05.03.2019

Толерантность как составляющая социальной компетентности дошкольника. Социальная компетентность дошкольника как основа развития ребенка. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Наталья Волкова
Социальная компетентность ребенка-дошкольника

Детство представляет собой особый пери, сущностью которого является процесс взросления ребенка , вхождения его в социальный мир взрослых . По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Старший дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, т. к. накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст ; дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции и связанной с этим тревожности.

Несформированность способности общения в детстве негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека . На современном этапе общества выявлена тенденция роста негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, которые имеют свои истоки в дошкольном детстве.

В современном мире во многом по-новому решаются социально -экономические и политические проблемы, что максимально актуализует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса . Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей – философии, социологии , психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т. е. речь идёт о раскрытии процесса развития личности, закономерностей её становления, условий и механизмов формирования.

Общество всегда задаёт эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира , его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Отсюда развитие выступает как форма социального развития ребёнка , становление его как существа социального .

Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации ) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учётом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.

Взаимодействие ребёнка и общества обозначается понятием «социализация » . Впервые это понятие было описано в конце 40-х – начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.) .

Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон) . С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам , как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) .

Социализация – непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Она распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определённых задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажён или заторможен.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности , приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности школьника.

Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социально -практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь , который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности ) человека на определенной ступени его развития.

Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности , социального интеллекта .

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом .

В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» - «общество» , умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, или как социальные навыки , позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности , это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации , социальной зрелости ) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль . Социальная компетентность ребенка – это определённый уровень его адаптации к социальным предписаниям , которые предъявляет ему общество.

Современное общество в своём развитии претерпевает ряд экономических, социальных , психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создаёт определённые трудности в процессе социального вхождения ребёнка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребёнка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума – процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций , возложенных на личность с момента его рождения.

Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации.

Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведённые определения, по мнению автора исследования, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляют , прежде всего, совокупность социальных знаний , умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

В. Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов : коммуникативную компетентность , вербальную, социально-психологическую компетентность , межличностную ориентацию, эго-компетентность , и собственно социальную компетентность .

Таким образом, рассмотрев перечисленные определения можно сделать следующие выводы :

1. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов :

Мотивационного, включающего отношение к другому человеку как

высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

Когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

Поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений , возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия , а также усвоения ребёнком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций , отношений.

3. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности ) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме .

Таким образом, Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структура социальной компетентности составляет , прежде всего, совокупность социальных знаний , умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты :

мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

При этом было обосновано, что приоритетным фактором, направленным на воссоздание и усвоение социальных отношений , в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребёнка, являются игровые технологии.

Основной имитационной социальной средой , дифференцирующей детскую социализацию по гендерной принадлежности, является семья. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольник и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Проблемные формы межличностных отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения находятся в тесной взаимосвязи с особенностями воспитания ребёнка в семье. При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность и т. д.) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Были выделены основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста :

полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение) ;

самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли );

самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная) ;

усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).

Информационная часть

Информационная карта

Наименование проекта

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на развитие эмоционально-личностной сферы детей, создание в ДОУ системы работы по социально-личностному направлению. Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы эмоционально-личностного развития вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Нередко в группах детского сада вопросы поведения и эмоциональной нестабильности воспитанников выходят на первый план. Даже опытные педагоги не знают как вести себя с ребенком в той или иной ситуации, как поступить правильно, чтобы каждому в коллективе детей было уютно и комфортно. Для меня как педагога-психолога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть, научить правильно вести себя в различных моментах жизни, помочь педагогам в создании системы работы с детьми и родителями по социально-личностному развитию.

Цели и задачи проекта Цель проекта: разработка методов и приёмов игровой коррекции поведения и эмоций дошкольников, способствующих их позитивной социализации в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. создание в ДОУ предметно-развивающей среды для социального развития детей;
  2. создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
  3. совершенствование стиля общения педагога с детьми;
  4. профилактика и игровая коррекция имеющихся у детей проблем поведения и эмоциональной нестабильности.

Краткая аннотация содержания проекта Данный проект на доступном уровне поможет детям в сложном процессе вхождения в мир, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.

Наш педагогический коллектив работает по основной образовательной программе ДОУ, разработанной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с требованиями ФГОС, один из разделов которой посвящён миру социальных отношений дошкольников и называется «Социально-коммуникативное развитие» . В связи с этим в 2000 году началось внедрение в практику работы ДОУ программы развития навыков общения у детей 3-6 лет «Азбука общения» Л.М. Шипицыной.

Используя эту программу, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

  • музыкальный зал
  • тренажерный зал
  • центры социально-эмоционального развития в группах (ЦСЭР)
  • атрибуты для коммуникативных игр
  • методическая литература
  • наглядный материал
  • картотеки коммуникативных и развивающих игр
  • ИКТ (музыкальный центр, компьютер) .

Проект не предполагает материальных затрат, кроме изготовления атрибутов и дидактического материала для ЦСЭР своими руками и помощью родителей

Актуальность проекта

"Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности".

В.А. Сухомлинский

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Необходимость разработки аспектов формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста и содействие социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я» , эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.) . К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики и психологии единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра-жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под-чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Флерина Е.А. и многие другие.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые общественные тенденции и проявляют живой интерес к современным образовательным программам и технологиям. Однако эти направления развития ребенка все еще относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. В том числе совсем немного публикаций и практических работ по исследованию влияния игры на формирование основ социального поведения и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Это определяет актуальность и новизну моего проекта. Игры на коррекцию поведения и эмоций актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социального развития детей, коррекции их поведения и эмоциональной сферы в игре. возникновению у воспитанников интереса к самому себе и окружающим их людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение и игру является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта: информационный, игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутрисадовый.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта: дети подготовительных и старших групп, педагог-психолог, педагоги, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, родители.

Проблема.

В нашем детском саду с 2000 г. я как педагог-психолог уделяла внимание работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в поведении и эмоциональной сфере. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами социально-эмоционального развития детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, преодолеть страхи, тревожность, агрессию и т.д.

Именно поэтому я решила обратиться к данной теме: «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры» .

Гипотеза.

Я считаю, что знание и активное использование детьми игр на коррекцию поведения и эмоций, на общение приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей» .

«Счастье - это когда тебя понимают, любят и принимают таким как ты есть» , а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Цель проекта: разработка методов и приёмов игровой коррекции поведения и эмоций дошкольников, способствующих их позитивной социализации в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. Создание в ДОУ предметно-развивающей среды для социального развития детей;
  2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
  3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми;
  4. Профилактика и игровая коррекция имеющихся у детей проблем поведения и эмоциональной нестабильности.

Ожидаемые результаты проекта.

Прогнозируемый результат:

У дошкольников формируется:

  1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
  2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.
  3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
  • видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
  • согласовывать своё поведение с поведением других детей;
  • видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
  • помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
  • свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере

У педагогов повышается:

У родителей повышается:

  • образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями) .

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми» ;
  2. Составление картотеки коммуникативных игр.
  3. Оформление альбома «Я и мое имя» .
  4. Создание в группах портфолио дошкольников.
  5. Создание в группах ЦСЭР в соответствии с ФГОС.
  6. Итоговое занятие «Тропинка к своему Я»

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по коррекции поведения и эмоций дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше, поведение воспитанников стало более гибким и эмоционально отзывчивым.

Заключение и выводы

Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми игры на коррекцию поведения и эмоций вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это понравилось и было необходимо, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью увлекательных игр помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений и стать эмоционально отзывчивее и добрее.

Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.

В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.

Результатом практической части является создание альбома «Я и мое имя» , портфолио дошкольников, а также картотек коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Тропинка к своему Я» ; создание ЦСЭР в группах, в которых дети могут поиграть в разные игры, расслабиться, снять агрессию, просто отдохнуть.

Итак, работа по социально-личностному развитию в нашем ДОУ и в частности игры на коррекцию поведения и эмоций в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.

Литература.

  1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  2. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
  3. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
  4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  5. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999. №10. - С. 29-
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.

Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. Следовательно, при сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную составляющую образования; во-вторых, в понятии социальной компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в-третьих, социальная компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности.

Рядом авторов в диссертационных исследованиях, предприняты попытки раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М.Алифанова, Н.И.Белоцерковец, М.В.Крулехт, Л.А.Парамонова, Е.Г.Юдина и др.).

Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это - одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Рассматриваемая проблема формирование социальной компетентности ребенка, представлена в связи с решением межличностных проблем. Представим краткий обзор основных определений социальной компетентности. Остановимся на некоторых наиболее типичных из этих определений.

По мнению И.А Кудаевой, социальная компетентность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А Кудаева предлагает расценивать социальную компетентность дошкольника «как адаптационное явление». Иными словами, социальная компетентность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей.

В исследованиях проблемы социальной компетентности И.А Кудаевой делаются аргументированные выводы о том, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах - как зрелость (компетентность) духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что пронизывает все сферы жизнедеятельности.

А. Голфрид и Р. Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. При этом А. Голфрид оценивает социальную компетентность ребёнка как повседневную эффективность индивида со взаимодействием со своим окружением. Форд утверждает, что социальная компетентность ребёнка может быть рассмотрена как достижение ребёнком соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии .

С.Уотер и Р.Сроуф считают, что социальная компетентность - это способность дошкольника использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии.

А У. Пфингстен и Р. Хинтч делают акцент не на социальных знаниях ребёнка, целях, результативности взаимодействия, а на способах его поведения. Социальная компетентность определяется ими как «владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий» .

Анализ психолого-педагогической научной литературы (О.В.Солодянкина, Р.М. Чумичева, С.А. Лебедева, О.А. Шварцман, Т.В. Ермолова, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, С.В.Никитина) позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность. Структура социальной компетентности представлена начальными компетенциями, каждая из которых включает ряд психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность .

Проблемы выявление структуры, уровней социальной компетентности, в рамках рассматриваемой темы отмечают таких основоположников как В.Е Каган, Н.И. Кузьмина, Е.Е. Кутейникова, В.В. Мамаева и др. Так, начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально - значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности. Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности .

Исходя из этого, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Однако приведенные определения исследования, по мнению Л.В. Коломийченко, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах М. Аргайла, определяется знанием правил и умением действовать по правилам. Введением концепта «правила» в структуру социальной компетентности. Однако трактовка социальной компетентности как знания правил и способности им следовать - не единственная интерпретация. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми . Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой.

На основании этого мы считаем, что социальная компетентность дошкольника - это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.

В связи с изучением социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста был посвящен констатирующий эксперимент, который включал в себя изучение критериальных компонентов. Социальная компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент

Представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

Представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

Понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;

Понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

Отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;

Отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами

Отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

Умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций;

Поведенческий компонент:

Умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок-ребенок» «ребенок-взрослый»;

Умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях .

Современная система образования на всех ступенях ее реализации ориентирована на формирование у обучаемых как субъектов образования опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и других проблем. При этом заметим, что содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт познания человеком мира.

Д.И. Фельдштейн указал на существенные изменения, происходящие в обществе в форме новой пространственно- временной ситуации, которые «предопределяют и качественные умения человека, обладающего ныне новым типом мышления, новым типом сознания и самосознания .

Изменения, происходящие с ребенком в дошкольном возрасте исследованы Д.Б. Элькониным, М.М. Лисиной, А.В. Запорожцем, которые установили, что «для детей дошкольного возраста, определяющим выступает развитие мотивационно-потребностной сферы». В повседневной жизни ребенок в процессе социализации осваивает культурные нормы поведения, у него формируются умения выстраивать отношения с миром взрослых и сверстников.

В основе становления начал социальной компетентности лежит понятие социализации, социальной активности как процесса вхождения ребенка в мир человеческих отношений, человеческой культуры. Первые внутренние этические инстанции и этические правила складываются в раннем возрасте. Становление «смысловой и внутриличностной реальности представления об окружающем мире и отношениях между людьми должны быть опосредованы деятельностью, пройти через жизнь, бытие ребенка, через осознание и самосознание» .

Дошкольное образование наряду с подготовкой к обучению в школе, призвано осуществить позитивную социализацию, в рамках которой формируются представления о нормах нравственности и морали, представления о добре и зле. Организация дошкольного образования направлена на предупреждение в дальнейшем асоциального поведения ребенка.

Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию и самоизменению, а с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Структуру социальной компетентности дошкольников составляют компетентность в бытовой сфере, включая семейный быт; основы формирования чувства гражданственности и социальной активности ребенка на основе контактов ДОО с другими социальными институтами - школой, учреждениями дополнительного образования, музеями и т.п.

Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения, так как чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Анализ научной литературы по проблеме исследования, а также анализ образовательной практики позволил выделить следующее противоречие между:

Общественной необходимостью формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО как фактора подготовки детей к жизни в обществе и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования.

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных исследовательских задач.

При определении условий формирования социальной компетентности воспитанников детского сада, мы исходили из:

Учета социального заказа общества и задач, поставленных в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года», реализации требовании ФГОС;

Анализа психолого-педагогической литературы по проблемам социального развития детей и формирования социальной компетентности.

Первое условие - формирование дошкольных групп по разновозрастному принципу. В научных исследованиях разновозрастные группы расцениваются оптимальной моделью организации среды развития ребенка (Л.С. Байбородова, Б.З. Вульфов, Е.Н. Герасимова, С.Л. Ильюшкина, О.В. Соловьев и др.). Действительно разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает предпосылки для установления коммуникации с детьми разных возрастных групп, что расширяет условия его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

В этом случае запускаются различные психологические механизмы, в частности, когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, при этом происходит ориентация на «зону ближайшего развития». В случае, когда ребенок вступает во взаимодействие как старший, включается механизм «социального взросления». Таким образом, ребенок в разновозрастной группе гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир.

Второе условие реализации модели формирования социальной компетентности-создание и поддержание социокультурной предметно-пространственной развивающей среды.

В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других убедительно показано, что среда развития ребенка является «источником материала для самопознания, она создает условия для осмысления себя целостной личностью». Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский под средой понимают «мир природы, людей, предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социально-культурное становление ребенка». Авторы подчеркивают, что максимальный эффект воздействия среды на ребенка достигается при грамотном сочетании всех компонентов среды.

Н.Б.Крылова характеризует основными параметрами среды: отношения, ценности, символы, вещи, предметы. При изучении механизмов взаимодействия среды и личности важная роль отводилась «социальной ситуации развития», под которую Л.С. Выготский понимал «своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребёнком и окружающим его миром». Роль среды состоит в том, что она «...по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне».

Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания ребенка лишь в том случае, когда оно насыщенно знаниями, представлениями о социальном мире, природе через наполнение контекста рисунками, картинками, когда детям предоставляется возможность творчески преобразовать тем самым приобретаются способы деятельности.

Обогащенная среда насыщена таким методическим ресурсом, обеспечивающим развитие различных психических процессов, а также позволяет дошкольником бесценный социальный опыт. Принципиально важным моментом является учет дидактических и воспитательных принципов, в частности:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей - подразумевает возможность выбора формы и способов участия детей в События, мероприятия в соответствии его мотивов и интересов;

Принцип практико - ориентированности - дети участвуют в такие виды деятельности, позволяющие им развить не только когнитивные компетенции, но и практические компетенции в виде умений;

Принцип сознательности - он предусматривал принятие ребенком целей, которые ставит воспитатель перед ребенком, их принятие ребенком и руководствуется ими как своего целеполагания;

Принцип связи с жизнью - он реализуется через актуализацию и реконструкцию личного опыта ребенка, с последующим приращением к нему нового опыта;

Принцип научности - соблюдение данного принципа приводит к необходимости формирования у дошкольников научной картины мира: как социального, так и природного. При реализации данного принципа организуется исследовательская работа детей, которая принципиально отличается от ознакомительных экскурсии или других форм.

Важно учесть, что вся организованная педагогическая система по формированию социальной компетентности дошкольников ориентируется на развитие всей сенсорной сферы, позволяющей приобрести чувственный опыт при восприятии окружающей среды. Это означает, что ребенок может выбирать форму и место для работы с различными фактурами материалов.

Создается предметная среда педагогами в соответствии с потребностями детей, а также с точки зрения педагогической целесообразности. Субъектное свойство детей реализуется в том, что детям предлагают совершать определенные изменения в среде жизни группы. Наряду с тем, что они все знакомы с правилами порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.

Поведенческая среда образовательного пространство ДОО - характеризуется определенными корпоративными формами поведения субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей и системой оценочной шкалы поведения.

Событийное окружение - это совокупность событий, попадающих в поле восприятия дошкольника. Активное участие дошкольников в подготовку и проведения воспитательных Событий развивает персептивные, коммуникативные, способности, формирует практические умения, а значит, становится фактором личностного становления.

Информационное окружение дошкольников составляет обмен информацией между детьми, между детьми и взрослыми. Проблема развивающей среды детского образовательного учреждения рассматривается как организация такой среды, направленной на формирование знаний, представлений об окружающем мире, первичные представления о взаимосвязи в природе между различными организмами.

Третье условие формирования социальной компетентности дошкольников - высокая профессиональная компетентность педагогов, работающих в разновозрастной группе, гуманистическая направленность их деятельности.

Наше экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОО №7 ст. Гиагинская, РА. В опытно - экспериментальную работу были включены 2 группы, ЭГ, КГ. В контрольной группе учебно - воспитательная работа осуществлялась традиционным образом. В экспериментальной группе проводилась систематическая работа по апробации выявленных на уровне теоретического осмысления педагогических условий.

На констатирующем этапе исследовательской работы нами была проведена следующая работа:

Охарактеризовано образовательное пространство ДОО с точки зрения его развивающего, воспитательного потенциала для формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;

Определен уровень профессиональной компетентности педагогов в области формирования социальной компетентности детей на основе гуманистических принципов;

Выявлен исходный уровень сформированности социальной компетентности дошкольников.

Основной задачей формирующего этапа исследования было экспериментальное апробирование педагогических условий формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

В табл.№1 представлены критерии сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста

Таблица №1

Критерии

Показатель

Самостоятельность

умение выбрать самостоятельно дело

Умение поставить цель, выполнить работу до конца

самостоятельно

Произвольность поведения, самодисциплина

Умение сдерживать свои эмоции и непосредственные

Принятие и выполнение правил группы

Выполнение требований взрослого

Познавательная активность, познавательная потребность

Частота занятий умственной деятельностью, сосредоточенность на умственной деятельности -частота занятий самостоятельной исследовательской деятельностью

Доброжелательность, эмпатия

умение предлагать и оказывать помощь - умение адекватно реагировать на чувства других, оказывать поддержку, сопереживать

Для исследования были выбраны разновозрастные группы, которые работали по программе Васильевой Т.А. (Табл.2)

Нам важно было показать, с одной стороны, влияние разновозрастного комплектования групп на социальное развитие детей, а с другой - на необходимость выполнения и других значимых условий гуманизации образовательного процесса для усиления эффективности фактора разновозрастности. Это связано с тем, что основной акцент в учебном плане делается на свободной самостоятельной и совместной деятельности детей трех возрастов в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде.

Таблица 2

Организация занятий в разновозрастных группах

Направления деятельности Группы ЭГ

Группа КГ

Познавательно-речевое развитие

Развитие речи и ознакомле-ние с окружающим

Тематические занятия проводятся как со всей группой, так и с подгруппой

Развитие математических представлений

90% времени - самостоятельная и совместная работа с материалами после показа педагогом 10% - подгрупповые занятия (подгруппа- по уровню освоения темы)

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Проводятся со всей группой

Не проводятся

Социально-личностное развитие детей

Уроки социальной жизни (занятия по социальному воспитанию)

Проводятся со всей группой

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Проводятся со всей группой

Не проводятся

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие

50% - со всей группой

50% - по возрастным подгруппам

Изодеятельность

50% - со всей группой

50%) - по возрастным подгруппам

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Театрализация

Проводятся со всей группой

Иногда - со все группой, иногда - по подгруппам

Физическое развитие

Физкультура

Группа делится на занятия по воз-растам

Группа делится на занятия по возрастам

В образовательной практике первые два условия трудно разграничивать, в силу того, мы формировали разновозрастные группы для того, чтобы создать развивающую пространственную, в данном случае - субъектное, информационное пространство жизни дошкольников. Для этого мы использовали систему различных воспитательных обучающих форм. В частности, мы проводили Уроки социальной жизни , основной целью которых было моделирование формы культурного общения детей, умения корректно решать жизненные ситуации в общении с родителями, детьми. Это принципиально важно, так как младшие дети разновозрастной группы не обладают достаточным уровнем социальной компетентности, чтобы участвовать в работе наравне со старшими ребятами. Они чаще всего наблюдали и пытались подражать в процессе совместных игр, или другой деятельности.

При этом мы замечали, что они легче усваивают и правила группы, и навыки культурного общения и поведения. В формировании социальной компетентности дошкольников большое место отводилось «Методу проектов», в силу высоких возможностей для позитивной социализации детей. Известно, что метод проектов был ориентирован на формирование активной жизненной позиции субъекта образования. Руководствуясь такой логикой, мы ориентировали детей на свободный выбор при решении определенной педагогической, социальной проблемы. Но при этом систематически подчеркивали о личной ответственности за результат этого выбора. Не нарушая алгоритм осуществления метода проектов мы выбирали различные формы его реализации: ролевые игры, моделирование педагогических ситуации. Важным моментом явилось то, что мы предоставляли свободу не только в выборе действия, но и в оформлении пространства жизни в ДОО. Пространство жизни детей не ограничивалось лишь помещением одной группы, им предоставлялась возможность посещать другие группы, кабинеты, функциональные кабинеты ДОО.

В рамках проводимого исследования была проведена планомерная организационная работа по совершенствованию предметно-пространственной среды групп ДОО через ее зонирование. Причем каждая зона выполняла определенную функциональную роль и органично сочеталась с другими зонами. Были выделены следующие зоны: зона упражнений в навыках практической жизни, зона сенсорного развития, зона развития математических представлений, зона освоения русского языка, зона знакомства с основами культуры и первичными представлениями о природе, ее объектах. Кроме того, в группах предусматривалась зона продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок.

Освоение педагогами теоретических основ и современных проблем социального развития детей в системе дошкольного образования; наработка теоретических знаний и практических умений педагогов по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста; становление педагогов на позиции гуманистической направленности профессиональной деятельности.

Результаты экспериментального апробирования педагогических условий свидетельствует о существенных изменениях по всем критериям сформированности компонентов социальной компетентности дошкольников. Так в опытных группах КГ и ЭГ, реализация педагогических условий формирования социальной компетентности дошкольников, резко возросло число детей, находящихся на среднем и высоком уровнях. В то время как в контрольных группах, не реализующих педагогические условия, произошли незначительные изменения.

Обобщенный результат результатов сформированности социальной компетентности дошкольников свидетельствует о том, что дети показали высокие результаты по всем или большинству критериев, сколько - средние и низкие. Полученные данные приводятся в таблице 3 .

Таблица 3

Уровни сформированности социальной компетентности на начальном и итоговом этапе экспериментальной работы

Уровни сформированности

коли-чество

коли-чество

коли-чество

Таким образом, разновозрастность групп, несомненно, влияет на показатели сформированности начальных компетенций, но не является достаточной. Эффект разновозрастности усиливается, если:

Созданы условия для свободной деятельности детей, самостоятельного выбора деятельности, реализации своих потенций;

Педагоги строят образовательный процесс так, чтобы взаимодействие детей трех возрастов проходило в самых разнообразных видах деятельности, в том числе и в процессе обучения, когда наиболее ярко проявляются наставничество старших, взаимо - обучение, развитие адекватной самооценки.

Третье направление работы, с одной стороны, во многом определяло успешность реализации педагогических условий в рамках экспериментальной работы, а с другой, явилось более сложной проблемой. С целью повышения общекультурных и профессиональных компетенции нами был разработан план методических мероприятий в русле гуманизации образовательной системы ДОО.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Социализация - непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта - это путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной компетентности человека на определенной ступени его развития. Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

Мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

Когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

Поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Начиная с дошкольного возраста ребенок проходит «школу» реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами. Ребенок в коллективе осваивает соответствующие коммуникативные навыки, приобретает умения согласовывать свои действия с учетом позиции партнеров по игре, учится договариваться, находить выход из различных ситуаций. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к взрослой жизни.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя по формированию социальной компетентности у дошкольника должно стать развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов, воспитания толерантности в общении.

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Необходимым условием построения функциональной модели социальной компетенции дошкольников является применение различных диагностических методик на всех этапах: для диагностики уровня начальных социальных знаний дошкольника, для прослеживания динамики процесса, для выявления уровня сформированности социальной компетенции у детей.

Современное общество в своем развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребенка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума - процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента ее рождения.

Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения, познавательной деятельности и социального ориентирования ребенка. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.

В период от 3 до 5--6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5--6 годам является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры. Одновременно значительные изменении претерпевают и межполушарные связи: к 6--7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Таким образом, морфологические преобразования создают реальные предпосылки для формирования интегративных процессов в деятельности ЦНС.

Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга как ос новы целенаправленного поведения и познавательных процессов.

В 3--4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительно го восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференцированного и более адекватного сенсорного образа. К 5--6 годам повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. При предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов обнаружено, что количество незамеченных изменений в 5--6 лет по сравнению с 3--4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза -- при предъявлении предметов.

К 6--7 годам происходят существенные изменения в систем ной организации зрительного восприятия, отражающие прогрессивное созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон.

В 6 лет опознание основано на выделении сложного признака, оно требует большего времени и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходе тренировки это время сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе. Механизмы такого опознания связываются с вырабатываемыми в опыте внутренними эталонами. Это свидетельствует о значительно возрастающих в течение дошкольного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, о переходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественно иной уровень.

В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру.Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

В старшем дошкольном возрасте меняются отношения ребенка со взрослыми. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь - жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Таким образом, ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

Новые отношения между ребенком и взрослым, при которых образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служат основой формирования такой способности ребенка дошкольного возраста, как произвольность поведения. Со подчинение мотивов, характерное для детей этого возраста, есть выражение столкновения между тенденцией к непосредственному действию и стремлением действовать по образцу, в соответствии с требованием взрослого. Формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным.

С этой точки зрения дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного освоения примеров взрослой жизни (норм и правил поведения, которые выступают обобщением отношений людей) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания, предмет которого - определение своего места в системе отношений с другими людьми. Формирование сознания ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным поведением.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации. То есть, в образовательно-воспитательном процессе должно происходить социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

· трудовых навыков;

· знаний;

· норм, ценностей, традиций, правил;

· социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственнойРазвитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Исходя из всего вышеизложенного, социальную компетентность можно определить как индивидуальный комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющий уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющий ему принять единственно верное решение в разных жизненных ситуациях.

Социальная компетентность представлена множеством социальных компетенций. В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек осведомлен, обладает познаниями и опытом и, соответственно, выполняет некоторые действия.

Каждая из социальных компетенций представлена рядом психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность, от уровня сформированности которых зависит то, насколько комфортно человек чувствует себя в обществе.

Следует отметить, что, так как социальные компетенции являются составляющими социальной компетентности, то, соответственно, вышеперечисленные критерии являются характеристиками, как отдельной компетенции, так и социальной компетентности в целом.

Основные функции социальной компетентности:

Социальная ориентация;

Адаптация;

Интеграция общесоциального и личного опыта.

Структура социальной компетентности включает:

Коммуникативную и вербальную компетентность;

Социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию;

Эго-компетентность и собственно социальную компетентность.

Таким образом, можно сказать что:

· социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:- мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;- когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

Поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения;

· под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений;

· накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

За последние 10-15 лет дошкольное образование существенно обновило свой арсенал: новые программы в различных сферах жизнедеятельности дошкольника, методические разработки, дидактический материал. В основе этого обновления, лежит признание самоценности дошкольного возраста и, соответственно, такой интерпретации развития дошкольника, при которой оценивалась бы его социальная компетентность, адаптированность к соответствующим условиям жизнедеятельности (причем речь идет о комплексной и системной оценке, которая включает в себя и интеллектуальную развитость, и развитость эмоционально-волевой сферы, и определенные ценностные ориентации дошкольника и т.п.).

Сегодня уже существуют различные практические варианты реализации единых программ, формирующих социальную компетентность детей дошкольного возраста (в том числе и старшего дошкольного возраста).

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения, т.к. рассказ воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом наша ответственность перед ребенком.

Воспитатель не отлаженная машина, не судья и не волшебник, но никто, кроме воспитателя, не сделает эту работу лучше, воспитатель - это человек, идущий рядом с ребенком и ведущий его за руку в большой мир, это самый близкий в детском саду человек.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди