06.04.2019

Калмыцкая национальная одежда. Культура и быт калмыков "калмыцкие головные уборы". Познакомиться с женщиной из Элисты и Калмыкия


Около VII в. до н. э. во всей Европе происходит смена бронзы как основного материала, из которого выделывались орудия производства, железом. Это было событием большой исторической важности не только потому, что железо давало больший хозяйственный эффект, но и потому, что область распространения железных руд значительно шире, чем руд других металлов. Переход к железу был облегчен тем, что произошло некоторое увлажнение и похолодание климата. На смену необъятным степям бронзового века (когда лесостепь доходила до линии Ленинград - Ярославль) пришли лиственные леса, установились существующие поныне ландшафтные зоны, увеличились пригодные для земледелия поймы рек, возросло количество озер и болот, где микроорганизмы накапливали железистые отложения - болотную руду.
С появлением железа увеличилось количество племен, пользующихся металлическими орудиями и оружием. Предки славян, литовцев, латышей, эстонцев, финно-угорских народностей северо-востока, заселявшие огромные пространства в Центральной и Восточной Европе, получили с открытием железа возможность более быстрого развития. Железо способствовало росту земледелия; железный топор позволил расчищать лес под пашню. Зона охотничье-рыболовческого хозяйства резко сократилась. Широко распрост-ранились земледелие и оседлое скотоводство. Славянские племена познакомили с земледелием своих соседей - мерю, весь, карелу, чудь. В языке эстонцев (древней чуди) имеются слова славянского происхождения, связанные с земледелием.

Появление городищ

К середине I тысячелетия до н. э. относится еще одно явление, прослеживаемое во всей Северной Европе от Англии до Приуралья, - в лесной полосе появились укрепленные родовые поселки, носившие у славян название «тверди» или «грады» (запустевший град называется городищем). Такие городища просуществовали в Восточной Европе около тысячи лет примерно до V - VI вв. н. э., а некоторые и дольше. Наличие родовых крепостей-городищ свидетельствует об обострившихся отношениях между родами и об усилении разложения первобытных отношений.

Древние славяне

По своему языку славяне относятся к обширной группе так называемых индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии до Индии включительно. Индоевропейские языки родственны между собой и образуют несколько языковых семей: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иран-скую, индийскую и др. Во всех этих языках имеются сходные слова, относящиеся, по-видимому, к первобытной эпохе. В глубокой древности далекие предки индоевропейских народов говорили на близких всем им языках, но постепенно эти языки стали обособляться друг от друга.
Славянские племена издавна занимали Центральную часть Восточной Европы.

В ходе исторического развития славяне расселялись в разных направлениях, ассимилируя многие соседние племена.
По вопросу о происхождении и древнейшей истории славян существовало много ошибочных представлений. Летописец Нестор правильно считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.
Буржуазные ученые нередко определяли «прародину» славян как очень незначительную территорию где-то около Вислы и Карпат, что не соответствует действительности.
Схематически происхождение славян можно представить себе так.
В отдаленную эпоху в Европе обитали родственные племена - предки индоевро-пейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с неболь-шим количеством слов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться, связь между ними слабела и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создавались языковые семьи, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных. Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, антропологи и археологи.
Славянские племена во второй половине I тысячелетия до н. э.
Античные авторы I -VI вв. н. э. знают славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян, называя их «великим народом», «бесчисленными племенами». Еще в эпоху наиболее ранних славянских городищ, в IV в. до н. э., греки знали собирательное имя «венеты», правда в несколько искаженном виде - «энеты». Предполагаемая максимальная территория предков славян на западе доходила до Лабы (Эльбы), на севере - до Балтийского моря («Венедского залива»), на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная далее на восток в направлении к Харькову. На этих обширных землях обитало, вероятно, несколько сотен славянских земледельческих племен. В лесостепной полосе, по свидетельству Тацита (I в. н.э.), происходило смешение славян с сарматами. Когда греческие авторы описывали Восточную Европу, то они обычно включали в понятие «Скифия» разные народы, в том числе и славян. Вполне возможно, что под именем «скифов-пахарей» и «скифов-земледельцев», живших, по словам Геродота (V в. до н. э.), где-то в Среднем Поднепровье, скрываются и славянские племена с их древней земледельческой культурой. Можно предполагать, что юго-восточная часть славянских племен, обитавшая в лесо-степном Приднепровье, принимала участие в вывозе зерна в Грецию.

Племена Северо-Восточной Европы

Родственные славянам литовско-латышские племена во второй половине I тысячелетия до н. э. еще мало отличались от славян по языку и образу жизни.
У северных и восточных соседей славян - племен финно-угорской языковой семьи (предков эстонцев, финнов, карел, марийцев, мордвы, вепсов), в то время были такие же укрепленные поселки-городища, но в системе их хозяйства коневодство известное время преобладало над земледелием. Культура прикамских племен развивалась еще в условиях бронзового века. Прикамье и Приуралье были тесно связаны со скифским миром. Геродот называет приуральские племена, жившие по Каме, тиссагетами.

Скифы и сарматы

Из числа исчезнувших народов большой след в истории Восточной Европы оставили скифы и сарматы, относящиеся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов. Культура кочевых племен, известных в VI-III вв. до н. э. на территории от Венгрии и до Алтая (скифы, сарматы, саки, массагеты), имела некоторые черты сходства, но эти племена никогда не составляли единого политического целого. Разложение первобытнообщинных отношений обозначилось у них вполне явно уже в VII -VI вв. до н. э., в то время когда скифы одержали победу над причерноморскими племенами киммерийцев и совершили ряд походов на Балканский полуостров, в Малую Азию и Закавказье. На западе скифы доходили до земель лужицких славян (близ современного Берлина).
О богатстве скифских вождей VI в. до н. свидетельствует огромный курган близ станицы Ульской на Кубани, где при погребении «царя» были убиты рабы и около 500 коней. В скифских «царских» курганах находят множество золота, что также свидетельствует о далеко зашедшем процессе имущественного расслоения. На восток от Днепра жили скифские кочевые племена, на запад от Днепра - скифы-земледельцы. Господствующим среди причерноморских кочевых племен было племя царских скифов, кочевавшее между Днепром и Нижним Доном. Ему принадлежат богатые курганы и укрепленные городища близ Днепровских порогов.
На обширной территории скифо-сарматских поселений в разных местах складывались союзы племен и государственные объединения рабовладельческого характера. В V в. до н. э. возникло государство у синдских племен, населявших Таманский полуостров и Приазовье. Другое государство образовалось в степях близ устья Дуная в середине IV в. до н. э. Во главе его стал царь Атей, воевавший с фракийскими племенами и с Македонией. Более прочным было Скифское государство, сложившееся около II! в. до н. э. с центром в Крыму. Известны имена скифских царей - Скилура и его сына Палака. Раскопки в окрестностях Симферополя открыли столицу Скифского- царства - город Неаполь с мощными каменными стенами и богатыми гробницами; обнаружены были также большие зернохранилища, свидетельствующие о наличии крупного зернового хозяйства. В состав Скифского царства, возглавляемого Скилуром, входили как земледельческие, так и скотоводческие племена. Получило в это время развитие и ремесло. Скифы и другие племена юга европейской части нашей Родины на протяжении ряда веков создали яркую и своеобразную культуру, хорошо известную по многим художественным произведениям, хранящимся в музеях.
Скифские племена не были совершенно стерты с лица земли бурными событиями, сопровождавшими кризис рабовладения. Часть их была, очевидно, ассимилирована славянами. Русский язык вышел победителем из соприкосновения с языком потомков скифо-сарматов, но обогатился несколькими скифо-иранскими словами («хорошо» - наряду с общеславянским «добро», «то-пор» - наряду с «секирой»; «собака» - наряду с общеславянским «пёс» и др.). В русском народном искусстве прослеживаются связи со скифским искусством. Но взгляд на СКИФОВ как на прямых предков славян следует считать ошибочным. Остатки скифских племен слились впоследствии со славянами.

Греческие города на Черноморском побережье VII-I вв. до н. э.

В VII-VI вв. до н. э. Северное и Восточное Причерноморье привлекло к себе внимание греческих торгово-разбойничьих дружин, плававших в то время по всему Средиземноморью. Малоземелье в Аттике, на островах Архипелага и в Малой Азии вынуждало к поискам новых земель. Развивавшиеся торговые связи требовали новых факторий. На всем побережье Черного моря (Понта Эвксинского - «гостеприимного моря») возникли греческие города (Тира, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, фанагориг, фасис и др.), по своему облику близкие к городам метрополии. Здесь сложились типичные рабовладельческие отношения.

Греческие колонии возникли на местах древних поселений, созданных трудом местного населения, которое достигло значительного по тому времени уровня развития. В греческих колониях существовали земледелие, виноделие, производился засол рыбы, сюда свозились запасы зерна из скифских и славянских земель, было развито ремесло, особенно керамическое. Такие города, как Ольвия, Херсонес и Пантикапей, вели широкую заморскую торговлю. Одной из статей торговли были рабы, покупавшиеся греками у местных князьков. Многие города чеканили свою монету. Греческие предметы роскоши попадали к скифским царям, не вытесняя, однако, местных скифских изделий.
Греческие города обладали очень высокой культурой, находившейся почти на таком же уровне, как и в метрополии. Здесь были каменные дома рабовладельцев, храмы, театры, украшенные скульптурой и росписью. На улицах стояли каменные столбы с высеченными на них текстами государственных доку-ментов (например, «присяги херсонесцев»). Жители причерноморских городов, как эллины, так и «варвары», знали эпос Гомера и произведения классических авторов. Состав городского населения постепенно менялся - в городах появлялось все больше представителей «варварского мира» в качестве мастеров или богатых граждан.

Боспорское царство. Восстание Савмака

Единственным крупным рабовладельческим государством в Северном Причерно-морье было Боспорское царство с центром в Па нтикапее - Боспоре (ныне Керчь), возникшее в V в. до н. э. и просуществовавшее до IV в. н. э., до нашествия гуннов. Оно занимало территорию Керченского полуострова. Таманского полуострова и низовьев Дона. Восточная часть царства была особенно густо заселена местными племенами, аристократия которых слилась с греческими рабовладельцами.
В конце II в. до н. э. здесь произошло восстание рабов под предводительством Савмака, подавленное при участии войск Митридата, царя Понта (государства в Малой Азии). Сведения об этом восстании сохранились потому, что в Херсонесе была поставлена триумфальная статуя полководцу Диофанту, усмирителю движения рабов на Боспоре и избавителю Херсонеса от скифов. Выступление Савмака было одним из звеньев в общей цепи восстаний рабов, охвативших Средиземноморье.
дрожащей рукою надеваем доспехи. Свирепый враг, вооруженный луком и напитанными ядом стрелами, осматривает стены на тяжко дышащем коне... Иногда,- правда, бывает мир, но никогда веры в мир...»
Рабовладельческие города-полисы (государства) были бессильны противостоять нашествиям гетов и сарматов и оградить подвластные им небольшие земли от разорения. Римская оккупация Причерноморья з I в. до н. э. и включение большинства городов в состав Римской империи не могли существенно изменить положения, поскольку римляне рассматривали эти города только лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипломатических сношениях с необъятным «варварским» миром, подступавшим в это время вплотную к узкой прибрежной полосе греческих колоний.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов

Ьолыпое место в пищевом рационе калмыков занимает кирпичный, прессованный чай, своеобразно приготовляемый. Его кипятят с молоком и заправляют сливочным маслом и солью. Часто в готовый чай кладут крошеный мускатный орех, предварительно смешав его со сливочным маслом, и добавляют несколько лавровых листков, что усиливает аромат. Этот чай употребляется не только калмыками, но и многими народами Северного Кавказа и русским населением соседних областей и краев РСФСР. Пьют его ежедневно по нескольку раз. Гостю в первую очередь подается чай, а затем уже остальные виды пищи. Поэтому калмыки говорят: «Хотя чай жидкий, но он начало пищи».

Калмыки исстари не пьют молоко в свежем виде, а приготовляют из. него сметану, сливки, масло, чиген- квашеное молоко, которое раньше перегоняли также на водку (эрк). Из гущи (боз), остававшейся в котле после перегонки эрк, получали после процеживания через холщовый мешок творожистую прессованную массу аадмг. Из аадмг и боз приготовляли другие молочные изделия: хвврмг - смесь боз или аадмг с молоком; хурс - лепешки квадратной или округлой формы, которые сушили на солнце, нанизывали на нитки и запасали на зиму. Осенью варили шарвадг - смесь аадмг, свежего молока и сливочного масла. Приготовляли также чиидмг - молочный квас и квврцг - смесь чигэн или боз с парным молоком.

В калмыцкой кухне было более 20 наименований молочных продуктов.

Излюбленный напиток калмыков - кумыс. Для получения кумыса в свежее кобылье молоко от кобылиц четырех - десяти лет, не использовавшихся на тяжелых работах, добавляли закваску (немного старого кумыса или чигэн). Заквашенное молоко сбивали мутовками в специальных деревянных сосудах. Во время сбивания усиливалось брожение.

В результате получался напиток белого цвета, приятного кисловатого вкуса, сильно газированный. Кумысом лечат больных туберкулезом легких и страдающих почечными и желудочно-кишечными заболеваниями. В настоящее время кумыс приготовляют только в санаториях.

Наряду с молочными продуктами основное место в пищевом рационе калмыков занимает мясо. Особенно ценится баранина. Раньше употребляли в пищу мясо диких животных, зайцев, сайгаков, иногда кабанов. Вареное мясо подавали вместе с бульоном (швлн). Иногда куски вареного мяса смешивали с тонко нарезанным пресным тестом. Одним из любимых кушаний было мясо, изжаренное на сковороде, зарытой в горячую золу. Своеобразным кушанием была особо приготовленная баранина: баранью тушу изжаривали целиком в яме на раскаленных камнях в собственном соку, без доступа воздуха.

Калмычки приготовляли также колбасу, начиняя кишки мелко нарубленным мясом с приправами. Для заготовки мяса впрок его сушили на солнце или коптили.

В приморских и приволжских районах в питании калмыцкого населения преобладают различные рыбные блюда, в основном такие же, как у русского и татарского населения.

Калмыки издавна умели приготовлять различные изделия из пресного теста. Особенно лакомыми считаются сдобные солоноватые кипяченые в масле печенья, которые в зависимости от формы носят различные названия. Для печения обычно замешивают крутое пресное тесто с добавлением масла (или сала) и яиц. Наиболее распространены боорцг и целвг. Борцог имеет вид круглых в сечении кусочков теста, цельвиг - тонкая лепешка круглой или овальной формы. Их кипятят в животном жире или растительном масле.

Ржаного хлеба калмыки не употребляют. Пшеничный хлеб разных сортов пекут дома (на дрожжах или закваске) или покупают в магазинах.

После перехода на оседлость и изменения способа ведения хозяйства у калмыков появились новые виды пищи. Из традиционных кушаний сохраняются калмыцкий чай, шелюн и борцог (их готовят почти во всех столовых Элисты). Многие блюда заимствованы из русской кухни: борщ, котлеты, пельмени, гуляш, каши и супы, жареная рыба, макароны, картофель (жареный, вареный, мятый). Большим спросом пользуются арбузы, дыни, помидоры, виноград, груши, яблоки, сливы. На зиму хозяйки заготовляют обычно домашнее варенье.Во многих семьях калмыцкий чай пьют без соли, с медом, сахаром или вареньем.

До перехода на оседлость калмыки пользовались в основном деревянной, кожаной, иногда металлической утварью. В каждой калмыцкой семье был чугунный котел, в котором варили чай, мясо, кашу, кипятили борцог. Корову доили в металлическое ведро. Для приготовления кумыса и других молочнокислых продуктов использовалась узкая высокая деревянная кадка, закрывавшаяся крышкой с отверстием в центре для мешалки (булур). Для жидкой пищи и напитков употребляли неглубокие* деревянные чашки. Многие семьи имели деревянные сосуды домб, куда переливали приготовленный в чугунном котле чай. Вареное мясо выкладывали в деревянное корыто небольшого размера (тэвш) или на долбленое блюдо (тавг). Для хранения масла пользовались пузырями из толстых кишок и желудков домашних животных.В первой четверти XX в. значительное распространение в быту калмыков, особенно в состоятельных семьях, получили самовары, тарелки, вилки, ножи, фарфоровые с позолотой чашки, фаянсовые и фарфоровые пиалы.

В настоящее время деревянная и кожаная посуда полностью вытеснена металлической, фарфоровой, эмалированной и стеклянной. Старая утварь в некоторых семьях сохраняется только как память о прошлом *

Одежда

Большинство калмыков и в первые десятилетия нашего века ходило в традиционной народной одежде, но многие под влиянием соседнего русского населения еще в л1л в. начали покупать и носить пиджаки, брюки, пальто, картузы, сапоги, ботинки, валенки. Традиционную одежду калмыки обычно шили сами из фабричных тканей. Для пошива зимней теплой одежды использовали обработанные домашним способом овчины. Богатство и пышность одежды зависели от достатка семьи; значительных различий в одежде по улусам не наблюдалось.

Нижняя мужская одежда состояла из белой хлопчатобумажной рубахи (киилг) с длинными вшивными рукавами, круглым вырезом ворота, застегивавшимся на пуговицу или завязывавшимся шнурком, и хлопчатобумажных синих или полосатых штанов (талер) на гашнике. Летом во время жары часто ходили в нижней одежде и босиком. В случае выезда за пределы хотона надевали поверх нижнего белья сшитый в талию (бешмет) (бушмуд), штаны из темной хлопчатобумажной (изредка шерстяной) ткани и подпоясывались кожаным ремнем. Штаны заправляли летом в сапоги, зимой - в валенки.

Курящие мужчины и женщины носили в карманах кисеты с табаком и трубки с чубуками. Все взрослые мужчины прикрепляли к поясу с левой стороны нож, вложенный в ножны.

Обычную зимнюю одежду мужчин, женщин и детей составляли шубы (девл) из овчины с небольшим барашковым воротником. Полы и рукава были также оторочены мехом. Богачи шили шубы на беличьем, лисьем, собольем, хорьковом меху или из мерлушки, покрытые черной шерстяной тканью, а женские иногда и шелком.

Женская одежда была более разнообразной. Различалась верхняя одежда девушек и женщин. Для нижней женской одежды характерны белая хлопчатобумажная рубаха,свободного покроя,с длинными вшивными рукавами, открытым воротом,разрезом спереди посредине до талии,и штаны на гашнике из той же ткани, но синего цвета. Шнурок, стягивавший штаны, завязывался спереди.

Девушки с 12-13 лет поверх нижнего белья носили камзол - лиф, туго стягивавший грудь и талию и делавший фигуру плоской; до замужества не снимали камзола даже на ночь.

Поверх белья и камзола надевали платье бииз из шерстяной ткани или ситца. Бииз, как и камзол, заимствован, видимо, от соседних народов Северного Кавказа. Лиф бииз плотно облегал фигуру. От ворота спереди шел треугольный вырез до талии, сзади пришивался небольшой стоячий воротник. Рукав вшивной, с широкой проймой и пышными буфами, а от локтя до кисти узкий, по руке. Нижняя часть бииз прямая, широкая, со сборками на талии, пришивалась к лифу спереди и с боков, а спинка кроилась цельной, расширяющейся от талии книзу. Под бииз надевали манишку со стоячим воротником, часто украшенную лентами. В талии бииз стягивался кожаным поясом с накладными серебряными или простыми бляшками. Одежда девушек была ярких цветов. Праздничную одежду шили из шелковых, шерстяных тканей или бархата.

Женщины обычно носили более широкое платье (берз), несколько напоминающее бииз девушек, но без пояса, с цельными рукавами, равномерно суживающимися к кисти. У берз в отличие от бииз перед кроится цельным, а спинка отрезная. Берз -- обычный будничный. костюм замужней и пожилой женщины. Под него надевали белую кофту из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, застегнутым на круглые самодельные пуговицы, сплетенные из ниток.

Праздничная одежда женщин - терлг и цегдг. Терлг - свободная отрезная в талии одежда с разрезом спереди и длинными вшивными рукавами. Поверх терлг надевали цегдг - род длинной, слегка приталенной с боков одежды без рукавов. Ворот, бока и проймы отделывали вышивкой, выполненной разноцветными нитками.

Девушки заплетали волосы в косу. На голове носили шапочку щатг\ замужние женщины - халвт\, по покрою сходный с конфедераткой или беретом; к макушке его прикреплялась красная шелковая кисть, прикрывавшая весь верх. Снизу пришивался твердый ободок шириной примерно в ладонь, плотно охватывавший голову, концы его сходились на лбу, один конец был шире другого и немного скошен. Весь ободок шапочки украшался богатой вышивкой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, спуская их на грудь. Косы прятали в особые футляры (шиврлг) из черного бархата или шелка. В косы вплетали тесемки, к концам которых прикреплялись цепочки, заканчивающиеся сердцевидной серебряной бляшкой (токуг). Токуг с цепочкой обычно свисал из шиверлига. В будни женщины носили черные, плотно облегавшие голову шапки с тульей из черного меха или бархата и суконным или бархатным круглым дном. В праздники, как и девушки, они надевали халвнг.

Мужчины носили летом, как правило, картуз или меховую шапку типа папахи с верхом из черной ткани, а зимой - барашковую ушанку. Для калмыцких головных уборов как мужских, так и женских была характерна красная кисть, пришитая на макушке.Старики стриглись наголо, оставляя на темени пучок волос; более молодые мужчины подстригали волосы в кружок.

Из украшений были довольно широко распространены медные, бронзовые, серебряные и золотые кольца, а также серьги-подвески, которые женщины носили на обоих ушах, а мужчины в левом ухе.

На ногах девушки и женщины носили красные или черные сапожки на каблуках со слегка загнутым кверху носком, мужчины - русские сапоги, ботинки, а зимой - валенки. Под сапоги или валенки надевали войлочные чулки.

Детская одежда обычно в миниатюре повторяла одежду юношей и девушек. В бедных семьях часто дети летом бегали нагими или донашивали одежду старших. Интересно, что именно в одежде детей дошкольного возраста продолжают сохраняться старинный покрой и традиционный орнамент: арочный - изображение кибиток хотона, тюльпан - символ цветущей степи и др.

В настоящее время калмыки (как в городах, таки в селах) почти не носят традиционной одежды. Только пожилые женщины еще надевают бер- зе, шиверлиг, токуг и черные круглые, плотно облегающие голову шапки. Большинство населения перешло к одежде городского типа, которую покупают готовой в магазинах, шьют сами из фабричных тканей или заказывают в местных швейных мастерских, в ателье. Старинная женская праздничная одежда совершенно вытеснена современным нарядом: шелковыми и шерстяными платьями модных фасонов, сшитыми дома или в ателье. Многие калмычки (преимущественно горожанки) летом носят сарафаны, блузки и юбки, а нередко и брюки без манжет, однотонные, чаще темные, суженные книзу.

В селах женщины и девушки носят платья из штапельного полотна, отрезные, более свободного, чем в городе, покроя, юбки из шести клиньев, с пояском. Лиф приталенный, с вшивными длинными или цельнокро- енными короткими рукавами.

Рабочую одежду шьют из более дешевых тканей. В прибрежных районах рыбакам и связанным с обработкой рыбы рабочим выдается спецодежда, состоящая из брезентовой куртки, брюк, фартука, высоких резиновых сапог и рукавиц.

Старинная обувь также заменена современной обувью фабричного производства. Мужчины носят ботинки, сапоги, зимой - валенки. Женщины летом ходят в босоножках или легких туфлях, а в холодное время года носят закрытые туфли, зимой - валенки или боты поверх туфель.

Из украшений распространены серьги, различные бусы, подбираемые- в тон отделки платья, браслеты. Многие городские и сельские жители, особенно молодежь, носят часы на металлическом браслете.

12.11.2009 16:12

В конце XIX - начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись из русских фабричных тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и т. д.

Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких-либо особых различий не отмечалось.

Нательное белье мужчины состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили из темного материала, преимущественно из нанки, богатые и зайсанги - из черной шерсти или сукна. По сообщению И. А. Житецкого, в конце XIX в. брюки такого типа у знатных людей украшались нашивными лампасами (тасамте шалвур) из позумента.

Поверх рубахи калмыки носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные дни, в зимнее время - при поездке в другие хотоны.

Вторым видом верхней одежды взрослых мужчин был распашной эрмег - армяк из толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый в талию со многими сборками на поясе, с разрезом спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд. Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки, у богатых и знатных - из выдры, бобра, соболя, куницы).

Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, что они были заимствованы у русских соседей.

Из зимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстью внутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.

Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы - йучи, которые делались из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогой тканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых барашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордости богачей и гелюнгов.

Мальчики носили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины. В богатых и знатных семьях они носили бюшмюд кавказского типа. П. Небольсин видел, что калмыки украшали свой бюшмюд галунами и газырями - нашивками для патронов. Так одет на фотографии, датируемой 1905 г., сын князя Тундутова. Бюшмюд и шубы перетягивались сверху узким поясом.
На левом боку калмык, как правило, носил нож в серебряных или кожаных ножнах и огниво, которое прикреплялось к поясу.

На безымянном пальце левой руки мужчины из состоятельных семей носили кольцо, а в левом ухе - серьги из серебра, золота.

Распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

Начиная с середины XIX в., в калмыцкую среду стали проникать привозные городские головные уборы. По сообщению П. Небольсина, хошеутовские калмыки иной раз летом носили фуражки с глянцевыми козырьками и красными околышками, заимствованные от астраханских казаков. В 80-х гг. XIX в., согласно свидетельству И. А. Житецкого, летом зансанги носили обыкновенно серые фуражки с зеленым околышем и красными кантами. В XX в. фуражки городского производства получили широкое распространение, их носили все калмыки, начиная от мальчиков и кончая пожилыми.

Киляг - женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.

К повседневной одежде относилась и длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.

К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы, обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко - выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.

Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины носили йучи - шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Наиболее распространенным повседневным головным убором калмычек была маленькая круглая шапочка, которую пожилые женщины носят и сейчас.

Вторым типом женского головного убора была так называемая «тамша» - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины - халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток.

Существовал еще один головной убор, известный у калмыков под названием «устя халмаг»- меховая женская шапка четырехугольной формы, околыш которой делался из дорогого меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилые и преклонного возраста женщины носили шапку хаджилга, довольно высокую и объемистую, околыш ее делался на черной мерлушки, иногда из шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи).

Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг - жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.

Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки.

Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях - легкая шуба на меху.

В начале XX в. в качестве праздничного головного убора девушек и молодых женщин встречались высоко ценившиеся нарядные Камчатки - низенькие шапочки, украшенные эффектными вышивками, заимствованные, по всем данным, у татарского населения г. Астрахани. Иногда такие шапочки носили пожилые женщины из богатых и знатных семей. В начале XX в. распространение получили фабричные платки.

Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.

В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.

Мужчины носили бюс - пояс, металлическая часть которого делалась из серебра, «польского» серебра пли сплава (фраже), часто покрытых чернью.



Калмыцкий праздничный костюм

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм - номер выходит 19 апреля 2012.

Кукла здесь - в тёмном костюме, если не ошибаюсь - лицо необычное, с узкими глазами, как было в 3 номере (Карачаевский костюм).

Калмыцкий костюм

Женский национальный костюм цегдег с терлегом.

Данные об одежде калмыков в XVII-XVIII вв. очень скудны. В источниках перечисляются шубы, безрукавные камзолы (цегдег), одежда с воротником, рубашка, чулки, доха, шелковый кафтан, полотняный халат.

Зимой калмыки носили овчинные шубы и штаны из овечьих шкур или шерстяных тканей. Богачи шили себе шубы (учи) из мерлушек, дорогих мехов пушных зверей (лисы, хорька, соболя, бобров, выдры и т. д.).

В ненастную погоду мужчины пользовались армяком, игравшим роль плаща.

Пожилые калмыки носили летом торцог - меховую шапку круглой формы, зимой - бюшлячи; молодежь и взрослые носили шапки типа ушанки.

В XIX в. стали распространяться фуражки с глянцевыми козырьками, в XX в. мужчины всех возрастов носили уже только фуражки.

О женской одежде калмыков XVII в. сведений не сохранилось.

Первые сообщения о ней находим у П.С. Палласа. По его данным, калмычки носили легкое длинное платье до сапогов, сшитое из лучшей, чем у мужчин, ткани; знатные и богатые женщины надевали сверх платья длинный камзол без рукавов (цегдег). Нижняя одежда калмычек состояла из распашной рубахи с открытым воротом.

Женское национальное платье хутцан.


Калмычка в национальном головном уборе камчатка.

В XIX-XX вв. женская одежда калмыков в основном продолжала сохранять старые, традиционные черты. Нательное белье составляли рубахи и штаны из белого хлопчатобумажного материала. Поверх нательного белья калмычки в качестве повседневной одежды носили длинный до пят хутцан, имевший вшивные прямые рукава и небольшой воротник с отворотом на груди. Летом хутцан заменялся молодыми женщинами безрукавкой, сшитой из простых тканей. В прохладную погоду женщины носили сверх хутцан берзи - простеганный кафтан из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, калмычки, особенно молодые женщины, имели выходные праздничные платья - терлиг и цегдег, сшитые из шелка, кумача, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, украшенные вышивками, гарусными нитками, позументами и т. д.

Девушки обязательно носили поверх нижнего белья жилитиг - туго стянутый жилет из холста, вредный для здоровья, мешавший развитию грудной клетки. Поверх жилитига они надевали платье - бииз из шерсти, шелка или ситца нарядной расцветки.

Зимой калмычки носили некрытую шубу (дэвел) с небольшим стоячим воротником из барашка. Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины имели крытую шубу (учи) на легком меху: лисьем, хорьковом, беличьем, черной и белой мерлушки. Для второй половины XIX и начала XX в. характерно проникновение к калмычкам тканей русских фабрик: шерстяных, шелковых и особенно хлопчатобумажных. Теплая зимняя одежда шилась из обработанных домашним способом овчин, изготовлением которых занимались калмычки.

Девушка в национальном платье бииз и головном уборе камчатка.

О головных уборах калмычек XVIII в. П.С. Паллас писал: Бабьи и девичьи шапки почти одинаковы, но простые бабы носят шапки только тогда, когда они в порядочном наряде или хотят куда-нибудь идти. Женская шапка состоит из круглой, овчиной опушенной, небольшой плоской верхушки, которая прикрывает только самую верхнюю часть головы. У знатных есть богатые из шелковой материи, притом несколько выше простых, шапки с широким напереди и назади разрезными заворотом, который обложен черным бархатом.

Женщина в калмыцкой национальной одежде.

Головные уборы калмычек XIX-XX вв. были значительно разнообразнее. Женщины носили тегриг махла - круглую шапку из черной материи или мерлушки. У калмычек среднего возраста бытовала так называемая тамша - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом, последний вышивался золотыми и серебряными нитками.

Старинным головным убором была халмаг - круглая по форме шапка, тяжелая по весу, украшенная позументами, парчой и вышивками. Пожилые калмычки и старухи носили шапку хаджилга, сшитую из черной мерлушки. Ее верх имел четырехугольную форму.

Девичьим головным убором служили высоко ценившиеся Камчатки и джатак, обильно украшенные вышивкой. Кроме того, молодые калмычки и девушки носили покупные, нарядные платки.

Замужние женщины и вдовы расчесывали волосы на две половины, заплетали в косы, которые укладывали в бархатные или шерстяные шиверлиги - чехлы.

Куклы в народных костюмах, выпуск 7

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Анонс куклы - фото оборотной стороны журнала предыдущего 6-го номера.


Калмычки в национальных костюмах и головных уборах.

Головные уборы: 1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг.

Номер в упаковке.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла сбоку.

Со спинки.

Головной убор очень интересный.


Верхняя часть шапки.


Красные сапожки.


Верхняя чёрная находка закреплена на нижней малиновой - не только сверху, но и снизу.


Двухслойный костюм - малиновой платье и чёрное сверху.


Лица у кукол совсем разные - две восточные красавицы. :-)

Две фарфоровые куклы - восточные красавицы от ДеАгостини - 7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. И Карачаевка.

Первые 7 номеров коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини.


Куклы в народных костюмах - первые 7 кукол.


7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла и обложка журнала.


Некоторые развороты номера. Калмыкия.


Домбра, священный хурул, домашние работы калмыцких женщин.


Одежда калмыков.


Тоорцг. Женский калмыцкий головной убор.


Шапочка-камчатка.


Халмаг и шиверлыки.


Токуги.

Костюм принцессы Сувсы.


Разбор костюма: кукла и калмыцкий костюм.


Шапка-бюслячи шили из меха соболя или норки. Верх обтягивали парчой, к ней пришивали красный гребешок из шёлковых нитей.


Терлег - праздничное платье калмычки - из дорогих сортов шёлка, парчи, бархата. Цегдег - без рукавов, с длинными полами. По краям - вышивка гарусными лентами или позумент.

Во что здесь играли.

Культура места. Домбо (кувшин) и бортха (кожаный сосуд).


Для перекуса - джомба - калмыцкий крепкий чай.


Калмыцкий календарь.

Семья калмыков, калмыцкая кибитка, исполнение танца и ритуала Цам в главном буддийском храме Калмыкии.

АНОНС 8 номера - кукла в летнем костюме Минской губернии.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди