03.07.2020

Анализ регионального компонента направления деятельности доу. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности доу через разнообразные формы методической работы. Региональный компонент предусматривает


Татьяна Алексеевна Виканова, заведующий МБДОУ – детского сада «Сказка» села Шипуново Шипуновского района Алтайского края

На этапе реализации ФГОС ДО, педагоги творчески осмысливают новое содержание дошкольного образования, находят более эффективные пути, формы и методы организации профессиональной деятельности, как творческого процесса. Образовательное учреждение «Сказка» работает в инновационном режиме по теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО» . В условиях внедрения ФГОС, педагогический коллектив первостепенными решает задачи по введению в образовательный процесс новых форм и технологий работы; обеспечению высокого уровня методического сопровождения образовательного процесса; организации социально-бытовой и предметно-пространственной среды ДОУ.

Для реализации регионального компонента созданы достаточные условия, которые в настоящее время приводятся в соответствие с ФГОС. На территории дошкольного учреждения расположены уголок леса и уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется большое количество цвIMG_6160етников, за которыми ухаживают воспитанники. В каждой возрастной группе оформлены уголки Родины, в которых находится иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, селом, краем, их символикой, столицей Алтайского края – Барнаулом, животными и растениями Алтайского края, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. В изоуголках материал, собранный детьми, для изобразительного творчества. В уголках книги подобраны сборники произведений для детей шипуновской поэтессы В.Ю. Золоторевой, журналы, книги о родном крае. Кроме того, в ДОУ оборудована «Русская горница» , в которой представлены предметы старины и быта. В музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка» , видеотека «Моя малая Родина» . В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов. В методическом кабинете в помощь воспитателям оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации, картины, образцы полезных ископаемых края, района. Проведенная тематическая проверка по теме «Изменения предметно-развивающего пространства соответствующие требованиям ФГОС» показывает, что в ДОУ ведётся работа по обогащению безопасного, многофункционального и насыщенного предметно-развивающего пространства по требованиям ФГОС.

Следует отметить, что важным преимуществом сельского детского сада, в реализации регионального компонента, является наличие естественных природных условий, способствующих активному взаимодействию и обогащению эмоционального мира ребенка при общении с живой природой – лесом, полем, рекой, дети учатся слушать голоса родной природы, чувствовать запахи, любоваться первозданной красотой. Всё это имеет место в организации образовательного процесса. Осенью педагоги и дети, собирают семена цветов, природного материала для использования в продуктивных видах мзодеятельности (шишек, камней, засушенных растений) . Малыши не просто наблюдатели, в семейном воспитании им знакомы сложности труда хлебороба, овощевода, животновода, они участники «взрослой» жизни, обретающие чувство ответственности за порученное дело, заботу о рядом живущих домашних животных, усваивающие закономерности ритма сельской жизни, ее традиции.

Региональный компонент, является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру и историю своего края. В соответствии с ФГОС и с учетом парциальной программы «От родного порога» (ред. Е.В. Затеева) в ДОУ разработана образовательная программа «С чего начинается Родина?» (далее ОП) по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. В ОП раскрывается развитие детей по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое. Программа основана на принципах культуросообразности (предполагается максимальное использование в образовательном процессе элементов культуры русскоязычного населения Алтайского края) , природосообразности (организация педагогического процесса реализуется в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами – по народному календарю) ; с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка (опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных периодов» ) , принципа «народности» , принципа сотрудничества (взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров) .

В рамках реализации ОП, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом оформлено Договором и совместно разработанным планом на текущий год. Социальными партнерами по формированию у дошкольников представлений о своей малой родине являются образовательные учреждения (школа им. А.В. Луначарского) , учреждения дополнительного образования (музыкальная школа им В.Т. Христенко, центр детского творчества, спортивная школа) , культурно-общественные учреждения (библиотека, музей, культурно-досуговый центр «Юбилейный» ) ; правоохранительные структуры (ГИБДД,

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть.

Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Работу педагогов дошкольных учреждений продолжают учителя общеобразовательных школ.

Значимость регионального компонента в дошкольном образовании

При разработке поурочных планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность.

Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.

Факторы внедрения

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС предполагает применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ:

  • сочетание разных видов деятельности дошкольников;
  • формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции.

Направления деятельности

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения.

В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых малыши начинают гордиться своим краем. Например, для дошкольников Архангельской области разработаны программы, основной аспект в которых учителя делают на уникальность северной природы.

На занятиях ребята узнают об истории появления поморского региона, достопримечательностях области, выдающихся людях Архангельской области. Особое внимание уделяется знакомству малышей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о национальных парках, функционирующих в Архангельской области, растительном и животном мире поморской земли.

Особое внимание уделяется народным праздникам, традициям, национальным поморским костюмам. Для проведения занятий по региональному компоненту, приглашаются сотрудники краеведческих музеев, национальных парков, библиотек. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ - формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих предков.

Начальное обучение

В настоящее время есть региональный компонент в образовательной программе по ФГОС. Начальная школа продолжает масштабную работу, связанную с социальной адаптацией подрастающего поколения россиян. В каждом регионе используются свои образовательные программы, предполагающие реализацию требований ФГОС второго поколения.

Что подразумевает региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Школа вправе самостоятельно определять направления деятельности, например, специализироваться на изучении истории родного края, отдавать предпочтение растительному и животному миру региона.

Если в образовательном учреждении есть военно-патриотические классы, в качестве регионального компонента можно выбирать курс по истории кадетского движения.

Особое место в приобщении школьников к культуре родного края уделяют в столице. Чему здесь посвящен региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Москва - образец для подражания российских регионов, поскольку с первого класса у ребят формируется четкое представление об истории и культуре столицы, интересных людях, которые внесли вклад в развитие главного города страны.

Опыт московских педагогов успешно транслируется в другие регионы. Например, в вологодских школах ребята изучают культурное наследие Вологды, а архангельские дети изучают поморскую столицу.

Среднее звено

Новые предполагают отведение определенного количества часов в каждой учебной дисциплине в 5-9 классах. Например, региональный компонент в образовательной программе по ФГОС по английскому языку предполагает рассказ об исторических и культурных ценностях города (села, деревни) на иностранном языке.

Во время занятий ребята не только пополняют свой словарный запас новыми иностранными словами, но и узнают интересную информацию о своем родном городе. Среди тех заданий, которые предлагаются учителем английского языка, могут быть описания культурных или исторических мест города на иностранном языке, видеоролики о традициях и обрядах. Региональный компонент, дополненный проектной либо исследовательской деятельностью, позволит формировать в подрастающем поколении россиян чувство гордости за свою страну, получать возможность для самореализации и саморазвития.

Старшая школа

Как правильно использовать региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Биология, химия, география, физика - это предметы, которые сложно представить без местной составляющей.

При подборе материала для регионального компонента в каждой учебной дисциплине педагог, прежде всего, ориентируется на особенности края. Например, при изучении млекопитающих в курсе биологии особое внимание уделяется тем животным, которые распространены в данной местности. Именно в рамках регионального компонента уместно будет и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу РФ.

На уроках химии особое внимание отводится на те производства, которые функционируют в городе, области, республике. Например, при изучении школьного курса неорганической химии вологодскими школьниками возможно не только теоретическое рассмотрение способов получения и обработки металлов, но и организация экскурсии на Череповецкий металлургический комбинат.

В каждом российском регионе есть промышленное предприятие, которое поможет учителю химии не только сформировать у ребят теоретическую базу по предмету, но и получить представление о возможном применении знаний, то есть, способствовать самореализации школьников, выбору ими будущей профессии.

Заключение

Разработчики федеральных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделили разработке индивидуальных образовательных и развивающих траекторий для каждого ребенка дошкольного и школьного возраста.

Выделение учебного времени на региональный компонент в разных учебных дисциплинах способствует формированию гармонически развитой личности, патриотическому воспитанию, а также бережному отношению к культурным традициям своего региона.

Необязательно отводить отдельные уроки на региональный компонент. Например, во время обычного учебного занятия по химии педагог подробно рассказывает о том, как на конкретном предприятии родного края используются химические реакции, рассматриваемые во время урока. Такой подход к использованию регионального компонента позволяет рационально распределять учебное время в среднем и старшем звене.

Разделы: Администрирование школы

Региональный компонент государственного стандарта общего образования (<Рисунок1>)

В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, т. е. государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом. Во всех образовательных учреждениях, в том числе и в нашей гимназии, проходили педагогические советы по теме: “Проблемы модернизации Российского образования”, на которых педагоги познакомились с нормативно – правовой базой в контексте образовательных реформ.

Рисунок 2

(<Рисунок 2>) "Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала". Для каждого предмета разработаны свои федеральные государственные образовательные стандарты.

Рисунок 3

Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, (<Рисунок 3>) в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования. И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.

Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами.

Региональный компонент, должен быть согласован с требованиями федерального компонента, и выполняться в развитие федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана, не замыкаясь в узкие рамки региона.

Архангельская область – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Архангельской области. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента образовательного учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех образовательных учреждений Архангельской области.

В практической деятельности по введению регионального компонента государственного стандарта общего образования наши учителя, как и педагоги других ОУ Архангельской области руководствуются следующей нормативно-правовой базой: (<Рисунок 4>)

Рисунок 4

  • концепцией регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области,
  • региональным компонентом государственного стандарта общего образования по учебным предметам, разработанным в соответствии с общей концепцией;
  • региональным базисным учебным планом, учебно-методическими комплексами (учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы).

Создание банка данных по региональной тематике, учебно-методической литературы, проведение работы по расширению библиотечного фонда с региональным содержанием – одна из задач, которую предстоит решать нашей гимназии в направлении работы по реализации регионального компонента.

Рисунок 5

(<Рисунок 5>) Структура регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области (структурирован по образцу федерального компонента государственного стандарта образования).

Региональный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам. Региональный компонент среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Региональный компонент по учебному предмету включает:

  • цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;
  • обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования;
  • требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области.

Рисунок 6

(<Рисунок 6>) Цели регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области:

  • обеспечение права каждого учащегося на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре Архангельской области;
  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • формирование деятельностной личности, обладающей познавательными, коммуникативными, нравственными качествами, а также формирование трудовой, эстетической и физической культуры личности современного школьника;
  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  • повышение статуса образования как фактора развития региона.

В концепции регионального компонента прописаны его функции:

Рисунок 7

Рисунок 5

  • определение статуса регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Архангельской области;
  • определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежа-щих обязательному усвоению (не менее 10 % учебного времени);
  • установление единых методологических подходов к изучению регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов;
  • обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях;
  • отражение баланса интересов и компетенции государства, региона и школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.

Использование краеведческого материала не должно носить фрагментарный характер. Еще одна из основных задач гимназии – построить свою работу таким образом, чтобы организация регионального компонента содержания учебных предметов отвечала принципу систематичности, состоящем в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных этапах обучения. Не случайно, в концепции основными требованиями, предъявляемые к региональному компоненту являются: (<Рисунок 8>)

Рисунок 8

  • преемственность ступеней образования;
  • содержание и структура регионального компонента должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.

Рисунок 9

(<Рисунок 9>) Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

  1. Принцип региональности – ориентация на учет особенностей Архангельской области в учебно – воспитательном процессе.
  2. Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
  3. Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
  4. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
  5. Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в Архангельской области, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.

Рисунок 10

Рисунок 8

(<Рисунок 10> <Рисунок 8>) Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования в нашей области:

  • введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Экономика”;
  • органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
  • углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

В нашей гимназии краеведческий материал реализуется через:

Уроки с региональным содержанием.

Курсы дополнительного образования. Так, для учащихся начальной школы разработаны и апробируются курсы дополнительного образования: для 1х классах – “Развиваем дар слова”; для 3х классов – “Народные ремесла”, где занятия организуются совместно со школой Бурчевского; для 3-4 классов – курс “Семья – моя малая Родина”. В 5-6- х классах реализуется литературный курс “Вокруг тебя мир”, в который включается краеведческий материал. В классах средней ступени у нас есть опыт по реализации курса “География Архангельской области”. В старших 10-11 классах образовательная область “Технология” представлена профильным обучением на английском языке. Курс “Гиды-переводчики” – является профильным курсом по английскому языку с региональным содержанием. Данный курс обогащает социокультурный компонент содержания обучения материалами о регионе, его истории и культуре.

Научно – исследовательскую работу учащихся. Старшеклассники представляют свои реферативные, исследовательские работы на научно-практических конференциях различного уровня (городских, областных, вузовских) в секциях “Краеведение”, “Этнография”. В планах нашей гимназии – организовать работу таких секций на школьной научно-исследовательской конференции, активнее использовать проектную деятельность учащихся. Ученические (индивидуальные и групповые) проекты могут быть реализованы в рамках регионального компонента обучения. Учащиеся представляют или защищают результаты своей проектной деятельности в виде плакатов, рефератов, курсовых работ, страниц в сети Интернет. Важно, чтобы тематика проектов соотносилась с общей тематикой учебного плана по предмету.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, консультации специалистов.

Экскурсии в музеи, на производства и т.д. – также одна из форм реализации регионального компонента.

Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей гимназии является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

ПРОГРАММА (1-4)

с использованием регионального компонента

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования в образовательной области «Окружающий мир» для учащихся начальных классов по комплекту учебников образовательной системы «Школа 2100» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.

Рабочая программа составлена с использованием интегрированных уроков, содержащих национально-региональный компонент.

Базисный план отводит на изучение национально-регионального компонента не менее

10 %-15% часов на изучение предмета «Окружающий мир».

Количество часов

Класс

Всего часов за год

Региональный компонент

Присутствие «регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в образовании; знания, приобретенные по традиционной культуре региона, в будущем более чем востребованы и нужны.

Программа учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.

Основной целью изучения программы являются: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Эта цель определяет следующие задачи :

Задачи первого года обучения.

    Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.

    Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

Задачи второго года обучения.

    Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.

    Потребность общения с родной природой.

    Бережное отношение к народному наследию.

Задачи третьего и четвертого года обучения.

    Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.

    Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

    Показать значимость своей республики среди других областей страны.

С введением интегрированного курса «Окружающий мир» (человек, природа, общество, история) краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этого курса изучается в значительной степени на краеведческой основе.

В содержание программы входят:

1.Природа как объект краеведческой деятельности

    природное краеведение.

    изучение рельефа и полезных ископаемых

    климатические условия

    гидрологические условия

    изучение почв растительности и животного мира (флора и фауна)

2.Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.

    экономика края

    население края

    хозяйство

    производственные предприятия

    поселение

3.История края как объект краеведческой деятельности

    историческое краеведение

    памятники истории и культуры

4.Искусство края как объект краеведческой деятельности искусствоведческое краеведение.

Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край»- условное. Для детей младшего школьного возраста край - это район, поселок, республика, в котором они живут.

С первого класса учащиеся получают элементарное представление о своей семье, своем крае, его природе и жизни людей. Основной целью работы по ознакомлению школьников с родным краем, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. Помогают в ознакомлении школьников с родным краем такие формы работы, как создание панно «Моё Таксимо»; фоторепортажи «Муйская долина»; просмотр видеоматериалов о Муйском районе; беседы об известных людях края; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

Со второго класса школьники знакомятся со своеобразием родного края – Бурятии не только с помощью информации, но и предоставляется им возможность переживать, сочувствовать. Другими словами используются те методы ознакомления с родным краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей. Это такие формы работы, как наблюдение за погодой родного края; фоторепортажи «Байкал в разные времена года»; «Достопримечательности Бурятии», взаимодействие с краеведческими центрами;

С третьего учащиеся знакомятся с государственной символикой России и Бурятии. Получают представления о том, что каждая республика, страна имеют герб, флаг, гимн. Составляют рассказы «Мой край родной», «Как могу помочь природе», собирают сведения о своем поселке, создают альбомы с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов и легенд, бурятских сказок; папки-передвижки с иллюстрациями «Животный и растительный мир Муйской долины» «Красная книга Бурятии».

С четвертого класса до детей доводится информация об исторических фактах, о природе своего края, о промышленности; об обычаях; рассматривание карты Бурятии, её районов; викторины («Знай и люби свой край»); («Достопримечательности Улан-Удэ».

Интегрированные уроки дают возможность изучить краеведческий материал во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления,

Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. И поэтому при планировании требуется тщательное определение нагрузки различными видами деятельности учащихся.

Например: интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства во 2 классе. Тема урока «Леса. Что такое лес?». На данном уроке дети знакомятся с понятием «лес», выявляют характерные признаки леса, находят различия лесов на территории нашей страны, родного края, доказывают взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, учатся рисовать лесной пейзаж по представлению.

Интегрированный урок окружающего мира и трудового обучения. 2 класс . Тема урока: Животный мир. На уроке вспоминают отличительные особенности рыб, птиц, насекомых, учатся различать группы животных, изготавливают по одному виду животного в технике “оригами”.

При изучении раздела «Природа нашего края» создаются исключительно благоприятные условия для формирования у учащихся гражданственности, качеств, таких, как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Здесь уместно вспомнить слова М.И. Калинина: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

На уроках окружающего мира ведется работа по охране природы на примере бурятского народа, для которого вода была святыней: великим грехом считалось селиться вблизи истока ключей, засорять их нечистотами, черпать воду грязной посудой, стирать белье в реке. Широко был распространен обычай почитания огня. В связи с этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: нельзя плевать в огонь, бросать в него мусор, нельзя ковырять в огне острыми предметами, нельзя играть или шалить с огнем, нельзя с размаху бросать поленья в огонь… Это воспитывает не только почтительное отношение к огню, но и осторожность, и бережливость в обращении с ним. А знание учащимися народных обычаев по охране природы помогает формированию у них ответственного отношения к природе.

На интегрированных уроках «окружающий мир и изобразительное искусство», «окружающий мир и трудовое обучение» по теме: «Наш край» ребята знакомятся с народно-прикладным искусством, разнообразными узорами, украшающими одежду, с внутренним убранством юрты, снаряжениями коня, орудиями производства. С помощью мультимедиа ребята знакомятся с творчеством бурятских мастеров, национальными одеждами, произведениями искусства.

Я убеждена, что знание учащимися обычаев, традиций бурятского народа поможет им уважать культуру и традиции других народов.

Использование педагогических технологий сюжетно ролевых и ролевых игр помогает ребятам лучше изучить и понять учебный материал с различных позиций.

Роли в сюжете игр предусматривают обучающий эффект совместных действий. Действия, в свою очередь- основа первоначальных знаний.

Игры основаны на моделировании социального содержания краеведческой деятельности. Дети инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли из реальной жизни. Успех игры зависит от предварительной подготовки.

Например, ребята пробуют себя в роли гидов. Знакомят гостей поселка с родным краем. Можно предложить детям или они сами могут предложить такие темы:

    Заочное путешествие по родному краю.

    Достопримечательности поселка Таксимо

    Что дает наш край Родине?

    Зачем нужно приезжать в наш край?

После изучения раздела «Родной край – часть большой страны», дети пишут мини-сочинения о малой родине, используя местный материал о первопроходцах БАМа (просмотр DVD )

С позиций здоровьесберегающего подхода в программе учитывается построение урока с учетом динамики работоспособности учащихся, рациональность использования ТСО, рациональность организации двигательной активности учащихся (физминутки, динамические перемены )

С позиций компетентностного подхода данная программа способствует формированию у учащихся ключевых компетентностей, т.е.

    овладению основами умения учиться;

    способности к организации собственной деятельности;

    готовности самостоятельности действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    доброжелательности, умению слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    выполнению правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основные требования к знаниям и умениям к концу изучения программы:

К концу 4 класса учащиеся должны знать :

    Положение России, своего края на карте;

    Особенности природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края

    Правила поведения в природе

Учащиеся должны уметь:

    Различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для, луга, водоема своего края;

    Формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые.

Методы обучения: ч астично – поисковый, репродуктивный, наблюдение, сравнение, объяснительно-побуждающий, проблемный, наглядно-иллюстративный, инструктивно-практический.

Примерное тематическое планирование

1 класс

Тема

Цели и задачи

Знания об окружающем мире

Интеграция

Общие понятия

Практическая деятельность

Твоя семья и твои друзья

Кто я в школе и кто я в семье

Объяснить ребятам роль семьи в жизни человека, взаимопомощь членов семьи. Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.

Что такое семья, члены семьи и обязанности каждого из них. Класс-коллектив. Правила поведения в школе и дома. Что такое общение и какова его роль в жизни человека.

Труд. Аппликация.

«Подарок маме»,

ИЗО

рисование на тему «Моя семья»

Труд, отдых в семье. Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь

в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Коллектив, обязанности членов коллектива, условия дружной и успешной работы.

Обыгрывание и разбор ситуации из семейной и школьной жизни

Что нас окружает

Село, в котором мы живем.

Мое село, мой край, моя страна.

Дать понятие о большой и малой родине; показать взаимосвязь между жителями города и села. Воспитание любви к родному краю.

Наш поселок- часть большой страны. Место нашего края на карте и глобусе, важнейшие города республики и страны, название сел и деревень района.

Труд. ИЗО.

«Мой поселок»,

составление коллективной работы.

Большая и малая родина, карта и глобус, столицы и страны, домашний адрес ученика, родной край, достопримечательности. Твой двор. Жилой район: дома, улицы, парки. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города.

Просмотр фрагмента видеофильма «Муйский район» Групповая работа.

Составление панно «Моё Таксимо»

Живые обитатели планеты

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

Познакомить с домашними животными и их ролью в хозяйстве человека. Познакомить с разнообразием культурных растений своего района

Домашние животные, уход за ними, польза для человека. Культурные растения и их особенности

Труд. Оригами. «Животные»

ИЗО

рисование с натуры овощей нашего края.

Забота о домашних животных. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи.

Коллективное составление панно

«Наши меньшие братья»

2 класс

Тема

Цели и задачи

Интеграция

Общие понятия

Практическая деятельность

Раздел 1. Земля и солнце.

Погода и климат

Познакомить с терминами «погода», «температура», «облачность», «метеорология», «явления погоды». Развивать умения самостоятельно проводить наблюдение за погодой родного края.

Рисование

на тему: «Дождик идет» (на основе наблюдений).

Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки, метеорология, явления погоды (туман, гололед, метель, буря, гроза). Выбор одежды для путешествия.

Наблюдение за погодой родного поселка. Просмотр фильма «Осенние краски Таксимо». Сочинить стихотворения или загадку о явлениях погоды.

Раздел 2. Что изображено на глобусе и на карте

Реки и озера

родного края.

Познакомить с разнообразием водоемов нашего края; раскрыть значения водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.

Труд.

Оригами. Стаканчик.

ИЗО.

Рисование на тему: «У озера»

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Очистные сооружения, экология. Озеро Баранчеевское, озеро Ульто, реки Витим, Муя. Крупные реки Бурятии.

Просмотр видеосюжета «Долина неразгаданной красы», фоторепортажа «Байкал в разные времена года».

Составление рассказа «Почему надо экономить воду?»

Раздел 3. Многообразие земли

Леса. Что такое «лес»

Познакомить с понятием «лес», показать различия лесов на территории нашей страны, родного края. Формировать представления о многообразии растений и животных родного края.

Труд. Оригами. Птицы.

ИЗО.

Рисование по представлению «Лесной пейзаж»

Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. Деревья, кустарники, трава, насекомые, птицы, звери. Культурные, дикорастущие растения

Подобрать материал о растениях и животных своего края. .

Раздел 4. Части света

Природа и достоприме

чательности своего края

Познакомить с природой родного края.. с достопримечательностями Бурятии.

Труд. Книжка-раскладушка на тему «Самые интересные уголки нашего района»

Природа России, достопримечательности столицы- Улан-Удэ, народы, населяющие Россию, их численность

Фоторепортаж «Достопримечательности Бурятии». Сбор материала на тему «Достопримечательности поселка Таксимо»

3 класс

Тема

Цели и задачи

Интеграция

Общие понятия

Практическая деятельность

Раздел 1: Обитатели Земли. Тема 3. Экологическая система.

Почва – важнейшая часть экосистема Почва родного края

Формировать представление о разнообразии почв; познакомить с почвами края; обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

Труд.

Изготовление коллекции «Виды почв»

Чернозем, подзолистые почвы, круговорот веществ, перегной, плодородие

Проведение опыта с почвой

Тема 4: Живые участники круговорота веществ

Как нам жить в дружбе с природой. Охрана природы.

Расширить представление о вреде, который наносит человек природе. Изучить правила поведения на природе на примере бурятского народа.

Чтение. Сочинение «Как могу помочь природе»

ИЗО. Рисование экологических знаков

Экология, правила поведения в лесу, заповедник, Красная книга. Лекарственные растения, редкие растения.

Сочинение «Как могу помочь природе»

Составление правил поведения в лесу

Раздел 2: Моё Отечество. Тема 1. Твои родные и твоя Родина.

Наш край

Расширить представление о своем крае, определить положение на физической карте России, познакомить с картой республики,

Чтение. Составление рассказа «Мой край родной»

Карта республики, край, Родина, малая родина, Бурятия,

Просмотр видеосюжета «Муйский район: Новый день». Рассматривание карты Бурятии. Посетить музей, собрать сведения о своем поселке.

Тема 6. Современная Россия

Народы России. Буряты.

Познакомить с двумя значениями термина «народ», разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Формирование уважительного отношения к разным культурам, обычаям.

Музыка

Музыка моего народа (Бурятские, русские), гимн России, Бурятии.

Народ. Большая и малая родина, символы России, Бурятии, флаг, герб, гимн, президент. Языки и обычаи народов России. Праздники: Сагаалган, Сурхарбан, Алтаргана.

Разучивание песен, гимна.

4 класс

Тема

Цели и задачи

Умения

Интеграция

Общие понятия

Практическая

дея-ность

Часть 1. Человек и природа

Рукотворная жизнь.

На службе у человека

Познакомить со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных. Познакомить с особенностями растениеводства и животноводства края в сравнении с другими районами республики.

Уметь различать отрасли животноводства и растениеводства, объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам.

Труд.

Аппликация из ниток «Домашние животные»

Сорт, порода. Земледелие. Цветоводство, овощеводство. Свиноводство, коневодство, птицеводство, скотоводство .

Презентация

«Конь в жизни бурят»

Сочинение о домашнем животном.

Горные породы и минералы Металлы

Сформировать понятие о свойствах горных пород, минералов и металлах и о способах их использования людьми. Показать необходимость

и способы охраны подземных богатств.

Уметь различать полезные ископаемые своего края по признакам.

Труд. Составление букета из алюминиевой проволоки.

Чтение.

Загадки и сказки о полезных ископаемых

Гранит, нефрит, торф, уголь, нефть, железная руда, природный газ.

Просмотр видеосюжета «Муйский район». Фоторепортаж «Изделия народно-прикладного искусства».

Часть 2.Человек и человечество. Тема3. Человек и прошлое человечества.

История происхождения бурят.

Познакомить с историей происхождения бурят, расширить представление об обычаях и традициях бурятского народа.

Уметь показывать на карте границу, столицу Республики Бурятии, знать особенности жизни и быта бурят.

Труд. Работа с бумагой. Изготовление юрты.

Азия, племена, бурят- монголы, горы Мунко-Сардык, Бурин-Хан

Фоторепортаж «Почему юрта круглая?»

Расы и народы

Как жить в мире людей

Познакомить учеников с тем, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей (народов)

Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей,

Уметь отличать национальность человека от его расы; объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека: ущемляют права людей той или иной расы, национальности

ИЗО. Декоративное рисование «Бурятский национальный костюм»

«Раса», « народ» «национальность», жители Бурятии: буряты, русские, эвенки и другие.

Обыгрывание ситуации познакомиться с ребятами с других стран.

Фоторепортаж «Бурятский национальный костюм»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди