04.03.2019

Краеведческий рюкзачок в детской библиотеке. Проект « Волшебный рюкзачок» Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции. Тема проекта: «Волшебный рюкзачок!»


Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. Об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные и песенки, прибаутки и считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины. Семейное чтение занимает осо­бое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирова­ния личности, - говорит заведующий отде­лом обслуживания младших школьников ГАУК РБ «Республиканская детско-юноше­ская библиотека» Людмила Самбуева.

И не случайно эпиграфом к выставке «Читаем вместе» взяты слова француз­ского педагога Жанте Гарнера: «15 минут чтения - общения в день достаточно, чтобы, получая удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался».

Первыми участниками проекта стали активные читатели и друзья библиотеки – ученики 2 «в» класса Улан-Удэнской шко­лы №2 вместе с классным руководителем Ольгой Викторовной Гареевой. Во время праздника прозвучали стихи о книгах, чтении, любимых героях. С особой те­плотой прозвучала песня о библиотеке Т. Боковой «Есть по соседству библиотеке!»

А затем библиотечный домовёнок Кузька впервые торжественно передал «Волшебный рюкзачок» в семьи второ­классников Леры Шестаковой и Алдара Балсанова.

Примечательно, что в этом проекте ис­пользуется принцип «кольцевой почты». Ярко оформленный ранец с 4-5 книгами для детей, тетрадями для ведения читатель­ского дневника и литературой для родите­лей будут передаваться из семьи в семью. Комплект литературы для детей составлен из лучших произведений детской современной и классической литературы.

Родителям очень интересно будет прочитать книги по психологии детского чтения, ознакомиться с полезными сове­тами по приобщению ребенка к чтению, памятками, буклетами на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем чи­тающего ребенка» и т.д. Отметим, каждый комплект формируется в соответствии с возрастом детей, - рассказывает Людмила Самбуева. – В рамках проекта пройдут кон­курсы «Лучшая читающая семья», фотокон­курс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Для поддержки проекта для групп и клас­сов будут проводиться литературно-игро­вые мероприятия по книгам из «Волшебно­го рюкзачка».

Несомненно, такие формы работы бу­дут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, обсуждению про­читанных книг не только в школе, но и дома.

В течение второго учебного полуго­дия «Волшебный рюкзачок» будет пере­даваться из семьи в семью.

Итоги этого интересного и увлекатель­ного мероприятия будут подведены 15 мая, в Международный день семьи, во время праздничного закрытия проекта «Мир, увиденный сквозь книгу». А затем «Волшебный рюкзачок» начнет новое пу­тешествие…

Светлана Вершель

Тема проекта: «Волшебный рюкзачок!».

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатель группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель изодеятельности, руководитель карельского языка, сотрудники библиотеки.

Сроки реализации проекта: долгострочный, годовой. Длился с октября 2013 года – по май 2014 года.

Цель: Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.

Задачи проекта:

Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге.

Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.

Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации).

1 этап. Предварительная работа:

Подбор литературы, для реализации проекта.

Подбор информации для оформления родительского уголка.

Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.

На родительском собрании объявили родителям о начале проекта «Волшебный рюкзачок».

Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.

Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему: «Любимая книга моего детства», на доступном для детей языке.

2 этап. Выполнение проекта:

Проектная деятельность началась с беседы на тему: «Откуда пришла книга». Дети узнали, как делается книга, какой длинный и трудоёмкий путь проходит, перед тем как попасть на прилавок магазина, и как много людей трудится над её изготовлением.

Далее провели беседу на тему: «Бережное отношение к книгам». Рассмотрели книги в группе, пришли к выводу, чтобы продлить жизнь состарившимся книжкам, их нужно починить. Мы организовали сюжетно – ролевую игру «Книжкина больница». Выявив больные книжки, мы организовали мастерскую по ремонту книг, вырезали полоски из бумажного скотча, цветной и белой бумаги, и ими обклеивали рваные и потёртые странички.

После ознакомления с творчеством художника и писателя Евгения Чарушина, на аппликации мы занялись изготовлением обложки для книжки «Кошка Маруська», учились вырезать кошку из бумаги сложенной пополам, по самостоятельно нарисованному контуру.

В группе состоялся конкурс лучших чтецов. Детям предлагали выучить стихотворение и выразительно рассказать перед группой. Лучшим чтецам было предложено выступить на общем родительском собрании.

В ноябре состоялось творческая встреча «Литературная гостиная» с детской писательницей Верой Петровной Линьковой.

Писательница рассказала о своём творчестве, что её вдохновляет, очень выразительно читала стихи, рассказы, играла с нами, даже предложила детям самостоятельно сочинить стих. Встреча прошла в эмоционально весёлой, познавательной обстановке.

В декабре стартовал творческий этап проекта. Деткам предлагали взять рюкзачок с русскими народными сказками «Заяц – хваста», «По щучьему велению» домой, для совместного чтения с родителями. После прочтения нужно было зарисовать понравившийся сюжет сказки. Дети с большой радостью и гордостью брали рюкзачок домой, одевали на плечи, и спешили на улицу, как школьники. Родители с большой ответственностью и энтузиазмом отнеслись к домашнему заданию. Кто – то из детей самостоятельно рисовали рисунок, кому – то рисовали мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, а детки самостоятельно раскрашивали героев сюжета. В некоторых семьях нарисовать рисунок не получилось не у ребёнка, не у родителей, они выходили из положения с помощью интернета, находили картинки, раскраски и обводили их, а ребёнок самостоятельно раскрашивал. Самое главное, родители с детьми были заняты общим делом и, конечно сотворчество сблизило детей и родителей, и принесло чувство удовлетворения результатами от совместной творческой деятельности. Дети несли свои рисунки в группу, рассказывали, как рисовали, кто помогал, почему выбрали именно этот сюжет. В раздевалке мы устроили выставку «Мои любимые сюжеты из прочитанных сказок!»

В преддверии нового года заучивали наизусть стихотворение О. Высотской «Снежный кролик», по мотивам стихотворения лепили кролика из солёного теста, игрушками украсили новогоднюю ёлочку в раздевалке.

Накануне новогоднего торжества мы беседовали о православном празднике «Рождество Христово», ознакомились с Рождественской легендой. В течение недели, в свободной деятельности, по мотивам рождественской сказки занимались изготовлением "вертепа" – используя технику папье - маше, конструировали из картона и цветной бумаги - ёлочку, лепили героев: деву Марию, старца Иосифа, младенца Христоса, волхва с ягнятами, ангелочков, цветы - которыми украшали жилице героев - "вертеп".


Свою поделку отправили на XIII Международный конкурс творческих работ детей и юношества «Волшебное Рождество в северных странах», город Петрозаводск, где стали победителями, получили диплом и небольшие ценные подарки.

В январе провели общее родительское собрание по теме: «Книга в вашем доме», на собрание были приглашены родители, представители детской библиотеки. Обсуждалось актуальность темы, состоялась выставка книг детской литературы XX века и современной детской литературы. Выступили победители конкурса чтецов из разных возрастных групп, с нашей группы выступали трое деток и были награждены красочными книжками.

В феврале состоялось спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества, деткам были предложены индивидуальные стихи для заучивания наизусть.

В конце марта закончился творческий этап проекта. В течение четырёх месяцев каждый ребёнок имел возможность взять домой «Волшебный рюкзачок», для совместного чтения с родителями и рисования сюжетного рисунка по понравившемуся произведению. Рисунки мы передали в городскую детскую библиотеку, для оформления выставки «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья!».


В апреле ознакомились со стихотворением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», на лепке составляли коллективную сюжетную композицию по мотивам стихотворения.


В течение учебного года мы с детками постоянно читали стихи, рассказы, сказки, беседовали об их содержании, заучивали наизусть, обыгрывали в драматизации и инсценировании. В группе создан богатый уголок театрализации, в котором есть костюмы, шапочки, атрибуты, большое количество театров по разным сказкам.



3 этап. Заключительный:

В апреле состоялась «Литературная викторина» по прочитанным произведениям в городской детской библиотеке. Как только мы зашли в читательский зал, на стене увидели выставку наших рисунков, чему были приятно удивлены. Сотрудники библиотеки приготовили для нас множество сюрпризов: загадки, шарады, драматизации знакомых сказок, стишков и потешек с помощью кукол би – ба – бо. Было очень весело.

Как оказалось из 16 человек 8 деток уже имеют свои формуляры в библиотеке и регулярно её посещают. Детки, которые первый раз посетили библиотеку, обязательно обещали вернуться с мамами, чтобы записаться и приходить в гости к книжкам, и брать книжки к себе в гости домой.

В мае, состоялось итоговое родительское собрание, для родителей детки, посещающие театрализованный кружок выступили с показом инсценировки р. н. сказки «Теремок» на новый лад, что вызвало бурю радостных эмоций.


Сотрудница детской библиотеки поблагодарила детей и родителей за активное участие в проекте «Волшебный рюкзачок», за возрождение, поддержание и сохранение традиции семейного чтения; мне как организатору проекта, вручила благодарственное письмо за активное содействие в продвижении семейного чтения.


В заключение проекта, в группе состоялся карельский праздник «Карельские посиделки у Деда и Бабы», кроме песен, стихов, танцев и игр, детки инсценировали сказку «Колобок», для родителей на карельском языке. После развлечения состоялось чаепитие с настоящими карельскими калитками.


В саду создана книга: «Любимая книга моего детства», содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.

Светлана Егорова
Информационно-познавательный проект «Волшебный рюкзачок»

Проект разработали :

Воспитатели старшей группы С. В. Егорова, Е. А Басалаева МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок» .

Проблема :

Дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.

Актуальность темы проекта :

Детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил : «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование : доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.

Цель проекта :

Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.

Задачи проекта :

Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.

Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге;

Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей

Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.

Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации) .

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса : педагогов, детей, родителей.

Ожидаемый результат :

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям.

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

Бережное отношение книге – источнику знаний.

Способы оценки успешности : наблюдения, беседы, продукт деятельности.

Участники проекта : дети старшей группы, родители (законные представители) воспитанников и педагогический коллектив учреждения.

Тип проекта : информационно - познавательный , творческий.

Сроки реализации проекта : с марта по май 2017 года.

1. Подготовительный этап :

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

Подбор литературы, дополнительного материала для реализации проекта .

Подбор информации для оформления родительского уголка.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Информирование родителей о начале проекта «Волшебный рюкзачок » .

Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.

Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему : , на доступном для детей языке.

2. Основной этап :

Для детей :

Мини-библиотека (оформление группы принесенными из дома книгами) .

Беседы : «Откуда пришла книга» , «Бережное отношение к книгам» ; «Для чего нужны библиотеки»

Организация книжного уголка в группе;

Цикл НОД по теме проекта ;

Сюжетно – ролевые игры «Библиотека» , «Книжный магазин» , «Переплетная мастерская» ;

Игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

Игры – драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно) ;

Выставка «Моя любимая книга» . Дети приносят из дома свою любимую книгу и рассказывают о ней.

Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

Литературный конкурс чтецов;

Отгадывание загадок о книге, сказочных героях;

Знакомство с пословицами о книге;

Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей;

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;

Самостоятельная деятельность в уголке театрализации, игры с настольным театром.

Тренинги, ситуативное общение.

Для родителей :

Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте , о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;

Консультации : «Почему детям необходимо читать книги» ; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста» ; «Воспитание будущего читателя» ;

Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке;

Анкетирование;

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Информация для родителей в папке - передвижке : «Читаем детям сказки»

Совместная творческая работа с детьми : Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы) ;

Заключительный этап :

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы. Посещение родителями вместе с детьми городской детской библиотеки.

В группе создана книга : «Любимая книга моего детства» , содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.

Результаты проекта :

Дети получили представление о том, что было до появления книги, познакомились с историей происхождения и создания книги, узнали, какую огромную ценность имеют книги для познания окружающего мира. Стали делиться о прочитанном друг с другом, высказывать свои суждения, у них вырос уровень речевого развития. Дети научились выделять главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей. Стали бережнее относиться к книгам.

В течение всего проекта ребята знакомились с различными видами книг : энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки, участвовали в организации выставки «Моя любимая книга» , закрепляли знания о жанрах литературы, видах книг.

Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

развития ребенка.

Отчет о реализации муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» в МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары за 2015-2016 учебный год.

Автор старший воспитатель Низамова Зульфия Небиулловна , муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Веселые ладошки» города Чебоксары Чувашской Республики.

В МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары на протяжении 2015-2016 учебного года проводилась работа по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни, а также экологическое воспитание посредством туризма. С этой целью использовались возможности природного окружения и достопримечательностей города Чебоксары.

Вилась организация работы с применением средств туризма требующая от педагогов определенных знаний и умений: определять маршрут и выбирать место для привала, ориентироваться на местности, распознавать ядовитые растения, устанавливать палатку, собирать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, определять признаки утомления и переутомления детей и т. д.

Учитывая это, для воспитателей ДОУ разработаны консультации на темы: «Двигательная активность детей на прогулке», «Необходимое снаряжение для похода», «Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста за пределы детского сада», «Собираемся в поход», «Как обеспечить безопасность путешествий».
Кроме того, педагоги должны интересоваться краеведением, а именно: знать достопримечательности города, природоохранные объекты, близлежащие зеленые зоны, флору и фауну региона, в котором находится дошкольное учреждение.

В помощь воспитателям в методическом кабинете ДОУ представлены разработки походов-экскурсий в Республиканский музей леса, краеведческий музей, рощу Гузовского, памятки с информацией о лекарственных и ядовитых растениях района, информация об исторических находках на территории города Чебоксары, видеофильм «Достопримечательности города Чебоксары».

Прогулкам-походам по выбранным маршрутам предшествовали тренировочные прогулки на территории детского сада. В ходе прогулки использовалось специальное оборудование для тренировки туристских навыков (для развития координации – бревно, вкопанные пеньки, лабиринт; для развития силы и выносливости – рукоход, турник, шведская стенка, кольца; для прыжков – прыжковая яма, неглубокий ров, сухой ручей; для формирования умения преодолевать склоны – насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта; для тренировки умения метать – стационарное и съемное оборудование).

По всей территории детского сада были расположены экологические объекты для наблюдений – разнообразные деревья и кустарники, цветники, огород, сад камней, зеленая аптека, скворечники, скульптуры животных, обитающих на территории Чувашской Республики.

Для того чтобы разнообразить маршрут на территории ДОУ, педагоги использовали выносное оборудование: палатку, треногу, стойки, туннели. В распоряжение детей предоставлялись самокаты, велосипеды, поэтому были разработаны не только пешие, но и веломаршруты, пролегающие через площадку в соответствии с правилами дорожного движения. Здесь воспитанники получали практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру детского сада была нанесена дорожная разметка.

В процессе опытно — экспериментальной работы в групповых уголках природы дошкольники на практике могли проверить свои наблюдения и предположения.

По завершении отработок основных туристических навыков педагоги проводили с детьми прогулки-походы за пределы детского сада. В содержание таких прогулок включались: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные и дидактические игры, наблюдения на природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привалов. Элементы спортивных игр и упражнений использовались для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений. При минимальных затратах времени проведенные прогулки-походы помогли укрепить здоровье, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, экологии, туризма и краеведения.

С целью совершенствования навыков безопасного поведения в природе, развития стремления к здоровому образу жизни и формирования поисково-исследовательской деятельности дошкольники детского сада №10 посетили Республиканский музей леса.

В музее работают 2 зала, где представлены более 500 экспонатов. Здесь можно познакомиться с историей развития лесного хозяйства, с его деятельностью, с животным и растительным миром нашей республики. В ходе экскурсии дошкольники узнали о причинах возникновения пожара в лесу, о вреде, наносимом им лесу, об его предотвращении. Привлекла внимание ребят красочная диорама с голосами птиц, с восходом и закатом солнца, интересным был рассказ об охране леса от вредителей и болезней. Наибольший интерес дошкольники проявили к муляжам животных, обитающих в нашей Республике.

Для приобщения детей к туризму в ДОУ подготовлен познавательный материал о великих путешественниках, лучших местах Чувашской Республики, России, стран мира, который закрепляется в дидактических и подвижных играх («Одень туриста по сезону», «Собери рюкзак в поход», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу»). Педагоги знакомят детей с разнообразными картами (физической, топографической, картой-схемой) и их назначением, учат пользоваться компасом и определять части света. Полученные знания и навыки воспитанники закрепляют в ходе поисковых игр («Кто быстрее найдет клад», «Проложи самый короткий маршрут» и т. д.).

В первые дни зимы ребята отправились по экологической тропе знакомиться с природно-климатическими изменениями в лесу. Такие прогулки позволяют воспитывать в ребятах любовь и бережное отношение к природе, чувство любви и гордости за свой край. Воспитанники взяли немного корма для птиц и положили его в свои кормушки. Линейками измерили толщину снега в начале зимы. Понаблюдали за спящими деревьями, укрытыми снежным покрывалом, и даже взяв с собой баночку для снега, убедились, что он хоть и белый, но совсем не чистый.
У каждого человека есть своя малая Родина и немыслима жизнь без любви к тем местам, где он родился. Познание мира начинается с природы за окном родного дома. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в вокруг нас, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

С целью приобщения родителей и детей к активному и здоровому образу жизни, была организована лыжная прогулка для детей и родителей средней группы «Звездочки» в рощу. Все участники наслаждались общением с зимней природой родного края, свежим воздухом и, конечно, хорошей физической нагрузкой. Ребята, пользуясь возможностью покормили зимующих птиц и белочек, живущих в роще. Солнечная погода, скрип снега под лыжами подарили детям веселое настроение, румяные щеки и заряд бодрости. Не мало важным стал личный пример родителей в физическом воспитании дошкольников, ведь ребенок невольно старается походить на своих родителей.

Большое внимание педагоги детского сада уделяют знакомству детей с достопримечательностями города Чебоксары.
Воспитанники МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары стали участниками проекта «Передвижной троллейбусный музей «Чебоксары — город твоей истории» направленного на формирование правильного и полноценного понимания детьми исторического процесса как многофакторного развития в условиях поликультурного этнического региона. Ребята под руководством Матюшина П.Н. кандидата исторических наук, доцента совершили поездку на троллейбусе с тематической экскурсией «Исторический маршрут» в ходе которой оформляли интерактивную карту-квест.

В экскурсионной программе организаторы окунули участников проекта в удивительный мир родного и любимого города Чебоксары, и познакомили с его многовековой историей через познавательные игры.

Воспитанники старшей группы побывали в Чувашском Национальном музее стали участниками квеста «Родная Чувашия» и познакомились с интересными экспозициями. Ребята не только побывали в различных залах музея, где встретились с животными и птицами, обитающими на территории Чувашской Республики, а также узнали о подвигах и достижениях выдающихся людей родного края таких как М. Сеспель, А. Николаев, В. Чапаев.

В рамках реализации федерального проекта в сфере образовательного туризма «Живые уроки», с целью установления контактов и дружеских связей между детьми соседних регионов России в феврале 2016 г. МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары и МБДОУ «Детский сад №208» г. Казани Республики Татарстан организовали телемост.

В ходе интерактивного общения ребята обменялись приветствиями на родных языках и представили презентации о самобытной национальной культуре своих республик и городов. Дошкольники рассказали о друзьях, увлечениях и жизни в детском саду. Юные чебоксарцы познакомили дошкольников из Казани с национальными традициями, обычаями и костюмами Чувашской Республики, исполнили песню на чувашском языке и чувашский танец. Наши новые друзья так же приготовили для нас музыкальный подарок — песню на татарском языке.

Пообщавшись, дошкольники узнали много друг о друге, и убедились в том, что, несмотря на расстояние у нас много общего, например, праздник Акатуй (Сабантуй), река Волга, протекающая по территории обеих республик.

В течении учебного года воспитанники старшего дошкольного возраста планомерно проходили подготовку к туристическому походу по таким направлениям как ориентировка на карте маршрута и в пространстве по компасу, безопасное поведение в природе и городе, развивалась поисково-исследовательской деятельность, изучались растительный и животный мир Чувашской Республики. Полученные знания несомненно пригодились дошколятам во время отправления по экскурсионному пешему образовательному маршруту в Рощу Гузовского.

Путешествие было организовано в форме квеста под названием «В поисках обелиска Б.И. Гузовского». Ребята проходили маршрут ориентируясь по карте-схеме рощи, при этом выполняя определенные задания. Так детям на пути следования необходимо было найти деревья лиственных пород: дуб, берёза липа, клён, вяз, рябина и др., самое огромное дерево рощи, стороны света ориентируясь по компасу, и по природным приметам. Дошколятам удалось встретить белок, а также понаблюдать за дятлами, синицами и другими птицами родного края. В конце пути ребята нашли памятный обелиск Б.И. Гузовского установленный в 2010 году к 150-летнему юбилею со дня его рождения и узнали о значительном вкладе ученого-лесовода в приумножение и сохранение дубрав Чувашского края.

Таким образом успешная реализация муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю», позволила воспитанникам МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары глубже познакомиться с природными и географическими особенностями Чувашской Республики, с историей возникновения г. Чебоксары, его достопримечательностями, известными и интересными местами, развить чувство гордости и патриотизма за родной край, приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни.

ПРОЕКТ
ВОЛШЕБНЫЙ РЮКЗАЧОК

Возрождение традиций семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста

Давыдова Надежда Вячеславовна ,
заместитель директора МУ «Печорская МЦБС», заведующая Центральной детской библиотекой

Задачи

  • Возродить традиции семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Содействовать практике семейного чтения, как основы благоприятного психологического климата в семье.
  • Развить читательскую активность детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Участники проекта

  • Детский сад «Золотая рыбка» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
  • Детский сад «Родничок» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
  • Школы NN 10, 65, 49, 83 — первые классы
  • Управление образования

Описание проекта
В течение 2008 года Центральная детская библиотека (библиотека семейного чтения) будет работать над продвижением чтения в семьях дошкольников и учащихся первых классов. Для этого мы разработали проект «Волшебный рюкзачок». Он будет реализован вне привычного библиотечного пространства, а именно: через детские сады и общеобразовательные школы города Печоры.
Суть его проекта состоит в том, что в семью ребенка передается «Волшебный рюкзачок»«. «Волшебный рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в который помещаются 5-6 книг для детей, 2 книги для родителей и 2 игрушки (для мальчика и девочки).
Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы. Комплект литературы для родителей — это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Каждый комплект формируется в соответствие с возрастом детей.
Рюкзачок используется по принципу «кольцевая почта» : берется семьей из группы детского сада или из класса домой на неделю, затем передается в следующую семью и т.д. Когда рюкзачок обойдет все семьи, сотрудники библиотеки обновляют его содержимое.
Для подготовки и реализации проекта будет проведена рекламная кампания. С этой целью будут подготовлены обращения к руководителям управления образования, детских садов и школ с призывом поддержать акцию по продвижению чтения. В группах и классах будут оформлены красочные уголки с информацией о проекте: положения о конкурсах, сам «Волшебный рюкзачок», информация о предлагаемых книгах, экран семейного чтения.
Особая роль в проекте отводится воспитателям и учителям первых классов, как руководителям детского чтения. На них возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьях своей группы или класса.
Будут также разработаны и изданы информационные листовки-обращения к родителям.
Акция «Волшебный рюкзачок» начнется театрализованным представлением для детей в группах детских садов и классах — участниках акции, в ходе которого «Волшебные рюкзачки » будут торжественно переданы в первые семьи.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группах детских садов и классах будут проводиться, игры, викторины по книгам из «Волшебного рюкзачка», конкурсы: на лучшую читающую семью, фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс детских рисунков «Мой любимый герой книги».
Такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению родителей и детей в группе и школе на тему прочитанных книг. Немаловажное значение имеет и момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения.
Родители также заполнят анкету-диалог «Читаем вместе» с целью выявления результатов акции. Итоги анкетирования будут подведены на родительских собраниях.
Итогом акции станут праздничные программы для всех участников проекта в День семьи (май) и День матери (ноябрь). Будут подведены итоги конкурсов, лучшие читающие семьи будут награждены грамотами и призами и торжественно посвящены в читатели библиотеки.

Рабочий график проекта

Запланированные мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Проведение информационной кампании: подготовка писем и обращений к руководителям управления образования, детских садов и школ. Давыдова Н. В.
Информация в СМИ о проекте

В течение года

Давыдова Н. В.
Оформление информационных уголков в группах и классах, участвующих в проекте

Январь-февраль

Филаткина Л. В
Оформление экранов семейного чтения
Разработка положений о конкурсе детских рисунков, фотоконкурса Давыдова Н. В.
Приобретение рюкзачков, литературы, игрушек, методических пособий Давыдова Н. В.
Подготовка и издание буклетов «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» Давыдова Н. В.
Информация для родителей и детей о проекте на родительских собраниях в детских садах. Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Театрализованные представления в группах детских садов и в классах школ.
Торжественное вручение первых рюкзачков. Фото-, видеосъемки
Анкетирование родителей подготовительных групп детских садов, принявших участие в акции

Март- апрель

Давыдова Н. В.
Филаткина Л. Н.
«Я иду в школу!» — конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка» в подготовительных группах детских садов

В течение года

Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Праздничная программа для всех участников проекта в День семьи. Награждение активных участников акции Давыдова Н. В.
Все структурные подразделения ЦДБ
Подготовка пригласительных билетов на традиционную ежегодную программу летнего чтения и досуга «Лето и книга», праздничную программу ко Дню Семьи, Дню матери. Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Анкета-диалог для родителей «Читаем вместе». Анкетирование родителей детей посещающих младшие, средние, старшие группы детских садов, а также родителей детей- первоклассников, принявших участие в акции. Подведение итогов анкетирования на родительских собраниях

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди