14.10.2019

Конспект НОД по окружающему миру в средней группе на тему: "Овощи". Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Познание» Тема: «Овощи» воспитатель Сердобинцева С.Н Конспект НОД по рисованию «Фрукты на с


(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Уточнить представление об овощах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь , зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

I . Организационный момент

1. Логопед : – Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

– Как можно это назвать одним словом?

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

– Какие еще овощи вы знаете?

– Где растут овощи?

– Как собирают овощи?

– Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.

II . Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Логопед : – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

– Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?

3. Игра «Подбери признак»

Логопед : – Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

4. Игра «Чего не стало?»

Логопед : – Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

5. Логопед : – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

6. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Логопед : – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.


7. Игра «Один – много»

Логопед : – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны


8. Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.

9. Игра «Назови сок, салат».

Логопед : – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый
Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный

10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Конспект логопедического занятия (3-4 лет)

Тема №2 «Овощи. Огород»

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Образовательные цели:

Закреплять и уточнять знания детей об осени, овощах, огороде и сборе урожая;

Расширять и активизировать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать координацию движений с речью;

Развивать пассивный и активный словарь;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные цели:

Формировать навыки самостоятельности, активности;

Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Картинки с изображением овощей и фруктов;

Магнитная доска;

Сюжетная картинка по теме «Сбор урожая»;

Муляжи овощей;

Мяч;

Волшебный мешок;

Раскраска моркови;

Горох;

Пластилин;

Компьютер

Ход занятия

    Организационный момент.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Дети встают в круг.

Логопед:

Здравствуйте ребята, милые друзья! (педагог приветствует детей.)

Всех сегодня видеть очень рада я!

Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвину

прямыми пальцами и поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми рукам вверх.)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок» , прижав предплечья

друг к другу «ствол» раздвинув ладони «крона» .)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед)

Нам здороваться не лень! (качают головой)

2. Введение в тему занятия.

Логопед: – .Ребята, к нам в гости опять пришел зайчик. Всё лето он трудился на огороде. А вот что у него выросло он принес в волшебном мешочке. Достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

Логопед раскладывает на столе все, что достали дети из мешочка, и, указывая на овощ, спрашивает: «Это морковка? Это картошка?»

Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой.

Как можно это назвать одним словом?

Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

Какие еще овощи вы знаете?

Где растут овощи?

Как собирают овощи?

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На магнитную доску выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

А давайте вспомним, что на прошлом занятии мы говорили об осени.

( Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают теплую одежду.)

Что делают люди? Какие овощи они собирают?

Игра «Подбери признак»

Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на магнитную доску), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

А как назвать все это одним словом? (Овощи)

Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

Игра «Чего не стало?»

Логопед: –Зайка хочет поиграть с нами в прятки. Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

3. Логоритмика

Логопед: – Ребята, а чтобы наши овощи выросли такими большими и вкусными, что нужно было делать летом с грядками? (поливать, удобрять и т.д.)

Правильно! Давайте вспомним, наш танец про капельки.

( (Включить видео мультик про капельки. Выполнять движения в соответствии со словами песенки, повторяя за логопедом.)

Игра «Назови ласково» (с мячом).

Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.


Игра «Один – много»

Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны


Артикуляционная разминка

Логопед. Сколько у зайчика выросло овощей? Губки вытянем, ручки разводим в стороны, произносим: у-у-у.

Дети выполняют.

Пальчиковая разминка

Логопед. А теперь может зайчику капусту посолить?

Упражнение «Засолка капусты»

Трут кулаком о кулак.

Мы капусту жмем, жмем, жмем.


Игра «Что лишнее» (картинки\муляжи фруктов и овощей)

Детям предлагается разложить в разные корзинки фрукты и овощи.

Логопед: ребята посмотрите, кто-то сложил фрукты и овощи в одну корзину, давайте сложим их правильно.

«Назови овощи». по очереди называют овощи, обводя их по контуру пальцем. Логопед при необходимости помогает.

У меня помидор, это овощ.

У меня огурец, это овощ. И так далее.

Игра «покорми зайку»

Логопед: Ребята, зайка проголодался, давайте его покормим.

Дети кормят по очереди зайку после того, как логопед назовет нужный овощ.

Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

Зайка говорит вам спасибо! Ему было очень вкусно!

Игра на развитие мелкой моторики

Логопед: Зайка просит сделать нас открытку для его мамы. Давайте поможем.

(раскраска моркови, пластилин, горох)

4. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Всем спасибо и до свидания.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Задания по теме Овощи

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей

Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .
а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…
б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…
Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

Игра “Назови цвет” (устно)
Морковь (какая?) - оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

Игра “Один – много”
Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

Упражнение на развитие мелкой моторики

Мы капусту рубим, рубим, рубим.

Дети выполняют резкие движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем, трем.

Трут кулаком о кулак.

Мы капусту солим, солим, солим.

Двигают пальцами, имитируя посыпание солью.

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

Интенсивно сжимают пальцы рук в кулачки.

Тема: «Овощи»
Цель: Уточнение и расширение знаний по теме «Овощи»

Задачи:1. Продолжить знакомство с овощами, формировать понятие овощи, фрукты, группировать по способу их употребления. Способствовать развитию зрительного восприятия, мыслительных процессов; пространственной ориентировки. Воспитывать интерес к занятиям, уважение к сельскохозяйственному труду.
Оборудование: иллюстрации: овощи, фрукты; муляжи овощей и фруктов; д/и «Вкладыши»; д/игра «Проложи дорожку»; фасоль; картинки: овощи, кастрюля, салатница, аудиозапись музыки.
Ход занятия .
I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем отгадывать загадки, играть, узнаем много нового и интересного.
Пройдет на свое место тот, кто отгадает загадку.
Загадки:
Круглая, а не месяц, Летом - в огороде

Жёлтая, а не масло Красный, красный толстячок

С хвостом, а не мышь. Солнцу выставил бочок.

(репа) Ты ищи его на грядке,

Он играть не любит в прятки.

(помидор)
Свежие, зелёные

А зимою - в бочке

Крепкие, солёные. (огурцы)
Сидит девица в темнице, Без окон, без дверей,

Коса на улице. Полна горница людей.

(морковь) (огурец)
Сто одёжек, а все без застёжек.

(капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет. Сверху зелено, Я важный и сочный,

Кто его раздевает- внизу красно, У меня красные щёчки

слезы проливает. В землю вросло. . (помидор)

(лук) (свекла)

За кудрявый хохолок

меня из норки приволок.

на ощупь - гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(морковь)

Пройти и сесть на то место, где лежит картинка твоей отгадки.

(На столах разложены иллюстрации овощей)
Сообщение темы занятия.

Ребята, кто скажет, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить об овощах.

Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на грядках.

Ребята! К нам в гости пришёл Незнайка и принёс конверт с заданиями. Он сам не может справиться с ними, давайте поможем ему.

Дети: Поможем!
II. Работа по теме.
1. Д/ игра «Четвёртый лишний».

Ребята, определите какая картинка лишняя.

Морковь, свекла, огурец, яблоко

Кабачок, редька, капуста, груша.

Редис, помидор, малина, картофель

Почему? Где растут овощи?
Дети: Лишнее яблоко (груша, малина), потому что оно- фрукт (ягода), а остальные – овощи. Фрукты растут на деревьях в саду, а овощи на грядках.
2. Д/ игра «Вкладыши».

: Подберите по форме, цвету недостающие части овощей. Назовите овощ, цвет, форму, геометрическую фигуру.
Дети: Это помидор он красного цвета имеет круглую форму, вставил геометрическую фигуру прямоугольник.
Релаксация (звучит спокойная музыка).

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Все чудесно расслабляется…

Хорошо нам отдыхать!..

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

3. Игра «Собери все предметы».

Ребята, Незнайка нёс овощи в корзинке и уронил. Помогите Незнайке собрать все овощи.

(Овощи разложены в игровом уголке группы, надо найти и собрать их. Среди овощей - фрукты.)
Дети под музыку собирают овощи и подходят к педагогу. Прежде, чем положить их в корзинку, каждый объясняет свой выбор:

Я собрал морковь, свеклу, потому, что это – овощи.

Где ты нашёл овощ?

Дети: Я нашёл морковь на ковре. (под стулом, возле, между…)

Почему не всё собрали?

Дети: Мы не собрали яблоко, грушу, апельсин, потому, что это – фрукты.
4. Группировка предметов по назначению.

На магнитной доске – иллюстрации овощей, картинка с изображением кастрюли, салатницы.

Ребята отберите овощи, из которых вы сварите суп и овощи, из которых можно сделать салат.
Дети делятся на две группы. Первая отбирает овощи на суп, вторая – на салат.

Объясните свой выбор.

Дети:

Из капусты, помидор, огурцов, редиса можно сделать салат. Их можно есть в сыром виде.

Из капусты, картофеля, моркови, свеклы можно сварить борщ.

Зрительная гимнастика.

Дети совершают глазами движения в соответствии с текстом.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху назрела слива,

А внизу растёт крапива,

Слева - свекла, справа- клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху - сочная ботва.

Закружилась голова.

Кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами).

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слёг (закрывают глаза)
5. Д/игра «Проложи дорожку».

На пособие изображены справа- морковь, яблоко, свекла. Слева – капуста, кабачок, груша.

Соедините дорожкой из фасоли овощи.

Дети соединяют дорожкой, выкладывая её из фасоли слева направо, овощи.
III. Итог.

Д/игра «Чудесный мешочек».

Назовите овощ и опишите его, скажите, где растет.

Дети: Морковь - оранжевая, форма- конус, вкусная, сладкая. Растёт на грядке в огороде.

Ребята, у Незнайки задания закончились и он очень доволен тем, как мы выполнили все его задания. Молодцы! Он вам предлагает попробовать вкусный витаминный салат из моркови.

Тема «Фрукты»


Этот плод продолговатый

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат,

Называется он … (Груша)


Хоть и кислый он,

В чай положим мы… (Лимон)


Само с кулачок,

Круглый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)


Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

А под кожей – дольки,

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Всё по долечке съедим. (Апельсин)


На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)


Среди листьев изумрудных

Зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят,

У них чудесный аромат,

И мы зовем их… (Виноград)


Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

«Кушай, мамочка!» - скажу. (Яблоко)


Желтый-желтый,

Длинный, гладкий.

А очистишь –

Сладкий-сладкий.

Он нам жарким югом дан,

И зовут его… (Банан)

1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть -

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать. И. Лопухина

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик - самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежат,

Эта долька - для ужат,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда.

Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево.

Увидели очень большое яблоко.

Выдох ртом с произношением звука о-о-о.

Повернуть голову направо.

Какая огромная груша!

Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5, Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть об; щеки.

Спрячем сливу за щеку.

Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка.

Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан.

Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
6. Упражнения для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад.

«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие.

Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.

Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Чашечка.

Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы).

Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая.

Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
Маша и Даша в саду.

Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ап!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов.

Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: « Бам-бом-бум!»
8. Психогимнастика. Пластические этюды

Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.

Уборка урожая.

Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.

Образные перевоплощения

Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»

Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»

ТЕМА: “ ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.
Цель:- расширение и активизация словаря.

Задачи: - образовывать множественное число существительных;

Учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами;

Учить образовывать относительные прилагательные;

Закрепление понимания и практическое употребление в речи

предлогов;

Закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”

Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,

начиная с большего.)

В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и

средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с

большого.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

2. Введение в тему. Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.

Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”

Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.

Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.

Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”

Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка

Дерево- деревце куст- кустик

Лист- листочек птица- птичка

Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”

Гриб- грибы ягода- ягоды

Дерево- деревья куст- кусты

Лист- листья птица- птицы

Цветок- цветы ветка- ветки

Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”
Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.

Из грибов- грибной суп

Из малины- малиновое варенье

Из черники- черничное варенье

Из земляники- земляничное варенье

Из клюквы- клюквенное варенье

Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).

Береза, осина, дуб – это…(деревья).

Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).

Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).

Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).

Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).

Кукушка, сова, орел – это…(птицы).

Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).

Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Ответить на вопрос.

На поляне у дубка крот увидел два грибка,

Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г.Лебедянь

Конспект

организованной образовательной деятельности в средней группе.

Образовательная область «Познание»

Тема: «Овощи»

воспитателя МБДОУ д/с комбинированного вида №4 г.Лебедянь

С.Н.Сердобинцевой

Образовательные задачи. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).

Развивающие задачи. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, общей и артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Оборудование. Натуральные овощи (целые и нарезанные кусочками), игрушечный грузовик, чудесный мешочек.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями на рынок или в магазин «Овощи-фрукты», рассматривание овощей, изготовление поделок из овощей, разучивание упражнения «Урожай».

Ход ООД.

$11. Организационный момент. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.

Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель ввозит игрушечный грузовик с овощами, читает стихотворение.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

На а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Воспитатель . Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик?

Дети . Капуста, морковка, свекла, картошка, помидор, огурец.

Воспитатель . А как все это можно назвать одним словом?

Дети . Овощи.

Воспитатель . Откуда привез их грузовик?

Дети. С огорода.

Воспитатель . Где растут овощи?

Дети .На огороде, на грядках.

Воспитатель . Правильно. Сегодня мы будем рассматривать овощи и говорить о них.

$12. Рассматривание овощей. Беседа. Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.

Воспитатель достает из грузовика овощи по одному, предлагает их рассмотреть, потрогать, задает вопросы.

Воспитатель. Что это? (показывает морковь)

Дети. Это морковка.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Длинная, оранжевая, гладкая, вкусная, полезная, твердая.

Воспитатель. Где растет морковь?

Дети. На огороде, на грядке.

Воспитатель. Что можно приготовить из моркови?

Дети. Салат, сок, можно добавить в суп.

Воспитатель. Правильно. А еще в моркови содержится витамин «А», еще его называют витамином роста. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужно есть морковь.
Воспитатель. Что это? (показывает помидор)

Дети. Помидор.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Круглый, красный, мягкий, гладкий, вкусный.

Воспитатель. Где растет помидор?

Дети. На огороде, на грядке.

Воспитатель. Что можно приготовить из помидора?

Дети. Салат, сок, можно добавить в борщ.

Воспитатель. Что это? (показывает огурец)

Дети. Это огурец.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Длинный, зеленый, колючий, вкусный, полезный, твердый.

Воспитатель. Где растет огурец?

Дети. На огороде, на грядке.

Воспитатель. Что можно приготовить из огурца?

Дети. Салат.

Воспитатель . В огурце содержится витамин здоровья – это витамин «С». Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужно есть огурцы, лук, чеснок.

Воспитатель. Что это? (показывает капусту)

Дети. Это капуста.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Круглая, светло-зеленая, твердая, вкусная, полезная.

Воспитатель. Где растет капуста?

Дети. На огороде, на грядке.

Воспитатель. Что можно приготовить из капусты?

Дети. Салат, щи, борщ.

Аналогично рассматриваются все овощи, лежащие в грузовике.

Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали об овощах, молодцы! Похлопайте себе!

$13. Игра «Чудесный мешочек». Развитие умения узнавать овощи по характерным признакам.

Воспитатель складывает овощи в «чудесный мешочек» и говорит:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я - дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети по очереди берут из мешочка овощ, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

Воспитатель . Молодцы, все овощи узнали на ощупь, а теперь давайте все встанем в круг и поиграем в игру «Урожай».

$14. Упражнение «Урожай». Развитие общей моторики, координации речи с движением. Формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи».

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем «Таскают»: выполняют наклоны с

имитирующими движениями рук.

И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения

руками, имитирующими работу

лопатой.

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»: одной рукой держат

воображаемый кочан, а другой, с

воображаемым ножом, подсекают

снизу кочан.

Круглый, сочный, Рисуют в воздухе круг три раза.

очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко «Рвут»: приседают и выполняют

имитирующие хватательные

движения обеими руками.

И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

$15. Игра «Узнай овощ по запаху». Воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие глубокого вдоха.

Дети садятся на стульчики перед столом с нарезанными овощами.

Воспитатель. Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как их понюхаю я.

Воспитатель показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч.

Дети нюхают по очереди ломтики огурца. Затем дети по очереди нюхают остальные овощи и запоминают запахи.

Воспитатель . А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи. И сможете ли узнать овощ по запаху.

Воспитатель завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали это правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.

Воспитатель. Молодцы! Все овощи узнали по запаху!

$16. Игра «Угадай на вкус». Развитие вкусовых ощущений.

Дети закрывают глаза, воспитатель кладёт им маленькие кусочки овощей. Дети отгадывают, что они ели, определяют их вкус: кислые, сладкие, сочные, вязкие, горькие.

Воспитатель. Молодцы! Все овощи узнали по вкусу!

$17. Окончание занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им понравилось. Оценивается деятельность каждого ребенка.

Литература.

Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада ля детей с ОНР. С-Петербург, Детство-пресс.

А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение, 1990г.

Занятие

на тему: «Овощи – фрукты»

по произведениям Ю.Тувима «Овощи» и

Н. Кончаловской «Показал садовод»

Возрастная группа: средняя.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Задачи: уточнить и обобщить представления детей об осенних явлениях в природе; закрепить обобщающие понятия: овощи-фрукты; подкрепить знания детей об этих понятиях новыми произведениями; развивать речь, мышление, творческое воображение; воспитывать интерес к художественной литературе.

Предварительная и предшествующая работа: экскурсия на огород, в сад; наблюдения в природе за овощами и фруктами, беседы о них; д/и «Угадай по вкусу», «Определи на ощупь».

Демонстрационный материал: иллюстрации на тему «Осень», кузовок с овощами, проектор, ноутбук, интерактивная доска с изображением овощей, фруктов и двух блюд: фруктовницы и плоского блюда; иллюстрации спаржи, сельдерея; рисунок «Чудо овощ».

Раздаточный материал: альбомные листы, фломастеры.

Словарная работа: кипяток, спаржа, сельдерей.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года … зовется как?

Правильно! Это загадка про осень. Посмотрите, дети на эти иллюстрации. Где здесь осень? А что вы знаете об осени? Расскажите.

Идет дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы, поспевают овощи и фрукты.

Правильно! И сегодня мы с вами будем говорить об овощах и фруктах.

II. Основная часть.

1. Беседа об овощах и фруктах.

Вспомните, где растут фрукты?

В саду на деревьях.

Какие фрукты вы знаете?

Яблоки, вишни, сливы, груши.

Где растут овощи?

На огороде, в земле.

Какие овощи вы знаете? Перечислите.

Огурцы, редис, помидоры, картофель и т.д.

Давайте с вами поиграем в игру «Овощи – фрукты».

2. Д/и «Овощи-фрукты» (на интерактивной доске)

Вот здесь на доске нарисованы овощи и фрукты. Также есть два блюда: плоское для овощей, фруктовница для фруктов.

(Показываю иллюстрации на доске)

Задание: «Нужно методом перетаскивания в фруктовницу сложить фрукты, а в плоское блюдо – овощи. Н-р, огурец я положу в блюдо, т.к. это овощ, сливу положу в фруктовницу. Это фрукт и т.д.

Свои действия нужно объяснять.

3. Сюрпризный момент

Стук

Дети, кто-то к нам в гости пришел.

(Открываю дверь, приношу кузовок с овощами, прикрытыми салфеткой. Предлагаю детям по описанию в форме загадок отгадать какие овощи припрятаны под салфеткой в кузовке).

Круглая да круглая

Откусишь – сладкая

Засела крепко

На грядке, что?... (репка)

Заставит плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а … (лук)

Как надела сто рубах

Захрустела на зубах. (капуста)

Красные сапожки

В земле и в лукошке. (свекла)

Красная девица

Сидит в темнице

А коса на улице. (морковь)

(По мере отгадывания, овощи вынимаю и кладу на стол)

Что это? - Овощи.

Что из них можно приготовить? – Различные салаты, супы, борщи.

Сейчас мы узнаем об этом из стихотворения «Овощи» Ю.Тувима.

4. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Беседа по содержанию. Куда пошла хозяйка? Что она принесла с базара? Перечислите овощи. О чем заспорили овощи? Чем же закончился их спор? Когда суп бывает вкусным, когда в него кладут один овощ или все? Как называется такой суп? Что такое кипяток?

5. Физкультминутка. Засолка капусты.

Мы капусту рубим – резкие движения прямыми кистями вниз вверх.

Мы морковку трем – пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим – из щепотки движение пальцев, имитирующие посыпание солью.

Мы капусту жмем – интенсивно сжимаем и разжимаем кулаки.

6. Чтение стихотворения «Показал садовод» Н.Кончаловской.

Давайте послушаем еще одно стихотворение Н.Кончаловской «Показал садовод…». Оно тоже об овощах и фруктах:

Показал садовод

Нам такой огород

Где на грядках, заселенных густо

Огурбузы росли,

Помидыни росли

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Понравилось стихотворение? Какие чудо-овощи и фрукты вам запомнились? Какие незнакомы? Спаржа? Сельдерей?

(Показываю иллюстрации)

Спаржа и сельдерей – это травянистые растения, которые добавляют в суп, как приправу, чтобы суп и другие блюда были вкуснее и ароматнее. А что такое огурбузы? Помидыни? Репуста? Какие названия спрятались в этих смешных словах?

(Ответы детей)

Посмотрите, ребята, как я нарисовала один чудо-овощ.

(Вывешиваю рисунок чудо-овоща – верхняя часть помидор, нижняя – редиска).

Как вы думаете, что это? Как можно назвать этот чудо – овощ?

(Ответы детей)

А вы хотите нарисовать какой-нибудь чудо-овощ или чудо-фрукт? Попробуйте.

7. Рисование «Чудо – овощи».

(Дети рисуют, в конце рассказывают, что они нарисовали)

III. Итог.

Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Какие произведения я вам прочитала? Давайте пройдем на выставку книг об овощах и фруктах и посмотрим, что же на самом деле выросло в саду и в огороде.

(Дети рассматривают подборку книг в книжном уголке)

Галявиева Е.Н.,

ДОУ №36

г.Нижнекамск, Татарстан



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди