14.02.2019

Фольклор во второй младшей группе. Мини-проект для младшей группы на тему: Фольклор. Самостоятельная деятельность детей


Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора.

Задачи:
учить воспринимать музыку посредством музыкального фольклора;
развивать двигательную активность детей в народных играх с музыкальным сопровождением;
воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.

Предварительная работа: разучивание народных песенок, потешек, пестушек, народных игр.

Действующие лица:
Осенинка – взрослый.
Ведущая – взрослый.
Девицы – красавицы – девочки группы.
Добрые молодцы – мальчики группы.
Зал оформлен в русском стиле. По ходу сценария используется мультимедийная презентация.

Ход сценария
Дети стоят перед залом, двери открыты.
Под русскую народную музыку из-за кулис выходит Осенинка, в руках у неё поднос с пирогами (каравай).

Осенинка:
Хлебом-солью всех встречаю, друзей в гости приглашаю.
Каравай гостям несу, милых детушек зову!

После слов ставит каравай на стол.

Ведущая: Слышите, ребятки, Осенинка нас в гости зовёт, каравай нам несёт. Пойдёмте в гости к Осенинке.


Под русскую народную песню «Ой, сад во дворе!», дети и ведущая входят в зал (в руках у каждого осенние листочки), обходят один круг и становятся в одну линию.

Ведущая: Здравствуй, милая, Осенинка! Добрый день всем добрым людям!

Осенинка: Здравствуйте, дорогие гости! Милости просим!

Ведущая:
Ай, люли-люли, люли-люли,
К милой Осенинке в гости пришли!
Песни петь, играть, шутить,
Хороводы заводить!
Осенинка, наши добры молодцы и красны девицы песенку для
тебя приготовили.

Также интересное занятие осенью для младшей группы:

Песенка «ОСЕНЬ»

Ведущая: Ребята, давайте подарим Осенинке наши листочки.

Дети остаются на месте, Осенинка с корзинкой подходит к каждому ребёнку, малыши по очереди бросают свои листочки в корзинку.

Ведущая:
Ребятки, посмотрите, кто это? (на экране появляется Петушок)

Осенинка:
Идёт петушок, красный гребешок,
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Двойная бородка, частая походка,
Рано утром встаёт, звонки песенки поёт.

Ведущая:
Какой Петушок красивый! Он похож на осенний листок, правда? А как петушок поёт? (Кукареку!) Осенинка, а мы про петушка песенку знаем.

Русская народная прибаутка «ПЕТУШОК»

Осенинка:
Хорошо поёте, девицы-красавицы да добры молодцы! Присаживайтесь на стульчики, я вам загадку загадаю.

Дети присаживаются на стульчики.

Осенинка:
Лежит – молчит, подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт, она знать подаёт.
Кто это? (на экране появляется Собака)

Ведущая: Собачка с хозяином дружит, дом сторожит.
Живёт под крылечком, а хвост колечком.
Собачка очень любит играть с ребятками.

Произвольная пляска под русскую народную мелодию с окончанием музыки дети присаживаются на корточки и прячутся за ладошками. Ведущая, взяв в руки собачку, ходит по залу и поёт на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Ведущая:
Я по комнате хожу, деток я не нахожу,
Ну, куда же мне идти,
Где же деток мне найти?
Дети, вы где? Ау!

Дети отзываются: «Мы здесь!» и пляшут, кто как хочет. Игра повторяется 2-3 раза. После этого ребятки присаживаются на стульчики.

Осенинка:
Красны девицы да добры молодцы,
а отгадайте-ка вы ещё одну мою загадку.
Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготки востры.
Кто это? (на экране появляется Кошка)

Ведущая:
А мы с ребятами любим играть в игру «Хитрый кот». Осенинка, поиграй и ты с нами.

Музыкальная игра «ХИТРЫЙ КОТ»

Осенинка исполняет роль кота – держит в руках игрушку.
Игра повторяется 3 раза. После этого дети присаживаются на стульчики.

Звучит музыка, Осенинка кружится по залу и разбрасывает осенние листья.

Осенинка:
Листопад, листопад, листья по ветру летят…

Ведущая:
Осенинка, мы хотим подарить тебе танец с листочками. Вставайте, ребятки, берите по два листочка.

Песня «ПЛЯСКА С ЛИСТОЧКАМИ»

Осенинка:
Наплясалась, повеселилась я с вами от души. Порадовали вы меня, девицы-красавицы да добры молодцы! Хочу и я вас порадовать. Положите листочки в корзинку, и мы все вместе поколдуем, и листья превратятся в осеннее угощение.

Ведущая: Корзинка, корзинка, листочки возьми,
Корзинка, корзинка, в угощенье их преврати…
(Дети подходят к Осенинке, кладут листья в корзину).
Мы ручками похлопаем, ножками потопаем…
На стульчики присядем…
Глазки закрываем, тихо-тихо сидим…
(Дети присаживаются на стульчики).

Осенинка: Праздник наш прошёл чудесно, было очень интересно,
Получайте же, друзья, угощенье от меня!

Осенинка показывает детям яблоки в корзинке, отдаёт её ведущей.

Ведущая: Ребятки, скажем Осенинке «Спасибо за гостеприимство, спасибо за угощение! До свидания!»

Под русскую народную песню «Ой, сад во дворе!», дети и ведущая выходят из зала.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыкальный репертуар взят из книги:

Название: Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для детей 2 младшей группы
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, народные праздники, 2 младшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Месторасположение: город Куйбышев, Новосибирская область

Организация: МБ ДОУ№206

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель: Развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору.

Задачи:

Познакомить детей с элементами русского народного быта, а также со словами – историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, самовар;

Учить различать на слух звуки г и к, произносить слова с данными звуками и выделять их из фраз;

Упражнять в образовании существительных в родительном падеже;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен;

Воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: беседы с детьми о жизни в деревне, о русском быте, предметах домашнего обихода; разучивание песенки «Петушок»; потешек «Ладушки, оладушки», «Как у нашего кота»; игры «Мыши водят хоровод»; считалок; чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Снегурочка», «Маша и медведь».

Оборудование: деревянный домик, забор, декорация русской избы, печка, самовар, чугунок, крынка, ухват, игрушка кот, петушок, сундучок, деревянные ложки, колокольчики, книга загадок, испеченные оладушки, шапка для кота. аудио запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Дети с воспитателем, заходят под русскую народную музыку.

Воспитатель 1. "Ребята, кто - нибудь из вас был в деревне? Приходилось ли вам бывать в русской избе? А вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдём в гости к бабушке Варварушке. Заглянем к ней в горницу - так называется комната в русской избе. Посмотрим, как живет бабушка Варварушка, пойдемте".

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет? (Стучат в дверь)

(Выходит воспитатель в роли бабушки Варварушки в русском сарафане, встречает детей)

Бабушка Варварушка: "Ох, иду, иду, скорее дверь отопру. Я гостей жду ко двору.

Скок-поскок,

Сколочу мосток

Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

Здравствуйте детки дорогие, здравствуйте ребятки любимые. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Варварушка. А вас как зовут? ".

Дети по очереди называют свои имена.

Бабушка Варварушка: "Проходите, ребята, в мою горницу. Буду вас оладьями угощать и в интересные игры играть. Посмотрите как уютно и тепло у меня в избе, хорошо, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?

(Ответы детей)

А это печка-матушка. Она всем в доме правит: когда холодно – обогреет, если голоден, то накормит вкусной кашей, да пышными пирогами угостит".

Знакомство детей с ухватом и чугунком, с крынкой, самоваром.

Бабушка Варварушка: "А еще в печке можно испечь вкусные оладушки. Поможете мне, ребятки, испечь оладушки? ".

Ответы детей. "Поможем, бабушка".

(Чтение потешки "Ладушки-оладушки" вместе с детьми)

«Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Маше два, Паше два,

Ване два, Ане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.»

(имитируют действия)

Бабушка Варварушка: " Пока печь печет оладушки, я покажу вам самовар! Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду я вас со своим котом – Васькой познакомлю. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. А вы его на улице не видели? (слышится мяуканье). Да, вот же он! (игр. кот сидит под забором). Давайте спросим, где он был?

Ребята, а какую вы потешку знаете про кота? Расскажите мне."

(Дети говорят потешку)

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород,

Всполошится весь народ:

И петух, и курица

С деревенской улицы,

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.»

Бабушка Варварушка: « Ребята, котик мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами. Хотите с Васькой поиграть? Давайте мы будем мышками, а кота выберем считалкой.»

Считалка

1. Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Две сороки, соловей.

2. За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Мишка, мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

Проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод».

Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.

«Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.»

Бабушка Варварушка: «А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки»

Проводится словесная игра: воспитатель говорит первую строчку, дети - вторую и т. д.

«Наши курочки в окно -

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»

«Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

«Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!»

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!»

Бабушка Варварушка: "А сейчас я хочу познакомить вас с петушком Петей

Давайте вместе поищем петушка».

(Дети находят петушка на заборе)

Бабушка Варварушка: "Здравствуй, Петя петушок! Это ты наверно раньше всех встаешь, всем ребяткам спать не даешь, свои песенки поёшь? Ребята, давайте и мы споем петушку песенку: "Петушок-золотой гребешок".

Ребенок с петушком встает в круг, а дети вокруг него водят хоровод и исполняют песенку. Включается мелодия.

«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даёшь»

Бабушка Варварушка: "Понравилась тебе, Петушок, песенка наша? Обещай нам громко не петь, и ребят не будить. Садись на забор и смотри, как мы с ребятами дальше будем играть.

Есть у меня волшебный сундук. В этом сундуке сказки живут, давайте его откроем и отгадаем загадки о русских народных сказках.»

1. Трудно дедушке седому

С грядки урожай собрать.

Он решил друзей позвать.

Друг за друга взявшись крепко,

Тянут все из грядки. (репку).

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок».)

3. А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь».)

4. От родной своей сторожки

Убежал он по дорожке.

Бегать он умел без ног.

Кто же это? (Колобок.)

5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка.)

6. Добрый маленький герой

Разделил свой дом с лисой.

А лисица злой была

И зайчишку прогнала.

Сам вернуть свой дом на смог,

Петушок ему помог.

(«Заюшкина избушка».)

Бабушка Варварушка : «Молодцы, ребятки, отгадали загадки»

Бабушка Варварушка: «А ещё в моём волшебном сундучке живут ложки и колокольчики. Для чего нужны ложки?»

(Ответы детей)

Бабушка Варварушка : «А вы знаете, что на ложках играть можно! Давайте поиграем ».

(Под быструю русскую народную мелодию дети играют на ложках и колокольчиках.)

Бабушка Варварушка : «Ой, засиделись мы, пора заглянуть в печь. Ох, а оладушки уже совсем готовы. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками!»

Угощает детей чаем, из самовара с оладьями. Звучит фоновая русская народная музыка. После чаепития дети вместе с бабушкой водят хоровод и танцуют.

Список использованной литературы:

  1. Литвинова, М.Ф. : Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Айрис – пресс, 2004.
  2. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор:М.; 1987.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.playwithus.ru/poteshki.htm
  2. http://iplayer.fm/q/песенка+петушок+золотой+гребешок/
  3. http://gamejulia.ru/zagadki-pro-skazki.html
  4. http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig01.htm

МДОУ «Детский сад №1»

Педагогический проект

в 1(2) младшей группе

Руководители проекта: Воспитатель: Герасимова А. И.

Воспитатель: Чужайкина Е. Ю.

Саранск 2013

Педагогический проект в 1(2) младшей группе

«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Руководители проекта:

Воспитатель: Герасимова А. И.

Воспитатель: Чужайкина Е. Ю.

Участники проекта: дети 1(2) младшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой, совместный.

Актуальность : в современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.

Гипотеза : Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, будет развивать художественно – образное, ассоциативное мышление, воображение ребёнка, которое позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. То есть потешка является инструментом педагогического воздействия на ребёнка.

Предмет исследования : фольклор.

Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.

Этап 1. Поисковый.

Цель: содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно – образовательном процессе потешки.

Задачи: 1. дать образное представление об истоках и значении потешки.

2. Приобщить детей к традициям народной культуры.

3. Научить видеть внутренний мир человека и красоту природы.

4. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.

5. Воспитывать любовь к людям и животным, желание заботиться о них.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка, пословица, поговорка, закличка и другие.

    Понимание значения слова «потешка».

    Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, используя полешку.

    Создание картотек всех видов потешек.

    Заучивание детьми потешек.

Сбор сведений

    Задать вопросы:

    Что вы знаете о потешках?

    Какие потешки вы знаете?

    О ком бы вы хотели ещё унать потешки?

Разработка плана проекта

    Отобрать иллюстрации к потешкам;

    Найти литературу, рассказывающую о потешках;

    Отобрать героев потешек;

    Обратиться за помощью к родителям.

Этап 2. Аналитический.

План проекта «Потешка»:

    Выбор темы и разработка проекта (октябрь).

    Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках (ноябрь).

    Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу (ноябрь).

    Создать информационный стенд для родителей (декабрь).

    Составление рабочего плана реализации проекта (декабрь).

    Знакомство детей с потешкой (январь).

    Тема: герои потешек (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры) (февраль – март).

    Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры) (март – апрель).

    Взаимодействие с родителями (постоянно).

Разработка проекта

    Создать развивающую среду:

    Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам.

    Пополнить уголок книги сборниками потешек.

    Изготовить альбом «Потешки».

    Организовать непосредственную образовательную деятельность.

    Совместная деятельность воспитателя с детьми.

    Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;

    Экскурсии по территории детского сада;

    Наблюдение на прогулке;

    Чтение художественной литературы по теме проекта;

    Беседа с детьми по содержанию потешек.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Настольные и дидактические игры;

    Сюжетно – ролевые игры.

    Взаимодействие с семьёй.

    Подготовить анкету для родителей;

    Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.

Этап 3. Практический.

Формы работы

1.Непосредственная образовательная деятельность

Познавательная деятельность (речевое развитие).

Знакомство детей с потешкаи. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.

Социально – личностное развитие.

Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».

Художественная литература.

Чтение потешек про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.

Продуктивная деятельность (рисование).

Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

2.Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов

Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.

Экскурсия по территории детского сада.

Чтение потешек про животныж, о людях.

Знакомство с другими видами фольклора.

Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».

3.Самостоятельная деятельность

детей

Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам.

Рисование животных, птиц героев потешек.

Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.

Организация сюжетно – ролевых игр.

Лепка горошка, пряничков для животных.

4.Взаимодействие с семьёй

Подготовка анкеты для родителей.

Информация на стенде.

Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.

Этап 4. Презентация проекта.

Цель: изготовление мини – книжки.

    Дети делятся на небольшие подгруппы;

    Каждая подгруппа разукрашивает того или иного героя потешки;

    Каждая подгруппа рассказывает о своем герое в 2 – 3 предложениях;

    Оформление страниц совместно с воспитателями;

    Оформление книги с потешками.

Этап 5. Контрольный.

    Рефлексивная беседа: О каких ещё потешках вы хотите узнать?

    Беседа с родителями.

Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Зал оформлен в виде деревенского двора. По полу разбросаны разноцветные листочки.

Дети входят в зал за воспитателем под спокойную музыку.

Воспитатель:

Заглянула осень в сад,

чтоб порадовать ребят,

мы пришли в красивый зал,

кто же так его убрал?

Музыкальный руководитель: Осень заглянула в сад, чтоб порадовать ребят.

Воспитатель:

Да, светло здесь и красиво!

Вот избушка. Что за диво!

И плетень, скамейка есть…,

кто же проживает здесь? (стучит, никто не откликается)

Под музыку входит Хозяюшка

Хозяюшка: А вот и я — домика хозяюшка, здравствуйте, мои друзья (Воспитатель здоровается с Хозяюшкой).

Хозяюшка:

Я сегодня рано встала,

хлопотала, хлопотала,

печь истопила,

кушать сварила…

Вот только не успела листья убрать,

чтоб ваши ножки могли погулять.

Воспитатель: А мы тебе поможем — в сад пойдём и листочки соберём!

Песня с движениями «Осенние листочки» Н. Вересковой

(после танца листья собирают в корзинку)

Хозяюшка: Уж как я рада, ребятишки, что вы в гости ко мне зашли.

Эх, ноги ходят ходуном, не стоят на месте,

А давайте, ребятишки, потанцуем вместе!

Пляска «Пальчики и ручки» под русскую народную мелодию.

Хозяюшка: Проходите, садитесь. Будьте моими гостями.

Дети проходят на места и садятся.

Хозяюшка: Спасибо, что ко мне в гости пришли, хочу познакомить вас с моими домашними друзьями. Живёт у меня во дворе кот Васька. Ночью мышей караулит, а днём на завалинке спит и песни поёт. Как кот Васька поёт песенки?

Дети: Муррр – муррр!

Воспитатель: А давайте поиграем с котиком!

Танец -игра «Мышки» М. Картушиной.

Мышки пляшут на дорожке: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Выставляют мышки в ладошки: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Мышки в ладушки играют: пи-пи-пи-, пи-пи-пи!

И в ладошки ударяют: пи-пи-пи-, пи-пи-пи-!

Мышки хвостиком вертели: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

И по сторонам глядели: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Что-то мышки услыхали: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

И от страха задрожали: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Воспитатель: Это вышел Васька кот, мышек он сейчас найдёт!

Дети убегают от кота (игрушка).

Воспитатель: Мы кота Ваську угостим молочком,

Пусть он ещё поиграет потом! (ставит у кота блюдце с молоком).

Хозяюшка: А вот послушайте, кто ещё рядом со мной живёт: он рано утром встаёт, громко песни поёт, деткам спать не даёт. Кто это?

Дети: Петушок!

Воспитатель:

Идёт, идёт петушок, набок гребешок,

Красная бородка, масляна головка.

Сам рано встаёт и другим спать не даёт.

На заборе сидит – громче всех кричит!

Как кричит петушок?

Дети: Ку-ка- ре- ку!

Ведущая: А, давайте мы будем петушками и курочками, будем по двору ходить, зёрнышки искать.

Дети под музыку ходят по залу, размахивают «крылышками», кукарекают, клюют зёрнышки. Хозяйка незаметно берёт игрушку-собачку.

Пёсик Шарик громко лает, петушков и курочек разгоняет! (дети бегут на места).

Воспитатель: А мы петушку зернышек насыплем, будем ещё играть с ним (отдают хозяйке блюдце с зерном), а Шарику –песику, косточку дадим, такого защитника в гости хотим!

Хозяюшка: Ой, ребятки, кажется, дождик начинается!

Воспитатель: Давайте попросим дождик, чтобы он перестал идти.

— Дождик, дождик, кап да кап,

ты не капай долго так,

ты нас дождик не пугай,

с нами лучше поиграй

Воспитатель: Давайте споем песенку про дождик.

Песня «Дождик» Г.Романовой.

Хозяюшка: Спасибо вам, ребятки, за песенку. Очень хорошо вы поёте. Ой, а после дождика у меня во двор вышла коза с козленком. А вот они и идут!

В зал входят Коза с Козлёнком (дети подготовительной группы), обходят зал.

Хозяюшка: Коза из дома уходила и Козлёнку говорила…

Коза: Ты не бойся, мой сынок, страшно будет – вот звонок.

Как звоночек зазвенит, мама быстро прибежит (уходит).

Воспитатель: Дети, давайте, мы станем петушками и пойдём к Козлёнку в гости!

Дети под музыку идут к Козлёнку, машут «крылышками», кукарекают, Козлёнок пугается, звенит в звоночек, дети убегают.

Появляется Коза:

Кто тебя, сынок, обидел?

Козлёнок: Ой, смотри, кого я видел…

Коза: Ну, какой же ты трусишка, петушков ты испугался!

Ты не бойся, мой сынок, страшно будет – вот звонок.

Как звоночек зазвенит, мама сразу прибежит (уходит).

Воспитатель: А сейчас пойдем к Козлёнку как Зайчики.

Дети под музыку прыгают, как зайчики, Козлёнок пугается, звенит в колокольчик, дети убегают.

Появляется Коза:

Кто тебя, сынок, обидел?

Козлёнок: Ой, смотри. Кого я видел…

Коза: Ну, какой же ты трусишка, зайчиков испугался!

Воспитатель: Мы платочки возьмём, в гости к Козлику пойдём, как ребятишки попляшем и платочками помашем! Поиграем с ними, потанцуем и маму – Козочку — успокоим!

Пляска с платочками под русскую народную мелодию.

Коза: Спасибо, детки, что не напугали моего сыночка.

Нам с Козлёнком пора, до свиданья, детвора! (уходят, дети садятся на места)

Ведущая: Как хорошо нам было в гостях у тебя, Хозяюшка!

Хозяюшка: Я очень рад, что вы ко мне в гости пришли, и двор убрали, и с моими друзьями поиграли, всех животных накормили и повеселились.

Воспитатель: Но нам пора домой!

Хозяюшка: Спасибо вам за помощь.

Осенью не только листья украшают детский сад,

но и овощи, и фрукты на столе у всех ребят!

Вот вам осенние дары из моего сада.

Хозяюшка вручает детям корзину с яблоками.

Дети благодарят, уходят.

Название: Сценарий праздника с элементами фольклора во 2 младшей группе «В гостях у Хозяюшки»

Должность: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди