01.04.2019

Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром. Ознакомление с окружающим миром.Методика развития речи. Методы ознакомления с окружающим миром


В процессе ознакомления с окружающим миром решаются следующие задачи:

· формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;

· обогащение эмоционального, социально-бытового, познавательного, игрового опыта детей.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на:

расширение кругозора,

обогащение чувственного и практического опыта детей,

активизацию мыслительной деятельности и развитие речи.

Ознакомление детей с окружающим миром происходит на:

специальных занятиях,

в разных видах детской деятельности,

во время режимных моментов,

в процессе индивидуальной коррекционной работы, в повседневной жизни.

Методы ознакомления дошкольников с природой : наблюдение, рассказ, чтение, художественной, литературы, беседы, игры, труд, эксперимент.

Формы организации детей при ознакомлении их с природой: занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке.

Главное - это усвоение всеми детьми программного материала. Это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях : осмотры участка, наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, игры с использованием естественного материала

Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда.

Проводятся после дневного сна: наблюдения, дид. Игры, чтение худож. Произведений, беседы, рассказы

Работа с картинками : в лесу, на лугу, в саду, у водоема.

На занятиях дети с ТНР усваивают определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

Изучение предметов осуществляется в определенной последовательности. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, которые они рассматривают, анализируют, определяют назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по разным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, учатся делать простые выводы и обобщения. Дети учатся называть и показывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы



9.Методика обучения самообслуживанию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Навыки:Содержание своего тела в чистоте;прием пищи;одевание,раздевание;уход за игрушками,вещами.Воспит. культурно-гигиенич.навыков и навыков самообслужив.– направление работы кот. содействует возникновению у дет.важнейшего новообразов. раннего возраста – самостоятельности.Овладение санитарно-гигиеническими навыками:-Снижает зависимость реб.от окружающих;-Способствует укреплению его уверенности в собственных силах;-Содействует продвижению в психомоторном развитии.Гл.задача–помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.Цели обуч.:-Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различными навыками самообслуживания детьми с ТНР;-Обучение родителей работе по программе формиров. навыков самообслужив.Этапы занятий по формиров. навыков самообслужив.: Игра с куклой и др.игрушками (обыгрывание навыка с персонажем); Демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия);Совместные действия педагога с реб.;Действия ребенка по подражанию.;Самостоят. действия ребенка.Обязательно создается предметная среда с учетом моторных возможностей:Оборудование по величине и расположению подбирается соответственно силе и возрасту ребенка;Желательно исключить неприятные ощущения.Необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого реб. и в соответствии с ними задавать вопросы.Пользоваться словесными поощрениями.

10. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду.Направления:- уборка группы и др. помещений дет.сада;-уборка участка;-стирка белья;-сервировкастола;-подготовка к занятиям.Формы дет.труда:поручения,дежурства,коллективный труд.Задачи труд. воспитания: Воспитание интереса и потребности в труд. деятельности;Формир. познавательных и соц. значимых мотивов труд. деятельности;;Воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.Приёмы обуч. дошк. с ТНР навыкамсамообслуживания: показ;демонстрация;напоминание;упражнения;игры.Мл. дошк. возраст: игровые приёмы;положительный пример сверстников;рассматривание иллюстраций,использов. потешек, пословиц, чтение лит. произведений;контроль (если контроль отсутствует, то формируются отрицательные привычки, небрежность, неряшливость);помощь и взаимопомощь.Ср. дошк. возраст: игровые приёмы;систематическое напоминание и контроль за действиями;оценка деятельности ребёнка, поощрение успехов;взаимопомощь;привлечение детей к анализу результатов труда и к объективной оценке деятельности каждого ребёнка. Ст. дошк. возраст :контроль +все выше перечисленные.Метод.рекомендации.Дети ст. дошк. возраста могут выполнять следующие виды работ:1.Содержать в порядке свои игрушки.2. Протирать мебель(вместе с взрослым).3.Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носки, ленточки). 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и др. 5. Подметать сырым веником пол в комнате, 6.Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать печенье; собирать и чистить ягоды



11.Задачи развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении.

1. Развитие словаря(пассивного затем активного):а) обогощение словарного запаса;б)активизация словаря;в)работа над уточнением словаря;г)устранение не лит.слов.(жаргонов,диалектов);2. Формирование грамматического строя речи(словообразование,словоизменение) (борьба с аграматизмами);3. Воспитание звуковой культуры речи:а)прав. звукопроизношение; б)выразит.речи;в)интонации;г)темп речи; д)пользов.качествами голоса в зависим.от ситуации;е)работа над дикцией(скороговорки,чистоговорки) ж)формиров.прав. диафрагмального дыхания; з)формиров. прав. словопроизношения;4. Формирование разговорной диалоговой речи;5. Формиров. монологич. речи(пересказ,рассказ по серии сюжетных картинок,творческое рассказывание);6. Ознакомление с художественной литературой;7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Год обучения (возраст)

24. Праздник мам

27. Мамин день

2. Международный женский день.

2. Международный женский день

2. Цвет, форма, величина предметов.

1. Весна. Признаки весны.

2. Повторение

29. Перелётные птицы

1. Возвращение перелетных птиц.

1. Перелётные птицы.

2. Форма предметов круг и овал

Каникулы

31. Весенние цветы

1. Насекомые.

2. Пространственное положение геометрических фигур.

1. Садовые цветы.

2.Повторение

28. Насекомые

32. Насекомые

1.Насекомые.

2.Цвет предметов.

1. Насекомые

2. Повторение

29. Улица города

33.Дом, улица, город

1. Экскурсия с детьми в парк.

2. Мой дом.

1. Москва – столица России. Уфа – Столица Баш

2. Наш дом

30.Транспорт

34. Правила дорожного движения

1. Мой город.

2. Российская Федерация. Москва.

1. Мой город

2. Моя Республика. Уфа

31. Повторение

1.День победы.

2.Повторение

1День Победы

2. Повторение. Цвет, форма, величина предметов

32. Повторение

36. Аквариумные рыбки

1. Рыбы.

2. Скоро лето.

2. Признаки лета

33. Повторение

37. Комнатные растения

1. Комнатные растения.

1. Комнатные растения.

1. Повторение.

34. Повторение

1. Повторение.

1. Повторение

И.И. Комякевич

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – М.Е. Скивицкая, старший преподаватель кафедры социальной и коррекционной педагогики)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современных условиях особую актуальность приоб-ретает вопрос о роли специального обучения и воспитания

в формировании социально-бытовой компетенции и социа-лизации детей с интеллектуальной недостаточностью. В свя-

зи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание об-учения и воспитания детей данной категории.

Специальное образование ориентировано на гуманиза-цию, индивидуализацию педагогического процесса, социа-

лизацию каждого ребенка. Гуманизация образования рассматривается как социаль-

но-педагогический принцип, отражающий современные тен-денции: признание самоценности личности ребенка, созда-

ние условий для ее гармоничного саморазвития. Индивидуализаци

я обучения - это организация учебно-го процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа

обучения обуславливается индивидуальными особенностя-ми детей. Индивидуализация достигается реализацией со-

держания разноуровневых программ, формами организации обучения (подгрупповой, индивидуальной); приемами и спо-собами обучения (Г. К. Селевко). Принципы гуманизации и индивидуализации лежат в

основе обучения детей с интеллектуальной недостаточнос-тью в специальном дошкольном учреждении. Каждый ребе-

нок - это индивидуальность. У детей разные познаватель-ные способности, интересы, возможности, но всем им надо

помочь реализовать свой потенциал. Современная парадигма личностно ориентированного об-

разования позволяет рассматривать понятие «образование» как построение личностью своего образа, как становление

самого себя. В результате образования предполагается фор-мирование своеобразной готовности ребенка к жизни: спо-

собности действовать, принимать решения, различать добро и зло, строить взаимоотношения с разными людьми, нахо-

дить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, образование помогает человеку социали-3

зироваться. Социализация детей с интеллектуальнойнедо-статочностью может рассматриваться как процесс улучше-

ния качества жизни в процессе оказания коррекционпо-образовательной помощи (О. С. Гребенюк, Т. В. Демьяненок,

Е. М. Калинина, Т. Л. Лещинская). Одной из ведущих задач обучения детей дошкольного

возраста с интеллектуальной недостаточностью выступает формирование способов усвоения общественного опыта

том числе и учебных навыков), что способствует развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и

способностей (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева). Социа-лизация предполагает как сознательное усвоение ребенком

готовых форм и способов социальной жизни, способов вза-имодействия с материальной и духовной культурой, так и вы-

работку (совместно со взрослыми и сверстниками) собствен-ного социального опыта, ценностных ориентаций (Н. Ф. Го-

лованова). Процесс социализации рассматривается как спо-соб развития мышления и приобретения соответствующих

социокультурных качеств (В. П. Гриханов, Е. М. Калинина, А. Н. Коноплева, "Г. Л. Лещинская). Формирование умений

обслужить себя, ориентироваться в бытовой сфере, соци-альной и природной среде, выработка способностей решать

элементарные задачи реальной действительности - важ-ные предпосылки обучения и социальной адаптации каждого

ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Ребенок с нарушением интеллекта осваивает способы

взаимодействия с окружающим миром как впроцессе спе-циально организованых занятий, так и в повседневной жиз-

ни, что обеспечивает ему не только «выход в социум» (усло-вия жизнедеятельности

ребенка, его продуктивную деятель-ность и общение, которые способствуют успешной социали-

зации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, своего стиля

жизни). Ознакомление с окружающим миром - одна из важ-

ных предметных областей в системе коррекционно-образо-вательной работы с детьми дошкольного возраста. Л. С. Вы-

готский отмечал важность дошкольного периода в формиро-вании у детей представлении об окружающем мире: «Под-

готовить общее представление относительно мира природы, относительно общества - все это и составляет непосред-

ственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием». В каждом возрастном периоде формируются

не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окру-

жающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических но-

вообразованиях, появляющихся к концу данного возрастно-го периода (А. В. Запорожец).

В пособии «Организация занятий по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллек-

туальной недостаточностью» рассматриваются принципы, методы, приемы и средства практической реализации про-

граммного материала. Формирование интереса к различным формам познания мира у детей старшего дошкольного воз-

раста с легкой формой интеллектуальной недостаточности осуществляется на занятиях, в практической деятельности,

в различных ситуациях повседневной жизни. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром

осуществляется формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действитель-

ности. У детей формируется целостное восприятие и чет-кое представление об игрушках, о предметах посуды, одеж-

ды, мебели и др.; о человеке, строении его тела и органах чувств, об основных функциях организма; о предметах и пра-

вилах гигиены. Дошкольники знакомятся с различными ви-дами деятельности человека, его взаимоотношениями в со-

циуме, осваивают этикетные формы общения (умение по-здороваться, попрощаться, обратиться за помощью, побла-

годарить). В процессе ознакомления с окружающим миром обеспечивается обогащение эмоционального, социально-

бытового, игрового опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ознакомление с окружающим миром будет обеспечивать существенные продвижения в умственном развитии детей с

интеллектуальной недостаточностью лишьв том случае, когда детям будут даваться не отдельные знания о предмете или

Мир входит в жизнь ребенка постепенно. Немалую роль в этом играют его ежедневные впечатления от общения с окружающими предметами, знакомясь с которыми в разных видах деятельности, он узнает новые названия, познает свойства и качества предметов и материалов. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

В процессе ознакомления с окружающими предметами, ребенок учиться элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, сопровождая свои умственные действия речью. Таким образом, приобретенные знания выражаются в словесной форме: происходит освоение связной речи, развитие словаря, формируются навыки грамматически правильной речи.

Взаимодействие с предметным миром порождает у детей и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение предметного мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, проникнуть в суть доступных явлений, выразить все это словом, возможно при организации соответствующей обстановки и целенаправленного педагогического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим предметным миром занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дети знакомятся с разнообразными предметами в бытовой деятельности. Они узнают их названия, назначение, учатся выделять их части и детали, свойства и качества. Дети начинают различать предметы по внешнему виду, сравнивать, объединять в группы по существенным признакам вида или рода. Дети учатся действовать с разнообразными предметами, интересуются их происхождением, начинают понимать связи между назначением предмета и материалом, из которого предмет сделан.

Знания детей о предметах расширяются и уточняются в игровой и трудовой деятельности, где на практике они упражняются в назывании игрушек, трудовых инструментов, объясняют их назначение, поясняют свои действия, отражают в речи свое отношение, чувства.

Для ознакомления детей с предметным миром в системе работы ДОУ используются специальные занятия.

Для ознакомления с предметным миром В.И.Логинова выделяет три группы занятий: 1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; 3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Ознакомление с предметом осуществляется поэтапно:

Ознакомление с внешним видом предмета, его назначением;

Восприятие частей, деталей предмета;

Знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, металл, бумага, дерево; стекло прозрачное,

хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.

Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе рекомендуется организовать несколько занятий по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов. Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи. У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, погладить, ударить и послушать звук).

Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. например, детям показывают куски ткани, которые они ощупывают, внимательно осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей шьют его на швейной машине.

На следующих занятиях рекомендуется рассмотреть сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала. На этих занятиях используются приемы сравнения , а также группировки предметов по определенному признаку .

В.И.Логиновой разработана и методика проведения занятия третьего вида. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия следует проводить в игровой форме с большим количеством наглядного материала (к видовым понятиям относятся – мячи, куклы кастрюли, стулья, т.е. предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками; цветом,

материалом и т.п.). важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных.

Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Такие занятия имеют особую структуру:

1) краткое рассматривание четырех-шести предметов, выделение уже известных детям признаков: что это? Как узнал?;

2) работа над понятием: отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих предметов? что у них общего? Обобщение воспитателя и введение нового слова, повторение слова детьми: индивидуально и хором.

3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.

Последующая работа на других занятиях касается закрепления и дифференциации понятий.

В процессе проведения таких занятий необходимо учитывать следующие требования:

Использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности;

Сопровождение рассматривания предметов точными словами;

Опора на активное и действенное познание предметного мира;

Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Решение всех речевых задач во взаимосвязи между развитием словаря. формированием грамматически правильной речи и развитием связной речи;

Таким образом, особенности речевой сферы детей позволяют им познавать предметный мир в разнообразной активной деятельности, а развитие разных сторон речи дошкольников тесно связано с обогащением представлений о предметах.


Ознакомление с окружающим миром составляет важнейшую сторону воспитания. Дети знакомятся с окружающей действительностью, трудом людей, общественными праздниками, традициями и памятными датами страны.

Основной особенностью работы с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим является организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы, трудом людей и организацией практической деятельности детей (трудовой, игровой).

Программа занятий включает семь тем: «Наш детский сад», «Моя семья», «Наша улица», «Школа», «Город, в котором мы живем», «Родная природа», «Родная страна».

Изучение этих тем идет в двух направлениях:

1. Первое направление предусматривает ознакомление детей с общественной жизнью, трудом людей; правильное отношение к окружающей жизни. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества разнообразны: это экскурсии, беседы, чтение, рассматривание картин, диафильмы, праздники, утренники.

Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности: это специальные занятия по развитию навыков, дидактические и творческие игры, рисование, конструирование, художественная деятельность детей, самообслуживание, общественно полезный труд, организация и проведение праздников.

2. Второе направление предусматривает знакомство детей с природой в непосредственном общении с ней; формирование представлений о природе родного края; воспитание бережного и заботливого отношения к объектам природы, культуры поведения и организацию посильной деятельности детей по охране природы.

Знакомство с природой проходит в форме экскурсий в лес, парк, сад, к реке и пр., целевых прогулок, практической работы на участке, занятий в уголке природы, бесед, чтения.

Важно так сочетать ознакомление с окружающим и организацию практической деятельности детей, чтобы они не только приобретали известные знания о нравственных нормах и правилах поведения, но и систематически приучались руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни, в своих отношениях с детьми и взрослыми.

Темы следует изучать последовательно и возвращаться к одной и той же теме несколько раз в течение года по мере надобности (в связи с сезонными изменениями, знаменательными событиями в нашей жизни, необходимостью систематически отрабатывать умения и навыки поведения, формировать правильное отношение к окружающему). Так, например, цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром целесообразно начинать с темы «Наш детский сад». Дети не только осматривают здание, но сразу вводятся в курс жизни детского сада: знакомятся со всеми помещениями, их назначением, узнают о работниках детского сада, учатся правильному поведению и уважительному отношению к окружающим. В связи с усвоением материала по теме «Наша улица», дети постепенно знакомятся с ближайшим окружением детского сада, усваивают некоторые правила поведения на улице. Пока стоит теплая осенняя погода, проводятся экскурсии по участку (в парк, лес), дети наблюдают за изменениями в жизни животных и растений (тема «Наша родная природа»). Наступает праздник 7 Ноября - проходится часть темы «Родная страна».


Все темы занятий взаимосвязаны, проникают одна в другую и, несмотря на то, что занятия одного дня подчинены какой-либо одной теме, в них находят отражения вопросы, связанные с другими темами.

Развитие речи

Ознакомление с окружающим является важнейшим источником речевого развития детей.

Работая над развитием речи детей, воспитатель пользуется имеющимися в дошкольной и школьной методической литературе рекомендациями, в то же время постоянно учитывает особенности речевого развития и психической деятельности детей данного контингента.

На всем протяжении коррекционно-воспитательного обучения при проведении режимных моментов, игр, прогулок, экскурсий большое внимание уделяется речевому поведению детей - умению вежливо обращаться к детям и взрослым; умению внимательно выслушать собеседника и давать ответ, соответствующий содержанию вопроса; в то же время обогащается и активизируется словарь детей, совершенствуется монологическая речь. Речевое развитие детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, собранности, умения управлять собой.

Особенно большое значение имеет подготовка воспитателя к проведению занятия. На занятиях накопленные детьми впечатления уточняются и систематизируются. Занятия носят обучающий характер. Составляется план каждого занятия. Определив ту или иную подтему для изучения (см. программу ознакомления с окружающим), например «Овощи», «Дикие животные», «Ранняя весна» (тема «Природа нашего края»), «Транспорт», «Город, где мы живем» (тема «Город и его окрестности») и т. п. , в первую очередь определяется, что именно из указанного в темах материала предполагается использовать при изучении данных подтем. Далее определяется количество занятий на данную подтему, виды занятий (экскурсии, беседа, обучение пересказу и т.п.). Определяются цели каждого занятия, - обычно их бывает несколько.

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятий указать, какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии (исключение могут составлять занятия по теме «Родная страна»). Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя речи (особенно работа над предложением), развитие связной речи. Главной задачей является развитие связной речи - решение этой задачи осуществляется на большинстве занятий, так или иначе сочетаясь с решением других задач, а раз в неделю (занятие по развитию монологической речи) занимая большую часть времени.

Словарная работа направлена, прежде всего, на закрепление и активизацию приобретенного в связи с ознакомлением с окружающим словаря (особенно прилагательных, в том числе в сравнительной форме, и глаголов); на уточнение понимания смысла известных детям слов; на расширение запаса синонимов и антонимов («Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или из сказки «Лиса и Петух»: Петух был смелый, он не испугался лися. А зайчик? Какой был зайчик? (робкий, трусливый, боязливый, несмелый). Раскрывается значение многозначности слов (плитка шоколада, плитка облицовочная, плитка электрическая); переносного значения слов (мастер - золотые руки, золотая осень). Очень важна совместная работа над словарем воспитателя и логопеда. Так, логопед на своих занятиях обращает внимание детей на родовую принадлежность существительных и относящихся к ним прилагательных (лес - сосновый, ветка - сосновая); на образование прилагательных от существительных (малина - малиновый, лимон - лимонный); на образование сложных слов (листья падают - листопад); неоднократно привлекает внимание детей к образованию слов с помощью приставок и т.д., и т.п.

В этих и других аналогичных случаях воспитатель по согласованию с логопедом закрепляет и расширяет полученные детьми знания, обогащая их словарь словами-названиями предметов, признаков, действий. В ряде случаев логопед использует тот словарь, который был подготовлен воспитателем. Так, в течение года дети знакомятся со многими профессиями, логопед (в третьем периоде обучения) использует знакомый детям словарь, чтобы обратить их внимание на образование слов, обозначение профессии (учить-учитель-учительница, кран-крановщик-крановщица и т.п.).

Формирование грамматического строя речи

К этому разделу относится изменение грамматических форм слова (формообразование) и работа над словосочетанием и предложением. Логопед систематически (в связи с закреплением правильного произношения) привлекает внимание детей к изменению грамматических форм слова - это может быть образование множественного числа существительных, особенно тех, которые по тем или иным причинам могут вызвать затруднения (пальто, львы, колеса, торты и т.п.); образование родительного падежа множественного числа существительных (много стульев, рейтуз, простынь и т.п.); в связи с работой над словосочетанием и предложением логопедом проводятся упражнения в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. По согласованию с логопедом воспитатель включает в свои занятия упражнения на закрепление полученных детьми знаний и навыков.

Особенно важна и ответственна работа воспитателя над предложением . Если логопед основное внимание уделяет построению простого и сложного предложения, связи слов в словосочетаниях и предложениях, распространению предложений, то одна из основных задач воспитателя по данному разделу заключается в том, чтобы научить детей внимательно вслушиваться в задаваемые им вопросы и давать на них правильные ответы, используя различные типы предложений. При этом необходимо контролировать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

В связи со сказанным особенно важно при подготовке к очередному занятию составлять и указывать в плане те вопросы, которые будут заданы детям и (обязательно) предполагаемые ответы детей.

При проведении занятий воспитатель добивается правильных ответов, на них обращается внимание всех детей, они повторяются отдельными детьми и хором. Ошибки детей (начал с «потому что», дал ответ, правильный по существу, но неправильно построил предложение, дал ответ не соответствующий вопросу и т.д.) обязательно исправляются, дается правильный образец. В начале года, когда основная работа проводится в форме бесед, вопросы подбираются наиболее простые, предполагающие при ответе лишь добавление к вопросу двух-трех слов. (В каком домике жила лиса? Лиса жила в ледяном домике). Позднее (II и III периоды обучения) постепенно, учитывая возросшие возможности детей, переходят к усложненным вопросам, которые для ответа требуют подбора новых слов или предложений. Особенно важны в это время вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связь между объектами, требующие сравнения объектов (Почему зайчик не мог достать морковку? - Зайка не мог достать морковку, потому что он маленький, а снеговик большой). В это же время следует постепенно учить детей задавать вопросы. Умение отвечать на заданные вопросы играет большую роль не только для совершенствования диалогической речи, но и для развития монологической речи.

Наряду с обучением полному ответу проводятся упражнения в развитии у детей навыка давать ответы одним словом. Этот вид работы важен как для подготовки к выделению слова из предложений, так и для воспитания и закрепления навыка определения по вопросам (Кто или что? Что делает? Какой?) слов-предметов, действий, признаков.

Кроме вопросно-ответной формы с целью обучения детей употреблению предложений с сочинительной или подчинительной связью используется прием договаривания с детьми начатых воспитателем предложений с последующим произнесением предложений полностью. (На улице еще снег, но… он уже скоро растает. У сороки хвост длинный, а … у галки короткий. Ласточки улетают в теплые страны, … потому что зимой им голодно).

Развитие связной речи

Развитие связной речи непрерывно связано с обогащением и активизацией словаря и формированием грамматического строя речи. При формировании монологической речи детей с речевыми дефектами особое значение приобретает обучение рассказыванию по восприятию предметов, картин, наблюдаемых явлений и пересказу.

Рассказы по восприятию оказывают большое влияние на развитие детей. Умение описывать наглядно воспринимаемые предметы облегчает в дальнейшем обучение более сложным видам рассказывания.В I период обучения большое внимание уделяется описанию натуральных предметов , преимущественно объектов природы (овощи, листья, деревья), а также бытовых предметов, знакомых орудий труда (подбор предметов зависит от изучаемой темы).

Необходимо учить детей наиболее полно описывать предметы, руководствуясь отдельными вопросами или данным воспитателем планом (т.е. серией из 3-4 вопросов); в то же время широко используется рассказ-образец, который должен быть последовательным, кратким, состоящим из простых по структуре предложений. Образец рассказа более других приемов облегчает обучение, так как детям показывается результат, которого они должны достичь. При закреплении умения составлять рассказы используется прием описания по памяти. Не менее важно учить детей составлению сравнительных рассказов, привлекая внимание детей, как к сходству, так и к различию между предметами, явлениями. При составлении описательных рассказов широко используются игры-загадки.

Во II и III периодах обучения, наряду с продолжающимся описанием отдельных предметов (преимущественно животных, птиц, насекомых) и составлением сравнительных рассказов, систематически проводится составление отдельных описательных рассказов по картинкам. В то же время, постепенно отходя от применения рассказа-образца, выдвигается задача научить детей составлению рассказов по данному плану.

Воспитатель, используя методические приемы, описанные в имеющихся пособиях, особенно часто применяет прием составления рассказа-описания по частям, с последующим объединением частей в связный рассказ.

Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе коррекционного воздействия. Начиная с I периода обучения, логопед систематически, в связи с закреплением правильного произношения, заучивает с детьми постепенно усложняющиеся тексты. Работа воспитателя по пересказу текстов, начиная со II периода обучения, проводится систематически не реже одного раза в неделю. Произведения для пересказа подбираются сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий, доступные по размеру. Руководствуясь при обучении пересказу общими требованиями, воспитатель особое внимание обращает на осмысленность (т.е. полное понимание текста) и последовательность изложения, учит детей рассказывать по плану. С этой целью используются отдельные вопросы, серии вопросов, зарисовки на доске (схематические) или выставление на фланелеграфе тех или иных предметов или персонажей (по мере перехода от одной части к следующей); серии картин, рассказ по частям. В III периоде обучения, когда появляется возможность шире развернуть работу над выразительностью речи, вводится пересказ по ролям. В это же время включается рассказ по воображению. К концу года дети должны знать близко к тексту 7-10 произведений, которые они неоднократно рассказывали в течение года.

Планируя занятия на выделенную для изучения подтему (кроме темы «Родная страна»), следует так подбирать материал, чтобы были обеспечены различные стороны обучения: выявление знаний детей, получение детьми новых сведений (рассказ воспитателя, чтение художественных текстов; упражнения по описанию и сравнительному описанию) обучение детей рассказыванию. Обязательно включается в план указание о речевой работе с перечислением конкретных заданий и требований. Перечисляются также дидактические игры, которые предполагается включить (игры-загадки, «Что лишнее?» и др.), демонстрационный и раздаточный материал. Тема «Родная страна» изучается в соответствии с существующими в методической литературе рекомендациями.

При проведении любого занятия учитываются индивидуальные особенности речи и поведения детей.

В плане указывается, какую именно работу предполагается провести по отношению к отдельным детям.

Программа занятий воспитателей

    Роль наблюдений, экскурсий и целевых прогулок в развитии словаря дошкольников.

    Методика проведения наблюдений.

    Организация активной познавательной и речевой деятельности дошкольников.

1. Развитие словаря дошкольников осуществляется в процессе накопления опыта и развития представлений детей об окружающем мире. Основные способы познания ребенком окружающей действительности – наблюдения и активная познавательная деятельность. Данные методы работы являются важной составляющей частью экскурсий и целевых прогулок. Во время экскурсий и целевых прогулок дети под руководством педагога осуществляют анализ, сравнение и обобщение предметов и явлений, выдвигают предположения, делают выводы, то есть решаются познавательные задачи. При этом неотъемлемым условием познания детьми окружающего мира является организация содержательного общения между детьми и воспитателем. Непринужденный разговор и заранее подготовленная беседа педагога с детьми способствует систематизации знаний и представлений детей об окружающей действительности, а также успешному формированию речевых навыков и умений (расширение и углубление словаря, развитие объяснительно-доказательной речи).

В процессе объяснения каких-либо фактов, пояснения своей точки зрения дети раскрывают причинно-следственные связи и отношения и используют при этом придаточные предложения с союзом потому что , словосочетания с глаголами, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за , вводные слова (однако ), частицы (ведь ), местоимения (тот, который ).

Таким образом, организация наблюдений и активной поисковой деятельности во время экскурсий и целевых прогулок позволяет решить ряд задач по развитию речи детей:

    расширение и уточнение словаря за счет слов, обозначающих свойства, качества предметов, обобщающих понятий;

    обучение построению сложных предложений с разными видами связи (сложносочиненных бессоюзных, сложноподчиненных с придаточными времени, причины, цели);

    формирование навыков речи-рассуждения (вычленять существенные признаки предметов для обобщения, тезисы для обсуждения и доказательства);

    развитие умения использовать различные языковые средства для связи смысловых частей рассуждения и других типов высказывания.

2. Для формирования у детей точных представлений об окружающем мире используют циклы наблюдений за одним и тем же объектом в процессе изменения его признаков. Например, цикл наблюдений за лужей для детей младшего или среднего дошкольного возраста. В первом наблюдении воспитатель привлекает внимание детей к луже, ее основному свойству – отражению – учит выполнять простейшие обследовательские действия – посмотреть в лужу, обозначить границы лужи палочкой или мелом. Важно задать детям разные по содержанию вопросы, в том числе и поискового характера. Например: «Почему на земле и асфальте много луж? Если посмотреть в лужу, какое отражение можно там увидеть?». Для создания положительного эмоционального фона и формирования интереса к объекту наблюдения можно использовать литературные произведения: стихи, загадки, пословицы, поговорки. Например:

В лужах картинки!

На первой – дом!

Как настоящий,

Только вверх дном.

Вторая картинка –

Небо на ней,

Как настоящее,

Даже синей!

На втором наблюдении за лужей (в этот же день после обеда) закрепляют знания детей и сравнивают признаки объекта (границы лужи) с предыдущим наблюдением. Детям задают вопросы на сравнение: как изменились размеры лужи? Почему границы лужи на песке (земле) изменились больше, чем лужи на асфальте? Можно опять обозначить границы лужи, предварительно спросив у детей: как можно пометить границы лужи?

На третьем наблюдении (вечером или на следующий день) систематизируют знания детей, подводят их к выводам и умозаключениям при помощи вопросов: почему исчезли лужи? Где они были? Как вы это узнали? Где лужи высыхают быстрее на земле или на асфальте? Почему образуются лужи? Для закрепления интереса детей к объекту наблюдения проводят дидактические или подвижные игры. Например, игра «Лужа»: дети берутся за руки и образуют круг, далее вместе с педагогом повторяют слова и выполняют под них определенные движения.

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружися на лугу.

(Дети идут по кругу вправо или влево, на последние слова слегка приседают).

На лугу-то лужица,

Голова закружиться.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда, так беда!

(Дети берутся руками за голову и качают головой, на последние слова поворачиваются спиной к центру круга)

Прыг, скок, прыг, скок!

(Дети делают несколько прыжков от центра и останавливаются)

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

(На последние слова дети приседают – «попадают в лужу»).

Затем мальчики быстро поднимаются, подходят к девочкам и подают им руку – помогают «выйти из лужи». Включение игры в наблюдение заметно активизирует речевые высказывания детей.

Таким образом, в процессе наблюдений расширяются представления детей об окружающем мире и обогащается словарь за счет слов, обозначающих признаки предметов, обобщающие понятия.

3. Экспериментирование, опытная деятельность занимает одно из ведущих мест в развитии личности ребенка. Дошкольники по своей природе очень любознательны, им присуща неисчерпаемая потребность в новых ощущениях и впечатлениях. Вместе с тем дети старшего дошкольного возраста могут усвоить не только отдельные факты, но и знания, которые отражают взаимосвязи, существующие между предметами и явлениями. Психологи, исследовавшие особенности умственной деятельности детей (С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия) отмечают, что дети могут замечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Однако дети не всегда способны правильно объяснить причины различных явлений, уловить обобщающий смысл сказанного и выразить в речи свои знания и представления об окружающем мире. Дети не владеют в достаточной степени умениями употреблять специальные языковые средства, которые необходимы для построения речи-рассуждения. Познавательное общение педагога с детьми в процессе элементарной поисковой деятельности стимулирует речевую активность детей. В ходе содержательного общения создаются ситуации, которые требуют разрешения определенных проблем, что в свою очередь побуждает детей к использованию языковых средств, характерных для связных высказываний типа рассуждений.

Элементарные опыты способствуют развитию у детей познавательного интереса. Непосредственное участие в них позволяет дошкольникам уточнить свои представления о признаках объектов и явлений, сформировать определенные понятия. Опираясь в ходе опытной деятельности на схематизированные формы образного мышления, дети вычленяют существенные признаки предметов и явлений, устанавливают причинно-следственные отношения между ними, высказывают суждения, делают умозаключения. Дошкольники овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, учатся пользоваться системой общественно выработанных сенсорных эталонов, что даёт детям возможность дифференцированно воспринимать и анализировать окружающие предметы и явления, стимулирует использование слов, обозначающих обследовательские действия, признаки предметов и явлений.

При организации элементарной поисковой деятельности педагог учит детей сравнивать, анализировать, обобщать. Необходимо активно поддерживать стремление детей проникнуть в сущность предметов и явлений, узнать их скрытые свойства, установить причинно-следственные связи. Это способствует развитию мыслительных процессов детей и развитию речи – обогащению словаря, формированию грамматической стороны речи, совершенствованию навыков связной речи.

Например, во время экспериментальной деятельности «Распространение семян растений на подошве обуви» педагог рассматривает с детьми растения и их семена на картинках или гербариях (одуванчик, подорожник, клен, акация и др.) детям задаются вопросы: как распространяются семена? Можно ли перенести семена на подошве обуви? Какие семена можно перенести на подошве обуви? Давайте проверим ваши предположения при помощи опыта».

Детей делят на две группы и предлагают одной группе на прогулке побегать, походить на лужайке по траве, а другой на дорожках, по асфальту. Затем воспитатель дает каждой группе детей разные по цвету лотки для грунта и просит счистить скребком содержимое своих подошв в лотки. Затем воспитатель предлагает полить грунт в лотках и оставить их в групповой комнате для дальнейшего наблюдения. Через несколько дней воспитатель обращает внимание детей на лотки и просит объяснить, почему в одном лотке много зеленых всходов, а в другом их почти нет.

Выслушав объяснения детей, педагог обобщает их и подводит детей к выводу о том, как семена растений могут переноситься на подошвах обуви и распространяться на больших территориях.

Организация элементарной поисковой деятельности с детьми позволяет систематизировать знания детей, сформировать представления об объектах и явлениях, их взаимосвязях, речь детей обогащается словами, позволяющими дать характеристику предметам (прилагательными, наречиями, глаголами).

Литература

    Дубинина, Д.Н. Умей объяснить и доказать / Д.Н. Дубинина, Е.Е. Пелагейчик. – Минск: Беларусь, 2002. – 127 с.

    Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / под ред. Л. Венгер. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.

    Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова – М.: Баласс, 1999. – 144 с.

    Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении / Г.А. Любина. – Минск: Народная асвета, 1999. – 223 с.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди