13.03.2019

Дидактический наглядный материал. Демонстрационный материал. Конспект занятия по фэмп «математические дидактические игры


Марина Кузикова
Конспект занятия по ФЭМП «Математические дидактические игры»

КОНСПЕКТ

Образовательной деятельности

Познавательное развитие (ФЭМП )

Подготовительная группа

Смоленская обл. г Рославль

МБДОУ д. сад «Ласточка»

Воспитатель Кузикова М. В.

Программное содержание :

*Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

*Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.

*Упражнять в правильном использовании слов : сначала, потом, до, после.

*Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.

*Развивать внимание, память, логическое мышление.

*Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Дидактический наглядный материал :

Демонстрационный материал :9 картинок с изображением зайчиков, цифровые карточки. Серия картинок «Распорядок дня» . Открытки с изображением предметов разной формы.

Раздаточный материал : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) . По одной фигуре на каждого ребёнка. Карандаши, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски в клетку.

Предварительная работа : составление и решение арифметических задач на сложение. Дидактические игры «Геометрические фигуры» , «Дополни предложение» . Сюжетно- ролевая игра «Магазин» .

Дети, предлагаю поиграть в игру, которая называется. «Дополни предложение» . Эта игра поможет вспомнить правильный распорядок дня тем ребятам, кто иногда его нарушает!

На доске картинки из серии «Распорядок дня» .

В-ль предлагает детям рассмотреть их и рассказать,что на них изображено, затем просит закончить предложения и показать соответствующие

Картинки : - Утром девочка встаёт и сначала ….

Девочка делает зарядку до ….

Девочка вернулась с прогулки и ….

До начала передачи «Спокойной ночи, малыши!» ….

После просмотра передачи девочка ….

Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

В-ль : «Дети, скоро вы пойдёте в 1 класс и вам пригодятся знания, которые вы получили в садике. Чтобы учиться отлично надо быть внимательным , развивать память, логику. В этом нам поможет умение решать арифметические задачи».

На панно 6картинок с изображением зайчиков, на некотором расстоянии расположено ещё 3 зайчика.

В-ль : «Дети,предлагаю составить задачу на сложение. Давайте, уточним,какие числа будут в задаче? (6и3) . «Дети составляют задачу :(на полянке гуляло 6 зайчиков к ним прибежали ещё 3 зайчика. Сколько зайчиков стало на полянке)

В-ль : «Давайте определим структуру нашей задачи (условие, вопрос) . Задача повторяется ещё раз. Вызванный ребёнок решает задачу на доске. Рисует соответствующее количество зайчиков и называет арифметическое действие с помощью которого решена задача.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В-ль читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения : Руки вверх поднимаем,

А потом их опускаем,

А теперь их разведём,

И к себе скорей прижмём,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, топай веселей.

В-ль : «А теперь отправимся в увлекательное путешествие по дорожкам разного цвета. Дети, будьте внимательны . Будешь внимательным и самостоятельным – будешь лучшем учеником!

У детей на листах бумаги изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разного цвета и разной длины.

В-ль : «Давайте измерим длину дорожек с помощью полоски бумаги в клеточку и узнаем какая дорожка короче (длиннее) ».

Предварительно объяснить, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски и обозначить результат измерения карточкой с цифрой. (Дети измеряют дорожки) .

В-ль уточняет : «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зелёной дорожки? Какой длины зелёная дорожка? Какая дорожка короче красная или зелёная? На сколько клеток красная дорожка короче зелёной? Что можно сказать о длине зелёной дорожки по сравнению с красной?До какого домика зайчики добегут быстрее? Обоснуйте свой ответ (ответы детей) .

В-ль : «Дети, а вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Магазин открыток» . На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по 1 геометрической фигуре (треугольник, круг, прямоугольник, овал, квадрат) .

В-ль : «Дети, подумайте и найдите в нашем магазине открытку с изображением предмета, похожего на вашу геометрическуюфигуру и обоснуйте свой выбор открытки.

Ответы детей (У меня круг. Я нашёл открытку с изображением часов, потому что часы тоже имеют форму круга и т. д.)

В-ль : «Дети, сегодня вы старались, у вас всё получилось правильно!»

Публикации по теме:

Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе 1. «Воздушные шары» Д/з: Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: Название шести цветов «спектра»- «красный»,.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Конспект НОД по математике для детей средней группы с ОНР «Математические игры с мышами Пином и Поном» Конспект открытого занятия по математике для детей средней группы с ОНР на тему «Математические игры с мышами Пином и Поном». Цели:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Математические игры» Конспект НОД в подготовительной группе «Математические игры». Автор: Жигалова Галина Леонидовна, воспитатель группы кратковременного пребывания.

Мы любим праздники и любим подарки. А еще все мы любим открытки – получать и дарить. Открытки дарят ко многим событиям – день рождения или Новый год, 8 Марта или рождение ребенка.

Зайдешь в магазин – открыток много, даже текст уже напечатан внутри — все за тебя уже придумали и сказали, только – не от души.

Подарок с любовью

Передать ваши чувства по отношению к одариваемому смогут только открытки, сделанные своими руками. Купить обычную картонную открытку просто, а вот сделать ее самим – значит, вложить в нее частичку себя. Ведь, изготавливая такой подарок, вы представляете себе того человека, которому он будет предназначен.

Помните, все мы в детстве, в детском саду или школе старались, делали родителям к празднику открытки – старательно вырезали, складывали, клеили. Потом – вручали. Помните, как бережно принимали подарок мама и папа, хранили его, а многие до сих пор хранят с вашими детскими рисунками и поделками.

Сегодня все больше становятся популярными изделия, сделанные своими руками. Вышитые подушки украшают дом, вязаные вещи с гордостью носятся. Не шьет, не вяжет и не клеит только совсем ленивый.

Скрапбукинг завоевывает все больше почитателей – фотоальбомы, открытки из бумаги, выполненные с любовью, сделанные в единственном экземпляре, — становятся уникальным подарком на различные праздничные события.

У того, кто овладел хотя бы основами скрапбукинга, не стоит вопроса – что подарить близкому человеку, и подарки эти вызывают восхищение.

Искусство дарить радость

Создание открыток из бумаги называется кардмейдинг. В его основе – использование бумаги и различных дополнительных материалов. У опытного скрапера при изготовлении открытки в ход пойдет все – ленты, небольшие бумажные, тканевые цветочки, вырубка – вырезанные из бумаги элементы, пуговицы, кружево и многое другое.

Приемов изготовления открыток из бумаги – много.

Опытные мастерицы делают многослойные объемные изделия, чем больше слоев, тем интереснее выглядит открытка.

Элементы соединяются между собой клеем и даже прошиваются. Различаются и стили, в которых работают мастера – шебби-шик, стимпанк и другие.

Создать две полностью одинаковые открытки – невозможно.

Сказать, что кардмейдинг – простое искусство – нельзя. Ведь в процессе сотворения всего одной вещи создается, изменяется, складывается композиция. Скрапер должен быть художником — знать основы и тонкости создания идеальной композиции, подбора материалов, сочетания цветов.

Иногда этот процесс подбора-прикладывания занимает не один час, а то и день – художник – натура тонкая, нет вдохновения, и ничего шедеврального не создастся. А иногда все как будто само складывается – и вот открытка своими руками на рождение ребенка или на день рождения близкого человека готова.

Посмотрите разнообразные фото открыток – насколько богата фантазия мастеров, создающих гармоничные композиции из множества мелких разрозненных деталей.

Творим подарок сами

Опытные скраперы используют для работы специальную скрап-бумагу – она плотная, имеет свойство не выгорать, не выцветать со временем. Это гарантирует, что ваш подарок сохранит свою красоту надолго.

Скрап-бумага бывает с различными рисунками, продается наборами либо отдельными листами.

Обратите внимание!

Еще нам понадобятся:

  • Плотная однотонная бумага для основы – подойдет акварельная.
  • Канцелярский нож и металлическая линейка (если вы увлечетесь скрапбукингом, позднее можете приобрести специальный резак, чтобы резать бумагу ровно – ножницы для этого – не лучший вариант).
  • Ножницы для вырезания мелких деталей.
  • Клей – обычный ПВА, канцелярский – не подойдет, он коробит бумагу, со временем она пожелтеет. Возьмите Титан, Момент и подобные – в магазинах скрап-товаров вам посоветуют и другие – смотрите, что доступно для вас.
  • Двусторонний скотч – им тоже можно соединять элементы открытки, а скотчем на пористой основе можно создавать многослойные объемные композиции.
  • Декоративные элементы – цветочки, вырубки, ленты, кусочки кружева, вырезанные из скрап-бумаги элементы – бабочки, птички, веточки и другие.

В создании композиции могут быть использованы пуговицы, подвески, пряжки и прочие мелкие предметы.

Часто используют штампы – с их помощью можно создать интересный фон будущей открытки, добавить определенные элементы, сделать надписи.

Интересный прием при создании объемных открыток – эмбоссинг – на основу наносится прозрачный штамп, который посыпается специальной пудрой.

Последний этап – пудра сушится с помощью специального фена – в результате получается объемное изображение: чаще всего такой прием применяют при создании контуров рисунка, надписей.

Фигурные дыроколы – могут сделать ажурный край, с их помощью делают объемные цветы, вырубки.

Обратите внимание!

Вообще профессиональных инструментов для скрапбукинга и кардмейдинга много, приобретать некоторые есть смысл только при изготовлении открыток на продажу. Зато, освоив искусство, вы не только порадуете друзей оригинальными подарками, но и пополните семейный бюджет.

Подберите несколько листов скрап-бумаги, подходящих по стилю, цвету, на основу наложите фон, на него – декоративные элементы, подобранные по цвету. Композиция должна составлять единое целое, чтобы каждый элемент имел значение.

Можно воспользоваться специальными схемами-скетчами, они подскажут вам, как расположить элементы, чтобы создать гармоничную композицию. Тщательно все подготовив, убедившись что каждый элемент продуман, клейте.

Если чего-то как будто не хватает – добавьте пару блесток по краям цветочков, стразы, полубусинки. Главное – единство и продуманность композиции, чтобы открытка не была похожа на аппликацию.

Есть много приемов – как сделать красивую открытку:

  • квиллинг – из тонких полосок бумаги скручиваются завитушки, потом им придаются различные формы – эти элементы приклеивают на основу, создавая узор, рисунок – получаются объемные открытки;
  • айрис-фолдинг – небольшие полоски из бумаги, ленты, ткани складывают по спирали, накладывая друг на друга – получается необычный рисунок;
  • открытка-шейкер – многослойная открытка с прозрачным окошком, внутри которого перемещаются мелкие элементы – фольгированные стразы, бисеринки;
  • открытка-тоннель – объемная открытка с множеством слоев, вырезанные элементы каждого слоя создают общий пространственный рисунок.

Обратите внимание!

Внутри открытку тоже можно оформить штампами, бумагой. Можно сделать необычной открытку внутри – при открывании объемный элемент расправляется – сердечко либо букет бумажных цветов, несомненно, удивят одариваемого.

Такая открытка из бумаги не сможет не понравиться – она хранит тепло и частичку вашей души. Если же вы хотите освоить искусство кардмейдинга – побывайте на мастер-классах опытных мастеров, которые расскажут все тонкости – касс сделать красивую открытку своимируками.

Фото открыток своими руками

Демонстрационный материал . Серия картинок «Распорядок дня», картинки с изображением 5 кактусов, девочки, несущей 2 кактуса, карточка со знаком вопроса, картинка с изображением воздушных шаров (9 шаров, 2 из них улетают), открытки с изображением предметов разной формы.

Раздаточный материал. Рабочие тетради, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; по 1 фигуре для каждого ребенка), карандаши, круги двух цветов.

Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Дополни предложение».

На доске картинки из серии «Распорядок дня».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что на них изображено. Затем просит закончить предложения и показать соответствующие картинки:

– Утром девочка встает и сначала…

– Девочка делает зарядку до…

– Девочка вернулась с прогулки и…

– Дома девочка сначала…

– До начала передачи «Спокойной ночи, малыши» девочка…

– После просмотра передачи девочка…

Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

II часть. Игровое упражнение «Реши задачу». На доске картинки с изображением 5 кактусов и девочки, несущей 2 кактуса. Рядом карточка со знаком вопроса.

Дети вместе с воспитателем составляют по картинкам задачу, определяют ее структуру и повторяют еще раз.

Затем дети самостоятельно решают задачу, используя круги двух цветов, отвечают на ее вопрос и рассказывают о том, как они ее решили. После ответов детей воспитатель уточняет: «Было пять кактусов. Девочка принесла еще два кактуса, и их стало больше. К пяти прибавить два, получится семь. Семь кактусов стало у девочки».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением воздушных шаров и предлагает составить еще одну задачу.

Дети решают задачу с помощью кругов одного цвета и рассказывают о ее решении. Воспитатель делает обобщение: «Было семь воздушных шаров, два улетело, их стало меньше. Из семи вычесть два, получится пять. Пять воздушных шаров осталось».

III часть. Игровое упражнение «Какая машина едет быстрее» (с. 8, задание В).

По картинке дети определяют виды машин, какая из них едет медленнее, какая – быстрее. Затем определяют, какое место займет каждая из машин на соревновании, и дорисовывают в квадратах соответствующее количество кругов.

IV часть. Дидактическая игра «Магазин открыток».

На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по 1 геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».

Февраль

Занятие 1

Программное содержание

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Упражнять в счете предметов по образцу.

Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Круги двух цветов, 9 картинок с изображением зайчиков, карточки с изображением зайца, медведя, ежа, лося, волка, лисы; сковороды, кастрюли, дуршлага, чайника, миски, ковша; пальто, шапки, брюк, кофты, свитера, комбинезона.

Раздаточный материал . Листы бумаги, простые карандаши, рабочие тетради, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски бумаги в клетку, карточки с цифрами.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Реши задачу».

На панно 6 картинок с изображением зайчиков. На некотором расстоянии расположено еще 3 зайчика.

Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение. Уточняет числа, которые будут в задаче. Дети составляют задачу: «На полянке гуляли шесть зайчиков. К ним прибежали еще три зайчика. Сколько всего зайчиков стало на поляне?»

Воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи (условие, вопрос) и повторяет ее еще раз.

Дети решают задачу с помощью геометрических фигур (рисуют круги на листах бумаги), отвечают на ее вопрос и рассказывают о ее решении.

Вызванный ребенок рисует на доске ответ задачи: соответствующее количество кругов и выкладывает цифровую карточку.

II часть. Игровое упражнение «Считайка» (рабочая тетрадь, с. 6).

Дети считают предметы на картинке, записывают ответ и отвечают на вопросы: «Каких предметов больше всего? Почему вы так решили? Каких предметов меньше всего? Почему вы так решили?»

III часть. Игровое упражнение «Измеряем дорожки для зайчиков».

У детей на листах бумаги изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разной длины и разного цвета.

Воспитатель предлагает детям измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Предварительно объясняет, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски, и обозначить результат измерения карточкой с цифрой.

Дети измеряют дорожки.

Воспитатель уточняет: «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зеленой дорожки? Какой длины зеленая дорожка? Какая дорожка короче: красная или зеленая? На сколько клеток красная дорожка короче зеленой? Что можно сказать о длине зеленой дорожки по сравнению с красной? На сколько клеточек зеленая дорожка длиннее красной? До какого домика зайчики добегут быстрее?» (Дети обосновывают свой ответ.)

Текущая страница: 7 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Воспитатель формулирует арифметическое действие: «К семи прибавить два».

Дети решают задачу и отвечают на ее вопрос. (Девять рыбок нарисовал художник.)

Воспитатель говорит детям, что художник решил пересадить двух рыбок в другой аквариум (выполняет действие).

Дети вместе с воспитателем составляют задачу на вычитание, разбирают ее структуру, обозначают данные цифрами и решают действием вычитания:


Не сложно отнимать игрушки,
Конфеты, книжки, кружки, плюшки,
Но нужно правильно понять,
Что значит «вычесть» и «отнять»,
Что груши или шоколадки
Мы отнимаем лишь в тетрадке.

А.Усачев

Последовательность решения задачи аналогична предыдущей.

Воспитатель формулирует арифметическое действие: «Из девяти вычесть два». Дети решают задачу и отвечают на ее вопрос.

II часть. Игровое упражнение «В гостях у гномиков».

Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания в рабочих тетрадях (с. 14).

Задание А: дети называют виды часов, соединяют линией часы, которые показывают одинаковое время, и обосновывают свой выбор.

Задание Б: дети дописывают пропущенные на часах цифры и дорисовывают стрелки так, чтобы они показывали 3 часа.

Задание В: дети определяют, какой гномик встает раньше и насколько, и обосновывают ответы.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем палочки».

Дети вместе с воспитателем рассматривают образец узора (см. рис. 29) и обсуждают особенности его выполнения.

Рис. 29


Дети дорисовывают узор в тетради и после его оценки воспитателем рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.

Занятие 6

Программное содержание

Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.

Умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части.

Умение определять местоположение предметов относительно друг друга.

Демонстрационный материал. Карточки с изображением кругов (от 1 до 20 кругов; 10 красных кругов и 10 – синих), панно с прорезями, 10 мячей, 2 куклы, 5 конфет, 7 фигурок животных.

Раздаточный материал . Счетные палочки, круги (по 1 шт. для каждого ребенка), ножницы, рабочие тетради, карандаши.


Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Стройся в ряд».

Дети берут со стола карточки с изображением кругов и строятся в ряд в соответствии с количеством кругов на них (от 1 до 20). Воспитатель уточняет, сколько детей построилось в ряд и сколько кругов у них на карточках. Дети проверяют правильность выполнения задания, затем меняются карточками и вновь выстраиваются в ряд.

Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.

II часть. Игровое упражнение «Магазин игрушек».

На панно 8 мячей. Воспитатель добавляет еще 2 мяча и предлагает детям составить задачу, предварительно уточняя ее структуру.

Воспитатель выслушивает задачи детей и уточняет: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?» Затем просит повторить задачу еще раз.

Дети на доске обозначают данные задачи цифрами. Воспитатель уточняет: «Больше или меньше стало мячей в магазине, после того как добавили еще два мяча? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?»(Сложения.)

Дети решают задачу и отвечают на вопрос. Воспитатель выясняет: «Какое арифметическое действие выполнили? Какие числа сложили? Почему складывали эти числа? Что сделали, чтобы решить задачу? Какой ответ в задаче?»

Воспитатель обобщает ответы детей: «К восьми прибавить два, получилось десять. Десять мячей стало в магазине».

На столе у воспитателя 2 куклы. У одной из них 5 конфет. Воспитатель отдает 2 конфеты другой кукле и вместе с детьми составляет задачу. Дети в соответствии с условием задачи выполняют действия со счетными палочками.

Воспитатель разбирает структуру и решение задачи, делая акцент на определении действия «вычитание».

III часть. Игровое упражнение «Угостим гостей тортом».

У детей по 1 кругу и ножницы.

Воспитатель говорит детям: «К кукле пришли гости. (Показывает фигурки животных.) Сколько гостей вместе с куклой будет пить чай? (Дети считают.) На сколько частей надо разделить круглый праздничный торт?»

Воспитатель уточняет способ деления круга, дети выполняют действия. Затем выясняет: «На сколько частей вы разделили торт? Разложите куски торта в ряд. Покажите одну восьмую часть торта. Что больше: целый торт или одна восьмая?»

Аналогичные задания дети выполняют на нахождение 2/8, 6/8 частей и половины и сравнение их с целым и между собой.

IV часть. Игровое упражнение «Кто что видит» (рабочая тетрадь, с. 12).

Дети определяют, в каком направлении едут гномик и водитель грузовика. Затем рассказывают, что они видят слева (справа) и т. д.

Занятие 7

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги.

Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Картинки с изображением дубов (7 шт.), сосен (3 шт.), шестиголового змея; лист бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров (треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, пятиугольник – каждая фигура дана в двух размерах), карточки с цифрами от 0 до 20.

Раздаточный материал . Счетные палочки, карточки с цифрами от 1 до 20, листы бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров (см. демонстрационный материал), цветные карандаши, листы бумаги.


Методические указания

I часть.

На фланелеграфе 7 картинок с изображением дубов и 3 картинки с изображением сосен. Воспитатель читает задачу:


Вот семь дубков и три сосны.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько посчитайте.

Дети определяют структуру задачи. Воспитатель повторяет задачу и просит назвать арифметическое действие, с помощью которого они будут решать задачу. Дети решают задачу, используя счетные палочки, отвечают на ее вопрос и объясняют, как они ее решили.

Воспитатель читает следующую задачу и показывает картинку с изображением шестиголового змея:


Был бой отчаянно суров.
У Змея было шесть голов.
Но богатырь срубает три…
Осталось сколько, посмотри.

А.Усачев

Воспитатель вместе с детьми решает задачу (рассуждения аналогичны предыдущим). Затем уточняет отличия задач на сложение от задач на вычитание: действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» – к его уменьшению.

II часть. Игровое упражнение «Найдем похожие».

У детей листы бумаги с изображением многоугольников разных видов и размеров.

Воспитатель предлагает рассмотреть геометрические фигуры, определить их сходства и различия и соединить прямыми линиями похожие фигуры (каждый вид своим цветом).

После выполнения задания уточняет: «Какие фигуры вы соединили одним цветом? Каким словом можно назвать эти фигуры? (Четырехугольники.) Почему?»

Дети сравнивают правильность выполнения задания с образцом.

Воспитатель обобщает ответы детей: «У выбранных фигур одинаковое количество углов и сторон».

Затем спрашивает: «Каким словом можно назвать все фигуры? (Многоугольники.) Почему? Одинаковые ли фигуры по размеру? Сколько больших многоугольников? Сколько маленьких?»

III часть. Дидактическая игра «Найдем соседей числа».

Воспитатель просит троих детей найти карточки с цифрами 2, 5, 8 и построиться в ряд. Остальным детям предлагает определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и встать в ряд.

Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь)? Какое число предыдущее (последующее) к числу два (пять, восемь)?» (Дети обосновывают свой ответ.)

Далее воспитатель предлагает детям найти карточки с цифрами, обозначающими числа 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, и выстроиться в ряд. Остальные дети определяют пропущенное число, находят соответствующие карточки с цифрами и занимают пропущенное место.

IV часть.

Воспитатель дает детям задание: «Посередине листа нарисуйте круг, вверху (внизу, слева и справа) от круга – по одному треугольнику. Затем в каждом углу нарисуйте по квадрату разного цвета. Внутри круга изобразите квадрат, между квадратами проведите волнистые линии разных цветов».

Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания (с демонстрацией на доске), обсуждают названия и расположение фигур.

Занятие 8

Программное содержание

Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.

Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после.

Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Развивать внимание, воображение.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Серия картинок «Распорядок дня», картинки с изображением 5 кактусов, девочки, несущей 2 кактуса, карточка со знаком вопроса, картинка с изображением воздушных шаров (9 шаров, 2 из них улетают), открытки с изображением предметов разной формы.

Раздаточный материал. Рабочие тетради, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; по 1 фигуре для каждого ребенка), карандаши, круги двух цветов.


Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Дополни предложение».

На доске картинки из серии «Распорядок дня».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что на них изображено. Затем просит закончить предложения и показать соответствующие картинки:

– Утром девочка встает и сначала…

– Девочка делает зарядку до…

– Девочка вернулась с прогулки и…

– Дома девочка сначала…

– До начала передачи «Спокойной ночи, малыши» девочка…

– После просмотра передачи девочка…

Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

II часть. Игровое упражнение «Реши задачу». На доске картинки с изображением 5 кактусов и девочки, несущей 2 кактуса. Рядом карточка со знаком вопроса.

Дети вместе с воспитателем составляют по картинкам задачу, определяют ее структуру и повторяют еще раз.

Затем дети самостоятельно решают задачу, используя круги двух цветов, отвечают на ее вопрос и рассказывают о том, как они ее решили. После ответов детей воспитатель уточняет: «Было пять кактусов. Девочка принесла еще два кактуса, и их стало больше. К пяти прибавить два, получится семь. Семь кактусов стало у девочки».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением воздушных шаров и предлагает составить еще одну задачу.

Дети решают задачу с помощью кругов одного цвета и рассказывают о ее решении. Воспитатель делает обобщение: «Было семь воздушных шаров, два улетело, их стало меньше. Из семи вычесть два, получится пять. Пять воздушных шаров осталось».

III часть. Игровое упражнение «Какая машина едет быстрее» (с. 8, задание В).

По картинке дети определяют виды машин, какая из них едет медленнее, какая – быстрее. Затем определяют, какое место займет каждая из машин на соревновании, и дорисовывают в квадратах соответствующее количество кругов.

IV часть. Дидактическая игра «Магазин открыток».

На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по 1 геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».

Занятие 1

Программное содержание

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Упражнять в счете предметов по образцу.

Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Круги двух цветов, 9 картинок с изображением зайчиков, карточки с изображением зайца, медведя, ежа, лося, волка, лисы; сковороды, кастрюли, дуршлага, чайника, миски, ковша; пальто, шапки, брюк, кофты, свитера, комбинезона.

Раздаточный материал . Листы бумаги, простые карандаши, рабочие тетради, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски бумаги в клетку, карточки с цифрами.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Реши задачу».

На панно 6 картинок с изображением зайчиков. На некотором расстоянии расположено еще 3 зайчика.

Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение. Уточняет числа, которые будут в задаче. Дети составляют задачу: «На полянке гуляли шесть зайчиков. К ним прибежали еще три зайчика. Сколько всего зайчиков стало на поляне?»

Воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи (условие, вопрос) и повторяет ее еще раз.

Дети решают задачу с помощью геометрических фигур (рисуют круги на листах бумаги), отвечают на ее вопрос и рассказывают о ее решении.

Вызванный ребенок рисует на доске ответ задачи: соответствующее количество кругов и выкладывает цифровую карточку.

II часть. Игровое упражнение «Считайка» (рабочая тетрадь, с. 6).

Дети считают предметы на картинке, записывают ответ и отвечают на вопросы: «Каких предметов больше всего? Почему вы так решили? Каких предметов меньше всего? Почему вы так решили?»

III часть. Игровое упражнение «Измеряем дорожки для зайчиков».

У детей на листах бумаги изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разной длины и разного цвета.

Воспитатель предлагает детям измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Предварительно объясняет, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски, и обозначить результат измерения карточкой с цифрой.

Дети измеряют дорожки.

Воспитатель уточняет: «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зеленой дорожки? Какой длины зеленая дорожка? Какая дорожка короче: красная или зеленая? На сколько клеток красная дорожка короче зеленой? Что можно сказать о длине зеленой дорожки по сравнению с красной? На сколько клеточек зеленая дорожка длиннее красной? До какого домика зайчики добегут быстрее?» (Дети обосновывают свой ответ.)

IV часть. Игровое упражнение «Найди общее название».

На доске 3 ряда карточек с картинками:

1-й ряд – заяц, медведь, еж, лось, волк, лиса;

2-й ряд – сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, миска, ковш;

3-й ряд – пальто, шапка, брюки, кофта, свитер, комбинезон.

Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, найти общее название для предметов каждого ряда и определить их количество. Затем предлагает детям придумать аналогичные загадки и загадать их друг другу.

Занятие 2

Программное содержание

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Закреплять умение называть зимние месяцы.

Совершенствовать умение составлять число из единиц.

Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинки с изображением разных месяцев зимы, 2 ветки дерева, силуэты птиц: 10 синиц, 10 снегирей, картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 рубля, конверт – 5 рублей, открытка – 10 рублей; коробка с прорезью.

Раздаточный материал. Счеты, наборы монет достоинством 2, 5, 10 рублей; монеты достоинством 1 рубль (по 10 шт. для каждого ребенка), тетради в клетку, геометрические фигуры, счетные палочки.


Методические указания

I часть. На панно 2 веточки дерева: на одной сидят 7 синиц, на другой – еще 3 синицы.

Воспитатель предлагает детям составить задачу: «На веточке сидели семь синичек. К ним прилетели еще три синички. Сколько всего синичек стало на веточках?»

Дети определяют структуру задачи, уточняют числовые данные и называют арифметическое действие, с помощью которого ее можно решить.

Вызванный ребенок повторяет задачу. Дети решают ее, откладывая на счетах соответствующее количество косточек. (Предварительно воспитатель уточняет правила работы со счетами: косточки располагаются с правой стороны, а нужное количество косточек передвигается справа налево.)

Дети отвечают на вопрос задачи и рассказывают, как ее решить.

Воспитатель рисует на доске модель решения задачи (см. рис. 30) и комментирует ее: «Круг с семью точками обозначает количество сидевших на ветке птиц; круг с тремя точками – количество прилетевших птиц; общий круг – сколько всего птиц».

Рис. 30


Воспитатель располагает на ветке 10 снегирей и просит детей сосчитать их. Затем пересаживает 3 снегирей на другую ветку и предлагает составить задачу на вычитание.

Работа ведется в той же последовательности.

Воспитатель рисует на доске модель решения задачи (см. рис. 31) и комментирует ее: «Общий круг показывает, сколько всего снегирей было на ветке. Три точки – сколько снегирей улетело. Точки слева от черты – сколько снегирей осталось».

Рис. 31


II часть. Игровое упражнение «Письмо-загадка». Воспитатель вывешивает на доске картинки с изображением разных месяцев зимы и загадывает детям загадки:


Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)


Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром.

(Зимние месяцы)

Воспитатель загадывает загадки, а дети находят соответствующие иллюстрации и рассказывают о приметах данного месяца:


Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)


Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?

(Январь)


Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Дети называют зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль.) Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…»:


Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

III часть. Игровое упражнение «Поздравляем друзей с праздником». Воспитатель уточняет, какой праздник будет в феврале и что надо купить, чтобы поздравить друзей с праздником.

На доске картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 рубля, конверт – 5 рублей, открытка – 10 рублей. У детей наборы монет достоинством 1 (10 шт.), 2, 5, 10 рублей.

Воспитатель говорит детям, что купить карандаш, конверт и открытку на почте можно через автомат, который принимает монеты достоинством 1 рубль. Для этого дети должны разменять деньги на монеты достоинством 1 рубль.

Дети по очереди рассказывают, какой предмет они хотят купить и сколько монет достоинством 1 рубль они для этого приготовили. Вызванные дети делают покупки, опуская монеты в коробку с прорезью.


Физкультминутка

Дети встают в круг и вместе с воспитателем по ходу чтения стихотворения сначала поочередно разгибают пальчики, а затем опять сжимают в кулак.


В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

IV часть. Игровое упражнение «Собери картинку».

Воспитатель предлагает детям составить картинку «Военный транспорт». Предварительно они обсуждают, какие предметы могут быть на картинке (самолет, танк, водный транспорт).

Дети выполняют задание парами, выкладывая предметы на листах бумаги с помощью геометрических фигур и счетных палочек. После выполнения задания дети рассказывают, какие предметы они изобразили и какие геометрические фигуры для этого использовали.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом .

Формировать умение определять отрезок прямых линий и измерять его длину по клеткам.

Развивать представления о величине предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и знаками «+», «-», «=», 9 флажков, 9 ленточек, 2 набора карточек с цифрами от 1 до 7 разных цветов; картинка с изображением горшка (высота 15 см) и 2 палочек (длина 4,5 см), полоска бумаги в клетку.

Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку, цветные карандаши.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Решим задачу».

Воспитатель читает задачу, а вызванные дети выполняют действия в соответствии с ее условием: «У Вани было шесть флажков. Дима подарил ему еще три флажка. Сколько всего флажков стало у Вани?»

Дети определяют структуру задачи, цифрами на доске обозначают числовые данные и повторяют ее еще раз. Затем решают задачу с помощью счетных палочек, отвечают на вопрос и рассказывают, как ее решили. Ребенок выставляет на доску карточку с цифрой, обозначающей ответ.

Воспитатель уточняет, на какое арифметичекое действие была задача, и объясняет, что в математике есть знак, который обозначает действие сложения, называется «плюс» (показывает карточку со знаком «+»). Затем читает стихотворение:


Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья
И в том мое предназначенье.

А.Усачев

Воспитатель говорит: «Знак „плюс“ мы поставим между цифрами шесть и три, потому что к шести мы прибавляем три. Шесть плюс три равно девять».

Воспитатель показывает карточку со знаком «=», ставит его перед цифрой 9 и вместе с детьми читает запись. Дети выкладывают «запись» решения задачи под счетными палочками.

Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание: «У Светы было девять ленточек, три ленточки она отдала Тане. Сколько ленточек осталось у Светы?»

Воспитатель читает детям стихотворение:


Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.

А.Усачев

II часть. Дидактическая игра «Неделька».

Дети делятся на 2 команды, берут карточки с цифрами (от 1 до 7) и по сигналу воспитателя строятся в ряд, образуя неделю от понедельника до воскресенья.

Затем воспитатель уточняет: «Расскажите, как вы построились. (Дети последовательно называют дни недели.) Какой день наступает после четверга? Какой день недели идет потом? (После пятницы.) Какой день недели идет раньше среды? Какой день недели наступает после субботы?»

Игра повторяется 2–3 раза под музыку со сменой карточек и дня, от которого надо образовать неделю.

III часть. Игровое упражнение «Украшаем линии».

На доске образец отрезка прямой линии длиной 5 клеток. Воспитатель уточняет у детей: «Какой длины отрезок? Скольким клеткам он равен? В тетради отсчитайте от предыдущего задания слева вниз четыре клетки и поставьте точку. Проведите от нее отрезок прямой линии, равный трем клеткам, пропустите две клетки и нарисуйте еще один такой же отрезок прямой линии и так до конца строчки.

После выполнения задания воспитатель спрашивает у детей: «Какой длины отрезок прямой линии? Сколько клеток уложилось в длине отрезка? Сколько отрезков уместилось на строчке?»

Воспитатель предлагает детям цветными карандашами нарисовать над отрезками крестики, а под ними – кружочки. Показывает, как выполнить задание: крестик (кружочек) в каждой клеточке.

IV часть. Игровое упражнение «Мальчик с пальчик».

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены горшок (высота 9 см) и 2 палочки (длина каждой 4,5 см). Объясняет, что раньше на Руси высоту измеряли вершками, и измеряет палочку при помощи полоски бумаги в клетку. Вызванный ребенок считает, сколько клеточек уложилось в длине палочки. Воспитатель поясняет, что 1 вершок равен 9 клеткам, а 2 вершка – 18 клеткам; высота горшка равна 2 вершкам.

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми показывает величину его персонажей:


Это мальчик с пальчик,
Жутко вредный мальчик: (Показывают мизинец.)
Если в дом приходит гость,
Он подложит гостю гвоздь…
То горшок с печи уронит,
То в тарелке с медом тонет. (Складывают ладошки «лодочкой».)
Бедокурит у меня,
Как и вся его родня -
Семья большая, бедная
И поголовно вредная:
Первый мальчик – с пальчик, (Показывают мизинец.)
Второй браток – с ноготок, (Показывают ноготь пальчика.)
Еще молодец – с огурец, (Большим и указательным пальцами показывают размер огурца.)
Да мужичок – с кулачок, (Показывают кулак.)
Да еще два дружка – в два вершка, (Картинка с изображением горшка.)
Но самый вредный из крошек -
Тот вообще с горошек. (Пальцами показывают кружочек.)
Занятие 4

Программное содержание

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Расширять представления о весе предметов.

Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.

Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Коробка, 3 квадрата, 5 карандашей, чашечные весы, 2 кубика из пластилина одинаковой массы.

Раздаточный материал. Красный и зеленый круги, карточка с цифрами и знаками «+», «-», «=», тетради в клетку, простые и цветные карандаши, конверты с разрезанными квадратами (см. рис. 34), листы бумаги с моделями для решения задач (см. рис. 32, 33).


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Дети заранее готовятся к показу действий по условию задачи и затем демонстрируют их под музыку: к кормушке сначала прилетает 1 птичка, а потом еще 4 птички.

Дети вместе с воспитателем составляют задачу, разбирают ее структуру, цифрами на доске обозначают числовые данные и повторяют задачу. Затем решают задачу и выбирают модель для ее решения: рисуют в кругах (см. рис. 32) точки в соответствии с условием.

Рис. 32


Воспитатель выслушивает ответы детей (без оценки правильности решения). Дети заполняют модель с помощью точек, рассказывают, как они решили задачу, и цифрой на доске обозначают ответ.

Воспитатель уточняет у детей: «Что надо сделать, чтобы записать решение задачи? (Какие знаки надо поставить между цифрами?) Почему надо поставить знаки „плюс“ и „равно“?» (Дети обосновывают выбор знаков.)

Вызванные дети ставят между цифрами карточки с арифметическими знаками (1+4=5), читают запись и отвечают на вопрос задачи.

Воспитатель предлагает записать решение задачи на листах бумаги под «моделью» при помощи цифр и знаков и прочитать запись.

Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание: «У Алеши было пять карандашей, четыре карандаша он убрал в коробку». (Ребенок показывает соответствующие действия.)

Дети на модели рисуют 5 точек и отделяют 1 точку линией (см. рис. 33).

Рис. 33


Под моделью дети записывают решение задачи, читают запись и отвечают на вопрос задачи.

II часть. Дидактическая игра «Сложи квадраты».

У детей 3 комплекта разрезанных квадратов разного цвета (в одном конверте; см. рис. 34).

Рис. 34


Воспитатель предлагает детям сложить 3 квадрата так, чтобы каждый квадрат был одного цвета.

После выполнения задания дети рассказывают, из каких фигур они составили квадраты, например: «Я составил квадрат из прямоугольника и двух квадратов».

Дети проверяют правильность построения квадратов по образцам, выставленным воспитателем, и оценивают работу: показывают красный круг, если есть ошибки, и зеленый круг, если ошибок нет.

III часть. Игровое упражнение «Изменяем форму предмета».

Воспитатель показывает детям 2 кубика из пластилина одинаковой массы и спрашивает: «Что можно сказать об этих предметах (о форме, цвете, величине, материале)? Как вы думаете, одинаковые ли они по тяжести? Как это проверить?»

Один ребенок определяет вес кубиков, взвешивая их на ладонях. Воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о весе кубиков?»

Другой ребенок использует для взвешивания весы. Воспитатель уточняет: «Что показали весы?» (Кубики одинаковые по весу.)

Воспитатель предлагает ребенку сделать из одного кубика шарик. Затем спрашивает: «Что теперь можно сказать о весе этих предметов?»

Вызванные дети взвешивают предметы на ладонях и весах.

Воспитатель предлагает ребенку сделать из другого кубика лепешку и снова сравнить предметы по весу. Затем обобщает: «Кубики были одинаковые по весу. Мы сделали из них другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковые».

IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».

Воспитатель предлагает детям в тетрадях от предыдущего задания слева отсчитать вниз 4 клетки и поставить точку.

Воспитатель говорит детям, что работу они будут выполнять самостоятельно, и дает задание: «От точки вправо проведите прямую линию длиной в одну клетку, затем проведите вверх прямую линию длиной в одну клетку, потом вправо прямую линию в одну клетку и вниз прямую линию в одну клетку».

Дети рисуют узор до конца строчки и украшают его (по желанию).

После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения и оценивает солнышком.

Занятие 5

Программное содержание

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры.

Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.

Развивать логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинки с изображением машин (на одной картинке 2 машины, на другой – 4 машины едут по направлению к 2 машинам); самолетов (7 самолетов на аэродроме, 5 взлетающих самолетов), ватман с изображением дома, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками, контурное изображение ели, равной по высоте одной из трех елей у детей.

Раздаточный материал . Листы бумаги с моделями для решения задач, цветные карандаши, 4 макета часов (на 4 подгруппы детей), контурные изображения елей разной высоты (по 3 шт. для каждого ребенка; одна из елей равна образцу), карточки с цифрами и арифметическими знаками, счетные палочки, рабочие тетради.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Определяем время».

Воспитатель дает звонок на занятие и предлагает определить время на часах (9.00). Затем он вызывает ребенка и просит установить время на макете часов. Дети объясняют: «Короткую часовую стрелку ставим на цифру девять, длинную минутную стрелку – на двенадцать. Часы показывают девять часов утра».

Тема: "Составление задач на сложение и вычитание. Геометрические фигуры." Цель: продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до и после. Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности по математике в подготовительной к школе группе.

Тема : «Составление задач на сложение и вычитание. Геометрические фигуры.» Вид детской деятельности : познавательное развитие. Цель : Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после. Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Развивать внимание, воображение. Ожидаемый результат : учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, закрепить знание детей о геометрических фигурах. Физкультминутка : «Улыбнись». Дидактический наглядный материал: Демонстрационный материал . Серия картинок «Распорядок дня», картинки с изображением 5 яблок, девочки, несущей 2 две яблоки, карточка со знаком вопроса, картинка с изображением воздушных шаров (9 шаров, 2 из них улетают), открытки с изображением предметов разной формы. Раздаточный материал. Рабочие тетради, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; по 1 фигуре для каждого ребенка), карандаши, круги двух цветов.

Ход: Психологическое состояние. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю Я вас всех приветствую.

I . Дидактическая игра «Дополни предложение». На доске картинки из серии «Распорядок дня». Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что на них изображено. Затем просит закончить предложения и показать соответствующие картинки:

– Утром девочка встает и сначала…

– Девочка делает зарядку до…

– Девочка вернулась с прогулки и…

– Дома девочка сначала…

– До начала передачи «Спокойной ночи, малыши» девочка…

– После просмотра передачи девочка… И так далее. Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

II. Игровое упражнение «Реши задачу». На доске картинки с изображением 5 яблок и девочки, несущей 2 яблоки. Рядом карточка со знаком вопроса.

Дети вместе с воспитателем составляют по картинкам задачу, определяют ее структуру (условие и вопрос) и повторяют еще раз.

Затем дети самостоятельно решают задачу, используя круги двух цветов, отвечают на ее вопрос и рассказывают о том, как они ее решили. После ответов детей воспитатель уточняет: «Было пять яблок. Девочка принесла еще две яблоки, и их стало больше. К пяти прибавить два, получится семь. Семь яблок стало у девочки».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением воздушных шаров и предлагает составить еще одну задачу.

Дети решают задачу с помощью кругов одного цвета и рассказывают о ее решении. Воспитатель делает обобщение: «Было семь воздушных шаров, два улетело, их стало меньше. Из семи вычесть два, получится пять. Пять воздушных шаров осталось».

Физкультминутка «Улыбнись» .
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

III. Дидактическая игра «Путаница».

У детей на листах бумаги нарисованы геометрические фигуры, наложенные друг на друга, например:

Воспитатель просит детей обвести увиденные геометрические фигуры карандашами разного цвета, а затем заштриховать эти фигуры на полоске.

Правильность выполнения задания сверяется с образцом и обосновывается детьми .

IV. Дидактическая игра «Магазин открыток».

На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по 1 геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».

Рефлексия: Ребята, вам понравилось занятие? Какое вам игровое упражнение больше всего понравилось? Что вам было сложно? Молодцы, ребята!



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди