03.03.2019

Психомоторное развитие младенца. Психомоторное развитие ребенка до года. Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста


Так педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей.

Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарь

До 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи.

В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении.

В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму.

Третий месяц - это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного.

В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе.

В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих - плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках.

Период полугода - это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его - присутствие чужих людей.

В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет.

В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом.

В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются.

В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова.

В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия.

В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов; знает, что можно, а что нет; выполняет простые просьбы взрослых - целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Помесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:

  1. Коммуникабельность. Это эмоциональная возрастная реакция малыша. К году она проявляется сочетанием узнавания и улыбки.
  2. Голосовые реакции. Гуление в три месяца меняется четким произношением простых слов к 12 месяцам.
  3. Рефлексы. До года из безусловных остается только сосательный.
  4. Мышечный тонус. Полный объем произвольных движений в раннем возрасте сменяется к году непроизвольными, развитием мышц нижних и верхних конечностей, самоконтролем и управлением движениями тела. Ребенок ходит, ползает, держит ложку, совершает повороты.

Психомоторное развитие недоношенных детей

Такие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами.

В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе, развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов.

Психомоторное развитие детей разных возрастных групп

В разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.

Если говорить о сенсорном развитии , то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.

Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.

Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

В период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков.

Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость - умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер.

К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим.

На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время.

Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников.

Психомоторное развитие детей с нарушением зрения

Нормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать.

Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев.

У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму.

При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей.

Психомоторное развитие детей с ОНР

Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания. У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности , тревожности, неумение общаться.

Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук. Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.

Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью

У таких малышей основы психического развития возникают к концу первого - началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста - внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики.

Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества.

Психомоторное развитие детей с ДЦП

Особенность этих деток - сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты - аномалии рефракции, нарушения слуха , суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации.

С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП.

Специально для - Диана Руденко


Когда ребенку исполняется один годик, родители с уверенностью считают, что все трудности уже позади. Но они и правы только в том, что за малышом стало легче ухаживать. В любом случае мы не освобождаемся от опеки над своим крохой, которая должна быть мудрой, нежной и тактичной. Именно сейчас наступает время, когда мы должны посвятить своему ребенку больше времени и принимать активное участие в его жизни. Ведь он уже начинает ходить, совершенствует хватательные движения рук, интересуется формой предметов, их цветом, звуками. Вашему чаду так не терпится ко всему прикоснуться руками и все попробовать на вкус. И без поддержки взрослых ему никак не обойтись. Тем более вы не хотите, чтобы у малыша формировались неправильные понятия об окружающем мире.
Многие родители, наблюдая за своими малышами, сравнивают их со сверстниками. Чем крупнее и подвижнее малыш, тем больше родители радуются его достижениям. Проблема появляется тогда, когда ребенок отстает от общей массы в развитии некоторых навыков. К примеру, родителей часто беспокоит, когда соседка по площадке уже уверенно ходит, а их малыш только ползает и иногда неуверенно стоит. Также молодые родители сильно задумываются, почему сын их соседей уже отлично произносит слова, а их сын только показывает пальцем на интересующие предметы. Многие родители часто сомневаются, правильно ли развивается их малыш.

Вот почему так важно знать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Но следует также учитывать, что существуют определенные возрастные границы для приобретения навыков.
Малыш в 12-14 месяцев при поддержке взрослых уже пробует самостоятельно ходить, а во время ползания поднимается на ладонях и коленях на одну ступеньку лестницы. Если ребенок уже научился ходить, то, давая ему какой-то предмет, мы можем заинтересовать его словами "принеси это папе" - и малыш перенесет игрушку в другое место. При этом ребенок держит предмет обеими руками, медленно идет, удерживая равновесие. Это отличное развлечение для ребенка и прекрасная тренировка понимания речи и координации движений глаз, рук и ног.

Все родители должны знать, что вопреки распространенному мнению, ребенок не обязательно должен уметь ходить, когда ему исполнился год.

На втором году жизни ребенок развивает и совершенствует умение ходить и контролировать положение своего тела в пространстве, вырабатывая чувство равновесия. Малыш уже понимает речь, а к третьему году становится ловким, умеет хорошо говорить, общаться, расширяет круг самостоятельных действий.

Направления психомоторного развития:

Психомоторное развитие ребенка – это очень обширное понятие, которое включает в себя такие направления:

Развитие движений тела и мышц, которые помогут научиться ходить;
Развитие ловкости рук (мелкой моторики);
Развитие активной речи и ее понимание;
Осознание взаимосвязи между явлениями и предметами;
Умение контактировать с людьми;
Развитие самостоятельности в своих действиях.

Ни одно из перечисленных направлений не должно развиваться поодиночке. Задача родителей и педагогов состоит в комплексном психомоторном развитии малыша, чтобы его психомоторные навыки и умения формировались правильно и в соответствии с возрастом.
Родители обязательно должны понимать, что замедление развития хотя бы по одному из направлений грозит отставанием по всем остальным. Так, к примеру, задержка развития мелкой моторики рук чаще всего вызывает замедление развития речи малыша.

Вместе с умением ходить ребенок учится работать руками:

Совершенствуя в процессе игры движения рук, малыш обнаруживает взаимосвязь между крышкой и банкой, маленькими и большими формами, карандашом и листом бумаги. Более того, он может указать пальцем на предмет, который не может достать.
Одновременно ребенок учится говорить и понимать речь. В возрасте 14 месяцев он говорит слова "мама" и "папа". При этом ваш малыш сознательно называет конкретных людей.

В неполные два года ребенок умеет брать чашку со стола, пить из нее и ставить на место. В процессе обучения бытовым навыкам имитирует процесс мытья рук под краном или в тазике.
По мере взросления ребенок становится более независимым, учится есть и одеваться самостоятельно. Он все чаще остается у бабушки и дедушки, расставаясь ненадолго с родителями.
С окружающими дети начинают контактировать начиная со второго месяца жизни. К одному году малыши уже умеют проявлять чувство нежности, обнимая и лаская игрушки и близких людей.
Дети более старшего возраста овладевают бытовыми навыками, повторяя то, что делает мама. Очень большое удовольствие доставляет детям исследование кухонных шкафчиков, мытье пола или подметание веником.

Важно! Родители обязательно должны помнить о том, что различную бытовую химию необходимо спрятать подальше от маленьких исследователей.

Двухлетние малыши охотно ходят со взрослыми в ванную и туалет, но вовсе не потому, что не может с ними расстаться. Ему просто интересно, что мы там делаем. Это своеобразная подготовка к умению самостоятельно удовлетворять свои физиологические потребности.
К трем годам ребенок уже способен контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Но в это время еще допустимы редкие промахи. К этому возрасту ребенок уже научился самостоятельно одеваться, прислушиваясь к рекомендациям взрослых. Руки уже достаточно ловкие, чтобы пользоваться кистью для рисования, рисовать мелом или лепить из пластилина.
В три года малыш начинает посещать детский сад. Там совместно с другими детьми он приобретает новые навыки общения и продолжает развивать психические и двигательные функции.

Проверьте, правильно ли развивается ваш ребенок:

Ниже приведены основные критерии психомоторного развития, которыми должен обладать ваш ребенок в определенном возрасте. Основываясь на них, вы сможете с легкостью оценить, насколько правильно развивается ваш малыш. Не стоит отчаиваться и паниковать, если что-то не соответствует нормам. Заподозрив отклонения, вы сможете своевременно обратиться к психологу, логопеду, педагогу или врачу и откорректировать возникшие нарушения. Ваша задача как родителей – это быть ближе к своему малышу, чтобы помочь ему развиваться и своевременно реагировать на любые нарушения.

Навыки движений ребенка:

В 1 год:

Подтягивается, держась за мебель, к примеру, за перегородку кроватки из положения сидя или на четвереньках и становится прямо, опираясь за что-нибудь;
Пробует делать шаги на месте;
При большей уверенности в себе делает пару шагов в сторону, держась за мебель обеими руками.

В 16 месяцев:

Делает несколько шагов подряд, не держась и не теряя равновесия.

В 18 месяцев:

Наклоняется и поднимает игрушку с пола, не опираясь и не садясь;
Влезает на диван и слезает с него, сначала опуская ноги на пол;
Учится делать шаги назад;
Влезает на стул и слезает с него;
Поднимается по ступенькам, приставляя одну ногу к другой, держась за поручни обеими руками. Пробует таким же образом спускаться по лестнице.

В 2 года:

Спускается с лестницы приставным шагом, держась за поручень одной рукой;
Делает пару шагов на пальцах не держась;
Совершенствует умение стоять на одной ноге, держась за поручень;
Прыгает вперед два раза на двух ногах не падая;
Стоит на одной ноге несколько секунд не падая;
Поднимается по лестнице, как взрослый - переменным шагом, держась при этом одной рукой.

В 3 года:

Спускается с лестницы по-взрослому, держась за поручни одной рукой. Затем убирает руку и перестает держаться;
Ловит мяч, брошенный с двухметрового расстояния;
Ездит на трехколесном велосипеде.

Проявления самостоятельности:

В 1 год:

Пьет, не обливаясь, из стакана, который держит взрослый;
Помогает при одевании, вытягивая руки и ноги для ползунков и распашонок.

В 1.5 года:

Без проблем снимает развязанные ботинки;
Держит чашку во время питья самостоятельно;
Во время еды еще не совсем ловко направляет в рот полную ложку;
Пробует накалывать кусочки еды на вилку.

В 2 года:

Сам съедает содержимое тарелки, иногда при этом пачкаясь;
Помешивает ложкой в чашке;
Без напоминания вытирает руки полотенцем после мытья;
Умеет снять с себя расстегнутую куртку, учится надевать мелкие вещи;
Сначала снимает майку без рукавов, а затем старается ее надеть;
Самостоятельно обувает ботинки;
Знает весь процесс мытья и вытирания рук, хотя пока делает это не совсем ловко и тщательно;
Интересуется содержимым унитаза.

В 3 года:

В течение дня ребенок уже не мочится в штаны;
Умеет расстегивать пуговицы и надевать штаны;
Иногда сам одевается, когда ему помогают советом.

Выполнение заданий:

В 1 год:

Играет с куклой или мишкой, прижимает их к себе, ласкает;
По просьбе мамы отбивает брошенный мяч в сторону.

В 1.5 года:

Учится убирать игрушки;
Все чаще подходит к родителям с книжечкой и просьбой назвать показанные им картинки.

В 2 года:

Сам играет с куклой, мишкой или другой игрушкой, как будто со своими детьми;
Пробует утешить, если кто-то загрустил;
Замечает, что он является личностью в группе других людей;
Когда говорит о себе, то упоминает свое имя;
В ответ на вопрос называет свое имя, говоря о себе "я";
Осознавая себя в обществе, выражает собственное желание, говоря: "Я хочу" или "Я не хочу".

В 3 года:

Подчиняется правилам коллективной игры, соблюдает свою очередь. Это очень заметно во время игры в кубики, когда взрослый и ребенок поочередно кладут кубики на нужное место.

Навыки в процессе игры:

В 1 год:

Ребенок хватает маленький предмет согнутым указательным и большим пальцами;
Передвигает по столу игрушечную машину вперед и назад;
Неумело перелистывает книжку, которую держит мама.

В 13-17 месяцев:

Бросает в банку кружочки или другие мелкие предметы;
Прикрывает банку крышкой;
Вкладывает маленькую формочку в большую;
Рисует на бумаге точки и черточки;
Поворачивает закручивающуюся крышку бутылки в одну и в другую сторону;
Нанизывает колечки на ось пирамиды;
Небрежно рисует зигзаг из трех черточек, не отрывая руки от листа бумаги.

В 18 месяцев:

Берет третий кубик, держа в каждой руке по кубику;
Вкладывает самую маленькую формочку в среднюю или пробует построить из них башню;
Находит маленький предмет, спрятанный под одной из банок.

В 2 года:

Держит в каждой руке по два кубика;
Рисует не только черточки, но и целую спираль;
Вкладывает один цилиндр в другой, в зависимости от размеров;
Переворачивает бутылочку вверх дном, чтобы извлечь из нее содержимое.

В 2.5 года:

Крутит ручку игрушечной шарманки;
Умело рисует спирали;
Вкладывает квадрат, треугольник, круг в соответствующие по форме отверстия (рамки-вкладыши);
Укладывает из пяти кубиков ряд - поезд;
Умеет сложить кружочки, одинаковые по величине: маленькие с маленькими, а также средние и большие;
Различает цвета: красный, желтый, зеленый и синий.

В 3 года:

Строит башню из восьми кубиков;
Пользуется ножницами. Разрезая бумагу, выполняет два движения подряд;
Может разорвать лист бумаги, как взрослый, разводя руки в противоположные стороны;
Рисует вертикальные линии вверх и вниз, имитируя письмо взрослых. Чертит выразительную горизонтальную линию;
Катает валик из пластилина;
Строит мост из трех кубиков, устанавливая третий кубик так, чтобы можно было протащить под мостом карандаш;
Умеет складывать квадрат из четырех кубиков.

Развитие речи ребенка и умение устанавливать взаимосвязь:

В 1 год:

Выговаривает одиночные звуки или слоги, которые имеют определенное значение: "ко-ко", "ам-ам";
Оборачивается, когда слышит произнесенное кем-то свое имя;
Может радостно отреагировать на похвалу или остановить действие, слыша выразительное "нет".

В 1.5 года:

Выговаривает три слова со смыслом. Произношение может быть не совсем правильное, но эти слова ребенок должен использовать ежедневно для обозначения конкретных людей, вещей, животных или явлений;
Очень восприимчив к пению. Пробует исполнять с мамой простые детские песенки;
Без проблем выполняет такие просьбы, как "дай мне" или "иди сюда";
На вопрос о предмете, с которым играл, малыш начинает искать его;
При упоминании о еде ребенок начинает искать бутылку или чашку;
Правильно показывает три названные взрослым части тела: губы, нос, глаза на кукле или на себе;
Понимает слово "открывать" и по просьбе охотно открывает баночку или бутылку;
Умеет выполнить просьбу, состоящую из двух действий: например, "подними мишку и положи его на кроватку";
По просьбе взрослых называет предметы, например "мика" - мишка, "ко-ко" - курочка и т.д;
Умеет выражать желание, если ему что-нибудь нужно. Например, "да" - дай, "ам-ам" - кушать;
Выразительно говорит "нет", если чего-то не хочет или не любит.

В 2 года:

Выговаривает первое, состоящее из двух выражений предложение. Например, "мама, ам";
По-своему называет минимум восемь картинок из книги;
Понимает значение слов "холодный", "большой", выбирая при этом бутылку с холодной жидкостью или большую игрушечную машинку.

В 2.5 года:

В своей речи обогащает произносимые предложения на одно слово;
Понимает слово "тяжелый", выбирая соответствующий предмет из двух различных по весу;
Знает, что можно двигаться по-разному: человек идет или бежит, рыба плавает, птица или самолет летает, машина едет.

Неполные три года:

Осознает понятия "на чем-то", "под чем-то", "за чем-то", "возле чего-то";
Кроме слова "тяжелый" понимает и противоположное понятие - "легкий". По просьбе выбирает более легкий предмет.

В 3 года:

Произносит предложения, состоящие из четырех слов;
Понимает разницу между единицей и множеством, используя в своей речи слово "два" по отношению к нескольким предметам;
В ребенке просыпается чувство собственности, он знает, что эта вещь "моя", а другая - "твоя";
Начинает использовать множественное число в тех выражениях, которые уже знает.

Полноценное развитие малыша невозможно без маминой и папиной заботы и внимания. В любом возрасте необходимо уделять время для своего ребенка, заниматься его развитием в первую очередь в домашних условиях. Мамина любовь способна творить чудеса и создавать гармоничные и теплые условия для развития полноценной личности.

Теперь вы сможете контролировать ход развития вашего малыша. Если по каким-то пунктам ребенок еще не выполняет положенные действия, то вы обратите внимание на это и без труда приведете все в норму!


Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни - ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет - каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет - ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

В роль каждого сознательного родителя входит наблюдение за развитием своего ребенка. В частности, очень важно правильно оценивать психомоторику чада, что не всегда получается даже у самых внимательных мам и отцов. Проще тем, у кого уже есть детки - они могут сравнить кроху с его подросшими братьями и сестричками. А вот тем, у кого в семье родился и растет первенец, придется до всего доходить собственными «шишками» и исподтишка наблюдать за тем, как развиваются знакомые сверстники крохи. Статья «Психомоторное развитие детей 1-3 года жизни» позволит родителям самостоятельно проверить уровень психомоторного развития их малыша.

0 134875

Фотогалерея: Психомоторное развитие детей 1-3 года жизни

В психомоторном развитии детей 1-3 года жизни значение имеет множество факторов и, естественно, возрастная привязка. Ведь то, что для новорожденного ребенка - проявление нормального развития, для годовалого малыша - уже нежелательная патология. Именно поэтому оценка психомоторного развития крохи важна на каждом отдельном этапе. Мы же возьмем на рассмотрение определенную возрастную группу - детей 1-3 года жизни.

Что же такое «психомоторное развитие»? Понятие это достаточно сложное и вмещает несколько важных составляющих. Это и оценка всех органов чувствительности (слух, зрение, тактильные ощущения), и определение уровня развития двигательного аппарата малыша (учитывается всё: и мышечный тонус, и умение держать шейку и переворачиваться, ходить и бегать, и оценка мелкой моторики рук). Последнее особенно важно, так как мелкая моторика - это первый путь к будущей «кропотливой» работе, связанной с использованием небольшими предметами, с меткостью. Кроме того, в понятие «психомоторное развитие ребенка» можно отнести и его социальную коммуникабельность, контакты с близкими, узнавание голоса. Здесь же - и оценка того, как малыш общается со сверстниками и вливается в коллективные забавы. Всё это - ведущие линии развития вашей крохи.

Практически все родители стараются приписать ребенку овладение теми навыками, которым он только начал обучаться. То есть, если малыш научился держать ложечку в руке, то мамочка будет рассказывать всем своим подругам, что кроха самостоятельно кушает! Но все педиатры и психологи в один голос скажут вам, что умение действительно приобретено лишь в том случае, если ребенок может совместить его с другими, логически последовательными действиями. Опираясь на это, сказать, что малыш есть сам можно лишь тогда, когда он будет уметь и держать ложечку, и зачерпывать её кашу из тарелочки и доносить всё это до рта. В противном случае, ребенок только обучается тому или иному навыку.

Нельзя недооценивать роль каждого члена семьи в процессе психомоторного развития малыша, так как социальный фактор очень важен. Вы должны окружать ребенка теплом и заботой, при этом давая ему то общение, в котором он нуждается. Вы должны постепенно усложнять свой разговор и просьбы - так будет гармонично развиваться и психика, и движения крохи. Если же вы не будете уделять достаточно внимания ребенку и его развитию, то процессы обязательно затормозятся - и догнать сверстников потом будет достаточно сложно. Ведь, не общаясь с ребенком, вы отбираете у него единственный инструмент познания окружающей среды - а это может привести даже к задержке психического развития крохи - и отставание, поверьте, будет только прогрессировать. Это может закончиться весьма трагично - например, слабоумием или социальной дезадаптацией - то есть, ваш ребенок просто не сможет самостоятельно приспособиться к сложностям ожидающей его жизни.

Пожалуй, быстрее всего малыш развивается в первый год жизни - на этом этапе, по приблизительным подсчетам, каждый месяц количество его навыков обогащается пятью новыми пунктами. Дальше все эти умения оттачиваются и постепенно приобретаются новые, более сложные, но и более необходимые для самостоятельной жизни ребенка.

Иногда родители, «сверившись» с приблизительной шкалой оценки психомоторного развития ребенка, с радостью обнаруживают, что их дитя умеет делать не только всё то, что ему положено уметь в его возрасте, а и то, что должны уметь детки постарше. Да, это бывает часто - малыши становятся акселератами и опережают своих сверстников в развитии, поэтому родителям нужно уметь словить момент и использовать стремление малыша развиваться и познавать в нужное и полезное русло.

Но бывают и ситуации другого плана - когда вы обнаруживаете, что ребенок отстает в развитии. Здесь важно определить - насколько и в чем отстал кроха, чтобы вовремя помочь ему исправиться. Ведь причины, по сути, могут быть разными. К примеру, ваш малыш уже должен был начать ползать. Однако этого ещё с ним не происходит. Почему? Причин может быть, как минимум, две. Первая из них - малыш не может ползать, потому что не знает - что это такое и с чем его едят, как воспроизводится это действие. Тут проблема заключается в том, что родители не показали своему ребенку, как можно ползать. Не дали понять, что с помощью ползанья малыш может сам удовлетворять некоторые свои желания - например, достать какую-нибудь интересующую его игрушку. Если на устранение первой причины вам понадобится не так много времени, то вторая причина может порядком осложнить развивающийся процесс малыша. А заключается она в какой-либо болезни, не позволяющей крохе ползти. Например, он может страдать от пареза нижних конечностей. Так же и с любым другим навыком - если вы увидели, что ваше чадо им не владеет, хорошенько задумайтесь: может, вы просто не показывали ему, что так делать можно? Потому он и не знает, как осуществить всё на практике. В любом случае, если вы заметили даже несущественное отставание от нормы, лучше всего покажите малыша педиатру и невропатологу.

Итак, приступим к описанию тех навыков, которыми характеризуется психомоторное развитие детей в возрасте от одного до трех лет.

Вашему ребенку исполнился 1 годик и 3 месяца…

В этом возрасте малыши уже гораздо лучше понимают речь взрослого - самые употребляемые слова уже прочно связываются с предметами и действиями, которые они обозначают. Да и его личный словарный запас растет буквально с каждым днем. Он уже должен хорошо знать величины предметов и отличать «большое» от «маленького», даже если разница в размере не очень существенна (до 3 см). Кроме этого, малыш частенько повторяет все движения, которые он ранее видел в играх с родными.

Ребенок в возрасте 1 года и 3 месяцев отлично ходит - он обожает это занятие и напрочь забывает о том, что можно ещё и ползать. Он может легко присесть и так же легко снова встать на ножки. Помимо этого, кроха может пятиться назад.

Улучшаются и его навыки владения ложкой - он может самостоятельно кушать достаточно густую кашку.

Вашему ребенку исполнился 1 годик и 6 месяцев…

Малыш учится анализировать, он уже способен разбивать по тематическим группам предметы, сортировать их в зависимости от признаков, которыми они обладают. Его речь обогащается сложными словами. Кроха должен знать и узнавать базовые формы предметов: находить круг и квадрат, кирпичик. Если вы играете во что-то подвижное - то после игры вы наверняка заметите, что малыш активно повторяет все ваши движения. Двигаясь приставным шагом, ребенок может с легкостью и уверенностью перешагнуть достаточно высокое препятствие. В возрасте полутора лет кроха может хорошо управлять ложкой и координировать свои движения, поэтому легко есть сам даже жидкую пищу.

Вашему ребенку исполнился 1 год и 9 месяцев…

Малыш очень любит слушать ваши рассказы и смотреть тематические картинки - он отлично понимает, о ком идет речь и как выглядит тот или иной персонаж. После прослушивания сказки кроха может правильно отвечать на неложные вопросы. Речь стремительно развивается, он может описывать что-то двумя словами, используя при этом глаголы. Совершенствует распознавание величин предметов.

В этом возрасте кроха, скорее всего, будет любить кубики - ведь из них можно соорудить столько всего интересного! Однако пока что он ограничивается простенькими конструкциями, с увлечением выстраивая из кубиков домик или ворота.

Если вы найдете деревянный брусок высотой в 15 см и шириной - в 20 см, то ребенок сможет пройтись по нему, как по узкой дорожке.

Помимо этих умений, малыш может также надевать некоторые вещи, при условии, что кто-то из взрослых поможет ему в этом.

Вашему ребенку исполнилось 2 года…

Малыш в этом нежном возрасте уже достаточно сообразителен. Будьте уверены: если вы доходчивыми и несложными словами рассказали ребенку что-то из событий недалекого прошлого - он вас отлично поймет.

В его обиходе можно встретить уже не только имена существительные и глаголы, в 2 года в речь малыша добавляются ещё местоимения и прилагательные. Он может сам ставить вопросы, которые уточняют разные характеристики события (например, временные - «когда»).

По вашей просьбе кроха может подобрать и подать вам предметы контрастного вида.

У крохи появляется понимание простой банальной логики, он может сам формировать и выполнять определенную цепочку действий, обоснованных логическими связями. Идя чередующимися шажками, ребенок может без усилий переступить через пятнадцатисантиметровое препятствие.

Одевание уже практически полностью лежит на плечах ребенка, он справляется со многими предметами одежды. Кушает он уже очень аккуратно, не пачкается и не балуется за столом (последнее, естественно, полностью зависит от воспитания малыша родителями).

В 2 года ребенок должен знать все части тела и уметь показывать их на куклах, себе и взрослых людях. Он также уже может определить, что у него болит, и сообщить об этом родителям.

Вашему ребенку исполнилось 2 года и 6 месяцев…

Речь малыша становится все более понятной и усложняется приложениями с придаточными частями. Сложнее становятся и вопросы, которые он задает: они могут уточнять место («где это произошло?») и время («когда это произошло?»).

Вы можете поиграть с ребенком в детскую геометрию, показывая ему разнообразные фигуры, по образу и подобию которых кроха должен отыскать такие же предметы.

Ребенок в два с половиной года должен хорошо ориентироваться в базовых цветах и уметь сказать, какой предмет - какого цвета. Малыш должен знать, как выглядят белый, синий, красный, желтый, зеленый и черный цвета.

Логика развивается - и малыш может воспроизводить несколько действий, связанных логически обоснованной последовательностью. Например, он знает, что куклу нужно сначала покормить, а потом - уложить спать. Совершенствуется и игра в кубики, конструкции становятся всё более сложными.

Вследствие хорошего развития мелкой моторики рук, кроха уже умеет неплохо держать в руке карандашик, однако рисовать какие-то рисунки он ещё не способен.

В возрасте двух лет и шести месяцев ребенок должен одевать полностью сам, оставляя на родителей только шнурки и молнию. Без проблем справляется с любой пищей, кушает аккуратно, ложку держит правильно. Идя чередующимися шажками, может преодолеть двадцатисантиметровое препятствие.

Вашему ребенку исполнилось 3 года…

Речь малыша в трехлетнем возрасте характеризуется наличием сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. Малыш очень любопытен, его интересует: почему что-то происходит, и зачем всё это происходит. Это так называемый возраст «почемучки».

Он знает предназначение всех предметов, которые вы употребляете в играх., и умеет правильно использовать это знание. Ему известны все базовые цвета, он может их назвать и показать.

В трехлетнем возрасте малыша начинают интересовать ролевые игры, он с удовольствием поиграет в лесных зверушек, которые ходят друг к другу в гости, или в «дочки-матери», при чем будет совсем не прочь, если вы во время игры поменяетесь привычными ролями. Сюжеты игр могут быть достаточно сложными и дополняться разными мелкими деталями.

Практически каждый малыш в три годика обожает рисовать и лепить что-то из пластилина! Более того, результаты их стараний уже начинают прослеживаться: штрихи карандаша напоминают простые сюжеты, а из пластилина образуются фигурки.

Трёхлетний кроха одевается самостоятельно, он уже не должен испытывать особых трудностей в завязывании шнурков. Если вы приучали кроху к первым требованиям этикета, то он наверняка уже умеет правильно использовать салфетку или платочек.

Идя чередующимися или приставными шажками, ребенок может переступить препятствие, высота которого находится в пределах тридцати сантиметров!

Это те основные этапы, можно даже сказать вехи психомоторного развития ребенка в возрасте от одного до трех лет. Вы можете самостоятельно составить таблицу развития, занести в неё эти данные и постепенно отмечать, соответствует ли развитие вашего малыша определенному возрасту. Однако ещё раз напомним: все малыши развиваются индивидуально, у кого-то что-то получается, у кого-то - нет. И здесь очень важна ваша помощь - уделяйте крохе побольше внимания, следите за его развитием, чтобы вовремя обнаружить какие-либо отклонения и устранить их. Вы - пример для подражания, малыш всегда будет равняться на вас, поэтому не ленитесь и будьте хорошим и правильным примером, учите его с младых ногтей тому, что пригодится крохе в самостоятельной жизни.

Ещё одно небольшое уточнение: не обязательно каждый ребенок должен уметь делать всё вышеуказанное на определенном возрастном этапе. Невропатологи и педиатры утверждают, что если он владеет хотя бы пятью пунктами из списков - то он развивается соответственно норме. Если же нет - то это повод посетить специалистов и спросить у них совета.

На плановом приёме у педиатра с ребёнком до года очень часто спрашивают, что умеет, и что делает малыш. Или врач сам перечисляет навыки ребёнка, согласно его возрасту. С чем это связано и что врач таким образом выясняет. О чём говорят умения малыша на определённом месяце его жизни. Давайте попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

Психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие детей до года

На каждом приёме с новорожденным у педиатра вы слышите одно и то же: что умеет малыш в этом месяце? Что он делает из перечисленного врачом списка? Педиатр задаёт эти вопросы не из праздного любопытства. Он выясняет психомоторное развитие новорожденного. Это проявляется в умениях крохи свершать двигательную активность, жесты согласно возрасту.

Давайте рассмотрим психомоторное развитие младенца коротко по месяцам:

1 месяц характеризуется:

  • имеются рефлекторные действия;
  • ребёнок прислушивается к голосам;
  • сжимает руки в кулаки, подносит их ко рту;
  • следит за родителем, яркой игрушкой.

На втором месяце отмечается:

  • отвечает на звуки, поворачивая голову;
  • улыбается;
  • пытается удерживать голову;
  • захватывает предметы;
  • лёжа на голове хорошо держит голову.

Третий месяц знаменателен:

  • хорошо удерживает голову;
  • умеет переворачиваться;
  • гулит;
  • умеет сосредатачиваться;
  • отвечает на общение взрослого улыбкой.

4 месяц характеризуется:

  • узнаёт маму, реагирует на её голос;
  • умело переворачивается;
  • гуление более длительное, эмоциональное;
  • умеет себя занять.

На пятом месяце появляется:

  • может отличать своих от чужих;
  • развит хватательный рефлекс;
  • может есть прикорм;
  • различает тона.

Шестой месяц знаменателен:

  • может сидеть;
  • активно играет с игрушками;
  • поднимает упавшие игрушки;
  • смеётся в голос.

На седьмом месяце отмечается:

  • сидит самостоятельно;
  • пытается ползать;
  • активно гулит;
  • ест с ложки;
  • может себя занять.

Для восьмого месяца характерно:

  • может катать, стучать;
  • ползает;
  • встаёт у опоры;
  • активно ест прикорм;
  • играет в «ладушки»;
  • узнаёт себя в зеркале.

На девятом месяце проявляются:

  • ходит у опоры;
  • самостоятельно сидит;
  • ползает;
  • откликается на своё имя;
  • ест с ложки, пьёт из чашки;
  • пытается говорить слова.

Десятому месяцу соответствует:

  • ходит, держась за руки;
  • любопытен;
  • выполняет простые просьбы;
  • произносит первые слоги.

11 месяц характеризуется:

  • пытается ходить;
  • ходит у опоры;
  • ходит за одну руку;
  • способен выполнять просьбы;
  • определяет глаза, нос, рот, уши.

Первый год жизни ребёнка проявляется:

  • самостоятельно умеет ходить;
  • играет с игрушками;
  • произносит простые слова;
  • выполняет простые действия;
  • знает части тела.

Итак, мы вкратце рассмотрели психомоторное развитие детей раннего возраста на разных этапах жизни вашего малыша до одного года. Ребёнок развивается динамично, у него появляются новые навыки и умения.

Существует тест оценки психомоторного развития ребёнка.

Тест оценки психомоторного развития ребенка основан на способности ребёнка выполнять определённые задания, подходящие для его возраста. В результате должно получиться не меньше 3 выполненных и не выполненных заданий. Если ваше чадо при прохождении теста допустило ошибок больше разрешённого, то тест считается не пройденным. Если, ребёнок прошёл тест, где справляются 25% детей - результат будет «с опережением». Такой вид тестирования получил своё название «Денверский скрининговый тест»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди