ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ.
Разработала и составила Гвоздикова С.П., учитель-дефектолог
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ЭКСКУРСИИ
Сентябрь
1.Район, в котором ты живешь.
2.Новороссийск и явления общественной жизни. День города.
Закрепить представления детей о районе, в котором они живут. Вспомнить названия близлежащих улиц. Воспитывать умение ориентироваться на улице.
Учить принимать участие в общественной жизни города. Формировать коммуникативные навыки и умения. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества.
Беседы, наблюдения.
Участие в конкурсах, концертах, рассказы педагога о праздничных мероприятиях, рассматривание иллюстраций.
По ул. Энгельса, Л.Толстого, Исаева.
По празднично украшенной улице, посещение парадов и других праздничных мероприятий.
1.Улица полна неожиданностей.
2.Район, в котором ты живешь.
Расширить представления детей о правилах поведения на улице. Учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья детей.
Познакомить детей с другими близлежащими к детскому дому районами, их достопримечательностями и особенностями. Учить наблюдать, сопоставлять. Развивать любознательность.
Рассматривание иллюстраций, дорожных знаков. Чтение стихотворения К.Обойщикова «Зайка-пешеход». Чтение и беседа по содержанию учебного пособия В.Рублях «Правила дорожного движения». Сравнение зданий по назначению и внешнему виду (библиотека, магазины различного назначения, аптека, музей, школа, почта и т.д.).
На перекресток, к светофору.
По главной улице – Советов.
Ноябрь
1.Мы живем в городе
2.История моего города
Закрепить знания о происхождении названия города, знакомых улиц. Познакомить с особенностями расположения города. Познакомить с панорамой города. Воспитывать любовь к городу. Развивать любознательность, умение наблюдать.
Познакомить с историей основания города, с историей становления, с гербом, флагом и гимном. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Беседы с научными сотрудниками «Исторического музея-заповедника», наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотографий.
По городу, на Мархотский хребет (панорама города).
Исторический музей-заповедник в зал «Археология», «Старый Новороссийск»
Новороссийск – город-труженик
Дать знания о том, чем славится родной город. Промышленность: от прошлого к настоящему. Знакомство с новыми профессиями. Воспитание чувства уважения к людям труда.
Цементный завод «Пролетарий», музей цементной промышленности, элеватор, НМТП.
Январь
Мой любимый город.
Познакомить детей с культурными и спортивными центрами. Учить видеть красоту родного города. Учить любить и желание беречь свой город.
Беседы, наблюдения, рассматривание фотографий.
Театр, стадион «Труд», парк им В.И.Ленина, аквапарк, детская спортивная школа.
Февраль
Воинские части города
Дать представления о службе солдат в мирное время. Воспитывать чувство уважения к людям в военной форме; стремление защищать Родину.
В/ч «ВДД», «Пограничников»
Моя малая родина - Новороссийск
Познакомить детей с богатством родного города (полезные ископаемые, сельское хозяйство). Воспитывать чувство уважения к людям труда. Показать значимость их труда для жизни людей.
Наблюдения, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание фотоальбома «Мы и окружающий мир».
Элеватор, хлебопекарня, хлебозавод, Черномортранснефть, цементный завод.
Апрель
Все профессии важны, все профессии нужны.
Расширять представления о различных видах профессий. Показать значимость каждой профессии для жизни людей.
Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов «Знакомимся с профессиями»
Мебельная фирма «Черноморец», магазины различного назначения, поликлиника, школа, детский сад, парикмахерская, аптека и т.д.
Военное прошлое города.
Дать знания о том, как воины-солдаты защищали наш город в годы ВОВ. Познакомить с тем, как люди хранят память о воинах-освободителях (называние улиц в честь героев, открытие памятников т.д.)
Встречи с ветеранами, рассматривание альбома «Победа», чтение художественной литературы, просмотр телепередач.
Возложение цветов к памятникам, панорамы исторического музея-заповедника, памятник-ансамбль «Малая Земля», батарея Зубкова, Аллея Героев, памятник Л.И.Брежневу.
Июнь
Транспорт города
Познакомить детей с видами городского и междугородного транспорта
Рассматривание фотоальбома «Виды транспорта»
Троллейбусное депо, автовокзал, железнодорожный и морской вокзалы.
Приложенные файлы
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в старшей группе
Сентябрь
Тема: «Мой дом – моя семья».
1. Занятие «Моя семья».
Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.
2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».
Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол).
4. Целевая прогулка «Мой дом».
Цель: рассмотреть близлежащие дома.
Октябрь
Тема: «Двор детского сада».
1. Беседа «Мой детский сад».
Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.
2. Прогулка «Двор детского сада».
Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
3. Вечер воспоминаний «История детского сада».
Цель: познакомить детей с историей детского сада.
Ноябрь
Тема: «Мой город».
1. Беседа «История города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия по улицам города.
Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.
3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
4. Рисование «Транспорт города».
Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.
Декабрь
Тема: «Мой край».
1. Беседа «История края».
Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.
2. Рассматривание фотоальбома «Предприятия края».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Мой край».
Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.
Январь
Тема: «Природа города».
1. Прогулка «Природа зимой».
Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.
2. Занятие «Растительный мир зимой».
Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривание альбома «Наша Волга».
Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.
4. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.
Февраль
Тема: «Достопримечательности города».
1. Рассказ воспитателя об исторических местах родного города.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
2. Беседа «Памятник воинам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».
Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.
3. Рассматривание альбома «Мой город».
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.
Март
Тема: «Знаменитые земляки»:
1.Беседа «Знаменитые земляки:
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Козьмодемьянска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Знаменитые люди города Козьмодемьянска».
Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.
4. Рисование «Люди труда».
Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.
Апрель
Тема: «Природа города весной».
1. Прогулка «Природа весной».
Цель: учить детей видеть красоту природы весной.
2. Занятие «Растительный мир весной».
Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.
4. Рисование «Белая берёза».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.
1.Итоговое занятие.
Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Козьмодемьянске.
2. Конкурс стихов и песен о родном городе.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни родного города, чувство уважения и гордости за любимый город.
Пуказова Наталья Александровна
Дек 04 2012
Перспективно-тематический план работы
по ознакомлению детей с родным городом.
(старший дошкольный возраст)
Пояснительная записка.
Народ, который не знает своей
культуры и истории, — презренен
и легкомыслен.
Н. М. Карамзин
При знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым.
Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом составлен на основе методических разработок Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Родники Дона», О.Л. Князева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Э.П. Костина «Родина моя- Россия», И.Ф. Мулько «Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю. Цветкова «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие), в связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом. План составлен с целью систематизации работы по ознакомлению детей с родным городом и разработан в соответствии с приказом № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Образовательная :
— Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции).
— Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая :
— Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.
— Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.
— Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная:
— Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.
— Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.
— Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме . Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.
Непосредственно- образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.
К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото- материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
|
С
е н т я б р ь |
Познавательная беседа
«Мой родной край» Цель: формировать представление о своем родном крае. Ознакомление с природой Донского края «Растительный и животный мир» Цель: развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой Донского края. |
Рассматривание книжных иллюстраций «Донской край».
Изготовление альбома «Природа моего края». |
|
О к т я б р ь |
Познание
«Традиции и обычаи родного края» Цель : формировать представления о традициях и обычаях родного края. |
Знакомство с историей донского казачьего костюма.
Цель : познакомить с особенностями Донского костюма, украшением, элементами одежды. Народная игра «Колечко» Цель : продолжать знакомить с народными играми. |
Работа в рабочей тетради «Казачий костюм» («С чего начинается Родина»- детям о народной культуре).
Организовать слушание казачьих песен: «Донские песни» (В. Краснокулов), «Новочеркасский вальс» (муз. А. Чекунаева, сл. Т. Анисимовой). |
Н о я б р ь |
Познание
История основания города Новочеркасска. Презентация « Экскурсия по городу». Цель : познакомить детей с историческим прошлым родного города, воспитывать интерес к истории родного края. |
Обзорная экскурсия по городу Новочеркасску.
Цель : расширять представления детей об архитектурных и исторических памятниках города. Рисование «Улицы города». Цель : учить создавать образ улицы, используя технику работы с акварелью. |
Рассматривание открыток, иллюстраций, фото «Новочеркасск».
Организовать прослушивание песен о Новочеркасске. |
Д е к а б р ь |
Познание
«Чем славится родной город» (заводы, учебные заведения, промыслы, научные и культурные центры) Цель : расширять представления о производствах и промышленностях города. |
Фото -репортаж
«Мы — новочеркассцы!» Цель : воспитывать чувство гордости за то, что ты житель своего города. |
Изготовление фото альбома совместно с детьми и родителями «Славный город Новочеркасск! » с описательным рассказом. |
Я н в а р ь |
Познание
«Архитектура нашего города». Цель : познакомить дошкольников с архитектурными особенностями зданий. Художественное творчество (конструирование из строительного материала) «Здания нашего города». Цель: закреплять умения строить здания различных стилей. |
Просмотр видеоролика «ЮРГТУ» — в роли экскурсовода- ребёнок.
Цель : воспитывать интерес к архитектурным памятникам нашего города. |
Оформить выставку в книжном уголке о городе Новочеркасске
(иллюстрации, литература). С/р игра со строительным материалом «Мой город». |
Ф е в р а л ь |
Познание
«Достопримечательности родного города». Цель : воспитывать чувство гордости за свой край. |
Презентация «Храмы
г. Новочеркасска» Цель : расширять представления об истории храмов нашего города. Народная игра «Казаки-разбойники» Цель : продолжать знакомить с правилами народных игр, вызвать интерес к русским забавам. |
Изготовление коллажа «Достопримечательности города».
Рассматривание открыток «город Новочеркасск». |
М а р т |
Познание
Познавательная беседа об улицах родного города Новочеркасска. Цель : расширять представления детей об улицах города (история названий улиц и местонахождение их на карте города). |
Составление рассказа совместно с родителями «Улица, на которой я живу».
Цель: способствовать развитию партнерских отношений между родителями и детским садом . «Экскурсия по микрорайону», знакомство с его улицами: Ул. Ленгника; Ул. Щорса; Ул. Будённовская. Цель : закреплять представления детей об улицах нашего микрорайона. Изготовление макета нашего микрорайона. Цель : пробудить в детях познавательный интерес к микрорайону нашего детского сада. |
Оформить выставку детских работ
и фото «Полюбуйтесь-ка, друзья, это улица моя!». Рассматривание фото – альбома «Улица, на которой я живу». |
А п р е л ь |
Познание
Викторина «Знатоки родного города». Цель : расширять представления о достопримечательностях родного города. |
Разгадывание кроссворда
«Мой родной город». Цель: обогащение знаний детей о городе, развитие познавательных процессов. |
Рассматривание книжных иллюстраций, литературы. |
М а й |
Познание
Литературно-музыкальная композиция «Спасибо деду за Победу!» Цель : углублять представления детей о важных военных сражениях; дать понятие «память», «погибшие», «памятники», о ритуалах почтения памяти в родном городе. |
Познавательное сообщение
«Герои Дона в ВОВ» (люди, прославившие наш город). Встреча с ветеранами ВОВ. Презентация «Имена героев носят улицы нашего города». Цель : закреплять знания о том, как защищали свою Родину советские люди в ВОВ. Беседа о празднике «День города». Цель : воспитывать интерес и чувство гордости за родной город. |
Выставка военной техники, фото, художественной литературы на военную тематику.
Рисование «Салют в нашем городе» (праздник «День города»). |
Литература:
1. Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Родники Дона» 2005, Ростов-на-Дону;
О.Л. Князева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры 2000, С-П;
3. Э.П. Костина «Родина моя- Россия» 1996, Н. Новгород;
И.Ф. Мулько «Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет» 2004, М.;
Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» 2004, М.;
Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю. Цветкова «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие).
Разработала
творческая группа:
ст. воспитатель Науменко Т.Ю.
воспитатель Бижова О.А.
воспитатель Сылкина Л.А.
г. Новочеркасск
МБДОУ д/с № 8
2011-2012 уч.г.
Авторы:
Шарипова Фируза Агзамовна, Усманова Назира Кадыржановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ Детский сад № 325
Населённый пункт:
город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Перспективный план по ознакомлению с родным городом во 2 ой младшей группе
Дата публикации:
12.02.2017
Раздел:
дошкольное образование
Перспективный план по ознакомлению с родным городом
во 2 ой младшей группе
Форма работы
Цели
Сентябрь
1.Беседа на тему: «Кто ты?»
тему: «Кто
рядом с нами»
3.Беседа на тему: «Мой дом - моя
Сюжетно-ролевая
5. Дидактическая игра «Мое имя»
6.Фотовыставка «Моя семья»
1 . В о с п и т ы в а т ь
дружелюбное
отношение
общаться, дружить.
Обогащать представление детей
о себе и своих сверстниках; учить
различать людей по полу, возрасту,
индивидуальным
особенностям.
вспомнить,
семья это все, кто живет вместе с
ребенком.
3.Повторить с
р од с т в е н н и ко в
(р о д и т е л е й,
Воспитывать
любовь и заботливое отношение к
членам своей семьи.
4.Продолжать повторять с
б л и з к и х
р о д с т в е н н и к о в,
воспитывать
своей семьи.
5.Содействовать
облегчению
адаптационного периода, создание
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциона льной
о б с т а н о в к и.
Закреплять знания детей имен.
блегчение
адапт ационного
периода, создание благоприятной,
социально-эмоциональной
обстановки.
Закреплять
называть
р о д с т в е н н и ко в,
Воспитание любви к членам своей
мои соседи»
Рассматривание иллюстраций.
2. Беседа на тему: «Нас окружают
разные дома»
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом»
1.Формирование представлений об
улице, ознакомление с различными
видами улиц.
представление
больших и маленьких постройках
(домах различных конструкций).
3.Развивать
распределять
обязанности
дому (убирать
4. Выставка фотографий «Улица
на которой я живу»
Составление
(Фотографии
детей у себя дома, во дворе.)
5. Рисование на тему: «Моя
игрушки, помогать накрывать на
стол и т. д.)
4 .Развит.
коммуникативных
ф о т о г р а ф и и.
П р о д о л ж а т ь
знакомить детей с таким понятием
как улица.
5.Воспитывать в детях гуманные
чувства по отношению к своему
дому, улице.
1. Беседа на тему: «Мой детский
2 . Б е с е д а
домашний адрес»
3. Прогулка «Двор детского сада»
4 . С ю ж е т н о - р о л е в а я
«Детский сад»
5.Создание коллажа: «Домик –
сад" (с фотографиями
воспитанников)
1.Познакомить детей с некоторыми
помещениями
детского
рассказать об их назначении; дать
профессиях
работающих в детском саду, учить
ценить их труд и заботу.
2.Беседа о необходимости знания
домашнего адреса, а также адреса
детского сада: в городемного улиц
название,
каждого дома свой номер.
Знакомить
участками
дет ского
в о с п и т ы в ат ь
желание поддерживать порядок на
участках,
относится
оборудованию
участков,
4.Воспитывать
уважения к людям труда, интерес к
профессиям.
5.В о с п и т а н и е
д р у ж е с к и х
отношений между детьми, а также
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциональной обстановки.
в городе»
Экскурсия «Природа зимой»
3. Беседа на тему: «Праздничное
украшение города»
4. «Зимние забавы»
1.Объяснить
к о т о р ы е
называются " горожане",
… которым необходимо следить за
ч и с т о т о й
к р а с о т о й
нашего города.
Знакомить
растительным миром зимой.
3.Беседа о том, как выглядит город
праздничные
новогоднее представление.
4. Организовывать вместе с детьми
подвижные игры с правилами на
Побуждать
участвовать в катании с горки на
Создание коллажа «Наш город
зимой»
украшении
построек.
Развивать
надевать
П р о д о л ж а т ь
р а с ш и р я т ь
п р е д с т а в л е н и я
характерных особенностях зимы.
наиболее
впечатлений
закрепить
представления
время года.
Беседа на тему: «Транспорт
вгороде»
2.Целевые
прогулки
р о д и т е л я м и
достопримечательным
местам города.
Беседа «Мой родной город»
Проигрывание и рассматривании
ситуации «Мы в городе»
Рассматривание
в городе».
Фотовыставка
место в городе».
1.Знакомить
транспорта.
Наблюдение
прогулке за транспортом в городе.
добраться
конца города
другого(показ
ф о т о г р а ф и й) автобусами,
маршрутными
Фотографии
транспорта в городе.
Воспитывать любовь к своему
дому, улице, городу. Воспитание у
к родному
чувства гордости за его красоту.
Беседа на тему: «День
защитника Отечества»
2.Экскурсия
комнату-музей
3.Ц е л е в а я
п р о г у л к а
б л и з л е ж а щ е й
«Экскурсия по микрорайону»
строительным материалом
«Улица, улица родная»
1. Воспитывать любовь к Родине,
з н а к о м и т ь
в о е н н ы м и
профессиями.
Р а з в и т и е познавательных
интересов
детей,
знакомство
видами военной одежды.
3.Познакомить д е т е й
микрорайоном, его объектами.
4. Развитие фантазии и творческих
с п о с о б н о с т е й
конструктивных
способностей.
Расширить и уточнить некоторые
п р е д с т а в л е н и я
расположении
улиц. (Построить
у к р а с и т ь
название.)
1.«Достопримечательности
города» - рассматривание
иллюстраций, альбомов.
первое слово»
Рассматривание фотографий
наших мам.
Пословицы и поговорки о семье.
стихотворения
Прививать
2.Средствами
э с т е т и ч е с ко го
в о с п и т а н и я
ф о рм и р о ват ь
сознании
с а м о г о
д о б р о г о
ч е л о в е к а.
Побуждать
восхищаться
красотой, добротой матери, ценить
ежедневную заботу мамы о своей
Воспитывать
нравственные чувства.
1.Беседа на тему: «Труд взрослых
в родном городе
2. Прослушивание на СD гимна
1. Познакомить детей с названиями
профессий
взрослых жителей родного города.
Формировать
уважение
направленному
Формировать
Беседа на тему: «В городе День
Победы»
2 . Б е с е д а
нашего города»
Создание
нашего города»
1.Рассказать детям о нашей стране,
название.
отмечает
Р а с с м о т р е т ь
и з о б р а ж е н и я
страны, родного города.
п р е д с т а в л е н и е
реках города,
растительном
животном мире. Учить соблюдать
правила поведения возле реки.
3.Закрепить
реках города, их обитателях.
Программа «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.
С изучения территории родного края - начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.
Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.
Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.
Цель : Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.
Задачи:
- Расширить представление детей о родном городе, крае.
- Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
- Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
- Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.
Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.
В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Осень. Овощи. Фрукты |
Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года |
1) Игра «Чудесное лукошко» 2) Игра «Фрукты и овощи» 3) Смотр-конкурс «Дары осени» 4) Беседа «Осень - пора золотая» 5) Чтение худ. Литературы: А.Плещеев «Осень - пора золотая» Бальмонт «Осень» 6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень» |
Октябрь Растительный мир Марийского края |
Формирование элементарных представлений о растениях родного края |
1) Занятие: «Путешествие в марийский лес» 2) Чтение художественной литературы 3) Рассмотрение серийных открыток |
Ноябрь Животный мир Марийских лесов |
Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках |
1) Игра «Где мой дом?» 2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы) 3) Игра «Кого встретил Степка?» 4)Загадки марийского края 5) Оформление альбома «Обитатели леса» 6) Игра «Летает, плавает» |
Декабрь Марийского края |
Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним |
1) Игра «Что за птицы?» 2) Оформление альбома 3) Изготовление кормушек для зимовки птиц 4) Наблюдение за птицами 5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?» 6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках» |
Январь Праздничное украшение города |
Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках |
1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм» 2) Праздничное украшение елки 3) Рассмотрение альбома «Маски» 4) Изготовление игрушек 5) Совместная прогулка с родителями 6) Рассмотрение построек изо льда |
Февраль Зимние забавы, место отдыха детей |
Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах |
1) Оформление альбома «Зима» 2) Оформление газеты: «Мой выходной день» 3) Конкурс: «Лучший снеговик» 4) Чтение стихов, сказок про зиму 5) Рассмотрение иллюстраций |
Март Йошкар-Ола - любимый город |
Учить детей называть и любить родной город |
1) Игра «Путешествие по городу» 2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом» 3) Чтение стихов о городе |
Апрель Выходной день в родном городе |
Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…) |
1) Оформление альбома «Мой выходной день» 2) Рассматривание фото «Красивые места в городе» |
Выходной день на даче |
Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде |
1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода» 2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче» 3) Рассмотрение фото «Растения сада» |
Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительный мир Марийского края |
Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей |
1) Беседа «Лесная аптека на службе человека» 2) Проект «Очаровательный сорняк» 3) Игра «Лекарственные растения - средство оздоровления организма» 4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края» |
Октябрь Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов |
Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни |
1) Конкурс загадок о животных 2) Настольная игра «Животные и их детеныши» 3) Рассмотрение иллюстраций 4) Классификация диких и домашних животных 5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним 6) Игра «У медведя во бору» |
Ноябрь Йошкар-Ола, знакомство с городом |
Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем |
1) Рассказ детей: «Мой выходной день» 2) Игра-путешествие по городу 3) Настольная игра «Строим город» |
Декабрь Улица, на которой расположен детский сад |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах |
1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад» 2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные» 3) Красивые уголки улицы |
Январь Улица, на которой расположен дом |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети |
1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает? 2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу» |
Февраль Государственные праздники |
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках |
1) Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто» 2) спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья 3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок |
Март Достопримечатель ности города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях |
1) Знакомство с бульварами 2) Киноафиша города 3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам» 4) Заочное путешествие к музею |
Апрель Самые красивые места города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города |
1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе» 2) Игра «Путешествие по родному городу» 3) Разучивание стихов о любимом городе |
Знакомство с рекой Кокшага |
Расширить представление детей о водоемах своего региона |
1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства» 2) Рассмотрение иллюстраций 3) Прогулки по набережной реки 4) Знакомство с правилами поведения на воде |
Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительность Красной книги |
Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу |
1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу» 2) Оформление альбома «Защити растения» 3) Конкурс знатоков природы 4) Разгадай кроссворд 5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги» 6) Красная книга нашего региона - сигнал опасности |
Октябрь Правила поведения на природе |
Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней |
1) Занятие-праздник «Охранять природу - значит охранять родину» 2) Инсценировка «Правила поведения в природе» 3) Рассмотрение знаков поведения в природе 4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу» 5)Составление правил поведения в природе с детьми 6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу» |
Ноябрь Животные Красной книги |
Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека |
1) Проект: «Красная книга» 2) Игра «Мы из Красной книги» |
Декабрь Река Кокшага - легенда |
Расширить представление детей о реке |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок» 3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей 4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская» 5) Оформление альбома «Правила поведения на воде» 6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город» |
Январь Флаг и герб г. Йошкар-Ола |
Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город |
1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы» 2) Беседа «Триколор флага республики» 3) Игра «Собери герб» (пазлы) 4) Конкурс «Семейный герб» |
Февраль Знакомство с достопримечатель ностями города |
Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости |
1) Игра «Такси» 2) Аппликации «Наш город» 3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе» |
Март Народные традиции, обычаи |
Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине |
1) Знакомство с марийскими народными играми 2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем» 3) Аппликации «Марийский национальный костюм» 4) Разучивание марийских народных загадок 5) Прослушивание марийских песен |
Апрель Знакомство с марийскими писателями |
Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке 3) Конкурс стихов 4) Рассмотрение портретов марийских писателей 5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам |
Государственные праздники |
Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине |
1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества» 2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто» 3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны 4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями 5) Парк Победы |
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе