08.04.2019

Экология во второй младшей группе конспекты. «Вода-водичка». Занятие по экологии во второй младшей группе. Сезонные изменения в природе глазами дошкольника


Период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша. Период от 3 до 4 лет наиболее сензитивен для возникновения и закрепления активности в познании мира, природы, любознательности, желания учиться и обогащать свой Задача взрослого на данном этапе - активно способствовать развитию возникшего познавательного интереса ребёнка.

Целевые ориентиры образования ребёнка младшего дошкольного возраста

Малыш познаёт окружающую действительность всеми доступными для него способами: в ход идут предметы быта, любой из которых для ребёнка выступает в качестве игрушки. В возрасте трёх лет у дошкольника возникает направленный интерес к окружающему миру природы, участию в сезонных наблюдениях за изменениями вокруг. Организованный процесс познания мира природы и формирования основ бережного отношения к её ресурсам закладывается в дошкольных образовательных учреждениях на таких мероприятиях, как занятие по экологии. Во 2 младшей группе в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие» начинается активное привлечение малышей к ознакомлению с миром природы. Основой для ребёнка младшего дошкольного возраста является Малыш начинает активно демонстрировать игровые действия, они могут быть достаточно хаотичные и кратковременные, но при этом являются важным элементом интеллектуального и физического развития ребёнка. Экология для дошкольников является той областью, где малыши оптимально реализуют свою потребность в соединении игровой и обучающей деятельности.

Простейшие эксперименты в природе

Во 2 младшей группе у детей закрепляется умение взаимодействовать с песком и водой, начало которому было положено в группах раннего возраста. Песок с водой применялся, как правило, в качестве элемента песочной терапии для улучшения течения процесса адаптации. По мере взросления маленького человека его интерес к использованию природных ресурсов растёт, а задача взрослых на этом этапе - поддержать этот интерес и использовать его в целях развития познавательной мотивации. Разнообразить и улучшить качество обучающего воздействия помогут экспериментальные формы обучения. является именно той областью, где возможно использование опытов для эффективного обучения. Их можно планировать и проводить с водой и её состояниями, воздухом, почвой, растениями. Прежде чем приступить к экспериментированию, педагог составляет конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности.

Требования к планированию во 2 младшей группе

Составляя план образовательного мероприятия для малышей, каждый педагог должен чётко понимать, какие задачи, из какой образовательной области будут реализованы в ходе проведения занятия. Учитывая требования ФГОС, следует также не упустить из виду возможность интеграции образовательных областей и максимальное использование ресурсов предметно-развивающей среды. Занятие по экологии в ДОУ проводится систематически, независимо от сезона и погодных условий.

Место эксперимента в обучении малышей

Деятельность малышей на занятиях по экологии направлена на формирование представлений о свойствах воды, песка и др. Важным направлением является также формирование понятия о том, что для роста и развития растений нужны вода и воздух. Кроме проведения экспериментов, занятие по экологии во 2 младшей группе планируется с учётом реализации следующих направлений: расширение представлений о растениях и животных, сезонных явлениях в природе, растениях, произрастающих в данной местности, ознакомление с миром диких животных и земноводных, миром насекомых, ознакомление с основными правилами поведения в природе.

Воздух и вода как предмет экспериментального исследования

Проведение простого исследования с детьми обеспечит интеграцию таких областей, как экспериментирование, музыка, познание (формирование картины окружающего мира). Конспект занятия составляется с учётом проведённой заранее подготовительной работы в форме беседы о воде и воздухе, рассматривании иллюстраций. Краткий план-конспект составляется заранее и состоит, как правило, из поэтапных шагов по реализации поставленных интегрированных задач.

План-конспект экологического занятия с элементами экспериментирования

После проведения предварительной работы педагогу следует определиться с объёмом словарной работы, планируемой к освоению на занятии. Составленный план, как правило, включает несколько пунктов. План-конспект экологического занятия на тему «Воздух и вода - наши лучшие друзья» может состоять из нескольких пунктов:

  1. Приветствие. Мотивация к деятельности, настрой на тему занятия.
  2. Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Ветер».
  3. Экспериментальная деятельность по определению свойств воздуха (использование воздушных шаров, вееров и т.д.). Обсуждение.
  4. Физкультминутка.
  5. Возвращение на места, мотивация к продолжению занятия.
  6. Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Вода».
  7. Экспериментальная деятельность по определению свойств воды (окрашивание воды в разные цвета при помощи красок, добавление в воду сахара, соли, лимонной кислоты для появления вкуса). Обсуждение.
  8. Подвижная игра вместе со сказочным персонажем.
  9. Поощрительные подарки героя для детей.
  10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Как правило, такое занятие по экологии во 2 младшей группе имеет ярко выраженную практическую направленность в сочетании с игровой деятельностью, что делает такие занятия достаточно продуктивными и результативными.

Экологические занятия на природе

Кроме экспериментальной работы, достаточно полезным будет также проведение занятий по непосредственно на природе. Темы занятий по экологии максимально способствуют повышению продуктивности в естественных природных условиях. Программные задачи, реализуемые педагогом, направлены на формирование понимания того, как взрослые могут помогать природе, обучение умению видеть красоту и беззащитность окружающего мира. Дети учатся испытывать радость, удивление при встрече с природой, сопереживание при неосторожном обращении, желание выполнять совместные с педагогом действия по и растениями. Кроме формирования базовых знаний дошкольников об окружающем мире, экология для дошкольников также выполняет этическую функцию - воспитание и развитие чувства сопереживания, ответственности, коллективизма.

Сезонные изменения в природе глазами дошкольника

Ребёнок младшего дошкольного возраста в силу возрастающего интереса к окружающему миру начинает активно фиксировать изменения в погоде и интересоваться ими. Задача взрослых - подвести малыша к правильному пониманию сезонных изменений и взаимосвязи их с временами года. Смена сезонов целенаправленно отражается в наблюдениях, занятиях по ознакомлению с природой, обучающей деятельности в таком направлении как экология для детей. Элементы экологического воспитания реализуются в развлечениях, экскурсиях. Наиболее распространенной формой ознакомления малышей с сезонными явлениями в природе продолжают оставаться игры в силу своей структурной развлекательной направленности.

Сезонные развлечения для самых маленьких воспитанников

Ознакомление с сезонными изменениями следует учитывать, планируя занятие по экологии во 2 младшей группе. Для активизации интереса и воображения малышей целесообразно проводить такие занятия в форме игр или с элементами развлечений. Обязательным условием таких мероприятий является использование сюрпризных моментов, музыкального сопровождения, введение дополнительных героев. Малыши во 2 младшей группе эмоционально и позитивно реагируют на таких гостей, важно правильно подобрать героев с учётом сезона. Например, занятие по экологии «Весна» планируется с учётом таких персонажей, которые продемонстрируют сезонные изменения в своей жизнедеятельности:

Зайчик в серой шубке, одевший её с приходом весны;

Ласточка, прилетевшая из тёплых краёв;

Мишка, пробудившийся от зимней спячки и др.

Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста - процесс многогранный и достаточно интересный, имеющий также этическую и нравственную составляющую.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №12

«РОМАШКА» г. ИЛОВАЙСКА

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания Методического Протокол заседания педагогического

совета Управления образования совета Дошкольного

администрации города Харцызска образовательного учреждения №12

«Ромашка» г.Иловайска

Донецкой Народной Республики Донецкой Народной Республики

от __________ № ___ от __________ № ___

Программа

работы профильной группы

«Войди в природу с другом»

младшего дошкольного возраста

на 2016-2017

(кол-во часов 8,5 или 34 занятия)

Иловайск

2016

РЕЦЕНЗИЯ

« Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.

Связи человека с окружающими людьми, с окружающей природой и с окружающими объектами постоянно перестраиваются. В связи с этим, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщать детей к природе, научить любить и охранять природу

Для формированию экологического сознания дошкольников была разработана профильная программа «Войди в природу с другом». Через программу дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы; обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях; это и у них бережное отношение к природе, желание знать больше и развивает образное и конкретное мышление, зрительную и слуховую память, речь, внимание, восприятие.

Программа «Войди в природу с другом» предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи соответствуют достижению общей цели программы.

Каждый структурный компонент программы логически, последовательно раскрывает идею и взгляд на современное экологическое образование детей , которое должно быть нацелено на формирование стремления у детей не только к познанию окружающей природы, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний.

В программе раскрыта конкретная технология экологического воспитания младших дошкольников в условиях детского сада, планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям. Материал данной программы построен с учетом возрастных особенностей дошкольников 3-4 лет и рассчитан на 1 год. Структура программы предусматривает занятия по экологии во 2 младшей группе с сентября по май по 1 занятию в неделю продолжительностью 15 минут в первой половине дня. И опытно - исследовательская деятельность во второй половине дня.

Таким образом, профильная образовательная программа экологической направленности может быть рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей.

Заведующий ДОУ № 12 О.Н.Мандра

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детствоначальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В основу содержания программы легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» и программы Николаева С. Н. «Юный эколог»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. Взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачами программы являются:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

Основные направления. :

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.) .

3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы:

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.) ;

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов.

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты взаимодействия с детьми:

1.Развить у детей экологические представления о растениях и животных в природе, выделять характерные признаки.

2. Закрепить знания о разных объектах живой неживой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

3.Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

4.Сформировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

5. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

6. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Учебно – тематический план программы

Диагностика знаний и умений детей.

До свидания лето. Цветы на клумбе

Неживая природа осенью

Осень наступила: листопад

Овощи, фрукты

октябрь

Золотая осень: Деревья и кустарники осенью

Растения уголка природы

Грибы, ягоды

Перелётные птицы

ноябрь

Кот Мурлыка и его друзья

Поздняя осень

Золотая рыбка

Кто в лесу живет

декабрь

Птицы зимой

Водичка-водичка

Ёлочка – зелёная иголочка

январь

Волшебница зима

Секреты Снеговичка

Чудо - пузырьки

февраль

Жизнь на подоконнике

Жизнь под снегом

Домашние животные и детеныши

Конец зимы

Март

Весна в неживой природе»

Кругом вода

Секреты глины и песка

Я – человек

апрель

О растениях весной

В весеннем лесу

Комнатные цветы

Дети природы: цветы

Май

Поздняя весна

Насекомые – маленькие помощники

Чудо – огород

Береги живое!

Мониторинг знаний и умений

СЕНТЯБРЬ

«До свидания лето. Цветы на клумбе»

Цель: Обобщить знания детей о лете, подвести итоги прошедшего времени года. Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

«Неживая природа осенью»

Цель: Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва.Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми

«Осень наступила: листопад»

Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле. Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках. Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях. Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.

«Овощи, фрукты»

Цель: Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Расширять представления о выращивании овощных культур.

1. «Узнаем, какая вода»
Цель:
выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель:
познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель:
познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

ОКТЯБРЬ

Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью»

Цель. Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники.

«Растения уголка природы»

Цель. Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними.

«Грибы, ягоды»

Цель. Дать понятие о грибах и ягодах. Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). Закрепить правила безопасного поведения в природе.

«Перелётные птицы»

Цель. Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Чудесный мешочек»
Цель:
познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель:
обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель:
познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель:
познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

НОЯБРЬ

«Кот Мурлыка и его друзья»

Цель: Дать первоначальное представление о домашних животных и птицах, навыках, чем питаются, какую пользу приносят. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

«Поздняя осень»

Цель: Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

«Золотая рыбка»

Цель: Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить называть вуалехвоста, отличать его от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки рыбок. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

«Кто в лесу живет»

Цель: Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Волшебные дощечки»
Цель:
определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель:
показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель:
определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель:
научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

ДЕКАБРЬ

«Птицы зимой»

Цель . Дать элементарные представления о жизни птиц зимой, вызвать желание оказать птицам посильную помощь. Закрепить представления детей о целевом назначении и функции некоторых предметов зимней одежды. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.Формировать желание подкармливать птиц зимой.

«Водичка-водичка»

Цель. Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду

«Ёлочка – зелёная иголочка»

Цель. Показать хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к кра соте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кус тарникам. Формировать эмоцио нальную отзывчивость на общение с живыми существами

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Горячо-холодно»
Цель:
научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель:
познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель:
выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель:
познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

ЯНВАРЬ

«Волшебница зима»

Цель. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

«Секреты Снеговичка»

Цель. Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла

«Чудо - пузырьки»

Цель. Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Игры с соломинкой»
Цель:
дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель:
познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель:
познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

ФЕВРАЛЬ

«Жизнь на подоконнике»

Цель. Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям.

«Жизнь под снегом»

Цель. Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому.

«Домашние животные и детеныши»

Цель. Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным

«Конец зимы»

Цель. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель:
познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег» Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель:
познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

МАРТ

«Весна в неживой природе»

Цель. Показать особенности весеннего неба.

Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

«Кругом вода»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

«Секреты глины и песка»

Цель. Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы

«Я – человек»

Цель. Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрану и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Плавает-тонет»
Цель:
учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель:
научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель:
уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

АПРЕЛЬ

«О растениях весной»

Цель. Показать изменения, про исходящие с деревьями в ве сенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадки овощей. Формировать желание любоваться появившейся зе леной травкой и первоцветами.

«В весеннем лесу»

Цель. Знакомить с характерны ми особенностями весенней погоды. Расширять пред ставления о лесных растениях весной. Познакомить детей с особенностями жизни диких животных в весенний период по уходу за потомством. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе.

«Комнатные цветы»

Цель. Вызывать интерес у детей к выполнению простейших индивидуальных поручений. Формировать желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями. Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

«Дети природы: цветы»

Цель. Дать понятие детям о первоцветах, научить и определять по описанию. Учить находить связь между цветами и насекомыми. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать умение любоваться природными явлениями, любить флору.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель:
дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель:
наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель:
учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель:
дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

МАЙ

«Поздняя весна»

Цель. Закрепить знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки. Напомнить, что дерево - это дом для насекомых, птиц. Расширить знания детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.

«Насекомые – маленькие помощники»

Цель. Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к миру природы.

«Чудо – огород»

Цель. Дать представление о семенах растений. Формировать навык посадки гороха и бобов. Закреплять умение рыхлить землю, знание названий садового инвентаря. Воспитывать интерес и желание ухаживать за цветами и растениями.

«Береги живое!»

Цель. Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым и беззащитным, бережно относиться к природе.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель:
расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель:
познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель:
учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Литература:

    Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

    Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

    Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

    Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.

    Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.-631/

    Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -80 с.

    От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: 2015.

    Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика к программе «Войди в природу с другом»

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

    1 балл – ребёнок не ответил

    2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

    3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

    15 – 22 баллов – низкий уровень

    23 – 35 – средний уровень

    36 – 45 – высокий уровень

Вторая младшая группа № _____

Цель.

Формирование экологической культуры дошкольников.
Развитие познавательной и речевой активности.

Задачи.

Обучающие
— Способствовать накоплению представлений детей о птицах, о частях тела птиц.
— Закрепить правила поведения в лесу.
— Закрепить навык подлезания под дугу.

Развивающие
— Развивать внимание, память.
— Развивать познавательную и речевую активность детей средствами игровой мотивации.

Воспитательные
— Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование.
Мяч
Контуры изображений птиц
Изображение птиц для прикладывания их к контурному изображению
Паутина, плетенная из ниток
Дуга для подлезания
Дерево с дуплом
Гнездо с 3-мя птичьими яйцами
Птица-дятел (игрушка)
Аудиозапись музыки
2 подноса
Вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки
Тарелочки на каждого ребенка
Оборудование для рисования: карандаши, рисунки птиц с неокрашенной деталью

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда, сегодня мы немного попутешествуем по весеннему лесу. Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(Упражнение с мячом)
Воспитатель.
В лесу нельзя:
-нельзя отставать друг от друга
-нельзя ломать ветки
-нельзя разорять муравейники
-нельзя рвать цветы
-нельзя громко кричать и т.д.
Воспитатель. Правила поведения вы знаете, значит смело можно отправляться в путешествие.
«Раз, два, три, повернись – в лесу весеннем очутись!»
Воспитатель. А вот и лес.

Перед детьми контуры изображений птиц.

Воспитатель. Злой волшебник превратил птиц в тени. Что делать? Может, попробуем их снова превратить в живых птиц? (да)
— Назови, тени, каких птиц видишь на картинке?

— Чтобы оживить птиц, нужно расставить правильно их яркие изображения на силуэты.
Дети расставляют картинки птиц на контуры.

Воспитатель. Ребята, птицы так долго были тенями, что проголодались. Чем же их накормить, кормушки пустые?
— Назовите, чем питаются птицы? (зерном, семечками, хлебными крошками и т.д.)
Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым. (Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки )
— Посмотрите и скажите, что на подносах? (вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)
— Что из перечисленного будут клевать птицы? (семечки)
Воспитатель. Ребята, вы готовы покормить птиц? Для этого, нам нужно разделить друг от друга все, что находится на подносе. (Воспитатель делит детей на команды по 4 человека ) Сейчас каждый из вас будет отбирать в свою тарелочку то, что я назову. (1-ый ребенок отбирает вишневые косточки, 2-ой – мелкие пуговицы, 3-й – бусинки, 4-ый — семечки)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Поставьте тарелочки с семечками ближе к птичкам. Думаю, они с удовольствием полакомятся нашим угощением.

Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли попутешествовать, поэтому пора идти дальше.

На лесной тропинке — паутина (плетенная из ниток паутина закреплена между деревьев), дети не могут пройти.

Воспитатель. Что делать? Возникает противоречие. (убрать паутину, разорвать и т.д. или сохранить ее)
Воспитатель.
Пауки приносят большую пользу, они защищают нас от вредных насекомых, которых ловят в свои сети (паутины). Поэтому не нужно разрывать паутины, если они находятся на деревьях или заборах.
Воспитатель. Давайте осторожно, не задевая паутины, пройдем под ней (дети проходят под дугой или другим препятствием). Молодцы, ребята, никто не задел и не разорвал паутины.

Перед детьми дерево, на дереве дупло (в дупле под листьями и перьями 3 маленьких яичка)
Воспитатель.
— Ребята, как вы думаете, кто живет в дупле? (белка )
— Загляни в дупло. Кого ты там видишь? (никого )
— Что лежит в дупле? (яйца ) Ребята, теперь, что скажете, кто живет в этом дупле (может быть птица )
Правильно, здесь гнездится какая-то птица. А вот что это за птица вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Врач» для сосен и берез,
Крепче стали длинный нос,
Съест вредителей в коре
И в мороз, и при жаре!
В. Кузьминов
Воспитатель выставляет птицу дятла и предлагает поиграть.
Воспитатель.
Ребята, у дятла есть друг, шустрая синица. Он очень любит прыгать и скакать. Давайте покажем, как он это делает.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Дятел стучит клювом тук-тук-тук.
Воспитатель. Дятел простучал нам телеграмму. Догадались о чем она? А я догадалась. Послушайте: (под стук дятла ) До-мой по-ра! До-мой по-ра!
Попробуйте простучать телеграмму.

Воспитатель. Да, время прошло незаметно и нам, действительно, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:
«Раз, два, три, повернись – в садике нашем очутись!»
Воспитатель. Мы снова в детском саду.
— Понравилось путешествовать по весеннему лесу? (да)
— Кому вы помогли в лесу? (птицам)
— Пройдите к столам. Перед вами изображения птиц. Художник рисовал их второпях и допустил ошибки, не докрасил какую-то деталь. Исправьте неточности художника.
Дети докрашивают деталь птицы (крыло, клюв, ножку, хвост, голову, туловище) под музыку.
Воспитатель.
Какую деталь ты докрашивал?
— Посмотрите, как много разных птиц нарисовал художник, а вы все ему помогали.
Воспитатель. Давайте выпустим птиц на волю, пусть они живут на свободе.
Воспитатель закрепляет рисунки птиц на заранее подготовленное «поднебесье». Включает звуки птичьего пения.

Воспитатель.
Давайте послушаем, как птицы благодарят вас за свою свободу и вашу доброту!
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология
Название: Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию экологической культуры через знакомство с окружающим миром

Занятие с детьми. Фролова Татьяна Сергеевна Воспитатель МБ ДОУ №19

Цель:

Вспомнить характерные признаки весны. Закрепить знания детей о животных и птицах, о первых весенних цветах; воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Закрепить умения рисовать красками разными способами.

  • учить передавать образ цветка, используя метод тычка
  • закреплять умения правильно держать тычок
  • располагать изображение по всему листу
  • закреплять знания цветов (желтый, зеленый)
  • развивать творческое воображение детей.

Демонстрационный материал: гном, макет дерева с птицами, цветочки одуванчики, образец рисунка, картина с изображением одуванчика в траве.

Раздаточный материалы: тычки и кисточки на каждого ребенка, салфетки, гуашь желтого и зеленого цветов, 0.5 альбомного листа,

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие не простое, а волшебное. Где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужно произнести волшебные слова.

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

Давайте друг другу улыбнемся, чтоб в лесу нам всем не было страшно.

«Повертелись. Покружились

И в лесу мы очутились»

Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес. Дремучий лес Полный сказок и чудес! Все открой, не утаи, Ты же видишь мы – свои!

Ребята, но почему-то в лесу грустно и темно. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе и посмотрим, кто там плачет (подошли поближе) .

Ты кто такой? и почему ты плачешь?

Лесной гном: зовут меня Лесной гном. Я житель леса. У меня в лесу случилась беда. Пришла весна, а лес не просыпается, и я с этим не могу, справиться. И теперь в моем лесу темно, холодно и грустно.

Воспитатель: Не плачь Лесной гном, наши дети помогут тебе разбудить лес. Правда, дети. Поможем Гномику.

Воспитатель: А для того, чтобы разбудить лес нам надо вспомнить приметы весны. Лесной гном, а ты знаешь приметы весны?

Лесной гномик: Забыл.

Воспитатель: Дети давайте напомним Гномику приметы весны.

Дети: (солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, одели легкую одежду, дует теплый ветер, прилетают птицы, зайчик сменил шубку, проснулся медведь, первые цветы, зеленеет травка) ,

Воспитатель: Молодцы! Правильно! солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, дует теплый ветер, и прилетают птицы. Проснулся медведь от зимней спячки.

Воспитатель: Предлагаю отправиться на прогулку по лесу и посмотреть все своими глазами, проснулась природа или нет.

Зашагали ножки –топ, топ. топ,

по большой дорожке топ, топ, топ.

Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,

вот как мы умеем –топ, топ, топ.

Воспитатель: Мы очутились на чудесной полянке.

Лесной гномик: Это цветочная поляна.

Воспитатель: Ой, а где же цветы?

Лесной гномик: Цветы никак не могут проснуться потому, что я забыл как они называются.

Воспитатель: Не переживай Лесной гном, мы тебе напомним.

Дети, чтобы разбудить цветы, вам надо отгадать одну загадку. Слушайте.

«На солнце похожий цветочек стоит,

Лишь ветер подует – и он улетит… (одуванчик) »

Дети: Одуванчик.

Лесной гномик: Вспомнил, вспомнил одуванчик.

Воспитатель: Правильно, одуванчик.

Лесной гномик: Держите, я поделюсь с вами, этими цветочками (раздаёт детям по одному цветку) .

Воспитатель: Дети, а какого они цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Что есть у одуванчика?

Дети: Стебель, листья и цветы

Воспитатель: правильно. А какой формы у него цветочек?

Дети: круглая.

Воспитатель: Одуванчик, одуванчик,

До чего же ты хорош!

Одуванчик, одуванчик,

Ты на солнышко похож!

Воспитатель: Давайте мы понюхаем, наши цветы как они пахнут.

Физминутка – дыхательная гимнастика: «Аромат цветов» .

Воспитатель: через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «Ах-ах!» Молодцы! Дети, давайте мы все наши цветочки оставим на полянке, и она превратится в самую солнечную поляну в этом лесу. (дети выкладывают цветы на поляне) .

Что бы помочь Лесному гномику разбудить лес нам нужно еще больше цветочков. Предлагаю нарисовать много одуванчиков.

Давайте пройдем, присядем за столы. Ручки положили на колени, спинку выпрямили. (на доске готовый рисунок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мой рисунок. Что на нем нарисовано? (Одуванчик)

Воспитатель: Давайте рассмотрим цветок: У него желтый круглый цветок, стебель и листья.

Воспитатель: На что похож стебель у одуванчика? (на палочку)

Воспитатель: А на что похожи листья? (на толстые палочки)

Мы будем рисовать сам цветочек методом тычка. Я беру «тычок» набираю желтую краску; левой рукой придерживаю лист, чтобы он не двигался, «тычок» держу вертикально и прикладываю посередине в верхней части листа и убираю. Получилось пятнышко. А теперь вокруг него близко друг к другу делаем много пятнышек по кругу.

Перед тем, как приступить к работе, разомнем наши пальчики:

Вот помощники мои, (руки вперед, пальцы выпрямить и разжать)

Их, как хочешь, поверни: (ладони повернуть вниз)

Хочешь эдак, хочешь так (пальцы сжимать и разжимать в такт стихотворению)

Не обидятся не как.

Воспитатель: А теперь начнем работу.

Посмотрите на мой рисунок внимательно: что в нем не хватает?

Дети: стебелька и листочков.

Воспитатель: Какого цвета стебель и листочки у цветочка?

Дети: Зеленые

Воспитатель: А на что похожи они?

Дети: На палочки

Воспитатель: Стебель и листочки мы будем рисовать обычными кисточками. Необходимо взять кисточку возле железного наконечника тремя пальцами. Набираем на ворс кисточки зеленую краску и рисуем стебель, начиная от цветка до низа листа. Стебель у одуванчика тонкий. А затем рисуем листочки, начиная снизу от стебля в стороны. Листочки у одуванчика толстые.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем выставку наших рисунков. Посмотрите, какие красивые цветы получились.

Посмотрите как в лесу сало красиво, светло и тепло. Мы с вами помогли Лесному гному разбудить лес. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Лесной гномик: Спасибо ребята вам большое. Приходите ко мне в гости. Я всегда рад вас видеть.

Воспитатель: До свиданья!

Дети, а чтобы вернуться в детский сад, давайте вспомним волшебные слова,

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)

И в детском саду мы очутились»

II МЛАДШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры : назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры :

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.


Экологические игра «Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры :

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.


Экологическая игра «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.

Ход игры:

Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.


Экологическая игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.


Экологическая игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.


Экологическая игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

Экологическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал : Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Экологическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.


Экологическая игра Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал : Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).


Экологическая игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Экологическая игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Экологическая игра «Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.


Экологическая игра «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал : Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.


Экологическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема. Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.


Экологическая игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше. Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты. карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди