07.08.2019

Ёлка - рождественская или новогодняя. Многовековая история Новогодней елочки (11 фото)


Елка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года. Но как она им стала?

В Новом Завете упоминаний про дерево, наряжаемое на празднование Рождества Христова, нет. Есть упоминание о том, при Входе Господне в Иерусалим люди встречали его с пальмовыми ветвями. Пальма в христианстве была символом победы над смертью. На Гавайях пальма и сейчас используется как рождественское дерево. А в США (штат Флорида) выращивается Рождественская пальма. Свое название она получила из-за того, что её плоды ярко-красного цвета созревают как раз к декабрю.

Первое упоминание рождественской ели встречается в древней германской легенде о Святом Бонифации. Чтобы доказать превосходство христианства, он захотел продемонстрировать бессилие языческих богов и срубил священное Древо Одина (Тора), молвив при этом: «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества ». Из пня проросла пихта, как символ христианства…

В Ливонии (территория современной Эстонии) в XV веке Братство Черноголовых устанавливало на главной площади Ривеля (современный Таллинн) большую елку, и жители устраивали вокруг нее гуляния с танцами.

Бременские хроники XVI века описывают украшение елок «бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками» на Рождество.

В Германии был древний обычай украшать в лесу елку с помощью лоскутов и восковых свечей, возле такого дерева проводились различные обряды. Ель отождествлялась с мировым деревом, и традиция новогоднего украшения елей была распространенным явлением. Позже деревья стали устанавливать в доме.

По мере крещения населения Германии многие обряды и обычаи стали наполнять христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать елки, приурочив его к Рождеству. Ёлочка официально стала рождественским деревом, ее также называли «деревом Клауса».

Документальных свидетельств тех времен осталось очень мало. Споры о «первой ёлке в Европе» даже привели к дипломатическому конфликту между Таллином и Ригой.

Однако первая «официальная» рождественская елка приписывается Мартину Лютеру, установившему елку в своем доме на Рождество. Лютер видел в ней символ Древа Жизни в Эдеме.

Новогодняя елка в России.

В России первые упоминания о новогодних елках относятся к временам Петра I. В своем указе о переносе Нового Года с 1 сентября на 1 января, «по примеру всех христианских народов», было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».

Украшения из хвои предписывалось устанавливать не в помещении, а снаружи - на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.

После смерти Петра обычай был забыт на долгое время. Лишь кабаки по прежнему украшали елками. По этим елкам опознавались питейные заведения. Елки украшали крыши или ворота круглый год, лишь в декабре старые елки заменяли новыми. Кабаки даже стали называть «ёлками» или «Иванами ёлкиными».

В XIX веке первые рождественские елки появились в Петербурге, в домах живших там немцев.

Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. 24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве, в 1818 г. - в Аничковом дворце.

На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.

До 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не был распространен, дворцовые ёлки были исключением. Например, ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов в своих произведениях при описании рождественских празднеств ёлки не упоминают. В середине 1840-х годов произошел взрыв - «немецкое нововведение» стало быстро распространяться по Петербургу. Всю столицу охватил «елочный ажиотаж». Обычай стал популярным вместе с модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, чьи «елочные» произведения «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были в то время очень популярны в России.

С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.

Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание. В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря.

Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, - собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста

Есть такое народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня - яблоки, вишня - вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее, сироту, и воздал ей игрушками и сластями, оттого и сегодня ее украшают. Кроме этой романтической, есть еще несколько версий появления елки как главного рождественского дерева.

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе о миссионерстве апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

Но не везде елка - главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукалу - растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. И наконец, в жаркой Африке баобабы благовествует о Рождении Христа. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав. В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.

Встреча Нового года всегда ассоциируется с елкой. Многие, не задумываясь, ответят: «С Ёлочкой, яркой, веселой, в гирляндах и игрушках!»

Ёлка стала символом праздника, а эта сказочная традиция наряжать ёлку под Новый Год передается из поколения в поколение уже не одно столетие.

Почему именно Ёлку украшают под Новый год? Откуда пошел этот обычай?

История елки. В давние времена была традиция просто украшать различные деревья. Люди считали, что все деревья наделены доброй силой, что в них живут всемогущие духи. Поэтому они всячески задабривали этих духов украшениями. А украшали в основном яблоками, яйцами и орехами.

Ель же всегда занимала первое место среди деревьев. Ее считали райским древом бессмертия, символизирующим саму жизнь. Ведь ель – это вечнозеленое растение (что с трудом укладывалось в головах наших далеких предков), а если не как все деревья, значит волшебное! Они считали, что ель пользуется особыми привилегиями у Солнца, ведь оно позволяет ей быть всегда зеленой.

В Древней Греции ель считали священным деревом надежды, вечной жизни всего живого. Считается, что троянский конь был построен из ели.

Первые украшенные ёлки появились в 1605 году во Франции в Эльзасе. "На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру"- это сведения из летописи. Эту идею быстро переняли германцы, а затем и вся Европа. Правда, сначала ёлки можно было увидеть только в домах самых богатых дворян. Для тех, кто сетует на то, что праздники в наши времена обходятся не дешево, да и цены на ёлочки «зашкаливают», отмечу, что в 19 веке за ёлочку с украшением нужно было заплатить от 20-200 рублей. За 20 рублей в те времена можно было купить отличную корову, а за 200 рублей красивейший дом под Петербургом.

В России новогодний праздник стали отмечать с 1700 года. Инициатором этого стал Петр I. Он ввел новое летоисчесление от Рождества Христова, как во всей Европе, а не от сотворения мира. К сожалению, эта традиция не прижилась, и после смерти Петра, про празднование Нового Года забыли. Возродилась эта удивительная традиция лишь во времена правления Екатерины II. Украшать же хвойные деревья начали только во второй половине 19 века. А первая ёлка, наряженная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году.

Как же выглядела праздничная древняя ёлка?

"На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Так описывал Гофман волшебную Ёлку в своей сказке Щелкунчик.

Вот она история елки. Именно так и наряжали елки в те времена. Разрисованная яичная скорлупа, яблоки и орехи, завернутые в цветную бумагу, золоченые нити, бусы, фигуры из соленого теста, свечи. Все эти украшения любят мастерить дети и в наше время. Несмотря на разнообразие елочных игрушек в магазинах. Первые стеклянные шары появились в середине 19 века. Поэтому общепризнанными «старинными» елочными игрушками считаются игрушки, выпущенные до 1966 года. Это в основном шары с советской символикой, самолетики, космонавты, кукурузные початки

Куда лучше поставить елку?

Всегда найдется место для лесной красавицы у нас дома. Если ёлка большая, целесообразно поставить ее на полу, если ёлочка помещается на столе, то можно и на столе, будет вместе с вами отмечать праздник. Только вот никому не приходит в голову прикрепит ёлку к потолку. Разрушить стереотипы страшно, наверное… А вот 400 лет назад, когда обычай заносить ёлку домой только зарождался, в Германии было принято крепить ее к потолку, причем обязательно верхушкой вниз. Необычно и неудобно.

Современные Новогодние Ёлки

В наше время елки устанавливают на всех крупных площадях городов.

В Италии пушистую красавицу ставят в Риме на площади святого Петра. В Лондоне на Трафальгарской площадь это самый центр города. В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре. А вот интересное месторасположение плавучей ёлки в Рио-де-Жанейро, она устанавливается на озере Лагоа. Самая высокая ёлка мира, высотой 112 метров, была установлена в Мехико на одном из центральных проспектов в 2009 году. В столице ОАЭ в 2010 году ёлку украсили шарами из чистого золота стоимостью 12 миллионов долларов.

Мода на елки и украшения настолько набрала обороты, что знаменитые дизайнеры выпускают целые коллекции новогодних украшений.

Зеленая красавица надежна прижилась в сердцах и домах людей. Каждая семья старается как можно изысканней и оригинальней украсить свою ёлочку. Мне кажется история новогодней елки на этом не заканчивается, она еще удивит нас чем-нибудь необычным!

Хотелось бы закончить красивой и доброй легендой о Праздничной Ёлке.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.

Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.

«Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»

Но ангел сказал ей:

В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Наталья Сармаева для Женского журнала «Прелесть»

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево или ветки, листья - как один из древнейших символов жизни. Например, зеленые пальмовые ветви - это символ победы жизни над смертью в Древнем Египте, зеленые листья - в зимний праздник Сатурналий у древних римлян, дубовые ветки с золотыми яблокамии - у друидов, во время празднества зимнего солнцестояния.

В скандинавской культуре существует интересный обычай «елка для птиц». Непосредственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Естественно, что вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью. Остановимся и мы на нем. Итак, Рождественская елка.

У рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В 17 веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах.

В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы, а также наемники, принимавшие участие в войне за независимость. Почитание елки, как символа торжества над смертью и средства, защищающего родной очаг от злых духов, холода и мрака существовал у германских племен еще до принятия христианской веры.

Первые же наряженные елки появились на территории современной Франции в Эльзасе, и как утверждают историки это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: "На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру".

Многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем постепенно и по всей Европе. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян купцов (помимо елки разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков.)

Обычай же повсеместно устанавливать в домах рождественские елки существует сравнительно недавно - около 150 лет. Появился он лишь в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине 19 века.

Чем украшали рождественскую елку. В 16-м веке в Германии елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Вообще, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками.

Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Так как первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

В России первая ёлка в честь Нового года появилась в канун 1700 года. Столицей тогда была еще Москва. По указу Петра Великого на главных площадях по ночам пылали огни в смоляных бочках, устраивали фейерверки, а в домах пахло смолой и еловыми ветками. Дочь Петра - императрица Елизавета - тоже любила устраивать во дворце роскошные ёлки.

В домах же Петербурга с ёлками поначалу встречали Рождество лишь многочисленные ремесленники-лютеране, которые приехали из Германии и поселились на Васильевском острове. Однако и петербургские семьи постепенно стали перенимать этот европейский обычай. В 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. А к концу ХIХ века этот обычай стал уже и во многих деревенских домах.

Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю - 25 декабря, а Россия - по юлианскому - 7 января.

В нашей стране елочка повидала всякое. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских, и деревенских домов, и в XX веке стали неотделимы от зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так в империалистическую Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что они пришли к нам из немецких традиций. В рождественских сказках не было ни Деда Мороза, ни зимней русалки Снегурочки - девы замерших вод. Одна только религия: вертеп, Вифлеемская звезда, хор ангелов и божественные чудеса, посылаемые только добрым детям.

Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно. Корме того, оставалась языческая традиция - колядование на Святки.

В 1918 году на елку ополчилась советская власть - но уже как на буржуазный предрассудок. В 20-е годы празднование Рождества было запрещено, а вместе с этим и запрещено было наряжать в домах елки, как необходимый атрибут праздника.

Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея: праздновать не Рождество, а Новый год. Именно в 30-е годы елку стали трактовать, уже как символ не рождественского, а новогоднего праздника. В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник, где гостьей стала и зеленая красавица. После этого гонения на елочку со стороны властей прекратились. Празднование Нового года было узаконено.


Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только в 1949 году.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей серебряной мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

История елочного шарика насчитывает 4 века. Первый стеклянный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века, но здесь же в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

Новогодний опрос общественного мнения показал, что наличие елки считают обязательным атрибутом праздника 50.1% участников опроса, при этом эти россияне всегда ставят в доме живую елку. Не имеет значение наличие новогодней елки для 27 % граждан. 21.4 % опрошенных считают, что наличие елки является обязательным условием торжества, но все же предпочитают искусственную елку. Затруднились дать ответ 1.5 % опрошенных.

http://www.luzhok.ru/magic/legenda/


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди