20.10.2019

Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей. Отечественные традиции православного семейного воспитания. Что конкретно надо возрождать? Традиции православного воспитания в народе


Православное воспитание детей в семье объединяет сколько духовно-нравственное родство. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой...

Обращение к корням, о котором все чаще задумываются современные педагоги, психологи и просто обеспокоенные «падением нравов» родители, невозможно без знания основных элементов православной культуры. Мы все чаще говорим о том, как важно воспитывать детей в традициях православия, надеясь уберечь наследников от цинизма, растления, эгоцентризма, непочтительности, хамства, инфантильности и безответственности.

Знать о традициях и следовать им – не одно и то же. Именно поэтому нужно понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это, прежде всего, следование нормам и канонам тысячелетней христианской веры.

Такое воспитание детей в семье базируются на трех основных положениях:

  • любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
  • ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но и в духовном смысле;
  • почитание родителей и вообще старших.

Семью в православии объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в ней необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненным испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный вектор развития. Важно не столько творчество, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки.

Строгость воспитания смягчается возвышенной любовью родителей к детям и детей к отцу и матери. Родители избегают гнева, сдерживают раздражение, и чадо видит в подчинении не наказание и унижение, а справедливость. Именно любовь смягчает запреты, не ломает личность ребенка, но позволяет малышу стать внутренне свободным, жить по тысячелетним нравственным законам добра и взаимоуважения.

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Так, православное воспитание ребёнка с самого рождения строится на развитии, прежде всего, творческого мышления.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Участие детей в ежедневном труде – неотъемлемая часть православного воспитания. Каждый ребёнок в семье выполняет обязанности, посильные ему по возрасту: кто-то убирает игрушки, а кто-то моет посуду и участвует в приготовлении еды.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится . Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Все больше родителей сталкиваются с проблемой безнравственного поведения детей: молодое поколение не разделяет общечеловеческих ценностей, а пошлость и сквернословие стали обыденными явлениями.

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

Авторитетные мнения

В поисках истины родители часто обращаются к священнослужителям. Например, священник Даниил Сысоев в своих лекциях дал исчерпывающие ответы на множество вопросов о воспитании. Беседы с ним помогли не одному родителю найти подход к чаду и укрепиться в своей вере.

Для матерей и отцов, изучающих влияние церкви на детей, книга известного богослова Николая Евграфовича Пестова будет идеальным помощником. «Православное воспитание детей» можно приобрести как отдельное издание, так и в сборнике «Современная практика православного благочестия». В этом двухтомном труде доступно изложены основы построения христианской семьи, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться верующим в светском государстве.

Ольга Федоровна Киселева

Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия

Православие – путь духовного возрождения

Серафим Роуз, видный публицист, американец, живший в XX веке (1934–1982), после долгих духовных поисков, искания смысла жизни принял Православие, был пострижен в малую схиму – стал иеромонахом и наречен Серафимом (его мирское имя Юджин). Он был инициатором и прямым участником устроения православного монастыря в память преподобного Германа Аляскинского в Калифорнии. По его мнению, в нашем современном мире, «лежащем во зле», спасение можно найти только в Боге и Православии. Только так есть возможность вести плодотворную, нормальную жизнь и воспитать добропорядочных детей.

Вера, надежда, любовь озаряют путь каждого православного христианина, с Божией помощью он преодолевает жизненные невзгоды и всегда знает, что Господь с ним.

Вот что пишет иеромонах Серафим о православном воспитании и окружающем мире.

Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются, как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания… Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но случается это достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку, почти на любой аспект нашей современной культуры, – подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу – и в религии (это легко разглядеть в распространении уродующих душу культов, требующих подчинения самозваному «святому»), и в мирской жизни человек сегодня сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. (Иеромонах Серафим Роуз. Православное воспитание и окружающий мир. См.: Опыты православной педагогики. – М., 1993. – С. 203–204.)

Среди тяжких испытаний жизни последних лет, среди этого беснующегося моря неверия, безнравственности, страстей и пороков, когда горем и ужасом сжимается сердце, среди тяжелых дум, среди горестных предчувствий – есть святая надежда на обновление и возрождение жизни, на великое ожидающее нашу

Родину будущее. Ведь обновление и возрождение – в силе жизни духа, а не во внешних реформах государственного и общественного строя.

На протяжении многих столетий Россия была православной державой, и здесь формировались и крепли христианские традиции воспитания, а главной их хранительницей всегда являлась семья. Здесь жили наши благочестивые предки, завещавшие беречь бесценное сокровище – семью, а теперь мы должны брать пример с них и учиться тем духовным истинам, которые они нам завещали.

С чего начинается Родина?

Родина начинается для каждого человека с места, где он родился, семьи, где воспитывался и рос. Понятие «Родина» – это культура, язык, быт и, конечно, духовные начала. Наша Родина – Россия страна, испокон веков воспитанная в православной вере. Православная Церковь всегда укореняла в русском народе такие добродетели, как самоотверженность, жертвенность, отречение от своей воли, удобств и удовольствий во имя высших идеалов. Церковь благословляла на священный долг перед Отечеством – ее защиту. «Служить России, отвечать Богу» – таков был девиз наших предков, потому что для всех Отечество было понятием священным, т. к. всякому народу его даровал Сам Господь, поэтому его надо хранить и оберегать, не жалея своей жизни. Нам, русским, Он дал Россию.

Мы должны всегда твердо помнить, что мы – русские и обязаны относиться ко всему русскому с уважением и любовью, не допускать всяких насмешек и порицаний в наш адрес. У каждой нации есть свои достоинства и недостатки, но это наше Отечество, наш народ, наша общая семья. Мы сами должны критично относиться к себе, не позволять издеваться и допускать пренебрежение к нашей нации. Не надо забывать о том, сколько испытаний и бед выдержала Россия – и выстояла. Об этом, об истории России, о ратных подвигах, патриотах нашей страны следует рассказывать своим детям. Тогда и дети научатся любви, уважению, почтению и преданности к Родине.

Скажут, любви нельзя научиться. Да, чувству любви не научишься, но способу проявления этой любви приходится и должно учиться. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, того не уважают другие.

Славные и героические имена патриотов нашей земли, таких, как, например, Димитрий Донской, Александр Невский, навсегда останутся в русской истории. Это были не только храбрецы, а люди глубоко верующие – справедливость, бескорыстие, прямота, благородство и порядочность – вот черты, присущие им. Вера в Бога придавала силы быть бесстрашными и нравственными людьми; все они – воины-христиане.

Православная Церковь глубоко чтит своих верных сынов, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), а они отдали свои жизни за веру и Отечество. «Мы – русские! С нами Бог», – с такими словами шел в бой Александр Суворов, вселяя уверенность в своих «чудо-богатырей» – солдат, и одерживал победы. Многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью.

Наш народ дорожил своим единством, власть считала своим долгом сохранять народные святыни и общественный покой – и Российская держава росла и крепла.

Всегда Родина для русских была не просто территорией проживания, а могучей и сильной державой, с богатым духовным опытом наших предков, соединенных единодушием, сплоченностью и непоколебимой верой. Подвижники Православия любовно пестовали душу народа, вкладывая в нее такие основы, как милосердие, незлобивость, смирение и мужество. Крепкой ячейкой государства-улья была семья с ее традиционным укладом, и она составляла основу державы Российской.

С чего же начинается наша сегодняшняя Россия, наша Родина? С пропаганды насилия, разврата, вседозволенности. Сейчас, в мирное время, вымирают целые области, деревни, стариков бросают на произвол судьбы, здесь позволено отбирать у престарелых убогие дома, квартиры – их выбрасывают просто на улицу «новые русские», обманом завладев их имуществом. Государство не защищает своих граждан, хотя и регулярно издает законы… Нет веры, нет надежды, нет любви. Исчезла государственная забота о собственном народе. Разрушается последний оплот государства – семья, традиционный уклад русской жизни.

И все же, вопреки всему, семьи пока еще создаются и существуют, но какие? Духовный кризис, охвативший все наше общество, отражается, как в малой капле воды, на основной ячейке государства – семье, и, конечно, на воспитании детей – будущем поколении нашей страны.

Великим русским ученым М.В. Ломоносовым в 1758 г. был составлен «Проект регламента Академической гимназии». Здесь хорошо видно, в каком духе он рекомендует вести воспитание детей, уже школьников, дабы в дальнейшем они стали добронравными гражданами своего Отечества – России, его защитниками и добрыми сынами.


Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, жизненный путь которого немыслим без социализации. ...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

Русскому народу были всегда присущи многие прекрасные свойства: самоотверженная верность Церкви и Отечеству, щедрая благотворительность к бедным, несчастным, страждущим, бескорыстное гостеприимство к знакомым и незнакомым, к соотечественникам и иноземцам, его сердечное сочувствие к горю и радости ближних.

Мы восхищаемся многими его обычаями, простыми и такими сердечными, которые «дышат любовью христианской», многими его великими делами, украсившими нашу историю. Кто образовал эти свойства, ввел эти обычаи, воодушевлял русский народ на великие подвиги? Вера православная.

Русские, с детства воспитанные в благочестии, в духе Православия, всю свою жизнь привыкли размерять по церковному календарю. Церковные праздники всегда были и семейными торжествами, и общенародными. Они освобождали, пусть и на короткое время, человека от гнета обыденностей, приносили духовную радость соприкосновения с иным, лучшим миром.

Труды и праздники… В церковный праздник русская душа отдыхает и радуется. Шесть дней – заботам и своим делам, а седьмой день – по заповеди Господа – служению Богу, святым и угодным Ему делам. Такой завет оставлен Господом человеку: «день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20, 10). Если в Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота (др. евр. «покой») – в воспоминание творения Богом мира, то в Новом Завете, со времен апостолов, стал праздноваться первый день недели – воскресный, в воспоминание Воскресения Христова.

В воскресенье вся христианская семья посещает церковь, занимается благотворительностью, навещает больных, утешает печальных, делает другие добрые дела. Вместе с детьми обязательно читает какие-то душеполезные книги. И в наше время есть библиотеки, где благочестивые родители смогут подобрать православную литературу и для себя, и для своих детей. Они, как правило, находятся при храмах или кафедральном соборе.

Русский православный человек не может не любить праздников, посвященных воспоминанию великих событий в Церкви Христовой. Какой безотрадной бы показалась нам жизнь, если бы верующие жили без этих праздников, посреди всей суеты, забот, горести, обид и неправды нашего земного мира?!

С радостным чувством люди ожидают праздника и наслаждаются его освежающей и возвышающей силой.

Крещение ребенка – его духовное рождение считалось на Руси значительнее телесного и потому праздновалось каждой семьей кому как позволяло его состояние. Таинство Крещения – это принятие крещаемого в церковное общество. При совершении Таинства Крещения исполняется несколько обрядов, каждый из них имеет символическое духовное значение.

Обращение крещаемого к западу (месту тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма.

Помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) – для непобедимости в борьбе с сатаной. Погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого и очищает от грехов.

Одевание в белую одежду и возложение креста на грудь означает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь и постоянно помнить о кресте – символе спасения. Хождение вокруг купели

– символ вечности. Пострижение волос – предание новокрещенного воле Божией.

Вместе с Таинством Крещения совершается Таинство Миропомазания: священным миром (благовонным маслом) священник изображает кисточкой кресты на лбу, глазах, ушах, устах, ноздрях, груди, руках и ногах – для освящения всех его чувств, дел и всего поведения.

После Крещения сразу накрывали крестинный стол и кроме гостей кормили и нищих. Домашний праздник, праздничный обед в день совершения Таинства Крещения на Руси называли крестинами. Вспомним стихи поэта: «Во вторник зван я на крестины.». В этот день приходили самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей. Навещать новорожденного разрешалось только замужним женщинам, имеющим детей. На крестины приносили дорогие подарки и много угощения, чтобы освободить еще не окрепшую хозяйку от излишних волнений и забот, связанных с подготовкой стола.

Крестного отца и мать одаривали подарками, они также дарили что-то на память ребенку, их уважали и почитали всегда как близких родных.

День рождения ребенка был не так значителен, как день ангела или именины, – они отмечались всю жизнь ребенка. В этот день именинник должен был пойти в храм и заранее подготовившись, исповедавшись, причаститься Святых Таин. По русскому обычаю, если, конечно, позволяло состояние, именинники рассылали гостям именинные пироги, но позже, уже в XVIII веке, просто приглашались гости к именинному столу, которые приносили виновнику торжества подарки, присутствовали и духовные лица, благословляли именинника иконами. Приглашенные гости пели многолетие, а после стола он мог также одаривать гостей.

Давно известно, что христианское воспитание детей – прежде всего дело семьи, дома. В лоне семьи человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни – личные отношения, приготовление пищи, трапезу, на здоровье и болезнь. В семье проходит вся жизнь ребенка.

У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей и подростков к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.

Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у сегодняшних православных христиан стали складываться в VI–IX вв.

Семья была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищённым. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. В общинах господствовал культ семьи . Об этом свидетельствуют многие поговорки: «В семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее» и др.

Авторитет родителей был чрезвычайно велик . Их взаимоотношения с детьми были основаны на безусловном послушании детей – не зависимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.

Неженатых общество порицало. Развод считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведённых с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Родители не принимали у себя «соломенных» вдов и вдовцов, священник в церкви не брал их «под крест».

Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. Вся культура поведения в семье строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим.

Почтением, особым уважением была окружена в трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи) – так определили роли супругов в семейной жизни.

Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые дети забывали о своём долге перед матерью, на её защиту становилось общество, требовавшее наказания для них.

Как и многие другие народы нашей страны, русский народ гордиться своими возвышающими человека обычаями и традициями уважения младшими старших, подчёркивая этим своё отношение к жизненному опыту, мудрости, духовному наследию, воспитательному примеру. У русского народа действовал принцип: «Старший сказал, – делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно останавливал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своём проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.

При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.

Молодое поколение проявляло уважение к старшему поколению и хорошим уходом за могилами на кладбищах, посадкой там цветов и деревьев, уходом за ними, бережным отношением к памяти предков. В помощь умершим необходимо было совершать такие благотворения как: отслужить обедню в память об умерших; заказать в церкви панихиду и поставить свечи на поминальный столик (канун); не менее важное, раздача милостыни нуждающимися.

В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.

Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».

В семье дети не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль её поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врождённый инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей: няньченье, приглядывание за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое – пряла, ткала, вышивала.

Мальчик так же начинал осознавать будущую ответственность за семью с раннего детства, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие – те ориентиры, к которым он должен был стремиться.

Родительская семья служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства .

Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух–трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль.

Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе Православной Церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.

Отметим и ещё одну важную сторону семьи – её особый микроклимат. Само упоминание о родительском доме вызывает у каждого человека тёплые и добрые чувства, потому что исстари в семье господствовали любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию; в ней находили утешение при невзгодах.

В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и наказаниям за проступки. Причём, пока ребёнок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. «Смотри, встретишь лесового, видел я его раз, ростом он с берёзу, а глазище мутные, борода белая, не дай бог его встретить», – так говорили загулявшему до позднего вечера ребёнку. Или: «Сел за стол с грязными руками, тут же к тебе пристроился бес. Он-то и смотрит, как бы схватить кусочек» и т.п.

Становился ребёнок старше – использовалось наказание. Это могли быть упрёки в дополнительной работе для матери, когда приходил в разорванной рубахе; строго отчитывали за грязь в доме, порчу вещей; могли выпороть за неосторожное обращение с огнём. Плачущего, раскаивающегося ребёнка старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение к детям создавало у них ощущение защищённости.

Необходимость строгих наказаний проповедовали авторы многочисленных «наставлений», «поучений», «притч» о воспитании. Но в практике воспитания физическое наказание считалось крайней мерой, так как «ласковое слово пуще дубины».

Строго придерживались в семье и правила не наказывать детей трудом, так как труд должен быть сопряжён с радостью, тогда и не будет в тягость.

Таким образом, семья с её бытом, обычаями, традициями взаимоотношениями была для ребёнка прообразом его будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди