08.05.2019

Материал на тему "роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста". Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников


Э.И.Изотова

Студентка психолого-педагогического факультета ГБОУВО РК «КИПУ»

г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Мустафаева Зюре Исмаиловна кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУВО РК «КИПУ» г. Симферополь, Россия.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения. В статье рассматриваются вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие ребенка. Предложены различные возрастные группы и рекомендована литература, которую можно использовать для чтения с детьми.

Ключевые слова

Художественная литература, развитие, ознакомление, дошкольный возраст, всесторонне развитие, чтение,

художественное произведение, дошкольник

«Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя» В. Сухомлинский.

Привлечение детей к чтению в наше время стало большой проблемой. С появлением высокоразвитых технологий и большим количеством источников информации все реже можно увидеть человека, увлеченного чтением. Взрослые не только сами потеряли интерес к литературе, но и не прививают любовь к книге своим детям - это привело к тому, что многие дети не знают сказок и былин своего народа, знаменитых русских и зарубежных писателей. Дети отдают предпочтение современным гаджетам, и героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, а это в свою очередь, никак не благоприятствует нравственному и социальному воспитанию, и развитию ребёнка.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе способствует развитию гармоничной, всесторонне развитой личности. Она воспитывает любовь к родному языку, родине, пробуждает воображение.

По мнению многих психологов (Л. Выготского и О. Никифоровой) дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей. Потому, что именно в этом возрасте дети учатся сострадать героям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Полюбившиеся образы остаются с детьми надолго. Ребёнок пытается быть похожим не только на окружающих его взрослых, но и на книжных героев.

Всем известно, что художественная литература - могучее, действенное средство, способствующее всестороннему развитию и воспитанию ребёнка.

Дети с раннего возраста способны научиться воспринимать художественное произведение. При чтении сказок педагог отражает характер персонажа интонацией и мимикой, передает их особенности, пользуется эмоциональными и выразительными средствами языка. В свою очередь дошкольники, при прослушивании художественной литературы обучаются сострадать героям, учатся ощущать внутренний

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

мир человека, и взаимоотношения в окружающем мире. Поэтому осознание, наряду с содержанием элементов художественной выразительности. Необходимо развивать у ребёнка умение активно слушать, и вслушиваться в художественную речь. Эти умения помогут сформировать красивую, образную, грамотную речь, наполненную эпитетами, сравнениями, и помогут развить поэтический слух.

Ещё с младенчества происходит ознакомление детей с художественной литературой, оно начинается с детских попевок, песенок, потешек. Малые фольклорные формы благоприятствуют развитию образного мышления, дают возможность приобщить детей к культурному наследию своего народа, так как для детей младшего дошкольного возраста проще, доступней, и интересней для понимания и восприятия устное народное творчество.

У младших дошкольников вызывает интерес небольшие стихотворения, отличающиеся четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому предлагаются такие рассказы, как А. Барто «Мишка», Ю. Васнецова «Дон-дон», «Водичка-водичка». При систематическом чтении дети усваивают смысл, увеличивая этим самым свой словарный запас. Чаще всего взрослые используют потешки при формировании культурно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, многократно проговаривая с группой детей, или индивидуально с каждым ребёнком, у детей в памяти остается не только потешка, но и правильная последовательность действий.

В среднем дошкольном возрасте замечаются некоторые перемены в восприятии литературных произведений, в связи с увеличением его личного жизненного опыта, познаний и представлений, увеличивается читательский опыт.

Как показываю исследования (А.В. Запорожец, Т.И. Титоренко, О.О. Хоменко) дети лучше чувствуют границы между сказочными и реалистичными жанрами, ощущают законы сказочной фантастики. В связи с этим на данном этапе формируются первые познания о некоторых особенностях жанра. В данный возрастной период хорошо развито воображение, оно становится независимым, что помогает понятию авторского замысла, создает правильное виденье героев и событий, воспитывает эстетические чувства. Для восприятия произведения ребёнку уже не требуются иллюстрации к каждому сюжету, как это было необходимо на предыдущем этапе.

Многие исследователи (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Н.Х. Швачкин, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношений детей к языковым явлениям - ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.

В старшем дошкольном возрасте появляется стабильный интерес к книгам, готовность к прослушиванию чтения. Дети в этом возрасте осознанно воспринимают смысл произведения, действия героев, мотивацию их поведения, обращают внимание на особенности языка, образность речи, могут правильно судить о поступках героя, ссылаясь на свои понимания о нормах поведения и личный опыт. На данном этапе становится популярны у детей произведения, полные приключений и путешествий («Волшебник изумрудного города» А. Волкова); русские народные сказки, полные фантастичности, конфликта и препятствий («Морозко»). Все эти произведения распахивают дверь в мир фантазии, дают «пищу» для размышления о сложном мире, в котором сталкиваются непримиримые силы добра и зла, где добро непременно должно победить. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать текст без иллюстрации, она начинает играть вспомогательную роль, уточняя появляющиеся восприятия, облегчая понятие смысла художественного произведения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999. - С. 501-510.

3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986г.

4. Конина М.М. Художественная литература, как средство нравственного воспитания. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

5. Лушкова О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / О. Н. Лушкова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 183-185. - ISBN 978-5-9909215-3-5.

6. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 - 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985г.

7. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М., 2008г.

8. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

9. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. - М., 2000г.

© Изотова Э.И.2017

Р.Ж. Карабалаева

аспирант 2 курса педагогического факультета Кыргызский Государственный Университет им. И.Арабаева

г.Бишкек, Кыргызстан e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты формирования культуры толерантности у студенческой молодёжи. Даётся определение данного феномена, определяется его актуальность и показаны отдельные пути его формирования. Особое внимание уделяется курсу педагогики как вузовской дисциплине, в наибольшей степени способствующей формированию культуры толерантности.

Ключевые слова

Толерантность, культура толерантности, формирование культуры толерантности, пути формирования культуры толерантности, образовательные организации, вузовские дисциплины.

Проблема толерантности является в настоящее время одной из важнейших, предопределённых глобализационными процессами, в том числе усилением взаимодействия, как отдельных людей, так и целых сообществ. Это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различие и единство.

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Аттестационная работа на I категорию

Презентация практических достижений профессиональной деятельности

(личного вклада в развитие образования):

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников».

Выполнил:

воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»

Ардатовского района

Яшнова Лариса Юрьевна

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 6,7 лет

Контактный телефон: 89103957506

Ардатов, 2018 год

Общие сведения о воспитателе.

ФИО: Яшнова Лариса Юрьевна

Год рождения : 1990

Контактный телефон : моб.: 89103957506

Электронная почта : Petrowa - Larisa 25@ yandex . ru

Образование : высшее: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа

Стаж педагогической работы : 6,7 лет

Должность: воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» Ардатов

Ардатовский муниципальный район

Содержание

1.Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования....................................................................................................................4

2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования……...…6

3.Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования……………………………………………………………………………8

4. Цель и задачи педагогической деятельности……………......………….....9

5. Ведущая педагогическая идея ………………………………………...…..11

6. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования…………………………………………………………….…………….11

7. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны……………………………………………………………………………....19

8. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты……………………………………………………….………19

9.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника…………………………………………21

10. Литература………………………………………………………...………23

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало очевидно, что проблемы всестороннего развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Во ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.

Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»). О существление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно-пространственной развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение интереса к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На мой взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы , формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ . Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

По результатам педагогического мониторинга в средней группе на начало учебного года видно, что по большинству показателей преобладает средний уровень эффективности педагогических воздействий, т.е. дети развиваются адекватно своим возрастным возможностям и задачам реализуемой образовательной программы. Но в процессе наблюдений я заметила, что в совместной и самостоятельной деятельности дети проявляют недостаточный интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, мало знают наизусть стихи.

Мною было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека, которое выявило, что 80% семей считают литературу все еще основным источником знаний. Вот некоторые ценностные высказывания родителей:

«Книга развивает речь, расширяет словарный запас».

«Книга помогает нам лучше понять самих себя. Ведь очень важно знать, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как ты. Это рождает уверенность в себе».

«Литература расширяет кругозор, делает человека интеллигентным, она дает понимание и опыт жизни».

«Книга дает возможность погрузиться в другие миры и эпохи».

«Хорошее художественное произведение развивает чувство прекрасного, оно- лучшее лекарство от скуки, одиночества».

Казалось бы, за такими утверждениями родителей должна стоять активная работа по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе и потребности жить с книгой. Однако по результатам все того же анкетирования ежедневно читают книги детям только 20% родителей и лишь 15% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.

При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Причины «нечтения» родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%), тягой к телевизору, Интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). В большинстве анкет (60%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.

Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в тесной взаимосвязи с их родителями, можно добиться повышения у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, и создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Работу по ознакомлению с художественной литературой я начала с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам всестороннего развития дошкольников, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.). Художественная литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Литературное развитие и читательская деятельность дошкольников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н. Д. Молдавской, Н. И. Кудряшева, С. А. Гуревича, В. Г. Маранцмана, О. Ю. Богдановой и др.).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.

Цели и задачи педагогической деятельности

Таким образом, целью моей деятельности стало: всестороннее развитие дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи :

    Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей;

2. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания; развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.

3. Расширять детский кругозор в процессе знакомства с литературными произведениями разных жанров и тематики.

4. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей; воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке, лепке.

5.Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения; учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу данной работы:

Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи всестороннего развития дошкольника посредством художественной литературы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для игровой и продуктивной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности. Работу по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы педагог ведёт в определённой системе , последовательности.

Принцип доступности. При всестороннем развитии дошкольника посредством художественной литературы, учитывает их возрастные особенности , потребности, интересы, уровни подготовленности.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Правильно определяет ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. Формирует у дошкольников интерес и потребность в чтении и восприятии книг , воспитывает любовь к различным видам жанра художественных произведений, развивает творческие способности.

Принцип прочности. Эффективно реализовывает требования вышеперечисленных принципов, повторяет и закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки , применяет их на практике.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий (выбор содержания, средств, форм и методов работы), способствующих всестороннему развитию дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаю со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги.

Содержание предметно-пространственной развивающей среды по приобщению детей к художественной литературе соответствует принципам ФГОС ДО (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность) и способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы. В группе имеются:
- подборка художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей программе и возрастным особенностям детей;
- Настольные и дидактические игры по знакомым произведениям.
- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.
- Папка с алгоритмами для составления рассказов, здесь же буквы, материал
для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам»
- Театральные атрибуты и атрибуты для с/р игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».
- Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.
- Портреты писателей.
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки,
игры.
- Издания тех произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях.
- Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С.Маршак, и др.)
- Книги, которые дети приносят из дома.
- Справочная и познавательная литература, ориентирующая на изучение окружающего мира. Такие книги, что бы привлечь внимание детей,
расположены в специальном ярком лоточке.
- «Толстые» книги, которые я читаю в течение длительноговремени.
- Энциклопедии.
- Книжки-раскраски, книжки-самоделки.
- Аудио и СД-диски для прослушивания, коллекция мультимедийных презентаций.

Организуя образовательную деятельность, стараюсь интегрировать ознакомление с художественной литературой, по возможности, в содержание всех образовательных областей. Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения («Звериная зарядка», «Мы проснулись»), при релаксации в минуты отдыха, что позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту. Например: Спорт нам плечи расправляет,

Силу, ловкость нам дает.

Он нам мышцы развивает,

На рекорды нас зовет

В двигательной деятельности использую фольклор (считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы) для развития эмоциональной сферы, активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. В произведениях устного народного творчества детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания. Например,

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

Особое значение придаю разучиванию слов и считалок к подвижным играм («Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Гори, гори ясно!» и т.д.).

Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции:

Расширяет представления о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте);

Помогает осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий;

Способствует освоению моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;

Функция формирования эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в оценке с представлениями о них.

При проведении наблюдений за природным явлением, объектом, изменениями, происходящими с ними широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихотворение Н.Некрасова «Снежок», С. Михалков «Снег кружится».

Раскрыть некоторые понятия можно с помощью художественных произведений. Например, понять, что такое лес, можно из одноименного стихотворения «Что такое лес…». У нас есть макет леса, с помощью которого можно моделировать изменения в животном и растительном мире, происходящие в лесу в различное время года

Использую художественную литературу при ознакомлении с животным миром. Например, стихотворение Б. Заходера «Ежик» - Что ж ты, еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

При знакомстве детей с тем, как кричат животные, использую стихотворение А. Барто «Кто как кричит» и потешку «Наши уточки с утра».

Для формирования у детей представлений о профессиях людей читаю произведения В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?», Б.Житкова «Пожар», С. Сахарнова «Два радиста», С. Маршака «Ледяной остров», которые помогают детям разобраться в особенностях той или иной профессии.

Читая украинскую сказку «Колосок», дети узнают о том, как хлеб на стол пришел. После прочтения мы рассматривали с детьми колоски, муку, познакомились с ее свойствами.

Для закрепления количественного и порядкового счета я использую русские народные сказки «Теремок» , «Колобок» , «Репка» , произведения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» , С. Маршака «Дама сдавала в багаж…» и др. При формировании понятия «величина» опираюсь на художественные произведения, такие как «Под грибом», «Разные колеса» В. Сутеева.

речевом развитии ребенка . Речь - одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. При рассматривании портретов писателей, портретов художников - иллюстраторов знакомлю детей с их биографией, детям очень интересно какие они были в детстве, чем интересовались. Знакомя детей с произведениями, использую следующие методические приемы:

Беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

Придумывание однокоренных слов;

Использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

Пересказ сказки по ролям («Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др.)

Предлагаю изменить в сказке любую деталь.(н-р в сказке «Снегурочка»: Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего? Начинается пересказ новой сказки)

Беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др.;

Игры и упражнения для развития связной речи «Исправь ошибку», «Сравни разных зверят», «Разложи картинки», «Кто что умеет делать», «Сочинялки», «Разноцветный сундучок», «Узнай произведение по предметам», Игра «Чьи это слова?» и т.д.

Провожу беседы на тему «Что мы знаем о книге», Книга -лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги», «Путешествие в прошлое книги».

Прочитав рассказ Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся» провела беседу, это способствует углублению восприятия литературного текста, формирует в речи свое отношение к услышанному в процессе его анализа.

Чтение художественной литературы играет немаловажную роль в художественно-эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Например, нарисуй рисунки к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Для организации детской театрализованной деятельности я пополнила театральный уголок различными видами театров (пальчиковый театр, театр на прищепках, театр-топотушки, театр на конусах, театр на палочках от мороженого), дидактические игры («Солнышко-тучка», «Птичий двор», «Музыкальная лесенка»), оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделала подборку игр - драматизаций, народных, подвижных игр со словами.

Велика роль художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. При чтении произведений дети, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А.Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В.Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н.Носова), и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К.Чуковского).

Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к ней (книгу не рвать, не мять, не загибать листочки). С воспитанниками средней группы я организовала интегрированное занятие "Подари жизнь книге", на котором дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы прививать детям бережное отношение к книгам, мы устроили «Книжную больницу», там дети не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)

Акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.

Выставка книжек -самоделок «Книжки-малышки о труде», в которой все родители средней группы приняли активное участие.

Фотовыставка «Мама, папа, я –читающая семья»

Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае - это детская библиотека. На экскурсии в детскую районную библиотеку дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке .

Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные игры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Диапазон опыта представлен в ежедневном календарном планировании в младшей и средней группах, разработке тематического плана «Неделя книги в детском саду» , материалами выступления на педагогических советах, семинарах, пополнением развивающей предметно-пространственной среды группы, конспектами непосредственно образовательной деятельности, картотеками дидактических, хороводных, подвижных игр с использованием художественного слова, консультациями для родителей.

Новизна данного опыта заключается в том, что совместная деятельность с детьми по приобщению к художественной литературе носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с художественной литературой в различных видах деятельности, что способствует разностороннему развитию детей.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Проведённая работа дала положительные результаты: промежуточный педагогический мониторинг в середине учебного года показал положительную динамику по всем направлениям развития дошкольников.

Педагогический мониторинг эффективности педагогических воздействий в средней группе МБДОУ д\с№2

(начало и середина 2017-2018 уч.года)

Физическое развитие

28 %

56%

46%

34%

26%

10%

Социально-коммуникативное развитие

32%

48%

56%

34%

12%

18%

Познавательное развитие

14%

23%

69%

64%

17%

13%

Речевое развитие

12%

23%

73%

67%

15%

10%

Художественно-эстетическое развитие

12%

27%

72%

60%

16%

13%

У воспитанников значительно вырос интерес к художественной литературе. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.

Повторное анкетирование и собеседование с родителями свидетельствуют о повышении читательской культуры в семьях воспитанников и повышении компетентности родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей пятого года жизни формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки активно используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

На уровне собственного педагогического опыта:

    За время работы над темой я повысила свою профессиональную компетентность по ознакомлению дошкольников с художественной литературой как средством всестороннего развития.

На уровне дошкольного учреждения:

    наработан богатый практический материал (конспект интегрированного занятия «Подари жизнь книге», методический и иллюстративный) по теме;

    возможность использования и усовершенствования данного опыта другими педагогами ДОУ;

    пополнение предметно-пространственной развивающей среды средней группы.

Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

Осуществляя ознакомление дошкольников с художественной литературой, мы решаем задачи всестороннего развития личности, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения формируются именно в этом возрасте.

Ознакомление с художественной литературой надо начинать как можно раньше, уже с раннего дошкольного возраста и в тесном взаимодействии с семьями воспитанников;

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Пока мой опыт работы по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы базируется лишь на уровне нашего детского сада. Для педагогов я подготовила и провела консультацию «Роль художественной литературы в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»», семинар-практикум в форме деловой игры «Умные книжки - умным детишкам».

Я разместила свой опыт работы на своем мини-сайте и на своей личной странице международного образовательного портала http :// www . maam . ru / users / 1389104.

Также планирую выступить с презентацией опыта работы на районном методическом объединении.

Перспективы работы:

В дальнейшей работе по ознакомлению детей пятого года жизни с художественной литературой с помощью эффективных методов и приёмов планирую:

Обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);

Совершенствовать речевую детскую деятельность на основе литературных текстов (сочинение загадок, сказок по аналогии со знакомыми текстами);

Способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;

Через литературные произведения приобщать дошкольников к социально - нравственным ценностям. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, я считаю, что необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Литература и интернет - ресурсы

1 .Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.

2.Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2009.

3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,2014.

4.Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2009. 5.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 2007. 6.Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 2006. – т. 1.

7.Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

8.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / И.Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова. – М., 2014.

9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009. 10.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К, Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2014.

11. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. – М., 2011

12.

13. http://www.maam.ru

  • 1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
  • 2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
  • 3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
  • 4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
  • 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.
  • 6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
  • 7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
  • 8. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.
  • 9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.
  • 10. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.
  • 11. Карпенко Л.А. Словарь: психология. М., 1990.
  • 12. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008. 90 с.
  • 13. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2009. 128 с.
  • 14. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009. 86 с.
  • 15. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, 1986. 112 с.
  • 16. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.
  • 17. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 2003. 184 с.
  • 18. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. 125 с.
  • 19. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010. 144 с.
  • 20. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. М., 1987. 194 с.
  • 21. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. 62 с.
  • 22. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. 187 с.
  • 23. Полуянов Д. Воображение и способности. М.:3нание, 1985. 50 с.
  • 24. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1. С. 90-93.
  • 25. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007. 202 с.
  • 26. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005. 210 с.
  • 27. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. М., 2010. 172 с.
  • 28. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. «Поваренная» книга воспитателя. Норильск, 1994. 50 с.
  • 29. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., 2010. 132 с.

Приложение 1

Конспекты занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе, тема «Весенние мелодии»

Обучающие задачи:

Учить детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Развивающие задачи:

Развивать умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета, пробы краски; разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов.

Воспитывающие задачи:

Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы. Воспитывать любовь к родному краю.

Методические приёмы:

Рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, вопросы поискового характера, музыкальное сопровождение, метод «Каталога» с использованием таблицы.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за весенними проявлениями в природе, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, составление рассказов по ним, чтение и разучивание стихов.

Материалы:

Репродукции картин о весне, альбомный лист, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, палитра, соль, манная крупа, кисти, стаканчики с водой, салфетки, пробники.

Дифференцированный подход:

Детям более сильной подгруппы предложить использовать при рисовании 2-3 художественных материала.

Ход занятия:

Воспитатель:

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, когда это бывает?

Дети:

Это бывает весной.

Воспитатель:

Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово - весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чём я буду читать…

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы;

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд.

(Ф. Тютчев)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. Пушкин)

Воспитатель:

Вы увидели весну? Какое настроение передали поэты?

Дети:

Поэты передали радостное, весёлое настроение.

Воспитатель:

Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?

Дети:

Заканчивается зима, уходят холода и морозы. Наступает весна. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.

Воспитатель:

Вспомните, как русские поэты называют весну?

Дети:

Русские поэты называют весну красавицей, румяной, молодой, прекрасное дитя.

Воспитатель:

Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней?

Воспитатель привлекает внимание детей к выставке репродукций картин о весне, даёт возможность рассмотреть их.

Дети:

Ранней весной - чистое голубое небо, на проталинках - серая или чёрная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные берёзы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.

Физкультминутка «Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями

(шагают на месте)

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

(ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

(кулак на кулак)

Падать не давали,

Из глубин подземных

(наклонились, ладони чашечкой)

Воду доставали,

Наше тело - прочный ствол.

(разогнуться, ладонями по телу сверху вниз)

Он чуть-чуть качается.

И своей верхушкой

(руки шалашиком)

В небо упирается.

Наши руки - ветви,

(раскрыть ладони, развести пальцы)

Крону образуют.

(смыкают пальцы)

Вместе им не страшно,

(качают головой)

Если ветры дуют.

(качают руками над головой)

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою картину весны. Подумайте, какой сюжет вы хотите нарисовать, чем вы будете рисовать.

Детям предлагается бумага разного формата, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, соль и манная крупа.

Звучит музыка. Дети приступают к рисованию, воспитатель напоминает, что рисунок нужно располагать на всём листе бумаги. Уточнить правила смешивания красок, особенности использования восковых мелков.

В конце занятия организуется выставка работ. Детям предлагается рассказать о своём рисунке, используя схему.

Ярче солнце светит

В воздухе тепло.

И куда не глянешь,

Всё кругом светло.

Снова нет ручьям покоя -

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Льёт лучи на снег и луг

И на все цветы вокруг.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе, тема: «Осенние зарисовки»

Задачи:

Учить проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке.

Развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку.

Закреплять навык изображения деревьев, кустов.

Формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.

Материал:

Картины, уголь, салфетки, тонированные альбомные листы, дыхательные упражнения, релаксационный настрой, игровые упражнения для профилактики перенапряжения и заболеваний, психогимнастика, аромотерапия.

Ход занятия:

1 часть

Дети приглашаются на выставку картин и проходят под музыку на ковёр.

Воспитатель:

Ребята, полюбуйтесь, мы попали на выставку поздней осени. Назовите пословицы об осени.

Осень идёт и дождь за собой ведёт.

Осень - перемен восемь.

Осенний дождь мелко сеется да долго тянется.

Осень всех наградила и всё загубила.

Давайте рассмотрим, как художники в своих картинах оживили эти пословицы с помощью красок и воображения. Подойдём к первой картине.

Какое время года на ней изображено? Почему?

Посмотрите внимательно, какой месяц осени нарисовал художник? Почему?

Как еще называют месяц ноябрь? (ноябрь-предзимник) А почему?

Какие пословицы вы помните про ноябрь?

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Разойдитесь и закройте глаза. Покружитесь, покружитесь, на картине появились. Откройте глаза.

Гляньте под ноги, что там? Под ногами осенняя слякоть.

Как выглядит земля, (рыхлой, сырой, серой, тёмной) дорога (неровная, бугристая, в ямах)?

Запачкали ноги, потопаем, почистим.

Гимнастика для ног

Вам не кажется, что- то капает на нас. Взгляните на небо. Чем особенно осеннее небо? Какое у него настроение? Покажите мимикой.

Посмотрите вдаль. Какого цвета ноябрьская природа? Какого размера деревья у горизонта? Изобразите, какие они? (опуститесь)

А которые близко к нам, какого размера? Покажите. (потянитесь)

Сможете достать до веток? Почему? Сколько их?

Ой, холодно, все съёжились. Подул осенний ветерок и нас на картину другую унёс. Здесь ветер перестал? Можно расслабиться.

Психогимнастика «Холодно-тепло»

Как мы догадались, что ветра нет. (по деревьям и кустам)

Но, вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты, деревья. (музыка) Деревья закачались, ветки стали наклоняться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра (выполнение детьми). Как он шумит в ветвях?

Ш-ш-ш-.(психогимнастика и звуковая гимнастика). Ветер стих и замер лес.

А, ребятки, медленно наклонились, выдохнули, медленно распрямились, прогнулись назад, вдохнули и в группе очутились. (дыхательное упражнение)

На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. Может нам что- нибудь придумать. Давайте нарисуем свои картины поздней осени и погуляем по ним. Согласны. Тогда присаживайтесь. Какой цвет поздней осени мы используем в своих картинах?

Чем можно нарисовать позднюю осень? (угольки закрыты салфеткой)

Воспитатель:

Я предлагаю изобразить конец осени углём. Как правильно держать уголёк? Помните?

Уголь поможет нам получить чёрный цвет, если нажимать сильнее, и серый, если нажимать слабее. Нарисуем воображаемую берёзку. (формообразующие движения)

А как получить много серого цвета, например, для серой слякоти? Для чего нам салфетка? (Воспитатель показывает детям основные приёмы работы с углём)

2 часть

А теперь садитесь красиво изобразите хоть и грустную, но по-своему чудесную осень в ноябре. Используется подсказ, вопросы, пояснения, указания, музыка.

3 часть

Выносим и выставляем свои картины. Полюбуемся ноябрьской природой. Чего больше всего на ноябрьских картинах? (простора, свежего воздуха) Вдохнём же глубоко этот воздух, понюхаем, чем он может пахнуть поздней осенью (аромотерапия). Что вы чувствуете? (запах ветра, сырости, свежести, прелой травы, листвы). Этот прохладный воздух несёт нам ветерок, у кого-то сильный, у кого-то слабый. Как он раздувает волосы?

Путешествие по картинам продолжите сами, а мы сейчас все вместе прогуляемся и понаблюдаем, полюбуемся живыми картинами поздней осени.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «У лукоморья дуб зелёный»

Программное содержание:

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, пластилинография, сыпучий материал, тычкование, оттиск мятой бумагой, засушенные растения). Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Учить создавать сказочный, выразительный образ. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материалы и оборудование:

Картина «Дубы» И. И. Шишкина, для работы детей: (на выбор) картон А 4, клей ПВА, салфетки зелёного цвета, гуашь, пластилин, сухой чай, бумага, сухие листья, засушенные листья дуба, кисти, вода.

Предварительная работа:

Знакомство с разными породами деревьев, наблюдение на прогулке, экскурсия в парк, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Узнай, с какого дерева лист», работа нетрадиционным материалом.

Ход занятия:

Педагог:

Друзья мои, сегодня я вас приглашаю в удивительное сказочное путешествие. А главным героем нашей сказки будет … отгадайте загадку:

Тёмной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Вопросы детям:

Расскажите, какое это дерево?

Можем ли мы его отличить от других деревьев?

Какие у него листья?

Есть ли у него плоды?

Какого сказочного героя напоминает нам дуб? (богатыря)

А богатырь, он какой? (сильный, стойкий, мощный).

Знаете ли вы поговорки о дубе? (крепкий как дуб, мудрый как старый дуб).

Как называется лес, где растут дубы? (дубрава, дубовая роща).

Посмотрите, как изобразил дубы художник И. И. Шишкин в своей картине.


Что вы видите? (рассказ детей)

Педагог:

Несокрушимые дубы - великаны, озарённые солнцем, вздымаются к лазурному небу. Листва зелёная и трава под дубами тоже зелёная. А через ветки дубов видно голубое чистое небо. Картина солнечная, светлая, яркая.

Дуб это могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого цвета. Толстые, узловатые резко изгибающиеся ветки отходят от ствола почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек, густо опушенными изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую крону. Дуб напоминает богатыря - твёрдого, сильного, стойкого, мощного.

Пальчиковая и звуковая гимнастика «В лесу»

Покажите как много в лесу деревьев (дети показывают кисти рук ладошками к себе). Налетел лёгкий ветерок и веточки закачались (дети перебирают пальцами). А сейчас ветер сильный (дети сильнее перебирают пальцами), и опять лёгкий ветерок. Налетели комарики (Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З - З - З - З). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук. Прилетели жуки (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж - Ж - Ж - Ж). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.

Повторить 2-3 раза.

Педагог:

Дубы - богатыри часто встречаются в сказках. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом:

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Как вы представляете учёного кота? Какой он? (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый).

Предлагаю вам создать образ сказочного дуба и по желанию учёного кота. А чтобы ваша работа была сказочной, я вам приготовила необычный материал. Вы уже работали с этими предметами и знаете с чего начинать и как создать интересный образ. Используйте любые материалы. Приступайте к работе.

Дети выбирают нетрадиционные материал для работы, садятся за столы. (Примеры изображения дуба: ствол - сухой чай, пластилин, гуашь; крона - зелёные салфетки, сухие перетёртые листья, засушенные листья дуба, пластилин).

Итог занятия:

Занятие заканчивается анализом и любованием детских работ, в процессе которого подчёркиваются оригинальность и проявленное творчество.

Приложение 2

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми для развития их творческих способностей

«Какая! Какое! Какой!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«На что похоже».

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок - на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«Собери узор».

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм - семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочка».

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«Камушки на берегу».

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 - 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Веселый гном».

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картинка на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«На что это похоже».

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«Чудесный лес».

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«Перевертыши».

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 - 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание - взять карточки с другой фигуркой.

Цель. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова

Задачи:

  1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
  5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
  6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать) ;

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Актуальность в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию при соблюдении следующих условий:

  • Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.
  • Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Личностно - ориентированный подход к детям.

Своеобразие

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно - эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с творческо -эстетической направленностью. Однако момент творческо - эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.

Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. системы работы заключается в четкой реализации принципа личностно-ориентированного подхода, т. к. она воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный не насильственный характер. В силу этого такая деятельность доступна детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.

В основу творческой работы положены следующие принципы:

Творчества (предоставление не иссекаемых возможностей для воспитания и развития творческих способностей детей) .

  • Научности (развитие чувств и фантазии приобщение к духовному богатству, накопленному человечеством.)
  • Доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
  • Поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)
  • Динамичности (от самого простого до сложного)
  • Сравнений (разнообразие вариантов заданной темы методов и способов воспроизведения, разнообразие художественных произведений)
  • Выбора (сказки, стихи, рассказы, былины)
  • Интегративности (художественное творчество, коммуникации, чтение художественной литературы, музыка, познание (формирование целостной картины мира) социализации, здоровья)

Но как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? для этого применяются следующие методы и установки:

  • метод подбрасывание идей.

Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

  • метод личного примера
  • установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности
  • применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного
  • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой
  • установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.

Эффективными методами работы в данном направлении являются:

  • создающие непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
  • беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение.
  • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти) .
  • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений.

Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди