14.06.2019

Игровые обучающие ситуации в дошкольном образовании. Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий


Елена Сычева

Тема:Жизнь лесных обитателей в зимний период времени.

"Путешествие в зимний лес"

Цель: Формирование элементарных экологических представлений детей 3-4

лет через ознакомление с природой и воспитание правильного отно-

шения к объектам природы.

1. Дать первоначальные представления об обитателях леса: медведе, белке, зайце, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

Учить детей делать простые умозаключения, выводы, анализируя отличительные особенности внешнего вида животных;

Формировать у детей представления о правилах поведения в лесу (не шуметь, не ломать деревья, не забирать животных из леса);

Учить детей пользоваться схемами.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображе-ние, память, способствовать активизации речи, развивать коммуникативные способности детей;

Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста (игра «Зимняя прогулка», развивать общую и мелкую моторику (д/и «Помоги белочке разобрать припасы»).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, дарам леса, вызвать у детей чувство эмпатии к животным;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Здоровьесберегающие технологии:

Ароматерапия,

Релаксация,

Дыхательная гимнастика.

Ход деятельности.

Дети свободно входят в группу и располагаются на стульчиках.

Восп. : Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу заглянуло солнышко.

Какое оно (теплое, ласковое, желтое).

А еще оно дарит нам хорошее настроение, отдает своё тепло и заботу. Давайте поздороваемся с солнышком и нашими гостями:

Приветствие (коммуникативная игра).

Здравствуй, солнышко!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуй, носик! Бип-бип-бип.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Восп. : У меня такое хорошее настроение, что хочется веселиться, играть. А у вас? (ответы детей).

Посмотрите, как солнышко засияло своими лучиками. Это оно при-глашает нас с вами на прогулку в зимний лес. Согласны?

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем

С вами мы гулять пойдем.

Давайте собираться в дорогу.

Дети встают со стульчиков, располагаются свободно.

Игра-рифмовка «Зимняя прогулка» .

Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)

Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)

Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)

А потом красивые, теплые, пушистые

Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)

И хотя я маленькая, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)

Восп. : (двигаясь стайкой) Вот и оказались мы в зимнем лесу.

Как хорошо зимой в лесу!

Вдохните поглубже, почувствуйте хвойный аромат.

Как легко дышится в лесу!

Ой, смотрите, пенек. А на нем… (корзинка).

Давайте посмотрим, что в ней (подходят и видят в корзинке заячий хвостик)

Интересно, чей это хвостик (рассматривают, определяют цвет, размер) Наверно кто-то потерял. Кто? (варианты ответов). Кто еще живет в лесу?

Ну что же, пойдемте искать хозяина этого хвоста.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым. (дети идут, высоко поднимая ноги)

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем (присаживаются и поглаживают ноги

ладонями снизу вверх)

И опять гулять пойдем.

Подходят к импровизированной «берлоге» медведя, обозначенной карточкой-схемой.

Восп. : Посмотрите, здесь чей-то дом? Как вы думаете, кто здесь живет?

(обратить внимание на карточку)

Воспитатель приподнимает ткань, дети видят спящего медведя .

Восп. : Да это Мишка спит, в берлоге спит. Домик у медведя называется

А в берлоге спит медведь.

Тише-тише, не шуметь!

А почему нельзя шуметь?

Восп. : Лес-это дом для многих животных. В лесу есть свои правила, и мы нарушать эти правила не должны. Как надо вести себя в лесу? (тихо, не шуметь, не ломать ветки, не забирать животных из леса).

Воспитатель и дети присаживаются на корточки и тихонько рассматривают медведя.

Восп. : Как вы думаете, это Мишка хвостик потерял? Почему?

Какого цвета шубка у медведя (коричневая)

А ушки какие? (круглые, маленькие, коричневые)

А хвостик?

Значит это не Мишкин хвостик.

Восп. : (укрывает медведя и тихонько отходит) Пусть спит, отдыхает, сил набирается. У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать. Проснется сильным, отдохнувшим.

Останавливаются у елочки, обозначенной карточкой «дупло»(белочки).

Восп. : Цок-цок-цок… Слышите, с нами кто-то здоровается.

Как вы думаете, чей это домик?

Как называется домик белочки? Правильно, домик белочки называется - дупло.

Так это белочка с нами здоровается - цок-цок-цок. Давайте и мы с ней так же поздороваемся: Здравствуй, белочка, цок-цок-цок.

Как вы думаете, это белочка хвостик потеряла? Почему?

Давайте проверим.

Какого цвета шубка у белочки? (рыжая)

Какая шубка на ощупь, погладьте белочку. (мягкая, пушистая)

Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки)

А хвостик (длинный, пушистый)

Восп. : Видим, белочка, это не ты хвостик потеряла. Ребята, белочка хочет нам что-то сказать. (белочка шепчет на ухо воспитателю). Белочка просит у нас помощи. Её шалунишки – бельчата разбросали все зимние запасы, всё смешалось и шишки, и орехи. Белочка просит, чтобы вы помогли ей разобрать запасы по корзинкам: шишки- в одну, орешки- в другую.

Дети разбирают припасы, обсуждают с воспитателем, что шишка- большая, колючая, а орех- маленький, гладкий.

Прощаются с белкой, она благодарит ребят за помощь.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Дети подходят к кустику, на нем обозначение- «дом» зайца.

Восп. : Как вы думаете, чей это домик? (зайца)

Что-то его не видно. Это хвостик зайца?

Какого цвета у зайца шубка? (белая)

Какие у зайца ушки? (длинные, а хвостик? (беленький, короткий)

Зайка, ты случайно хвостик не потерял? (слышен плачь зайки)

Воспитатель показывает бесхвостого зайца, он грустит. Ребята его жа-леют, а воспитатель незаметно прикалывает хвостик.

Восп. : Не плачь, зайка мы нашли твой хвостик.

Зайка: Спасибо вам, ребятки. (зайцу весело, он радуется)

Восп. : Зайка так обрадовался своему хвостику, что хочет пуститься в пляс. И мы с тобой попляшем.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Восп. : Как мы весело поиграли с зайкой. Устали. Пора отдохнуть.

Релаксация «Зайчата».

Восп. : Возьмите коврики, расстелите их на полянке, ложитесь на спинку поудобнее. Ручки и ножки лежат свободно, расслабьтесь и закройте глазки. Слушайте мой голос.

Представьте, что вы маленькие зайчата. Маленькие зайчата очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть. Вам снится голубое небо, теплое, ласковое, нежное солнышко. Солнышко согревает вас и всё вокруг. Сейчас солнечный лучик коснулся ваших ладошек. Почувствуйте тепло солнечных лучей. Солнечный лучик поднимается по вашим рукам всё выше и выше, достал до плечика, вот коснулся щечек, пощекотал носик. Почувствуйте, как вам тепло, уютно и спокойно на лесной полянке.

Звучит тихая музыка.

Восп. : Теперь открывайте глазки, спокойно вставайте. И вот вы уже не зай-чата, а маленькие ребята.

Нам пора возвращаться. А давайте возьмем с собой зайчишку в детский сад, нам с ним будет весело. (ответы детей)

Посмотрите, зайчик загрустил. Почему?

Подумайте, можно ли забирать животных из леса и приносить их в дом? Почему? (рассуждения о доме, о маме)

Лучше мы в следующий раз с зайкой поиграем, когда придем в лес на прогулку.

До свидания, Зайчик. Береги свой хвостик.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Восп. : Ну вот мы и дома. Нас встречает ласковое солнышко.

Давайте расскажем солнышку: где мы были, что видели, о чем узнали.

Где мы были?

Кого мы встретили в лесу?

Давайте покажем солнышку, в каких домиках живут звери в лесу.

Открывается мольберт со схемами домов. Дети должны расселить жи-вотных. Медведя- в берлогу, белку- в дупло, зайца- под куст.

Восп. : А еще мы сделали доброе дело. Какое (вернули зайцу хвост, помогли белке разобрать припасы, не разбудили медведя)

Вам понравилась прогулка по лесу?

Помните, ребята, что лес- это дом для многих растений и животных.

Поэтому лес нужно беречь, сохранять и защищать, чтобы животные могли там жить, а люди- гулять и дышать свежим воздухом. А еще в лесу можно найти много разного природного материала: шишек, орехов, веточек, листочков.

Звучит волшебная музыка.

Восп. : Посмотрите, ребята, произошло чудо. В нашей корзинке появились игрушки, да не простые, а из природного материала (шишек). Это лес благодарит вас за вашу доброту и заботу, и преподносит вам свои дары.

Ребята, солнышко согрело нас своим теплом и лаской, лес одарил нас своими подарками. Давайте и мы поделимся с нашими гостями хорошим настроением и подарим им наши улыбки. Чтобы они смогли забрать с собой частичку нашего тепла (дети сдувают настроение с ладошки).


Рисунок “1”

Средством экологического воспитания малышей 2 -3 лет являются также дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками , в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации (ИОС). Они помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы. Активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др. Воспитатель, используя игрушки, персонажи пальчикового или кукольного театра , создает игровые ситуации, которые помогают детям осознать происходящее, вызывают соответствующие переживания и действия.

Я работаю в доме ребенка, и нашим детям так не хватает положительных эмоций, различных впечатлений, а ведь известно, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Характерной особенностью маленьких детей является любовь к слушанию потешек, стихотворений, сказок. Дети дома ребенка, в большинстве своем, отстают от домашних сверстников в умственном развитии. Чтобы привить детям любовь к миру природы, вызвать интерес к художественному слову, я сочинила небольшие, доступные восприятию наших детей, четверостишия, которые использую в предложенных игровых обучающих ситуациях. Игры доставляют детям много радости, позволяют им пофантазировать, проявить инициативу.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 2 – 3 лет.

Персонаж

Ситуация
Завязка Развитие сюжета
Заблудился Испугался Надо ему помочь Игра

“Беги, зайчик, за морковкой”

Стихотворение:

“Ай - да, зайка, шалунишка
Зайка, серенький трусишка.
Ты беги домой скорей!
Ждут зайчата у дверей”.

Пошел в гости Надо угостить Поиграть Игра “Догони собачку”

Стихотворение:

“Наш щенок попрыгает
Лапками подрыгает.
Ушком потрясет
Хвостиком вильнет”.

Ищет своих птенцов Успокоить Помочь искать Игра “Птицы машут крыльями”

Стихотворение:

“ Птичка, птичка, успокойся
Никого теперь не бойся!
Мы же птенчиков нашли
И в гнездо твое снесли”.

Козочка и козлята

Оказались по разные стороны ручейка Беспокоятся и волнуются Надо построить мостик и помочь перебраться Игра “Ползи по дорожке”

Стихотворение:

“Ох, и быстрые козлятки
Белобокие ребятки.
По мосточку пробрались
Возле мамы собрались”.

Курица и цыплята

Котенок хочет обидеть цыплят Курица уговаривает этого не делать Все подружились Игра “Цыплята и наседка”.

Стихотворение:

“Курочка – Пеструшечка,
Где твои цыплятки?
Видишь, вместе с кошкой
Они играют в прятки”.

Персонаж Ситуация Положительное разрешение ситуации
Завязка Развитие сюжета
Пошел за яблоками, не нашел. Опечалился. Надо помочь. Игра “Пойдемте за грибами”

Стихотворение:

“ Вот по дорожке ежик ползет
А на иголочках ежик везет:
Яблоко, грушу, банан, апельсин.
“Ежик, ты, верно, ходил в магазин?”.

Шипит, хочет ущипнуть. Боится. Надо успокоить. Игра “Дикие гуси”

Стихотворение:

“ Назовем тебя, гусь, Дорофеем
Мы напоим тебя, пожалеем.
И не будешь ты больше щипаться
И не будешь на деток кидаться!”

Прилетели на лужок. Ищут мед. Показать цветочки Игра “Пчелки”

Стихотворение – загадка:

“Лапки мохнатые
Брюшко полосатое.
Над поляною летит
И жужжит, жужжит, жужжит.
(пчела)

Полез в дупло к пчелкам. Испугался. Пожалеть, пожурить. Игра “Поймаю, поймаю”

Стихотворение:

“ Проказник Мишка косолапый
Зачем в дупло засунул лапу?
Там пчелки добрые живут
Попросишь, мед тебе дадут”.

Намочила крылышки. Не может полететь. Помочь, положить на солнышко. Игра “Бабочки”

Стихотворение:

1.“ Бабочка крылышки в дождь намочила
Грустная бабочка крылья сложила.
Ветер разгонит мокрые тучи
Снова появится солнечный лучик”.
2. “Солнышко веселое
Выйди из-за тучки.
Посмотри на наши ручки
Посмотри на наши ножки.
Пусти лучик по дорожке”.

Персонаж Ситуация Положительное разрешение ситуации
Завязка Развитие сюжета
Бьет копытом, сердится Хочет катать детей Все помирились Игра “Гоп, гоп, мой конь”

Стихотворение:

“Лошадка, грозно не фырчи
Копытом звонко не стучи.
Ну, покатай, лошадка, нас
Много, много, много раз”.

Прячется в дупло Боится Угостить Игра “Белка и шишки” Стихотворение:

“ Мы для белки соберем
И в корзинке принесем:
Ягоды, грибы, орешки.
Мы расскажем ей потешку”.

Несет веточку Потерялся Успокоить Игра “Наш муравейник”

Стихотворение:

“ Муравей искал свой домик
Муравейник полевой.
Мы на веточке зеленой
Отнесли его домой”.

Убегает Ищет норку Предложить поиграть Игра “ Кошки – мышки”

Стихотворение:

“Серая мышка, бусинки – глазки
Хочешь, тебе почитаем мы сказку?
Хочешь, мы хлеба тебе принесем
Игрушки покажем и песню споем?”.

Ползет медленно Опоздала Помочь Игра Улитка”

Стихотворение:

“Улитка, улитка, где твои ножки?
Медленно очень ползешь по дорожке.
Хочешь, тебе мы подарим сапожки?”

Консультация педагогам

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы “погрузить” детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия “природного” содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.)

Рисунок “2”.

Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказок.

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков, выявить отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС , и любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои “выходят” за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную.

Рисунок 3.

Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть “живой” - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управляемыми. Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.

Литература.

  1. И.П. Дайлидене. Поиграем, малыш. Москва “Просвещение” 1992.
  2. Далее все подвижные игры в игровых обучающих ситуациях представлены данным пособием.
  3. Младший дошкольник в детском саду.Как работать по программе “Детство”. Учебно-методическое пособие. Санкт – Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС 2008
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
  5. Кузнецова А. 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ.XXI век Москва 2008

Выполнила: Кисленкова Анна Валентиновна

Министерство образования инауки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификацииИОЧ

« Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста »

на тему:

«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры

в средней группе

время обучения 19.05.2014-23.05.2014.

Выполнила Кисленкова Анна Валентиновна

Воспитатель

ГБОУ ООШ с.Чёрновка м.р. Кинель-Черкасский СП д\с «Тополёк»

Самара, 2014..

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие на необитаемый остров»

возрастная группа: средняя

Тема недели «Планета земля»

Дидактические задачи:

1) Формирование умения наблюдать окружающий мир природы, установление элементарных связей и зависимостей (познавательное развитие):

Закреплять представления о частях тела животного с помощью сбора пазл;-формировать навык различать листья деревьев по форме и строению; -уточнять и расширять знания о воде.

2) Обогащать знания детей об окружающем мире (познавательное развитие):-Развивать качество личности ребёнка как любознательность, наблюдательность; -развитие памяти, внимания, способности исследования предметов.

3) Продолжать формировать речевое развитие и закладывать основы экологической культуры.

Воспитательные задачи:

1)Воспитание бережного отношения к природе: -нетерпимость к загрязнению водоёмов и окружающей среды,- воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

2)Формировать умение испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.

Методы и приемы: - практические: дидактические игры «Дикие

животные», «Наш лес», «Насекомые».

Наглядные: показ и рассматриваниеиллюстраций о

природе.

Словесные: чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений о природе, разгадывание загадок, объяснения.

Материалы и оборудование:

Атрибуты к дидактическим играм: «С какого дерева этот листок?», « Правила поведения в природе», «Перепутанные животные», «Чей хвост?», «Найди свой дом», карта острова, колокольчик, игрушка попугай.

Содержание:

Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее настроение?

Ответы детей:

А я немного волнуюсь, так же как и вы. Но на этот случайу меня есть два волшебных мешочка. Один- с плохим настроением, а другой с хорошим. Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, своё волнение.

А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержание заполнит всю нашу комнату, хорошо?

Ответы детей:

Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья.

Ой, ребята, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем?

Ответы детей:

Письмо:

« Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю под пение необычных птичек. Но на острове я один, у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, весёлый детский смех. Явас приглашаю всех к себе в гости. Посылаю вам волшебный колокольчик, с помощью которого вы попадаете на мой остров. Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на острове! Ваш….»

Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде?

Ведь не иметь друзей - это настоящая беда!

Ответы детей:

Воспитатель: Подождите, в мешочке что-то есть - да это карта острова!

Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.

Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному миру природы? (Д/игра «правила поведения в природе»)

Воспитатель: Молодцы! Ну что, не боитесь отправиться на этот необычный удивительный остров?

Тогда вперёд! А колокольчик нам поможет. (Воспитатель звонит колокольчиком).

На острове.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров? (рассматривают карту)

Вот этот пенёк, но попугая на нём нет, где же он?

Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать. Вы попали наостров злого колдуна, это он написал вам письмо, захотел вас заманить на свой остров, на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А меня превратил в невидимого. Этот злодей сделал невозможной жизнь на этом острове. Я стану таким как прежде только в том случае, если все гадости колдуна будут исправлены. Но это очень опасно, колдун слишком опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь!

Воспитатель: Ребята, неужели мы уйдём и оставим в беде бедного попугая?

Ответы детей:

Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать.

Воспитатель: Ну что, ребята, навстречу приключениям! Вперёд!

Давайте посмотрим на карту, с чем нам придётся встретиться?

Ага, впереди лес, много красивых высоких деревьев. Надеюсь, с ними всё в порядке?

Давайте посмотрим. (На берёзе много листьев с других деревьев)

«Д\игра «С какого дерева этот лист?»

Воспитатель: Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна.

Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы

их видели?

Ответы детей:

И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот злодей? Посмотрите, да вот же они, что с ними случилось? Выузнаете,что это за звери? (перед детьми перепутанные разрезанные картинки зверей)

Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик.

Д/и «Перепутанные животные»

Ребята,звери вам очень благодарны.

Ребята, посмотрите, на карте обозначено, что дальше, за лесом, расположено прекрасное озеро с чистой голубой водой и множеством различных рыбок. Посмотрим, все ли там в порядке? На берегу озера, гибнут рыбки, а в воде много всякого мусора).

Что же нам делать? Как помочь рыбкам?

Ответы детей:

Давайте сложим мусор в одно место, а когда будем возвращаться домой, заберём его с собой?

Молодцы, ребята! Оказывается, вам многое по плечу. Вы очень смелые!

Воспитатель: За озером на карте луг с красивыми цветами. Но что такое? Все цветы лежат на земле, они завяли. Ну и колдун! Посмотрите, ни одного цветочка. Что же нам делать?

Ответы детей:

Хорошо ребята землю мы подрыхлили, теперь сделаем луночки, польём их водой.

Ребята, вот сейчас мы землю полили, а когда уйдём, она засохнет. Что может произойти в природе, чтобы земля не сохла? (дождь)

Ответы детей:

Правильно! Может пойти дождь. А что ещё хорошего в том, что идёт дождь?

Ответы детей:

А что плохого в том, что идёт дождь?

Ответы детей:

Как сделать, так чтобы дождь шёл, и нам было хорошо?

Ответы детей

Ура! На нашем острове вновь зацветут цветы, и это благодаря вам, ребята!

Воспитатель: Мы исправили уже много злодеяний колдуна, но наш друг попугай до сих пор остаётся невидимым.

Чтобы мы с вами увидели нашего попугая, нужно покрасить вот эти пёрышки. А чем можно их покрасить? Но ведь у нас нет таких красок, ведь остров необитаем, мы с вами будем использовать соки фруктов и овощей (покраска перьев).

Появляется попугай.

Воспитатель: Ребята,значит мы с вами всё сделали правильно!

Попугай: Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров, на нем вновь стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и хочу, чтобы вы не забывали, как легко навредить «беззащитному»миру природы.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому мы помогли на своём пути?

Ответы детей:

Воспитатель: В природе всё взаимосвязано и мы с вами должны это всегда помнить.

Попугай: Нуи хорошие вы, детки, только вот вы не закончили свой маршрут. Посмотрите на карту (дети идут по направлению на карте и находят «Клад» - сладкие угощения)

Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые, добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай».

Давайте посадим попугая на его любимый пенёчек. Попрощаемся с нашими гостями, а волшебный колокольчик поможет вернуться в наш любимый детский сад.

Игровая обучающая ситуация

«Незнайка знакомится со свойством воды.» (тип: ИОС с литературными персонажами)

Возрастная группа – младшая группа

Тема недели: «Что окружает человека»

Программные задачи:

1. Закреплять знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни человека. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. Формировать бережное отношение к воде («Познавательное развитие»)

2.Развивать интерес к сказочным героям. Формировать игровую активность («Социально-коммуникативное развитие).

3. Развивать умение отвечать на вопрос предложением из одного-двух слов(«Речевое развитие»)

Методы и приёмы:

    Игровая ситуация: внесение игрового персонажа,

    Практический: опыт с водой.

    Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, ответы детей.

Предварительная работа

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Почему надо беречь воду».

Материала и оборудование: .

    Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы.

    Кукла Незнайка.

Воспитатель сообщает детям, что по дороге в детский сад встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Оказывается, Незнайка ничего не знает о воде. Она его успокоила и сказала, что ребята ему могут помочь. Воспитатель обращается к детям: Поможем? (Ответы детей).

Воспитатель Незнайка, присаживайся на стул. Ребята немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

Воспитательвыясняет, что дети знают о воде

Ответы детей.

После ответов детей воспитатель предлагает сделать опыт и показать Незнайке, что вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой (дети экспериментируют: переливают воду из стаканчиков кукольной посуды в ведерки). Незнайка в это время наблюдает, помогает. В конце эксперимента Незнайка делает вывод:

Незнайка: я понял вода – это жидкость, её можно наливать, переливать из одной посуды в другую.

Воспитатель уточняет у Незнайки, знает ли он, что нужно беречь воду. Сказочный персонаж удивляется, что зачем ее беречь, воды много и как беречь воду. Он обращается к ребятам и просит их помочь с ответом.

Ответы детей.

Выслушав ответы, воспитатель обобщает: « Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран».

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. Незнайка благодарит ребят и обещает еще прийти и узнать о других свойствах воды.

Юлия Гудкова
Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие Незнайки в лес»

«Путешествие Незнайки в лес».

Дидактические задачи:

1) Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателей; диких животных, птицах; Уточнить представления детей о жизни лесных зверей – медведе, волке, лисе, зайце; Формировать представление о лесе как сообществе деревьев, животных и птиц; закрепить правила поведения в лесу. Убеждать детей в полезности всех видов животных и растений; («Познавательное развитие»)

2) Способствовать творческому использованию в играх представление о природе. («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Развивать речь детей, пополнять словарь словами роща, бор, дубрава. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. («Речевое развитие»)

4) Развивать двигательную активность, через физ. минутку. («Физическое развитие»)

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать бережное отношение к природе осознанно, бережно относиться к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. («Социально – коммуникативное развитие).

Методы и приемы:

- практические - игра «части дерева», игра «с какого дерева листочек», игра «раз, два, три», рисование леса и его обитателей.

- наглядные - иллюстрации с изображением различных деревьев, птиц, диких животных.

- словесные – беседа, загадывание загадок, считалка.

Материалы и оборудование: Картинки диких животных, птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц, цветные карандаши, краски, кисточки, непроливайки, альбомный листок.

В группу вбегает Незнайка со словами «Я бегал и мне на пути встречались различные деревья и животные, я так и не понял, где я находился? Быть может детишки - поможете мне узнать, где я был?» Воспитатель спрашивает у детей - поможем Незнайки? (ответы детей). Воспитатель удивлен, что Незнайка не знает что такое лес, и кто живет в лесу.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? (Да)

А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, взять с собой Незнайку и познакомить его с лесом и с лесными животными.

Воспитатель спрашивает у детей, на чем можно отправиться в лес? (ответы детей на машине, на велосипеде, на лошади, на автобусе.) Молодцы вы много видов транспорта назвали, но мы поедем на автобусе. А чтобы ехать на автобусе, кто нам нужен? (ответы детей шофер, кондуктор)

Воспитатель распределяет роли, с помощью считалки. (Среди мальчиков выбираем водителя, среди девочек кондуктора остальные пассажиры).

Дети садятся на стульчики (автобус, покупают у кондуктора билеты, отправляются в путь доезжают до станции «Лесная».

По приезду в лес воспитатель сообщает детям и Незнайки что лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

Воспитатель загадывает детям три загадки, о деревьях (о дубе, осине, липе)

Незнайка знакомится с деревьями. Для того чтобы лучше Незнайка запомнил деревья воспитатель предлагает сыграть в игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:

Сосна – руки разведены в стороны;

Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;

Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;

Дуб – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;

Береза – руки вверх, кисти рук опустить.

Воспитатель спрашивает у детей дерево живое или нет? (варианты ответов детей живое).

Почему так думаете? (варианты ответов детей потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит).

С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей с помощью листьев). Незнайка, а ты знаешь, из каких частей состоит дерево? (ответ Незнайки нет).

Воспитатель предлагает детям игру «Части дерева» разрезные картинки

Дети собирают по трое, деревья, называют это дерево и части дерева (корни, ствол, ветки, листья). Незнайка смотрит и запоминает.

Воспитатель обращает внимание на листочки, которые лежат на полу.

Ребята посмотрите, сколько листочков на земле, был сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, все листочки перепутались, посмотрите какие деревья грустные стоят, давайте поможем деревьям, подберем каждому дереву свой листочек.

Воспитатель, проводит игру «С какого дерева листок».

(дети «оживляют деревья»)

Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!

Воспитатель проводит Физ. минутку «Мы по лесу погуляли»

Мы по лесу погуляли и немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,

А потом все дружно встали, великанами все стали.

Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Вам приятно находиться в таком лесу? (Да)

Воспитатель спрашивает у детей, ребята скажите Незнайки, кто еще живет в лесу (ответы детей дикие животные).

Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке, картинки лежат на пенечке (стульчик).

Ребятам предлагается рассказать о жизни зверей, которые живут в лесу.

Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводят лето и зиму. Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются. (Ответы детей).

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

Ответы детей (самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

Воспитатель предлагает детям вспомнить и познакомить Незнайку с основными правилами поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т. п.)

Воспитатель рассказывает, что в каждом лесу много различных птиц. На деревьях развешены птицы, дети по очереди подводят Незнайку к птице и называют эту птицу, воспитатель помогает детям.

Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

Воспитатель предлагает детям и Незнайки возвратиться в группу, считалкой распределяет роли шофера, кондуктора.

Все садятся в автобус, и возвращаются в группу. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

По приезду в детский сад ребятам предлагается нарисовать лес и его обитателей, и подарить Незнайки, чтобы он помнил о лесе и о его обитателях. Незнайка забирает рисунки, благодарит детей за помощь, уходит.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди