26.02.2019

Мероприятия направленные на развитие навыков самообслуживания. Формирование навыков самообслуживания. Успешному овладению самообслуживанием способствует продумывание педагогом такой организации всех режимных процессов, где каждый ребенок - активный деятел


Вера Дедюра
Основные методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно : одевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки» , откажется от попыток самостоятельности , то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому .

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности . Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки , то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Особое значение в имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное

проведение бытовых процессов.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ : Задачи и содержание работы в младшей группе

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать : «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. Родители должны набраться терпения, ведь в спешке они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают, каким растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок. Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может вылиться в серьезную психологическую проблему.

Чтобы приучить ребенка к самостоятельности , важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам поймет, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно , ребенок учится не бояться ошибок.

Основная деятельность маленьких детей - игра . Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры , в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей , так и индивидуально с каждым ребенком. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть) .Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно. Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания . Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания .

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Кран откройся!

Нос умойся.

Каждый пальчик,

Мыться стройся,

Мыльце скользкое бери

И свои ладошки три.

Можно спросить, зачем надо мыть руки и лицо. Правильно, чтобы были чистыми.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы губки заалели,

Засмеялся, чтоб роток,

Хлебушко кусал роток.

Во время уборки игрушек, нужно приучать детей убирать их на место . Воспитывать бережное отношение к игрушкам, самостоятельность , желание трудиться.

Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

После уборки хвалить ребят за помощь, обращать внимание на то, как уютно, красиво стало в игровой комнате.

Мы с игрушками играли,

Их на место убирали.

Кто любит трудиться -

Работы не боится.

После дневного сна

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет

Просыпайся детвора,

Уж гулять давно пора!

После дневного сна, когда дети одеваются, можно усадить их на стульчики и протать стихотворение :

Вот колготки. Посмотри.

Они сшиты изнутри.

Ты, дружочек, не зевай,

Налицо их надевай.

Собери чулок в гармошку,

И надень его на ножку.

До коленки натяни,

И другой чулок возьми.

Вот и все теперь вставай

И штанишки одевай.

Большое значение при формировании навыков самообслуживания у ребенка имеет чтение художественной литратуры («Федорино горе» , «Мойдодыр» , «Маша варежку надела…» ).

Приучая ребенка к самостоятельности , важно быть последовательными и спокойными. Уверенность в своих силах и терпение родителей обязательно помогут малышу освоить все необходимые навыки .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как приучить ребенка чистить зубы» Всем родителям без исключения хочется сохранить здоровье своего ребенка! Как хочется, что бы ребенок не болел, в том числе, что бы не болели.

Как приучить ребенка любить книги Ни для кого не секрет, что значение художественной литературы очень велико для приобщения ребенка к общечеловеческой культуре и гармоничного.

Как учить малышей самостоятельности? АЛГОРИТМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ Согласно показателям нервно – психического развития.

Консультация для родителей «Путь к самостоятельности» Путь к самостоятельностиВоспитание у малыша самостоятельности начинается в первый день его жизни, когда стараниями родителей создается теплая,.

Навык - это компонент действия человека, который он выполняет сознательно, который вырабатывается в процессе его выполнения. Самообслуживание-умение обслуживать самого себя, удовлетворять свои бытовые потребности собственными силами. .

Самообслуживание - процесс взаимодействия личности с окружающим ее миром. Это не значит, что оно ограничивается лишь накоплением представлений о действительности и обогащением жизненного опытом, оно также включает в себя овладение умениями и навыками, которые необходимы ей для самостоятельной жизни. .

Так как навыки - самообслуживания - это действия, которые направлены на самого себя, то у маленьких детей этот процесс связан с одеванием, раздеванием, приемом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук и т.п.) .

При работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо добиваться того, чтобы навыки самообслуживания стали для них элементарными, а также чтобы все приобретенные ими навыки совершенствовались. В процессе формирования трудовых навыков обогащается сама личность ребенка, увеличивается ориентировка в окружающем, развиваются другие области навыков: коммуникация, крупная и мелкая моторика, формируются личностные качества-самостоятельность, настойчивость, инициативность, опрятность, аккуратность и другие.

Навыки самообслуживания и их формирование у детей

Р.С. Буре, указывает, что своевременное появление навыков самообслуживания у детей, является отражением их начальной социализации и адекватного развития.

Воспитание у детей навыков самостоятельности в том числе навыков гигиены имеет большое значение не только для их успешной социализации в социуме, но и их здоровья. С рождения при формировании этих навыков идет не только усвоение ими норм поведения и правил, но и очень важный процесс социализации, когда малыш входит в мир взрослых. Этот процесс нельзя оставлять на потом, так как период раннего и дошкольного возраста самый благоприятный для формирования гигиенических навыков.

По Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой навык определяется как компонент автоматизированный к сознательному действию, который возникает в результате большого числа повторений. А именно, навык не становится сразу автоматизированным, он складывается спустя многократные повторения этих действий. Навык, который становится потребностью-привычка. Именно навык позволяет ребенку совершать действия быстро и ловко. Привычка побуждает его выполнять все действия без принуждения, охотно.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова в дошкольном возрасте выделают культурно-гигиенические группы навыков, которыми должен овладеть ребенок:

a) навыки ухода за своим телом (умывание, мытье рук и т.п.);

b) навыки еды (аккуратно брать пищу, прожевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т.д.);

c) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухаживать за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т.д.) .

В вариативных программах ДОУ в тех разделах, которые относятся к трудовому воспитанию, ставятся ряд задач по формированию санитарно - гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей. Так, Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой:

1. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

2. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время умывания. Учить полоскать рот после еды.

3. Средняя группа (от 4 до 5 лет). Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навык полоскать рот после еды.

4. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, следить за чистотой одежды и обуви.

Успешнее навыки самостоятельности формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. После этого, все, что приобрел ребенок необходимо постоянно закреплять и расширять. Именно в этих возрастных группах дети начинают проявлять самостоятельно в самообслуживании.

У детей эмоционально-волевыми нарушениями формирование навыков самообслуживания не происходит самостоятельно и произвольно. Таким детям необходимо обучение по данным областям навыков, необходима работа специалистов и детей, в основе должна лежать специальная программа, которая будет учитывать возможности ребенка. Только через подражание, усвоение навыков происходить не будет. Причины могут быть совершенно разными: различные двигательные нарушения, нарушения зрительного и слухового восприятия, нарушения интеллектуального нарушения, особенности эмоционально-волевой сферы.

Введение

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Работа по формированию навыков самообслуживания детей в младшей группе ДОО

2.2. Формирование навыков самообслуживания в младшей группе ДОО

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Организация в ДОО образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т.д. Другими словами, задача младшего дошкольного возраста - сформировать навыки самообслуживания, которые это очень важны для полноценного развития ребёнка.

Актуальность исследования. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Объектом исследования выступило самообслуживание младших дошкольников.

Предметом - формирование навыков самообслуживания младших дошкольников.

Цель исследования - изучение психолого-педагогических условий организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать и обобщить исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
  2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень развития навыков самообслуживания.
  4. Разработать рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

База исследования : Дошкольное отделение школы № 998 (Детский сад №1579). Исследование проводилось в феврале 2016 г. В исследовании участвовало 17 детей.

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте

1.1. Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Самообслуживание - обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых.

Самообслуживание осуществляется различными методами, приемами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания, а так же от личности педагога (родителя), от его способностей, ответственности .

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы практический метод и игровой .

К практическому методу относятся :

  1. Показ действия.
  2. Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
  3. Метод приучения (систематические упражнения).
  4. Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
  5. Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)

Игровой метод заключается в таких принципах как :

1.Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

2.Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).

3. Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»).

Таблица 1

Методы формирования навыков самообслуживания

I группа методов

Практические

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых .

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста

Годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход к ролевой игре.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание .

Ведущей познавательной функцией, в этом возрасте, является восприятие. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина), не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других (трава зеленая, лимон кислый и желтый). Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном .

Важнейшими психическими новообразованиями этого возраста являются возникновение речи и наглядно-действенное мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «при бормотании». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности .

Способность детей 3-4 лет управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. Сухомлинский говорил: «Внимание маленького ребенка - это капризное "существо”. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось наконец поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником» .

Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности .

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

В дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни - это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

Ведущими практическими методами обучения являются приучение, упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Приучение - это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение эффективно на ранних стадиях развития.

Методика организации приучения:

Объяснение, для чего нужно это делать;

Показ, как выполняется действие (убрать за собой игрушки);

Закрепление правильных действий по непосредственным наблюдениям взрослых.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Многие упражнения носят предметный характер, то есть их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая взрослому (подражательные упражнения). К таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и другие. Упражнения другого типа называются конструктивными, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются при обучении детей раннего возраста в обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и тому подобное. Экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать выводы. (Ребенку демонстрируют носовой платок и задают вопросы: «Вот платок. Что им делают?; можно ли вытирать платком руки? Почему можно? Почему нельзя?; Можно ли вытирать платком туфельки? Почему можно? Почему нельзя?)

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связей. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. (Ребенок играет с куклой: Девочка будто бы наливает из ведерка в чашку и говорит: «Не трогать кисель». Приносит куклу, сажает ее и говорит: «Ты сиди, дам кисель», снова переливает из сосуда в сосуд и говорит: «Кушай!»)

Игровые методы и приемы. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать или в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение взрослым различных игровых действий. К игровым приемам относится введение элементов соревнования (соревнуются ребенок и взрослый - один из родителей, кто быстрее и аккуратнее оденет свою куклу на прогулку, а потом, после одевания куклы, соревнуются уже сам взрослый и ребенок).

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семьи .

Метод примера.

Характерные черты:

Способ предъявления образца как готовой программы поведения, деятельности и общения;

Способ самопознания.

Личный пример (родители, взрослые);

Словесный, обобщенный.

Этапы реализации метода:

  1. целенаправленный выбор образца и его проявления;
  2. восприятие (зрительное или вербальное) образа, осознание его достоинств;
  3. выделение нравственных качеств и сопоставление их с личными качествами воспитанников;
  4. включение примера или его компонентов в программу самовоспитания;
  5. анализ и самоанализ.

Условия эффективности использования:

  1. привлекательность образа;
  2. реалистичность его оценки;
  3. не навязанность примера;
  4. недопустимость «любого» противопоставления образа (примера) уровню воспитанности детей;
  5. сочетание с другими методами воспитания.

Выводы по 1 главе

Самообслуживание - это обслуживание самого себя, без помощи обслуживающего персонала, то есть родителей. Это процесс длительный, трудоемкий для родителей, педагогов.

Глава 2. Работа по формированию навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте

2.1. Выявления уровня развития навыков самообслуживания

Для проведения опытно-экспериментальной работы с целью сбора данных об уровне сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста было проведено исследование в форме наблюдения.

Внимание уделялось таким навыкам самообслуживания как: самостоятельно принимать пищу, одевание-раздевание, пользование унитазом, умываться и мыть руки с мылом, .

В исследовании участвовали 17 детей в возрасте 3-4 лет. Из них 9 девочек и 8 мальчиков.

Исследование проводилось в форме наблюдения за младшими дошкольниками. За каждый элемент самообслуживания выставлялся балл от 1 до 3:

1 балл - навык не сформирован (ребенок сам не может выполнить);

2 балла - навык не совсем сформирован (иногда требуется некоторая помощь);

3 балла - навык полностью сформирован (ребенок выполняет элементы самообслуживания самостоятельно).

Исследование показало следующие результаты (табл. 2). По каждому показателю (навыку самообслуживания) есть дети, у которых какой-либо навык совсем не сформирован.

Результаты исследования показали, что не все родители воспитывают самостоятельность в своем ребенке, что большинство семей замещают действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи, поэтому дети приходят в детский сад неподготовленными.

Рассмотрим результаты исследования более подробно.

Таблица 2

Оценка навыков самообслуживания детей 3-4 лет

Одевание-раздевание

Пользование унитазом

Умываться и мыть руки с мылом

Вытирать руки и лицо полотенцем

Оценка навыка самостоятельно принимать пищу и питье показала (табл. 3), что из 17 детей 3-4 лет, полностью сформированный навык имеют лишь 18% от всех детей (3 человека); не полностью сформированный навык имеют 47% детей (8 человек); полностью несформированный навык имеют 35% детей (6 человек).

Таблица 3

Анализ сформированности навыка самостоятельно принимать пищу и питье

Мальчики

Навык сформирован

Навык не сформирован

Из детей, у кого навык не сформирован - это 50% мальчиков (4 человека) и 22% девочек (2 человека). Из детей, у кого навык не полностью сформирован - 25% мальчиков (2 человека) и 67% девочек (6 человек). Из детей, у кого навык полностью сформирован - 25% мальчиков (2 человека) и 11% девочек (1 человек) (рис. 1).


Рис. 1. Анализ сформированности навыка самостоятельно принимать пищу и питье

Оценка навыка самостоятельно одеваться и раздеваться показала (табл. 4), что из 17 детей 3-4 лет, полностью сформированный навык имеют 24% от всех детей (4 человека); не полностью сформированный навык имеют 47% детей (8 человек); полностью несформированный навык имеют 29% детей (5 человек).

Таблица 4

Анализ сформированности навыка самостоятельно одеваться и раздеваться

Мальчики

Навык сформирован

Навык не полностью сформирован

Навык не сформирован

Из детей, у кого навык не сформирован - это 38% мальчиков (3 человека) и 22% девочек (2 человека). Из детей, у кого навык не полностью сформирован -50% мальчиков (4 человека) и 44% девочек (4 человека). Из детей, у кого навык полностью сформирован - 13% мальчиков (1 человек) и 33% девочек (3 человека) (рис. 2).


Рис. 2. Анализ сформированности навыка самостоятельно одеваться и раздеваться

Оценка навыка самостоятельного пользования унитазом показала (табл. 5), что из 17 детей 3-4 лет, полностью сформированный навык имеют 18% от всех детей (3 человека); не полностью сформированный навык имеют 47% детей (8 человек); полностью несформированный навык имеют 35% детей (6 человек).

Таблица 5

Анализ сформированности навыка самостоятельного пользования унитазом

Мальчики

Навык сформирован

Навык не полностью сформирован

Навык не сформирован

Из детей, у кого навык не сформирован - это 25% мальчиков (2 человека) и 44% девочек (4 человека). Из детей, у кого навык не полностью сформирован - 62% мальчиков (5 человек) и 33% девочек (3 человека). Из детей, у кого навык полностью сформирован - 13% мальчиков (1 человек) и 22% девочек (2 человека) (рис. 3).


Рис. 3. Анализ сформированности навыка самостоятельного пользования унитазом

Оценка навыка самостоятельно умываться и мыть руки с мылом показала (табл. 5), что из 17 детей 3-4 лет, полностью сформированный навык имеют 41% от всех детей (7 человек); не полностью сформированный навык имеют 53% детей (9 человек); полностью несформированный навык имеют 6% детей (1 человек).

Таблица 5

Анализ сформированности навыка самостоятельно умываться и мыть руки с мылом

Мальчики

Навык сформирован

Навык не полностью сформирован

Навык не сформирован

Из детей, у кого навык не сформирован - это 11% девочек (1 человек). Из детей, у кого навык не полностью сформирован - 50% мальчиков (4 человека) и 56% девочек (5 человек). Из детей, у кого навык полностью сформирован - 50% мальчиков (4 человека) и 33% девочек (3 человека) (рис. 4).


Рис. 4. Анализ сформированности навыка самостоятельно умываться и мыть руки с мылом

Оценка навыка самостоятельно вытирать руки и лицо полотенцем показала (табл. 6), что из 17 детей 3-4 лет, полностью сформированный навык имеют 35% от всех детей (6 человек); не полностью сформированный навык имеют 53% детей (9 человек); полностью несформированный навык имеют 12% детей (2 человека).

Таблица 6

Анализ сформированности навыка самостоятельно вытирать руки и лицо полотенцем

Мальчики

Навык сформирован

Навык не полностью сформирован

Навык не сформирован

Из детей, у кого навык не сформирован - это 13% мальчиков (1 человек) 11% девочек (1 человек). Из детей, у кого навык не полностью сформирован - 62% мальчиков (5 человек) и 44% девочек (4 человека). Из детей, у кого навык полностью сформирован - 25% мальчиков (2 человека) и 44% девочек (4 человека) (рис. 5).


Рис. 5. Анализ сформированности навыка самостоятельно вытирать руки и лицо полотенцем

Анализ уровня развития навыков самообслуживания показал, что многие навыки у испытуемых не сформированы.

В табл. 7 показаны результаты по всем навыкам.

Таблица 7

Вытирать руки и лицо полотенцем

Умываться и мыть руки с мылом

Пользо-ваться унитазом

Самостоятель-но одеваться и раздеваться

Самостоятель-но принимать пищу и питье

Навык сформирован

Навык не полностью сформирован

Навык не сформирован

На основании данных таблицы 7 можно сделать вывод, что наименее всего сформированы у детей следующие навыки: навык пользоваться унитазом, самостоятельно одеваться и раздеваться и самостоятельно принимать пищу и питье.

Для решения выявленных трудностей в овладении навыками самообслуживания были составлены рекомендации для родителей и проведена целенаправленная работа с детьми, которая будет описана в следующем параграфе.

2.2. Формирование умения самостоятельно есть, пить, одеваться и т.д.

  1. Для формирования навыка самостоятельно есть и пить, необходимо проводить занятия на обучение правильно держать ложку и чашку, стараясь все делать аккуратно.

Была проведена игра с детьми в игру «Столовая».

Рассказали о труде повара, который очень старается для всех детишек. И поэтому необходимо есть аккуратно и благодарить за еду.

Научили пользоваться салфеткой после еды.

В результате необходимо:

  • сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул;
  • сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».
  1. Для формирования навыка самостоятельно одеваться и раздеваться необходимо приучать детей делать это без помощи взрослых. Дети быстрее научатся все делать самостоятельно.

Проводить игры по одеванию-раздеванию кукол и зверей.

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

  • Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Материал: две куклы - кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.

Ход игры.

Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собирались прийти к нам в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.

Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.

Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательности одевания.

Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями.

Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Педагог. Приглашайте, дети, кукол за стол, будем чай пить.

Организуется игра «Угостим гостей чаем» (закрепляем умение сервировать стол к чаепитию, формируем навык адекватного поведения: за столом вести себя спокойно, уметь угостить друг друга и не забывать поблагодарить).

В последующих вариантах игра проводится со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек.

Игра - занятие «Оденем куклу на прогулку»

  • Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.
  • Продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Материал: набор кукольной одежды; кукла.

Ход занятия.

1.Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)

  1. Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.

  1. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.

Воспитатель. Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Маша, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела?

В заключение воспитатель читает детям потешку:

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться»

  • Помочь детям запомнить последовательность раздевания.
  • Учить аккуратно вешать и складывать одежду.
  • Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.

Материал: набор кукольной одежды; кукла Катя.

Ход игры.

  1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.

Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться не может.

Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».

  1. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф.

Дети помогают раздевать куклу.

Раздевание воспитатель сопровождает чтением стихотворения А. Барто «Маша - растеряша».

  1. Для обучения самостоятельно пользоваться унитазом, надо показать детям, как садиться на унитаз, как смывать и приучить их мыть руки.

Для этого были проведены игры - «кукла в туалете» и «чистые руки».

В табл. 8 представлены результаты повторного исследования навыков самообслуживания детей.

Таблица 8

Анализ сформированности навыков у всей группы испытуемых

Пользоваться унитазом

Самостоятельно одеваться и раздеваться

Самостоятельно принимать пищу и питье

До проведения мероприятий

После проведения мероприятий

До проведения мероприятий

После проведения мероприятий

До проведения мероприятий

После проведения мероприятий

Навык сформи-рован

Навык не полностью сформи-рован

Навык не сформи-рован

Итак, из данных табл. 8 можно сделать вывод, что показатели детей по сформированности навыков, таких как: навык пользоваться унитазом, самостоятельно одеваться и раздеваться и самостоятельно принимать пищу и питье улучшились. Намного меньше стало детей, у которых эти навыки не сформированы.

Выводы по 2 главе

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Результат исследования показал, что проводимые мероприятия дали положительный результат и в группе стало меньше детей с несформированными навыками самообслуживания.

Заключение

В результате исследования было выяснено, что самообслуживание - это обслуживание самого себя, без помощи обслуживающего персонала, то есть родителей. Это процесс длительный, трудоемкий для родителей, педагогов.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать особенности развития ребенка 3-4 лет.

Задача родителей - создавать все необходимые условия для того, чтобы самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Необходимо постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

В рамках исследования проводились следующие мероприятия по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста, которые позволили получить положительные результаты: обучение самостоятельно есть и пить в виде игры «Столовая» и игр с игрушками; обучение самостоятельно пользоваться туалетом при помощи игр и объяснений; обучение самостоятельно одеваться раздеваться при помощи игр с игрушками и логических игр.

C писок литературы

  1. Блонский П.П. Психология младшего дошкольника. Воронеж: МОДЭК, 2015. 564 с.
  2. Буре Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
  3. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. М.: Учитель, 2012. 652 с.
  4. Волоков В.С. Детская психология: Логические схемы. М.: Владом, 2011. 423 с.
  5. Выготский, Л.С. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2013. 435 с.
  6. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М.: ВЛАДОС, 2011. 354 с.
  7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. М.: Скрипторий, 2014. 534 с.
  8. Гурина И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПБ.: Акцидент, 2015. 465 с.
  9. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. М.: Сфера, 2011. 356 с.
  10. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара // Дошкольное образование. 2012. № 11. С 35-39.
  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2011. 330 с.
  12. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2013. 80 с.
  13. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.: ВЛАДОС, 2011. 143 с.
  14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2012. 467 с.
  15. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. М: Айрис-пресс, 2013. 12 с.
  16. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? М.: Прометей, 2013. 64 с.
  17. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2014. 157 с.
  18. Нечаева Г.В. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 2011. 153 с.
  19. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2012. 170 с.
  20. Пономаренко А.Н. Развитие ребенка третьего-четвертого года жизни // Педагогика. 2012. №28. С.24-29.
  21. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. М.: Просвещение, 2011. 534 с.
  22. Теленчи В.Н. Гигиенические основы воспитания. М.: Просвещение, 2013. 280 с.
  23. Шаграева О.А. Детская психология. М.: Прометей, 2012. 243 с.
  24. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Владос, 2013. 423 с.
  25. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Под ред. Н.В.Федина. М.: Просвещение, 2011. 423 с.

Как сформировать устойчивые навыки самообслуживания у ребенка ? Этот вопрос возникает каждый раз, когда воспитатель в садике жалуется, что малыш долго одевается, забывает вымыть руки перед едой, неправильно обувается, не справляется с завязыванием шнурков и т.д.

Начинать обучение ребенка самообслуживанию нужно уже в один-три года. К моменту зачисления в детский сад малыш должен чувствовать себя вполне уверенно за столом, на прогулке, на занятиях. Именно поэтому нужно поощрять стремление ребенка к самостоятельности. Пусть попробует расстегивать и застегивать пуговицы сначала при помощи имитации, потом на своей одежде, умываться, есть ложкой.

Первоначально эти попытки будут неуклюжими, но не отступайте, продолжайте поддерживать малыша и хвалить его за достижения. За промахи ругать не стоит, ведь ребенок старался!

Что должны уметь дети и как научить их этому?

Учим ребенка умываться

Простейший алгоритм, который всем кажется самим собой разумеющимся, относится к первым навыкам самообслуживания у ребенка . Терпеливо объясняем малышу, как нужно делать:

  • Приподнять рукава одежды, чтобы не замочить их
  • Взять мыло и тщательно намылить кисти рук, чтобы они стали похожими на «белые перчатки»
  • Удалить мыло под струей воды
  • Закрыть глаза и аккуратно обмыть лицо. Зажать одну ноздрю и высморкаться, потом то же проделать с другой ноздрей
  • Ополоснуть руки
  • Снять полотенце с вешалки, аккуратно промокнуть лицо (не растирать!), затем руки
  • Посмотреть в зеркало и улыбнуться себе

Вода, вода, водичка,

Умой-ка мое личико!

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Чтоб смеялся роток

Да кусался зубок!

Приговаривая слова этого шутливого стихотворения, взрослый направляет действия ребенка и помогает достичь наилучшего результата.

Учим пользоваться носовым платком

Наши предки придавали большое значение тому, как пользоваться носовым платком. Кавалеры частенько носили при себе не один, а два тончайших платка: один для дамы, которая, быть может, окажется в затруднительном положении, а та, в свою очередь, роняя платок, показывала, что готова принять знак внимания от кавалера.

Те галантные времена давно минули, но носовой платок остается незаменимым аксессуаром. Вот что нужно объяснить ребенку:

  • В кармашке рубашки, платья, пальто всегда должен находиться свежий носовой платок
  • Если появилась необходимость воспользоваться им, нужно вспомнить о нем, а не пытаться задействовать вместо этого рукав или ладонь
  • Используя платок, не надо разворачивать его полностью или сминать перед тем, как убрать на место. Этот навык формируется постепенно, но на него необходимо обращать внимание

Учим ребенка правильно вести себя во время приема пищи

Многие родители встречаются с проблемой: детки, которым уже исполнилось три, четыре года и более, просят покормить их, требуют за столом много внимания. Понимая, что это неправильно, взрослые продолжают идти на поводу у чад и придумывают различные уловки: включают телепрограмму, читают, развлекают разговорами, лишь бы они поели.

Среди прочих навыков самообслуживания у ребенка все, что связано с приемом пищи, особенно важно, ведь ни в садике, ни в школе, ни в детском оздоровительном лагере никто из взрослых не станет возиться с теми, кто ест медленно, слишком разборчив, капризен.

Если вы хотите сформировать правильный навык, то обращайте внимание на следующие моменты, которые в случае выявления требуют коррекции:

  • Привычка садиться за стол с недовольной миной и словами «Я суп (манную кашу, творог, омлет и т.д.) не люблю», «Опять какую-то гадость сварили!» и подобными
  • Громкое чавканье, неумение (или нежелание) : перемешивание чая вилкой, попытка слизнуть масло с ножа и т.д.
  • Баловство во время приема пищи, желание отвлечься, поговорить с набитым ртом
  • Порочная практика отказа от нормального обеда в пользу «кусочничества»
  • Попытка ставить родителям условия: «Включи мультик, тогда поем!»

Психологи говорят, что трудности с формированием правильных навыков самообслуживания у ребенка чаще всего связаны с желанием родителей как можно дольше опекать своих детей и с непониманием самих взрослых, как должен выглядеть и применяться тот или иной навык. Так что стоит запастись терпением, изучить методическую литературу и постараться облегчить ребенку жизнь, научив его заботиться о себе.

Надежда Новожилова
Формирование навыков самообслуживания

Важное значение в жизни человека имеет труд, причем труд добросовестный, в котором нет места лени, нерадению и неаккуратности.

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства . И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи , купание, умывание, уборка постели и комнаты и т. д.).

Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе . Оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В детских учреждениях обучение самообслуживанию составляет целое направление работы специалистов. С детьми, не посещающими детские сады, занимаются родители.

Помощь родителей в зависимости от возраста ребенка может осуществляться на различных уровнях :

– совместное действие, сопровождаемое комментарием;

– частичная помощь действием;

– помощь в начале действия;

самостоятельное осуществление действия ребенком под комментарий родителя;

– полностью самостоятельное осуществление действия ребенком.

В соответствии с современными требованиями содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд » , позволяющими обеспечить ориентировку ребёнка в данной области в соответствии с физическими и психическими возможностями детей. (Слайд 2) .

Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни, когда ребёнок способен сам пить и есть, надеть или снять маечку, платье, намылить руки и пр. Как видим, раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направлены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность . Осуществляется переход ребёнка от общей оценки к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие (Слайд 3) .

В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Это приводит к освоению качественно иной социальной позиции, связанной с осознанием себя как субъекта.

Самообслуживание как вид труда объединяет одевание, раздевание, умывание и пр. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и пр., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.) . Каждому из микропроцессов свойственны : целеполагание, набор определённых действий, своя последовательность выполнения, контрольно – проверочные умения, результат. Поэтому, именно в микропроцессах, у детей впервые возникают постановка цели, поиск и освоение способов её достижения, зарождаются контрольно – оценочные умения (Слайд 4) .

Исследовательская работа в дошкольных учреждениях позволила выявить основные педагогические условия овладения ребёнком позиции субъекта в самообслуживании (Слайд 5) .

1. Последовательное освоение ребёнком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса.

2. Наличие у воспитателя многообразия приёмов, стимулирующих стремление ребёнка к самостоятельности , освоение способов самоконтроля , оценки результата и его коррекция для достижения удовлетворительного качества.

3. Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребёнку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей.

4. Создание в группе развивающей материальной среды.

5. Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.

Я как воспитатель ставлю перед собой ряд задач (Слайд 6) :

1. Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку и т. д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.) .

2. Научить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.

3. Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).

4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, .

5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)

В детском саду созданы основные условия для успешного формирования навыков самообслуживания : рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых (Слайд 7) .

Работа по формированию навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ необходимо поддерживать у детей стремление к самостоятельности . Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. Приучать детей этого возраста к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. После 1 года малышей учат, есть ложкой густую пищу, а после 1,6 мес. - суп. В этом возрасте уже необходимо приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого, после еды благодарить взрослого (как умеют) . По мере взросления ребенка его продолжают учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Взрослый должен сознательно содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам необходимо приучать ребёнка раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, расстёгнутые сапоги или туфли, рейтузы, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия : снимать и одевать перечисленные одежду и обувь в определённом порядке. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, причёску, аккуратно и в определённой последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание на порядок в комнате.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам) .

Кроме того, необходимо уже в этом возрасте воспитывать элементарные навыки культуры поведения . Для этого взрослому нужно неуклонно продолжать формировать поведение детей , соответствующее нормам и правилам : садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать; не шуметь, когда дети ложатся спать; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.

Закрепляют умение благодарить после еды взрослых, задвигать стул. У малышей до 3 лет процесс самообслуживания связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи, а также с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т. п.) . Зачастую усилия детей раннего возраста, т. е. до 3 лет, не достигают результата (туфли не одеваются, обе ноги попадают в одну штанину, пуговицы «влезают в чужие домики» и т. п.). Малыши стараются, именно поэтому взрослому не стоит спешить ему на помощь, пусть ребенок попытается что-то сделать самостоятельно . Когда ребенок попросит о помощи, прежде чем помочь ему, похвалите его за проявленное трудолюбие.

Формирование навыков самообслуживания в этом возрасте начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом педагог старается создать хорошее настроение у детей, используя стихотворения, потешки, песенки : «Чистая водичка моет Лизе личико, Сереже ладоши, а пальчики – Алёше» .

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Она сопровождает свои действия словами : «Вот кукла Маша сняла шапку и положила её на верхнюю полку в шкафчик. Посмотри, Маша, сейчас Серёжа и Алена снимут шапки и положат их в шкафчик на полку». И так далее. В процессе обучения необходимо доброжелательное поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность ребят, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий.

Дети 2-3 лет с помощью взрослого учатся раздеваться в определённой последовательности (расстёгивают пуговицы спереди, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать вещи.

У ДЕТЕЙ С 3 ДО 4 ЛЕТ необходимо развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания , важно сохранять их стремление к самостоятельности , которое является самым великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия . От воспитателя требуется огромное терпение, педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Как и для детей до 3-х лет, решающую роль имеют игровые приёмы. Именно они помогают воспитателю более активно воздействовать на ребёнка. Предположим, воспитатель вносит новую большую куклу и говорит детям, что она будет жить с нами. Дети знакомятся с куклой, выделяют ей место в шкафу для одежды, в комнате, где спят дети вместе с воспитателем устанавливают кроватку, в кухне отводят место за столом, где она будет кушать и т. д. затем учат куклу навыкам самообслуживания , а кукла в свою очередь даёт оценку действиям детей. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Это особенно важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера : «Посмотрите, как Лиза правильно и быстро сапожки надела» .

При обучении детей навыкам самообслуживания даёт хороший результат чтение потешек, небольших стихотворений. «Буль, буль, буль, журчит водица. Все ребята любят мыться» . Или : «Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться» - приговаривает воспитатель, одновременно показывая детям приёмы умывания.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно , вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать : «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др. Сюжеты воспитатель вполне может придумать сама : «Как зайка умывается» , «Как медвежонок учит Зайку есть красиво и правильно» и т. п.

Педагогу следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести на батарею для просушки после прогулки мокрые варежки и т. п. не следует одобрять небрежность и неряшливость.

Кроме того, следует поощрять попытки детей помогать друг другу. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания случаи иждивенчества.

У ДЕТЕЙ С 4 ДО 5 ЛЕТ необходимо совершенствовать умение самостоятельно одеваться , раздеваться. Следует приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать) . Педагогу необходимо воспитывать у ребёнка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным.

Усложнением в навыках по самообслуживанию для этого возраста детей является формирование у них навыка и умения самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.) .

Постепенно содержание труда расширяется. Педагог должен уделять внимание формированию исполнительности , умению доводить начатое дело до конца : одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематического контроля действий ребёнка.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи . Но необходимо следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли добротой братьев или сестёр. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию .

В этом возрасте чаще использовать такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребёнка. Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании . Но одновременно следует помнить, что приём объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить ребёнка делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи : не убрал вещи на место после прогулки, будешь потом долго искать; не повесил аккуратно вещи, после сна будешь ходить в мятой одежде, и т. д.

У ДЕТЕЙ С 5 ДО 6 ЛЕТ продолжают вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

Задача педагога состоит в том, что он должен совершенствовать у дошкольников этого возраста умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место) .

Воспитателю следует закреплять умение замечать и самостоятельно устранять неполадки в своём внешнем виде. В этот возрастной период нужно формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам своих братьев, сестер, сверстников. Развивать желание помогать друг другу.

Таким образом, продолжается работа воспитателя по совершенствованию навыков самообслуживания . Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно (понимал необходимость чистить зубы, полоскать рот после еды и т. д.) ; видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил ботинки – они имеют неряшливый вид; поспешила, не причесалась – волосы лезут в глаза).

В этом возрасте дети самостоятельно одеваются и раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафу. У ребенка продолжают воспитывать потребность в чистоте. Он должен без напоминаний взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль выполнения процесса. Целесообразно следить за тем, пользуются ли ребенок носовым платком, бережно ли относится к своим личным вещам.

Воспитатель должна приучать ребенка 5-6 лет бережно относиться к своим вещам, чистить, просушивать одежду и обувь.

Ребенок этого возраста уже вполне умеет пользоваться ножом и вилкой. Его обучают есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом.

В процессе совершенствования навыков самообслуживания у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам. Воспитатель обязательно отмечает случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ актуальным остается воспитание потребности трудиться. В формировании навыков самообслуживания необходимо продолжать закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить) . Кроме того необходимо приучать ребёнка этого возраста относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к непосредственно образовательной деятельности, проводимой за столом, без напоминания по окончании работы убирать своё рабочее место.

Несмотря на то, что многие навыки у ребёнка уже сформированы , некоторые действия (мытьё рук, чистка зубов, полоскание рта после еды, подчас выполняются формально . Воспитателю от случая к случаю необходимо напоминать ребёнку о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая ему, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфель будут натирать ноги и т. п.) .

Дети в этом возрасте способны следить не только за своим внешним видом, но и за внешним видом своего младшего брата или сестры. Они уже вполне могут, по подсказке воспитателя, в тактичной форме предложить помощь своему братику или сестренке, подсказать, что у него или у неё не так во внешнем виде.

Периодически воспитатель должен контролировать, как дети поддерживают порядок в своих шкафах и ящиках столов. Это задание педагог может поручить ребёнку.

В этом возрасте следует приучать ребёнка при необходимости стирать свой носовой платок, испачканные носки, ленточку, мешочек для спортивной формы , сметать с нижней полки шкафчика для обуви песок, принесённый на подошвах обуви.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка .

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее , если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно .

Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди