20.06.2019

Тематический план учебной программы. Воспитательная система работы детского сада


Самую массовую часть сети дошкольных образовательных учреждений создают детские сады различных направленностей, связанных с оказанием интеллектуальных, оздоровительных, коррекционных и других услуг детям от двух до семи лет, т.е. детям дошкольного возраста. В России в детские сады ходят около двух третей детей дошкольного возраста .

В детских садах общего назначения воспитанники делятся на группы: первая младшая группа - дети от двух до грех лет, вторая младшая группа - дети от трех до четырех лет, средняя группа - дети от четырех до пяти лет, старшая группа - дети от пяти до шести лет, подготовительная группа - дети от шести до семи лет. В каждой из групп 25 детей (в первой младшей группе не более 20). За группой закрепляется воспитатель. Руководит коллективом воспитателей старший воспитатель. Наряду с воспитателями педагогами детского сада являются (если они предусмотрены штатным расписанием) учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, методист, концертмейстер, социальный педагог, педагог-организатор. Что касается воспитательной работы, то это зона непосредственной ответственности воспитателей.

Работа детского сада по многим параметрам существенно отличается от деятельности школы. Так, в школе центральное место отводится учебным занятиям, в детских садах учебные занятия заменяются непосредственной образовательной деятельностью (НОД), которая чаще всего проводится в форме игры. Продолжительность непрерывной НОД составляет не более: 15 минут во второй младшей группе, 20 минут в средней группе,

25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной группе. В неделю проводится два ПОД - в младшей и средней группах, три НОД - в старшей и подготовительной группах.

В работе с воспитанниками детских садов учитывается их быстрое развитие, за год они взрослеют в большей степени, чем школьники. Таблица 7.4 дает представление о темпах взросления малышей.

Таблица 7.4

Особенности детей различного возраста

Год жизни

Особенности детей

Ребенок знает более ста слов. Умеет употреблять формы единственного и множественного числа существительных, использует падежные окончания. Сложные но артикуляции звуки, например, т и ш, заменяются на более простые. Быстро осваивает новые навыки. Может водить ручкой или фломастером по бумаге. Развиваются несложные формы воображения. Мышление в основном наглядно-действенное. Ведущая деятельность - предметная игра, в основном в одиночку. Начинается общение со сверстниками. Возникает кризис трех лет как утверждение самостоятельности ребенка, сопровождающееся отделением его от взрослого. Развивается конфликт между потребностями ребенка быть самостоятельным, делать все самому и его возможностями

Четвертый

Дети способны делать простейшие умозаключения. Понимаются ответы на часто задаваемые детьми вопросы: как? почему? зачем? Внимание неустойчиво, но простейшие тексты запоминаются хорошо. Пересказ содержания детям, как правило, удается плохо. Начинает развиваться наглядно-символическое мышление. Ведущая деятельность - предметная игра в малой группе. Формируется представление о зависимости от родителей

Продолжается развитие форм наглядно-образного мышления. Умозаключения выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Детям нравятся рифмованные слова. Звуконроизпошение становится нормальным во всех отношениях. Ребенок различает формы, величины, цвета. Действия ребенка, особенно при конструировании новых предметов, приобретают целенаправленный характер. Ярко выражена потребность малыша в общении со сверстниками и родителями. Но общение с взрослыми он ставит на первое место. Растет интерес к собственной личности. Ребенок проявляет инициативу. Задаваемые вопросы становятся более целенаправленными. Преобладает вопрос: почему? Ведущая деятельность - предметная игра со сверстниками. Развивается кризис инициативы: ребенку часто кажется, что его инициативы не принимаются родителями

Дети активно овладевают связной речью, могут пересказать простое литературное произведение, события из жизни семьи. Совершенствуется умение планировать свои действия, многозвенность которых увеличивается. В большей степени, чем ранее, приветствуются сюжетно-ролевые игры. Дети приобретают навыки выделения признаков предметов. Неживое они часто склонны считать живым. Приветствуются сказки. Растет значимость мнения сверстников. Наглядно-образное мышление дополняется словесно-рассудительным. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Порой развивается кризис идентичности: родители меня не любят

Окончание табл. 7.4

Год жизни

Особенности детей

Словесное мышление начинает вытеснять наглядно-образное. Дети становятся способными понимать, а порой и выяснять связи, существующие между объектами и их свойствами. Малыш уже способен воспринять количества и множества. Переход в подготовительную группу связан с ощущением взрослости, поэтому растет потребность в самоутверждении. Растет инициативность и творчество. Дети способны проводить простейшие опыты, например, с увеличительным стеклом и магнитом. Проявляется интерес к будущему обучению. Существенно усложняются дидактические и развивающие игры. Быстрыми темпами развивается словесно-рассудительное мышление. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Ребенок старается стать членом коллектива сверстников. Он неохотно расстается с детским садом. Развивается кризис утраты детской непосредственности

Согласно Ж. Пиаже в возрасте от двух до семи лет дети реализуют два этапа предоперационного мышления (параграф 4.13). Речь идет о символическом мышлении, например, замене реальных объектов схематическими изображениями. После достижения четырехлетнего возраста развивается интуитивное мышление. Дети обладают большим объемом знаний, но не знают его происхождение и не способны им распорядиться. Они все еще не способны понять интегрированные схемы действия, ни посредством оперирования предметами, ни тем более высказываниями.

Таким образом, на протяжении всего пребывания в детском саду дети постоянно совершенствуются. Сменяют друг друга:

  • а) типы мышления: наглядно-действенный - наглядно-образный - словесно-рассудительный;
  • б) виды игр: предметная игра в одиночку - предметная игра со сверстниками - сюжетно-ролевые игры;
  • в) речь: совокупность отдельных слов - использование простых, а затем все более сложных предложений - связный текст;
  • г) формы индивидуальной и социальной идентификации: осознание себя в качестве личности, развитие эгоцентризма - частичный отказ от эгоцентризма - преодоление эгоцентризма, готовность к коллективизму.

Разумеется, деятельностное, интеллектуальное, языковое и личностносоциальное развития поддерживают друг друга. Впрочем, не следует думать, что между ними существует полный параллелизм. То одно, то другое «забегает вперед». Нам неоднократно доводилось фиксировать такое соотношение: малыш А превосходит своего сверстника Б в языковой компетенции, но уступает тому в способности считать. Одного этого достаточно, чтобы считать, что нет полного параллелизма между языком и мышлением.

Закон соотносительности ментального, языкового и деятельностного представления теории действует применительно к малышам с той же неукоснительностью, что и для взрослых. Все представления теории в процессе их круговорота обогащают друг друга, но при этом каждое из них сохраняет относительную самостоятельность.

Особо следует сказать о роли игры в воспитании дошкольника. Игра - это та форма деятельности, которая доступна ребенку с первого дня существования. В ней отходит на задний план достижение некоторой конкретной цели. Она непременно проводится по некоторым правилам, предполагающим творчество. В игре ее субъект, в данном случае - дошкольник, обязательно проявляет индивидуальность. В коллективных играх еще и выстраиваются в определенном порядке отношения участников друг с другом. Наконец, игра дает толчок ментальности и языку. Таким образом, она открывает перед педагогом огромные возможности но целенаправленному развитию дошкольника . В распоряжении педагога много разных видов игр, в частности подвижные, строительные, конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые и творческие.

Выше мы довольно детально охарактеризовали специфику детского сада и его воспитанников по сравнению с общеобразовательной школой и ее учащимися. Но, разумеется, между ними есть и много общего. Главный принцип педагогики - максимизация компетентностей воспитанников - актуален для детского сада в не меньшей степени, чем для школы. И там, и там реализуются определенные мета- и подвиды воспитания. С этой целью выбираются некоторые формы воспитательной работы. В детском саде, это, в частности, разнообразные игры, этические беседы, чтение литературы, анализ поступков героев сказок, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях, выставки, концерты, праздничные мероприятия, конкурсы, экскурсии, прогулки.

Планируя работу, воспитатель, прежде всего, должен провести мониторинг кругозора воспитанников. На основании наблюдений, сведений от коллег по детскому саду, бесед с воспитанниками, контактов с родителями малышей, педагог определяет уровень развития двигательных и других физических качеств, эмоциональной отзывчивости, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, любознательности, сообразительности, критичности, наблюдательности, умения слушать воспитателя, следовать его указаниям и работать в нужном темпе, пытливости, самостоятельности, дисциплинированности, мотивации, познавательной активности, способности контролировать собственные аффективные проявления, в частности приступы гнева, и агрессивность детей. Определяются сильные и слабые стороны каждого воспитанника, трудности с которыми тот может встретиться в дальнейшем. После этого намечаются желаемые цели. Фиксируется, насколько часто повторяются цели, чтобы в последующей работе уделить, внимание, прежде всего общим для наибольшего числа малышей целям. Их желательно ранжировать, выделяя цели первого, второго и третьего рангов. Когда цели определены, то избираются формы воспитательной работы и их соотносительность с определенными мета- и подвидами воспитания. После этого устанавливаются сроки достижения поставленных целей, и составляется план воспитательной работы, рассчитанный на год, который можно конкретизировать для меньших календарных сроков, в том числе и на один месяц. Итак, для воспитателя решающее значение имеет, во-первых, диагностика уровня развития воспитанников, во-вторых, целеполагание, определение желаемых целей, в-третьих, сочетание целей с мета- и подвидами воспитания, а также формами воспитательной работы. Первые два обстоятельства находят выражение в листе мониторинга и целеполаганий, третье - в плане воспитательной работы воспитателя. Их схематическая форма может быть такой (табл. 7.5 и 7.6).

Таблица 7.5

Форма листа мониторинга и целеполаганий воспитателя

Таблица 7.6

Форма плана работы воспитателя детского сада

Метавид воспитания

Подвид воспитания

Форма работы

В отличие от воспитателя старший воспитатель составляет план работы всего детского сада. На этот раз объектом воспитательной работы являются не отдельные воспитанники, а параллели групп и детский коллектив в целом. Подобно заместителю директора школы по воспитательной работе старшему воспитателю следует отображать в плане также актуальные события, происходящие а) в мире, б) в стране, в) в субъекте федерации, например, в крае или области, г) в городе или селе. Примерная форма годового плана воспитательной работы детского сада приведена в табл. 7.7.

Таблица 7.7

Форма плана воспитательной работы детского сада на год

Выводы

  • 1. Быстрое развитие детей дошкольного возраста проявляется в смене типов мышления (от наглядно-действенного до словесно-рассудочного), видов игр (от предметной игры в одиночку до сюжетно-ролевых игр), речевых актов (от отдельных слов до связного текста), форм идентификации (от осознания своего Я до готовности к коллективизму).
  • 2. Малыши владеют некоторыми простыми теориями. Их ментальное, языковое и деятельностное (обычно в форме игры) представления обогащают друг друга.
  • 3. Составлению плана работы воспитателя предшествует диагностика детского кругозора. Она содержит ряд этапов:
    • определяются сильные и слабые стороны воспитанников;
    • намечаются желаемые цели;
    • фиксируется их частотность и ранг;
    • определяются формы воспитательной работы;
    • их соотносительность с определенными мета- и подвидами воспитания;
    • устанавливаются сроки достижения поставленных целей.
  • 4. План работы воспитателя составляется на год и конкретизируется для меньших промежутков времени.
  • 5. Объектом годового плана воспитательной работы детского сада является коллектив воспитанников в целом и параллели соответственно младших, средних и старших групп.
  • Для детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения, а также детей,остро нуждающихся в защите государства, образуются детские дома. Ниже рассматриваютсявопросы воспитательной работы в детских садах.
  • Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.

Воспитательная система ДОУ

Морару Светлана Викторовна

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом
С. Михалков

1.Основные положения воспитательной системы

Особую роль в современном образовательном процессе играет системно организованная воспитательная деятельность. Разработанная нами воспитательная система является составляющей частью Образовательной программы.
«Воспитательная система - развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность» (Л.М.Денякина, О.В.Малахова «Проектирование образовательной программы образовательного учреждения»).
Успешность воспитания во многом зависит от ее системного характера.
Воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты как:
- контингент детей;
- контингент семей воспитанников;
- особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
- творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества и внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей к порождаемому результату совместной деятельности;
- систему управления..
Задача воспитательной системы - включить все воспитательные воздействия в целостный образовательный процесс. Основные направления воспитательной системы задает миссия ДОУ с ее базисными ценностями.
Миссия ДОУ - обеспечение прав ребенка на воспитание и образование, создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, обеспечение права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации комплекса мер оздоровительного, развивающего характера и усвоения детьми обязательного образовательного минимума.

Базисными ценностями ДОУ являются:

1.Ребёнок как уникальная развивающая личность, его здоровье, интересы, потребности.
2.Педагог как личность, носитель культуры и образования. Уважение к нему, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность, забота о его социальном благополучии.
3.Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству через самообразование.
4.Культура жизнедеятельности ДОУ, культура взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса в рамках единого творческого образовательного пространства.
5.Командная работа как основа достижения успеха.
6.Семья как основная среда личностного развития ребёнка; ориентация на её образовательные запросы, содружество с ней.

2. Цель и задачи воспитательной системы


Название системы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Суть системы состоит в том, «что ребенок вместе со взрослым, они оба , черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успеха в развитии и саморазвитии ребенка»
Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что она включает в себя в качестве цели, объекта и субъекта своего фунционирования развивающуюся личность ребенка , в качестве способа функционирования - педагогическую деятельность.
Цель воспитательной системы - воспитание ребенка как личности, гражданина в процессе освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Методологической основой системы послужила Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Задачи воспитания:
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
- расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок - родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство - общение и предметная деятельность, дошкольное детство - общение и игра;
- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Система воспитания ребенка состоит из трёх структурных компонентов:
Первый компонент - «Я познаю мир», включает содержательную сторону системы и состоит из разделов:

  • «Я и мое здоровье» - воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, обеспечение комфортного и благоприятного психологического климата. Реализуется через программу «Здоровый ребёнок», разработанную экспертной группой ДОУ (в основе программы лежит система оздоровительной работы в ДОУ В.Алямовской)..

· «Я и мои ценности» - воспитание любви и уважения к семье как основной ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее значение для человека в любом возрасте; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение его к общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Реализуется через «Программу по развитию социальной уверенности детей в старшем возрасте», и «Программу по формированию социальных навыков у детей подготовительной к школе группы»авторы Е.В. Прима, Л.В. Филиппова и др.

  • «Я и моя Родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного народа, поселка, района, округа. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Первостепенное значение в формировании образа Мира у ребёнка и осознании себя в этом мире приобретает идея малой Родины - организация жизнедеятельности детей в пространстве родной культуры в её региональном проявлении.

· «Как прекрасен этот Мир!» - воспитание эстетически развитой личности, через развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности, к окружающему миру; расширение границ творческого восприятия мира. Реализуется через программу «Планета чудес», авторы А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик.
· Второй компонент - «Играю, значит живу интересно», составляет деятельностную основу системы, реализуется в рамках районной экспериментальной площадки через программу экспериментальной деятельности по теме: «Проективные технологии в решении задач социально-личностного развития дошкольников» и состоит из разделов:

  • «Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника». Игровая деятельность пронизывает все разделы системы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства. У каждого ребенка «…есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра!» (Макаренко А.С. Соч. том V)
  • «Проектная деятельность». Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Ведущее место среди методов , которые способны обеспечить воспитательный процесс с целью формирования познавательной активности принадлежит сегодня творческому проектированию в ДОУ.
Проектно-исследовательская деятельность - это работа, связанная с решением воспитанниками творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных, получение выводов.
При реализации исследовательской творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняется работа.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных, их творческом анализе и произведённых на его основании выводах.
Основная цель проектно-иследовательской деятельности: в игровой форме научить ребенка проявлять самостоятельность в планировании, организации и самооценке собственной деятельности, направленной на реализацию собственных идей.
Третий компонент: «Вместе весело шагать», составляет форму организации всего воспитательного процесса. Основывается на технологии развития навыков сотрудничества у старших дошкольников (по Л.С. Римашевской). Реализуется через программу экспериментальной деятельности.
Технология сотрудничества решает следующие задачи:
1. Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения.
2. Расширение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне.
3. Построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
В технологии прописана последовательность развития сотрудничества:
1. Формирование положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками.
2. Усвоение детьми правил, моделей сотрудничества.
3. Овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности, регуляции для достижения общего результата.
4. Развитие способности самостоятельно определять адекватность выполняемой работы.

3.Концептуальные основы системы

В основе системы лежат философские представления о человеке как продукте общественных отношений, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребёнком существующих в обществе норм и правил поведения.
В основу воспитательной системы положена теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного детства и учение об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности, ведущей из которых выступает игра.
В системе нашли отражение положения Фридриха Фребеля: «Дитя - существо деятельное, творящее, которое постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - побуждать действия ребёнка, но не определять их».
Именно деятельность, самостоятельная активность ребёнка способствует познанию, обучению и воспитанию. Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу воспитательной системы положены игры, которые стремимся сделать увлекательными, яркими, осмысленными.
Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.
Игра ребёнка - вот его жизненная лаборатория. Ролевые игры особенно сильно влияют на духовное, нравственное развитие личности, а это те личностные черты, которые требуют на современном этапе развития общества наиболее пристального внимания.
Игра - это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание и ребёнок ощущает себя полноценным субъектом деятельности, где строятся партнёрские отношения между взрослым и ребенком.
В своей педагогической системе предполагаются такие формы игры, которые отвечают требованиям воспитательной системы ДОУ на современном этапе:
1. Игра должна содействовать сплочению детского коллектива.
2. Иметь познавательное значение.
3. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
4. Создавать условия для детского творчества.
Исходя из вышесказанного, определяются основные принципы построения воспитательной системы:
1. Принцип научной обоснованности и практической применимости , предполагающие рациональный отбор содержания в соответствии с основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики и применение в массовой практике дошкольного образования.
3. Принцип системности и целостности построения воспитательно -образовательного процесса, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, предполагающий взаимосвязь всех компонентов целостной системы.
4. Принцип гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения, что означает принятие уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, его развитие в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
5. Принцип деятельностного подхода , который предусматривает развитие и воспитание ребенка в специфически детских видах деятельности (общение, предметная деятельность, игра) в зоне его ближайшего развития.
6. Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает распределение программного содержания с учетом времени года, сезонности, календарных праздников и построен на интеграции всех образовательных областей.
7. Принцип непрерывности процесса воспитания и образования - взаимосвязь дошкольной и начальной ступеней образования, обеспечивающая к концу дошкольного детства уровня развития каждого ребенка, позволяющего ему быть успешным в начальной школе.
Исходная концепция, ее выбор соответствует нравственным ценностям, установкам и нормам морали и поведения. Во многом эти особенности связаны с национальными особенностями и культурными традициями нашего народа, региона.
Воспитательная система образовательного учреждения включена в государственную и региональную воспитательную систему.
Отличительная черта воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - его развивающий характер, который появляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности.
Данный подход требует обеспечения в ДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание атмосферы педагогического оптимизма; ориентацию ребенка на успех и мотивацию успешности.
Гипотеза: можно предположить , что такое содержание деятельности позволит сформировать у ребенка активную личностную позицию, позволит развить интерес к культуре родного края, желание познания, и развить его компетенции.

Раздел дисциплины

Тематическое планирование

Количество часов

Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

    Организация жизни детей раннего возраста в детском саду

    Организация и методика проведения режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении

Модуль II .

Теория и методика воспитания

    Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности (изобразительная, музыкальная)

2. Экологическое воспитание детей раннего возраста

Модуль III .

Теория обучения и образования (дидактика)

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

Модуль IV .

Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ

    Организация развивающей деятельности детей раннего возраста (речевая, сенсорная, двигательная, игровая, предметная)

Модуль VI .

Педагогический процесс в дошкольном учреждении

    Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста.

    Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Содержание разделов и тем учебной практики

Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

Организация жизни детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. Режим – основа жизни ребенка раннего возраста. Организация и проведение режимных процессов в дошкольном учреждении. Специфика режимных процессов в группах раннего возраста.

Методика проведения режимных процессов и их значение в воспитании и развитии детей раннего возраста. Организация занятий с детьми раннего возраста в структуре режима дошкольного образовательного учреждения.

Модуль II . Теория и методика воспитания

Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности. Изобразительная деятельность . Своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста. Возможности развития и воспитания ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности.

Музыкальная деятельность . Роль музыки в развитии ребенка раннего возраста. Особенности музыкальной деятельности в группах раннего возраста. Условия, содержание, формы и методы приобщения детей раннего возраста к музыкальной деятельности. Организация праздников для детей раннего возраста.

Экологическое воспитание . Своеобразие задач, специфика условий, содержания, форм и методов экологического воспитания детей раннего возраста.

Модуль III . Теория обучения и образования (дидактика)

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в период поступления ребенка раннего возраста в детский сад. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.

Модуль IV . Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ

Речевая деятельность . Речь как средство общения ребенка со взрослыми. Понимание речи ребенком и становление активной речи. Возможности разных видов деятельности в развитии речи детей. Задачи, содержание, методика проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.

Двигательная деятельность . Значение двигательной деятельности для развития ребенка раннего возраста. Факторы, влияющие на двигательную активность. Обогащение двигательного опыта ребенка, задачи, условия, методика воспитания.

Предметная деятельность . Особенности общения и предметной деятельности ребенка раннего возраста. Задачи, содержание и методика воспитания детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Игровая деятельность . Своеобразие игры, ее роль в развитии и воспитании детей раннего возраста. Особенности руководства игрой.

Модуль VI . Педагогический процесс в дошкольном учреждении

Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста. Обеспечение детского сада оборудованием, игрушками.

Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении.

Тамбов, 2012

Вступление …………………………………………………………………………………..

Организация образовательно – воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ ……………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………………….

Приложения …………………………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………………….………………………..

Вступление.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Федеральные государственные требования, принятые приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655, устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент данные программы не соответствуют Федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Наше дошкольное учреждение ранее работало по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой. Переход продолжает осуществляться по примерной основной общеобразовательной программе «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой.

Организация воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ.

Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, раздел «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении» является обязательным в структуре образовательной программы ДОУ.

Приучать к определенному режиму дня ребенка необходимо с младенчества. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят. Кроме всего прочего, режим является обязательным условием правильного воспитания (И. П. Павлов).

Вопросам организации режима дня в ДОУ, где дети проводят продолжительное время, неслучайно уделяется особое внимание. Работа дошкольного учреждения строится с учетом следующих основных режимных моментов, которые являются общими для всех возрастных групп:

прием пищи;

организованная образовательная деятельность;

игровая деятельность;

прогулка.

При этом следует руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, и основными положениями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, которые предусматривают:

совместную деятельность воспитанников с педагогами;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с родителями.

Принимая во внимание новые требования, специфику деятельности ДОУ и индивидуальные особенности развития воспитанников, коллектив МАДОУ детского сада комбинированного вида «Колосок» разработал на основе федеральных требований примерную основную общеобразовательную программу ДОУ, учебную рабочую программу и модель режима дня для старшей группы.

Так, первая половина дня предусматривает: прием детей на улице, утреннюю гимнастику, совместную деятельность, завтрак, самостоятельную игровую деятельность, организованную образовательную деятельность, совместную игровую деятельность, прогулку. Вторая половина – сон, подъём, оздоровительные мероприятия, полдник, самостоятельную игровую и совместную деятельность детей, прогулку.

Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей. При планировании работы желательно заранее указать, где будет осуществляться прием детей воспитателем: в группе, коридоре или на участке. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.

Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либо конкретное поручение. Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе или на участке.

Организуя самостоятельную деятельность детей, педагоги с помощью вопросов, предложения разнообразного игрового материала, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуя развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей. Воспитателям достаточно создать развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Большой акцент делается на наличие и регулярную смену развивающих игр, игр-головоломок, настольно-печатных игр, большое внимание уделяется созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования, для самостоятельного рисования, конструирования, лепки, драматизаций, изготовления коллективных работ. Все это дает возможность ребенку проявить пытливость ума, самому добиваться решения задачи и самому увидеть результат.

Для выбора детьми вариантов самостоятельной деятельности можно предложить утром:

Развивающие игры с вариантами и разной степенью сложности;

Пособия для организации двигательной деятельности и спортивных игр;

Пособия для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театров, музыкальные аудиозаписи, детские музыкальные инструменты);

Пособия для ручного труда, рисования, лепки, аппликации, с последующим использованием результатов труда в играх;

Набор эпизодически меняющихся нестандартных предметов.

Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи, с чем появляется ледяной наст.

Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляет формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гимнастика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем воспитанников и в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное - несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

При организации приёма пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности), освоение правил поведения за столом. Такого рода интеграцию можно рассматривать как формирование основ культуры здоровья у воспитанников ДОУ, которая представляет следующие образовательные области: "Здоровье", "Безопасность" и т. д.

В процессе ежедневного завтрака в отведенное на это время в режиме дня у дошкольников вырабатывается определенный физиологический стереотип, способствующий энергетическому подъему и подготовке организма к интеллектуальным и физическим нагрузкам, которые необходимы для полноценного развития.

Кроме того, в соответствии с единым типовым рационом питания для детей предусмотрен второй завтрак, включающий в себя витаминизированные напитки и облегченные продукты питания.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в данном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках реализации образовательных областей.

Непосредственно образовательная деятельность осуществляется с учетом тематического планирования и интеграции образовательных областей.

Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующим нормам СанПиН для детей 5-6 лет планируют не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 25 минут (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей:

«Физическая культура»;

«Безопасность»;

«Социализация»;

«Познание»;

«Коммуникация»;

«Чтение художественной литературы»;

«Художественное творчество»;

«Музыка»,

«Здоровье»,

ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.

Программа предлагает реализовывать данные образовательные области (за исключением областей «Здоровье» и «Безопасность») через следующие виды организованной деятельности:

«Физическая культура» - двигательной;

«Социализация» - игровой;

«Труд» - трудовой;

«Познание» - познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);

«Коммуникация» - коммуникативной;

«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы;

«Художественное творчество» - продуктивной;

«Музыка» - музыкально-художественной.

Опираясь на интеграцию образовательных областей, воспитатели, логопед,

музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование

I этап – определение тем. Одной теме следует уделять от 1-3 недель.

Коллективу детского сада необходимо рассмотреть значимость календарных событий (своего города, страны, мирового сообщества) в жизни участников образовательного процесса. Важно приобщать детей с самого раннего возраста не только к семейным событиям, но и к знаменательным датам и общегосударственным праздникам.

В ходе образовательного процесса дошкольники учатся замечать сезонные изменения в природе, поэтому благодатные темы природы традиционно учитываются при составлении плана.

Наравне с событиями в мире, происходящими в природе процессами большое внимание в рамках планирования следует уделять традициям, сложившимся в группе или детском саду. При этом не стоит забывать и нетрадиционные праздники календаря, например, День спасибо, народные праздники. При грамотной подаче и разъяснениях педагога эти события будут близки и понятны воспитанникам.

II этап – педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.

Педагог ставит задачи развивающего характера перед собой и детьми, и полностью расписывают их в плане.

III этап – на основании комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование. Необходимо учитывать использование данных тем при проведении игровой, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов.

При проведении организованной образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, чтению (восприятию) художественной литературы) соответствуют определенные формы работы с детьми.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня для детей 3-4 классов Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать...

  2. «Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить....

  3. Внеурочная деятельность Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в...

  4. Базанова Елена Михайловна 1 квалификационная категория МБДОУ детский сад №7 Пгт. Никель, Печенгский район, Мурманская область Воспитатель Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста...

  5. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Звёздочка» р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса...


Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.

Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется Базовым компонентом дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования дошкольного учреждения.

В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.)., Индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. В зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения группы, профессионального мастерства педагога они могут быть организованы фронтально, подгруппами или индивидуально

Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста является непосредственная организованная деятельность по различным разделам программы. Виды НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.). Продолжительность НОД для детей младшего дошкольного возраста - от 15 до 20 минут, старшего дошкольного возраста - от 20 до 25 минут.

При составлении сетки НОД необходимо учитывать их доминирующее нагрузку на ребенка (психическое, физическое, эмоциональное), предусматривать рациональное чередование видов деятельности (умственная, двигательная, практически-прикладная) на каждом из них.

Организованная учебная деятельность детей планируется преимущественно в первую половину дня. В отдельных случаях допускается проведение НОД во второй половине дня. Это может касаться физической культуры, изобразительной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Элементы учебной деятельности включаются в другие формы работы с детьми (игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, наблюдение, дежурства и т.п.).

Организуя учебную деятельность важно систематически использовать задачи по экспериментально-исследовательской деятельности, проблемно-поисковые ситуации и другие методы и приемы.

Следует сочетать вербальные, наглядные и практические методы, отводить должное место продуктивным видам деятельности, в которых дошкольник способен к самовыражению и самореализации (рисование, лепка, конструирование, художественный труд), а также речевой, двигательной, музыкальной деятельности.

Надо помнить, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Переориентация учебно-воспитательного процесса в современном дошкольном учебном заведении на развитие детской личности оказывает особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника как его самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с ним.

Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах ежедневно в первой и второй половине дня. В течение дня объединяются различные по содержательной направленности ее виды (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и постепенно привлекаются к участию в них все дети данной группы. Содержание и уровень самостоятельной деятельности детей зависят от их опыта, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, теми, часто пропускают из-за болезни, другие причины и хуже усваивают программный материал при фронтальной работы).

Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются интересам ребенка и линиям ее развития в различных сферах жизнедеятельности. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.

Приоритетным вопросом в воспитании детей всех возрастных групп и деятельности дошкольного учреждения остается физическое воспитание. Его успех зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Отказ от жесткой регламентации в построении режима дня не дает право злоупотреблять временем, отведенным на прогулки, сон, питание в пользу занятий и других учебных или кружковых видов деятельности. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст - до 3 - 4 часов, старший дошкольный возраст - до 4 - 5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.

Особое значение придается также овладению детьми системой доступных знаний о соблюдении здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности. Вся работа по физическому воспитанию должно осуществляться с учетом состояния здоровья, самочувствия, уровня физического развития и подготовленности детей, реальных условий работы дошкольного учебного учреждения и его отдельных групп, семейного воспитания под постоянным медико-педагогическим контролем.

Неотъемлемая составляющая содержания учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении - умственное воспитание. Для его осуществления применяется как повседневная жизнь ребенка, так и специально организованная учебная деятельность в форме НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, обучения элементов грамоты и математики, на которых стоит сочетать познавательно-развивающую работу по различным разделам программы. Важно активизировать мышление детей, делать восприятие и усвоение ими материала сознательным, поощрять детей к постановке вопросов, выдвижение гипотез, поиска самостоятельных решений, проверки их правильности и прочее. Арсенал дидактических методов и приемов следует расширить за счет развивающих игр и упражнений, проблемных вопросов, логических задач, поисковых ситуаций, элементарных опытов, систематических наблюдений, решения ребусов, кроссвордов и т.д.

Следует предостеречь от чрезмерной интенсификации умственного воспитания, к которой в последнее время склоняются отдельные педагоги и родители, мотивируя это необходимостью качественной подготовки ребенка к школе. Важно усилить именно развивающий и воспитательный аспекты умственного воспитания, обратить внимание на формирование мотивов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных чувств.

Одной из важных задач умственного воспитания дошкольников является формирование начальных математических знаний и умений, овладение родным языком и речью как главным средством познания и специфически человеческим способом общения остается одной из первоочередных задач в работе с детьми в течение дошкольного детства. Обучения языку и развитие речи направляется на формирование у детей лексической, фонетической, грамматической, диамонологичной и коммуникативной компетентности.

Речевые занятия следует проводить интегрировано, комплексно решая поставленные задачи. Осуществлять постепенный переход от чисто репродуктивных действий детей (повторений, подражаний образца, переводов и т.д.) до производительных, творческих, обеспечивающих своевременное овладение детьми языковых явлений, способствующих развитию словесно-логического мышления на пороге школьного обучения.

Особого внимания требует организация коммуникативной деятельности (общения со сверстниками и взрослыми один на один, в подгруппах, коллективе), перед детьми возникают новые задачи общения в различных жизненных ситуациях как природных, так и искусственно создаваемых, импровизированных.

Обучение дошкольников элементам письменной речи (письма и чтения) тоже имеет место в учебно-воспитательном процессе, но не стоит форсировать формирование у детей навыков собственно письма и чтения, ведь это является главной задачей начальной школы. Более адекватными возможностям и потребностям дошкольного возраста является развитие мелкой моторики кистей рук, координации движений глаз и рук, фонематического слуха, ознакомления со словом и предложением, составом и звуком, буквами, обучение звукового анализа и первичного послогового слитного чтения.

Эстетическое воспитание как таковое, способствующее развитию природных наклонностей, творческих способностей, дарований, творческого воображения, фантазии также рассматривается в контексте становления детской личности накануне школьной жизни. Реализация его задач происходит на основе широкой интеграции и пронизывает весь педагогический процесс в дошкольном учреждении, включая различные формы работы с детьми (НОД, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки). В этих формах комплексно используются произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры.

Первоочередными задачами нравственного развития дошкольников является пробуждение гуманных чувств личности, формирования морально-волевых качеств, ознакомления с содержанием и значением нравственных требований, норм и правил поведения, морально-этическими ценностями. Особое значение придается гражданскому воспитанию с дошкольных лет: прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей, родительского дома, детского сада, своего села, города, интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия украинского народа, гордости за его достижения и желание приобщиться к общественно-полезных дел и значимых общественных событий.

Основной задачей трудового воспитания детей дошкольного возраста , как составной части нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

Одним из важных вопросов остается воспитание экологической культуры у детей. Его решение осуществляется в следующих направлениях: формирование реалистических представлений о явлениях природы, элементов экологического мировоззрения, развитие позитивного эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающей природной среды, привитие практических умений целесообразного природопользования.

Потребностями сегодняшнего дня продиктована необходимость теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, психолого-педагогической и медицинской самообразования. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, «круглые столы», тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. При выборе форм работы дошкольного учебного учреждения с семьями воспитанников учитываются жизненная компетенция, социальный и образовательный уровень родителей, родительский опыт, материальный достаток семей, количество детей в семьях и их пол, возрастной состав и полнота семей, доминирующая роль родителя и другие факторы. Родители выступают не как эксперты или наблюдатели работы педагогов, а в качестве их равноправных партнеров и союзников. Отношения с ними строятся на принципах открытости, взаимопонимания, гуманности.

Ответственность за организацию и обеспечение надлежащего содержания учебно-воспитательного процесса возлагается на руководителя и каждого члена трудового коллектива дошкольного учебного заведения в пределах их должностных обязанностей.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди