22.02.2019

Игры на развитие наглядно образного мышления дошкольников. Картотека игр для развития мышления. Упражнения на визуализацию


Мышление одна из высших форм деятельности человека, а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Существует три вида мышления:

1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);

2) наглядно-образное (дети уже могут преставлять предметы или явления окружающей среды);

3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями, умеют рассуждать).

Наглядно-действенное мышление с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное . Это мышление образами, представлениями, превращения ситуации в образной форме. Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты. Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическо е мышлени е , которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.

Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Примеры игр на развитие мышления дошкольников.

1) «Собери большую семью»

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»

2) «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными иотдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

3) «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4) «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5) « Волшебный мешочек»

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6) «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9) «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10) «Найди лишнее слово»

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12) «Профессии»

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13) «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

14) «Угадай»

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко) .

15) «Отгадывание загадок»

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц) ; Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16) «Перелётные и зи мующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.

17) «Летает, плавает, ползает»

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18) «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19) «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20) «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)

Игры на визуализацию.

Игра №1. "На что это похоже"?

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Игра хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Игра №2. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону".

"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"

Игра №3. "Продолжи узор".

Игра состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона) .

После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".

Игра №4. "Платочек"

Эта игра сходна с предыдущей, но является более сложной, т.к. предполагает воспроизведение узора относительно двух осей - вертикальной и горизонтальной.

"Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам (если одна ось симметрии) или вчетверо (если две оси симметрии) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым".

Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.

Игра № 5. "Составь фигуру".

Эта игра, так же, как и предыдущая, направлена на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Предлагается несколько вариантов этой игры (от самого легкого до более сложного) .

а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) "Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией".

в) "Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках".

Игра №6. "Сложи фигуры".

Игра направлена на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".

По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении) , а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

Игра №7. "Найди закономерность".

а) Игра направлена на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни, пустую клетку, не нарушая закономерности".

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".

Подобные задания можно придумать самостоятельно.

Игра № 8. "Светофор".

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления

детей старшего дошкольного возраста.

I этап

  1. «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. После организации практической ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

  1. «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

  1. «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

  1. «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать ключик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик».

  1. «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»

Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать мальчику, как присоединить вагончики между собой и присоединить к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.

  1. «КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане.

Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа.

  1. «В ПЕСОЧНИЦЕ»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что девочка хочет поиграть? Что ей для этого нужно? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки. Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке, чтобы делать куличики?»

  1. «ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь мальчику: «Расскажи мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предметные картинки.

В случае затруднения педагог использует прием припоминания: «Чем удобно забивать колышки, гвозди? А чем ты забиваешь гвозди? Ты видел, чем забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить забор».

  1. «ПОМОГИ РЫБКАМ!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам. Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает, как это сделать.

Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать задачу практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок рассказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.

  1. «КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»

Ребенку предлагают рассмотреть ситуацию, изображенную на картинке, и рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что хочет мальчик? Во что дети хотят поиграть? Что хочет достать девочка? Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием припоминания или наблюдения за действиями сверстников.

II этап

  1. «Да-нет»

Ребенку задаются вопросы, а тот, подумав некоторое время, должен ответить «да» или «нет». Если он ошибается, нужно снова задать ему тот же вопрос и попросить подумать еще раз. Если ребенок опять даст неправильный ответ, то его надо поправить и объяснить в чем его ошибка.

  1. «Какое время года»

Перед ребенком положить четыре карточки с разными временами года. Далее задать ребенку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен указать на ту из арточек, которая ему соответствует.

  1. «Что каким бывает»

Спросить ребенка «Что бывает высоким?», а он предлагает разные варианты ответов. В ходе игры выяснится, что высоким могут быть и дом, и подъемный кран, и человек, и дерево, и шкаф.

  1. «Чего не бывает»

Сказать ребенку: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего на самом деле не бывает». Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением. Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе».

  1. «Разложи по порядку»

Задания ребенку: I вариант. Разложить по порядку картинки с временами года. II вариант. Разложить картинки с изображением членов семьи, от самого старшего к самому младшему. III вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце.

  1. «Разложи на группы»

Перед ребенком разложить комбинацию из 15 карточек, предлагая ему объединить карточки по тематике «Домашние животные», «Одежда для девочки», «Мебель» и найти одну картинку лишнюю. Ребенок должен найти и показать ее, а также ответить, почему именно эта карточка оказалась лишней.

  1. «Подбери похожее»

Задача детей – найти соответствие геометрических фигур и предметов. Детей можно разделить на группы и провести мини-соревнование. Побеждает та группа детей, которая быстрее и успешнее справилась с заданием. Для усложнения упражнения вы предлагаете детям самим подобрать к каждой геометрической фигуре соответствующий предмет так, чтобы он не совпадал с предметом другого участника.

  1. «Ходит-бегает-ездит»

Вы предлагаете ребенку подумать, что или кто может идти, а что или кто – бегать или ездить. Затем вы даете рассмотреть картинку и найти на ней объект, который не может идти (велосипед). При этом надо объяснить, что остальные нарисованные объекты идут. Ребенок, осознав это, должен указать, кто из нарисованных объектов может еще бегать (лошадь, человек).

  1. «Где моя тень»

Вы раскладываете перед детьми цветные картинки и каждому раздаете по одной черной. После этого объясняете, что каждый черный силуэт – это тень, которая из-за чего-то обиделась на своего хозяина и решила от него убежать. Дети очень помогут, если вернут каждую тень ее хозяину. Каждый должен подобрать к тени родную картинку.

  1. «Назови похожее»

Детям называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Нужно назвать как можно больше аналогов для него, то есть других предметов, которые сходны с ним по существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и др.

  1. «Для чего это пригодится»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка – назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для чего-нибудь, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

III этап

  1. «На что похоже»

Вы кладете перед детьми один из простых рисунков (треугольник, квадрат, круг и т.д.). Задача каждого из них – найти в рисунке определенный смысл, образ и сказать, что бы это могло быть. Все участники предлагают свои варианты ответов. Чем больше их в конечном счете будет, тем лучше.

  1. «Вопрос-ответ»

Дети садятся в один ряд. Вы задаете им вопросы, а они по очереди отвечают. Вопросы могут быть следующие: что бывает высоким? что бывает узким? Что бывает глубоким? Что бывает круглым? И т.д.

  1. «Составь предложение»

Ребенку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

  1. «Нарисуй целое»

Разложить перед ребенком разрезную картинку и попросить нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.

  1. «Назови три предмета»

Назови мне три предмета голубого (красного, черного) цвета;

Назови мне три предмета, которые меньше твоего мизинца;

Назови мне три предмета, которые больше чем автобус;

Назови три предмета, которые могут находится в земле;

Назови три предмета, которые могут летать;

Назови три предмета, которые стоят;

Назови три предмета, которые сделаны из бумаги (дерева, металла).

  1. «Рисунок из палочек»

Детям раздаются комплекты палочек и им показываются разные картинки, на которых изображены различные предметы (ежик, домик, самолет, елка, пароход, юбка, флажок и т.д.). затем спросить у детей, могут ли они выложить из палочек, те предметы, которые видят на картинках. Затем дети пробуют отгадать кто какие предметы выложил.

  1. «Что общего между?..»

Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например лимон и апельсин. Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне не похожие.

  1. «Что можно сделать из?..»

Ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газета, консервная банка, фольга, карандаш и т.д.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете признаки и свойства других предметов.

  1. «Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

  1. «Опиши предмет»

На столе разложены карточки с перевернутыми вниз картинками. Дети по очереди берут карточку, но не показывают ее остальным участникам. Ребенок должен описать предмет, изображенный на картинке, не называя его. если после рассказа остальные участники не смогли угадать, что нарисовано на картинке, то они могут задавать наводящие вопросы.

  1. «Веселый зоопарк»

Дети удобно усаживаются и по очереди изображают разных животных. Один из детей получает задание изобразить, к примеру, веселого крокодила. При этом остальные дети об этом не знают. Ребенок изображает животное с помощью жестов и определенных движений. А вы по наводящим вопросам помогаете угадать, кого изображает ребенок.

Список использованной литературы:

  1. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.;
  2. Круглова А.М. Простые упражнения для развития логического мышления/ А.М.Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2013. – 96с.;
  3. Модестова Т.В. Скоро в школу: Экспресс программа подготовки и развития. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 160с.:ил.;
  4. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А. Стребелева: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил.;
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн.для педагога-дефектолога/ Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 180с.: ил.

Виктория Королева
Картотека игр для развития мышления

Картотека игр на развитие мышления помогут развивать логическое , образное, словестно - логическое мышление , развивать умение квалифицировать предметы по одному или нескольким признакам.

1. Игра «Чудесный мешочек» .(2-3 года)

Цель : развивать образное мышление , память.

Оборудование : игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок.

Описание : воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и называет кто это. Также может прочитать стихотворение об этом животном : если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

2. Игра «Во саду ли, в огороде.» . (3- 4 года)

Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Оборудование : карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона ) .

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет : овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

3. Игра «Товарный поезд» . (3 – 4 года)

Цель : развивать логическое мышление .

Оборудование : карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные) .

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках -вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий , но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

4. Игра «Нелогичные ассоциации» . (4 – 5 лет)

Цель : развивать ассоциативное мышление .

Оборудование : карточки с изображением предмета.

Описание : необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например : тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку . Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

5. Игра «Третий лишний» . (4 – 5 лет)

Цель : учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание : воспитатель называет три слова, например : «собака» , «кошка» , «рыба» . Ребенок должен определить : все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее» . Примеры слов : береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

6. Игра «Где чей листочек» . (4 – 5 лет)

Цели : развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Оборудование : карточки с изображениями деревьев (дуб, клен, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или другой вариант.

Описание : смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) - дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первое время выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина) . По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

7. Игра «Нарисуй и зачеркни» (5 – 7 лет)

Цель : развитие слухового внимания , памяти и мышления .

Оборудование : лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

Описание : На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям :

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

8. Игра «Чем похожи и чем отличаются?» (5 – 7 лет)

Цель : развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи .

Оборудование : магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок : мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Описание : Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

9. Игра «Разложи карточки » (6 – 7 лет)

Цель : развитие логического мышления .

Оборудование : квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками , три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

Описание : На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками , три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так , чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки .

Публикации по теме:

Игра для развития мышления 3-5 лет. «Запомни и угадай». Цель игры: научить ребёнка запоминать предметы и перечислять их. Ход игры. Игру.

Формирование наглядно-образного мышления у детей с ограниченными возможностями развития Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений. В среднем дошкольном.

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха Игра «Кто быстрее соберет вещи?» Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш". Оборудование: Большая карта, на которой.

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики Игра «Путешествие пальцев» Цель игры: Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Картотека игр на развитие мышления, памяти, внимания для детей средней группы 1. "Четвёртый лишний" Цель: развивать логическое мышление. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди