06.06.2019

«Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников


Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, формирование личности. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника.

Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС ДО основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи.

Театрализованные игры строятся на основе литературных или фольклорных произведений, в них всегда присутствуют зрители. Среди театрализованных игр различают игры-драматизации и режиссерские игры. В играх-драматизациях ребенок сам исполняет роль «артиста» , передает образ героя, используя вербальные и невербальные (интонация, мимика, жесты) средства коммуникации. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, сказочных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений. В подобных играх усваивается богатство родного языка, его выразительные средства. Игры-драматизации способствуют формированию диалогической, эмоционально насыщенной речи. Проигрывание потешек, сказок также влияет на перенос новых слов, словосочетаний в активный словарь ребенка.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, которыми управляет ребенок. Используя разные средства вербальной выразительности, он «озвучивает» героев и комментирует сюжет. Режиссерские театрализованные игры включают в себя настольный театр, плоскостной (фланелаграф) и объемный (бибабо, пальчиковый) театр.

В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса. Решение подобной задачи может происходить при разыгрывании многих русских народных сказок. «Три медведя» , «Рукавичка» позволяют дошкольникам произносить одни и те же реплики низким (Михайло Потапыч) и высоким (Мишутка, мышка, лягушка) голосом. Драматизация сказки «Теремок» , «Кот, петух и лиса» учит имитации движений животных, тренирует детей в употреблении вопросительной и восклицательной интонации.

Диалогическая речь, являясь первичной формой речи, служит основой для зарождения монологической речи. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы. Необходимость развития у ребенка умения строить диалог решается при разыгрывании различных сказок, потешек («Колобок» , «Под грибом» , «Кисонька-мурысенька» , «Курочка-рябушечка» ) . Развитию речевых способностей ребенка, а именно умению составлять рассказы способствуют различные упражнения, предлагаемые Ушаковой О.С., например, «Продолжи сказку…» . Также важно учить ребенка видеть начало, середину и конец рассказа, действия. Подобное умение можно формировать в упражнении «Разложи картинки» (по сказкам «Рукавичка» , «Под грибом» , «Три медведя» ) .

Совершенствование артикуляционного аппарата может осуществляться при драматизации доступных детям потешек «Рано, рано поутру…» (автоматизация звука [р] ) , «Ай дуду, дуду, дуду…» (автоматизация звука [д] ) . Воспроизведение звукоподражательных слов, голоса животного (потешка «Гуси, гуси» , «Козлик» ) также благотворно влияет на развитие звукопроизношения.

Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например, использование игр Ушаковой О.С. «Кто лучше похвалит» , «Назови одним словом» при драматизации сказки «Три медведя» пополняет словарь ребенка прилагательными, обобщающими понятиями (мебель, посуда) , игра «Кто что умеет делать» при инсценировке потешки «Наши уточки с утра…» обогащает речь ребенка глаголами (крякать, гоготать, кукарекать) . При обыгрывании сказки «Курочка Ряба» можно упражнять детей в назывании многих качеств персонажей (дед и бабка старые, курочка рябая, мышка серая) и их действий (били, бежала, вильнула, разбилось) .

Таким образом, педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их активном воздействии на речевое развитие младшего дошкольника. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Упражнения на различное интонирование слов (грустным, веселым, низким, высоким голосом) развивают мелодико-интонационную выразительность и плавность речи. Использование музыки при организации театрализованных игр позволяет детям ярче передавать движения героев, которые, в свою очередь, повышают активность речедвигательного аппарата. При исполнении роли дошкольнику необходимо изъяснятся четко, ясно и понятно, что приводит к улучшению диалогической речи, ее грамматического строя. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.

Работаю с малышами более двадцати лет. Люблю этот возраст, в котором все познается впервые: разлука с близкими, новые взрослые, общение с сверстниками, правила поведения, занятия, умения, навыки и т.д. Приятно видеть, как плачущий, намертво вцепившийся в маму малыш, которого впервые привели в группу, через некоторое время превращается в спокойного, самостоятельного ребенка. Он уже умеет и любит общаться с детьми, воспитателями. По словам мамы, когда болеет, скучает и просится в детский сад. Родители довольны и благодарны, и мы получаем удовольствие от результатов своей работы.

Однако в последние годы нас беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати детей группы было два - три совсем неговорящих и трое - четверо плохо говорящих детей, то теперь мы наблюдаем возрастную норму речи у пяти, максимум семи детей!

Поэтому мы постоянно ищем и совершенствуем методы и приемы развития речи своих малышей.

Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок. Все дети любят сказки, а если можно самому принять на себя роль, говорить и двигаться, как любимый сказочный персонаж, это же так увлекательно!

Мы составили перспективное планирование занятий театрально-игровой деятельности на весь учебный год. Проводим эти игры - занятия как развлечения в момент самостоятельной игровой деятельности детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, расширяются их знания о жизни людей и животных: где кто живет; кто что ест, характерные особенности животных и зверей; кто добрый, а кто злой; кого нужно бояться, а с кем можно дружить.

Большое влияние оказывает театрализация на психическое развитие ребенка, совершенствуя все стороны личности: восприятие, память, воображение. Воспитываются нравственные черты характера, художественно- эстетическое восприятие и др.

Мы считаем, что театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают подговаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.

Во время инсценирования сказки обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, диалогическая и интонационная речь. Каждый ребенок по- своему передает характер своего персонажа: у Вани – лиса веселая и хитрая, у Насти – сердитая.

Во время действий с фигурками театра развивается мелкая моторика пальцев рук, ведь дети не только зрители, а активные участники представления.

В нашей группе собрано девять видов наборов для театра:

1. - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.

2. (дерево) – фигурки из дерева, ярко окрашены, легко надеваются на палец взрослого и ребенка.

3(ткань) - фигурки сшиты из ткани (связаны из ниток) различного цвета и фактуры, удобно и легко держатся на пальце. Они не занимают много места, могут «жить» в маминой сумке и в дальней поездке или в очереди на прием к врачу помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, потешки, сказки.

4. - это мягконабивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. Куклы имеют на ногах специальные кармашки для пальцев рук, с их помощью куклы могут шагать. В продаже имеются наборы самых популярных сказок для малышей.

5. (дерево) - представлен фигурками людей и животных, деталями сборных домиков. Используя навыки конструирования, дети с удовольствием строят сказочный теремок, избушку или домик и обыгрывают постройку с помощью персонажей сказки.

6. Театр на фланелеграфе – пробковая доска, обтянутая фетровой тканью, пропитана специальным составом, позволяющим удерживать иллюстрации и фигурки сказочных персонажей, вырезанных из бумаги и наклеенных на бархатную бумагу.

7. – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок: « Три медведя», «Колобок», «Репка» и др.

8. – это наборы сказочных персонажей, сделанные в форме деревянной матрешки. Они особенно любимы малышами, удивленно и восторженно наблюдают дети, как из одной матрешки появляется много других персонажей сказки.

9. Театр – пазлы (дерево) – фигурки героев сказки вставляются в нужную прорезь, получается целостная картина сюжета сказки.

Приобщать детей к инсценированию сказок нужно постепенно. Читая сказку, обращаем внимание детей на крупные яркие иллюстрации книги. Детально рассматриваем изображения героев сказки: бабушка – седая, старенькая, на голове - цветной платок, на ногах - лапти, кофта - белая, юбка - красная, фартук - синий, с карманом. Улыбается, глаза ласковые – значит, бабушка хорошая, добрая. Рассмотрим зайчика - ушки длинные, хвостик – короткий, шерстка - пушистая, серая. Глазки – черные, испуганные, кого-то зайка боится, значит зайка – трусишка!

Сначала показываем действия персонажа сами и просим показать ребенка (как ходит мишка, как плакал зайка и т.д.). Затем учим действовать фигурками героев сказки, отмечая характерные особенности персонажей.

Читая сказку, говорим голосом персонажа: за мышку - тихим, тонким голосом; за волка - низким, грубым; за лису - ласковым, хитрым. Своей интонацией стараемся передать отношение к поступкам героев сказки - одобряющее или осуждающее (молодец, петушок, помог зайчику выгнать лису из избушки! Ай-ай-ай! Какой медведь нехороший! Сломал, развалил домок-теремок!). Своей речью вызываем ответные эмоции детей – они грозят медведю пальчиком, возмущенно трясут кулачками, выкрикивают слова осуждения (Ай-ай-ай, нехороший, плохой, уходи и т.д.).

Одна и та же сказка периодически повторяется, чтобы дети хорошо запомнили сюжет и героев сказки. В группе и на прогулке нужно напоминать характерные движения, фразы персонажей, песенки и т.д. Убедившись, что сюжет хорошо усвоен, привлекаем детей к инсценированию. Можно использовать фигурки настольного или пальчикого театра, шагающих кукол, а можно совместить несколько видов игрушек.

Некоторые дети сами говорят:

Я буду Колобок!

А я лиса!

Другим нужно предложить:

Хочешь, Настя, быть зайчиком?

Начиная совместный рассказ, необходимо побуждать ребенка вступить в действие соответственно выбранной роли. Если ребенок забыл слова персонажа, нужно напомнить ему нужные фразы. Не надо требовать буквального воспроизведения. В дальнейшем, при повторных играх активность детей увеличивается, они уже могут самостоятельно, действуя фигурками театра, рассказывать любимые сказки.

Смелые, уверенные в себе дети стремятся всегда быть главными героями, а задача воспитателя – дать возможность самовыражения застенчивым, робким малышам.

В нашей практике был случай, когда маленький скромный Ванечка, который так подходил на роль мышки в инсценировании сказки « Теремок», но видимо, впечатлился ролью главного героя медведя, неожиданно вышел важно, косолапой уверенной походкой, заговорил громким низким голосом. Из него получился такой медведь, что мы не поверили своим глазам!

Мы советуем родителям в домашних играх с детьми использовать какой-либо набор игрушек для театрализованной деятельности. Можно привлечь к инсценированию старших детей, бабушек и дедушек. Если придут гости с детьми, можно развлечь их забавным домашним театром. Также можно сделать театральные куклы своими руками. В нашей группе есть коллекция фигурок пальчикового театра, сделанных руками родителей из папье-маше, соленого теста, клееной ваты, вязаных и сшитых из ткани. Пусть они не такие красивые, как покупные, но они ценны тем, что сделаны родителями совместно с ребенком! Пусть участие малыша минимально, но он так горд и счастлив – «сам глазки зайке сделал!». Совместное творчество и игры укрепляют семейные отношения, помогают детям ощущать внимание, заботу и любовь родителей.

«Театрализованная деятельность - как средство развития речи у дошкольников»

Выполнила: Артюшенко Ю.В.

МКДОУ д/c «Красная шапочка» р.п.Линево

воспитатель

Содержание

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы и среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Дети во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры помогают мне создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Увиденное и пережитое в игре – драматизации и в их самодеятельных театрализованных представлениях создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Всё это несомненно, способствует развитию речи , умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.

Основная цель : развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованных и

Задачи :

1.Развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику у дошкольников.

3. Обеспечить развивающую среду , насыщенную разнообразными игровыми

материалами, декорациями, различными видами театров , способствующей

становлению театрально -игровой деятельности и развитию связной речи

дошкольников .

4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового

опыта, речевой активности ребенка.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Работу по формированию развитию речи посредствам театрализованной деятельности начала с детьми третьего года жизни. Во второй младшей группе начала формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) ; в средней группе планирую обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (имитации, мимике, пантомиме) ; в старшей группе будем совершенствовать художественно – образные умения.

В своей работе я использую следующие формы организации театрализованной деятельности детей и основные направления работы с детьми:

    Театрализованные игры.

    Рассказы о театре.

    Индивидуальные творческие задания.

    Сочинение сказок, придумывание историй для постановок.

    Беседы-диалоги.

    Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

    Чтение литературы.

    Оформление выставок, альбомов, родительского уголка.

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Театрализованная деятельность дает мне возможность развивать у детей не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), а также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Таким образом, дошкольники усваивают богатство родного языка, и используют выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараются говорить четко и понятно для окружающих.

Для театрально – игровой деятельности в группе я оборудовала театральную гостиную , что позволило создать максимально комфортные условия для творчества детей. В нашей гостиной представлены различные виды театров (марионетки, пальчиковые и т. д.), есть костюмерная и уголок ряженья.

На всех этапах работы я использую следующие методы формирования развития речи :

1. Наглядные методы помогают в рассматривание картин со знакомым детям содержанием, при описании детьми картинок и игрушек, придумывании сюжетных рассказов.

2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале мне необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности . Например : после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» задаю такие вопросы: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? – Как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

3. Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. Я использую дидактическую игру (с наглядным материалом и словесную) . Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры- драматизации , настольной инсценировки.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр– способствует развитию речи, так как стимулирование кончиков пальцев, подражание движениями рук, игры с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. В нашем театральном уголке созданы наборы для сказок «Волк и козлята», «Репка», «Колобок», «Айболит»

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, дети впитывают богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и стараются говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

По мере увеличения знаний о театре, продолжаю знакомить детей с его разными видами. В этом огромную помощь оказывают родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы.

Вот некоторые примеры:

Театр на палочке, на ложках - вырабатывает ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью. Это персонажи к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок».

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь. Это сказка «Колобок»

Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Это персонажи к сказкам «Теремок», «Репка»

Стендовый театр - это театр на фланелеграфе, магнитный стендовый, стенд- книжка . Для этого вида театра созданы персонажи по сказкам «Три медведя», «Три поросенка», «Лисичка–сестричка и волк» и другие.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Т еатр живой куклы . Это достаточн о новый для нас вид театра. Мы с детьми с большим удовольствием применяем с своей работе театр масок.

Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В работе с родителями отвожу особое место. Стараюсь каждому рассказать, что может сделать именно их ребенок. Большой интерес проявляют родители, принимая участие в пополнении театрального реквизита. Предлагаю родителям что-то смотреть с детьми, послушать, поучить, почитать, посоветоваться по изготовлению костюма. Совместно с родителями организовала вечер «В гостях у сказки». Участвовали все дети и несколько родителей. И дети, и родители показывали отрывки из знакомых сказок. Затем дети обсуждали выступление родителей, а родители дали оценку детям. Привлекаю родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.

Запланировала до конца года провести совместно с родителями такие вечера, как «Любимые сказки», «Смешные истории», «Здравствуй сказка».

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Ведь какими мы вырастим наших малышей, такое будущее нас ждет. Очень сложно было распределение положительных и отрицательных ролей, потому что почти все дети хотели играть положительных персонажей. Я старалась донести до детей то, что все: и взрослые, и дети - артисты и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

Насколько происходит развитие речи у дошкольника по средством театрализованной деятельности, показывает диагностика. Провожу два раза в год. Ключевой метод отслеживания - наблюдение - позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы; наметить перспективу работы всей группы. Детям, у которых высокий уровень даю более сложный материал. Дети среднего уровня и низкого уровня получают роли соответственно их возможностям. Но иногда дети стараются запомнить главную роль и в процессе постановки спектакля вырастают до этой роли. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Критерии оценки составляющих развития речи

Связная речь:

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

Грамматический строй речи .

Низкий уровень – 1 балл: фразы нет; пользуется корневыми словами, лишенными флексий. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

Средний уровень – 2 балла: не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существ. в И. п., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ. по числам. Допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

Высокий уровень – 3 балла: правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных – окончаниях. Дети владеют закономерностями словоизменения и словообразования. Умею грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Словарный запас .

Низкий уровень – 1 балла: активный запас ограничен бытовым уровнем, владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.

Средний уровень – 2 балла: использует все части речи, но не всегда точно; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.

Высокий уровень – 3 балла: активный словарь соответствует возрастной норме.

Эмоциональная выразительность:

Высокий уровень 3 балла: Эмоции соответствуют характеру заданной театральной постановки. Прослеживается точность и четкость движений, мимики, жестов, поз. Свободно движется перед зрителем, эмоциональность и выразительность выражается также, что и на репетициях. В творческих занятиях проявляет инициативу и выдумку. При сюжетной постановке легко перевоплощается и входит в роль. Умеет радоваться своим успехам и успехам других.

Средний уровень – 2 балла: Поддерживает эмоциональный уровень только в понравившейся теме. Часто прослеживается не точность и четкость в движениях. Сковано и зажато ведет себя перед зрителем, в отличии от репетиции. Творчески себя проявляет скромно, особенно при составлении сценария. В сюжетной постановке удаются не все предложенные роли.

Низкий уровень – 1 балл: Эмоции отсутствуют либо проявляются не там где положено. Нет желания участвовать, в какой-либо постановке, игре, сюжете. Стеснительное, не активное поведение прослеживается как на занятиях, так и на показательных мероприятиях. Не наблюдается предрасположенности, к каким-либо ролям и заинтересованного участия в театральных постановках.

Литература

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с. Весёлое» Красногвардейский район Белгородская область

Сообщение

«Театрализованная деятельность, как средство, развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Дашевская Татьяна Николаевна

Весёлое 2016 г.

«Театрализованная деятельность, как средство, развития речи

детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания. Главное направление развития речи 5-го года жизни - это освоение связной диалогической речи.

Одна из основных задач ФГОС - разностороннее развитие детей по основным направлениям осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.

Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

К.С. Станиславский.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует миру чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию, через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости.

Целью нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.

Работая с малышами, мы обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".).

Благодаря системным занятиям у детей развивается активная речь и вырабатываются игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывают говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства - выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Наша работа с детьми среднего возраста направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами.

В работе с детьми мы стали использовать:

    многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок с элементами волшебства, о животных (Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки:

    «Теремок», «Колобок», "Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.(в течение квартала планируем одну сказку).

    игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых"; «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, стараемся больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подводим детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по - разному используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.

К постановкам спектаклей, привлекаем и родителей, даём домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.

Для родителей размещаем:

    Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализуется проект с участием родителей «Сказка своими руками». Изготавливаются персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Список использованной литературы:

1.Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

2.В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.

3.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

4.Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.

5.Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

М Б ДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 65

«Детский сад общеобразовательного развития»

Статья по теме:

« Театрализ ация как средство развития речевой деятельности дошкольников . »

Воспитатель:

Хинцинская В.В.

Кемерово-2013г.

Апрель,2013г.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего “зрелища” на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть “хорошим артистом”. И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 34 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» – М.: ТЦ «Сфер», 2002.

2. Анищенкова Е.А. «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» – М.: Просвещение, 1991.

4. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» – М.: Книголюб, 2005.

5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада». – М.: Просвещение, 1977.

6. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М.: 1981.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди