18.08.2019

Методика обучения 5 летнего ребенка чтению. Уроки чтения по слогам. Отдельные правила касательно заучивания букв


Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом, как научить ребенка читать в домашних условиях. Дети растут, приближается школа, наступает время, когда нужно знакомить малыша с буквами. Кто-то начинает заниматься с ребенком еще с трех лет, кто-то непосредственно перед первым классом. В этой статье вы узнаете, как понять, что малыш физиологически готов к обучению, с чего начинать процесс, познакомитесь с основными методиками чтения.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка. Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики , неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Возрастные особенности

Несмотря на то, что психологи твердят о том, что не нужно нагружать детей до четырехлетнего возраста, многие родители все равно стремятся отдать ребенка в школу раннего развития или самостоятельно пытаются обучить своего малыша, уже начиная с годика. Давайте рассмотрим, каковы особенности формирования навыка чтения у малышей в разновозрастной период.

  1. С детками от года до трех лет преимущественно занимаются по методике Глена Домана. Пособием являются карточки больших размеров, на которых с красным цветом написаны слова. Для ребенка в таком возрасте необходимо проводить занятия исключительно в хорошем настроении. Время, необходимое на проведение одного урока — не больше 5 минут и не чаще, чем раз в день.
  2. У малышей четырех лет самым большим спросом пользуются кубики Зайцева. Основным пособием являются картонные или деревянные кубики. Как правило, занятия проводят до пяти раз в неделю, если малыш проявляет особый интерес – можно и чаще. По времени детки занимаются в основном до 20 минут.
  3. Если вы задаетесь вопросом, как научить читать ребенка в 5 лет, а также в 6, то лучшим способом для формирования навыка будет обучение Букварю. Если процесс изучения начат, пропускать занятия не рекомендуется. Малышу шести лет необходимо ежедневно читать не меньше, чем одну страницу в день.

Подготовительный период

Возможно, вы и не знали, но подготовка малыша к обучению навыков чтения начинается еще до первого знакомства с буквами. В первую очередь важно, чтоб карапуз имел чувство ритма и обладал фонематическим слухом.

Для того, что развить данные навыки у ребенка, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Включайте малышу музыку, танцуйте с ним.
  2. Пусть активные игры будут со звуковым сопровождением.
  3. Чтобы развить у малыша фонематический слух вам потребуется заниматься с ним в игровой форме, выполняя определенные упражнения:
  • произнесите короткое слово, начинающееся на легкий звук, и попросите малыша, чтобы он его назвал;
  • Скорее всего, с первого раза это не получится, ребенок может не понять, что от него требуется, объясните ему на примерах, как нужно играть;
  • когда звук будет определен, предложите, чтоб карапуз придумал слово, начинающееся на этот звук;
  • в дальнейшем можно поиграть в «слова», пусть малыш называет слово на последнюю букву вашего слова и наоборот;
  • можно проводить и другую игру. Вы загадываете ребенку определенный звук, однако, на этот раз он находится не в начале слова, а в его середине. После того, как малыш услышал задание, вы начинаете называть несколько слов и лишь в одном должен присутствовать загаданный звук. Когда ребенок его слышит, он дает об этом знать, например, начинает хлопать.

Методики обучения

На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.

Азбука в помощь

Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.

Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.

На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.

Учимся с Букварем

С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.

На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей. Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению.

Метод Домана

Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.

Суть данного метода в следующем:

  • мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
  • теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
  • под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
  • теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
  • в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
  • через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.

По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.

Кубики Зайцева

Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.

Моему сыну данный способ нравился больше всего. У нас были и пластиковые и мягкие кубики с азбукой. Ребенок с удовольствием складывал разные слоги, а потом словам. Конечно, в первое время только с моей помощью, затем постепенно перешел на самостоятельные действия.

Метод Монтессори

Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.

Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.

Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.

Учим буквы и слоги играя

  1. Постройте буквы из конструктора или из спичек, пластилина. Ребенок с удовольствием будет конструировать новые буквы. Походу дела будет запоминать, как они изображаются. Только не забывайте говорить, как каждая литера называется.
  2. Сделайте альбом, на каждой странице которого будет домик для буковки.
  3. Играем с мячом. Вы загадываете звук, после этого кидаете ребенку мячик, произнося какое-то слово. Если в произнесенном слове такой звук имеется, малыш должен поймать мячик.
  4. Настольные игры прекрасно знакомят детей с алфавитом. Например, домино или лото с буквами.
  5. Рыбалка. Для игры нужно использовать картинки, нанесенные на магниты и специальную удочку для детской рыбалки, у которой вместо крючка магнитик. В тазик помещаются магниты, а малышу дается задание выловить те карточки с картинками, в названии которых имеется загаданный звук.

Бывают случаи, когда малышу сложно создавать слоги, используя два звука. Ребенок просто не понимает, как это сделать правильно. Например, один звук он соединяет с названием буквы, соответственно неправильно произносит сложившийся слог. Помочь ребенку можно следующими способами:

  1. Приобретите специальную книгу с азбукой, нажимая на буквы, будет звучать звук. Таким образом, ребенок сможет нажимать на несколько букв, будет слышать их звучание, составит первые слоги.
  2. Можно смотреть мультфильмы, сопровождаемые субтитрами в виде слогов или просто обучающего характера. В таких роликах автор будет произносить то, что изображено на экране, читая по слогам.
  3. Попробуйте пропеть слоги. Способ эффективный, но не стоит сильно увлекаться. Как только у малыша получится, попросите его прочитать выученный слог.
  4. Можно разместить на стене слоговую таблицу. Вы можете самостоятельно произносить то, что там изображено, чтобы он запоминал или же приобрести таблицу с аудио сопровождением, и ребенок будет подходить, нажимать кнопочку и слушать, как звучит то, что там написано.

Также данный процесс можно подавать в игровой форме.

  1. Найди слова. Ребенку дается слова, внутри которых прячутся другие. Когда малыш их находит, должен произнести вслух.
  2. Игра в магазин. На монетке для данной игры должен быть написан первый слог названия предмета, который ребенок хочет приобрести. Например, малыш пришел за молоком, значит на монетке должен быть написан слог «мо-», за батоном — слог «ба-».
  3. Половинки. Ребенку даются фрагменты слова изображенные на разных карточках. Малыш должен найти две карточки, которые соединят слово в одно целое. Начиная играть, необходимо использовать не больше трех слов, состоящих из двух слогов, то есть 6 карточек.
  4. Аналогичная игра – «закончи слово». Можно использовать карточки с предыдущей игры. Только теперь необходимо в одну сторону положить половинки с началом слов, в другую с концом. Мама берет карточку, на которой написано начало слова, произносит громко то, что там написано и говорит, что должно получиться. Задача малыша в кучке с концами слов найти подходящий слог.
  5. Собираем слова из вырезанных букв или магнитов с азбукой. Для начала используйте слова, состоящие из четырех букв, не более. Выложите перед малышом данные литеры в вольном порядке. Назовите ребенку слово, которое должно получиться. Задача — из имеющихся букв правильно составить загаданное слово.

Упражнения в помощь опытному малышу

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка читать быстро и правильно? Существуют различные способы вспомогательного действия, которые помогут повысить технику чтения ребенка.

  1. Предложите читать на время. Выберите небольшой текст или отрывок, засеките время, за которое малыш его читает. Теперь и вы должны прочитать этот текст и также засечь время. После этого нужно обратить внимание ребенка на результаты. Малыш увидит, насколько быстрее вы справились со своей задачей, у него появится стимул достичь высоких показателей.

Мы также пользовались данным упражнением. У ребенка действительно появляется спортивный интерес читать не хуже, чем мама. Еще мы делали по-другому. Я засекала минуту, а сын читал, сколько успевал, потом подсчитывали количество слов, записывали его результат, затем приходила моя очередь. В итоге малыш видел, сколько слов в минуту читает он, а сколько я.

  1. Во время чтения книг, только когда малыш вас внимательно слушает, обязательно останавливайтесь, говорите, что устали, просите ребенка продолжить.
  2. Учите скороговорки. Это позволит научиться быстро читать, также будет тренировать дыхание.
  3. Когда отправляетесь на прогулку, обращайте внимание малыша на надписи на магазинах, на таблички с названиями улиц. Просите ребенка, чтобы он прочитал то, что видит.
  4. В течение дня делайте маленькие перерывы на чтение, буквально нескольких строчек. Не забывайте о необходимости пересказать прочитанную информацию.
  5. Родители должны понимать, слова, которые состоят из нескольких согласных, идущих друг за другом, представляют особую сложность для ребенка. Если вы столкнулись с таким словом, лучше всего написать его на отдельной карточке, чтоб малыш смог его выучить и в дальнейшем называть, просто на него взглянув.
  6. Регулярно занимайтесь пересказами прочитанного материала, только учтите, что такие тексты должны быть маленького размера.
  7. Посмотрите с ребенком диафильм. В нем некоторые фразы должны заменяться яркими картинками, это облегчит малышу чтение и позволит отдохнуть его глазкам.

У нас с техникой чтения были большие сложности. Сын медленно читал, вообще практически не проявлял никакого интереса к книгам. В начальной школе его показатели техники чтения, например, были 20 слов в минуту, когда нужно было не меньше 60. Ему самому было сложно перечитывать параграфы по урокам из-за того, что он слишком медленно читал, уставал еще на половине темы. Вот и приходилось применять один способ — очередность чтения, то есть я читаю два-три предложения, потом он читает, и снова по очереди. Такой способ сильно понравился моему сыну. Возможно, именно это поспособствовало развитию быстрого чтения, потому что сегодня мой сыночек имеет хорошую технику чтения.

Учим запоминать прочитанное

Иногда дети, которые научились читать, просто машинально называют буквы, слоги и слова, при этом не осознают смысл прочитанного, не могут его запомнить и пересказать. Давайте разберемся, как научить малыша держать в голове то, что недавно было им прочитано.

  1. Позаботьтесь о том, чтобы во время чтения книг не было отвлекающих факторов. Сбивать могут даже разговоры родителей в соседней комнате.
  2. Если малыш просто не понимает значение прочитанных слов, необходимо с ним позаниматься. Читайте одно предложение, затем анализируйте данную информацию. Пусть ребенок, когда читает, называет слова, которые ему непонятны. Ваша задача — объяснить их значение.
  3. Бывает, что малышу сложно запоминать большие куски текста. В такой ситуации вам достаточно разбить материал на несколько частей. Пусть ребенок прочитает одну часть, перескажет содержание, затем вторую и тоже перескажет, затем третью. А потом пусть попробует пересказать весь материал целиком. Важно начинать с маленьких текстов, несмотря на то, что вы их все равно делите на части. Желательно, чтобы частей было не больше трех.
  4. Чтоб ребенку проще запоминался материал, можно предложить делать небольшие зарисовки к каждому прочитанному абзацу.
  5. Рекомендуется читать книги с утра. Как правило, с наступлением вечера, в голове малыша крутится столько информации за прошедший день, что ему сложно удержать еще что-нибудь.

  • занятия должны проводиться в игровой форме, без давления;
  • начинаю урок, убедитесь, что ребенок в хорошем настроении, он не голоден;
  • в процессе обучения сменяйте умственные нагрузки другими, можно какое-то время заниматься, а затем поменять род деятельности, например, сделать зарядку, порисовать, поиграть мячом;
  • первые уроки должны быть совсем короткими, не больше пяти минут, со временем можно будет увеличивать нагрузки, но делать это нужно постепенно;
  • используйте яркие пособия, которые смогут привлечь внимание малыша к обучению;
  • пусть в процессе формирования нового навыка, участвует не меньше трех чувств: зрение, слух, тактильное ощущение;
  • буквы и слова, которые вы изучили можно вешать на специальный ватман, который предварительно необходимо разместить в комнате ребенка, таким образом, малыш сможет наблюдать за своими достижениями;
  • никогда не применяйте шантаж, угрозы и уж тем более физическое насилие, так вы не только отобьете все желание учиться читать, но и травмирует психику ребенка;
  • начинаю обучать малыша, нужно его знакомить со звуками, а не с буквами, гораздо проще запомнить то, как звучит буква в каком-то слове, чем то, как она называется;
  • детям проще дается учить слога, а не отдельные буквы.
  • информация должна быть дозированной, поступать к ребенку частями;
  • не забывайте о необходимости закрепления изученного материала;
  • помните, что ребенка необходимо хвалить даже за самые маленькие достижения, вы видите, как он старается, хвалите уже за это.
  • если у малыша имеются дефекты в речи, он неправильно произносит отдельные буквы, то рекомендуется показать его дефектологу или логопеду, особенно, если школа уже не за горами.

Мой сын не мог выговаривать букву «р» и были проблемы с произношением шипящих звуков. Мы пошли на консультацию к логопеду, где мне объяснили, как с ним заниматься, какие делать упражнения. Мы добросовестно выполняли все задания и ко времени первой встречи со школой, у малыша не было проблем с речью.

Обучать ребенка чтению может быть легко, а может и сложно. Будьте готовы к тому, что придется запастись терпением. Не нужно давить на ребенка, требуя от него моментальных успехов. Вы должны понимать, что обучение под давлением может отбить охоту, а также повлияет на психическое здоровье малыша. Желаю вам выбрать самую подходящую методику, также можно их и комбинировать. Пусть ваш процесс обучения будет приятным и уже в ближайшем будущем ваш ребенок научиться читать.

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Много пособий и исследований посвящено обучению детей чтению. Чтение с пеленок, читать раньше, чем ходить и так далее и тому подобное. Однако оказывается, что научить ребенка читать, это еще только начало. Придя в школу, дети сталкиваются с необходимостью не просто читать, а читать быстро.

Что такое техника чтения? Зачем она нужна?

В начальной школе регулярно проверяется так называемая техника чтения. С определенной периодичностью детей просят читать незнакомый текст на время. При этом ребенок должен не только четко прочитать текст (слова или предложения), но и правильно его понять.

Техника чтения проверяется по следующим критериям:

  1. Скорость (ребенок должен еще и уложиться в нормативы по количеству прочитанных слов за 1 минуту).
  2. Понимание (оно оценивается по смысловой интонации при прочтении или по ответам на вопросы по тексту).
  3. Правильность прочтения текста, т. е. отсутствие ошибок, пропусков или повторений.
  4. Наличие в прочитанном тексте правильного интонационного ударения, наличия смысловых пауз.

Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?

  • В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
  • Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
  • После 3-го — от 70-80.
  • К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
  • При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.

Зачем ребенку учиться читать быстро?

Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения и понимания прочитанного. Масса проведенных исследований доказывают, что ребенок, который в начальной школе долго читал по слогам и не так и не освоил беглое чтение, в средней и старшей школе, к сожалению, не входит в число успевающих учеников.

Необходимость быстро понимать задания к задачам и упражнениям, самостоятельно читать учебник, выучивая уроки, обуславливает важность быстрого чтения. Дети, которые читают медленно, тратят на выполнение заданий значительно больше времени, больше устают и, как следствие, теряют интерес к учебе.

Наиболее оптимальная скорость чтения, обеспечивающая успешное обучение, должна быть равна скорости обычной разговорной речи. В среднем это 120 слов в минуту и более. К этому результату и нужно стремиться, отрабатывая технику чтения.

Чтение стимулирует развитие мыслительного аппарата, устойчивость внимание и повышает оперативную память ребенка. Таким образом, получается, что развивая навыки чтения, ребенок становится более успешным и в учебе в целом. Это значит, что научить бегло читать ребенка, по возможности, следует как можно раньше.

Почему не всем детям легко дается быстрое чтение?

Недостаточная концентрация внимания и памяти

Небольшой размер оперативного поля зрения у ребенка

Это проявляется в том, что ребенок концентрируется исключительно на 2-3 буквах, которые читает. При этом дети с достаточно большим оперативным полем могут видеть сразу слово целиком, что и позволяет ему читать быстрее.

Присутствие зрительной регрессии

Это означает, что во время чтения ребенок неосознанно возвращается глазами к уже ранее прочитанному слову.

Недостаточный словарный запас

Еще одна причина снижения скорости чтения. Незнакомое слово требует более длительного времени на прочитывание и осмысление.

Проблемы с дикцией

Недостатки в развитии артикуляционной системы, проблемы с дикцией тоже влекут за собой проблемы с чтением.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Нежелание читать книги

Еще одной важной и заслуживающей отдельного внимания проблемой стоит назвать отсутствие желания читать. В настоящее время, когда дети все больше времени проводят у компьютеров, чтение книг теряет для них свою привлекательность. А ведь именно наличие интереса может стимулировать ребенка к обучению и усовершенствованию своих навыков.

Прививать интерес к чтению — важная задача родителей.

Можно ли улучшить технику чтения?

Определенно, можно. Практически в любом школьном возрасте можно научить ребенка бегло читать. Выявив причину возникших сложностей, можно заняться оттачиванием этих навыков, тем самым в достаточно быстрые сроки улучшив технику чтения детей.

Пристальное внимание с самого начала

Заниматься улучшением техники чтения можно и даже нужно, не дожидаясь появления проблем и недочетов. В 6 лет дети, как правило, уже учатся читать, в это же время можно начинать работу и над техникой чтения.

Лучше с самого начала уделять некоторое внимание этому вопросу, проводя определенные задания на развитие внимание, концентрации и улучшение оперативного поля зрения.

Чтение вслух

Пока ребенок еще не умеет читать, обязательно заведите традицию читать ему дома вслух. После того, как навык чтения будет освоен, не бросайте эту привычку. Ребенку еще сложно читать длинные тексты, а родители настаивают, чтобы он читал сам. В результате книжка пропадает из обихода, и тем самым теряется интерес к чтению.

Поддержание интереса к книгам

Итак, в первую очередь необходимо всемерно поддерживать интерес к чтению в целом, к книгам, историям и сказкам. Читайте вслух, читайте по очереди, старайтесь заинтересовать ребенка книгой.

В 7 лет, когда навык чтения уже достаточно сформирован, предлагайте читать ребенку короткие тексты. Несколько строчек под картинками, комиксы или просто чтение по очереди — все это подойдет. Главное, чтобы не был утерян интерес.

Упражнения для тренировки беглого чтения

Для концентрации внимания

Просмотр диафильмов

Предлагайте ребенку смотреть диафильмы и читать к ним подписи. Для этих целей также отлично подойдут и мультфильмы с субтитрами. Небольшой объем текста и яркие картинки привлекают внимание и улучшают концентрацию.

«Чтение с жужжанием»

Одновременное чтение

Одинаковые тексты лежат перед ребенком и перед взрослым. Вы читаете вслух, а ребенок должен следить (можно пальцем) за чтением. Попросите его сказать, в каком месте менялся темп вашего чтения.

Можно просить ребенка находит в тексте какое-то определенное слово и прочитать следующее, идущее за ним.

Для повышения уровня оперативной памяти

Зрительные диктанты

Для развития оперативной памяти идеально подходят зрительные диктанты. Суть задания состоит в том, что ребенку предлагает карточка с одним предложением, на которое он должен смотреть в течение определенного времени.

После этого карточка убирается, а ребенок должен записать предложение по памяти. Упражнения должны проводиться регулярно, каждый день. Уже через месяц вы заметите существенные результаты.

Для улучшения работы артикуляционного аппарата

Скороговорки

Лучшим вариантов является разучивание и повторение скороговорок. Вспоминайте скороговорки, повторяйте их с ребенком по очереди. Соревнуйтесь, кто быстрее и четче сможет их произнести

Для повышения скорости чтения

«Бросок-засечка»

Услышав слово «бросок!» ребенок приступает к чтению. Услышав слово «засечка», он закрывает глаза и откидывается на спинку стула, отдыхая.

Через 4-5 секунд снова дайте команду «бросок». Ребенок должен найти глазами в тексте место, откуда он закончил читать. Руки при этом лежат на коленях, чтобы не было соблазна, удерживать пальцем последнее прочитанное слово.

Чтение в ритме скороговорки

Чередование знакомого-незнакомого текста

Для повышения скорости чтения есть еще одно хорошее упражнение. Ребенок должен несколько раз прочитать какую-то часть текста. Читать знакомый текст будет уже проще и соответственно получится быстрее.

В целом, упражнений, нацеленных на тренировку техники чтения, существует очень много. Если вам удастся заинтересовать ребенка, результат придет очень быстро.

Профессор И.Т. Федоренко, исследуя проблему повышения скорости чтения у детей, отметил самый главный и значимый фактор, приводящий к успеху. В занятиях главное — регулярность и посильность.

Вот еще несколько полезных рекомендаций, которые помогут улучшить технику чтения вашего малыша:

Проводите несколько коротких занятий вместо одного длинного

Если ребенку трудно дается чтение, то длительные занятия будут вызывать у него усталость и негативную реакцию. Проведите три занятия, но короткие. Не давайте ребенку уставать, вызывайте у него интерес и положительные эмоции от чтения.

Общайтесь с ребенком в письменном виде

Пишите малышу маленькие записочки и письма, провоцируя его на написание ответа.

Устраивайте конкурсы и соревнования - подогревайте интерес

Прочитал книжку — наклейка на плакате. Несколько наклеек — приз (поход в кино, совместное развлечение, только не деньги). Проверяя скорость чтения ребенка, обязательно подчеркните, что в прошлый раз он прочитал на столько-то слов меньше, а теперь добился таких отличных результатов!

В процессе такой игры возникает желание добиться результата, стимулируется интерес к занятиям.

Не заставляйте читать «из-под палки»

Негативное отношение не принесет никакой пользы. Такой подход, напротив, лишь усугубит проблему.

Несомненно увлечение ребенка книгами, любовь к чтению прививается именно дома, в семье. Рассказывайте о любимых книгах, читайте вслух, вместе, по очереди. Главное — оказывать ребенку поддержку и помощь. А результат придет. Все вложенные усилия обязательно окупятся.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

«Нынче в школе первый класс – вроде института», – пела звезда эстрады Алла Пугачева в 80-е годы. С тех пор учиться первоклашкам проще не стало. Через школьный порог большинство детей переступает, уже умея читать и писать. Поэтому многие родители пытаются научить своего ребенка читать собственными силами. Как правильно это делать – рассказывают специалисты BrainApps.

5 ключевых преимуществ чтения для ребенка

В жизни ребенка чтение играет важную роль и дает ряд преимуществ:

  1. Расширяется кругозор. Читая сказки, стихи, рассказы, малыш узнает о разных природных явлениях, видах животных, профессиях, городах и странах. Эти знания составляют надежный фундамент для успешного освоения разных школьных предметов.
  2. Пополняется лексический запас. Малыш постигает новые слова и начинает использовать их в общении. Это позволяет с легкостью выражать свои мысли и желания, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. Повышается уровень грамотности. Ребенок зрительно запоминает образы слов, которые видит в книгах, и безошибочно отображает их на письме. Многие люди пишут без ошибок, хотя утверждают, что помнят мало правил. Секрет этого явления часто напрямую связан с любовью к чтению.
  4. Развивается память и внимание. Пересказывая прочитанное, дети учатся правильно воспроизводить полученную информацию.
  5. Появляется хорошая альтернатива современным гаджетам. Уделяя полчаса времени изучению интересной книги, юный читатель вынужден отвлечься от обязательных атрибутов современного детства: планшета, смартфона и других устройств, к которым дети тянутся чуть ли не с рождения.

Типичные ошибки родителей

Мамы и папы желают детям только добра, но часто допускают ошибки, которые мешают успешно научить ребенка читать по слогам. Типичные ошибки родителей:

  • Принудительные занятия. «Садись заниматься, мы должны научить тебя хорошо читать, а то в школе двоечником будешь», – подобные фразы недопустимы. Применяя давление, можно надолго отбить у малыша желание учить буквы и слоги.
  • Неудачное подобранное время. Если ребенок устал, плохо себя чувствует или увлечен какой-то игрой, не стоит приступать к занятиям.
  • Неправильный подход. Эта ошибка характерна для большинства взрослых, которые взялись научить ребенка правильно читать слоги.

Некоторые родители в первую очередь учат с малышом буквы, произнося: «Эс», «Эн», «Бэ», «Дэ». А усвоив весь алфавит, радостно приступают к этапу чтения по слогам. Но тут их подстерегает сюрприз. Малыш начинает вместо «баба» читать «бэабэа», а вместо «дуб» – «дэубэ». Что тут скажешь? Как научили – то и получили.

Чтение в домашних условиях – оптимально с 5-го года

Некоторые родители пытаются неоправданно опережать события и учить буквы чуть ли не с пеленок. Что ими движет? Зачастую – желание показать превосходство своего малыша над сверстниками или стремление вырастить вундеркинда. Современные психологи советуют обдуманно подходить к применению передовых методик раннего развития. Часто по прошествии нескольких лет «супер-методику» развенчивают, доказывая ее недостатки. Но к тому времени уже вырастает поколение детей, над которыми экспериментировали их родители. Поэтому, прежде чем применить ту или иную методику в развитии (в том числе, в обучении ребенка чтению по слогам), почитайте отзывы специалистов и мнения родителей.

Признаки готовности

Чтобы определить, готов ли ваш ребенок учиться читать по слогам, обратите внимание на следующие параметры:

  • Малыш связно разговаривает полными предложениями. Он способен рассказать, где он был, что видел. Может составить мини-рассказ.
  • Ваш сын или дочь обладают хорошим фонематическим слухом: могут определить, с какого звука начинается слово или каким заканчивается. Этому способствует игра «В города», когда надо называть слово, которое начинается с того звука, на который закончилось предыдущее. Тематика может быть разная, не обязательно связанная с городами.
  • Ребенок нормально ориентируется в пространстве, понимая суть понятий «под», «над», «сзади», «впереди», «слева», «справа», «вверху», «внизу».
  • В речи отсутствуют логопедические нарушения. То есть дошкольник внятно и чисто произносит звуки (не картавит, не гнусавит, не шепелявит). Чистоте речи способствует отсутствие «сюсюканья», когда окружающие взрослые ясно и четко разговаривают между собой и с детьми.

Если все приведенные факторы характерны для вашего ребенка, значит, он созрел для обучения. Если не все перечисленное имеет место, то это не повод для грусти, а руководство к действию: вам будет понятно, в каком направлении работать. А буквы и слоги еще выучите – все только начинается.

11 ступеней обучения

Процесс обучения чтению по слогам, можно разделить на несколько ступеней.

1. Покупка букваря

Отправьтесь в книжный магазин и рассмотрите буквари, которые предлагают разные издательства. От того, какой будет эта обучающая книга, во многом зависит интерес ребенка к чтению. Важен формат (должен быть удобен для держания в руках), шрифт, качество бумаги. Многие родители, когда решают научить ребенка читать к пяти-шести годам в домашних условиях, пользуются букварем Н.Жуковой.

2. Знакомство с гласными звуками

Гласные звуки можно тянуть, петь. Это а, о, у, ы, и, э. «А как же я, ю, е?» – удивляются некоторые родители. Это буквы, которые могут обозначать на письме по два звука. Например, звуки «й» и «а» – буква «я». Но не всегда. Например, в слове «песня» буква «я» обозначает звук «а», а стоящая перед ней буква «н» – мягкий звук «нь». Но, конечно же, малышам вы не будете сразу объяснять такие тонкости. Главное, чтобы вы сами не путались в понятиях и осознали, что буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. Буква может обозначать звук (звуки) на письме.

3. Изучение согласных

Как мы уже обращали внимание, согласные звуки надо произносить правильно: б, н, м (а не «бэ», «эн», «эм»). Сначала следует познакомиться со звонкими согласными, потом – с глухими и шипящими. Чтобы запомнить визуальный образ буквы, полезно:

  • Рисовать ее в воздухе.
  • Находить вокруг себя предметы, похожие на эту букву (например, «п» – турник, «с» – долька лимона).
  • Обращать внимание, чем отличаются похожие буквы.

4. Составление слогов

Озвучьте ребенку, как две буквы соединяются в слог. Прочитайте его сами. Попросите малыша повторить. Если ошибся – мягко поправьте. Он должен запомнить правильный вариант, чтобы потом не переучиваться. Если дите устало, отворачивается от букваря – не настаивайте. Прекращайте занятие. В первое время занимайтесь не дольше десяти минут.

5. Закрепление пройденного

Знакомство с новыми слогами следует начинать с закрепления пройденного. Помимо занятий это можно делать в другое время, ненавязчиво. Например, увидев знакомые буквы и слоги на афише, витрине или объявлении. Малыш должен запоминать зрительные образы.

6. Открытые и закрытые

Легче сначала изучать открытые слоги (которые заканчиваются на гласные). После этого можно осваивать закрытые.

7. Простые слова

Когда вы научите своего ребенка читать первые слоги, то можно переходить к простым словам: «Ма-ма», «па-па», «Ма-ша», «ду-да». После этого попробовать коротенькие односложные слова из трех букв, где к знакомому слогу приставляется одна буква. Например: «кот», «мак», «дуб».

8. Не забывайте о паузах

Иногда малышам легче постигать чтение нараспев. Но некоторые дети, которых учили таким образом читать, начинают просто петь целые абзацы, не делая паузы ни между словами, ни между предложениями. Впоследствии такую манеру тяжело искоренить. Поэтому лучше сразу обращать внимание на такие моменты и не забывать о паузах.

9. Читаем предложения

Когда маленький ученик успешно освоил несколько слогов, то он может прочитать первое предложение. Например, классические: «Мама мыла раму», «Раму мыла мама». Заметьте, здесь каждое слово состоит из двух открытых слогов.

10. Не забывайте о похвале

Успехи маленького читателя непременно надо отмечать и поощрять. Искреннее мамино восхищение, слова «умница», «молодец» всегда будут радовать. В свои 5 или 6 лет научившийся читать малыш будет чувствовать себя настоящим героем.

11. Первая книжка

Букварь – это учебное пособие. А первая книжка, которую ваш ребенок прочтет собственными силами, может стать настоящей семейной реликвией. Сохраните ее, и подросший сын или дочка с интересом будут перелистывать свою детскую книжечку, спустя несколько лет.

Дружба с книгой на долгие годы

Читать в свое время учили каждого человека. Но у одних в итоге не развилась любовь к литературе, а другие – не могут ни дня обойтись без книги. На это во многом оказал влияние процесс обучения чтению. Поэтому от родителей зависит, подружится ли ребенок с книжкой. Однако не забывайте, что научить читать – это еще не все. После этого вам предстоит поработать над разными сторонами чтения:

  • Осмысленность. Надо стараться, чтобы ребенок давал правильные ответы по сути прочитанного текста. Пояснял, как он понял содержание.
  • Запоминание. Умение пересказывать крайне важно не только для усвоения полученной информации, а и для успешного изучения разных учебных дисциплин гуманитарного цикла.
  • Выразительность. Логические ударения, передача эмоций героев произведений голосом – все это формирует хорошие ораторские способности, а также развивает воображение.

Команда BrainApps желает, чтобы ваш малыш легко и непринужденно освоил все премудрости чтения. А вам, главное, запастись терпением.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди