05.04.2019

Интересное о Греции. Греческая семья. Брак в древней греции. Религия в Греции


Греция — страна с богатым культурным наследием и своими обычаями и традициями. Ведь это древнейшее в мире государство, а это значит, что огромное количество традиций сложилось много веков назад.

Ведь именно греки подарили нам Олимпийские игры и такую науку, как философия, а это значит, что и сегодня, Греция является своеобразным культурным центром не только в Европе, но и в мире. Сегодня мы постараемся понять, какие же существуют традиции Греции, а также вспомним об обычаях страны, постараемся в них разобраться.

Сезон для отдыха длится круглогодично, поэтом только Вам решать, когда и куда лучше ехать в Грецию. В любом случае такая поездка принесет только положительные эмоции.

Язык в Греции

Одним из символов греческой культуры является язык. Этот язык был сформирован еще в 12 веке. Тогда, на этом языке разговаривали во всей восточной части Средиземноморья. Сегодня, он претерпел сильные изменения, но основа осталась та же, просто появилось очень много новых диалектов, например, турецких или славянских.

Греки очень трепетно относятся к своему языку. Если туристу удается выучить хотя бы несколько слов на греческом языке, то это всегда будет преимуществом при общении с местными жителями. В Греции существует несколько особенностей в языке, например, в Греции, как и в Болгарии, слово «нэ» — это означает утвердительное да.

Религия в Греции

Религия здесь уходит своими корнями в древние времена. Сегодня более 98% греческого населения – верующие, они постоянно посещают христианские храмы. Ведь недаром эта страна сегодня считается центром православного мира, практически в каждой части страны, даже в маленьком городке.

Принято иметь собственного «святого», а также даже отдельный праздник в его честь. Такой праздник носит название «пангири» — это своеобразный культурный фестиваль, которой отмечается жителями той или иной страны, при этом организовываются праздничные мероприятия, представления с песнями и танцами.

Как и в любом современном обществе в стране официально разрешены гражданские браки, но при этом большинство жителей до сих пор венчаются в церкви, по правилам православного мира.

Греция и по сей день является не только центром православного мира, но и центром монастырской жизни. Именно здесь сегодня больше 800 монастырей, например, один из крупнейших находится на острове Афон. Кстати, как не странно, хотя традиции Греции тесно связаны с религией, при всей религиозности греков, они не являются ярыми «фанатиками», они спокойно и почтительно относятся к своей вере, соблюдают все основные правила.

Стоит отметить, хотя жители очень набожны , но при этом практически каждый местный очень суеверен. Древне-языческие традиции являются неотъемлемой частью современной жизни.

Также некрасиво и нетактично кого-то особо нахваливать, многие пользуются оберегами, например, вешают на одежду голубую бусину, с глазком внутри. Нам, туристам такое украшение известно, как «кошачий глаз». Именно такой сувенир можно приобрести в каждой торговой лавке в любой точке. Греки часто следуют даже самым странным правилам, например, при ощущении опасности, тут же начнут плевать через плечо, как это принято 3 раза.

Праздники в Греции

Одним из самых традиционных праздников страны является Пасха. Обязательно все жители отмечают этот праздник, пекут куличи, которые у них носят название чуреки или по-нашему кексы, красят яйца. В пятницу перед пасхой не принято организовывать шумных празднеств и застолий, в субботу же перед светлым праздником греки наряжаются в самую нарядную одежду и идут в церковь. В сам же праздник организовываются шумные гулянья с изобилием еды и питья.

Как здесь отмечают карнавалы

Очень странно, что карнавалы у большинства населения в мире ассоциируются с Бразилией, но это далеко не так. Карнавалы в Греции напоминают Масленицу в России .

Жители приобретают или шьют самостоятельно карнавальные костюмы, идут на улицу, бары, рестораны и другие развлекательные заведения и танцуют и поют нередко до самого утра. Посещая Грецию в этот период, нужно продумать, что взять в Грецию, возможно Вам тоже захочется поучаствовать в греческом карнавале.

Рождество в Греции

Традиционно в Греции отмечают Рождество 25 декабря. В Рождество обычно вся семья собирается вместе, накрывают огромный стол с традиционными блюдами греческой кухни. Принято также в этот праздник давать бедных, какие либо продукты и угощения, чаще всего – это рождественское печенье. Кстати, каждая хозяйка имеет свой секретный рецепт такого угощенья.

Семейные традиции

В Греции традиционно очень большие семьи, так в населенных пунктах и деревнях вся семья, несколько ее поколений живут в одном доме. Часто родители работают на земле, а бабушки и дедушки присматривают за внуками.

Конечно, в больших мегаполисах семьи все чаще и чаще живут отдельно, но при этом при каждом удобном случае стараются собраться всей семьей. При этом для любого грека семья – это не только родители и дети, а также и все кузины, кузены, дяди и тети и даже очень дальние родственники, порой, и сами греки не помнят, кем им приходится тот или иной член семьи.

Каждый грек чувствует тягу к своей родине, даже оказавшись в другой стране или даже на другом континенте. Если грек встретит кого-то из своей местности, то это для него будет огромным счастьем. Земледелие издревле было традиционным занятием, так и сегодня греки стараются кроме дома или квартиры в мегаполисе также приобрести дом, где то в деревне или поселке. Именно там греки проводят свои выходные или отпуска.

Кстати, Греки всегда все семейные праздники, отпуска или просто выходные стабильно проводят вместе, нередко местом для отдыха может случить именно такая «греческая дача», где собирается все бесчисленная родня.

В Греции роль мужчины и женщины изначально была разделена. Так мужчина считается добытчиком и кормильцем в семье, а женщина должна посвятить себя семье. Но при этом, даже с приходом Османской империи в Грецию, здесь женщина всегда занимала определенное место в обществе. Так и сегодня, женщины и мужчины имеют одинаковые права, женщины могут быть государственными чиновниками, и даже занять пост главы государства.

Кстати статус матери и бабушки очень почитаемы здесь, а не только в их собственной семье. Так, например даже если женщина выходит замуж, то она имеет право так и оставаться на своей девичьей фамилии. Именно женщины в Греции считаются одними из самых эмансипированных на территории всей Восточной Европы. Кстати даже есть в Греции в ее северной части праздник, который посвящен взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.

Обычно такой праздник отмечают 8 декабря, в этот день мужчины и женщинами меняются ролями, так мужчина занимается весь день домашними делами, а женщины встречаются с подругами и посещают бары и рестораны. Такой праздник давно уже воспринимается с юмором и даже сегодня, все больше и больше районов тоже отмечают его с огромным удовольствием.

Быт молодой семьи

Когда молодая пара решает соединить узами брака, то встает вопрос о том, как же будет устроен их быт. В Греции, как нигде, родители очень яро стараются помочь молодым устроиться в новом жилье. Греки вообще очень любят своих детей, поэтому после свадьбы дают своим детям все необходимое в хозяйстве.

В Греции можно нередко увидеть огромное количество недостроенных домов. На самом деле эти дома были куплены для того, чтобы, когда подросшие дети решат строить свою отдельную семью им можно отдать это строение и совместными усилиями довести до ума.

В Греции традиционно родители достраивают дом для девочек – дочерей, именно они являются наследниками своих родителей, сыновья же – это наследники бабушек и дедушек. Дети для грек – это святое , даже после их женитьбы, родители неустанно опекают молодую семью и с огромным удовольствием возятся с внуками. Нередко можно даже встретить семью, которая отправляется на заработки в другой город, а детей оставляют с бабушками и дедушками, для греков это совершенно нормально.

В целом отношения в семье у греков стандартное, такое же, какое принято в европейском обществе. Уважение к старшим, уважение к женщине и всеобъемлющая любовь к детям.

Гостеприимство жителей

Практически для каждого грека гость – это что-то святое. Гостеприимство приравнивают к честности или к храбрости. В Греции принято принимать гостей у себя, а не приглашать их в ресторан или какое-то другое заведение. У греков даже есть такое суеверие, какой пришел самый первый из гостей, таким и будет вся следующая неделя.

Если гость пришел тихий и спокойный, значит и неделя не принесет каких-либо потрясений. Греки самостоятельно организуют весь праздник, от гостя требуется лишь соблюдение нехитрых, порой даже смешных правил. Входить в дом к греку нужно с правой ноги , при входе в дом пожелать, что-либо хорошее всем присутствующим, подарить небольшой недорогой презент хозяевам дома и так далее.

В качестве подарка можно преподнести вино, шоколад или цветы. Застолье у греков обычно обильное и продолжается очень долго. Каких либо правил за столом не существует, главное это позитивный настрой и искреннее отношение к хозяевам.

Греция страна, которая имеет огромное количество традиций и обычаев. Понять традиции Греции очень трудно порой, не посетив эту сказочную страну. В любом случае каждый турист проникнется радушием греков и их традициями, которые сохранились с самых древних времен.


Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, всё решали родители жениха и невесты.

Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения и обряд отлучения девушки от родительского очага. В доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.

Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.

После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.

У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, и таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.

Целью брака в Греции было рождение детей и обеспечение государства новыми гражданами. Девушек выдавали замуж в возрасте пятнадцати лет. Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери. Он сам выбирал для нее мужа среди нескольких претендентов, добивавшихся ее руки. Отец приглашал их всех в одно и то же время к себе и наблюдал за их манерой вести себя, за их характером, выносливостью, для чего устраивали различные спортивные состязания.

Роль женщины в семье, ее свобода были ограничены. Она не могла принимать участие в управлении государством, ей не разрешалось наследовать собственность, защищать себя в суде. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, где занимались домашним хозяйством, ткачеством, воспитывали детей.
В Афинах законным считался брак между свободным гражданином и дочерью другого свободнорожденного. Если отец или мать не имели гражданских прав, то дети от такого брака считались незаконнорожденными и лишались гражданских прав.

Рождение ребенка было для семьи торжественным событием. Если рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а если девочка – шерстяными нитями. На десятый день жизни младенцу давали имя. Отец имел право признать ребенка своим или отказаться от него. Если он сомневался, что это его ребенок, то младенца выкидывали из дома. Иногда греки стремились избавиться от ребенка, особенно девочки, если не могли ее прокормить. Девочки находились под опекой матери или няньки, а мальчики с семи лет переходили под опеку отца.

Воспитание детей

Обучение мальчиков начиналось с семи лет и продолжалось до начала военной подготовки в восемнадцать лет.
Дети объединялись в группы под руководством преподавателя. Они учились чтению и письму. Тетрадями были деревянные таблички, покрытые воском, на которых ученики острыми палочками чертили буквы. Мальчики учились играть на лире или кифаре, заучивали отрывки из поэм Гомера, Гесиода. Учитель гимнастики помогал детям состязаться в беге, прыжках, метании копья. Учеников водили на гимнисии – площадки для тренировок – или в палестры – школы борьбы. Целью воспитания была подготовка подростков к спортивным состязаниям, закалка их дня военной службы.

С V века до н.э. большой популярностью пользовались учителя-философы – софисты. Их занятия были платными. Софисты читали лекции перед группой слушателей. Они советовали своим ученикам больше слушать, чем говорить. Софисты стремились подготовить для государства хороших граждан. Основное внимание они уделяли риторике – искусству произнесения речей, и эвристике – искусству спора.

Девочки в школу не ходили. Матери учили их дома прясть, ткать, вести домашнее хозяйство.
В Греции получить образование могли только свободные люди.



Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, всё решали родители жениха и невесты.

Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения и обряд отлучения девушки от родительского очага. В доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.

Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.

После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.

У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери - имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, и таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.

Целью брака в Греции было рождение детей и обеспечение государства новыми гражданами. Девушек выдавали замуж в возрасте пятнадцати лет. Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери. Он сам выбирал для нее мужа среди нескольких претендентов, добивавшихся ее руки. Отец приглашал их всех в одно и то же время к себе и наблюдал за их манерой вести себя, за их характером, выносливостью, для чего устраивали различные спортивные состязания.

Роль женщины в семье, ее свобода были ограничены. Она не могла принимать участие в управлении государством, ей не разрешалось наследовать собственность, защищать себя в суде. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, где занимались домашним хозяйством, ткачеством, воспитывали детей.

В Афинах законным считался брак между свободным гражданином и дочерью другого свободнорожденного. Если отец или мать не имели гражданских прав, то дети от такого брака считались незаконнорожденными и лишались гражданских прав.

Рождение ребенка было для семьи торжественным событием. Если рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а если девочка - шерстяными нитями. На десятый день жизни младенцу давали имя. Отец имел право признать ребенка своим или отказаться от него. Если он сомневался, что это его ребенок, то младенца выкидывали из дома. Иногда греки стремились избавиться от ребенка, особенно девочки, если не могли ее прокормить. Девочки находились под опекой матери или няньки, а мальчики с семи лет переходили под опеку отца.

Древняя Греция является одной из наиболее ярких и красивых цивилизаций древности, ее существование охватывает период с III тысячелетия до нашей эры до I века до нашей эры, территория - южная часть Балканского полуострова, прилегающие к нему острова и побережье Малой Азии. Сами греки по сей день называют свою страну Элладой, а себя эллинами.

Семейная жизнь и положение женщины в Древней Греции регулировалось государством. Устоявшейся системой брака была моногамия. Греки одни из первых среди древних народов начали придерживаться принципа единобрачия. Считалось, что иметь много жен - это варварский обычай, недостойный благородного эллина. В системе семейных отношений было закреплено патриархальное право, а счет родства считался по отцовской линии. Отец и муж имел полную власть над женщиной. Известный древнегреческий философ Аристотель так высказывался по этому поводу: "Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми с властью царя".

Женщины в Древней Греции не участвовали в общественной жизни, они не имели гражданских прав, которыми обладали мужчины, не распоряжались имуществом, находясь целиком под опекой мужчин. В частной жизни каждая женщина зависела от мужчины: будучи не замужем, она должна была повиноваться воле своего отца, в случае смерти родителя, она подпадала под власть брата, а при отсутствии такового - под власть опекуна, который назначался ей либо завещанием отца, либо должностными лицами государства. Жениха для дочери искали родители, лучшими претендентами на руку дочери считались молодые люди, знакомые отцу.

Несмотря на подчиненное положение, женщины в Древней Греции , тем не менее, получали образование. Они знакомились не только с чисто женскими науками, такими как, ткачеством, прядением, домоводством, но и обучались читать и писать. Более того, историки утверждают наличие в Древней Греции школ для девочек и мальчиков, которые те посещали совместно. Помимо основных дисциплин, которые изучали девочки, в качестве обязательного предмета за ними были закреплены танцы. На древнегреческих вазах V - IV веков до нашей эры часто встречаются изображения уроков танцам. Девочек обучают учительницы, которым в изображениях придается строгий вид, и в руках учительницы находится обязательный инструмент воздействия на ученика - трость. В конце существования древнегреческой цивилизации (III - II века до нашей эры) женщины должны были также изучать основы медицины.

В Древней Греции замуж выдавали очень рано, обычно в возрасте от 12 до 15 лет. Перед заключением самого брака должно было состояться формальное обручение. Обещание жениху вместо самой невесты давал ее отец как полноправный представитель. В случае отсутствия отца таким представителей мог выступать ее брат или другой близкий родственник-мужчина, а в случае отсутствия последних, государством назначался опекун. Браки в Древней Греции могли заключатся и между близкими родственниками. Так дети одного отца могли стать мужем и женой, на уровне закона существовал запрет только на браки детей одной матери. Обручение являлось не просто формальной процедурой, это бы очень важный юридический акт, в рамках которого обсуждались и устанавливались имущественные отношения будущих супругов. За невестой обязательно должны были дать приданное, если же девушка происходила из бедной семьи, приданное для нее собирали в складчину сограждане, либо давало государство.

Знакомство молодых до свадьбы являлось необязательным, так как брак заключался по воле родителей. При выборе супруга для дочери в первую очередь учитывалось равенство их имущественного и общественного положения. Крайне важную роль имело гражданство супругов. Только брак между гражданами считался законным, женитьба на иностранке не одобрялась законом, а дети от такого брака считались незаконнорожденными со всеми вытекающими последствиями их будущих гражданских и имущественных прав. Первоначально формальный акт заключения семейного союза имел частный, семейный характер, однако со временем превратился в акт публично-правовой и религиозный. Законодательно закреплялось, что если мужчина и женщина вступали в брак без разрешения правителя, то их "…ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрецы и жрицы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным". Также государство регламентировало возраст вступающих в брак, Аристотель в своей "Политике" называет возраст до 50 лет. Вообще граждане имели право вступать в брак в любом возрасте, но дети, рожденные от родителей, вышедших из указанного возраста, также считались незаконнорожденными. Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" так отзывается об этом: "нельзя допускать союзов запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и не достигающих цели брака".

Согласно древним обычаям свадебное пиршество происходило в доме отца невесты, далее невесту торжественно провожали из родительского дома в дом ее мужа. В день свадьбы было принято убирать дом невесты цветами. Ранним утром невеста совершала торжественное омовение, после купания ее одевали и украшали и в торжественном убранстве она ждала начала церемонии. Приглашенные приносили жертвы богам: Зевсу, Гестии, Гере, Артемиде и Мойрам. Сама новобрачная должна была принести в жертву богам свои детские игрушки и прядь волос. После совершения религиозных обрядов отец вручал свою дочь прибывшему зятю, произнося ритуальную формулу, подтверждающую, что с этой минуты девушка свободна от обязанности приносить жертвы своим предкам, а будет теперь участвовать в жертвоприношениях предкам ее мужа. Это был важнейший религиозно-правовой акт: отец освобождал дочь от своей власти и передавал ее под опеку мужа, в семью которого она переходила. Торжественно провожаемая в дом мужа, новобрачная ехала в украшенной повозке, сопровождаемой свадебным кортежем. Мать невесты держала в руках факел, зажженный от домашнего очага. Этим факелом впервые разжигали очаг в доме молодоженов. Этот символический ритуал должен был прочно связать взаимными узами обе семьи молодую и старую, а также снискать дому новобрачных покровительство Гестии, богини домашнего очага. В доме новобрачных приносили жертвы предкам и совершали совместную трапезу фруктами и хлебом. Молодые люди начинали семейную жизнь.

Женщина в Древней Греции отнюдь не была любимой женой. Брак, заключенный не по любви и имеющий в основном формальный характер, соответственно, не имел у греков особой ценности. К семейным узам было довольно прохладное отношение, а детей с довольно раннего возраста отдавали на воспитание в общественные учреждения. Любовь мужчинам дарили гетеры и куртизанки после обильных пиршеств, а невнимательное отношение к жене было нормой, правилом. Выйдя замуж, женщина в Древней Греции оставалась такой же несвободной, как и в доме отца, она во всем зависела от мужа, а разнообразие в ее жизнь вносили только религиозные обряды и жертвоприношения. Единственной ее заботой было - рождать мужу сыновей и воспитывать их до семилетнего возраста, когда их по заведенной в обществе традиции должны были забрать на воспитание. Дочерей мать оставляла при себе, приучая к домашней жизни и обучая женским наукам и добродетели. Для грека его жена, как правило, являлась лишь первой среди служанок.

Женщина в Древней Греции должна была находится в женской половине дома (гинекее), на улицу она могла выйти только в сопровождении рабыни. Приличная женщина обязана была вести себя незаметно, не привлекая к себе внимания ни дома, ни в общественных местах. Выходить на улицу без сопровождения могла женщина, достигшая уже преклонного возраста. Перемещение женщины вне дома регулировалось на законодательном уровне. В частности, в законах было оговорено, сколько должна женщина брать с собой вещей и еды, выезжая из дома. По количеству того, что позволено было брать с собой можно сделать вывод, что женщине запрещалось покидать дом более, чем на один день.

Рождение детей было основной целью брака. Древнеспартанский законодатель Ликург так пишет об этом: «Новобрачные должны подумать о том, чтобы дать государству по мере сил прекрасных и наилучших детей. Пусть же молодой супруг обратит внимание на свою жену и на деторождение. То же самое пусть делает супруга, в особенности в тот промежуток времени, когда дети у них еще не родились». Попечение о здоровье ребенка не шло дальше определенной подготовки. Ни перед родами, ни во время родов женщины не находились под наблюдением врача. Греки считали вполне достаточным присутствие бабки или даже просто Эйлетии, покровительницы рожениц, отождествляемой с Артемидой. Смертность при родах в Древней Греции, как и в других древних обществах была очень высокой.

Папирусные документы эпохи эллинизма дают немало примеров семейных конфликтов, приводивших к разрыву супружеских отношений. В Афинах измена жены рассматривалась как вполне достаточный повод для расторжения брака. Впрочем, Платон осуждал неверность любого из супругов: "…гражданам нашим не подобает быть хуже птиц и многих других животных, рожденных в больших стадах, которые вплоть до поры деторождения ведут безбрачную, целомудренную и чистую жизнь. Когда же они достигают должного возраста, самцы и самки по склонности соединяются между собой попарно и все остальное время ведут благочестивую и справедливую жизнь, оставаясь верными своему первоначальному выбору. Наши граждане должны быть лучше животных". Все это было лишь в теории, на практике действовали другие "неписаные" законы. В действительности в Древней Греции лишь женщину наказывали за измену. Если жена выражала вдруг желание уйти от мужа к другому мужчине, то разгневанный супруг мог просто убить ее на месте тем, что попадется под руку, и, как правило, он не нес за это никакой ответственности. Жена теряла свое доброе имя, а муж имел право убить ее любовника, схваченного на месте преступления при свидетелях. Обычно соблазнитель жены отделывался или деньгами, или позором, но неопасным для жизни наказанием со стороны оскорбленного мужа. Жену же должно было постичь тяжелое наказание: она подлежала изгнанию из дома мужа и подвергалась разным унижениям. По законам Солона (начало VIвека до нашей эры), женщине, которую застигли с любовником, запрещали украшаться и входить в общественные храмы, "чтобы не соблазнять непорочных и матрон своим обществом". Если такая женщина украсит себя и войдет в храм, то первый встречный по закону мог разорвать на ней платье, снять украшения и бить, но "не до смерти, не до увечья". Однако, несмотря на строгость закона, нарушение супружеской верности было обыденным явлением.

1. Семейные отношения

Семья в первобытной Греции значительно отличалась от той, которую мы наблюдаем впоследствии, в V в. до Р.Х. Прежде она была очень многочисленной, поскольку взрослые сыновья, женившись, не отелялись от отца, но продолжали жить все вместе под одной кровлей. Отец, а по его кончине, старший брат пользовались огромной властью. До Солона отец в Афинах имел право продавать в рабство своих дочерей, а брат, если он был главой семьи, - своих сестер. Семья владела имуществом, но имущество это, в особенности недвижимое, не было чьей-то личной собственностью, но принадлежало всей совокупности родичей. Многочисленные причины вызвали постепенное разложение этой патриархальной семьи. В позднейшую эпоху каждая супружеская чета с ее детьми выделялась, чтобы жить своей собственной жизнью.

Власть отца над детьми также постепенно уменьшалась. В V в. до Р.Х. она совершенно прекращалась с достижением сыном совершеннолетия (18 лет). Впрочем, отец мог лишить дурного сына наследства. Дети обязаны были нести по отношению к родителями долг почтения и повиновения. Если родители впадали в бедность, сын обязан был содержать их. В случае пренебрежения своими обязанностями он мог быть предан суду.

Отношение к браку в первобытной Греции во многом не совпадало с нынешним. Греки полагали, что супружеский союз заключается главным образом для выполнения патриотической (рождение новых граждан) и религиозной (жертвоприношения предкам) обязанностей. О взаимной склонности или сходстве вкусов супругов не было и речи. Хотя эти мысли впоследствии и утратили свою стойкость, все же они сохраняли власть над умами. Отсюда вытекало, что в браке, как его понимали греки, личность женщины не играла какой-либо роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены не ради ее самой, а как необходимое орудие для сохранения семьи и государства.

Девушек греки обыкновенно держали взаперти. Замужняя женщина была более свободной. В богатых семьях она большей частью находилась дома, но в малосостоятельных ей приходилось постоянно оставлять его по надобностям хозяйства. Она должна была отправляться на рынок, покупать провизию и нести на себе заботы, обыкновенно возлагаемые на рабов. Иногда даже случалось, что женщины занимались торговлей на агоре. Однако это явление наблюдалось редко, и общественное мнение относилось к нему с осуждением.

В стенах своего дома женщины распоряжались вполне самовластно. Они надзирали за рабами и руководили работой своих служанок. Кроме того, они должны были заботиться обо всех мелочах управления хозяйством и расходах, связанных с ним. Но общественная жизнь их почти совершенно не касалась. Из этого правила бывали, конечно, и исключения! Так, например, в Спарте женщины пользовались гораздо большей свободой и уважением. Они с детства привыкали чувствовать себя гражданками и принимать общественные интересы горячо к сердцу. Личная склонность при выборе жены играла здесь несравненно большую роль, чем в остальной Греции.

2. Свадьба

Свадьба в Древней Греции начиналась с жертвоприношений и обрядов очищения. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты совершались предварительные религиозные обряды, состоявшие в молитвах и жертвоприношениях «брачным богам» (к их числу относились Гера, Зевс, Афродита, Артемида, Эрот, нимфы, мойры). Отец невесты приносил жертвы Зевсу Совершителю, Гере Совершительнице, Артемиде и прочим божествам, покровительствующим юности, особенно нимфам. Жертвоприношения совершались утром в день свадьбы и сопровождались различными символическими обрядами и гаданиями. В это же время девица посвящала какой-либо богини свой девичий пояс, куклы, игрушки, а также волосы. Вслед затем следовало брачное омовение, воду для которого доставляли из ближайших рек и источников. Сваха из пожилых родственниц одевала невесту и украшала венком.

Дом невесты изнутри и снаружи украшали лавровыми и масличными ветвями. В нем за счет родителей невесты справляли праздничный пир. На пиру присутствовали родственники и гости с обеих сторон. Невеста, скрытая под покрывалом, сидела среди женщин. Жених и его друзья, с венками на головах, были одеты в белые одежды.

Вечером невесту, наряженную в самое дорогое платье, отвозили в дом к жениху. Процессия двигалась пешком, но невеста сидела в колеснице, запряженной мулами, ослами или лошадьми на скамейке между мужем и шафером. (Если муж был вдовцом, обычай не позволял ему самому привозить невесту, ее сопровождал один шафер). Под звуки флейт и кифар исполнялась свадебная песнь (гименейос). За колесницей шла мать невесты с факелом, зажженным от огня домашнего очага. Далее следовала толпа родственников и знакомых с музыкой, танцами и песнями веселого и шутливого характера. Сама молодая пара участия в танцах не принимала.

Дом жениха был украшен ветвями и венками. Перед дверью невесту ожидала свекровь с факелом в руке, которая вводила ее в дом. При этом выполнялись некоторые символические обряды. Невеста, в знак ее будущих домашних обязанностей, вносила в дом сковороду и сито, после чего ее осыпали в новом доме градом лакомств. Этот обряд символизировал признание невесты членом семьи и участницей домашнего очага. Айва и свадебный пирог из ячменя и меда, который ели новобрачные и гости, тоже имел символическое значение.

Затем сваха отводила невесту в приготовленную ей брачную комнату. Прощаясь с молодыми, гости пели особую разновидность песни, которая называлась «Катакой метикон» («Укладывать спать»). Это была своеобразная колыбельная со словами, полными намеков и двусмысленностей. Спев ее, гости расходились по домам.
На следующий день родственники и друзья делали молодым подарки. Новобрачные также обменивались подарками. Официальным актом бракосочетания считалось внесение молодой жены в списки фратрии мужа, сопровождавшееся угощением членов фратрии и жертвоприношением.

3. Рождение ребенка

Новорожденного сразу купали и пеленали. На пятый день жизни ребенка приносили очистительную жертву богам. Бабка или другие женщины натирали младенца очистительными снадобьями и обносили его вокруг домашнего очага (при этом рассыпали зерна пшеницы и ячменя, а также горох и соль, чтобы снискать благоволение духов-покровителей). Торжество обнесения заканчивалось общим пиром всех присутствующих. На десятый (или седьмой) день после рождения праздновалось наречение имени новорожденному. Имя давал отец, тем самым признавая свое отцовство. Приносили установленные жертвы в честь Аполлона, Артемиды, нимф и речных богов – покровителей юношества. День вновь оканчивался пиром, устроенным для родственников и знакомых. Гости дарили новорожденного игрушками, а роженицу – расписными вазами. Если новорожденный был мальчиком, то двери дома украшали масличным венком, а если девочка – то шерстяным. Первый символизировал гражданскую храбрость, второй - женское трудолюбие.

В ближайший праздник апатурий новорожденного вносили в список фратрий. Этот день также отмечался особым жертвоприношением.

4. Игрушки и игры

Уход за новорожденным поручался кормилице. Она укачивала ребенка в подвешенной корзинке (ликноне) или в низкой колыбельке-скафе (зимой младенца качали прямо над очагом). Кормилицы успокаивали и развлекали своих подопечных тихим монотонным звуком погремушек (это были глиняные изделия в форме утки, поросенка и т.п. с маленьким металлическим шариком внутри). Постукивая погремушками, кормилицы напевали вполголоса медленные, однообразные песенки. После того как ребенка отнимали от груди, его обычно кормили медовой кашей.

Лет до шести или семи дети были всецело поглощены своими играми. Говоря о детских игрушках, источники упоминают хлопушки, тележки, домики, лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей, куклы из воска, гипса или обожженной глины и солдатики из того же материала. Девочки из зажиточных семей имели в своем распоряжении ларчики, корзинки, маленькую детскую мебель, зеркальца, разрисованные мячики, раковины, деревянные и терракотовые куклы с подвижными руками и ногами.

Дети постарше забавлялись мячом, обручем, волчком, качались на качелях. Рисунки на вазах дают нам возможность ознакомиться с любопытными подробностями их времяпрепровождения. Мы видим там бегущих мальчуганов, которые тащат за собой небольшую двухколесную тележку. Маленький мальчуган, лет около трех, сидя на земле, чрезвычайно поглощен откапыванием веточки какого-то растения, которое кажется ему плодовым деревом. Другой, менее благоразумный ребенок ползет на четвереньках к столу, уставленному лакомствами и пирожными, и готовится стащить закуску своего рассеянного товарища. В детских забавах нередко участвуют животные: то шалуны запрягают в маленькую повозку послушную собачонку, то хватают ни в чем не повинную утку и стараются оседлать ее. На одной вазе нарисован мальчишка, со всех ног спасающийся от собаки, которая, оскалив зубы, вот-вот догонит его и выхватит из его рук пирог. Тележка, запряженная козами, также была обычным детским развлечением. До семи лет, пока дети оставались при матери, они бегали полуголые в одной накидке.

5. Образование детей

Подрастая, мальчики начинали учиться вне дома. Греческое образование заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Обычно с семи до четырнадцати лет ребенок делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой. Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и счета. Затем учитель заставлял ученика читать и учить на память стихи, взятые у лучших поэтов. Эти отрывки были наполнены полезными советами или заключали в себе поучительные повествования. Позже приступали к чтению отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Уроки были совершенно не похожи на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома. Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой, до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.

Большую роль в воспитании играла музыка, которой приписывалось благотворное влияние на душу человека. Дети учились играть на цитре, лире или флейте. Рисунки на вазах дают нам представление о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какой-нибудь отрывок, а ученики повторяли его вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него.

С четырнадцати лет предметом серьезных занятий для юношей становилась гимнастика. Прежде всего упражнялись в борьбе, беге, прыганье, метании диска и дротика. Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Одновременно юношей обучали военному искусству.

После того как усваивался весь этот комплекс знаний и навыков, образование считалось законченным. Желающие могли продолжить его, изучая такие предметы как рисование, геометрия, астрономия, география, риторика и философия. Этим наукам за плату обучали особые учителя, поэтому они были доступны лишь состоятельным людям.
Девочки оставались подле своих матерей, вследствие чего их образование оставалось крайне поверхностным. С возрастом их начинали привлекать к работе над шерстью и тканью. Сидя подле своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщины. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой, которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний никогда не проникал к ним. До самого замужества девушки жили в затворничестве, вдали от политических и общественных проблем. Греки, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаниях женская душа более проиграет, чем выиграет, и сознательно стремились оградить своих дочерей от их влияния.

Цивилизация и культура Древней Греции


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди