01.10.2019

Основные принципы воспитания детей дошкольного возраста. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике методическая разработка на тему. Развитие ребенка в дошкольном учреждении


Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития.Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - закономерность. Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и личностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в си туации успеха - закономерность. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т.п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, предвосхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и принципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее починить. И в соответствии с первой закономерностью процесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал способ ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это похоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выразить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отремонтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы воспитаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склонного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса. Из-заэтого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи дошкольного воспитания:

  • 1. обеспечить физическое здоровье;
  • 2. обеспечить эмоциональное благополучие;
  • 3. обеспечить интеллектуальное развитие;
  • 4. обеспечить волевое развитие каждого малыша .

Одной из качественных характеристик любой науки является нахождение закономерностей развития объекта исследования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.

Закономерности отражают сущностную характеристику процесса

развития. Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - закономерность. Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и личностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха - закономерность. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, предвосхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и принципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее починить.

И в соответствии с первой закономерностью процесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал способ ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это похоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выразить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отремонтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы воспитаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склонного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.

    ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

    Впервые дидактические принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге "Великая дидактика". Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

    Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

    Принцип воспитывающего характера обучения . Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

    Принцип развивающего обучения . Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л.С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о "зоне ближайшего развития". Он выделял два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития, при котором ребенок может Самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития - то, что находится в процессе становления, т.е. завтрашний день развития, при котором ребенок решает задачи определенной трудности при некоторой помощи взрослого. Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

    Принцип научности . На занятиях вос-ль формирует у детей реальные представления, знания об окруж. мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.

    Принцип наглядности обучения . Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

    Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схемйтическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. 3 детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты) Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

    Принцип доступности . Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Воспитатель должен знать уровень развития познавательных психических процессов,

    те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются. Однако доступное э обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

    Принцип систематичности , последовательности и постепенности . Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

    Принцип связи обучения с жизнью . Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

    Принцип активности у сознательности . Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

    В дошкольном возрасте в основном наблюдается подражательная, репродуктивная активность. Все познавательные действия происходят по требованию воспитателя. Необходимо так осуществлять обучение, чтобы развивать у детей познавательный поиск, инициативу в познании, интерес к учению. Большое значение в связи с этим имеет ориентировочная реакция на новое. Задача воспитателя - создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учению, воспитать самостоятельность.

    Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

    Принцип – это утверждение, которое соответствует двум критериям.

    С одной стороны, это постулат, который был сформирован на основе многолетнего опыта наблюдений за каким-либо явлением.

    С другой стороны, это отправная точка для формирования дальнейших действий, выводов, умозаключений.

    Если касаться принципов воспитания – то это основные исходные положения, которые направляют воспитательный процесс в нужное русло . И тем самым они помогают достичь поставленных педагогических целей.

    Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Это выражается во множестве вопросов, стремлении побольше узнать о происходящем вокруг. Прогрессивно направленные педагоги всегда понимали воспитание детей как общественный институт, призванный с малого возраста готовить их к жизни в обществе.

    В разных странах, в разное время содержание принципов воспитания менялось, ставя на первое место то личную, то общественную, то государственную направленность. Иногда в основу формирования принципов ложились идеологические установки, политические доктрины. Отечественная педагогика тоже переболела этой болезнью. В настоящее время, воспитание подрастающего поколения направлено на подготовку человека к общественной и счастливой личной жизни.

    Основное

    Педагогика, как наука, определяет семь основных принципов воспитания подрастающего поколения:

      1. Общественная направленность воспитания.

        Все люди существуют в социуме, поэтому принцип связи воспитания с обществом является основополагающим.

        Чем младше ребенок, тем больше возможностей сформировать его социальные навыки, обусловленные влиянием окружающей среды, общества, условиями его существования.

        Для реализации принципа общественного воспитания педагог должен разъяснить:

        1. Значение экономического развития общества для удовлетворения потребностей граждан.
        2. Необходимость и общественным ценностям.
        3. Важность стремления индивидуума к обеспечению не только собственных потребностей, но и к приумножению общественной собственности.
        4. в создании материальных и духовных ценностей.
        5. Общие основы современного производства, научной организации труда.
        6. Важность правильного выбора профессии, жизненной позиции, смысла жизни.
      2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

        Школа жизни – наиважнейший институт воспитания. Поскольку все люди живут и реализуют себя в обществе, невозможно недооценить влияние окружения на воспитательный процесс. Во многих воспитательных системах принцип связи воспитания с жизнью реализуется через приобщение учеников к труду, посильному участию в общественном производстве. При этом преподаватель должен действовать в двух направлениях:

        1. Подробное ознакомление с основными направлениями трудовой деятельности людей.
        2. Привлечение воспитанников к различным видам общественно-полезной деятельности.
      3. Воспитание в коллективе, через коллектив.

        Реализуя этот принцип, важно сформировать у ребенка такие социально-психологические качества, которые помогли бы ему в общении со сверстниками и взрослыми.

        Умение дружить, войти в детское общество, действовать совместно с окружающими, уступать и подчиняться при необходимости – все это навыки, обеспечивающие учащемуся безболезненную адаптацию к любому новому коллективу, способствующие созданию благоприятного климата для дальнейшего обучения и развития.

        С другой стороны, чем больше общения и совместных действий ребенка с коллективом, тем больше знаний, навыков и умений оказывается в его багаже. Для реализации данного принципа, воспитательная работа должна быть направлена на организацию совместных действий учащихся в познании, творчестве, трудовой деятельности, общении и досуге. А также в формировании правильного общественного мнения коллектива школьников и преподавателей и использование его в целях воспитания личности.


      1. Опора на положительное.

        Положительная концепция в формировании личности – вот основа данного принципа.

        Задача воспитателя – тщательно изучить личность ребенка, оценить положительные и отрицательные качества и построить воспитательный процесс основываясь только на хорошем.

        Дело в том, что правильное выявление позитивных качеств воспитуемого: , которыми он обладает, является важным прогностическим фактором правильного выбора будущей профессии или сферы деятельности.

        Поощряя и развивая все то положительное, что есть в ребенке, можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.

        Что же делать с отрицательными качествами, промахами и недостатками? Их надо выявлять, обсуждать, осуждать и исправлять тихо и деликатно. Недопустимо акцентировать внимание окружающих и воспитуемого на негативные стороны его личности. Это может привести к неуверенности и неудачам.

      2. Гуманизация воспитания.

        Данный принцип – это логическое продолжение предыдущего.

        Он требует от воспитания соблюдения следующих подходов:

        1. Человеческого отношения к воспитаннику.
        2. Соблюдения его прав и свобод.
        3. к жизненной позиции воспитанника, даже если она противоречит общепринятой.
        4. Четкого доведения до сознания воспитанника целей и методов воспитательного процесса.
        5. Предъявления разумных требований, их доступная формулировка.
        6. Отсутствие насилия в методах воспитания, как эмоционального, так и физического.
        7. Уважение к убеждениям (гуманитарным, религиозным и пр.) воспитанника, полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат этим убеждениям.

    1. Личностный подход.

      Педагогические методики всегда подчеркивали значение двух подходов в воспитании: учет возраста воспитанников и индивидуальный подход к каждому из них.

      Однако многолетние исследования показали, что только личностный подход в воспитании дает по-настоящему положительные результаты. Реализация этого принципа основана:

      1. На изучении индивидуальных особенностей личности (темперамент, характер, взгляды, вкусы, интересы, привычки).
      2. На оценке целостности личностных качеств (направление мышления, мотивация, жизненные установки, отношение к труду).
      3. На постановке посильных целей и задач в воспитании, исходя из полученных о воспитаннике знаний.
      4. На выявлении причин, мешающих воспитательному процессу и оперативного их устранения.
      5. На выборе индивидуальной тактики воспитания.
      6. На сочетании воспитания с самовоспитанием личности.
    2. Единство воспитательных воздействий.

      Как правило, в воспитательном процессе участвует не один воспитатель. Это коллектив преподавателей в учреждении образования, семья, общественные организации, руководители внешкольных кружков, секций и так далее. Каждый из вышеперечисленных институтов имеет свое педагогическое воздействие на личность. И если эти всесторонние воздействия имеют одно направление, работают в унисон, дополняют и усиливают друг друга, то можно рассчитывать на максимальный эффект.

    Дошколята

    Дошкольное воспитание и образование является первым звеном в единой цепочке непрерывного процесса воздействия на подрастающее поколение. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступает в более тесном единстве. Поэтому совокупность принципов, лежащих в основе дошкольного воспитания и образования, имеют общую формулировку.

    Здесь можно выделить семь основных принципов:

      1. Принцип научности – утверждения, опыт, знания, используемые в образовательном процессе должны быть реальны, отражать действительность, не противоречить дальнейшему школьному образованию.
      2. Принцип наглядности основан на том, что зрительная информация воспринимается ребенком мгновенно, слуховая же усваивается постепенно и медленно. Принцип реализуется в дошкольных учреждениях посредством демонстрации натуральных предметов, картинок, иллюстраций, символов.
      3. Принцип доступности реализуется посредством установления связи предоставляемых знаний с теми, которыми ребенок уже обладает. Здесь важно не опустится с доступности до легкости обучения. В противном случае появляется риск отсутствия умственных усилий и, как результат, замедление развития.

    1. Принцип активности и сознательности.

      В процессе обучения преподаватель должен направлять воспитанника на самостоятельное решение практических и познавательных задач, стимулируя тем самым процесс развития навыков и усвоения знаний.

    2. Принцип последовательности и постепенности. Передача знаний должна происходить по дидактическим правилам – от уже известного к новому, от простого к сложному, от близкого к далекому и так далее.
    3. Принцип учета возрастных особенностей.
    4. Принцип индивидуального подхода в обучении. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника как физические (зрение, слух, физическое развитие), так и психо–эмоциональные (темперамент, самостоятельность, готовность к обучению). Исходя из этих индивидуальных особенностей, выстраивается система воспитания и обучения, направленная на получение достойного результата.

    В семье

    Наряду со школой и дошкольными учреждениями, играет ключевую роль в процессе воспитания ребенка, становлении и формировании и его личности.

    Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми и любящими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами отличаются предельной доверительностью. В окружении близких людей, душа ребенка открыта.

    Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительное и тормозить негативные проявления. Влияние семьи велико еще и потому, что она первой вступает во взаимодействие с ребенком. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям.

    В семейном воспитании также можно выделить несколько основополагающих принципов:

    1. Воспитание в любви. Только институт семьи может обеспечить реализацию этого принципа. Поэтому он очень важен и является первым и главным.
    2. Индивидуальный подход. Ребенок – это личность и воспитывать его нужно с учетом индивидуальных особенностей.
    3. Родительский пример. Родители должны быть примером для своих отпрысков. Природная подражательность детей направлена в первую очередь на самых близких. Родители не смогут положительно влиять на детей, если сами не совершенствуются.
    4. Недопустимость двойных стандартов в воспитании. Этот принцип можно трактовать двояко. С одной стороны, неприемлема ситуация когда один из родителей что-то запрещает, а другой то же самое разрешает. С другой стороны, недопустимо разное отношение к детям, наличие любимчиков, если отпрысков в семье несколько.
    5. Система поощрений и наказаний. Поощрять ребенка нужно обязательно. Это может быть доброе слово, игрушка или поход в цирк. Наказания не должны быть физическими и задевать достоинство малыша. В любом случае, какая бы не была мера воздействия, ребенок должен знать, почему и за что он ее получил.
    6. Принцип последовательности в воспитании. Если ребенку были озвучены определенные требования, либо обозначена система поощрений, недопустимо отступление от озвученных правил.

    Заключение

    Не секрет, что инертность, социальное отчуждение, нежелание принимать на себя ответственность общественную, семейную и даже личную, присуща значительной части современной молодежи.

    Взрастить полноценного члена общества на такой не благодатной почве весьма затруднительно. Именно поэтому очень важно не упустить момент, Начать воспитательный процесс с первых дней жизни. Передавать воспитанника из семьи в садик, из садика в школу не останавливая процесс воспитания, применяя при этом принципы, основанные на многолетнем опыте и научных разработках.

    В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздейству­ющим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

    Методы воспитания – это способы педагогичес­кого воздействия на сознание воспитуемых, направ­ленные на достижение цели воспитания.

    В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

    Применение педагогических технологий в обра­зовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодей­ствия с воспитанниками и обучающимися и пошаго­вое структурированное определение путей и спосо­бов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокуп­ность последовательно реализуемых технологий пе­редачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогичес­кого процесса и его текущего контроля.

    С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.

    Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

    Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

    Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

    При этом педагоги отбирают методы, ориентиру­ясь на закономерности, присущие специально органи­зованному воспитательному процессу.

    Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особен­ности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагнос­тические методики.

    Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

    До сих пор в образовательных учреждениях раз­ного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, не­обходим комплекс методов

    Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об инди­видуальной работе, о подборе методов, соответствую­щих особенностям воспитания, организации специаль­ных педагогических ситуаций.

    Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспи­тательные воздействия переходят во внутренние сти­мулы его поведения и деятельности.

    В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «при­ем» воспитания.

    Прием – это частное проявление того или друго­го метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

    Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, нагляд­ные пособия.

    Методы, приемы и средства настолько взаимосвя­заны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

    Гуманизация образования, ориентация на личнос­тную модель воспитания – все это требует доверитель­ных, внимательных отношений педагогов и воспитан­ников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.

    Классификация методов воспитания

    Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не приме­няются изолированно друг от друга. Все они взаимосвя­заны, и в зависимости от ситуации одни методы перехо­дят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в ос­нове которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

    Существует много подходов к классификации ме­тодов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.

    В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

    Цель – что человек хочет;

    Мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

    Средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

    Результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

    Отношение человека к результатам и процессу са­мой деятельности.

    Уже в структуре деятельности заложены опреде­ленные воспитательные возможности.

    Исходя из этой структуры деятельности выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

    1. Методы формирования сознания личности (взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).

    2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения.

    3. Методы стимулирования и мотивации деятельнос­ти и поведения.

    4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

    1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, дис­пут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные ме­тоды этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лек­ция, диспут).

    Эти методы направлены на обогащение и разви­тие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нрав­ственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, назван­ные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

    Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стиму­лируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосо­знания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.

    В дошкольной образовательном учреждении осо­бенное место отводится рассказу.

    Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанни­ки получают знания о нравственных поступках, о пра­вилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествова­ния, раскрывает детям понятие положительного по­ступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и по­ведение сверстников.

    Для детей младшей группы для рассказа подбирают­ся в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей сред­ней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

    Метод рассказа требует от воспитателя эмоцио­нального изложения, определенной артистичности.

    Разъяснение как метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственно­го поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

    Самое главное при использовании метода разъяс­нения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

    Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диа­лог может вестись с одним воспитанником, с несколь­кими или фронтально, с большой группой детей

    Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 че­ловек), т. к. в этом случае все дети могут принять уча­стие в диалоге.

    Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкрет­ной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

    Любая беседа требует хорошего знания своих вос­питанников, их возможностей для участия в диалоге.

    Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспита­телю. Главной фигурой при проведении беседы дол­жен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

    Беседа как метод воспитания постоянно присут­ствует в дошкольном образовательном учреждении, но полагаться только на этот метод нельзя, так как функ­ция беседы носит ограниченный характер. Тем более, что дети дошкольного возраста еще не имеют доста­точного жизненного опыта для глубокого и самостоя­тельного анализа фактов и содержания беседы.

    И вот тут очень важен пример как метод воспита­ния, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

    Пример – это прежде всего своеобразный на­глядный образ, яркий показательный образец, достой­ный подражания. Среди функций положительного примера как метода воспитания можно выделить сле­дующие: социальную, управленческую, воспитатель­ную, познавательно-ориентирующую, стимулирующую, корректирующую.

    Я.А. Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». В воспитательной работе с дошкольника­ми пример является своеобразным наглядным посо­бием.

    Используя пример в процессе воспитания и раз­вития ребенка, важно знать, что он связан с подража­нием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товари­щу, матери, отцу.

    Подражание особенно свойственно дошкольни­кам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребенок от бес­сознательного подражания переходит к преднамерен­ному, т. е. от подражания внешним действиям к подра­жанию внутренним качествам и свойствам личности, так как не всегда может их определить, выразить в сло­весной форме, но он подражает внешним проявлени­ям поступков своих героев и дает этому свое детское объяснение.

    Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подра­жания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна роль воспитателя в развенчании таких отрицательных примеров.

    Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспита­телю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ре­бенка во всех случаях жизни.

    2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приуче­ние, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

    Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – не­пременное условие развития и воспитания личности.

    Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть не­большими группами, строить песочные дома и крепо­сти индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познаватель­ных речевых и математических конкурсах, играх.

    В таких совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных ка­честв. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности.

    Деятельность сама по себе не будет иметь должно­го воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не использу­ются педагогически оправданные методы воздействия на детей.

    Педагогическое руководство деятельностью воспи­танников опирается на структуру деятельности, ее звенья.

    В работе с детьми дошкольного возраста использу­ется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разносто­роннего развития ребенка, его природных задатков.

    А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».

    По отношению к личности дошкольника деятель­ность будет нейтральной, если воспитатели и педагоги не найдут соответствующего способа ее педагогичес­кой инструментовки. В этой инструментовке и должны сочетаться определенные приемы воспитания, направ­ленные на социально нравственное становление лич­ности, формирование опыта поведения.

    Среди методов организации деятельности наибо­лее часто используется приучение. Приучение направ­лено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

    Формированию привычки поведения в свое вре­мя особое внимание уделял К.Д. Ушинский. Он ука­зывал, что с помощью воспитания привычек, убежде­ния делаются наклонностью и мысль переходит в дело.

    Приучить ребенка правильно вести себя необхо­димо с момента его прихода в младшую группу дет­ского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

    Воспитатель для себя четко определяет, какие при­вычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей, опреде­ляются показатели и критерии их формированности.

    Затем детям дается образец выполнения опреде­ленных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).

    Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель доби­вается точности выполнения действий, а затем быст­роты и качества.

    Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослых. Такой контроль требует от педа­гогов и воспитателей внимательного, заботливого от­ношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия – хорошо ли убрал в игровом уголке, правильно ли разложил строительный материал, все ли собрал карандаши и краски.

    Режим жизни в детском саду положительно вли­яет на всю последующую жизнь ребенка в семье, в школе.

    Метод приучения органически связан с таким ме­тодом воспитания как упражнение. Если метод приуче­ния связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

    Система упражнений необходима для формирова­ния привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закреп­ление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дресси­ровку, как механическое повторение действий. Упраж­нения связаны с организацией жизни детей, с их раз­нообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соот­ветствии с принятыми в обществе нормами и правила­ми. Например, дети играют в магазин. Здесь они учат­ся быть продавцом и покупателем, учатся быть взаимно внимательными.

    С помощью метода упражнений ре­бенок в специально созданных педагогических ситуа­циях овладевает опытом общественного поведения.

    При использовании методов приучения и упраж­нения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций.

    Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ре­бенка.

    3. К методам стимулирования и мотивации дея­тельности и поведения относятся: поощрение, наказа­ние, соревнование.

    Среди указанных методов наиболее употребитель­ны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

    Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение все­гда связано с положительными эмоциями. При поощ­рении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребе­нок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, ис­пытывающие робость, несмелость, являющиеся след­ствием негативных отношений в семье.

    В дошкольном учреждении поощрение часто свя­зано с наградой в виде разрешения поиграть с опре­деленной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. Особенно необходимо одобрение, похвала при проведении учебного занятия.

    Однако следует постоянно следить за тем, как дети ре­агируют на поощрение, – ждут подарков или начи­нают зазнаваться и т. д. Воспитатель не должен по­стоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный под­ход в воспитании.

    Наказание принято считать дополнительным ме­тодом воспитания. Само наказание связано с осужде­нием отрицательного поступка, отрицательного отно­шения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказа­ние не должно вызывать у ребенка страдания, отрица­тельных эмоций.

    К методу наказания воспитатели должны относить­ся очень осторожно. Следует учитывать, что в совре­менных условиях дети очень импульсивны, они эмоци­онально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым раз­личным заболеваниям, они физически слабые. В педа­гогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоре­чиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолиро­вать ребенка от группы сверстников, а некоторых де­тей нельзя осуждать в присутствии других.

    В практической деятельности педагоги, воспитате­ли, выбирая методы воспитания, руководствуются це­лью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивиду­альные особенности большей части воспитанников.

    В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необ­ходимо педагогическое мастерство, наличие творчес­кого подхода в организации воспитательного процес­са.

    Вспомним К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не говорим педагогам, поступите так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообра­жаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить. Не только обстоя­тельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств вос­питания и воспитуемых личностей предписывать ка­кие-нибудь общие воспитательные рецепты».

    Задания для самостоятельной работы

    1. Существует ли взаимосвязь цели, задач, содержа­ния и методов воспитания?

    2. Раскройте классификацию методов воспитания.

    3. В чем специфика использования методов поощре­ния и наказания к детям дошкольного возраста?

    4. Проанализируйте, какие методы воспитания были использованы воспитателем на учебном занятии с детьми или во время утренней прогулки.

    5. Составьте систему педагогических ситуаций для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций в группе детей.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди