17.03.2019

Социальная адаптация детей. Социальная адаптация ребенка в дошкольном учреждении. В последнее время особую актуальность для ученых приобрела проблема адаптации детей. От того, как приспособится к условиям социальной среды ребенок, зависит формирование лич


Фрагменты статьи

Где жгут больше всего топлива

Всего тепловыми электростанциями России в 1998 г. использовано 330,2 млн тут* (73% от уровня 1990 г.).
Выделим регионы - «теплоэнергетические гиганты» , сжигающие более 7 млн тут ежегодно. Среди них, в первую очередь, «сверхгиганты»: Москва (более 20 млн тут), Ханты-Мансийский а. о. и Свердловская обл. (более 15 млн тут), Красноярский край, Башкирия, Кемеровская область и Татария (свыше 10 млн тут). За ними следуют Самарская, Пермская, Московская и Челябинская обл. В большинстве этих регионов - по 3-5 крупных ГРЭС и около десяти ТЭЦ. Исключения составляют Москва, у которой нет ГРЭС, но наибольшее число ТЭЦ - 14, а также Самарская область и Башкирия, где лишь по одной ГРЭС, но соответственно 7 и 10 ТЭЦ.
Все эти регионы - промышленно развитые. В 90-е годы здесь отмечено сравнительно небольшое сокращение потребления топлива по сравнению с 1990 г., причем 2 региона (Ханты-Мансийский а. о. и Красноярский край) даже увеличили топливопотребление - на 5 и 2 млн тут соответственно.
В группе регионов - «энергетических гигантов» сконцентрирована треть крупнейших ГРЭС и ТЭЦ страны.
На долю 10 регионов, лидирующих в России по потреблению топлива в электроэнергетике, приходится половина потребленного топлива и 46% суммы валового регионального продукта.
В десятке первых выделяются:

а) крупнейшие угольные регионы (Красноярский край, Кемеровская обл.);
б) регионы, на территории которых растут мощные городские агломерации-миллионеры со 100-процентной теплофикацией, базирующейся на сжигании природного газа (Москва, Московская, Самарская, Пермская обл.);
в) регион, в котором добывается 96% российского газа (Ханты-Мансийский а. о.);
г) высокоразвитые промышленные регионы с диверсифицированным топливным балансом, где наряду с газом используется местное или близко добываемое топливо - уголь в Свердловской обл. и мазут в Башкирии и Татарии.

За 90-е годы серьезных изменений в составе десятки главных топливопотребителей не произошло. Лишь Москва и Ханты-Мансийский а. о. обогнали Свердловскую обл. Это и понятно: московская электроэнергетика - это в основном ТЭЦ (а они в первую очередь снабжают теплом жилые и деловые районы, и выработка энергии на них не упала одновременно со спадом промышленного производства), Сургутская ГРЭС-2, ориентируясь на местное топливо, увеличивает свою мощность до сих пор, а промышленная Свердловская обл. в условиях экономического кризиса снизила потребление электроэнергии и соответственно ее выработку. Изменение позиции Красноярского края в таблице связано с тем, что на 1990 г. данные были неполными - в общий итог по краю не включались данные о трех норильских ТЭЦ.

Регионы с высокими объемами потребления топлива , сжигающие от 2 до 7 млн тут ежегодно. Это прежде всего Оренбургская обл., Ставропольский край, Рязанская, Костромская, Новосибирская, Ростовская обл., Хабаровский край, Нижегородская, Тверская, Саратовская, Волгоградская, Ленинградская обл., Приморский край и Якутия*. В большинстве этих регионов - по 1-2 ГРЭС и в среднем по 5 ТЭЦ (в некоторых отсутствие ГРЭС компенсируется большим количеством ТЭЦ: например, в Иркутской обл.
14 ТЭЦ, в Санкт-Петербурге - 8, в Омской обл. и Республике Коми - по 5, в Тюменской, Волгоградской, Кировской обл., а также в Алтайском и Краснодарском краях - по 3-4.
С начала 90-х годов топливопотребление в этой группе регионов сократилось в среднем на 20%, причем наименьшее сокращение отмечено в Краснодарском крае (всего на 2%), а наибольшее - в Иркутской обл. (с 10,5 млн тут до 6 млн тут).

Регионы со средними объемами потребления топлива - ежегодно1-2 млн тут: Ярославская, Архангельская, Ульяновская, Липецкая, Читинская, Астраханская, Вологодская, Сахалинская, Смоленская и Томская обл., Чувашия и Бурятия.
В каждом из этих регионов - по 2-4 ТЭЦ, в некоторых - одна ГРЭС. В большинстве регионов этой группы за 90-е годы произошло сокращение потребления топлива на 20-30%. Исключения: небольшой рост (на 1%) в Читинской обл. и весьма существенный рост (на 53%) в Астраханской обл.

Регионы с небольшими объемами потребления топлива - ежегодно до 1 млн тут.
В верхней части этой группы - депрессивные Ивановская, Воронежская, Владимирская, Курганская, Пензенская и Мурманская обл., которые в 1990 г. потребляли ежегодно более 1 млн тут, но ныне сократили топливопотребление до уровня 700-900 тыс. тут.
Сюда же относятся Орловская, Белгородская, Псковская обл.**, Ямало-Ненецкий а. о., Хакасия, Марий Эл, Дагестан.

* В эту группу, по оценке, должна попасть и Тульская обл. - регион с 3 ГРЭС и 3 крупными ТЭЦ. В 1998 г. здесь только на Черепетской ГРЭС, принадлежащей РАО «ЕЭС России», сожжено 1,2 млн тут. Учитывая, что мощность остальных станций области, вместе взятых, примерно равна мощности Черепетской ГРЭС (и даже немного больше), можно оценить общее топливопотребление в тульской энергетике в 2,4 млн тут (в 1990 г. - 8,2 млн тут). Резкий спад в энергетике области связан в первую очередь с упадком отраслей ВПК. - Прим. ред.

** В Псковской обл. отмечается рост потребления топлива в связи с пуском в 1998 г. 2-го энергоблока на Псковской ГРЭС в Дедовичах.

Таблица 1

Десять крупнейших регионов по количеству сжигаемого топлива на ТЭС в 1990 г.

Таблица 2

Десять крупнейших регионов по количеству сжигаемого топлива на ТЭС в 1998 г.


Крупнейшие ТЭЦ России

В списке 20 крупнейших ТЭС России есть и станции, расположенные в регионах -«энергетических гигантах» (московские, татарстанские, свердловские, кемеровские ТЭС), а есть и крупные ГРЭС, расположенные в экономически маломощных регионах и вырабатывающие электроэнергию главным образом для подачи в общие энергосистемы, в основном для питания более «прожорливых» соседей (таковы ГРЭС в Костромской, Тверской, Рязанской обл., Ставропольском крае). Всего в списке - 5 угольных и 13 газовых электростанций, а также Кармановская и Рязанская ГРЭС, работающие на разных видах топлива (преобладающего вида выделить нельзя).
Из сравнения таблиц 3 и 4 видно, что, хотя все станции снизили объемы потребления топлива, список лидеров мало изменился. Все крупнейшие ТЭЦ, которые помимо электроэнергии вырабатывают еще и тепло (и, следовательно, почти не отреагировали на промышленный спад в стране), остались в списке на своих местах. Покинули в 1998 г. когорту лидеров ГРЭС крупных индустриальных регионов Троицкая, Заинская, Киришская и Пермская. В условиях спада промышленного производства в этих регионах произошло некоторое перераспределение потребления энергии - от электричества к теплу; соответственно упала выработка на ГРЭС, но почти сохранилась на прежнем уровне работа местных ТЭЦ. В частности, в Пермской обл. при сокращении производства электроэнергии на Добрянской ГРЭС увеличилось производство и, следовательно, топливопотребление на городских ТЭЦ и ТЭЦ ПО «Пермьнефтеоргсинтез»*. В соответствии с этой тенденцией на место нескольких ГРЭС, выбывших из списка лидеров 1998 г., пришли две московских ТЭЦ, ТЭЦ ВАЗа**. Симптоматично также появление в списке лидеров Беловской и Назаровской ГРЭС, работающих на угле.

Таблица 3

Таблица 3

Двадцать крупнейших ТЭС по количеству сжигаемого топлива в 1990 г.

Преобладающий вид топлива на тепловых электростанциях в 1998 г.
(по субъектам федерации)

* Это означает, что топливный баланс разделен примерно поровну между двумя или тремя видами топлива
Примечание . Данные по Тульской обл. неполные (в действительности роль газа
в области выше).

Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у учащихся всегда проходит по разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. От того, как протекает процесс социальной адаптации, во многом зависит успеваемость первоклассника на начальном этапе обучения.

Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов 20 века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково и поэтому он имеет множество определений. В общем определении социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса..

Первоначальный этап пребывания в школе - это период активной социальной адаптации ребенка к новым условиям, но формирование социальной направленности школьника происходит далеко не сразу. Для того, чтобы ребенок начал осознавать то, что он обязан учиться и в процессе обучения изменять себя, усваивая социальные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, ребенку необходимо перейти на новый уровень отношений как в школе, так и в семье. Данный период для детей 6-7 лет является проблемным, т.к. родители ребенка начинают предъявлять к нему более строгие требования по сравнению с дошкольным периодом, а отношения со сверстниками могут вызвать проблемы так как у ребенка еще нет друзей и поэтому не все дети легко проходят период адаптации к обучению. Социальная адаптация – это длительный процесс, протекающий под влиянием школьного коллектива и семьи ребенка, процесс многогранный и сложный во всех своих проявлениях. Важнейшими компонентами социальной адаптации детей к школьному обучению является взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Поступив в школу ребенок подвергается огромному социальному воздействию. В ходе социальной адаптации школьника не только среда воздействует на ребенка, но и он сам меняет свое отношение к школе. В рамках социальной адаптации могут быть выделены адаптация ребенка в школе и адаптация во взаимоотношениях с родителями.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше времени проводят со сверстниками. На первых неделях обучения в школе среди детей 6-7 лет начинает вырисовываться классный коллектив, который следует сплачивать через общую деятельность и устремлять, как говорил В.А. Сухомлинский Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива).- Москва, « Молодая гвардия», 1975. С. 67, в будущее с помощью общих интересов и видов деятельности. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Школьный коллектив имеет огромное значение для социальной адаптации первоклассника. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется более высокий тип социальной направленности личности. В младшем школьном возрасте благодаря коллективу ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников, что способствует социализации ребенка.

Школьный коллектив способствует также и развитию товарищеских отношений между детьми. Взаимоотношения на данном этапе завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств: дружат между собой те, кто сидит на одной парте или живут на одной улице. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но следует учесть то, что как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, возникают определенные требования к личным качествам товарища. В общении со сверстниками в процессе учебной, игровой и других видов деятельности у детей постепенно складываются первые привязанности, происходит в некоторой степени смена субъективной позиции на объективную (Д.Б. Эльконин Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. псих. труды в 7- томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна.-2-е изд.-М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж, МОДЭК, 1997.), т.е. осознание необходимости быть сдержанным, уступчивым, уметь помогать и т.д. В процессе совместной деятельности первоклассники избирают друг друга в качестве своих товарищей, устанавливают дружеские отношения друг с другом, что способствует успешной социальной адаптации. Дети, которые активно включены в адаптационный процесс обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. . . - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2005. - 512 с.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1999. - 456 с.

4. Добреньков, В.И. Современная американская социология / В.И Добреньков. - М.: МГУ, 1994. - 296 с.

5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

6. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М., 1967. - 543 с.

7. Краткий словарь по социолoгии. - М., 1989. - 852 с.

8. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. - М.: Прогресс, 1966. - 664 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. - М., 1940. - 332 с.

10. Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. - 2003. - №3. - С. 147-151.

11. Сухомлинский, В.А. Сборник работ по педагогике. Избранное / В.А. Сухомлинский. - М.: Прогресс, 1988. - 318 с.

12. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Наука, 1980. - 487 с.

13. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону, 1998. - 390 с.

14. Ядов, В.А. Социальная психология личности / В.А. Ядов. - М., 1998. - 658 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие "адаптации" и "личностного ресурса" в психолого-педагогических исследованиях. Структура и стадии адаптации. Социальная адаптация личности. Психологические механизмы социальной адаптации человека. Адаптация как процесс, проявление и результат.

    реферат , добавлен 01.08.2011

    Теоретические основы проблемы, сущность, содержание и факторы социальной адаптации, психолого-физиологические особенности младших школьников. Адаптация как составная часть и механизм социализации. Адекватная система отношений и общения с окружающими.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Понятие и история развития брачных отношений. Социально-психологические факторы, влияющие на удовлетворенность браком. Исследование социально-психологической адаптации. Корреляционные связи у мужчин и женщин. Адаптация, самоприятие и интернальность.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2013

    Сущность и обоснование категории "социально-психологическая адаптация", стадии данного процесса и его цели в организации. Адаптивные свойства личности, направления их формирования и развития. Влияние условий на социально-психологическую адаптацию.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Социализация неслышащих. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2003

    Социальная геронтология как наука о пожилых людях; ее направления и подходы: биологический, физиологический, психологический. Индивидуальные переживания и проблемы пожилой личности; типология групп, процесс старения, адаптация; социальная политика.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Понятие воспитательного процесса, его субъекты и объекты. Личность ребенка как субъект воспитания, особенности формирования личности как творца своей жизни и своей судьбы. Основные процессы, протекающие в личности. Образ ребенка в современной педагогике.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Исследование особенностей процесса социальной адаптации в младшем подростковом возрасте: понятие, сущность, возрастные особенности, трудности. Причины и последствия дезадаптации младших подростков. Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2010

    Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации. Психология осужденного и способы психологического воздействия на личность преступника. Факторы, влияющие на успех социальной адаптации. Труд, как фактор воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Проблемы психологической адаптации в новых социально-экономических условиях, личностные процессы, связанные с проблемой формирования профессионального самоопределения. Адаптация как фактор дезорганизации, мобилизации и профессиональной направленности.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонково-Янпольская и др.) показывает, что педагогике основательно изучена адаптация в раннем возрасте к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.).

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе.

В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание проблеме межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками и взрослыми (В.Н. Белкина, М.И. Лисина, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, и др.): изучению межличностных отношений, складывающих в детской группе (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С. Логинова, А.П. Усова и др.). Эти исследования (М.И. Лисина, Р.С. Буре, Л.С. Коломинский, Т.А. Репина, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, Т.А.Владимирова и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

Термин “адаптация” трактуется разнообразно. В философии адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, в котором реализуется одной из фундаментальных свойств живой материи – способность к самосохранению и развитию в конкретных условиях;

Ряд авторов рассматривают адаптацию как, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе “человек-среда”, в-четвертых, цель, к которой стремится организм (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Г. Селье); известный психолог Пиаже подчеркивал, что адаптация может рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации , как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Само понятие “социальная адаптация” рассматривается как “процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности”. Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Анализ научной литературы показал, что социальная адаптация – это многофакторное явление, детерминированное социально- экономическими, демографическими, экономическими, психофизиологическими факторами.

Наше исследование было направлено на определение причин социальной адаптации старших дошкольников к группе ДОУ. С этой целью мы выделили отдельные параметры:

1. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует, свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность.

2. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности: она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам

3. Взаимодействие - совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров.

4. Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка.

5. Социальный статус - положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы.

Так же, как показал анализ исследований и психолого-педагогической литературы, на процесс социальной адаптации ребенка дошкольного возраста огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Анализ исследований показал, что для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т.д.

Успешность социальной адаптации дошкольников обусловлена предметно - развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса в освоении реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий.

Опираясь на анализ исследований и психолого-педагогической литературы мы разработали и провели констатирующий эксперимент.

Исследование социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ проводилось на базеГосударственного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга.

В исследовании принимали участие 75 детей старшего дошкольного возраста, а также воспитатели и родители детей.

Представим краткие результаты констатирующего эксперимента, который осуществлялся по двум направлениям:

Первое направление было направлено на выявление уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ и осуществлялось с помощью комплекса методов.

Посредством метода экспертных оценок, который проводился в два этапа, первый - начиная с третьей недели посещения ребенком группы ДОУ, второй проводился в декабре. Сравнение полученных данных позволило выявить детей, проявляющих признаки проблемной адаптации: отказ от еды, сна, негативное отношение к ситуации детского сада, снижение общего эмоционального фона (плаксивость, беспокойство). Выявленные проблемы позволили выделить детей, относящихся к группе риска в плане социальной адаптации.

Результаты изучения самооценки позволили выявить детей с разным уровнем самооценки, в том числе и заниженным. Субъективное переживание собственной незначительности и недооцененности в глазах других может быть источником межличностных и внутриличностных конфликтов и трудностей социальной адаптации в группе сверстников и может оказывать отрицательное влияние на социальную адаптацию ребенка.

В результате наблюдения были выявлены следующие проблемы во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми:

1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.

2. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.

3. Негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство и пр.

5. Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.

Проведенное социометрическое исследование позволило выявить детей, не принимаемых коллективом сверстников: это именно те дети, у которых по результатам наблюдения выявлен целый ряд коммуникативных проблем.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволили выявить детей с ярко выраженными проблемами в общении. Кроме того, были определены основные группы проблем во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми. Первое направление констатирующего эксперимента позволило выделить 18 дошкольников с нарушением социальной адаптации. Этих детей характеризует неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации достижений, особенности эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность коммуникативных умений. К последним относится: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому; неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности.

Кроме того, были установлены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

Вторым направлением было изучение уровня компетентности педагогов по проблеме социальной адаптации старших дошкольников в группе сверстников.

Результаты анкетирования выявили “проблемные зоны” педагогов по вопросу социальной адаптации дошкольников в ДОУ. Воспитатели показали различную глубину теоретических знаний и представлений о социальном развитии и социальной адаптации. Следует отметить, что выделились педагоги, показавшие полное непонимание этих терминов. Ни один педагог не указал на роль воспитателя в процессе адаптации. Такая ситуация может быть связана, как с недостаточным пониманием роли воспитателя в процессе адаптации, так и с завышенной профессиональной самооценкой.

В результате наблюдения было установлено, что воспитатели используют различные подходы к педагогическому общению и руководству детьми, имеющими проблемы социальной адаптации. Анализ результатов наблюдения выявил низкую степень понимания педагогами особенностей и потребностей дошкольников с проблемами социальной адаптации, недостаточное эмоциональное принятие таких детей. Педагоги не проявляли терпимость к недостаткам воспитанников, не уделяли нужного внимания их личным делам и проблемам, тем самым не обеспечивая им необходимый уровень поддержки и психологического комфорта в группе детского сада. Следует отметить, что педагоги, указавшие при анкетировании некоторые методы и приемы работы с детьми, имеющими проблемы социальной адаптации, редко применяют их на практике. Некоторые воспитатели пытались учитывать в своей работе особенности дошкольников с проблемами социальной адаптации, но делали это бессистемно, ситуативно, используя для этого не специальную технологию, а лишь отдельные приемы и методы.

Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать следующие выводы:

1. В каждой из обследованных групп выявились дошкольники с проблемами социальной адаптации ДОУ.

2. В ходе исследования определены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ: заболевания, нарушающие работу нервной системы; особенности эмоционально-волевой сферы и отношение детей к пребыванию в детском саду не сформированность коммуникативных умений, что приводит к трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

3. В целом эксперимент показал, что проблема социальной адаптации связана с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов. Особо значимой причиной нарушения социальной адаптации старших дошкольников в группе чаще всего является несформированность 3 групп коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова): группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения, группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; доверять, помогать и поддерживать тех с кем общаешься; применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения группа аффективно-коммуникативных умений состоит из умений делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

4. Выявлен недостаточный уровень педагогической компетентности воспитателей по вопросам социальной адаптации ребенка в группе ДОУ. Воспитатели не осознают необходимость целостного подхода к проблеме социальной адаптации старшего дошкольника в единстве с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов этого процесса, используемые ими методы и приемы по отношению к детям с трудностями социальной адаптации не достаточно эффективны.

Проведенное нами исследование подтверждает актуальность данной проблемы, и позволяет утверждать, что имеется острая необходимость в поиске решения вопроса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди