19.04.2019

Можно ли русскому жениться на цыганке. Лицо и форма головы. Чаще всего, это очень талантливые, веселые и доброжелательные люди, богатые на песенные традиции, которые оказали большое влияние на культуру России


2. Своим национальным безалкогольным напитком цыгане считают чай. В чёрный чай добавляются различные травы и ягоды

3. Из алкогольных напитков цыгане больше предпочитают крепкие. Для мужчин предпочтительнее водка, для женщин – коньяк. Виноградные вина, как правило, не употребляются. Почётным считается много пить, но при этом не пьянеть

4. Молодым ромалам обычно запрещается употреблять алкогольные напитки при представителях старших возрастов или же предписывается спрашивать их разрешения

5. Культ возраста у цыган выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное. Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок

6. У многих цыган отношение к молодой женщине непочтительное до тех пор, пока она не родит ребенка. Зато статус матери окружён почётом

7. Традиционно цыгане много курят. Первая причина - мистическая. По древним поверьям, огонь и дым отпугивают бесов и неупокоенных мертвецов. Чтобы они точно не добрались до человека, курить надо непрерывно. Вторая причина - эстетическая. Считается, что от курева голос становится правильным для пения

8. Самый популярный вид цыганских сказок - страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, что, похоже, является отзвуком фольклора индийских предков, а также мелкие духи вроде леших и домовых

9. У некоторых цыган считается, что человеку на том свете нужно все тоже самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина - мужскую, женщина - женскую), постель и ковёр, символизирующий дорогу

10. Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни. У восточноевропейских представителей этой народности в большой моде наборы из восьми перстней примерно одной толщины, по перстню на каждый палец руки, кроме больших, обязательно различающихся узором

11. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье

12. Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит

13. Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек

14. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из своего общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика

15. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому они так любят некоторые индийские фильмы

16. У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце

17. Чаще всего, это очень талантливые, веселые и доброжелательные люди, богатые на песенные традиции, которые оказали большое влияние на культуру России

На вопрос ПОДСКАЖИТЕ "МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЫГАНОМ И РУССКОЙ"? заданный автором ЛиSa лучший ответ это Отвечаю вышенаписавшим: Девушка спрашивает. ЧТо непонятного?
Девушка, у меня соседи цыгане. Цыгане не базарные и грязные, а высшее общество цыганское. Люди золотой души и обычаев. Есть у них в семье, которая насчитывает сотни людей... (если съезжаются на семейные праздники, то чуть ли не со всего СССРа бывшего) один русский, который женился на цыганке. Детей у них нет. Уже им лет по 50 с лишним. Живут вместе лет 20. Но, это уже исключение из правил. Обычно, они не принимают в свою семью никого постороннего. Поэтому, мальчики у них долго не женятся. Есть тут и 30ти и 25тилетние (это я всё имею в виду соседей своих) , которые, уже основываясь на современных традициях, не бегут под венец в 17 лет.
Мне кажется, что шансы у Вас есть, но очень маленькие. И один только вариант. Единый. Почти безнадёжный. Почти на волосинке. Хотите скажу? ..Это понравиться его родне. Если она примет Вас, то примет. А если нет, то мальчик против воли не пойдёт. Думайте.
А ещё я скажу одну интересную вещь, о которой девушки славянских наций не особо задумываются. У цыганей женщина - это вечная жена. Жена во всех смыслах. Вы никогда не будете вольной. Вы никогда не будете ходить где захочется сама. У Вас никогда не будет подруг. Цыганка - это хранительница очага. Кухня, дети, муж. Всё. Не мечтайте о поездках, не мечтайте о вечеринках, не мечтайте о разноцветной жизни. В зависимости от уровня обеспечения семьи, Вы будете либо в золоте, либо в разноцветных юбках на рынке, НО ВСЕГДА ДОМА У ПЕЧКИ. Выбор за Вами. Но, не забывайте об одном: никогда они не допустят в своей семье подобного позора, как РАЗВОД. У них этого нет. Поэтому, прежде всего Вы должны подумать, готовы ли Вы быть не русской, а ЦЫГАНКОЙ на свою жизнь? Готовы ли отдать себя до последней капли и лишиться всех привилегий?

Ответ от Вровень [новичек]
У меня тоже парень цыган. С одной стороны эгоистичный, гордый и своенравный, но за два года уже раскусила его добрую и очень человечную натуру)) С ним не скучно, всегда есть о чем поговорить.. Нежный и дерзкий.. Обожаю его!)) Он стесняется своего происхождения и женится только на русской, ненавидит всех цыган попрошаек рыночных считает их позором. Я всегда терпеть не могла не русей.. А в него влюбилась всей душой и хочу провести с ним всю жизнь.


Ответ от Колосок [новичек]
да у них свои законы. Русских они не охотно принимают не знаю как сейчас но раньше русская жена была как рабыня. и никаких прав она не имела я тебе могу одно посоветовать ты не спиши сначало взвесь все плюсы и минусы а потом а потом уже делай выводы! Удачи в выборе!


Ответ от Ёамойлов Михаил [новичек]
смотря кто задает вопрос, мужик или баба

Хоть мы частенько сталкиваемся с цыганами в повседневной жизни, знаем мы о них не так много. Этот народ до сих пор живет по законам, сложившимся много веков назад, а их женщины, хоть и выглядят довольно раскрепощенно, не имеют в таборе практически никаких прав.

Замуж в 16

Остаться старой девой в цыганской общине вряд ли получится - девушек выдают замуж в 16-17 лет, при этом парни вступают брак в 18-19. Разводиться, разумеется, нельзя - брак должен быть один и на всю жизнь. Те женщины, которые все же решаются на развод, «оскверняют» общину и бросают тень не только на себя, но и на своих дочерей. И ни о каких новых отношениях не может быть и речи.

Девушка-цыганка, выходящая замуж, непременно должна быть девственницей. В противном случае невесту ждет позор - ее объявят грязной, осквернившей общину. Лишившись девственности до свадьбы, цыганка рискует навсегда остаться одной - мужчина-цыган ни за что не пойдет против законов табора и не возьмет в жены девушку, которая отдалась другому.

Что касается брака с представителями других национальностей, то это среди цыган не приветствуется. Пришельцев называют Gorger, и девушки в крайне редких случаях соглашаются на такой брак. Дело в том, что цыгане очень ценят собственную культуру и всячески пытаются ее сохранить. Для этого браки заключаются даже между двоюродными братьями и сестрами.

Родители - главные

Конечно, во многих культурах девочки должны неукоснительно следовать воле родителей, но в цыганских семьях они имеют особенно высокий авторитет. Дочь делает все, что ей скажут. И выходит замуж за того, на кого покажут.

Бывает, конечно, что девушка участвует в выборе будущего мужа, но браки по договоренности родителей очень частое явление. После того как цыганка выходит замуж, она должна слушаться мужа точно так же, как слушалась родителей.

Кстати, незамужняя цыганка не может выходить из дома без сопровождения - рядом должны быть родители, братья, сестры или другие родственники. А вот у парней свободы куда больше - они самостоятельно выходят из дома и сами выбирают невесту.

Яркие наряды

В общине цыганки тише воды, ниже травы, но их наряды на публике прямо кричат об обратном. Вообще, именно яркая одежда помогает им привлечь будущих мужей, потому как подойти и заговорить первой цыганка не имеет права.

Особенно увлечены блестками и стразами американские цыгане - они каждый день одеваются как на праздник. А если уж в общине намечается свадьба или день рождения, то от сияния их нарядов можно ослепнуть.

«Скверна»

Хоть мы и живем в XXI веке, у цыган до сих пор распространено понятие так называемой скверны. Это означает, что нижняя часть тела замужней половозрелой женщины «нечистая». Прикоснуться к ее юбке или даже к обуви - все равно что запачкать себя. К девочкам и незамужним девушкам это не относится.

Из-за «скверны» женщинам запрещено подниматься на второй этаж, они могут жить только на первом этаже. Если же в цыганском доме первый этаж нежилой и вся семья обитает на втором, то другие цыгане говорят, что семья «опоганилась».

По этой же причине застолья у мужчин и женщин проходят отдельно. Отдельно в дом приходят и гости: мужчины - к мужчине, женщины - к женщине.

Бьет - значит любит

В цыганских общинах невероятно высокий процент домашнего насилия. В Великобритании даже проводилось исследование, согласно которому 61% проживающих там замужних цыганок признались, что регулярно попадают под горячую руку мужа. И женщины вынуждены с этим мириться.

Участница одного из британских шоу цыганка Мелли рассказала, что однажды супруг запер ее в трейлере, а когда женщина выбралась, избил ее. Семья уговорила ее принять мужа обратно, и она подчинилась, объяснив это тем, что подобное поведение - часть цыганских традиций, а их нужно чтить.

После свадьбы только юбка

Девочки и незамужние девушки могут носить штаны или джинсы, а вот замужним дамам полагается ходить только в длинных юбках.

В современном обществе девушки-цыганки так привыкают носить джинсы, что после свадьбы носят юбки прямо поверх них.

Домашнее рабство

Цыганки обязаны быть домохозяйками и не имеют права лениться по части готовки и уборки. В европейской культуре принято считать цыган замарашками, но в их домах царит чистота.

Женщина должна регулярно все мыть, а еще ей нельзя ни с кем делиться своей посудой и столовыми приборами, даже с мужем. Вся посуда моется несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать женскую и мужскую одежду также нужно отдельно. А еще отдельно нужно стирать одежду выше и ниже пояса - ввиду «грязи» на последней. Ну и нижнее белье - его тоже стирают отдельно.

Амнистия во время беременности

Беременность для цыганской женщины - прекрасное время. Она освобождается от домашних обязанностей, а готовкой и уборкой занимается супруг.

А еще беременным женщинам запрещены любые физические контакты. Они не могут спать в одной постели с мужем и моются только освященной водой. Однако многие американские цыганки не следуют этим правилам, они добились определенной независимости.

Никакой полиции

Если у цыган возникает недопонимание, то разборки проходят шумно и ярко - с драками и проклятьями рода до седьмого колена. Но это их личное дело. Обратиться в полицию - все равно что пойти против традиций.

Может дойти до того, что семья отречется от родственника, обратившегося в органы правопорядка. Мужчины это прекрасно понимают, но некоторые современные девушки все же пытаются цивилизованно решать конфликты.

Серьги - только для женщин

В фильмах нам часто показывают лихих цыган с сережкой в ухе, но на самом деле серьги в общине могут носить только женщины. Цыганки вообще любят украшения, и чем они крупнее и ярче, тем лучше.

Как вы понимаете, жить среди цыган совсем непросто. А еще, если в семье рождаются одни девочки, цыгане не проклинают судьбу, а идут в приют и усыновляют мальчиков - они верят, что важна не столько кровь, сколько воспитание.

Именно поэтому в таборе частенько можно встретить светловолосую или рыжую ребятню - отсюда и слухи о том, что цыгане воруют детей.

Лидия Калдарар

«А я поздно или рано выйду замуж за цыгана, очень даже хороша мне цыганская душа..» – поется в одной из песен знаменитой цыганки Анжелики Руты. Вам кажется, что такого просто не может случиться в нашей жизни? Вы ошибаетесь. Историю о том, как простая русская девушка влюбилась в настоящего цыгана, рассказывают Лидия Павловна Калдарар и две ее дочери – Наталья и Мария.

Лидия Павловна, как вы познакомились с Федором?
Лидия Павловна: Мы познакомились в Париже. Ну, вы знаете, есть такое село в Чесменском районе – Париж (смеется), мы там урожай собирали. Я тогда работала на челябинской табачной фабрике, а он – в монтажной организации. Вообще он родом из Молдавии, отучился там в техникуме, а когда стали набирать работников на Урал, он согласился. Нас отправили на уборку урожая, каждого от своей организации. Спустя два месяца мы вернулись с уборки и расписались.
Сколько вам тогда было?
Лидия Павловна: Мне было 22, а ему – 20.
Что вас так привлекло в нем?
Лидия Павловна: Федор всегда был в центре внимания, очень общительный, компанейский, настоящий тамада в любой компании. Он обладал удивительной энергетикой, будто притягивал к себе людей.
Мария: Он ведь был еще очень симпатичный.
Лидия Павловна: Не просто симпатичный – красивый.
А как ваши родители отреагировали? Шутка ли – выйти замуж за настоящего цыгана.
Лидия Павловна: Мама была очень умной женщиной и далекой от предрассудков, и Федор как-то сразу завоевал ее доверие. Мне кажется, она его любила больше даже, чем родного сына. После свадьбы мы какое-то время жили в Челябинске, но тогда было очень сложно с жильем, а Федор все вспоминал свою родную Молдавию. Ну, в Молдавию, так в Молдавию. Приехали туда, в настоящее цыганское поселение. А там, знаете – если цыган женился на русской, это считалось очень престижно.
Я думала, наоборот, с русской невестки спрашивали больше.
Лидия Павловна: Что вы, его родители ходили задрав нос кверху от гордости, что у них невестка русская. И приняли меня там очень хорошо.
Расскажу вам одну историю, баба Мария – моя свекровь – очень вкусно пекла куличи на Пасху. У цыган такой обычай – в каждой семье пекутся куличи и в праздник все ходят в гости друг к другу и обмениваются кусочками этих куличей. А моя свекровь была большая мастерица, и куличи у нее получались очень вкусные. Настал праздник, она напекла и ушла. Я осталась дома за старшую и за хозяйку. Одни пришли, принесли какой-то простой серый кулич, как хлеб. Вторые так же, третьи. Думаю – я все куличи так раздам, а сами мы будем есть этот серый хлеб? И стала отдавать в обмен то, что мне принесли раньше. Вижу, бежит моя свекровь: Лида, что вы делаете? (Она всегда звала меня на «вы») Вы меня опозорили на все селение! Мне говорят, что у меня в этом году плохие куличи получились.
Но она больше сама расстроилась, чем ругала меня всерьез.
Наталья: На цыган всегда были гонения. И, возможно, такой брак был для них возможностью реабилитироваться в глазах общества. Кроме того, они ведь очень уважительно относятся к выбору своих детей.
Правда, что у цыган культ детей и стариков?
Наталья: Почему цыганские семьи не отдают детей в школу? Они просто не могут оценивать ребенка с помощью балловой системы, ведь каждый ребенок
уникален, а уравнивание вредно для личности. С самого рождения они дают ребенку практически полную свободу, направляя его своим примером, разговорами. Я на себе почувствовала такое отношение – ко мне как взрослой, очень серьезно. Для меня это было шоком.
Лидия Павловна: Культ детей и огромное почитание к старшим в семье, практически раболепное и безмолвное. Только это ни в коем случае не страх – это огромное уважение. Если взрослый человек, например, начинает говорить, он будет говорить, сколько ему нужно, его просто никто не посмеет перебить или остановить.
Лидия Павловна, а своих дочерей вы воспитывали по каким законам?
Лидия Павловна: По русским (смеется), очень строго.
Наталья: А папа был очень мягкий, позволял вообще все.
Как вы думаете, почему к цыганам такое не совсем хорошее отношение в обществе?
Мария: Раньше было очень много таборных цыган. Они переезжали с места на место, и, конечно, за тот короткий срок, что они были на каком-то месте, им нужно было быстро обогатиться и уехать. Где-то ворожили, где-то крали, конокрадство было. Но вы знаете, что по статистике кочующих – таборных – цыган от числа оседлых, к которым мы принадлежим, всего 1%. У цыган, так же как в Индии, существует очень четкое подразделение на касты.
Наталья: В нашем роду, может быть, кто-то и кочевал когда-то, но уже много поколений клан Калдарару ведет оседлую жизнь, держит собственное хозяйство.
Я слышала, что такие цыгане достаточно плохо относятся к кочующим цыганам?
Наталья: А как вы относитесь к русским, которые пьют, торгуют наркотиками и воруют?
Мария: Несколько лет назад я была в Москве в гостях у Бузылевых (один из самых древних цыганских родов в России – прим. ред.), мы пошли прогуляться, спускаемся в метро, и стоит вот такая типичная цыганка – длинная юбка, платок, украшения. Она обратилась к нам с желанием погадать, на что моя спутница ответила ей что-то по-цыгански.
Та сразу отошла. Я спрашиваю: что ты ей сказала? – моя спутница мне пояснила: Знай свое место. И это внутренний закон цыган, который они до сих пор строго соблюдают.
А с какими еще законами там столкнулись?
Мария: Однажды, я была еще очень маленькая, на улице выскочила дворовая собака и бросилась на меня. Мой дед схватил свой цыганский кнут и замахнулся хлестнуть эту собаку. Мама, недолго думая, выхватила у него этот кнут и сгоряча сломала его об колено. Вы просто не представляете, что значит выхватить у цыгана из рук кнут и тем более сломать его! Ни одна цыганка так бы не посмела сделала, а если бы сделала – ее бы очень жестко наказали. Но он маме и слова не сказал.
Вам пришлось там менять какие-то свои привычки, подстраиваться под образ жизни новой семьи?
Лидия Павловна: Нет, особо учиться не пришлось ничему. Нас все приняли и все любили.
И даже если что-то приходилось делать там по хозяйству, по дому, это было не в тягость – никто не заставлял. И нас принимали такими какие есть. Правда, у них же мужчина в семье главный, а у нас с Федором было не совсем так, свекровь, конечно, это раздражало, она морщилась, но замечаний нам не делала.
И я была очень деятельная, помню, когда мы только приехали в Молдавию, я смотрю, а в доме везде полы земляные. Ковры, конечно, лежат везде, но ведь земля. А я устроилась работать машинисткой в Райисполкоме и на работе услышала, что местный Роспотребсоюз принимает куриные яйца, а взамен выдает талон на тес. Я думаю, это ж сколько нужно ждать, пока наши куры столько яиц снесут, лет 5-10! Собрала всю свою цыганскую семью, говорю – идем на базар. Скупили там все яйца, хорошие у нас приняли, плохие отбраковали, мы плохие снова продали и на эти деньги еще яиц купили. Таким образом я все три комнаты в доме за лето застелила.
Каким Федор был по характеру?
Лидия Павловна: Очень вежливым и доброжелательным, иногда даже чересчур – мог идти по улице и просто здороваться с прохожими, улыбаться им. Открытый очень, добрый. Был очень интересным рассказчиком, даже лекции читал, эмоционально так. Умел выразить свои чувства.
Наталья, Мария, вы сами чувствуете, что в вас течет цыганская кровь?
Наталья: Конечно, и мне это всегда помогало. Во-первых, я очень хорошо чувствую человека. Незнакомый человек садится около меня, и у меня идет информация о нем. Мы очень общительные, разговорчивые.
Мария: Хоть и говорят, что цыгане просто тонкие психологи и просто технически умеют читать линию руки или карты, но у них действительно есть какое-то тонкое чутье. Когда цыганка начинает говорить, она уже половину знает о вас, даже если вы молчите. Я и про вас уже что-то знаю (улыбается).
Вы сами гадаете?
Наталья: Да.
А кто вас этому учил?
Наталья: Никто не учил, наверное, это то, что в крови передается, наша бабушка была самой лучшей гадалкой в районе.
Лидия Павловна, а вам гадала цыганка?
Лидия Павловна: Никогда не хотела этого. Я в себе и так была уверена.
Каково это – принадлежать к народу, создавшему цыганский романс, фламенко и джаз-мануш?
Лидия Павловна: У любви ведь нет национальности, Федор был замечательным мужем, отцом, другом. У нас вполне обычная семья – только один цыган затесался (смеется).

(На примере кочевых русских цыган и котляров XIX — XX веков).

Для начала - два факта, которые известны тем, кто читает жёлтую прессу, и действительно являются фактами.

1) За ежедневный прокорм в традиционной цыганской семье отвечает женщина.

2) Муж в традиционной цыганской семье имеет право ничего не делать.

«Баба целый день крутится, а мужик лежит, курит и чешет пузо и иногда даёт звезды обидчикам жены, и это есть древний кочевой обычай».

Как и в любом патриархальном обществе, у цыган было чёткое деление обязанностей, зависящих от возрастной категории, семейного статуса и пола. Никаких обязанностей не было у малышей; после них по разгруженности шли дети 7-12 лет и старики, которые вроде и совсем не бездельничали, и не работали особо. Уже больше работы давали подросткам. Больше всего домашней работы приходилось на молодую женщину (статус женщины, как и мужчины, зависел не от возраста, а от семейного положения), как правило, младшую невестку, а больше требований по «добыче» возлагалось на зрелых женщин, уже хорошо обучившихся ремеслу гадания (читай - умения быстро определить проблему клиента и дать меткий, хороший совет или позитивную «установку»). Прежде, чем мы перейдём к мужчине, небольшое лирическое отступление про женщин.

Котлярка с детьми в городе. 1940-е годы.

Что у котляров , что у русских цыган основным женским заработком были гадание и выпрашивание. Таким образом добывались «куски», т.е. простая пища, вроде ломтей хлеба, овощей, крупы, яиц, молочных продуктов, а также поношенная одежда, которая перешивалась, пускалась на тряпки и лоскуты (лоскуты отличались от тряпок тем, что использовались при изготовлении и починке одежды, постельного белья (!), полотенец и тканевой части шатра). В городе за гадание давали в основном деньги, как правило, «медь», т.е. мелочь - копейки, на которые на обратном пути в табор и закупалась ежедневная провизия. Но в города заходили чаще котлярки , нежели русские цыганки. Иногда женщин также просили сплясать, но в отличие от городских хоровых цыганок, для простых кочевых такой заработок был случайным, редким, и считался скорее детским. За серьёзную постоянную работу кочевыми цыганами это не считалось; хотя умение танцевать и было обязательным - но не по причине профессиональной, так сказать, ориентации. Полунасмешливое отношение к артистам, как к людям, занимающимся на постоянной основе чем-то «детским», осталось до сих пор. Кроме того, как и у русских, у цыган считается, что «творческая интеллигенция», или попросту «богема», ведёт более распутный образ жизни, чем другие цыгане. За обоснованность мнения ничего не скажу.

Перед уходом и по возвращении женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, делала непременный чай (у русских цыган - в самоваре), кормила детей, готовила ужин (взрослые цыгане и подростки ели фактически раз в день, вечером), стирала-шила-подметала. Короче, как пишут в советских справочниках, положение приниженное, весь день по уши в хлопотах, и лично мне простую таборную женщину жалко. Впрочем, не могу сказать, что русские крестьянки не были так же по уши в хлопотах.

Ещё лирическое отступление: каждый вечер после ужина женщина отдыхала. Это был обычай - всем вместе готовить ужин (если табор не слишком большой), всем вместе его кушать, а потом всем вместе сидеть и лежать возле костра, ведя беседы, петь, играть и танцевать. Всеобщий релакс, выход напряжения, позволяющий тем же женщинам не сойти с ума от постоянных забот. Может, оттого и были молодые замужние цыганки веселей своих деревенских русских товарок. А может, это цыганский и русский стереотип - не поручусь.

Русские цыгане за чаепитием. Документальный кинокадр 1931 года.

Теперь вернёмся к простой и суровой таборной жизни.

Чай и сахар (а чай любили с сахаром вприкуску кушать) в деревнях цыганкам не подавали, он стоил денег. После удачной «работы» в городе их, конечно, могла купить и простая цыганка, но всё же обычно на бабьи заработки тут надеяться было нечего. А чай пили как минимум два раза в день: утром и вечером. Кроме того, вечером мужики любили пропустить рюмочку водочки. Причём деревенский самогон не сильно котировался, отношение к нему было настороженное. То есть, покупали водку в трактире - опять деньги. Мужик ходил в сапогах, при том, что сами цыгане их тачать не умели, а у крестьян - для людей с особо буйной фантазией - хороших сапог своего размера не наворуешься. На зиму русские цыгане вставали на постой в деревнях, ибо холодно, и тут гаданием не расплатишься. На крестины и свадьбу принято приносить подарки - «куски» и «медь» не сойдут! Потом, если ты отец жениха, то ты вообще всю свадьбу оплачиваешь, а там яства, вино, мясо - баба на столько не нагадает. Сундуки-ковры-перины, без которых кочевая жизнь тяжка, тоже тебе в окошко не подадут. И, наконец, дело чести семьи - чтобы бабы в семье ходили с серьгами и кольцами, которые заодно же приносят семье удачу. Вот тут и выступает на сцену цыганский мужик.

Краткая справка: мужик - это уже женатый цыган мужского полу. Стариков (имеющих внука от сына) тоже можно к ним отнести, но это более высокий социальный уровень. Почётный, так сказать, «мужчино».

Котляры решали эту проблему просто. Новички, не падайте в обморок - они, вообще-то, имели постоянное ремесло. Ходили по городам и весям с воплем «лудить-паять», а также изготавливали тазы-кастрюли-чайники-корыта и продавали сию полезную в хозяйстве хрень, самолично расхаживая с ней по дворам и улицам. Летом они добирались и до относительно северных городов, зимой кочевали всё больше по югам Российской Империи, поскольку снимать помещение в Румынии, откуда у них корни растут, были не привыкши, не было в Румынии обычая постоя. Надо сказать, котлярский бизнес отлично процветал и при СССР, с учётом постоянного дефицита разного рода предметов необщественного хозяйства. Более того, цыганские артели освоили и работу с колхозами и заводами, производя для них по договору мусорные и кухонные баки, подносы для столовых, баллоны и прочую несложную, но нужную фигню. Отдельные умельцы, если верить рассказам, даже умудрялись делать крышки для закатывания банок (в отличие от влахов , которые эти крышки сначала где-нибудь оптом скупали, а потом уже перепродавали втридорога) на радость хозяйкам.

Котляр за работой. Конец 1980-х. Фото из книги Е.Друца и А. Гесслера.

Русские же цыгане, как известно, постоянного всеобщего ремесла не имели (разного рода хоровых, военнослужащих и рабочих в расчёт не берём, с ними, кажется, всё ясно без специальных объяснений, и к тому же, это были тогда ещё не особо распространённые профессии).

Русский цыган-коновал. Этнографическая зарисовка XIX века.

Чем же, спросите вы, зарабатывали цыганские мужики? А вы напрягитесь и вспомните русский фольклор. Нет, я не про киднэппинг. Так, а весёлые вдовушки, это уже скабрёзность и вообще «гусары денег не берут!». Ну? Ну-ну-ну?!?! Правильно! Цыгане продавали лошадей!!! Даже дворянам и государству (для армии). И были это именно русские цыгане.

А чтобы торговать лошадьми, их нужно держать и разводить. Красть тоже, конечно, забавно, я это отдельным постом раскрою, но русские люди, в общем и целом добрый народ, за украденную лошадь вообще-то убивали, потому как нет лошади - помрёшь с голоду. Так что если бы цыгане, постоянно живущие бок о бок с русскими, занимались бы в основном конокрадством, да ещё притом преимущественно у крестьян, то их бы сейчас уже не осталось . Так что как-то больше разводили... Даже если семья была слишком бедная, или мужик ленивый, и лошадей на развод не было, то для кочевья всё равно нужны были кони - возок с пожитками тащить, так что они в любом случае в семье были. Ч истили-мыли-выпасали их (причём хорошие хозяева вскакивали посмотреть, как там кони пасутся, даже ночью, несколько раз), соответственно, мужчины. И лечили - мужчины. Если вы думаете, что лечить лошадей приходится редко, то вы просто не знаете, что летом их любят кусать огромные мухи, отчего на шкуре появляются болячки. Вот эти болячки надо было обрабатывать каждый день (или так считалось, что надо), чистить - тоже каждый день. А ещё надо было чинить конскую упряжь и время от времени - возок, без которого ни с места ни сдвинуться, ни шатра не поставить. Хворост приносили подростки, а вот «брёвнышки» покрупнее, для костра или шестов, рубили мужики, они же обрабатывали шесты, полируя их. Мужики ставили шатёр и складывали шатёр (а у русских цыган это не две палки воткнуть, а хитрое и сложное сооружение на основе телеги), причём, если в таборе были вдовы или сироты-подростки, не только себе, но и им. А ещё, кстати, в таборах частенько держали свиней, их содержание тоже было на подростках - а вот когда уже свинью пора было забивать, звали мужчину. Б ольшим грехом считалось при убийстве животного на мясо его мучить, так что старались всё сделать быстро и аккуратно, и купленных на праздник коров - не знаю, как свиней - перед убийством оглоушивали.

Русский цыган с хомутом. Документальный кинокадр 1931 года.

Кадр из фильма «Последний табор». 1935 год.

Время от времени цыганским мужикам приходилось также подрабатывать возкой дров и пахотой. Что вы тут в обморок падаете? Пахотой, говорю. Это и была настоящая причина, почему цыгане становились на постой в основном у вдов - чтобы расплачиваться не деньгами. Вдовам мужской руки-то не хватает - я уж молчу про сарай подправить и посеять хлебушка, а пахать-то надо, на земледелии жизнь в деревнях держалась. Вот и заключался бартер: цыганская семья ко вдове на постой, а взамен по весне крестьянка получала конский навоз (не морщитесь, это вообще-то удобрение, оно при земледелии имеет ценность) и вспаханные поле-огород. Именно от традиции постоев русские цыгане переняли привычку к полотенцам, постельному белью, самоварам и бане, а также в отдельных случаях навыки типа вязания-вышивания. А они-там-в-Европе спрашивали - как научить, как приучить?! Личным примером, ребята, личным примером, педагогика более эффективного способа не знает.

И - да не закидают меня тапками котляры - но их предки из-за отсутствия традиции постоев переняли все те же привычки значительно позже. Что не отменяет их общей уважаемости с моей стороны.

Цыгане на рынке в Волгограде. 1967 год.

Кстати, одежда женщин и детей особо на имидж семьи не влияла. Лохмотья на детях считались нормой жизни, потому что «на них всё горит» (кто знает цыганят, подтвердит, что на них и сейчас всё горит), а у женщин одежда очень быстро снашивалась от частой (ведь целый день в пыли по дорогам и улицам) грубой стирки золой, залатать всё часто не было никакой возможности. При этом всё равно женщины старались держать марку, и одежду при изготовлении обязательно старались украсить: пуговками, оборками, бантиками, тесёмками. Шатёр также украшался, и даже круче, чем в сериалах и фильмах, потому что истинный облик киношники стремаются повторять - слишком уж театрально, зритель скажет: «слащаво!». Русские цыганки украшали шатры не только яркой каймой и сборками навеса, но и теми же бантами-лентами-фестонами-кисточками, вот так. А вы говорите - «Табор уходит в небо» слишком красочный, ага!

Кадр из ленты «Последний табор» (1935 год).
Фильм игровой, но палатка, украшенная фестонами - настоящая.

Далее, в обязанности цыганского мужчины входила подготовка к зиме. Сюда входил не только поиск места для постоя, но и добыча сена (обычно выпрашивали, так или в обмен на что-то), срочная продажа «лишних» коней (в крестьянскую конюшню больше трёх-четырёх не поставишь, а могло быть их и семь, и у восемь у одного хозяина) и покупка шуб-полушубков-тулупов на всю семью (для лёгкости передвижения по весне эти лишние в походе вещи продавались).

Кроме шестов, сами цыгане делали только кнуты, зато как делали: узорчато, сложно, от кнутовища и до ремня. Кнут был священным мужским предметом, женщина его даже коснуться не могла. Он был гордостью и украшением мужчины, он был дорогим подарком от старшего цыгана - младшему, его могли отдавать в придачу к коню - и такая «придача» здорово поднимала коню цену. Более того, кнут был вместилищем торговой удачи, своего рода талисманом!

А всё оставшееся от вышеперечисленного время, напомню, цыган действительно пользовался своим правом отдыхать и ничего не делать.

Как же изменилась жизнь мужчины в цыганском обществе после оседания?

А очень по-разному.

У котляров она изменилась несильно. Многие из них продолжают работать с «жестью», другие расширили традиционные профессии до возни с автомобилями и ресайклинга металлолома (сбора по улицам или списанного с заводов и дальнейшей продажи-починки-сдачи). В связи с этим припомню очень понравившуюся фразу от котляров :

Зря руска рома рожу-то кривят, металлолом - дело хорошее, им вон и пионеры занимались .

Стало считаться особым шиком, чтобы семья жила полностью за счёт мужчины, теперь это считается признаком особой крутости и профессиональной успешности. Жена-гадалка - отныне признак бедствующей семьи, с необоротистыми мужчинами. При этом на сторонний взгляд кажется, что мужики - трутни трутнями, ведь они нигде не работают, а за металлоломом или с баками-корытами не каждый день ездят.

У русских цыган изменение роли мужчины пошло по двум разным сценариям. Когда стало незачем делать шесты и некому чистить шкуру, в одних семьях мужики нашли аналоги этим занятиям и стали «мужской рукой в доме», а также продолжали зарабатывать деньги в семью, только уже новыми способами (сейчас круг профессий русских цыган очень широк, как правило, это работы, требующие не более чем среднего образования, но поскольку в XX веке появились и цыгане с высшим образованием, то можно встретить инженеров, скульпторов, врачей и теде и тепе). В таких семьях мужчина на данный момент является основным добытчиком, хотя и женщины часто работают. Не работают, как правило, у бизнесменов (имеющих в анамнезе предков - крупных барышников... семейная жилка).

Цыгане. 1984 год. Фото: Борис Мужамедзянов.

В других семьях мужики спокойно сказали:

— Шатров нет, коней нет, так что делать мне нечего, могу весь день лежать кверху пузом!

И лежат, а вы что думаете. И сыновей так воспитывают. Что характерно, именно в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия (не имея другого способа реализоваться, проявить своё превосходство над женщиной, жён бьют смертным боем и держат в ежовых рукавицах гораздо круче, чем в семьях первого типа, женские нужды и желания ни во что не ставят), а также именно такие семьи поголовно криминализовались либо маргинизировались в дикие 90-ые,

По счастью, в наше время молодки стали соображать, что такой образ семейной жизни - не единственно возможный, и массово покидают граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев в пользу мужчин первого типа или даже простой женской свободы.

На том позвольте откланяться. Надеюсь, вам понравилось!

п.с. Если кто начнёт спрашивать «А кузнецы-то, кузнецы-то где?» - а кузнечеством занимались в России сэрвы и влахи , но о них я не стала, потому что их бабушки мне пока не попадались. Зато русских цыган в России больше всего.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди