28.04.2019

Медовый спас занятие в игровой форме. Материал (старшая группа) на тему: Медовый Спас


Действующие лица:

Пасечник
Королева Медового Царства
Винни-Пух
Карлсон
Пчелки и другие герои мультфильмов

Звучит музыкальная пьеса «Народный праздник» А. Курченко.
На сценическую площадку выходит Пасечник.

Пасечник. Здравствуйте, ребята!
Сегодня в Медовом Царстве праздник — Медовый Спас. Знаете, что это за праздник? (Ребята отвечают)
А хотите, я вам расскажу о нем подробно? (Ребята отвечают)

К этому празднику пчела перестает носить взятки, приходится подрезать, «заламывать» пчелиные соты в ульях. Опытные пасечники говорят, что если не заломать соты, то соседние пчелы могут вытаскать весь мед. Вырезанные соты несли в церковь для освящения и на помин родителей. Отсюда название Медовый Спас или спас в меду.
Сегодня на празднике вы сможете подружиться с пчелками — труженицами, повеселиться, полакомится медом, поводить хороводы, поиграть.

Звучит «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Из-за пчелиных домиков выбегают Пчелки и кружатся по сцене в танце, вместе с ними Королева Медового Царства. Музыка стихает.

Королева Медового Царства. Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки? Вы узнали меня? Кто я? (Ребята отвечают) Правильно, друзья! Я Королева Медового Царства. И очень рада, что сегодня с вами встретилась. Приветствую вас в Медовом Царстве. Сегодня у нас великий праздник. В старину именно с 14 августа начинали водить осенние хороводы. Как вы думаете, ребята, какие движения понадобятся нам для сегодняшнего хоровода. (Ребята отвечают) Правильно? Наш танец должен напоминать движения пчелок в полете! Давайте вместе с Пчелками покружимся в хороводах.
Пчелки помогают детям выстроиться в хороводы и под мелодию русской народной песни «Полоса моя, полосонька», «Выйду ль я на реченьку», «У зори-то, у зореньки» и др. кружатся с ребятами в хороводах. Музыка стихает, Пчелки возвращаются к ульям.

Королева Медового Царства . Ребята, сегодня к нам на праздник приглашены мульти-сладкоежки. Каких героев — сладкоежек из мультфильмов, вы знаете? (Ребята отвечают). А теперь встречайте… Самый большой любитель меда в мире! Винни – Пух!

(Появляется Винни-Пух. Прохаживаясь вокруг ульев, он напевает песенку.)

Винни - Пух. Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?

Добрый день, сладкоежки! Первый раз, меня пригласили в Мeдовое Царство. (Оглядывается) Боюсь, как бы пчелы не покусали… Со мной всегда какие-то истории приключаются. Однажды гуляя, по лесу, я вышел на полянку и увидел высокий — превысокий дуб, на самой верхушке которого кто-то громко жужжал…
…Я сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать. Сначала я подумал так: «Это «жжжж» неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему, так!» Потом я еще подумал, подумал и сказал про себя: «А зачем на свете, пчелы?». А? Ребята, зачем? (Дети отвечают) Для того, чтобы делать мед! По-моему так, а зачем на свете мед? (Ребята отвечают)
Для того, чтобы я его ел. По-моему, так, а не иначе! Мед я очень люблю, а еще очень люблю веселые игры. Ребята, хотите со мной поиграть? (Ребята отвечают)

Винни - Пух идет в зал к ребятам.

Винни – Пух. Давайте поиграем в мою самую, самую любимую игру «У медведя во бору». Знаете эту игру? (Ребята отвечают). Тогда я напомню, как в неё играть. Я — водящий. Я буду спать в берлоге (в условном месте). А вы, ребята, расположитесь на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между вашим домом и моей берлогой — лес, или еще его называют бор. Вы пойдете в бор за грибами. Собирая их, напевайте:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь простыл,
На печи застыл!
И постепенно приближайтесь к берлоге.
Последние две строчки: могут звучать так:
А медведь сидит
И на нас рычит!
Я буду притворяться спящим. На последних словах вскочу и начну вас ловить. Вы же должны быстро убежать к себе домой или разбежаться в стороны, стараясь не попасть ко мне в лапы.
Кого я поймаю, тот выходит из игры, а с остальными ребятами мы продолжим игру… В конце игры все пойманные ребята хором поют нам веселую песню.

(Звучит музыка, ребята с Винни — Пухом играют в игру)

Пасечний. Устали? Отдыхайте. Сейчас мы с вами послушаем концертный номер.
(Идет номер художественной самодеятельности. На сценическую площадку выбегает Карлсон)

Карлсон . Спокойствие, только спокойствие, без паники! А есть ли у вас медовые пряники?

Пасечник (улыбаясь). А зачем тебе медовые пряники?

Карлсон. Вы забыли, что я самый лучший в мире пожиратель медовых пряников, печенья, клубничного варенья, плюшек, ватрушек, мармелада!… Помните, когда я был в гостях у Малыша, он подарил мне столько сладостей, что я не смог все съесть. Ребята, а вы тоже любите сладости? (Дети отвечают) Вы любите печенье? (Дети отвечают) А клубничное варенье? (Дети отвечают) А мармелад? (Дети отвечают) Ну, а мед? (Дети отвечают).

Королева Медового Царства. Постойте, постойте. Позвольте вас представить ребятам.

Карлсон. Нет-нет, я думаю, что здесь собрались дети, которые хорошо меня знают. Верно, ребята? (Дети отвечают) Так кто из вас скажет, как меня зовут? (Дети отвечают). А как вас зовут, ребята? Три, четыре… (Дети называют свои имена) Какие у вас красивые имена! Здесь действительно собрались славные ребята. (Поет и читает под музыку)

Счастлив видеть малышей и малышек,
Всех, всех, всех веселых ребятишек
Карлсон, который живет на крыше!
А тем, кто до меда охоч,
Карлсон всегда готов помочь!
Я задам сейчас загадки-
Крепко думайте ребятки,
Будет вам вознагражденье –
Очень сладкое угощение!
Пораскинь умом немножко –
И получишь сразу ложку!

На сцену выносят бутафорскую бочку, на которой яркими буквами написано «Мед». В бочке находится банка с медом для угощения ребят.

Загадки Карлсона

Кто там кричит в рассветный час:
«Ко-ко-ко — кормите нас!» (Куры)
Ответившему (или всеми ответившим) Карлсон дает ложку меда. Из гигиенических соображений запаситесь одноразовыми пластмассовыми ложками. Игра в загадки, которую потом будет проводить Винни — Пух, продолжается на тех же условиях.
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый обедать пошел.
И с ним бесполезна любая беседа:
Он вымоет лапки,
Но после обеда! (Кот)

Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок,
Холодок,
Дай лизну тебя разок! (Мороженое)

Это кто,
Это кто,
Скачет по тропинке?
У кого,
У кого,
Ножки, как пружинки?
У кого,
У кого,
На спине веснушки?
Знаем,
Знаем, у кого —
У речной… (Лягушки)

На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Голову свою. (Подсолнечник)

Винни-Пух. Карлсон, а можно и мне загадать ребятам загадки?
Карлсон. Конечно можно.

Загадки Винни-Пуха.

Все говорят,
Что похож я на папу.
Такой темно — бурый,
Такой косолапый…
Но только и папа
Похож на меня.
Такой же охотник до меда,
Как я!
О ком эта загадка? (Медвежонок)

Ходит по лесу, ревет,
Любит ягоды и мед. (Медведь)

Карлсон. Ну, что ты все про себя загадки загадываешь? Ишь, как себя любишь, больше меда, наверное…

Винни-Пух (весело смеется).
И еще одна загадка –
Кто играет с нами в прятки?
Коль окликнешь - то услышишь,
А увидеть — не увидишь. (Эхо)
Карлсон. Молодцы, ребятки, умеете разгадывать загадки. А кто у нас самый голосистый на празднике? (Ребята отвечают) Это мы сейчас проверим. Музыкант будет наигрывать мелодии песен, ваша задача — узнать мелодию и запеть песенку. Кто первый узнает, тому и сладкий приз.

Идет конкурс
Королева Медового Царства . Здесь действительно собрались славные ребятки! Надо же, вспомнили все песенки!
Идет к зрителям на площадку.

Подойдите ко мне все самые ловкие, осторожные, чуткие и внимательные, все кто хочет поиграть в замечательную игру «Пчелы».
Дети подходят. Королева Медового Царства выбирает несколько водящих. Они будут цветами. Остальных ставит в несколько кругов вокруг цветов - это сторожа, остальные ребята – пчелки.
Итак, ребята, объясняю условия игры: сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветов и поют:
Пчелки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет?
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые –
На кругленький лужок.
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удается проникнуть в круги и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь «ужалить» и пожужжать в уши.

Королева Медового Царства. В народе есть пословица такая: «Одна пчелка немного меду натаскает»… Вот и живут пчелы семьями, большими и малыми — семья эта называется-рой. Давай, ребята, поиграем в игру «Пчелы и рой».
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке громко жужжать, в этот момент они все являются пчелами. Как известно, пчелы собираются в рой - семью, состоящую из определенного количества пчел. В рое может быть любое количество пчел по желанию ребят. Играющим по команде ведущего, нужно будет создать рой, т.е. схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы рой вновь распался на отдельных пчелок, служит команда Королевы

Медового Царства:
Пчелка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси!
Во второй раз:
Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите по волюшке…
Несите медок в сотушки!
Королева Медового Царства. Какие вы дружные ребята! Как настоящие пчелки. Хотите еще поиграть? В игры «Перелет пчелиного роя» смогут победить только самые дружные и ловкие ребята. Объясняю условия нашей эстафеты: в ней можно участвовать всем желающим. Для этого нужно объединиться в несколько команд, выбрать трех ребят, которые станут препятствиями на пути команды — пчелиного роя. Три человека от каждой команды встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга. Им не надо ничего делать, просто стоять, как препятствие. Остальная команда будет пчелиным роем.
Сколько таких роев у нас получилось?

Карлсон и Винни-Пух считают и называют количество «роев»

Стать роем легко: всем игрокам нужно выстроиться в колону и положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет «головой» роя, замыкающий колонну — «хвостом». Рой готов к движению. Двигается он, как вы знаете, кружась и петляя. Нашему рою тоже придется кружить и петлять, не толкая «столбы» и не разрывая на кусочки свое «туловище» обогнуть поворотный флажок и двигаться обратно. Команда — победитель определяется по «хвосту» роя, т.е. последнему участнику. А теперь внимание! Старт!

Звучит «Полет шмеля». Ребята играют в игру. Каждому игроку победившей команды вручается шуточная медаль.
Пасечник, Королева Медового Царства, мультисладкоежки Винни-Пух и Карлсон, Пчелки выходят на сценическую площадку.

Пасечник. Пусть праздник Медовый Спас длится…
Королева Медового Царства. Не уставайте никогда дружить и веселиться….
Винни-Пух. (вместе.) Не жадничать, не лгать, не злиться…
Пчелки. (все вместе). И быть счастливыми всегда!

Составитель: зам. директора МБУК
«КДЦ» Токаревского района
Н.И. Замараева

Post Views: 2 400

Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.

Задачи: — дать информацию о первом спасе;

— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;

— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;

— изготовить букет «маковийский цветок»;

— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;

— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.

Вед. 2
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.

В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».

Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.

Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».

Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга

В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».

Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.

К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.

Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:

«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;

«Чёрен мак, да бояре едят»;

«Рад Яков, что пирог с маком»;

«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;

«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.

В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»

♦ «Первый Спас — первый сев!»,

♦ «Спас — всему час!»;

♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;

♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.

Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.

С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.

В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».

После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.

♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;

♦ «Первый Спас — мокрый»;

♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;

♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».

К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:

«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»

Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.

Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.

В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.

Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.

«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.

Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.

По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.

Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

Викторина «Что мы знаем о пчелах?»

1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?

(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).

2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?

(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).

3. Как долго живет пчела после ужаливания?

(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).

4. С какой скоростью летает пчела?

(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).

5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?

(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).

6. Когда пчелы жалят меньше всего?

(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).

7. Чем издает пчела звук в полете?

(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).

8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?

(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).

9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?

(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).

10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?

(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).

11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?

(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).

12. Что такое зрелый мед?

(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).

В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).

1. На языке мед, а на сердце лед.

2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

3. Медовый месяц.

4. Медвяная роса.

5. Ложка дегтя в бочке меда.

6. Вашими бы устами да мед пить.

7. Медоточивые уста.

8. С медом и долото проглотишь.

9. Мёд на столе - достаток в доме.

10. У хорошего пчеловода нет плохого года

Приметы про пчел.

Пчела жалит только грешника.

Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.

Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.

Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.

Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.

Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».

Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.

100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»

Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.

Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом

«Медовый спас»

Звучит русская народная музыка. В музыкальный зал заходит ведущая в русском народном одеянии

(под русскую народную музыку вбегают скоморохи)

1. Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник!

2. Скоморох : Спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

1. Скоморох: Август по земле идет,

Праздники с собой ведет

Праздники урожаев

Исполняют «Хоровод».

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

2.Скоморох:

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

1.Скоморох:

Солнце светит

Полянки согревает
Медовый Спас сегодня

Детишек собирает!

2.Скоморох;

Эй, ребята, подходите
Сказку про пчел да
Медведя сейчас подглядите!

Ведущая:
Чтобы нам медок
Собрать надо пчелок всем позвать

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте

(Летят пчелки 2 девочки)

1 пчела:

Надо славно потрудиться
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Все:
Эй, цветочки, расцветайте
И лужок наш украшайте
Танец цветов «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Ведущая; Молодцы, пчёлки, хорошо потрудились. Вы устали?



Пчелки: Ох, устали! Отдохнём, да частушки пропоём!

Частушки: « Жу-жу-жу- пчелиные».

Пропоём сейчас частушки

Вам совсем не длинные,

Мы частушки назовём

Жу-жу-жу- пчелиные.

Пчёлки, милые подружки.

Будем вместе мы летать,

Да садиться на цветочки,

Чтоб немножко поболтать.

А мы пчёлки-пчёлочки,

Оделись мы с иголочки,

Над цветочками летаем.

Нектар сладкий собираем

Вот кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные
Мы частушки называли

Жу-жу-жу-пчелиные.

Ведущая Молодцы, пчёлки! Как хорошо вы пели!

Ведущая:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают
Вдруг услышали - медведь
К ульям крадется
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется

Медведь взрослый:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай
Нынче ведь Медовый Спас
Будет праздник тут сейчас

Медведь:
Буду я тогда скучать
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй

Игра « У медведя во бору»

Медведь:

Ох и ловкие детишки
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучай

Исполняют «Мы на луг ходили»

Пчелки:
Получай-ка, мишка, мед
Коль ты встал в наш хоровод.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок.

1.Скоморох. В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

«Мы сейчас пойдем налево»

2.Скоморох: Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться.

1.Скоморох: А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем.

Игра « Передай яблоко по кругу» -у кого яблоко осталось в руках,тот выходит в круг и танцует.

Эстафета «Перенеси яблоко –в ложке»

Ведущая: « Яблочный Спас»- Преображение, праздник урожая не только яблок,

но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют также

грибы, ягоды, все, чем одаривает людей сад, огород, лес.

1.Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребят загадки отгадать, чтобы понять знаете ли вы фрукты и овощи.

2. .Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребята загадки отгадать.


Загадки

Когда спело: душисто, румяно, золотисто.

Будто медом налилось, видно семечки насквозь.

(Яблоко)

Достать трудно, на зуб твердо

Кругом гладко, в середке сладко.

(Орех)

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Ведущая : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

1. Скоморох: Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Исполняют танец «Пяточка носочек»

Ведущая: День сегодня яркий,

Солнце и прохлада.

Вам корзину яблок

Принесла из сада.

Милости просим всех отведать, угощения в Яблочный Спас!


14 августа – медовый Спас. На первый Спас заламывали соты, брали из ульев первый мёд и освещали его в церкви. По народной примете в этот пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов.

Начинают заготовку лекарственных ягод черёмухи и лесной малины. Ещё этот Спас называют «мокрым» или «Спасом на воде». В этот день был крёстный ход на реки для освящения воды. Все старались искупаться в воде и искупать скотину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медовый спас

Цель: Воспитание любви к Родине, интерес к народным праздникам, фольклору.

Историческая справка: 14 августа – медовый Спас. На первый Спас заламывали соты, брали из ульев первый мёд и освещали его в церкви. По народной примете в этот пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов.

Начинают заготовку лекарственных ягод черёмухи и лесной малины. Ещё этот Спас называют «мокрым» или «Спасом на воде». В этот день был крёстный ход на реки для освящения воды. Все старались искупаться в воде и искупать скотину.

Оборудование: Шапочка медведя, грамзапись «Песенка о лете», музыка М. Крылатова, мультфильм «Пчела Майя» и развивающий мультфильм о пчёлах, угощение.

В группе.

Ведущая:

Ребята, скоро кончится лето и наступит осень – пора сбора урожая. Но уже и сейчас начинают собирать урожай в саду и в огороде. А ещё в августе начинают заготавливать мёд. Пчёлка уже закончила свою летнюю работу и уже не обижается, что у неё забирают медок. Она угощает им

Раньше мёд несли в церковь, освящали, а потом кушали. А вы знаете, как называются пчелиные домики?

Дети отвечают.

Ведущая:

А где стоят домики?

Дети:

На пасике.

Ведущая:

А давайте, отправимся на пассику к дедушке Тимофею. Он про пчёл все знает.

Дети проходят в музыкальный зал и рассаживаются на стульчики.

Ведущая:

Хорошо, что сейчас лето.

Снова солнце высоко.

Что вода в пруду нагрета,

Как парное молоко.

Хорошо, что рожь густая,

Голубую пьёт росу.

Что встречают птичьи стаи.

Нас и в поле, и в лесу.

Хорошо, что нынче много

Разных ягод и грибов.

И что в дальнюю дорогу

Детский сад идти готов.

Проводится игра «Прогулка», музыка Е. Тиличеевой.

Ведущая:

Медведюшка, отпусти нас, мы идём к дедушке Тимофею на пасеку.

Медведь:

Ну что ж, проходите, медок я люблю. Дед Тимофей и меня не забывает – медком угощает.

В зал заходит Дед Тимофей.

Дед Тимофей:

Здравствуйте, ребятки.

Рад я приветствовать на пасеке гостей.

Таких пригожих да воспитанных детей.

На моей пасеке все лету радуются, и цветы, и насекомые. А вот сможете отгадать, про каких насекомых я вам загадки загадаю?

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько выпивает,

Превращая жизнь в кошмар?

Как зовут его? (комар)

Кто с гуденьем сел на хмель,

Неуклюжий, толстый (шмель)

Хлопотлива и смела

Медоносная (пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела:

Четыре перепончатых крыла.

По спинке за полоской полоса,

С изящной, тонкой талией (оса)

Ведущая:

Дедушка Тимофей, мы тоже загадаем тебе загадки.

Проводится игра «Дедушка Тимофей»

Здравствуй, Дед Тимофей,

Посмотри ты на детей.

Не качай головой, качают головой

Не тряси бородой, трясут «бородой»

Ты не топай ножкой, топают ногой,

Постой на дорожке. стоят смирно

Да послушай, что мы скажем,

Посмотри, что мы покажем.

Дети загадывают загадки – пантомимы.

Дед Тимофей:

Пчёлки над разными цветами летают. Получается разный мёд – гречичный с гречихи, липовый с липового цвета, цветочный – с разных цветов. А цветов на лугах и садах видимо – навидимо.

Отгадайте мои загадки.

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный лак… (мак)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке.

Ветерок прошуршал,

Разлетелся этот шар… (василёк)

То фиолетовый, то голубой,

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали.

Но только звенеть он сумеет едва ли… (колокольчик)

Дедушка Тимофей:

А теперь давайте играть в игру «Пчёлы»

Дети играют в игру «Пчёлы»

(Девочки – пчёлы, мальчики – цветочки, потом наоборот)

Говорят:

Пчёлки, пчёлки,

Жальца иголки.

Серые, малые,

Крылышки алые.

Поверху летают,

К цветам припадают.

Медок собирают.

(пчёлки ловят цветы)

Ведущая:

Отчего цветы в лугах?

Отчего шмели в цветах?

Отчего так раскраснелись

Вишни в солнечных садах?

Отчего зелёный лук

На полметра вырос вдруг?

А на старенькой осине

Распушился старый сук?

Отчего всё это?

Оттого что наступило лето!

Дети исполняют танец «Песенка о лете», музыка А. Крылатова.

Дедушка угощает детей и предлагает посмотреть мультфильм «Пчела Майя» и развивающий мультфильм «Где живут пчёлы?»


Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

– Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

– Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.

– Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

– Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Ход развлечения:

Звучит «Полёт Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.

Презентация «Медовый Спас» (слайды 1, 2)

Август устали не знает, заглянув во все сады,

Он в корзины собирает золотистые плоды,

Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвёт,

А в бочонки и в кувшины льет густой душистый мёд.

Собираем в августе

Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.

Самуил Маршак

Хозяйка пасеки: (слайды 3, 4)

Знаете ли вы – что август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Есть первый Спас – Медовый,

Второй Спас – Яблочный и третий – Ореховый.

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)

Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:

– Мёд улучшает пищеварение;

– Мёд поднимает настроение;

– Мёд помогает при простуде;

– Мёд содержит антиоксиданты;

– Мёд борется со старением.

На Руси в этот день всех мёдом угощали и чаи распивали, а кто же в природе нам мёд добывает? (пчёлы).

Летом пчёлы нектар собирали,

В мёд старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовёт

Насладиться, попробовать мёд.

Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста. (слайды 7-11) Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору мёда, т.к. соты полны свежим янтарным мёдом. В этот день в церкви освящают мёд нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешается употреблять мёд в пищу. А так как раньше на Руси мёд был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мёд добавляли и в пряники, и блины, и пироги, и в компоты.

(слайд 12, 13) В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоёмы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называют «мокрым».

После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас – ореховый. Со Спаса начинаются проводы лета; говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

Хозяйка пасеки:

Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мёд вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас вас с ними познакомлю: (слайд 14)

– Где цветок, там и медок.

– В добром доме и вода что мёд.

– Был бы мёд, а мухи найдутся.

– На красивый цветок и пчела летит.

И пчела не на себя работает.

– Трудится, как пчела.

Одна пчела много мёду не наносит.

– Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.

– Люди рады лету, а пчёлы – цвету.

Пчёлка, добрая хозяйка (слайды 15-19)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Мёда принесёт в свой дом.

Пасечники для пчёлок много домиков строят. Называется пчелиный дом – улей. Пчёлки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мёд – липовый с липового цвета (слайд 20), гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы. Хозяйка пасеки загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок . Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком). (слайд 21)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок один найдёшь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

Хозяйка пасеки:

А теперь мы поиграем.

Игра «Собери цветок»

У команд части одного цветка василька или ромашки. Надо собрать цветок. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберёт свой цветок.

Хозяйка пасеки:

На поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчёлки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведёрко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу – большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники – «пчёлы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчёлку» и обегают цветок уже вдвоём и т. д. последняя берёт ведёрко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернётся с ведром.

Хозяйка пасеки:

Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд 22)

Чей костюмчик золотой,

Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук,

Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)

Любит делать мёд она,

Трудится так долго

От утра и до темна,

Непоседа… (Пчёлка.)

Жёлто-чёрная, в полоску,

А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску

Принесёт всегда… (Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела.)

Похожа на пчелу, но не пчела

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (Оса.)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (Шмель) .

Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Должно быть, у всех без сомненья

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Хозяйка пасеки:

Мы пчёлок позабавим, в игру поиграем «Ласточка и пчёлки».

Выбираем ласточку считалкой:

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы

Мы играем – водишь ты.

Хозяйка пасеки: (слайды 23-28)

Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!

(Детей-пчёлок и гостей угощаем мёдом).

Просмотр мультфильма про пчёлку Майя.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди