каждой группе не более 14 человек. В младшей группе - дети трёх-четырёх лет, в средней группе - дети четырёх-пяти лет, в старшей группе - дети пяти - шести (семи) лет. Режим пребывания детей в детском саду с 08.00 до 19.00 часов. В этом детском саду хорошее медицинское сопровождение. Медсестра обязательно присутствует при утреннем приёме детей, наблюдает каждого ребёнка в течение дня, проводит профилактические мероприятия: полоскание горла солёной водой, точечный массаж, витаминизация, лечебная гимнастика после сна. Медсестра составляет меню с учётом требований по калорийности блюд, нормы порции для каждой возрастной группы, контролирует индивидуальное меню. Два раза в неделю врач-педиатр осматривает каждого ребёнка и консультирует родителей. Если у ребёнка есть индивидуальные показания, то, по желанию родителей, профилактические мероприятия врач проводит в детском саду. Учитель-логопед проводит полное логопедическое обследование речи детей и занятия в разных формах: групповые, подгрупповые и индивидуальные. Педагог-психолог проводит занятия индивидуальные, по подгруппам, в группах. Большое внимание уделяется развитию не только интеллектуальных способностей, но эмоционально-волевой сферы каждого ребёнка. Преподаватели проводят обучающие и развивающие занятия по подгруппам. Программа этого детского сада предлагает следующие занятия: развитие речи (обучение чтению и развитие графических навыков), английский язык с 4-х лет, развитие элементарных математических представлений (математика), ознакомление с окружающим миром, керамика и детский дизайн, хореография, театр, изобразительное искусство. При необходимости подключаются индивидуальные занятия. Три раза в год педагоги проводят диагностику развития каждого ребёнка. По результатам диагностики программа обучения и развития корректируется. В течение года преподаватели обсуждают результаты обучения и развития детей с родителями. Организовано пятиразовое питание. Меню разработано специально для детей Институтом питания РАМН и утверждено СЭС. В рацион питания включены все необходимые питательные вещества и элементы, которые важны для роста и развития детей. Блюда готовятся в пищевом блоке детского сада. Специалисты ведут строгий контроль качества доставляемых продуктов. Для приготовления пищи используется только экологически чистая вода, охлаждённое мясо высшего сорта. Йогурты, творожные смеси, фрукты и овощи поставляются известными элитными компаниями. Согласно режиму дня, проводятся утренняя гимнастика, фронтальные, групповые и подгрупповые занятия, прогулки со спортивными элементами, развлечения и игры. Приоритетами образования и развития в НП «Детская образовательная организация «Детский сад Ломоносовской школы» являются раскрытие творческих способностей детей, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей (памяти, внимания, мышления, воображения) по авторской методике д.п.н. М.А.Зиганова на базе Государственной Программы воспитания и обучения в детском саду и обеспечение готовности каждого ребёнка к успешному обучению школе. Особая форма дошкольных учреждений - домашние детские сады . Как правило, они располагаются в квартирах. Число воспитанников - 5-6 детишек. Обстановка, питание максимально приближены к домашним. Питомцы такого садика - как одна большая семья. Но прежде чем отдать ребенка сюда, стоит поинтересоваться, есть ли у хозяев все та же лицензия. Иначе в случае нарушения ваших прав и прав вашего малыша добиться правосудия будет крайне сложно. Детские сады компенсирующего вида созданы специально для детишек с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Работают отдельные группы по разным направлениям: для малышей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с туберкулезной интоксикацией, а также для часто болеющих детей. Конечно, такие дети нуждаются в особом уходе, поэтому для них созданы специальные условия: сауна, бассейн, фито-бар, тренажерный зал, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты. Программы, методики и технологии разработаны с учетом особенностей малышей. В некоторых случаях требуется диетическое питание, специальное оборудование в группах. Режим дня в детском саду для аномальных детей составляется с учетом особенностей развития этих детей и специфики работы с ними. Режим дня детского сада для глухих и слабослышащих детей включает, кроме общих занятий, специальные занятия по развитию речи (формирование понятий, формирование устной речи, развитие слухового восприятия). Занятия проводятся по специальной программе, предусматривающей примерный режим дня для каждого года обучения (на пять лет обучения для детей от 2 до 7 лет). Режим дня для слепых предусматривает специальные занятия по развитию ориентировки, осязания, речи. В детском саду для детей с остаточными явлениями органических поражений центральной нервной системы и психоневрологическими заболеваниями наряду с осуществлением общих воспитательных задач большое внимание уделяется занятиям, корригирующим умственное и общее психическое развитие. Кроме разных видов детских садов в системе государственного дошкольного воспитания созданы еще и специальные группы кратковременного пребывания. Они очень удобны в том случае, если возникает необходимость отдавать ребенка в садик лишь на некоторое время - на несколько часов или не каждый день. Здесь детишки играют, гуляют, кушают, общаются. Адаптационные группы рассчитаны в основном на маленьких детей (до 3 лет), которые раньше детский сад не посещали. Чтобы сильно не травмировать психику малыша, не разлучать его сразу и надолго с мамой, приобщение к новому социуму, к жизни в коллективе проходит постепенно. Группы развития для детишек 3-7 лет предполагают лишь посещение отдельных занятий. Группы «Особый ребенок» созданы при садах компенсирующего вида для малышей с ослабленным здоровьем или отклонениями в развитии. Группы будущих первоклассников очень удобны в том случае, если ребенок до школы не посещал детский сад и нужно быстренько «наверстать упущенное», то есть хотя бы немного привыкнуть к коллективу и овладеть начальными знаниями и навыками, которые необходимы первокласснику. Работают в детских садах также группы выходного дня, вечернего и ночного пребывания. Последние удобны тем, что детишки могут находиться в них с понедельника по пятницу круглосуточно. Отдельно стоит сказать о группах раннего возраста (для малюток от 6 месяцев), или, как называли их раньше, яслях. Они снова востребованы. Конечно, количество детишек в них не больше десяти. Помещения оборудованы особым образом: манежы, кроватки, ходунки. Питание тоже специальное - различные смеси и пюре. Иная предметно-развивающая среда. Работают с крохами два воспитателя и няня. В любом дошкольном учреждении за основу берется комплексная программа. Их много, но основных - шесть. Очень многие сады работают по программе «Детство», которую разработали в Петербургском педагогическом университете им. Герцена. Она наиболее проста и доступна педагогам. Основной акцент делается на обучение детей и их художественно-эстетическое развитие. Гораздо важнее научить дошкольников не читать и писать (в этом возрасте вообще не рекомендуют учить ребенка письму, так как еще недостаточно развита мелкая моторика пальцев), а петь, рисовать, лепить из пластилина и мастерить различные поделки. Похожие задачи ставит перед воспитателями и другая программа - «Радуга» (разработчики - Доронова и Якобсон). Она тоже взята за основу многими дошкольными учреждениями. Очень интересна, по мнению специалистов, программа «Развитие» (разработчики Венгер и Дьяченко). Она направлена больше на умственное, интеллектуальное развитие малышей. В процессе игры на занятиях они усваивают начальную информацию о роли человека в истории и культуре, получают объяснения в доступной форме различных физических явлений. Часто сами дети под руководством воспитателей проводят своеобразные «научные исследования», то есть ребенок выступает не только в роли ученика, но и встает как бы на одну ступеньку со взрослыми, самостоятельно принимая решения, что-то открывая и изобретая. «Детский сад - дом радости» (автор - Крылова) - это и программа, и технология сразу. В ней прописан буквально каждый день работы с детьми. Для разных возрастных групп - отдельные книги. Конечно, привносят воспитатели в программу и что-то свое. Наталья Михайловна Крылова, которая ее создала, сама лично наблюдала, как работает по ней один из самых опытных педагогов, а после этого внесла некоторые коррективы и дополнения. Больше всего внимания уделяется нравственному и художественно-эстетическому развитию ребенка. Один из основных моментов - научить маленькое создание правильно общаться со сверстниками и со взрослыми. В центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработали базисную программу «Истоки». Ее авторы подходят к развитию личности ребенка всесторонне, комплексно. Много внимания уделяется приобщению малышей к историческим истокам своего народа. Интересна программа тем, что разработан «портрет выпускника детского сада», в котором описано, какими качествами и навыками он должен обладать. В программе «От детства к отрочеству» две ступени: дошкольного и школьного развития. Она работает в тех учреждениях, где в одном здании (или на одной территории) расположены и детский сад, и школа. То есть воспитание и обучение детей и в дошкольном, и в школьном возрасте ведется в одном ключе. По такому принципу созданы еще несколько программ: «Золотой ключик», «Преемственность», «Сообщество». Кроме основных программ выбирают дошкольные учреждения и различные методики по отдельным направлениям развития малышей. Например, в художественно-эстетическом направлении работает методика «Театр-творчество-дети», рисованию учат по методикам «Семицветик», «Природа и художник», музыке - «Синтез», «Гармония», «Музыкальные шедевры». Таких методик очень и очень много. Если детский сад работает по ним успешно, то его штатный состав пополняется дополнительными преподавателями: ритмики, рисования, физкультуры. Существуют и технологии работы с детьми: с помощью какого оборудования, игрового и прикладного материала ведутся занятия. Их тоже вправе выбирать педагогический коллектив. Все современные программы и методики личностно ориентированны. Если говорить проще, то большое значение при воспитании придается особенностям каждого малыша, учитываются его способности и задатки. Авторы акцентируют внимание на принципе ненасилия. Педагог по отношению к ребенку должен занимать позицию не «сверху вниз», а общаться с ним на равных, сотрудничать с малышом. Этими принципами программы «нового поколения» отличаются от той единой, которая была принята в советское время. Дети должны были быть «как все», воспитываться в коллективе и через коллектив. Однако надо заметить, что во многих садах старая программа работает и по сей день.

Проблема адаптации ребенка к детскому саду

В этой главе поговорим о том, как помочь ребенку привыкнуть к режиму дня в детском саду.

Для начала следует перестроить весь домашний режим под распорядок детского сада. Ребенок должен рано просыпаться, делать утреннюю гимнастику, есть в те часы, когда происходит прием пищи в детском саду, и т. п. Необходимо, чтобы ребенок спал днем, дневной сон является одним из важнейших режимных моментов в детском саду. Дети там значительно быстрее устают и от шума, и от многочисленных и продолжительных игр, ссор и т. п. Им необходим дневной сон, его ничем нельзя заменить, поэтому родители должны либо сдвинуть дневной сон своего ребенка на то время, в которое сон проходит в детском саду, либо, если ребенок не спал днем, привить ему эту привычку. Восстанавливать дневной сон надо постепенно, начиная с кратковременного отдыха, чтения книг, а затем переходить на все более и более длительные паузы в активности ребенка. На восстановление привычки спать днем может уйти много времени, но малыш от этого только выиграет. В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. и навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания. Кроме того, взрослым необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послушание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям. Перед поступлением в детский сад родители должны познакомиться с педагогами и нянями этого учреждения. Затем в детский сад необходимо прийти с ребенком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребенка в детский сад на короткое время,- постепенно переключая малыша на воспитателя и няню. В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка к детскому саду маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудится, то целесообразно взять отпуск или временно организовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его пораньше домой. Надо научить ребенка дружить со сверстниками. К сожалению, в семьях часто вырастают дети, которые общаются только со взрослыми, живут их интересами, приобщаются к несвойственным детям занятиям и т. п. Хорошо, если малыш быстро научится навыкам общения с детьми, детским забавам и играм. Адаптация к детскому дошкольному учреждению у таких детей проходит быстро и безболезненно.

Довольно много детей приходит в детский сад с хроническими заболеваниями. Такие дети должны постоянно наблюдаться педиатром, а родителям следует неукоснительно выполнять все врачебные рекомендации. Однако здесь особую категорию составляют дети с заболеваниями центральной нервной системы. Если ребенок наблюдается у невропатолога, родители хорошо знают детские проблемы. Есть дети с задержкой психического развития, которая становится очевидна не сразу. Дети внушаемы, говорят «плохие» слова, их шалости могут быть опасны или жестоки. У них отмечаются эмоционально-волевые нарушения. Есть дети-невротики - они часто плачут, подвержены страхам, беспокойно спят, заикаются, у них развиваются тики. Но такие дети могут воспитываться в саду. Более того, им это совершенно необходимо. Ведь именно в детском саду их может часто наблюдать психолог и вовремя помочь разобраться в сложной ситуации. Конечно, в таких случаях нельзя говорить о полном дне в саду - дети не выдерживают столь высокие эмоциональные и физические нагрузки. Малыши сами определят (а взрослые поймут по их поведению), как долго они чувствуют себя комфортно вне домашней обстановки, не ощущая напряженности и не уставая. И психологическое закаливание в таких ситуациях происходит по-особому: плавно и мягко. Протесты, слезы и другие отклонения должны заставить родителей задуматься и проконсультироваться с психологом, который может предложить индивидуальную программу воспитания ребенка в детском саду. Поступив в детский сад, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться «в луже», «выдавать» повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессивным. Ни одно такое явление не возникает на пустом месте. Существует причина, и ваша задача - найти ее дома или в детском саду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, маленькие дети иногда сами не понимают, что им не нравится. Например, чувства родителей, узнавших о том, что их дитя бьют или унижают в саду, не поддаются описанию. Опытный психолог скажет: плохой детский сад. В хорошем воспитатели не допустят подобную ситуацию и решат этот вопрос с минимальными потерями для всех сторон. Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает Психологи утверждают, что дети, выросшие в саду, легче «домашних» детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения - умению согласовать свои действия и действия других (детей и взрослых), контролировать эмоции. Даже конфликты, переживаемые детьми в более щадящих условиях (чем на улицах, например), будут им на пользу. Они стремятся отстаивать свои интересы и закаляются психологически. «Домашние» дети сталкиваются с определенными проблемами, появившись в новом коллективе, в непривычных условиях. Причем, чем старше ребенок, отдаваемый в детский сад, тем сложнее ему приспособиться Ведь, кроме радости от родительской любви, ему приходилось нести немалый груз родительских ошибок. Ребенку, которым неумеренно восторгались дома, и ребенку, которому предъявлялись неумеренные требования, одинаково трудно привыкнуть к новому обществу, найти свое место среди многих У детей именно в детском саду формируется адекватная самооценка. Как правило, в дошкольных учреждениях трудятся профессионалы, знающие свое дело. И если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду обычно к нему относятся доброжелательно и объективно оценивают его достоинства и недостатки.

Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы

Очень важно соблюдая режим дня правильно организовать самостоятельную деятельность детей, на которую во всех детских садах отводится определенное время.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудникам детского сада.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштанов). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу - разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Игра, как неотъемлемая часть режима дня

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того,

игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Вот почему воспитатель важно правильно организовать игру и проследить за ней в отведенное для этого в режиме дня время.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере засвистит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы яслей-сада, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении; дополнительно указан распорядок жизни дома.

В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей руководители детского сада могут вносить в типовой режим некоторые изменения. Однако, количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, а также чередование различных видов деятельности при этом не меняются. После игр и занятий, требующих значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных движений, сильного возбуждения отдыхом для детей будут спокойные игры. Обслуживающий персонал детского сада должен вовремя приготовить и подать еду, убрать помещение, подготовить ко сну кроватки и т.д. Заведующий контролирует выполнение установленного режима дня всеми сотрудниками детского учреждения (воспитателями, нянями, работниками пищеблока, медицинским персоналом, музыкальным руководителем). Ребенок не сразу привыкает к определенному режиму дня: от воспитателей и родителей здесь требуется большая выдержка и терпение. При этом важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима приучает детей к порядку, дисциплинированности.

Режим в детском саду для всех детей одинаковый. Поэтому если дома вы привыкли спать до обеда, не укладывать ребенка в сончас и кушать, когда вам захочется, то перед поступлением в дошкольное учреждение необходимо максимально приблизить домашний режим дня к режиму в детском саду. Это поможет ребенку в адаптационный период.

Обычно трехлетки легко переносят . В этом возрасте они уже готовы общаться со своими сверстниками и другими взрослыми и получать новые знания. Воспитываясь дома, ребенок не получает необходимого социального общения. К тому же в детском саду занятия с ребенком проводятся по специальной программе, соответствующей его возрастным особенностям.

В коллективе сверстников ребенку намного проще учиться общению или получать навыки самообслуживания, глядя на других деток. А для того, чтобы ваш ребенок еще легче перенес период адаптации, нужно месяца за 2-3 приучать его к режиму. Дома очень сложно соблюдать жесткий распорядок дня. А в детском саду он построен оптимально для маленького человека и способствует его физиологическому и психологическому развитию.

Режим в разных детских садах может отличаться, но принцип его везде одинаков.

Примерный режим дня в детском саду

Постоянным в распорядке дня остается прием пищи и сончас. Прогулка зависит от погодных условий и времени года. Если погода плохая, в это время проводятся игры или занятия. В некоторых садиках есть еще и второй завтрак.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять

Требования к режиму дня в детском саду по СанПиН

Четырехразовое питание детей организуется в помещении группы. Интервал между приемами пищи не более 4-х часов. Более подробно о режиме питания, рационе и меню смотрите .

2 раза в день организуется прогулка: в первую половину дня и после сончаса, что в общей сложности составляет 3 — 4 часа. При температуре ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Дневной сон для детей от 3 до 7 лет составляет 2 — 2,5 часа. Во время сончаса присутствие воспитателя в спальне обязательно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных и эмоциональных игр и занятий.

Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет должна занимать не менее 3 – 4 часов в день. Сюда относятся , подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена.

Все помещения должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допустимо проветривание только в теплое время года без сквозняка. При проветривании температура воздуха не должна опускаться более чем на 2-4°С.

Смена постельного белья проводится не реже одного раза в неделю.

Вы уже выбрали, что подарить малышу на Новый год? Чем обрадовать и удивить любимого кроху? Семейный праздник Новый год — это возможность подарить ребенку яркие эмоции от совместных развлечений. Пусть малыш запомнит на всю жизнь эти волшебство и сказку! Лучшие новогоднее поздравление малышу — персональное интерактивное поздравление!

Один из отзывов заботливого дедушки: «Внучка была ещё совсем маленькой, когда я купил ей самый первый диск. Сказать, что это волшебно — не сказать ничего! Детёныш с открытым ртом сидел и верил, что это правда Дед Мороз с ней разговаривает. Покупал каждый год и ни разу не пожалел. Сейчас уже, конечно, подросла и удивить Дедом Морозом её сложно… Спасибо вам, что смогли подарить малышу на Новый год сказку!»

Скачайте серию в подарок к Новому году и вы увидите как много счастья получит ваш ребенок от просмотра сказочно-игрового сюжета! Посмотрите все необычные варианты новогодних поздравлений малышу !

Организация занятий

Обязательно для гармоничного развития ребенка в режим дня по СанПиН включаются развивающие занятия, которые впоследствии служат и .

Занятия в детском саду ведутся по основным направлениям:

  • музыкальные;
  • физкультура;
  • занятия на развитие мелкой моторики;
  • занятия на развитие речи;
  • знакомство с начальными математическими знаниями.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями, чтобы избежать переутомления ребенка.

Непрерывная длительность образовательного занятия дошкольника не превышает:

  • 10 минут для детей 3 — 4 лет (младшая группа);
  • 15 минут для детей 4 — 5 лет (средняя группа);
  • 20 минут для детей 5 — 6 лет (старшая группа);
  • 30 минут для детей 6 — 7 лет (подготовительная группа).

В день проводится не более 3-х занятий. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия по физическому развитию

Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.

Утренний прием детей

Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.

Воспитатель: Погодина О.В.

г. Ярославль

Консультация для воспитателей ДОУ:

«Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка».

    Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка.

дня , это размеренный распорядок действий на весь день.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового ребёнка и правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Важнейшим условием всестороннего и гармоничного развития детей является рациональный режим дня. Это точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении только этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов.

Количественные и качественные показатели режима должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, способствовать укреплению его здоровья, улучшению физического и психического развития. В целом режим дня в дошкольном учреждении является оздоровительным, формирующим личностные качества ребенка, такие, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, чистоплотность и т.п.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    Физиологические основы режима дня.

Правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов - их периодичности. Еще И.П.Павлов обратил внимание на то, что в живом организме все подчинено ритму, цикличности и соразмерности физиологических функций.

Иван Петрович Павлов

При правильной организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе. Многократное повторение одних и тех же безусловных рефлексов способствует образованию миелиновой оболочки вокруг нервного волокна, благодаря чему скорость передачи возбуждения возрастает. Ребенок отвечает на обращение не только быстрее, но и более адекватно в результате того, что возбуждение, поступающее в кору, ограничивается одним центром, а не распространяется на другие. Сила нервных процессов также увеличивается. Происходит совершенствование органов чувств, восприятия и ответных реакций.

Проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создает определенный динамический стереотип. Это и является физиологической основой режима дня. Ребенок прочно усваивает последовательность действий. Так, например, вымыв руки перед едой, он сразу садится за стол, а не бежит к игрушкам. Сев за стол, сразу начинает есть, потому что сама подготовка к еде условно рефлекторно повышает аппетит. Создается аналогичная настройка и на все другие режимные процессы. Это способствует достижению лучших результатов при более экономной трате сил.


Правильно организованный режим создает оптимальную возбудимость центральной нервной системы, способствует ее высокой работоспособности и вызывает преобладание положительного эмоционального настроя. Все это является непременным условием здоровья и гармоничного развития ребенка.

    Значение каждого режимного процесса.

Как бы целесообразно ни строился режим - с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика призвана «будить» организм ребенка, настраивать его на действенный лад, но в то же время умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т. д. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду.

Сон

Сон - это очень сложное явление. Изучение физиологии сна выявило, что он состоит из двух, сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного сна более продолжительная, это фаза глубокого сна, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. Таким образом, во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.

Очевидно значение сна для детей дошкольного возраста, поэтому его организация требует должного внимания. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.

Закаливание

Важным элементом режима дня является закаливание - научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста.

Наиболее существенными средствами закаливания являются естественные природные факторы - воздух, вода, солнечные ванны. Процедуры закаливания проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития. Сила закаливающего фактора воздуха, воды, солнца увеличивается постепенно, не допуская переохлаждения. Закаливание осуществляется регулярно в течение всего года, учитывая особенности климата, сезона, погоды. Все закаливающие процедуры применяются на фоне положительного эмоционального настроения.

С помощью закаливания можно избежать многих болезней. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.

Прием пищи

Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах четырех часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Даже небольшая задержка завтрака, обеда или ужина затрудняет четкое выполнение последующих режимных процессов, создает предпосылки для нарушения у детей аппетита.

Прогулка

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

Занятия (НОД)

Занятия (НОД) являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.

Игра

Игра ребенка, по данным советских психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.

Во второй половине дня в ходе подъема детей, умывания, полдника, подготовки и проведения прогулки продолжается работа по закаливанию, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности у детей, формирование у них волевых и моральных качеств личности.

Правила при выполнении всех режимных процессов:

    Индивидуальное обращение по имени к каждому ребенку.

    Замечания нужно делать индивидуально, не в присутствии других детей группы.

    Не использовать повелительную форму.

    Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой, не громкой, выразительной.

    Не допускать, чтобы дети долгое время находились без движения.

    Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.

    Нужно учитывать дни недели.

    Единство воспитательных требований.

    Индивидуальный подход.

    Принцип постепенности.

    Учет индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима (гибкий режим).

Гибкий режим - конкретные действия, направленные на обеспечение психического благополучия ребенка, во время его пребывания в детском дошкольном учреждении. Это комфортное, оптимальное состояние ребенка.

Установленный для всего коллектива режим, общие требования программы детского сада не всегда совпадают с уровнем и особенностями развития некоторых детей, типами их высшей нервной деятельности. Общий режим в полной мере не отвечает также возможностям детей с отклонениями в состоянии здоровья. Такие воспитанники больше других нуждаются в индивидуальном подходе. Особого внимания к себе требуют и дети, перенесшие острые респираторные заболевания. Ослабленные дети нуждаются в щадящем режиме. Прежде всего, им нужно увеличить продолжительность сна, укладывая первыми и поднимая последними. Учитывая трудность засыпания, следует оберегать их от волнений, создать спокойную обстановку в группе. При необходимости для отдельных детей (в целесообразных пределах и на определенный период времени) изменяют режим дня, приблизив его к режиму предыдущей возрастной группы. При этом нужно помнить, что повышение требований, предъявляемых к ребенку в процессе воспитания, и перевод его на общий режим в течение года должен осуществляться постепенно.

Нужно вместе с родителями провести анализ обычного поведения ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания, важно обратить внимание на особенности дневного сна. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение ребенка. Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий. Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах. Основное биоритмологическое правило ежедневной организации и проведения занятий,заключается прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов. «Жаворонки» успешно справляются с заданиями на первых занятиях, тогда как «совам» необходимо время, и довольно длительное, для того чтобы войти в оптимальный рабочий ритм. Поэтому от таких детей не обязательно добиваться полных и правильных ответов в утренние часы, лучше часть работы с ними перенести на дневное или даже более позднее время. Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей с повышенной плаксивостью и раздражительностью, у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать родителям и воспитателям при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми.

Условия гибкого режима:

    Учитывается состояние здоровья детей.

    В соответствии с погодными условиями (-18 С)

    Самочувствие детей.

    Утомляемость детей.

    Перевозбуждение детей.

    Карантин.

    Желание родителей.

Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Что же такое режим дня? Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.

Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.

Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня - строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма

Андреева Ульяна Анатольевна
Беседа с родителями «О соблюдении режима дня в детском саду и дома»

В структуру режима дня входят следующие компоненты :

Бытовые процессы (одевание, раздевание, сон, еда, умывание) ;

Занятия с детьми;

Прогулка;

В результате ритмического повторения всех составляющих компонентов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму любознательны , активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут организованными, дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Требования к режиму дня определяются особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.

Основное требование к режиму – учет возрастных особенностей детей.

В младшем возрасте больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старшем возрасте в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.

В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития. Детям, ослабленным или перенёсшим заболевание, увеличивается время на сон, пребывание на воздухе, вносятся необходимые изменения и в содержание воспитательно-образовательной работы.

Следующее требование – постоянство режима : вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности.

Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму , то они растут раздражительными, капризными, с очень не уравновешенной нервной системой. Своими бесконечными капризами они взвинчивают себя и выводят из равновесия вас. Некоторые родители обращаются к врачу , считая, что их ребёнок нуждается в лечении и успокоительных лекарствах. И не понимают, что лучшим лекарством для их малыша будет постоянное соблюдение режима дня , без которого он не может правильно развиваться. Ребёнок должен в определённое время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня надо предусмотреть время для прогулок и игр. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными играми.

При составлении режима дня учитывается время года. Так, в летний период увеличивается время для пребывания детей на свежем воздухе, уменьшается количество занятий, а значит, увеличивается время для игр и сна.

Таким образом, режим дня играет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе. Постоянство режимных процессов , их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны детского сада и семьи поможет вам вырастить ваших детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.

Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Информация о режиме дня детей в детском саду располагается в уголке для родителей . Родителям рекомендуется ознакомиться с режимом дня детей в детском саду и придерживаться такового же режима дома .

Режим дня детского сада предусматривает различные виды детской деятельности : бытовую, игровую, учебною и трудовую. Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведённое для неё в режиме , определяется возрастом детей.

Формирование умения у детей правильно одеваться на улицу и раздеваться после неё очень важно.

В утреннее время в детском саду осуществляются следующие режимные процессы : разнообразные игры детей, беседы с детьми на различные темы, дежурство по столовой, подготовка к занятиям, формирование культурно-гигиенических навыков, завтрак.

Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение. Режим в детском саду строится с таким расчётом, чтобы шумные игры заканчивались примерно за 15-20 минут до еды. Во время приёма пищи детей учат съедать положенную им порцию; есть культурно, не торопясь слегка наклоняясь над тарелкой; хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом; правильно пользоваться столовыми приборами. Детей старшей и подготовительной группы учат, есть второе блюдо вилкой.

Неотъемлемой частью режима дня в детском саду являются занятия . Занятия считаются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребёнка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. Занятия с детьми в детском саду проводятся с учётом возрастных, индивидуальных и психических особенностей детей. Какие занятия, их количество в неделю в каждой возрастной группе вы можете увидеть в уголке для родителей . Длительность занятий и нагрузка зависит от возраста детей, в подготовительной - не более 30 минут. Занятия поводятся ежедневно, с перерывом между ними в 10 минут.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки, после занятий и вечерней – после ужина. Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Прогулка включает в себя наблюдения за изменениями природы, окружающей действительностью; подвижные и дидактические игры; трудовую деятельность детей; индивидуальную работу с детьми. Кроме того, на прогулке дети имеют огромную возможность самостоятельно поиграть, побегать, пообщаться друг с другом.

Одним из главных компонентов прогулки является двигательная активность детей.

После прогулки в детском саду дети обедают и спят . Сон – важнейшая потребность организма человека, а для дошкольников он составляет основу крепкого здоровья и правильного развития. Дневной сон длится до 2х часов. Он обязателен, так как он восстанавливает нормальную деятельность организма, способствует хорошему росту, создаёт в дальнейшем весёлое настроение и укрепляет нервную систему ребёнка.

Для бодрого и хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и правильный их подъём. После дневного сна дети поднимаются постепенно. Если есть возможность, то тех детей, которые заснули чуть позже, поднимают последними. После сна поводится закаливание в спортивном зале. За тем переходим к одевнаю, воспитатели следят за тем, чтобы дети надевали одежду в определённой последовательности (при одевании – снизу вверх, при раздевании – сверху вниз, чтобы все дети были причёсаны.

Во второй половине дня основным видом деятельности являются игры. Дети в детском саду играют индивидуально, небольшим группами и все вместе. Также вечером воспитатели с детьми рисуют, лепят, выполняют работы по аппликации и ручному труду, читают книги и т. д.

А когда дети уходят домой, учите их обязательно прощаться с воспитателем и детьми.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди