26.03.2019

Развитие творческой способности через театральную деятельность. Теоретические обоснования опыта. Из опыта работы


Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

подготовила

воспитатель Ершова Мария Андреевна

  По организации совместно поисково-познавательной деятельности,

Деловые, творческие связи с КРИП и ПРО, информационно- методическим центром города Киселёвска

Форма и методы

реализации

проекта

Игры - драматизации.

Упражнения для социально - эмоционального развития.

Коррекционно - .

Упражнения по дикции.

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Игры-превращения (учимся владеть своим телом)

Упражнения на развития детской пластики.

Ритмические минутки (логоритмика).

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения.

Упражнения на развитие выразительной мимики.

Театральные этюды.

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок.

Предполагаемый результат

Для

Для детей:

  □

Сформированность духовно-богатой личности

р ебёнка.

Сфомированность творческого потенциала, активной,

самостоятельной, эмоционально-отзывчивой,

социально-компитентной и развивающей личности.

Сформированность умения выражать своё понимание

сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, , доброта)

Развитие у детей инициативы, сообразительности,

самостоятельности.

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

Развитие желания придумать, рассказать сказку, историю,

сочинить танец и т. д.

Для

Для педагогов:

Организация педагогического поиска через

реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и

профессионализма педагогов.

Внедрение инновационных технологий,

современных форм и новых методов работы

Самореализация

Для родителей

  Получение возможности наблюдать за

своими детьми, что дает возможность лучше

разобраться в вопросах развития ребёнка.

  Формирование более высокой оценки

достижения своих детей и гордость за них.

  Развитие более глубокое понимание процесса обучения обучения детей дошкольного возраста.

  Возникновение доверия к воспитателям и

другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации проекта

В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

  Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области .

  Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

  Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

  Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

  Принцип интегрированного подхода.

  Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

  Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного

характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия

материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3.Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5.Проведение игр - превращений (учимся владеть собой)

6.Чтение художественной и познавательной

литературы.

7.Продуктивная деятельность детей.

8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

9. Подвижные, дидактические,

имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов

2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

3.Помощь в изготовлении различных видов театра.

4.Оказание помощи в приобретении дидактических

игр, детской , книжек -

раскрасок, аудио - видео для детей.

5.Приобретение оборудования для занятий и

свободного творчества детей (цветная бумага,

альбомы, картон, цветные карандаши, краски,

кисточки и т. д.)

6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

7.Участие в подготовках к праздникам (пошив

костюмов и тд).

8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении

комнаты сказок.

9.Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов

на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

10.Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».

11. Участие в совместных театрализованных

постановках (родители - дети - педагог). 12. Посещение занятий

13. Родительское собрание.

14.Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды,

связанной с театрализацией воспитательно-

образовательного процесса и всех режимный моментов

2. Картотека дидактических игр по теме:

«Театр»

Картотека аудио - видео фильмов

3. Методическое сопровождение

(магнитофон, кассеты)

4.Подборка художественной литературы для

театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного

характера.

6.Конспекты театрализованных

представлений.

7.Сценарии досугов и развлечений

театрализованного характера

8.Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития проекта

Этапы

мероприятия

1

Организационный

1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность

детей дошкольного возраста»

2.Подбор литературы по проблеме

исследования 3.Анализ литературы

4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки»

2

Диагностический

1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей

дошкольного возраста в театрально-

игровой деятельности

2.Составление анкет для родителей:

«Любите ли вы театр» по проблеме исследования

3.Составление контрольных листов

справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3

Практический

1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3. Условия состояния игровой среды для

театральной деятельности детей дошкольного возраста

театрального занятия: « Курочка и цыплята"

5. Подготовка и проведение открытого

развлечения «Про то, как мишку спать укладывали»

6. Участие родителей в театральных вечерах для детей "В гостях у сказки".

7. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования. « Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.2

9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т. д. для театрализованной деятельности.

10. Составление бесед и консультаций для родителей

4

Обобщающий

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5

Внедренческий

1.Подготовка выступлений на педагогическом совете по проблеме: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

2.Подготовка к выпуску , пособий по проблеме» Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника

3. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Актуальность исследования в том, что театрализованные игры

являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны .

Это определило тему нашего исследования «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Заключение

Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т. д.

Промежуточным результатом можно считать возросшую активность участия детей в городском конкурсе «Росинка».

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам промежуточной диагностики по развитию

творческих способностей в театрализованной деятельности.

г.

высокий уровень - 33,5%

средний уровень - 40,5%

низкий уровень - 26% на данный период

высокий уровень - 61%

средний уровень - 30%

низкий уровень - 9%

Обобщён опыт работы среди коллег МАДОУ «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Какие результаты ожидаю в будущем?

2учебный год предусматривает переход к практическому этапу реализации проекта.

Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:

соотнесение результатов с целями и задачами проекта,

распространение опыта работы на городском и региональном уровне

публикации в научно-практических и методических журналах. Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Список используемой литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2с

2. Артемова JI . В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1с

3. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

4. [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2с

5. Доронова Т. Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2с

6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л. В., Куцакова С. И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2с

7. Махаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М. Д Махаева - М.: ТЦ Сфера, 2

8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И.Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова - М.: Школьная Пресса, 2с

9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н. Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

Делитесь с ближними:

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.

В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

В связи с этим цель моей работы: развитие творческих способностей через театральную деятельность стала приоритетной в моей профессиональной деятельности.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

  1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
  2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.
  3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).
  4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  5. Совершенствование познавательных процессов.

Воспитательно-образовательный процесс выстраиваю с учетом рекомендаций исследователей: Махоневой М.Д., Миланович Л.Г., Сорокиной Н.Ф., Чуриловой Э.Г.

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе. В связи с этим мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:

  • ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения).
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).

Рисунок 2.

  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).

Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций Т. Сорокиной.

Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.

Открытое занятие на тему «Путешествие в театр»

Цель: познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол, вызвать желание управлять куклами.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения театрального искусства, строением театра, с различными видами театральных кукол (би-ба-бо, марионетки, ростовая).
  2. Развивать познавательный интерес, психические функции (память, внимание) воздействуя на различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, тактильный).
  3. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
  4. Формировать коммуникативные навыки общения.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал:

  • телевизор,
  • DVD проигрыватель,
  • куклы:
    би-ба-бо,
    марионетка (клоун),
    ростовая (мышка),
  • декорации,
  • сундучок.

Ход занятия

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Давайте встанем в круг и познакомимся.

Я, муза, покровительница театра.

А как зовут вас, я сейчас узнаю. Вы будете поочередно подавать левую руку друг другу и называть свое имя ласково.

Ребята, мы назвали себя добрыми ласковыми именами. Давайте пожелаем всем «Доброго дня и веселого настроения!»

Дети, а кто из вас был в кукольном театре? (Ответы детей)

Что вы там делали? (Ответы детей)

А кто вам показывал сказку? (Куклы)

Многие из вас бывали в театре и смотрели интересные спектакли. Но как появляется спектакль, кто помогает ожить куклам? Сегодня мы об этом узнаем.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. Итак, в путь.

Воспитатель: Повернись, повернись и в театре окажись.

Сейчас пройдут на свободные зрительные места те дети, у кого в одежде есть синий цвет (красный, зеленый, желтый).

Воспитатель: Звенит звонок, наша история начинается.

Педагог включает DVD проигрыватель и показывает слайды.

Воспитатель:

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места.

Покровительствовали театру две музы: веселая и жизнерадостная Талия и грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актерам разыгрывать веселые, смешные пьесы – комедии, а Мельпомена – грустные и печальные – трагедии.

Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актеры мужчины, переодетые в женские платья.

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски.

Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы.

Балаганы – это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, веселые театральные куклы – Петрушки.

Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.

Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актеры, которые показывали спектакли для зрителей.

В нашем городе Новокузнецке тоже есть театр, да не один.

Драматический театр – в нем разыгрывают спектакли взрослые люди – актеры.

Кукольный театр – в нем актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью театральных кукол. Посмотрите, какое это красивое здание. Снаружи оно украшено большими яркими куклами и афишами – красочными плакатами с фотографиями спектаклей.

Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена с занавесом. На сцене актеры разыгрывают спектакли с помощью кукол.

Есть уютные зрительные места.

И конечно много, много разных театральных кукол. А управляют куклами люди, профессия которых называется – кукловод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что должны уметь кукловоды. Ответы детей.

Правильно, чтобы быть кукловодом нужно уверенно, пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь сильные и ловкие руки, чтобы управлять куклами.

Воспитатель: Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А можно попасть и на сказочную полянку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке – волшебный сундучок. Что же там внутри? Давайте посмотрим!

Воспитатель: Да там театральные куклы!

Петрушка: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Вы узнали меня? Кто я?

Дети: Петрушка.

Воспитатель: Ребята, Петрушка пришел к нам из театра кукол би-ба-бо. Одеваются такие куклы на руку, как перчатка.

На указательный палец одевается голова.
На средний и большой – руки или лапы игрушки.
Остальные пальцы кукловоды прижаты к ладони.
А рубашка – это туловище.

Петрушка: Я пришел к вам не один, а вместе со своими друзьями.

Воспитатель вынимает куклы из сундучка.

Воспитатель: Дети, кто хочет попробовать одеть куклу. Педагог приглашает 4 ребенка, помогает одеть кукол на руки.

Воспитатель: Куклы в театре би-ба-бо умеют наклонять головы, хлопать в ладоши, вертеть головой вправо и влево, кланяться (помогает детям выполнить упражнения).

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, из каких сказок пришли эти герои? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно эти герои встречаются в разных сказках – теремок, «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка и серый волк». С помощью наших кукол можно разыграть для зрителей спектакли по этим сказкам

Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь еще одна кукла – Колобок (вынимает из сундука). А теперь, из какого спектакля пришли все куклы (Из сказки «Колобок»).

Воспитатель: Ребята, а я знаю интересную разминку по сказке «Колобок». Давайте ее проведем. Но чтобы разминка получилась не простая, а театральная, мы будем с вами как настоящие кукловоды правильно выполнять движения, четко и ясно проговаривать слова.

Вставайте в круг, чтобы всем хватило место.

Разминка «Колобок».

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая интересная кукла. Называется она – марионетка. У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянным палочкам – крестовине. Кукловоды с помощью крестовины и нитей приводят в движение марионеток.

Воспитатель: Ребята, кто хочет попробовать управлять марионеткой (приглашает 2 детей по очереди). Тяжело? (Ответы детей).

Конечно, управлять марионеткой не так уж и просто. Чтобы кукла легко двигалась, шевелила руками и ногами, кукловод должен обладать сильными, ловкими, крепкими пальцами. Мы тоже можем потренировать наши пальчики с помощью игры «Замок».

Игра «Замок» (повтор 1-2 раза).

Раздается стук.

Воспитатель: Кто-то еще к нам в гости пришел! (Вносит ростовую куклу).

Да это кукла – мышка. Посмотрите, какая она большая и необычная. У нее есть веревочки, чтобы одевать их на шею, резинки, чтобы одевать их на руки и ноги. Кто хочет померить куклу? (Приглашает одного ребенка, помогает одеть куклу).

Воспитатель: Посмотрите, какая это большая кукла, ростом с Дашу. Такая кукла называется ростовая. Двигается она с помощью движений рук и ног кукловода. Если кукловод протянет руку, кукла тоже протянет руку, если кукловод начнет шагать – кукла станет двигать своими ногами.

Мышка, иди, поздоровайся с ребятами. Протяни свою руку и погладь …

Воспитатель: Сейчас куклам пора возвращаться в свой театр. А наше путешествие подходит к концу. Давайте встанем в круг и, скажем «Повернись, повернись и в саду очутись!»

Воспитатель: Присаживайтесь ребята на ковер. Давайте вспомним, куда мы сегодня путешествовали? (В театр)

  1. А в какой стране появился первый театр (В древней Греции).
  2. Какие спектакли разыгрывали древние греки (трагедии и комедии).
  3. Кто-нибудь помнит, как звали муз – покровительниц театра (Талия – покровительница комедии, Мельпомена – трагедии).
  4. А как называлось веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях (Балаган).
  5. Какие театры есть в нашем городе (Драматический, Кукольный).
  6. Что есть внутри кукольного театра (сцена, зрительные места).

Утверждаю

Заведующая МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №113»

Середа И.А.

РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из опыта работы

воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»

Вавилиной Н.А.

руководителя театральной студии «Жар-птица»

Цель творчества – самоотдача!

А не шумиха, не успех.

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре.

Мои многолетние наблюдения показали, что особый интерес у них вызывает театр (и не только как зрителей). Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество.

Поэтому и возникла идея создания театра. Именно театр помогает нам максимально развить творческие способности детей. Он и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, и развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Так появился театр-студия «Жар-птица», где я стараюсь создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание малышей быть непохожими на других, побуждая их фантазию, пытаюсь максимально реализовать их способности.

Именно в театре я даю детям возможность пережить мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, а также выразить свое эмоциональное отношение к предмету, явлению, действию, используя все выразительные средства.

Каждый спектакль – это кусочек жизни, поэтому дети с удовольствием идут в театр-студию. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого.

У меня нет цели - сделать из каждого ребенка актера, своей задачей я ставлю – дать возможность выразить себя средствами театра, развивать детское творчество.

Спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься, поэтому я не требую от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Каждый образ, созданный ребенком - неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться и выражать себя.

Так, в процессе подготовки спектакля «Теремок» у нас было несколько лягушек, несколько мышек. Все они разные, неповторимые, каждый внес в образ героя свою искорку творчества.

Цель моя была достигнута, я смогла вызвать интерес у детей к игре на сцене, добиться выразительности речи, раскрепостить их в общении.

С одной стороны очень важно было для меня сохранить богатство импровизации, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний, с другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники и мастерства.

Так, взяв за основу программу Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети», я разработала свой перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства.

В процессе работы с детьми по этому плану складывалась определенная структура занятий, на которых я использовала различные упражнения, игры с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности.

Я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.).

Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т.п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались и мини-сценки, этюды.

Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах, как считал К.С. Станиславский, мощный творческий импульс. Я предлагала детям следующие задания:

а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;

б) Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;

в) Взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное;

г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик;

д) Прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Такие задания были включены в занятия с определённой темой «В магазине игрушек» и т.д.

Предлагая детям поиграть с пальчиками, я ввела в свою работу «Пальчиковый игротренинг», который потихоньку перерос в игры-представления с куклами, которые мы изготавливали из сподручного материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных масок из бумаги. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот передо мной уже не бессловесное существо, а образ принца, например, или «кота в сапогах».

Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), я добивалась от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовала различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги.

Свои занятия я начинала с техники речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).

Читая детям мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их на сцене. Так мы делали этюды по стихам.

Например, в этюд по стихотворению Б. Кожевникова «Медвежонок» была введена белка (умная, воспитанная), которая была возмущена, что медвежонок ест мёд лапой. Но медвежонок, зная, что поступает плохо, ничего не мог поделать с собой – уж очень вкусным был мёд.

Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

Нет, нельзя, -

Вздохнул он грустно, -

Только очень, очень вкусно

Вот попробую немножко,

А потом пойду за ложкой.

В своей работе над выразительностью речи я привлекала родителей, предварительно написав для них консультацию о том, как надо заучивать стихи и диалоги с ребёнком.

Используя в своей работе сказочную тематику, я проводила с детьми серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения, фантазии, их мыслительной деятельности. Такое игровое упражнение, как моделирование сказочного сюжета, помогало не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его экспериментировать с ним. Рассказывая детям сказку, я сопровождала повествование условными картинками-символами.

Например, в сказке «Теремок» это были буквы – зверушки. А к сказке «Золушка» были придуманы другие условные обозначения.

В дальнейшем дети самостоятельно рассказывали и придумывали сказки по опорным моделям.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством.

Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.

Я стараюсь способствовать тому, что бы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Но такую сложную задачу непосильно решить одному человеку, поэтому к этой работе был привлечён весь педагогический коллектив.

Сначала я провела консультации для воспитателей, где обратила их внимание на важность театральной деятельности в детском саду, акцентировать их внимание на театрализованных играх, так как театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы детского сада.

Следующим этапом моей работы с коллективом была организация кукольного театра силами воспитателей. С появлением театра-студии пополнилась костюмами костюмерная.

Благодаря 6-ти летнему опыту моей работы, я пришла к выводу, что дети, посещающие театр-студию, научились понимать настроение другого человека, чутко относиться друг к другу, у них отмечается стабилизация эмоционального состояния, нет боязни выразить свой внутренний мир.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево

Проект

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (С фото)

Руководитель: Королева Светлана Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ №1 ЗАТО Видяево

ЗАТО Видяево

ВВЕДЕНИЕ

  1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..........................................2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель проекта…......................................................................................3
  2. Задачи проекта......................................................................................3
  3. Актуальность........................................................................................3
    1. Этапы реализации проекта…………………………………………4 -5
    2. Формы работы над проектом…………………………………………6
    3. Научно-методическая работа...............................................................7
    4. Материально-техническое обеспечение……………………………..8
    5. Результаты проектной деятельности…………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: озорного Буратино, добрую Дюймовочку, доверчивого Заюшку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театрализованная деятельность помогает:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
-познакомить его с детской литературой, музыкой,изобразительным искусством,обрядами,традициями;
-совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей;
  3. Обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  4. Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  5. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

Актуальность

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

Этапы реализации проек та

I . Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта («Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»).

3. Посещение детей 1 младшей группы (Осадчая А.Э.) , 1младшей группы (Костырко Н.Н.) нашими детьми для знакомства с будущими зрителями.

4. Чтение и разучивание сказки «Теремок» по ролям.

II . Практический этап:

В течение января месяца я ознакомилась с методической литературой по теме проекта. Рассмотрены работы:

  • Л. Выготского,
  • М. Каменской,
  • А. Брянского,
  • С. Рубинштейна.
  • О. Дьяченко,
  • Н. Ветлугиной и др.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовалиА.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие.

Парциальные программы по театрализованной деятельности дошкольников: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой,«Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной. «Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой и И.Ю. Пугачевой.

Проведение мероприятий:

В апреле месяце были проведены следующие мероприятия:

Спортивное развлечение «В гостях у сказки»

Для детей 1 младшей группы (Костырко Н.Н.), детей 2 младшей группы (Горшкова Е.К.) была показана сказка «Теремок».

Под руководством музыкального руководителя Зайцевой С.А. инсценирована музыкальная сказка «Репка».

III Презентационный этап :

Защита проекта на конкурсе проектов в нашем детском саду.

Формы рабо ты над проектом

Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театрализованные игры - один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

С помощью куклы (Волк, Лиса,) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым

и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя :

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения по развитию эмоциональности у детей.

Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач :

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества;

3) Развитие творческих способностей;

4) Социально-эмоциональное развитие.

Научно-методическая работа

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых - Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

Интерес для практических работников представляют и методические

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» , Т. Н. Дороновой «Играем в театр» , М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

Материально-техническое обеспечени е

Материально-техническое обеспечение предполагает изготовление костюмов для сценок и оборудования для игр. Все средства были выделены мною и родителями детей.

Результаты проектной деятельности

Методы исследования : беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н . Ф. Сорокиной)

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Исследования показали следующие результаты :

  • Сделав сравнительный анализ вводной и промежуточной диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.
  • На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень - 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад - 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).
  • Высокий уровень знаний увеличился на 17%.

Мои воспитанники приняли участие в муниципальном конкурсе «Творчество без границ» и в областном конкурсе чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы

такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Описание : статью можно использовать, как консультацию для родителей, воспитателей в детском саду.
Цель: развитие интереса к театральному творчеству
Задачи:
- привлечь внимание взрослых к развитию ребенка средствами театрального искусства;
- показать, какими средствами театрального искуссва реализуются творческие способности детей.

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.
Преимущества воспитания и развития детей средствами театрального искусства заключены прежде всего в коллективной природе театра. Театральное творчество немыслимо без совместных усилий маленьких артистов и их педагогов.
В развитии творческих способностей нам помогает кукольный театр. Он и развивает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.
Первое знакомство с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении воспитателя. Встреча с театральной куклой создает радостную атмосферу, вызывает у детей интерес к происходящему на ширме.


Со второй младшей группы следует обучать простейшим приемам кукловождения настольных кукол. Для этого используются игрушки- резиновые, мягкие, дымковские, конусные. Дать малышам поиграть с куклой, подержать ее в руке, хорошенько рассмотреть, попытать оживить, определить, какой у нее характер, голос, походка. Предложить придумать небольшие истории, происходящие с куклами, чтобы ребенок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Здесь важна роль взрослого, чтобы помочь в речи, сосредоточить внимание, но не давать готовых образцов для подражания.
Как бы примитивны не были истории, радуйтесь вместе с малышами любому проявлению творчества, стремитесь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых. Разыгрывание небольших сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца сценки или спектакля концентрировать свое внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, сопровождая движение куклы песенкой, которую придумывают самостоятельно.
В средней группе дети знакомятся с ширмой, с перчаточными куклами. Они учатся сосредотачивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмического действия, которые лучше выполнять под музыку или пение.


Следующий этап – работа над этюдами, которая проводится в каждой возрастной группе, особенно в период постановки кукольных спектаклей. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Необходимо рассказать детям, что актер современного кукольного театра должен много знать и уметь. Он не только управляет куклами разных систем, но и действует на сцене, как живой актер в драматическом театре: поет, танцует, выступает, как мим. Чтобы быть настоящим актером, нужно многому научиться.
Используются этюды М. Чехова, М. Чистяковой на развитие внимания, воображения, веры, наивности, фантазии, аффективных чувств. Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивает у ребенка способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Это поможет им избегать затруднений в общении со сверстниками и со взрослыми, как в настоящем, так и в будущем.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектакле. Только разбудив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля, участие в котором всегда праздник для ребенка.


Стремление ребенка к исполнительству является потребностью души. Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Игра и драматизация в жизни ребенка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация дает возможность ребенку проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом.
Руководство драматической игрой со стороны взрослых может помочь малышам точнее передать образы персонажей, проанализировать различные варианты исполнения ролей. Однако взрослым необязательно принимать непосредственное участие в драматизациях. Важно предоставить детям больше свободы для творчества.


Н. Ветлугина отмечала, что «источники возникновения музыкально-творческой деятельности у детей следует искать в их обогащении непосредственными жизненными впечатлениями и произведениями искусства».
Работая над инсценировками, сценками, постановками сказок, участвуя в развлечениях и праздниках, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость, речь их становится выразительнее, движения – более пластичными, они творят и выдумывают с необыкновенной увлеченностью.
Дети способны удивительно объективно оценивать успехи и неудачи товарищей, они очень тонко чувствуют фальшь. Не зря К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде у детей. С необыкновенной легкостью маленькие артисты готовы поверить, что стулья в зале – это таинственный сказочный лес, а большой кубик – именно т от пень, на котором и должен сидеть Леший.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью пластики, мимики, жеста.
Перед исполнителями любой роли необходимо ставить определенные задачи, будить их фантазию и воображение. Задача каждого ребенка, участвующего в постановке любого спектакля, найти ответы на многочисленные вопросы: куда и для чего иду? что и зачем делаю? какое настроение? как себя чувствую?

Основные этапы работы над постановкой:

1. Знакомство с текстом.
2. Работа над отдельными частями. Каждый ребенок «лепит» образ своего героя в зависимости от музыкальных и пластических возможностей, от собственного жизненного опыта, от уровня развития воображения.
3. Работа с текстом. Стихотворный текст заучивается легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темпа спектакля.
4. Репетиционный. Должен быть самым коротким, поскольку текст дети уже знают, пластическое решение образов готово, а непосредственно действие, которое происходит в постановке, должно каждый раз «твориться» заново. Длительные, частые репетиции изматывают детей, делают их безразличными, пассивными, лишают радостного ощущения праздника.
Упражнения-этюды М. Чехова и М. Чистяковой можно найти и в журналах «Дошкольное воспитание» №8,9/1994, № 10/1997.
Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди