16.06.2019

Повышенная агрессивность ребенка. Как реагировать на злость ребенка и как бороться с проявлениями детской агрессии. Рекомендации родителям, как справиться с проблемой детской агрессии


Детская агрессия

С детской агрессией мне, как педагогу начального образования, приходилось сталкиваться и раньше. Сегодня мы все чаще встречаем детскую агрессию даже в младших классах. Возраст детской агрессии явно помолодел.
Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют их, грубят взрослым. Такая агрессия чаще идет из семьи. Семейные неурядицы, пьющие отцы, занятые своими заботами матери. Ведь агрессия-это отражение внутренних проблем ребенка, которые чаще всего возникают из-за жестокости и безучастия взрослых.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семейной обстановкой,с семейным воспитанием. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей друг над другом, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчеркивать это, вот ежедневная школа агрессии в которой ребенок формируется и получает уроки выживания.
Причины, провоцирующие агрессивное поведение у детей, имеют под собой вполне реальную почву. И знание этих причин родителями важно для того, чтобы можно было справиться с проявлениями данной агрессии. Наиболее распространенными семейными причинами детской агрессии являются:
- Неприятие детей родителями.
Данная агрессия присуща не только детям. Статистика подтверждает, что приступы агрессивности проявляются у взрослых не желающих детей. Хотя родители и не говорят ребенку, что его не ждали,не хотели, но он это чувствует по их поведению, жестам, интонации. Такие дети всеми способами пытаются доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие и пытаются завоевать право быть любимыми.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей.
Дети очень тяжело переживают, если родители безразличны, а порой даже враждебны по отношению к ним. Равнодушие эмоциональных связей в семье. Повышенная агрессия ребенка может являться следствием разрушения положительных эмоциональных связей как между родителями с ребенком, так и между самими родителями. Если между родителями возникают частые ссоры, то жизнь ребенка в такой семье становиться настоящим испытанием. Особенно опасной становится ситуация, где родители используют его, как аргумент в споре между собой. Ребенок живет в постоянном напряжении, страдая от конфликтов между самыми близкими для него людьми, либо черствеет душой, либо вырастает прекрасным манипулятором, полагающим, что весь мир ему что-то должен. Неуважение к личности ребенка, некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания в адрес ребенка вызывают у него неуверенность в себе и своих силах, порождают глубокие и серьезные комплексы и могут побудить откровенную ярость.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
Если ребенку уделяется чрезмерное внимание (родители стараются предугадать каждое его желание) то он вырастает избалованным и капризным. И если очередной его каприз не исполняют, то в ответ получают вспышку агрессии.
Причиной агрессии может послужить отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость(пусть лучше отругают, отчитают, чем не заметят).
Если мы не обращаем внимания на страдания детей, их душевную боль, то у ребенка складывается впечатление, что взрослые не могут его понять и помочь и его охватывают чувства одиночества, незащищенности и беспомощности. В результате появляются неадекватные агрессивные реакции.
- Чрезмерный контроль или полное его отсутствие.
Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) как и полное его отсутствие (гипоопека) очень вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими детьми, подавлять их волю - это вызывает у них чувство угнетенности, страха. В этом случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего положения вещей, постоянных запретов.
- Запрет на физическую активность.
Часто вспышки агрессивного поведения ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия в этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно,не имеет свойства исчезать бесследно.
- Чувство вины.
Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным чувством совести, потому, что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, кого обидели.
- Плохое самочувствие, переутомление.
Чаще всего дети ведут себя агрессивно, если они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-либо или на что-либо.
- Влияние продуктов питания.
Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности,агрессивности и шоколадом.
Повышенную агрессивность детей вызывают так же такие факторы, как повышенный уровень шума, вибрации, теснота, температура воздуха.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Дети, как губка впитывают в себя « семейные установки». Именно по этому, тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками и неприязнью.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается равнодушие к эмоциональному миру ребенка. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.
Общение ребенка с родителями имеет очень большое значение. Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик ребенка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительного. Выплескивая это, он таким образом, борется за свое психологическое выживание.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют,
- над ребенком издеваются,
- над ребенком зло шутят,
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда,
- родители заведомо лгут,
- родители пьют и устраивают скандалы,
- родители воспитывают ребенка двойной моралью,
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка,
- родители не умеют любить одинаково своих детей,
- родители не доверяют своему ребенку,
- родители настраивают детей друг против друга,
- закрыт для друзей вход в дом,
- родители живут своей жизнью, отдельной от жизни ребенка,
- ребенок чувствует, что его не любят.

Профилактика детской агрессии.

Чтобы понять причины, вызывающие агрессивное поведение у ребенка, для начала следует понять, что такое агрессия. Психологи утверждают, что агрессия – это не установка, не мотив и даже не эмоция. Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Причины, которые провоцируют развитие агрессивной модели поведения ребёнка, имеют под собой весьма реальную почву, поэтому крайне важно не только знать о них, но и не игнорировать возможные последствия.

Мы отобрали наиболее часто встречающиеся причины агрессии у детей, по мнению экспертов:

Причина №1 - Неприятие родителями

Эта причина является одной из базовых, так как согласно статистике, чаще всего агрессивные модели поведения проявляются у нежеланных малышей. Если ребёнок появился у родителей, которые были осознано или подсознательно к этому не готовы, он не только интуитивно чувствует подвох, но и «считывает» данную информацию с интонации и жестов. Такой ребёнок старается доказать, что он хороший и имеет право на существование. Однако делает это, как правило, довольно агрессивно.

Причина №2 - Враждебность

Очень трудно приходится ребёнку, родители которого враждебно к нему настроены. Со временем этот малыш переносит отношение родителей на окружающий его мир, который кажется ему далеко не дружелюбным. Если родители позволяют срывать свой негатив на ребёнке или винить малыша в собственных неудачах, ребенок не только теряет уверенность в себе, у него появляются страхи и фобии. Со временем отсутствие чувства безопасности и стабильности приводят к всплескам агрессии, которые направлены на родителей.

Причина №3 - Разрушение эмоциональных связей

Если ребёнок вынужден жить с родителями, которые относятся друг к другу неуважительно или враждебно, его жизнь превращается в сущий кошмар. Особенно печально, когда ребёнок не просто является свидетелем семейных ссор, но и участником драматических событий.

В результате малыш либо находится в постоянном напряжении, страдая от семейных разборов и нестабильной обстановке в доме, либо начинает черстветь душой и становиться тонким манипулятором с весьма агрессивной моделью поведения.

Причина №4 - Неуважение к личности малыша

Агрессивное поведение может быть вызвано нетактичной и некорректной критикой, унизительными и оскорбительными замечаниями, особенно если они были высказаны публично. Неуважение к личности малыша и уж тем более его унижение может стать причиной серьезных комплексов, которые разрушают уверенность в себе.

Причина №5 - Чрезмерный контроль

Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.

Причина №6 - Избыток внимания

Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.

Причина №7 - Недостаток внимания

Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.

Причина №8 - Чувство страха

Также следует помнить, что всплески агрессии могут быть вызваны тревожным состоянием малыша и продиктованы страхом. Достаточно часто агрессивное поведение - это крик ребёнка о помощи, за которым стоит настоящая трагедия и неподдельное горе. Как правило, напуганный человек действует и мыслит не адекватно ситуации. Напуганный ребёнок также выпускает ситуацию из-под контроля и перестаёт понимать, кто ему враг, а кто друг.

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

2017-05-27T23:29:16+00:00

Добрый день, дорогие читатели! Детская агрессия — это один из самых распространенных поводов обращений к детскому психологу. С ее проявлениями сталкивается каждый родитель. Злость — это неотъемлемая эмоция, которая, как Вы и сами понимаете, приносит нам свою пользу. Как пример — служит мотивацией к достижению лучших результатов.

Но иногда агрессия и злость выходят за рамки приемлемого в обществе поведения. Каковы причины деткой агрессии? И какие могут быть последствия? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Валентина Данилова. Эта статья — своего рода памятка для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку, нужно знать причину такого отклоняющегося поведения. В психологии выделяют несколько видов агрессии у малышей.

Агрессия по форме проявления

Физическая агрессия

К физической агрессии относят все действия, которые могут причинить физический вред другому человеку, животному, даже просто окружающим предметам. Агрессивный ребенок часто дерется в детском саду, ломает игрушки, намеренно бьет посуду, таскает за хвост кошку.

Проявление такого рода агрессии считают наиболее разрушительной и неприемлемой. Хотя, на мой взгляд, даже это можно оспорить. В большинстве случаев, да, соглашусь, это проявление злости, обиды может привести к боли другого и материальным убыткам (при порче чужого имущества).

Но иногда и словом можно обидеть так сильно, что это запомнится на всю жизнь, лучше бы тебя просто за косичку дернули.

Вербальная агрессия

К вербальной агрессии относится грубость, хамство, ненормативная лексика, угрозы, даже фантазийные «Вот сейчас придет милиционер и посадит тебя в тюрьму.»

Экспрессивная агрессия

К экспрессивному проявлению агрессии относится использование грубых жестов, угрожающей мимики, интонации.

Агрессия по виду направленности

Гетероагрессия — агрессия ребенка направлена на окружающие объекты.

Аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, самоуничижение, самоедство, причинение себе физической боли, психосоматические заболевания.

Часто на консультацию к специалистам обращаются родители ребенка, который проявляет агрессивное поведение со сверстниками в саду, школе или дома. Яркая форма отклоняющегося поведения обычно проявляется в драках, ссорах, криках.

Но важно помнить и про то, что некоторые дети действительно склонны к проявлению аутоагрессии, это заметить бывает сложнее. А вот последствия могут быть достаточно печальные.

Будьте внимательны к поведению вашего малыша. Как он реагирует на неудачи, на промахи? Обвиняет других? Себя? Как переживает конфликтные ситуации?

Детская агрессия: основные причины проявления

Как Вы думаете, с какого возраста ребенок уже может начать проявлять агрессию? Это возможно с самого раннего возраста. Даже в период, когда у него режутся зубы (6−7-8 месяцев). Малыш уже в этом возрасте может начать кусать маму.

Или когда дают не ту игрушку, которую ему бы хотелось, с силой отбрасывает ее в сторону. Или в годик, когда малыш учится ходить и сталкивается с большим количеством запретов: трогать нельзя, в рот брать нельзя, залезать на стулья нельзя и т. д. Но это все не значит, что ребенок агрессивный!

Первая причина — незрелость эмоционально-волевой сферы, не умение выразить чувства словами

Эта причина характерна для детей до 7 лет . Соответственно, чем младше ребенок, тем с большей вероятностью она преобладает. Как проявить свою злость и негодование в столь маленьком возрасте? Плачем, криком, бросанием предметов, кто-то может постараться укусить, ударить маму. Ребенок будет пробовать разные способы. Ведь он только учится жизни.

Если говорить про возраст, то чаще всего от года до 2−3 лет дети пробуют проявить свою агрессию с помощью физической силы. В три года у детей еще развивается и , часто в этом возрасте ребенка отдают в детский сад.

В результате — тревога повышена, внутри ребенка чувства бурлят и кипят, а как их проявить он еще не знает. Обидел сверстник — оттолкнет, сказали воспитатели «Нельзя» — замахнется. А родителям потом воспитатели жалуются, какой у них агрессивный ребенок, что нужно обратиться к психологу.

Чтобы этого не произошло, как можно раньше начинайте озвучивать чувства вашего ребенка. Это один из основных советов родителям. «Ты злишься. Тебе сейчас очень обидно. Я понимаю, что тебе сейчас неприятно.» И предлагайте способы конструктивного выплеска для агрессии.

Помогите ребенку справиться со своими чувствами, найдите для них наиболее приемлемый выход. Как ему можно проявить свою злость и обиду? Если он хочет кусаться — отлично! Только пусть это будет не мамина грудь, а специальные прорезыватели.

Если он хочет бросаться игрушками — хорошо! Только бросаться можно не всеми игрушками подряд, а мягкими кубиками или мячиками. Подумайте, какой способ самый приемлемый для Вас? И предложите его ребенку.

Известный психолог Людмила Петрановская предлагает в момент проявления агрессии у ребенка прижать крепко ребенка к себе так, чтобы ребенок не смог вырваться из ваших объятий. Это поможет ему перевести свою агрессию, когда хочется все бросать и крушить, в слезы грусти. «Мне так плохо, мама». И в то же время это даст понять, что даже в такие непростые моменты Вы находитесь рядом с ним.

С 4-х лет дети уже обычно переходят на использование вербальной агрессии. «Уходи! Ты плохой!» — кричит ребенок товарищу, который не делится игрушкой. А если малыш и в своей семье часто слышит разговоры взрослых на повышенных тонах, то вариант, что такое проявление злости у него закрепится и будет проявляться, равен 90%.

Вторая причина — конфликтная атмосфера в семье

Сюда относятся семьи, как я уже выше говорила, в которых ребенок часто слышит, что взрослые повышают друг на друга голос или используют оскорбления в адрес друг друга. Такие ситуации имеют большой спектр неблагоприятных последствий для ребенка: повышение тревожности, появление страхов, снижение доверия к взрослым и т. д.

Я бы хотела обратить ваше внимание на скрытые семейные конфликты . Многие взрослые понимают, что кричать и ругаться при детях плохо и стараются в присутствии ребенка не проявлять такой открытой вербальной агрессии. Но ребенок «вдруг» почему-то начинает ругаться в детском саду. Воспитатели и педагоги жалуются на агрессию в поведении ребенка. Почему? Он же не слышит ссор?

Да потому, что их не обязательно слышать. Это напряжение между членами семьи прекрасно чувствуется ребенком, он видит взгляды, мимику, жесты, слышит и чувствует полутона. Да, он не видит открытого противостояния, но это даже бывает хуже. Так как открытый конфликт — он есть, он виден, он ясен и понятен.

А «холодная война» между близкими людьми вызывает у ребенка страхи и тревогу, а вдруг это из-за него? И он может себе нафантазировать все что угодно. А взрослым, значит, доверять нельзя — ведь они обманывают, не договаривают, скрывают от него что-то. И его тревога и волнение будет также проявляться и в агрессивном поведении.

Третья причина — физические наказания в семье

С этим пунктом вы можете согласиться, а можете поспорить. Но детские педагоги, психологи, социальные работники и педиатры едины во мнении, что физические наказания в семье являются образцом поведения для ребенка в стрессовой ситуации.

То есть родители передают ребенку установку: тебя не слушаются — ударь. Именно так делают родители, которые допускают физические наказания в семье.

Ведь нелепо видеть и слышать, как родитель подходит к ребенку, дает ему подзатыльник и говорит, что драться — это плохо.

Четвертая причина — отсутствие четких границ и правил в семье

Сейчас достаточно распространена парадигма «свободного воспитания». Когда родитель не ставит перед ребенком запретов, когда он якобы «следует за ребенком» и растит тем самым «свободную личность».

Думая, что если ребенок хочет — пусть все пробует, быстрее научится, сделает выводы, сам поймет что можно, а что нельзя, а с родителем будет просто другом. Такое воспитание без запретов, наказаний и т. д.

Чем это чревато? Ребенок, только что появившийся на свет не может сам о себе позаботиться. Это очевидно. На это ему и даны родители! Они должны кормить, поить, одевать и, как минимум, обеспечивать физическую безопасность ребенка. Я уже не говорю о нравственном и духовном развитии.

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на взрослых. А следуя «свободному воспитанию без ограничений», взрослые перекладывают эту ответственность на самого ребенка. «Ты сам решай, что хорошо, что плохо». Страх ребенка — если рядом опасность, а родители меня не защищают? Не предупреждают? Мир опасен. Жить страшно. Надо защищаться. А защищаться как? Агрессией.

И поведение ребенка может становиться все более агрессивным, его может тянуть в разные опасные для жизни и здоровья ситуации, в надежде, что может тогда родители вмешаются, поставят четкие границы, что можно — что нельзя, а значит возьмут ответственность за безопасность ребенка в свои руки.

Если малышу взрослые не объясняют про принятые правила поведения, то ребенок за какое-то время сможет их сам освоить, но за более долгий период, чем его сверстники. И вести себя он все это время будет не спокойно.

Страхи, тревоги, агрессивное поведение — все это будет проявляться. И не потому что малыш плохой, а потому, что ему никто не объяснил как хорошо, а как плохо. Точнее, ему этого не объяснили в семье. Т. е. , даже если ему правила безопасности и правила поведения в коллективе расскажет воспитатель, то это еще не значит, что этому можно верить.

Мама и папа ведь так не говорят. А если и говорят, то сами не следуют правилам, которые озвучивают. А сам малыш строить длительные причинно-следственные цепочки последовательности событий еще не умеет в силу возраста.

А также последовательность! Если что-то запрещается, то это запрещается при любых обстоятельствах. В семьях же часто бывает так, что родители не разрешают смотреть телевизор, говорят о его вреде, но когда родители устали, то телевизор работает целый день.

Пятая причина — привлечение внимания

Это самая распространенная причина у младших подростков. Хотя она бывает свойственна в той или иной мере всем возрастам.

Часто бывает, что если ребенок тихо играет — мы не подойдем и лишний раз не похвалим, а вот если он нахулиганил, то… «Держите меня семеро!». Уж очень хочется отчитать так, чтобы больше подобное не повторялось. Но, отчитав, проходит совсем немного времени и хулиганство повторяется вновь.

Это важно! Хвалить надо активнее и эмоциональнее, чем ругать! Задумайтесь, как часто вы хвалите своего ребенка и как? Просто сказали «Умница!». А если он подрался? Спустили с него 7 шкур? Тогда с очень большой вероятностью детская агрессия повторится.

Может быть вы много раз слышали и читали, что ребенку бывает не так важен заряд («положительное» или «отрицательное»), как само ваше внимание. И если плохим поведением вашего внимания можно получить намного больше, значит, именно эта линия поведения будет у ребенка закрепляться.

Если чадо проявляет агрессивное поведение в детском саду или школе, то проконсультируйтесь с воспитателями, психологом учреждения, учителями. Постарайтесь понять причину такого поведения.

Может он не может наладить взаимоотношения со сверстниками и начинает ломать их игрушки, толкать их? Он злится, что не получается с ними поиграть, но как сделать по-другому он не знает. И тогда все начинают за ним бегать, его ловить, кричать, и не только сверстники, но и взрослые. Представляете, сколько сразу внимания? Цель достигнута.

Ели это так, то совет родителям — попробуйте обучить ребенка интересным играм и другим способам взаимодействия со сверстниками, чтобы его цель была достигнута, но другими приемлемыми способами.

Иногда родители сталкиваются с тем, что по отношению к их ребенку проявляется агрессия в классе. Вот что на этот счет думает детский психолог Л. Петрановская:

  • Если ребенку до 8 лет , то он еще не выучил и не знает все социальные правила взаимодействия в коллективе, как себя вести, как защитить себя. Поэтому в раннем возрасте родители должны заступаться за своего ребенка и не давать его никому в обиду.
  • Если ребенок старше 10 лет , вы знаете, что над ним могут издеваться в коллективе — не стоит бросаться в школу с разборками. Иногда это может только усугубить ситуацию. Важно дать ребенку понять, что вы рядом и всегда готовы помочь. И прийти на помощь тогда, когда ваш ребенок сам об этом вас попросит.

Шестая причина — возрастной кризис у ребенка

Часто, проявление агрессии у детей возникает в период прохождения ребенком очередного возрастного кризисного возраста. В детской психологии выделяют , и подростковый кризис (в 12−14) лет.

В этот период потребности ребенка меняются, а вот как их удовлетворить он еще не знает. Как пример — в 3 года ребенок уже хочет окончательно отделиться от мамы, он многое может сам, хочет осваивать мир, но вокруг еще много нового и непонятного, и как со всем справится самому — он не знает. Возникает фрустрация, которая может проявляться в агрессивном поведении.

Как вести себя родителям

В кризисные периоды очень важно проявлять наибольшее принятие и любовь к своему ребенку. Негативизм и агрессивное поведение, действительно, часто проявляется в этом возрасте. Важно помочь ребенку перестроится под новую обстановку, помочь ему понять и принять свои чувства. Постепенно расширять границы, доверять ребенку, но делать это своевременно и постепенно.

А то бывает так, что ребенка в 12 лет каждый день мама встречает из школы, хотя та находится во дворе. Или, наоборот, родители считают ребенка уже взрослым и никак не контролируют его жизнь, вплоть до того, что, приходя с работы, даже не спросят как дела, а просто приносят еду, кушают и расходятся каждый по своим делам.

В данной статье я перечислила не все причины детской агрессии, а только наиболее распространенные. Есть еще и особенности темперамента, или перенос образцов поведения из СМИ (такое часто бывает, когда дети пересмотрели телевизор).

Тот же известный мультик «Маша и Медведь» разделил родителей на любящих его и родителей, которые ставят этот мультик под запрет для своих детей. Ведь Маша — далеко не образец для поведения, согласитесь?

Также частой причиной бывает копирование поведения сверстников. Это обычно свойственно подросткам. Если в компании что-то является «крутым», то и ваш ребенок может начать использовать то, что принято сверстниками, дабы не быть белой вороной.

Иногда ребенок ведет себя агрессивно, когда просто устал, не выспался, голоден и даже любая мелочь может вывести его из себя. Если такое поведение ситуативное и оно эпизодично, не надо вешать ярлыков, что ваш ребенок агрессивный и непослушный.

В каждом случае надо разбираться индивидуально. Может быть ребенок ведет себя так по ряду разных причин. Главное понять — что дает ребенку такое поведение, какая у него цель? И помочь достигнуть этого же результата другими способами.

Я не заканчиваю разговор об агрессии у ребенка. Сегодня мы разобрали причины такого поведения у ребенка, а в следующей статье я обязательно отвечу на вопросы что с этим делать и как помочь своему ребенку. Если статья оказалась полезной — поделитесь ею в соцсетях со своими друзьями!


Причины детской агрессии различны. Зачастую это невозможность выразить свои чувства никаким другим способом, кроме прямого физического действия. Дети ломают игрушки, бьют и кусают взрослых, потому что не имеют навыков другого способа коммуникации. Как и взрослые, время от времени все дети испытывают неприятные переживания:

  • неуверенность;
  • страх;
  • ревность и обиду;
  • одиночество.

Взрослый человек способен оценить последствия, прежде чем начать действовать, а ребенок — нет. Задача хорошего родителя — это помочь малышу переживать сильные чувства так, чтобы не приносить вреда ни себе, ни окружающим. Выражать чувства очень важно, а еще важнее — научиться осознавать их.

Почему возникает детская агрессия?

Часто родители хотят снять с себя ответственность за поведение малыша, однако, практика показывает, что все дети, склонные к деструктивному поведению, воспитываются в дисфункциональных семьях.

Что такое дисфункциональная семья? Это такой союз людей, где происходит скрытое или явное насилие над одним или над многими членами. Насилие может принимать разные формы, например, физическое насилие, навязывание своей точки зрения, вторжение в личное пространство. Если бабушка яростно критикует решения мамы и уничтожает ее авторитет в глазах ребенка, это является психологическим насилием. Если отец малыша ссорится с матерью, проявляя к ней неуважение, это тоже показывает отсутствие любви и поддержки в семейной структуре.

Признать часть своей ответственности — это первый шаг на пути к тому, чтобы помочь малышу. Дети, воспитанные в семьях с токсичной эмоциональной обстановкой, часто находятся в депрессии уже с младенческого и раннего дошкольного возраста. У них имеются сложности во взаимодействии с другими детьми, им трудно дается социализация. Если у таких детей появляются младшие братья или сестры, часто они не могут справиться с ревностью и ведут себя злобно и враждебно по отношению к малышам.

Известны случаи, когда старшие дети били младших, сбрасывали с высоты и душили подушкой. Для родителей очень полезно будет почитать профессиональные книги по детской психологии, для того чтобы понять, что движет их ребенком.

Вернуться к оглавлению

Кто виноват, и что делать?

Распространено мнение, что жестокие телепередачи, компьютерные игры и книги оказывают негативное влияние на взросление человека. Однако, малыш, который проявляет доброту и щедрость, легко сближается с другими детьми и беспокоится о благополучии окружающих, не будет выбирать подобные телепередачи, игры и книги, поскольку это не отвечает его склонностям.

Родителям легче обвинить во всем телевизор, компьютер или издательства, чем задуматься над тем, что они сами сделали, для того чтобы малышу было безопасно дома. Как они научили его справляться со своими чувствами, и насколько хорошо они сами умеют с ними справляться? Родителей интересует вопрос, как победить детскую агрессию. Тем не менее, вопрос нужно ставить по-другому: как помочь ребенку стать добрее? Детское агрессивное поведение обычно возникает постепенно, от мелких инцидентов к крупным.

Иногда появлению агрессии предшествует травма, например, уход отца из семьи или смерть бабушки.

Тогда ребенок выражает горе и тревогу с помощью навязывания своих желаний окружающим, он может закатывать скандалы в магазине, поджигать чужие вещи, воровать и разрушать репутацию родителя любыми доступными способами. Что можно сделать, когда поведение ребенка становится неуправляемым:

Требуется составить четкую систему правил, что позволено, а что запрещено. Для каждого возраста это будут свои правила, например, для ребенка в 8 лет можно пойти гулять, взяв с собой сотовый телефон. А для ребенка в возрасте 4 лет выходить одному на улицу, убегать и теряться нельзя. Если правила созданы и озвучены, от них нельзя отступать, особенно, если ребенок пытается добиться этого манипуляциями, истериками, ударами и кусанием.

Нужно создать условия, в которых малыш мог бы проявлять свою власть и выплескивать физическую энергию. Для таких целей подойдут подвижные игры. Детей постарше можно отдавать в секции борьбы, на занятия плаванием, бегом или другим активным спортом. Во время приступов злости или ярости происходит большой всплеск эмоций, который не поддается контролю со стороны ребенка.

Физическая активность помогает переключить внимание и снять мышечный тонус. Этот аспект помощи чрезвычайно важен, потому что запреты и внушения не оказывают положительного влияния на состояние ребенка. Часто подавление чувств вызывает возникновение таких психосоматических заболеваний, как аллергические реакции, бронхиальная астма, гастрит, запоры и поносы, головные боли.

Занятия спортом помогают расслабить тело, снять перенапряжение и рационально распределить нагрузку на все группы мышц. Дополнительно к этому спорт будет хорошей сферой реализации лидерских качеств ребенка, даст возможность повысить самооценку. Дети, проявляющие агрессию — это всегда дети с низкой самооценкой, которые негативно воспринимают любые поражения. Хроническое нарушение осанки, которое возникает в раннем возрасте как реакция на стресс, приводит к развитию искривления позвоночника, что отрицательно сказывается на здоровье внутренних органов. Укрепление мышечного корсета с помощью спорта помогает снизить потенциальный вред для ребенка.

Очень важный навык, который родитель дает ребенку — это способность словами выражать свои чувства, не прибегая к физическому воздействию. Показывать, как это делается, нужно на личном примере. Вместо того чтобы кричать или шлепать ребенка, следует сказать о том, что вы сердитесь, и объяснить, почему. К сожалению, родители не всегда обладают такими умениями, поэтому им сложно передать этот опыт детям.

Во всех случаях, когда родители обращаются за помощью к компетентному детскому психологу, специалист рассматривает не поведение ребенка в отдельности, а всю семейную структуру в совокупности. Для родителей это оказывается обычно большим сюрпризом, ведь им казалось, что это ребенку нужно измениться, а изменения требуются в том числе и взрослым.

Дисфункциональная семья может быть очень благополучной со стороны постороннего наблюдателя.

В таких семьях может присутствовать и мать, и отец, и дети, и домашние животные. Единственное, чего не хватает в этой структуре — это здоровых отношений.

Вернуться к оглавлению

Обращение за профессиональной помощью

В том случае, если поведение ребенка становится угрозой для него самого или для безопасности других детей, нужно без колебаний обращаться к детскому психологу. Бывает так, что дети причиняют серьезный вред здоровью своих братьев, сестер и сверстников. Проявления агрессии среди детей и подростков наносят ущерб имуществу школ, детских садов и других общественных заведений.

Финансовую ответственность за действия несовершеннолетних несут родители. Если самостоятельно не удается справиться с детской агрессией, нужно обратиться к профессионалу. В других случаях ребенок направляет разрушительную энергию на самого себя, что приводит к повышенному риску переломов, падений с высоты, ушибов и других травм. Такое поведение носит название аутоагрессия.

В легких случаях аутоагрессия проявляется как неумение позаботиться о своих нуждах, например, поесть вовремя, одеться по погоде, сделать заранее уроки. В тяжелых случаях, особенно у подростков, она приводит к рискованному и деструктивному поведению, к вступлению в криминальные авантюры, к правонарушениям. Агрессивное поведение приводит к появлению детской преступности. Казалось бы, какая существует взаимосвязь между малышом 4-х лет, который бьет детей совочком в песочнице, и подростком, который бьет прохожих и отбирает у них деньги? Однако, она есть.

Дети из дисфункциональных семей имеют повышенный риск стать химически зависимыми, алкоголиками и наркоманами. Для заботы о здоровье и благополучии ребенка следует проявить внимание к его состоянию как можно раньше. Решение о том, стоит ли лечить ребенка медикаментозными средствами для успокоения, принимает только специалист.

План

Введение

1. Детская агрессивность и ее причины

2. Особенности агрессии детей и подростков

3. Формирование детской агрессивности

4. Варианты проявления детской агрессивности

5. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Заключение

Список использованных источников

Введение

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий ("Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!"), до прямых оскорблений и угроз ("Ты - уродина", "Ну и дурак ты!", "Сейчас как дам больно!"). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.


1. Детская агрессивность и ее причины

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Таблица 1.Классификация видов агрессии

Разделение по направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Разделение по причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
Разделение по целенаправленности Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Разделение по форме проявлений Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

А. Социализированная.

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

Б. Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

2. Особенности агрессии детей и подростков

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов - в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди