14.04.2019

Развитие сенсорного развития посредством дидактических игр. "Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр". Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета


Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus - ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо­собности составляют фундамент умственного разви­тия ребенка.

Сенсорные способности - это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эта­лонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая систе­ма мер и т.д.

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоня­ния и др.).

Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление - чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности зани­мают ведущее место. Они дают возможность с осо­бой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звуча­ния и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

Формирование сенсорных эталонов

Обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

    развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели­чины.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Алексеенко Галина Михайловна

Введение

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.

Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное

воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.

Цель методической разработки:

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи:

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной

активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал

увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того, что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Использую следующие виды дидактических игр:

Игры - забавы

Настольно – печатные

Словесные

Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Познавательный вопрос, проблемная ситуация

Выделение игровых задач

Наличие правил

Действия играющих

Подведение итогов игры

2. Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

Я использовала разнообразные методические приемы:

Словесные (рассказ, ответы-вопросы, объяснение, художественное слово);

Наглядные (рассматривание, сравнение);

Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)

Игровые (игровая деятельность)

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);

Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;

Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:

Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Заключение

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Бизиборд

Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.

Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.

Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.

Область применения:

Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.

Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук

(Образовательная область «Физическое развитие»).

С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту

(ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения.

(ОО «Познавательное развитие») .

Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.

Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».

Возможности использования:

Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Количество и счёт»

Цель: развитие элементарных математических представлений.

«Чудо-дерево»

Цель: Формирование счётных навыков.

Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.

«Раз, два, три - замочек отвори».

Цель: формирование познавательных интересов.

Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.

Воспитывает интерес к природному окружению.

За дверцей картинки. Например, животные.

Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?

Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.

«Помоги паучку сплести паутину».

Цель : Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверх", "вниз", "справа", " слева".

Формирует навыки шнуровки.

Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.

Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.

"Слоник с секретом".

В основе этой игры лежит всем известная игра "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.

Игра заключает в себе несколько дидактических игр.

Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Эта игра очень полезна для развития ребенка.

Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.

Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.

Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.

Область применения:

Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.

Возможности использования:

Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:

Игры, в которые мы играем с детьми:

«Угадай, что потрогал»

«Определи на ощупь»

«Найди пару»

«Узнай фигуру»

Дидактическая игры дают возможность решать задачи:

1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.

2. Закреплять представления о свойствах предметов.

3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

4. Развивать умение определять на ощупь.

Возраст: Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Науширванова Альбина Вилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №278
Населённый пункт: город уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Дата публикации: 14.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством

дидактических игр.

Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного

воспитания. Таким образом он познаёт окружающий мир. Ярким примером является

стремление в младенческом возрасте испробовать всё на вкус. Позже это переходит в

желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок,

проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным

помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитание в нём личностных

качеств и знакомстве существующими реалиями являются сенсорные детские игры.

Сенсорика происходит от латинского слова «sensus», что означает восприятие.

Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять

собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное

восприятие.

Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о

таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное

представление, размер. Для трёхлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно

развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.

Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного

воспитания крохи – как он видит, слышит, осязает мир вокруг себя.

В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет?

Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста – это:

Базовый фундамент для умственного развития.

Развитие наблюдательности и внимания.

Положительное влияние на эстетические чувства.

Расширение воображения.

Возможность освоения новых способов познания предметов и мира.

Приобретение сенсорных эталонов.

Постижение навыков учиться и изучать.

Помощь в увеличении словарного запаса.

Влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная,

слуховая, образная и другие.

Для того чтобы ребёнок гармонично рос и получал грамотное воспитание,

необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного

внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет. Именно в этот период кроху ждёт

встреча с огромным объёмом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого

человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок – это

игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький

хвостик, в то время как малыш этого ещё не знает. Очень важно родителям и

родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно

преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.

Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание

в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков

движения. В раннем возрасте малыши стремятся всё повторить за взрослыми и

подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить

сенсорное воспитание крохи. Например, как общаться с интересующими его

предметами, как держать карандаш, лепить и рисовать.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает

основополагающее место в познание мира, ведь практически всё о нём ребёнок

узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня

сенсорного развития ребёнка. Кроме того преподнесение информации об

окружающем мире в итоговой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт

внимание крохи.

Поэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет

фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также

имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие необходимое для

успешного обучения и развития ребенка. Вот некоторые дидактические игры,

направленные на развитие сенсорных способностей для использования в домашних

условиях.

Игры на развитие тактильных ощущений

Тактильные карточки.

Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный

потенциал ребенка.

Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для

мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая

часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с

такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре.

Описание игры:

Предлагается найти пару каждому типу поверхности;

Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий,

шершавый);

Предлагается угадать материал при ощупывании предложенной карточки под покрывалом;

Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).

Игры на развитие восприятия формы.

1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки,

геометрические фигуры и тела).

Описание игры:

положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или

треугольные фигуры.

попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать

разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.

2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики

Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.

Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми,

которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка

такую же.

Игры на развитие восприятия размера.

Дидактическая игра: «Разложи по размеру»

Цель: учить соотносить предметы по величине.

Описание игры:

По просьбе педагога нужно разложить по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и

др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может

уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

Итак, сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш

досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно

разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета

и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это

его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет

проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в

развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным

способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Развивающие игры с пуговицами.

Игры с пуговицами отлично развивают:

Мелкую моторику и тактильное восприятие;

Зрительно-моторную координацию;

Точность движений и внимание;

Математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по

Эмоциональное и творческое развитие

1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета.

Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями,

золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы,

тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не

забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая),

посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.

2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите

«В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.

3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных

пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом

расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.

4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую,

красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую):

в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую -

маленькие.

5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд,

например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность.

6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово

«Развитие сенсорных способностей посредством

нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

подготовила

педагог дополнительного образования

Червова Юлия Николаевна

Кемерово 2016

Пояснительная записка

Цель моей работы по выбранной теме - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

Задачи, поставленные мной при работе по выбранной теме:

Изучить психолого-педагогическую литературу по сенсорному развитию.

Определить уровни развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Выявить условия развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание развивает зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, кинестетическое и другие виды восприятий.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Дрыгина Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Лангепас, Ханты–Мансийский автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры"
Дата публикации: 22.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством

дидактической игры

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период

ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку

возможность получить как можно более разнообразный и полезный опыт. Большое

значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного,

физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня

сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит,

осязает окружающее.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет

успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Работая с детьми дошкольного возраста, мне всегда было интересно использовать

дидактические игры в разных видах деятельности. Я стараюсь создать условия для

переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно

хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не

только созерцать, но и активно действовать.

Поэтому я пришла к выводу, что надо использовать дидактические игры по сенсорному

развитию в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной

деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми

знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением:

дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают,

различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а

возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата,

выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной,

интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из

важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Хочу представить несколько дидактических игр созданных мною и используемых в

Дидактическая игра «Залатай коврик» Дидактическая игра «Картинки половинки»

распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, треугольник, квадрат) .

Цель: Развитие мышления, развитие зрительного восприятия, умения находить различия и

общие свойства предметов.

Дидактическая игра «Квадрат и кружок» Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель: учить различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение

распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, треугольник, квадрат).

Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи

детей слова «большой, маленький».

Цель: Закрепили умение детей различать овощи и фрукты.

Дидактические игры:

«Продолжи ряд», «Золотая рыбка», Мои любимые игрушки», «Во саду ли, в огороде»,

«Разложи по цвету яйца», «Осень в саду» и другие… .


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди