05.03.2019

Тема сенсорное развитие детей через дидактические игры. Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений. «Разложи фигуры по местам!»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Покормите птиц зимой»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект « Покормите птиц зимой».

Пояснительная записка.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям,

тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения ребёнка с природой.

Паспорт проекта .

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 неделя ноября – март.

Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет), воспитатель, родители.

Предмет изучения: зимующие птицы.

Цель проекта: уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их питании, повадках.

Задачи проекта:

- формировать интерес к исследовательской деятельности;

Расширять представления о зимующих птицах;

Познакомить детей с условиями их жизни;

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предполагаемый результат.

Расширить и углубить знания детей о зимующих птицах (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, свиристель);

Создание стойкого интереса к проектной деятельности;

Повышение родительской компетентности в формировании экологической культуры;

Воспитать бережное отношение к птицам.

Продукты проекта:

  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Сооружение на участке «птичьей столовой».
    • Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
    • Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
    • Почему воробей всё время кричал?
    • Как Никита учил воробья летать?

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Сроки реализации.

Подготовительный.

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов мероприятий.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.

4 неделя ноября.

Подборка иллюстративного материала.

Оснащение предметно-пространственной среды.

1 неделя декабря

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

2 неделя декабря

Основной

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихов про птиц.

Расширить представления о зимующих птицах.

2 неделя декабря

Чтение рассказа Е. Чарухина «Воробей».

Расширять представление о жизни птиц зимой.

2 неделя декабря

Интегрированное занятие «Такие разные птицы».

Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

3 неделя декабря

Дидактическая игра

«Найди лишнюю птичку».

Закрепление полученных знаний и умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

4 неделя декабря.

Наблюдения за птицами в «птичьей столовой» на участке и фиксирование результатов наблюдений в журнале.

Расширение представлений о жизни зимующих птиц (кто прилетает к кормушке, что и как едят, как себя ведут).

с 1 недели декабря по март.

Заключительный

Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада.

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помочь им, приучать выражать свою заботу в полезной деятельности.

2 неделя декабря.

Приложения проекта.

1. Конспект занятия «Покормите птиц зимой».

2. Конспект интегрированного занятия «Такие разные птицы».

3. Конспект занятия «Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».

4. Подвижные игры.

5. Картотека стихов о птицах.

6. Картотека загадок о птицах.

7. Картотека пословиц и поговорок о птицах.

8. Картотека народных примет.

Цикл наблюдений за птицами в средней группе .

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.

Методические приёмы:

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”

Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).

Почему сороку называют белобокой?

Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)

“Ты сорока-белобока,

Зря не прыгай, не летай,

Строить домик помогай”

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:

Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).

Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Зимой чуть жив! Чуть жив! Весной - жив-жив!

Три разные сестрицы.

Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.

Методические приёмы:

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?

Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).

Как кричат эти птицы?

Описание птиц.

Как отличить галку от вороны?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Поисковое задание.

Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.

Последующая работа.

Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Методические приёмы:

Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится

Всё хвастает синим своим сюртучком

И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида:

Какого цвета спинки, грудки, головки?

Одинаковые ли все они по размеру?

Каков клювик? Как поёт?

Скинь кафтан,

Скинь, скинь, скинь.

Рван кафтанчик

Скинь, скинь, скинь.

Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?

Поисковое задание.

Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Определить, что любят синички.

Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.

Методические приёмы:

Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.

Какие звуки вам незнакомы?

Как вы думаете, кто это может так стучать?

А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.

Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?

Д/и “Накормим птиц”.

Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.

Наблюдение поползня

Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.

Методические приёмы:

Рассматривание картины:

Назовите всех знакомых вам птиц.

Как вы их узнали?

Чем питаются эти птицы?

Как они по-разному ведут себя во время еды?

Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.

Какая новая птица появилась на участке?

Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.

Моделирование “Угадай птичку”.

Использование художественного слова детьми о своей птичке.

Цикл занятий «Птицы к югу полетели».

Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.

Методические приёмы:

Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.

Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?

Как называются такие птицы? (Перелётные).

Почему не все птицы улетают на юг?

Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?

Как называются такие птицы? (Зимующие).

Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)

Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.

Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).

Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.

Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.

Последующая работа.

Консультация для родителей “Типы кормушек”.

Заготовка корма.

Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.

Птицы зимой

Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Методические приёмы:

Беседа :

Почему многие из птиц улетают на юг?

Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).

Как их можно назвать? (Зимующие).

Почему они остаются зимовать?

Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”

Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.

Кого чем накормим?

Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.

Где зимой птицы могут добыть себе еду?

Последующая работа.

Изготовление “пирога” для птиц.

Рисование птиц.

Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

Беседа о зимующих птицах.

Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.

Методические приёмы:

Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.

Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?

Назовите птиц.

Как вы их различаете?

Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.

Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).

Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”

Чтение стихов о птицах.

Конспект занятия с детьми средней группы

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель : формировать у детей обобщенное представление о зимую­щих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отноше­ние к птицам, желание помогать им в трудных зимних ус­ловиях.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые дере­вья скрипят от холода.

А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегам. Мало корма находят пти­цы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теп­лые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Де­вять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко!)

- Послушайте стихотворение Н. Грибачева

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу - ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спе­шить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист - зерна.

А на лист - пшена.

Конопли две горсти -

Собирайтесь, гости!

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены раз­ные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, де­лятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.

Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармли­вать птиц.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтилено­вые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы пти­цам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддер­жать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Конспект занятия .

Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Цель : приобщать детей к рассказам.

Задачи:

учить слушать, оценивать поступки героев;

развивать память, мышление, внимание;

воспитывать любовь к птицам;

активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу «Воробей»

Воробей.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:

Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!

А папа говорит:

Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.

Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел.

Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.

Через стул перелетел.

Через стол с кувшином перелетел.

Вот только через комод не мог перелететь – свалился.

Видно, надо его ещё кормить.

На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Введение

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея - познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Птицы на кормушке».

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»

Проблема . Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования : зимующие птицы нашего города.

Методы исследования , которые ребенок для себя определяет сам:

  • Подумай сам.
  • Спроси у другого.
  • Посмотри в книге, получи информацию по интернету.
  • Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Я обратился за помощью к старшему брату, к родителям, воспитателям. Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом мне помог брат. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрел фотографии птиц, узнал об особенностях их зимовки.Вот, что я узнал:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм - ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках - то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма - семян из еловых шишек.

Практический этап исследования

Я очень удивился, когда узнал, что синицы любят сало. Подумал, а где она его берет? Вспомнил, что синицы, что бы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

1. Изготовление кормушек .

Вместе со старшим братом смастерили разные кормушки и развесили их в своем дворе и на участке детского сада. Поинтересовался у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби - были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц.

Подкармливая птиц, я наблюдал и узнал, что:

  • почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
  • синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
  • Пшено и просо - любимая еда воробьев.
  • Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

А снегири на мою кормушку так и не прилетели, я для них приготовил ягоды рябины. Но я буду их ждать - надеюсь, что прилетят.

Результаты исследования:

1. Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

2. Оформил альбом о зимующих птицах.

3. Составил рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Моя гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Я привлек своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.

5. Птиц на участке детского сада и в моем дворе стало больше.

Вывод: Зима - трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

Консультация для родителей

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Подготовили: воспитатели группы: ,

Сенсорное воспитание – это развитие у детей процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. На каждом этапе обучения формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом этапе – обогащение ребенка впечатлениями, при которых он мог бы следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором этапе – накопление представлений о цвете, форме, величине. Он должен уметь сопоставлять предметы способом прикладывания.

На третьем этапе – выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предмета.

На четвертом этапе – формирование устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи. Он должен вырабатывать представление о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На пятом этапе – знакомство с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур.

Для развития сенсорных способностей в первую очередь необходимо правильно подбирать игрушки и игры. Они дают не только обобщающую информацию о цвете. Форме, величине предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействий с окружающей средой. Хорошо подбирать игрушки, контрастные по одному из признаков и сходные по другим. Например: мячик и шарик различные по цвету и по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т. д. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, но и подчеркивает различие и сходство признаков предметов, способствует развитию восприятия.

Красное и белое.

Когда и как нужно начинать ребенка учить различать цвета?

Нужно начинать учить ребенка различать цвета с 1.5-2 лет и даже раньше.

Приготовьте однородные предметы двух разных контрастных цветов: 5 желтых и 5 синих кубиков. Назовите малышу цвета и предложите вместе построить две башенки - синюю и желтую. Делайте это в такой последовательности:

1. Один-два раза покажите ребенку, как это нужно делать. Сопровождайте действия словами: это синий кубик, кладем его на синий. А это желтый: кладем его на желтый. Посмотри какие красивые башенки, синяя и желтая. Говорите четкими, простыми предложениями, уберите лишние предметы со стола, не создавайте путаницы.

2. Постройте башенки не до конца. Пусть малыш закончит их сам, доложив 1-2 кубика в каждую. Давайте ребенку по одному кубику, остальные уберите. Не нервничайте, если малыш поначалу будет ставить их куда попало, не соотносясь с цветом. Рано или поздно он непременно усвоит принцип.

3. Считайте этот этап завершенным, когда ребенок сможет без ошибок от начала до конца построить башенки сам. Затем вводите другие цвета, начиная с основных четырех: красного синего, желтого, зеленого

Спокойствие, только спокойствие!

Следующий этап - когда ребенок учиться по вашей просьбе приносить вам предмет соответствующего цвета. Если малыш не понимает пока слова: «Дай мне красный», то возьмите в руки красный кубик и скажите: «Дай мне такой же кубик». А само слово рано или поздно отложиться в его памяти, но не сразу. К двум годам ребенок должен ориентироваться в основных цветах, а в три года хорошо называть их.

Для продвинутых пользователей .

На следующем этапе малыш должен сортировать предметы разной формы и фактуры: в одну кучку - желтый зайчик и желтый кубик; в другую - красную машинку и красный платочек; и т. д.

Большой-маленький.

Детей младшего возраста необходимо учить обращать внимание на величину предметов, фиксировать внимание на их размере, раскладывать однородные предметы разной величины на две группы. Обучать пониманию и называнию слов «большой», «маленький». Эти задачи можно решить с помощью дидактических игр.


Найди нужное ведерко.

Перед ребенком два ведерка (большое и маленькое) и произвольно перемешанные большие и маленькие кубики. Взрослый поясняет ребенку, что ведерки разные: одно большое, другое маленькое. А эти игрушки (показывает большой квадрат) будем класть в большое ведерко, а маленькие кубики - в маленькое. Затем эти манипуляции должен провести ребенок, взрослый должен комментировать его действия.

Положи шарик в свой домик.

Выкрасить лотки из-под яиц в основные цвета спектра и таких же цветов пластмассовые шарики собрать в «чудесный мешочек». Взрослый достает из мешочка шарик и спрашивает ребенка какого он цвета (синий). Где домик такого же цвета? Положи туда же шарик.

Далее предлагает ребенку проделать то же действие самостоятельно. На первом этапе обучения детям предлагают только два цвета. По мере запоминания цветов игру проводят с 3-4 цветами. Эта игра учит детей обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные предметы объекты по цвету.

Кубик на кубик.

Как заинтересовать малыша игрой с кубиками? Начинать надо с развития эмоционально-положительного отношения ко всему новому. «Увлекая малыша - увлекайтесь» сами!»-вот лозунг, подходящий для знакомства с кубиками. Заинтересовать малыша могут детские стихи, песенки, потешки, которые можно обыграть с помощью кубиков. Построить самолет, грибок для мышки, башенку для зайчика. Помните: ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным матери-алом. Кубики помогают ребенку:

Познакомиться с сенсорными признаками предметов: формой, величиной, цветом и научиться оперировать ими;

Познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза.



«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Из опыта работы

воспитателя мини- центра «Бота»

Амельченко Марины Ивановны

Резюме

Наименование учреждения : ГУ Целинной средней школы мини-центр «Бота»

Ф.И.О. (полностью): Амельченко Марина Ивановна

Дата рождения: 17.09.1965 год

Образование: Среднее специальное , диплом КОСТАНАЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ «Воспитатель в дошкольном учреждении»

Курсы повышения квалификации №0325582

от 07 апреля 2012 года ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Тематика: «Особенности моделирования педагогического процесса в ДО, ДМЦ и предшколе на основе интеграции предметного содержания»

Курсы повышения квалификации педагогических работников №0986 от 06 декабря 2014 года АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР « Start »

Тематика: «Интегрированное планирование деятельности воспитателя как инновационный подход в обучении и воспитании дошкольников»

Семинар №001168 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ «Болашак»

Специальность: «Воспитатель в ДУ»

Стаж работы: с 1984 года

Педагогический стаж: с 1984 года (20 лет)

Доклад

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Моя педагогическая деятельность в период с 2013-2015 связана с детьми младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накопление умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактическую игру».

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы

Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

Формировать умение выделять существенные признаки предметов.

Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.

Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.

Развитие слухового внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

Затем определилась с участниками работы: воспитатели групп, дети, родители. Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный. На этом этапе решалась следующая задача:

Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание условий для работы с детьми. На последнем этапе решалась следующая задача: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, развивать сенсорные процессы.

5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводилась диагностика с целью определения полученных результатов на конец работы.

Ожидаемые результаты :

1. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к дидактической игре;

Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

Воспитывать у детей желание заниматься.

2. Обучающие:

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.

3. Развивающие:

Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;

Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;

Развивать внимание, усидчивость детей.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

В ходе реализации своей работы я выбрала систему дидактических игр: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения. Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь зайчика» и «Спрячь бабочку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Мною было разработано многофункциональное панно «Лесная полянка».

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.

Ну и конечно же, реализация данной работы не обошлась без участия родителей. С родителями я проводила индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению

уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.

Я оформила папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также привлекала родителей к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец работы.

Условные обозначения:

«-» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

По показателям компетентностного развития в ОО «Познание» т.е индикаторам на начало 2013 года (на начало работы) дети не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития. На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился. Дети различают основные цвета, формы, величину, фактуру предметов . Проявляют любознательность, особый интерес к людям и их действиям, воспроизводят простые постройки по показу взрослого. Проявляют доброжелательное и бережное отношение к животному миру демонстрирует первоначальные навыки ориентировки в пространстве.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно и полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Использованная литература:

    Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.

    Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

    Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Цель:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Цель игры: развивает мышление, внимание, память, увеличивает словарный запас, совершенствует мелкую моторику рук, развивает речь, логическое мышление, учит сопоставлять геометрические фигуры с предметами.

Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; развивает мелкую моторику рук;

Ход: детям предлагается спрятать бабочку от паучка на цветок соответствующий по цвету бабочке.

Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать зайчика с полянкой (ориентир по цвету) ;действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям спрятать зайчика на полянку от лисички, зайчик и полянка должны совпадать по цвету.

Цель игры: Закрепление знания детей об одежде, обуви; развитие мелкой моторики рук;

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать одежду для куклы, учит правильно подбирать одежду.

Цель: определить форму платочка, учить завязывать узел, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать платочек для куклы по цвету и по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать бусы по цвету и по форме.

Цель: учить различать цвета и форму, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать пирамидку по цвету и по форме.

Содержание

    Резюме

    Характеристика

    Доклад : Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

    Презентация

    Дидактические игры


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди