30.04.2019

Пояснительная записка. Использование игровых приемов для развития связной речи у дошкольников


лиля колитенко
Квест как средство познавательного развития дошкольников

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое . Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников .

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи :

развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации ;

формирование познавательных действий , становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы , которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи , формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира , для ребенка дошкольного возраста является игра.

Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест .

Что же такое квест ? В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» . Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными : активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи , поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника. Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи :

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск , расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса , творческих способностей, воображения дошкольников , стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам :

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов .

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста .

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В зависимости от сюжета квесты могут быть :

Линейными, в которых игра построена по цепочке : разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

Штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

Кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест , но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей :

Введение (в котором прописывается сюжет, роли) . Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду» , особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы» .

Задания (этапы игры, вопросы, ролевые задания) . В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.) . Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Оценка (итоги, призы) .

Игроков сопровождает взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Педагогу, разрабатывающему квест , необходимо определить цели и задачи квеста ; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста , написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Остановимся подробнее на структуре и содержании одного из квестов , разработанного для детей младшего дошкольного возраста .

Тема квеста – «Поиск исчезнувших страниц» .

Сюжет квеста – линейный .

Цель : развитие познавательного интереса детей через формирование сенсорных навыков

Задачи :

1. Образовательные :

Закреплять понятие детей об основных цветах, умение их различать и называть

Формировать умение определять название предмета, опираясь на обоняние.

Создать условия для закрепления знаний детьми сказок, через узнавание и называние персонажей.

2. Развивающее :

развивать зрительное восприятие детей, внимание, воображение

Формировать задатки логического мышления.

развивать речь , наблюдательность, мыслительную активность

Продолжать развивать умение детей понимать заданный вопрос.

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Способствовать сплочению детского коллектива, умению работать сообща

Воспитывать в детях радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Квест – игра начинается в группе, где дети случайно находят новую книгу. Охотно соглашаясь прочесть ее содержание, рассмотреть иллюстрации, дети обнаруживают, что из книги пропало несколько страниц. В поиске ответа на вопрос, куда пропали страницы, на помощь детям приходит игровой персонаж мудрая ворона, роль которой на себя взяла воспитатель. Она рассказала, что нужно идти в сказочную страну искать подсказку, которую разорвал ветер на части, и разбросал по цветочным полянам, это и определило игровую «легенду» квеста . Для поддержки мотивации, игровой персонаж ворона «превращает» детей в сказочных героев и вручает карту-путеводитель, которая помогает определить путь продвижения и порядок выполнения заданий. Чтение карты происходит при непосредственном участии взрослого , где воспитатель помогает детям приобрести первоначальные умения пользоваться картой-схемой.

Следующей структурной частью стали непосредственно игровые задания , которые простроены таким образом, что игроки могут перейти к следующему заданию, только получив часть потерянной подсказки за правильно выполненное задание на данном этапе. Хочется отметить, что это и является отличительной особенностью квеста от игры-путешествия .

Все задания были подобраны в соответствии с возрастом детей и имели не только игровой характер, но и решали поставленные задачи, направленные на познавательное развитие . Содержание заданий было следующим : найти подсказку не в зеленом и не в красном домике, в коробочке с запахом апельсина, определив героев сказки «Репка» по тени и выложив их в нужной последовательности, найдя рисунок по заданному образцу.

Собрав все полученные подсказки вместе, дети увидели, что сложившийся пазл является фотографией одного из уголка группы, где условным обозначением отмечено место нахождения пропавших страниц. Проверив свое предположение, ребята обнаруживают пропажу. С помощью воспитателя собирают книгу и с большим удовольствием слушают продолжение сказки.

Идея квеста идеально подходит для дошкольников : дети сталкиваются с различными ситуациями или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату.

Таким образом, правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство , позволяющее решать задачи познавательного развития дошкольников .

Квест – это весело ! В такой игре даже взрослый активно включается в ту или иную роль, что уж там говорить о детях, они перевоплощаются в героев полностью.

Квест развивает ! Задачи квеста направлены на развитие логики , творческого мышления. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступны для детей.

Квест сближает ! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу .

Мастер – класс для педагогов

Квест «От игры к правильной речи»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию формы квест-игры в работе с детьми и родителями.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «квест-игра».

2. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой.

3. Продемонстрировать приёмы использования: технологии невербального общения (В.А. Лабунской) для развития мимической речи детей; технологии «Заколдованные картинки» (А.Р. Лурия) для профилактики оптической дисграфии.

4. Показать наглядное использование технологии Т.А. Ткаченко «Звуковой анализ и синтез слов».

Ход мастер-класса:

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса « От игры к правильной речи». Я предлагаю Вам помочь мне провести его в форме квест – игры. Вы знаете, что такое квест? Слово квест – это в переводе с английского означает поиск, выполнение заданий. Суть любого квеста – анализировать информацию, взаимодействовать друг с другом, находить способы решения проблемы. Сегодня будут взаимодействовать друг с другом родители и дети. Такое взаимодействие будет способствовать развитию воображения, логического мышления и коммуникативных функций речи.

Предлагаю выбрать две фокус – группы по 3 человека. Первая фокус – группа – родители, вторая – дети. Кто желает? Определились с выбором? Взаимодействуем в паре родитель – ребёнок. Может кто – то желает работать индивидуально?

Итак, фокус группы сформированы.

Ребята, вас приветствует хозяин этого дома – домовенок – Кузя. (Кто такой домовой? И т.д.) Кузя следит за порядком в доме, много видит и слышит. Но многое ему не понятно. У него к вам большая просьба, расскажите о своей маме без слов и это его первое задание. (Раздаю детям фото мамы). Мамы внимательно смотрите на своих детей и озвучьте их. Нам с Кузей понравилось, как вы справились с этим заданием.

Ребята, у Кузи возникла еще одна проблема. В детском саду он услышал речь детей младшей группы. Он не может разобрать, что они говорят. Что будем делать? (Дети: Поможет им). Хорошая идея, давайте попробуем. А ваши родители вам помогут. Ведь работать вместе так здорово!

Объясните, что такое:

1. БОГАТЯ.

2. ПИТУБАЧИ.

3. ТОБАМОТ. Я вами горжусь.

Третье задание: Мама забрала вас из детского сада, вы пришли домой, но попасть в квартиру вы не можете, так как дверь закрыта, и вы не можете её открыть? Что нужно делать? Кузя: Ребята, вас нужна моя помощь? Чтобы узнать кодовое слово на вашем домофоне, посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столе. По первым звукам слов составьте слово, а затем найдите этот предмет, на заколдованной картинке, выделите его при помощи штриховки, раскрашивания или иным способом, который вам нравится. В этом вам помогут ваши мамы. (Группы работают). Логопед: Замечательно, вы необыкновенные! Вы быстро нашли выход из сложившейся ситуации. Теперь вы точно попадёте в свой дом. Не забудьте взять картинки с собой. Кузя с вами прощается.

Теперь вы снова стали педагогами. Вас заинтересовало что – то? Что вам понравилось? Вы взяли для себя что – то новое? Что вы почувствовали, когда были детьми? Что на ваш взгляд не удалось? Спасибо всем большое. Очень приятно было с вами общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов ДОО «Использованиепальчиковых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Использованиепальчиковых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста»....

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...

мастер-класс для педагогов ДОУ "От линии к художественному образу"

Анализ раздела «Художественно-эстетической развитие» ОО программы «Детство», выделение задач, направленных на формирование графических навыков у дошкольников. Обобщение с...

Текст статьи

Пяшкур Юлия Сергеевна,старший преподавателькафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФБГОУ ВПО «ШГПИ»«Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск[email protected]

Вебер Алина Александровна,студентка 3 курсакафедры коррекционной педагогики и специальной психологииФБГОУ ВПО ШГПИ «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск[email protected]

Логопедическая технология по формированию связной монологической речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования связной монологической речи у детей с ОНР. Авторы предлагаюттехнологиюпо формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе авторских концепции развития речи детей с ОНР Татьяны Александровны Ткаченко.Ключевые слова: логопедия, связная речь. монолог, ОНР, дети старшего дошкольного возраста.

Связная речь это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить обуровне их речевого развития .Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи ‬коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах в диалоге и монологе .Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющихся друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знания того, о чем идет речь.Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой ‬сообщение о какихлибо фактах действительности . Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной информации к основным свойствам. К монологической речи относится: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентации на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передаче информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенности этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило заранее определено говорящим и предварительно планируется.Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки ребенка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных развитию связной речи. Однако проблема формирования структуры связного высказывания, использования ребенком разнообразных средств, связи между предложениями и между структурными частями высказывания изучена недостаточно. Психологопедагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР).ОНР, как определила Р.Е. Левина, это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальнымслухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности .Вопросы развития связной монологической речи, а именно способность к рассказыванию изучались в разных аспектах многими педагогами: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ж.М. Флерова, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.; психологами: С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; логопедами: А.Я. Ястребова, Г.Б. Филичева и др..По мнению Т.А. Ткаченко, А.М. Леушинойнаиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это ‬наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия . Значительные трудности вовладении навыками связной контекстной речи детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы ‬фонетико ‬фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью .Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речью. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений . Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи ‬научить их связно и последовательно, грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми,формирование личных качеств .Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственные высказывания, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.Л.Н. Ефименковаcистематизировала приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи ‬основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучить детей с ОНР сначала пробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта .В.П. Глуховпредлагает систему обучения рассказыванию, состоящию из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа ‬описания, рассказывание с элементами творчества. М.М. Кольцовапредлагает сочинять детям дошкольного возраста сказки, в которых отражается то, что они выучили, слышали раннее, что видят сейчас . Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета ‬важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку, рассказывать так, чтобы сюжет побудил работу воображения, затрагивал нравственные этические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.Сказки, придуманные детьми, оформляются таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записываются взрослыми на листах определенного формата (альбомный лист), дети сами иллюстрируют свои сказки или их эпизоды рисунками, из этих листов изготавливаются книжки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Игрушки». Дети с удовольствием рассматривали эти книжки, вспоминали и рассматривали понравившиеся сказки, обменивались впечатлением, просили логопедапочитать ту или иную сказку .Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом развиваются просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.Пример планирования работы по придумыванию сказки «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку».1.С воспитателем дети вспоминают, какие животные водятся в наших лесах. Составляют рассказы ‬описания лисы, зайца, волка, белки, лося. Использование глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты, навострили ушки и т.д.2.Наследующий день на индивидуальных занятиях с логопедом, дети рассказывают рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» со зрительной опорой.3.Во второй половине дня дети с воспитателем придумывают диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рассказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.4.На следующем занятии дети придумывают сказку « Как зайчонок пошел на новогоднюю елку». Детям предлагается придумать, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, какое добро, в конце концов, победит зло, как зайчонок простит отрицательных героев и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласит их в общий дружный хоровод.5.Вечером или на занятии по изодеятельности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.6.Работа над сказкой завершается изготовлением книжки.7.Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.8.Сказку предлагается инсценировать.9.Показ сказки детям младшей группы.10.Инсценировка сказки с помощью кукол.Предложенная система работы над сказкой, придумывание продолжения сказки, использование рисунков, готового текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.Данные приемыспособствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У них появляется опыт сознательного анализа языкового материала, так как задания логопеда требуют не только нагляднообразного, но и словеснологического мышления.У детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы, они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализировать произвольные учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью.Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и « свертыванием» плана высказывания . В результате обозначается следующий порядок работы:1.Пересказ рассказа по наглядному действию.2.Рассказ по следам наглядного (демонстрационного) действия.3.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.4.Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.5.Составление рассказа по серии сюжетных картин.6.Пересказ рассказа по сюжетной картине.Применение этой системы позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.Изучение состояния связной монологической речи детей с ОНР проводиться в подготовительной группе детского сада, с целью выявить готовность детей к речевому творчеству в процессе связных высказываний.К этому времени дети с той или иной мерой успешности могут передать содержание сюжетных картин, литературных текстов, описать любую игрушку или предмет.При оценке готовности к творчеству детей учитывается следующее навыки построения различных типов предложений. Подбираются задания:1.Составления предложений по двум предметным картинкам, правильно ли передается замысел рассказа;2.Какая степень точности в обрисовке персонажей;3.Каковы самостоятельность и логическая последовательность изложения;4.Какие используются художественные средства;5.Использование интонационной выразительности.Для выявления, особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества предлагаются такие задания:1.Составить рассказ о каком либо случае, происшедшим с девочкой (мальчиком) в лесу. 2.Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).3.

Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. 4.Пересказать короткий текст. Предлагаются следующие варианты творческих заданий:5.Придумать продолжения событий.6.Инсценировать рассказ.7.Ввести новые персонажи.8.Составить рассказ описание любой игрушки или той игрушки, которою хочешь получить в день рождения. 9.Восстановление различного рода деформированных предложений:

когда слова даны вразбивку (живут, в лесу, лиса, густом);

когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в лиса, лес, густой);

когда имеется пропуск слов (лиса….. в густом лесу);

отсутствует начало (Живет в густом лесу)

отсутствует конец предложения (лиса живет в густом ….).10. Составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфа. 11. Восстановление предложений со смысловой деформацией. Например, Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.12. Составление предложений со словами из числа названных логопедом. По мере формирования у детей умения конструировать высказывания необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий,побуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность.К числу таких заданий можно отнести следующие задания:1.Составить рассказо какомлибо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенный на сюжетной картинке.2.Завершить рассказ, составляемый по готовому началу с опорой на картинку. 3.Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух ‬трех образцов рассказа на одну и туже тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.4.Придумать сказку по предложенному сюжету.Таким образом, все авторы придерживаются одного алгоритма формирования связной монологической речи детей с ОНР, который представлен на схеме 1.

Схема 1Алгоритм коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи

Лексикограмматический строй речи Фразовая речь Рассказывание

I. Пересказ II.Расска III.Рассказ IV.Творческое зывание описание рассказы по картине вание

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на принципах логопедического воздействия (см. учебник под редакцией Волковой Л.С.).1.Онтогенетический принцип. Определяет построение логопедической работы с учетом последовательности формирования форм связной речи в онтогенезе (сначала диалогической, затем монологической; сначала описание, затем рассуждение).2.Принцип комплексности. Данный принцип предполагает, что логопедическое воздействие осуществляется не только на непосредственно нарушенную речевую функцию, но и на целый ряд неречевых функций, связанных с речью.3.Принцип обходного пути. Предполагает опору на сохранные неречевые функции с целью коррекции речевых нарушений.4.Принцип системности. Согласно этому принципу речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. В связи с этим выделяются направления работы по коррекции нарушений различных компонентов речевой функциональной системы (работа над словарем, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи).5.Принцип дифференцированного подхода. Этот принцип предполагает, что коррекционная работа строится не только с учетом этиологии и патогенеза речевого расстройства, но и с учетом возраста, индивидуальнопсихологических особенностей, уровня речевого и интеллектуального развития лица, страдающего речевой патологией.6.Этиопатогенетический принцип. Использование этого принципа предполагает, что коррекционная работа строится сучетом этиологии и механизма речевого расстройства. Оно должно быть направлено не на устранение нарушений, а на устранения того патологического механизма, который вызвал эти внешние нарушения.7.Принцип учета ведущей деятельности. С учетом данного принципа,коррекционнологопедический процесс строится на основе ведущей деятельности дошкольного возраста, то есть игровой .С учетом выше изложенных принципов, была разработана технология по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе авторских концепции развития речи детей с ОНР Татьяны Александровны Ткаченко.Технология представлена нами в схеме 2 и включает в себя следующие блоки:1.Теоретикоаналитический блок направлен на изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.2.Диагностический блок направлен на изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня специальными методиками.3.Формирующий блок включает следующие направления деятельности учителялогопеда:А) логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР IIIуровня, состоящая из 3 этапов:I. Организационный этап направлен на:

установление эмоциональнопозитивного контакта с детьми;

развитие интереса к занятиям.II. Развивающий этапнаправлен на:

развитие языковых и речевых средств;

формирование навыков построения словосочетаний: существительное и прилагательное, существительное и глагол;

формирование навыков построения распространенных предложений (с однородными членами);

формирование навыков построения связных монологических высказываний.III. Закрепляющий этап направлен на:

обобщение и закрепление знаний, полученных на предыдущем этапе;

развитие навыков самоконтроля.

IV. Контрольнооценочный блок направлен на определение эффективностиразработаннойтехнологии.

Технология формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняСхема 2

1. Теоретикоаналитический блок

Изучение закономерности развития связной речи в онтогенезе(Т.Б.Филичева Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина)Психолого ‬педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня(Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня(В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева)

Мнемотехника как средство формирования связной монологической речи(В.П. Глухов,Л.Н. Ефименкова,Т.Б. ПолянскаяТ.А. Ткаченко)

2. Диагностический блок

Методика исследования монологической речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина):1. Составление рассказа по картинке;2. Составление рассказа по серии картинок;3. Пересказ;4. Рассказописание или рассказпредъявление.

3. Формирующий блокЛогопедическая работа с детьми

Формирование навыков расказыванияРазвитие словаря

Составление пересказаОбогащениесловаря

Составление рассказа описанияЗакрепление и уточнение словаря

Составление рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картинАктивизация словаря

Составление рассказа из личного опыта

Работа с предметным планомРабота с готовой мнемотаблицейСовместная работа по зарисовыванию мнемотаблиц

4. Контрольнооценочный блок

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речирассуждения (объяснительная речь, речьдоказательство, речьпланирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.Таким образом, правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы,интеллектуального развития, а так же личностных особенностей и социального окружения.

Ссылки на источники1.Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. [Текст] /Л.С. Волкова // Фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи.:Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. ‬Кн.V ‬М.,2009 г.2.Ушакова, О.С. Связная речь [Текст] / О.С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф.А. Сохина. ‬3 ‬е изд. М. Просвещение, 1994 г.3.ЛеушинаА.М.Развитиесвязнойречиудошкольника.//Хрестоматияпотеориииметодикеразвитияречидетейдошкольноговозраста [Текст]/ А. М.Леушина.

М.:Издат.Центр"Академия",2009 г.

4.ЛевинаР.Е.Основытеорииипрактикилогопедии[Текст]/Р.Е.Левина ‬М.,2008г.113с.5.Берлина, Н.П. Развитие связной речи у старших дошкольников [Текст] / Н.П. Берлина // Начальная школа + до и после. 2006.№7.С.67.6.Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.‬СПб, 2003 ‬192 с.7.Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР шестого года жизни / Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., 1989 г.8.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст, схемы] / О. Е. Грибова.‬М., 2005 ‬96 с.9.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина.Москва, 2003 ‬240 с.10.Ткаченко, Т.А.Использование схем в составлении описательных рассказов[Текст] / Т.А. Ткаченко / Дошкольное воспитание.2007. №10. С.1621.11.Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / под. ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. ‬М. ВЛАДОС, 2003 678 с.

Связная речь - это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.
Имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для социализации будущих школьников. Ведь развитие связной речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста развитие связной речи занимает немаловажную ступень. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». К поступлению ребенка в первый класс речь становится универсальным средством общения с окружающим миром, поэтому очень важно уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции и желания.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как В.К. Воробьева, Т. Б. Филичива, Г. В. Чиркина, Е. В. Ушакова, Л. С. Волкова, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова.

Направления и методы коррекционного обучения детей выделяет Т.Б. Филичева. В работах А. В. Ястребовой мы можем увидеть методы, а так же приемы формирующие полноценную речевую деятельность. Содержание и методы по развитию прямой речи мы видим в работах С.А.Мироновой. Никашина Н.А. раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В. К. Воробьева разработала методику поэтапного фор-мирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. С использованием моделей и схем Т.А. Ткаченко предлагает формировать навыки описательного рассказа. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В. П. Глухова, Т. А. Сидорчука.

Мы хотим рассказать о некоторых играх и игровых приёмах, которые помогут развитию связной речи детей начиная с трех лет до семи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

В возрасте 3-4 лет увеличивается не только объем общеупотребительных слов, но и возрастает способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи. В этом возрасте для успешного развития связной речи используют приёмы: театрализованного представления, логоритмические упражнения, пальчиковые игры. Для успешного развития связной речи предлагаются игры с использованием народного творчество как источник, в котором можно найти материал, отвечающий как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к произведениям для детей. Материалом для игр со словом, предназначенных малышам, и послужили в основном произведения народного творчества из книги Е. И. Тихеевой «Игры и занятия малых детей».

Предлагаем Вашему вниманию примеры дидактических игр по развитию речи младших дошкольников:

1. Дидактическая игра «Птички».

Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Взрослый обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим взрослый надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад». Дети и взрослый произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

2. Дидактическая игра «Курочка-рябушечка».

Цель игры: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию.

Ход игры: Взрослый показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Взрослый надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке взрослого:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры взрослый предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с взрослым, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д.

3. Дидактическая игра «Про сороку»

Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры: Дети садятся напротив взрослого. Взрослый указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор —
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке.

Движения:

Взрослый и дети варят кашку» вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибают. Обращается к большому пальцу.

Слова:

А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.

При повторении игры взрослый предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Также, дети могут подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений, рассказывать невероятные истории. Часто дошкольники 4-5 лет активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
И поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется развитию описательного рассказа (рассказам-описаниям). Используют приемы мнемотехники: коллаж, мнемотаблица, мнемодорожка и др.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры:

1. «Странные рассказы» . Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов, например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»;
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

2. Используя картинно-графический материал из пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой.

  • Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку (рисунок 1).
  • Попросить дать имена изображенным на картинке детям.
  • Задать вопросы:

Кого кормят мама и дети?
- Как назвать этих птиц всех вместе?
- Каких птиц кормит мама? (Мама кормит домашних птиц.)
- Кто помогает маме? (Вова и Таня помогают маме.)
- Чем мама кормит гуся? (Мама кормит гуся горохом.)
- Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном.)
- Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей.)
- Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники.)

  • Предложить детям послушать получившийся рассказ.
  • Попросить детей пересказать рассказ по картинно-графическому плану (рисунок 2, 3, 4).

3. «Волшебный мешок»

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8-10 различных фигурок, коробочка.

Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 - 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс формирования фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологичес-кий, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, М.Ф. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологическим и фонетическим характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры

1. Дидактическая игра «Отгадай-ка»

Цель игры: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: Взрослый напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) взрослый кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.
В процессе игры взрослый следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

2. Дидактическая игра «Да —нет».

Цель игры: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры: Взрослый сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Взрослый выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».
Взяв на себя роль первого водящего, взрослый учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

3. Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним:
са-са-са - прилетела к нам …(оса), ща-ща-ща - мы нашли в траве … (клеща) и т.д.

Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе

К подготовительной к школе группе ребенок свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу. В связной речи отмечаются такие умея, как:
- пересказывание знакомой сказки, короткого текста, стихотворения;
- составление рассказа по картине и серии сюжетных картинок, рассказывание об увиденном или услышанном;
- спор, рассуждение, высказывание мнения, убеждение.
На занятиях по развитию связной речи в подготовительной группе особое внимание уделяется рассказыванию из личного опыта, рассказыванию по предложенному сюжету.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры, способствующие развитию творческой активности:

1. Логопедические сказки.

Для развития связной речи и лексико-грамматических категорий мы используем такой игровой приём как логопедические сказки(Е.Г. Карельская)
Ниже приводятся сказочная история. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается взрослым, а затем - самим ребёнком. При этом используются игрушки, фланелеграф, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.
Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, - в замке, а чудовище - в болоте.
А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи - глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.
И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив-здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.
Взрослый спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».

Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:
холоднЫЙ; мрачнАЯ; ужаснОЕ; страшнЫЙ; дальнЕЕ; неприступнЫЙ; холоднОЕ; тёмнАЯ; страшнОЕ; высокАЯ; мрачнЫЙ: неприступнАЯ; мрачнОЕ; ужаснЫЙ; страшАЯ; гнилОЕ; холоднАЯ; непроходимОЕ.

Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:
жестокИЙ; злАЯ; суровОЕ; гордЫЙ; бессердечнАЯ; холоднАЯ; злОЕ; суровЫЙ; гордАЯ; бессердечнОЕ; жестокОЕ; злОЙ; суровАЯ; гордОЕ; бессердечнЫЙ;
Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!
Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?
ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?
А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)

2. Дидактическая игра «Расскажи - не ошибись».

Цель: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: храбрость. Во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Храбрость; добрый; тупой (нож); веселый; длинный; старый (диван); грязно; темно; легко; быстро; покупать; открывать; молодой; толстый.

3. Дидактическая игра: «Найди ошибку».

Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного выска-зывания.

Ручеек шире реки. Муравейник выше дома. Тигр слабее кошки. Черепаха ползет быстрее змеи. Самолет движется медленнее машины. Луна ярче солнца. Трехэтажный дом ниже одноэтажного. У зайца ушей больше, чем у медведя. Туча ниже деревьев. Стол квадратнее окна. Стул деревяннее тумбочки. У Кати кукол больше, чем игрушек. Петя собрал поганок больше, чем грибов. В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира. Папа моложе сына, но старше дедушки.

Список литературы:

  1. Бардышева Т. Ю, Моносова Е. Н. : «Методические рекомендации к наглядно - дидактическому пособию «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Картинно-графические планы рассказов». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
  2. Воробьева В. К. : Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.2006
  3. Глухов В. П. : Из опыта логопедической работы по форми-рованию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на за-нятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.
  4. Е.Г. Карельская « Растим говорунов » изд. «Дрофа» М. 2007
  5. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. Л., 1934.
  6. Ткаченко Т. Д. : «Логические упражнения для развития речи». Альбом дошкольника. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.
  7. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвити?ем речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.
  9. Филичева Т. Е., Чиркина Г. В. : Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,1993. - Ч. I, II.

Рецензенты:

Л.А.Григорович, к.п. н. г. Москва

М.А.Ковардакова, к. п. н. г. Ульяновск

В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Материал является результатом многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 и экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ и РТВ России, Беларуси и Украины.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Пособие включает в себя:

Раздел 1 "Обучение детей созданию образных характеристик объектов", в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. Раздел 2 "Составление дошкольниками рифмованных текстов". Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов. Раздел 3 "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине" представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. Раздел 4 "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди