29.06.2019

Селезнев С.Б. "Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)". Психология общения с родителями на педиатрическом приеме


Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

Общение педиатра с детьми и их родителями

======================================================================

ПЛАН:

Общение врача с ребенком
Бесконфликтное общение врача с родителями детей-пациентов
Психология общения с родителями на педиатрическом приеме
Педиатру-онкологу: о проблемах общения с родителями онкологически больных детей
========================================================================

Общение врача с ребенком

Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

Клиническое интервью (беседа с пациентом) имеет большое значение для вовлечения пациента и его родственников в активную терапевтическую программу. Врач общей практики должен заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье своих маленьких пациентов. Клиническое интервью служит прежде всего для сбора информации и выявления нарушений поведения. Практическая часть клинического интервью в большинстве детских клиник и учреждений общего профиля - это простой сбор медицинских сведений, которые имеют отношение к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. Другие аспекты жизни пациента, в частности психосоциальные, часто остаются вне поля зрения врача. Однако наличие психосоциальных проблем оказывает значительное влияние на течение болезни, выполнение рекомендаций по ее лечению и даже служит основным поводом для посещения врача. Кроме того, коррекция поведенческих нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния ребенка подобно вождению автомобиля вслепую. Педиатр может использовать клиническое интервью для выяснения эмоционального статуса пациента, поиска вероятных причин психосоциальных нарушений в контексте семьи. Знание вех развития ребенка и критериев оценки внутрисемейных отношений необходимо для успешного проведения клинического интервью и эффективного анализа информации, полученной в процессе беседы. Понимание эмоционального статуса ребенка или способность вникать во внутренний мир семьи в равной степени зависит от специфических навыков врача и индивидуальной манеры его общения. Первая цель - найти общий язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше шансов найти с ним общий язык. Краткий экскурс в историю становления навыков при развитии ребенка облегчает эту задачу. Однако есть несколько основных принципов ведения беседы при сборе анамнеза, которые полезно сразу принять во внимание. Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко затрагивать частные интимные вопросы, но без ответов на них врач не может быть уверен, что пациент (или его семья) доверительно относятся к врачу и готовы сообщить ему необходимые факты. Важно придерживаться адекватной продолжительности визита. общение врача с ребенком Учитывая психосоциальное и физиологическое состояние ребенка, который впервые пришел к врачу, беседа не должна длиться более 30-40 мин - это время, необходимое для выяснения основных, наиболее значимых деталей. Очень важно рационально использовать время в процессе беседы с пациентом. При каждом последующем визите врач имеет возможность дополнить сложившееся у него представление о пациенте, если вначале удалось добиться взаимного доверия. Педиатру необходимо быть открытым, его вопросы следует строить таким образом, чтобы на них нужно было отвечать развернутой фразой, а не коротким, односложным ответом. В процессе клинического интервью в центр внимания следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается довольным вниманием врача. На практике при четко сформулированных вопросах во время беседы и живом интересе к пациенту клиническое интервью может занимать не больше времени, чем обычный осмотр. Построение диалога таким образом, чтобы он был нацелен на обсуждение проблем пациента и членов его семьи, в дальнейшем позволяет избежать диагностических ошибок. Кроме того, клиническое интервью можно разбить на несколько частей, например: часть вопросов можно задать родителям в начале осмотра, часть - в процессе физикального осмотра ребенка и часть - по его окончании. Каждый пациент, приходя к врачу, боится не быть услышанным, поэтому стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему. Большую долю информации можно получить, сосредоточившись на невербальных каналах. Как врач, который пальпирует, но не применяет аускультацию при физикальном осмотре, может пропустить важную информацию, так и врач, который не обращает внимание на выражение лица и жестикуляцию, может не заметить существенных фактов, касающихся психического статуса пациента. Например, подросток с опущенным взглядом печальных глаз, безусловно, находится в состоянии дискомфорта. Если врач этого не замечает и аккуратно не поинтересуется причинами такого состояния, лечение может оказаться неэффективным. Кроме того, если внутренние потребности пациента не удовлетворены, он может обращаться за помощью к другим врачам. Эффективность клинического интервью значительно повышается при разумном анализе невербальной информации. Часто внутрисемейные проблемы (например, когда родители не могут найти общий язык со своим ребенком) словесно не обсуждаются с врачом, но о них можно узнать из невербальных источников. Как правило, в процессе беседы такая невербальная информация предоставляется, но врач должен правильно расценить ее. Нужно помнить, что информацию не всегда можно выразить словами, поэтому врачу также следует использовать невербальные приемы во время беседы с пациентом. Например, такие банальные приемы, как внимательный взгляд и спокойный тон голоса во время объяснения терапевтических рекомендаций, увеличивают степень понимания пациентом и его родителями излагаемых фактов. Четко написанные инструкции в сочетании с подробным объяснением, почему их необходимо выполнять, еще более улучшают качество терапии. Иногда, при необходимости, может быть полезным позвонить родителям по телефону и еще раз напомнить о каких-либо важных терапевтических рекомендациях. При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития. Ниже приведены некоторые советы по ведению разговора с детьми разных возрастных категорий.



Беседа врача со школьником. Анализ родителей ребенка школьного возраста Когда дети достигают школьного возраста, для успешного ведения разговора врач должен поинтересоваться их увлечениями. Обнаружение специфических интересов или высказываний у пациента позволяет выявить нарушения поведения и наметить пути их преодоления. Основная проблема у школьников связана с отношениями внутри семьи. Возрастает число страхов, которые необходимо выявить во время клинического интервью. Само посещение врача, особенно в сочетании с имеющимися трудностями чтения, внимания, аномальным поведением, тревожностью и другими подобными симптомами, очень болезненно переносится ребенком и его семьей. Врач должен поинтересоваться, с кем ребенок находится дома и как он проводит свое свободное время. Ребенок, у которого нет лучшего друга (подруги) или который протестует против заботы родителей, нуждается в совете врача. Это тем более верно, если ребенок плохо учится в школе или родители описывают проблемы, связанные с поведением. В таком случае кроме родителей необходимо встретиться с учителем ребенка для выявления поведенческих проблем и специфических нарушений при тестировании (например, с помощью опросника поведения детей). Однако следует помнить, что результаты психологического тестирования не являются основанием для выставления психиатрического диагноза. Родители ребенка школьного возраста сами могут находиться в состоянии стресса. Педиатр должен интересоваться жизнью родителей, причем задавать такие вопросы о социальном поведении их ребенка, которые требуют развернутого ответа и позволяют обсудить стрессовые факторы. Особенно важно на каждом этапе развития выявлять семейные ссоры и факты рукоприкладства (жестокое обращение с ребенком в семье). Родители нередко испытывают смущение и стыд по поводу жестокого обращения с ребенком, поэтому выявить этот факт врач часто может только с помощью настойчивых вопросов. У ребенка школьного возраста напряженные отношения между родителями и жестокое обращение с ним вызывают смущение и страх; нехарактерно, чтобы ребенок стал обсуждать эти вопросы добровольно. беседа врача со школьником Между тем именно эти проблемы вызывают большое число заболеваний и иногда даже приводят к летальному исходу. Некоторые врачи общей практики стесняются спрашивать своих пациентов и их родителей о внутрисемейных ссорах, однако о них никогда не следует забывать. Например, можно сформулировать свой вопрос следующим образом: во время разговора с родителями я всегда интересуюсь, каких наказаний они придерживаются, - такой оборот предполагает, что для педиатра важно знать о ссорах и фактах рукоприкладства (жестокого обращения) внутри семьи. Следующий вопрос может звучать так: вы знаете, что непослушных детей родители наказывают, в том числе физическими методами? есть ли такие проблемы в вашей семье? Избегая давления на родителей, нужно аккуратно собрать сведения относительно того, кто является жертвой и кто применяет физические наказания. Однако родители иногда легче рассказывают о том, что не касается собственно ребенка, поэтому врач должен придерживаться четкой линии беседы. К сожалению, не существует статистических данных о том, какими внешними признаками отличаются семьи, где существует насилие. Это явление чаще встречается у родителей-одиночек, однако этому подвержены представители всех социальных слоев. Если педиатр узнает о том, что в семье применяются физические методы наказания, он должен выяснить, какие ситуации приводят к этому и каким образом можно их избежать. О фактах физического насилия врач обязан сообщать в органы социальной защиты, где оказывается необходимая помощь. Врач должен как минимум сообщить жертве насилия телефон доверия и назначить повторный визит через 2 нед. Если при психологическом тестировании у родителей обнаруживаются нарушения, очень вероятны проблемы внутри семьи. Поведенческие нарушения у одного из родителей негативно влияют на ребенка и способствуют развитию у него нарушений поведения. Особенно важно выявлять агрессию, пристрастие к наркотикам и алкоголю или смену внутрисемейных ролей (например, когда ребенок ухаживает за взрослым, а не наоборот).

Проблема общения в работе медицинской сестры, больным ребенком и его родителями .

Данный вопрос всегда был актуальным, но именно сегодня он стал для меня специальным предметом исследования. Такое внимание к проблеме общения возникло совершенно не случайно. Слишком часто многие мои знакомые стали жаловаться на пробелы в работе медсестер. Особенно этот вопрос волновал молодых мам, которые только познали радость материнства и крайне нуждались в общении со знающим специалистом. Они отмечали дефицит в общении или неудовлетворенность в общении с медицинскими работниками.

Осознание того факта, что «частная» проблема общения приобрела значимость и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем подтолкнуло меня написать данную статью.

В ней мне бы хотелось раскрыть проблемы, возникающие при общении медицинских сестер с родителями,больными детьми и их родственниками.

А также дать советы по предупреждению таких проблем.

Общение - процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, врач-медсестра –пациент +родитель). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Медсестра в данном случае выполняет свои определенные функциональные обязанности. Она не выбирает с кем ей общаться и как. Она играет свою роль.

От того, как она будет играть эту роль, в процессе общения будут зависеть взаимоотношения с ребенком и родителем, соответственно и результат выздоровления.

На мой взгляд, на этапе обучения в колледже преподаватели дисциплины «Сестринский уход в педиатрии» могут и должны нацеливать студентов на возможные проблемы в общении и коммуникации в отделениях педиатрического профиля, педиатрических участковых медсестер, школьных и дошкольных медсестер.

Основные правила, которые должна знать каждая медицинская сестра педиатрического профиля:

1. С первых дней общения с ребенком любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным.

2.Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства.

3. Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

4.При общении с больными детьми медицинским работникам необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

5.Недопустимо также разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков».

6. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние. Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых.

7.Чуткость, т.е. стремление понять его переживания имеет большое значение при общении с ребенком.

8.Доброе отношение к людям рождает чуткость и бережность. Воспитанный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть, унизить другого.

9.Тактичность – непременное условие и обязательный признак воспитанности. Уважение к людям, бережное отношение к ним связано и с такой чертой личности, как терпимость. Хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено – приветливостью, подтянутостью, корректностью и сердечностью.

10.Вежливость – это качество общения человека с человеком.

Корректность – несколько подчёркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или к женщине; любезность – вежливость, в которой проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей.

11. Психологическая грамотность- это умение по внешним признакам (поза, выражения лица, глаз, походка, движения) определить хотя бы в общих чертах состояние человека (радость, печаль, задумчивость, напряжённость мысли и соответственно с этим строить своё поведение).

12.Но есть не менее важные, вещи, на которые совсем мало обращают внимания: дикция, интонации, сила и высота звука, темп речи. Тембр голоса даётся человеку от природы. Но облагородить его звучание – в наших силах.

13.Чувство юмора и остроумие – это качества, которые очень высоко ценятся в современном обществе. Истинное чувство юмора всегда результат и признак нравственного здоровья, развитого интеллекта, глубокой культуры и хорошего воспитания. Развитое чувство юмора упрощает, облегчает и украшает общение.

14.Б ольшое терпение и любовь к детям кроме профессиональной подготовки, требуется от медицинского работника при уходе за ребенком.

15.Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их более развитые здоровые сверстники.

16.У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают навязчивые страхи: боязнь белых халатов, одиночества, страх боли, страх смерти и т.п. В связи с этим у таких детей часто развиваются вторичные невротические реакции (недержание мочи или кала, заикание, тики и т.п.). Медицинский работник должен помочь ребенку преодолеть страх.

17.Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются.

18.Медицинскому работнику принадлежит ведущая роль в создании благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и т.п.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинского персонала обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

19.Доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий уровень ухода и лечения детей, способствует формированию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения и повышению эффективности лечебного процесса.

20.Честность в общении с ребенком, они не терпят лжецов. Доверие ребенка легко потерять, если однажды не выполнить обещанного или солгать.

Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.

Медицинская деонтология предъявляет особые требования к медицинской сестре педиатрического профиля.

Родители, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. Особенно психически травмирована мать больного ребёнка, ее реакции могут быть неадекватными, поскольку захватывают энергетически очень мощную сферу «материнского инстинкта». Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников.

1. Родители бывают разные. Хороших людей больше.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарностью им за их нелегкий труд.

2.Трудные родители, и с ними надо работать.

Однако встречаются и довольно «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

2. Общаться с родителями обязательно.

Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции.Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением, который имеет соответствующую компетенцию по этим вопросам.

3. При общении с родителями не поступаться необоснованным требованиям.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины и профессиональной преемственности.

4.Форма обращения.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не пользоваться такими терминами, как «мамаша» и «папаша».

5.Медсестра должна быть близка с пациентами и их родителями.

Медицинская сестра обычно постоянно находится около пациентов, непосредственно общается с их родителями и поэтому должна всегда учитывать их психические особенности, чувства, переживания, суждения и их психосоматическое состояние.

6.Чуткость, внимательность к родителям.

При общении с родителями большое значение имеет чуткость, умение внимательно выслушать родителей и желание понять их переживания, подбодрить родителей сочувственным словом, убедить в необоснованности их опасений.

7.Доверительные отношения.

Медицинская сестра должна стараться способствовать возникновению между ней и родителями пациентов доверия.

8.Тактичность.

Медицинская сестра должна сохранять в разговоре умеренность тона, выдержку, всегда оставаться тактичной.

9. Собственное достоинство.

Проявляя в отношении сотрудников и больных чуткость, душевность, нежность и ласковость, медицинская сестра должна сохранять чувство собственного достоинства. Никогда не следует забывать, что между медицинской сестрой и больными всегда должна оставаться определенная дистанция, переступать грань которой непозволительно никому.

10. Грубость, черствость, бесчувственность и хамство непозволительны.

Медицинская сестра в общении не должна позволять себе грубости, черствости, невежливости и других отрицательных качеств. В медицинской среде не могут быть терпимы даже отдельные случаи душевной глухоты и бесчувственности.

11.Снисходительность к странностям родителей.

Во взаимоотношениях с родителями ребенка медсестра обязана быть снисходительной к их странностям, убеждениям, предрассудкам, верованиям. Если родители - люди глубоко верующие, не следует выражать свои атеистические убеждения. Но при этом фальшь в такой же степени недопустима.

12.Четкость и правильность изложения мысли.

Речь медсестры - важный инструмент её воздействия на родителей ребенка. В беседах с ними следует ясно и четко выражать свои мысли, чтобы они были понятны больным и оказали свое действие.

Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родственники.

Постучитесь и спросите разрешения зайти в палату

Представьтесь, расскажите, какие ваши обязанности по отношению к ребенку

Обработайте руки

Спросите, удобно ли сейчас беседовать. На каком языке разговаривать?

Обращайтесь к матери и ребенку по имени

Старайтесь во время беседы быть на одном уровне с родителями (можно присесть на стульчик, кресло)

Родители должны видеть выражение вашего лица

Говорите спокойно и уверенно, не повышая голос.

Вначале спросите, как дела и какие проблемы есть у матери?

Выслушайте внимательно и запомните важную информацию.

Во время разговора смотрите на лица родителей, проявляйте внимание и сочувствие.

Позвольте родителям записать важную информацию.

Не спешите. Наблюдайте за реакцией родителей, их мимикой.

При появлении раздражения или растерянности остановитесь и спросите, что именно не понятно.

Говорите простыми доступными словами.

Ни в коем случае не обманывайте родителей

Говорите о том, что знаете. Предложите родителям получить более сложную информацию у лечащего врача.

После разговора спросите, какие вопросы возникли. Все ли понятно.

Попросите мать коротко повторить информацию!

Внимательно выслушайте ее, не перебивая и не дополняя. Лишь потом добавьте или исправьте сказанное матерью.

Для получения информированного согласия - дайте бланк и ручку

Избегайте сюсюканья.

Держите дистанцию.

Допускается использование уменьшительных ласковых слов во отношению к недоношенному, но время от времени обращайтесь к новорожденному по имени

Избегайте категоричности, приказного тона.

Если важно что-то выполнить – объясните, почему.

В иных случаях просто давайте совет, не приказывайте.

Обычно медсестры знают, какую информацию давать родителям, какие вопросы они задают чаще.

После каждой беседы родители запоминают от 10% до 30% информации. Вам придется ее повторять не один раз. Возможно, лучше дать информацию в напечатанном виде (бюлетени, плакаты, фотографии и рисунки, дневник…)

Не давайте лишней информации, с деталями и подробностями.

Сохраняйте медицинскую тайну о других пациентах

Неожиданный вопрос родителей может застать вас врасплох

Не пугайтесь! Вы все равно знаете больше.

Переспросите, это даст вам время собраться с мыслями

Может, вы не так поняли вопрос!

Вы можете дать полный ответ, или ответить частично, но не обманывайте родителей. Предложите родителям обратиться за информацией к врачу

Чтобы обезопасить себя от ошибок, нарушения прав пациента и своих прав, нужно знать законы, свои права и обязанности.

Не берите на себя больше, чем записано в ваших должностных обязанностях, больше, чем записано в листе назначений или истории болезни

Работайте спокойно. Если родители отказываются от процедуры, спросите, готовы ли они письменно зафиксировать свой отказ, и обратитесь к врачу.

Не обговаривайте с родителями врачебные назначения, работу других медсестер или персонала, другие истории болезни и других пациентов,

Не спешите высказать свое мнение о назначениях врача, назначенных исследованиях.

Уважайте себя так, чтобы другие уважали Вас.

В системе «медсестра-ребенок» существует важнейшее промежуточное звено - мать, родители и родственники.

К сожалению, больной малыш часто не может самостоятельно описать свои жалобы, характер и локализацию боли, а также время начала заболевания. В связи с этим педиатр или медицинская сестра, как правило, составляет представление о болезни маленького пациента на основании жалоб, предъявляемых родителями, объективного осмотра ребенка и данных дополнительного обследования.

Таким образом, медицинская деонтология предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми. Ведь их деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками, в первую очередь с матерью ребенка, с ее восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями.

Поэтому, успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений между ребенком, медработником и матерью. А для этого медработник должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим маленьким пациентом и его матерью.

Родители в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. Мать тяжелобольного в той или иной степени психически травмирована, и ее реакции могут быть неадекватными. Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников. Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами участия, но и создать ей необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. При необходимости обучают родителей (мать) выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и сохранять внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

Большого такта требует беседа медицинской сестры с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинская сестра должна называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не употреблять такие слова, как «мамаша» и «папаша».

Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях тесные и частые. Правильная тактика общения среднего медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие в межличностных взаимоотношениях медицинский работник - больной ребенок - его родители.

  • Оглавление
  • Ассистируемое самоубийство. Самоубийство и проблема моральной ответственности.
  • Биотехнология, биобезопасность и генетическая инженерия: к истории вопроса.
  • Биомедицинская этика, основные принципы и правила. Исторические этапы развития медицинской этики. Особенности профессиональной этики врача.
  • Врач и общество: социальная ценность деятельности врача, профессиональное совершенствование врача, душевные качества и образ врача, врач и экономические интересы государства.
  • Врач и пациент. Врачебная тайна. Врачебные ошибки
  • Взаимоотношения медицинских работников «врач – врач», «врач – медицинская сестра» и др. Моральный климат медицинского коллектива.
  • Виды коммуникаций медицинских работников.
  • 1.По субъектам и средствам коммуникаций:
  • 2.По форме общения:
  • 3.По каналам общения:
  • 4.По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
  • 5.По направленности общения:
  • Вызовы коммуникации в сфере здравоохранения
  • Вербальные и невербальные средства общения.
  • Добро и зло и специфика их проявления в медицинской практике. Добро и зло в конкретных ситуациях морального выбора. Максимизация добра и минимизация зла как цель врачевания.
  • Индивидуальное и групповое обучение. Стили и методы обучения.
  • Комитеты по биомедицинской этике как форма институциализации биоэтики. Основные функции и направления работы биоэтических комитетов.
  • Комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии в Республике Беларусь как форма институциализации биоэтики: основные функции и направления работы.
  • Контроль над воспроизводством: этический аспект. Моральные проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация.
  • Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль. Моральные проблемы использования эмбриональных стволовых клеток.
  • Коммерциализация материнства, разрыв родственных связей, возможность психических травм для суррогатной матери и ребенка.
  • Конфликты в медицинском коллективе. Пути разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, устранение причины конфликта.
  • Коммуникации в деятельности медицинских работников.
  • Коммуникативные барьеры в процессе общения.
  • Каналы коммуникации в здравоохранении.
  • Международные принципы медицинской этики. Международный кодекс медицинской этики. Клятва Гиппократа: основные идеи и причины расхождения с современной медициной.
  • Международный опыт создания и деятельности этических комитетов: американские и европейские модели. Стандартные операциональные процедуры в деятельности этических комитетов.
  • Моральный этикет медицинского работника: правила внутренней культуры, правила внешней культуры поведения.
  • Медико-организационные аспекты паллиативной медицины оказываемой в хосписах, в отделениях паллиативной помощи многопрофильных больниц и онкологических диспансерах.
  • Моральный выбор в медицинской практике. Понятие врачебного риска. Моральная ответственность врача. Мера ответственности врача.
  • Морально-этические основы помощи людям, живущим с вич/спид. Этические нормы лечения вич-инфицированных детей. Недопустимость дискриминации и стигматизации людей, живущих с вич/спид.
  • Моральный аспект использования абортивного материала в фетальной терапии и косметологии.
  • Моральные проблемы получения и использования генетической информации. Генетическое консультирование, тестирование, скрининг. Генетический диагноз.
  • Мифологизация общественного сознания.
  • Методы, способствующие убеждению пациентов в соблюдении режима лечения и приверженности к нему. Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений).
  • 1. Информирование пациента о заболевании и лечении:
  • 2. Подбор индивидуального режима терапии:
  • 4. Обеспечение социальной поддержки:
  • 5. Взаимодействие с другими специалистами:
  • Методы формирования навыков коммуникации
  • Модели коммуникации здоровья (терапевтическая модель коммуникации, модель «представления о здоровье», интеракционная модель, модель объяснения).
  • Медицинские коммуникации и консультирование.
  • Медицинская информация как канал коммуникации в реализации основных задач здравоохранения.
  • Медицинское интервью и базовые коммуникативные навыки его проведения.
  • Независимая биоэтическая экспертиза: обоснование и формы проведения.
  • Национальные, региональные, клинические этические комитеты и комиссии; их субординация, состав, принципы организации и функционирования.
  • Основные правила биомедицинской этики: правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.
  • Основные правила биомедицинской этики. Право пациента на получение правдивой информации. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины.
  • Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.
  • Опыт правового регулирования безопасности генно-инженерной деятельности в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «о безопасности генно-инженерной деятельности».
  • Основные модели взаимоотношений в системе «врач-пациент». Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи.
  • Организация коммуникационного процесса. Элементы и этапы процесса коммуникации.
  • Особенности коммуникации с больными детьми. Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.
  • Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.
  • Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.
  • Особенности психологии общения в домах престарелых.
  • Особенности коммуникации в паллиативной медицине.
  • Этические принципы паллиативной медицины
  • Основные принципы информационно-образовательной работы с пациентами. Дистанционное образование. Традиционное обучение. Интерактивное обучение.
  • Основные правила создания презентации.
  • Организация и участие в мероприятиях по проведению Всемирных Дней здоровья.
  • Правовое регулирование биомедицинских исследований с участием человека. Этические аспекты проведения биомедицинских исследований с участием уязвимых групп населения.
  • Проведение клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий.
  • Профессиональные кодексы, хартии, декларации медицинских работников и их влияние на профессиональную этику медицинского работника. Клятва врача Республики Беларусь.
  • Профессиональный риск медицинских работников.
  • Правовая и социальная защита лиц, живущих с вич/спид. Спид как ятрогения. Скрининг донорской крови.
  • Принудительная госпитализация и добровольное информированное согласие психически больных. Недопустимость насильственного применения некоторых лечебных процедур.
  • Проблемы клонирования. Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Моральные проблемы клонирования человека.
  • Проблемы врачебных ошибок и ятрогений в деятельности медицинских работников. Причины и классификация ятрогенных заболеваний.
  • Проблемы коррупции во врачебной деятельности. Приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами.
  • Принципы эффективной коммуникации в сфере здравоохранения (нейтральная, компетентная, этичная, достоверная, равноправная).
  • Принципы дифференцированных коммуникативных подходов к пациентам с учетом психофизических особенностей конкретного индивида и биоэтических проблем современности.
  • Поведенческие и коммуникативные навыки общения с пациентами со злокачественными новообразованиями, вич-инфекцией и другими социально-значимыми заболеваниями.
  • Сущность и проблемы современной медицинской деонтологии.
  • Свобода как моральное самоопределение и моральная автономия личности. Свобода в профессиональной деятельности врача. Моральная и юридическая свобода врача.
  • Суицидальный риск в паллиативной медицине.
  • Соотношение риска и пользы в исследовании. Концепция «минимального риска». Этические проблемы медицинских исследований на здоровых добровольцах, пациентах, эмбрионах, детях и др.
  • Спид и профессиональный риск медицинских работников.
  • Страдание и сострадание. Страдание и боль. Эмоциональное и рациональное в сострадании. Формы проявления сострадания. Милосердие.
  • Суррогатное материнство. Закон Республики Беларусь «о вспомогательных репродуктивных технологиях».
  • Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психотерапия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.Д.).
  • Возможность раскрытия информации третьим сторонам (в целях исследования, страхования или семейной терапии). Злоупотребления в психиатрии.
  • Судебно-психиатрическая экспертиза. Этические проблемы современной психотерапии.
  • «Синдром эмоционального выгорания» у медицинских работников.
  • Современные технологии информирования населения и пациентов.
  • Скрипты и техники коммуникации.
  • Способы коммуникации (практические способы адаптации текста и информационных сообщений).
  • Технология публичных выступлений.
  • Условия успешного консультирования.
  • Формирование навыков межличностного общения (активное слушание, ведение беседы, типы вопросов, обратная связь).
  • Факторы повышения коммуникативной активности.
  • Этические аспекты проведения биомедицинских экспериментов с участием уязвимых групп населения. Проблема получения согласия на основе полной информации в развивающихся странах.
  • Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях. Концепция «трех r» в экспериментах с привлечением животных.
  • Этические аспекты использования генно-инженерных технологий и проведения биомедицинских исследований.
  • Этико-правовое регулирование новых репродуктивных технологий в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «о вспомогательных репродуктивных технологиях» (2012).
  • Этико-деонтологические проблемы взаимодействия медицинских работников с пациентами с различными нозологическими формами заболеваний.
  • Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.

    Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка

    Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами, но и создать необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». при необходимости можно обучить маму выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

    Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием. Однако встречаются и довольно «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие

    Большого такта требует беседа медицинского работника с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы.

    Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п.

    Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности.

    Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родители.

    Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.

    Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60 – 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь.

    Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому.

    Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих.

    Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении пациентов огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.

    Особенности психологии общения в домах престарелых.

    В домах престарелых находятся люди преклонного возраста, которые неспособны содержать себя, заботиться о себе и не имеют близких, на которых могли бы быть возложены эти обязанности. О них заботится государство. В домах престарелых старики обычно делятся на две группы (хотя провести границу между двумя этими группами не всегда просто): на группу условно «нормальных» и на группу лиц с теми или иными патологическими отклонениями, Кроме стариков, в домах престарелых можно встретить немалое количество взрослых и подростков, страдающих врожденным слабоумием.

    Дом престарелых – коллектив. Его можно сравнить с большой семьей, где – в благоприятных условиях – господствует мир и гармония. Но эта гармония может быть и легко нарушена из-за несоответствующего поведения отдельных больных и психологических ошибок руководства и обслуживающего персонала.

    Большое влияние на атмосферу дома престарелых оказывает и настроенность лечащего персонала и руководства. Бывает, что сестры умеют прекрасно обращаться со стариками, и это доминирует в их работе.

    Часто конфликты и столкновения возникают и на почве эмоциональных, любовных, сексуальных проблем.

    Немало забот причиняет группа больных, вечно критикующих питание,

    трудности сопряжены с желанием жильцов домов престарелых держать домашних животных.

    Об атмосфере, господствующей в доме престарелых, можно судить уже по оборудованию, обстановке: теплота, домашний уют или же холодная стерильная чистота, нерушимый порядок, до педантизма, тяжелым грузом давящего на стариков, мучительная необходимость поддерживать такой порядок, формализм во всем.

    Важную роль играют и все работники дома престарелых. Нужно, чтобы сестры, сиделки, социальные работники разбирались в тех проблемах, с которыми приходится встречаться в ходе работы в доме престарелых.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию

для студентов 2 курса

По специальности педиатрия

Дисциплина: Введение в специальность

Тема:

Саратов - 2012

Понятие внутренней картины болезни

Одним из важнейших элементов в личностной структуре больного является его отношение к болезни . ВКБ в определенной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а в ряде случаев и определяет это поведение. Это весь тот огромный внутренний мир больного, который представляет собой сложное сочетание восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм. Поэтому в практической работе мед. персонала необходимо учитывать закономерности формирования и функционирования ВКБ.

Факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни

Среди факторов, влияющих на отношение человека к болезни, выделяют природу самого заболевания и различные социально-психологические свойства.

Возрастные особенности - играют существенную роль при формировании определенного типа реагирования на болезнь. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид больного, делают его непривлекательным (например, кожные, аллергические заболевания), калечащие травма (ожоги) и операции. Это связано с системой жизненных ценностей, расстановкой приоритетов у молодого человека, для которого большую ценность имеет удовлетворенность собственной внешностью.

Профессиональный статус - значимой становится профессионально обусловленная ценность того или иного органа. Например, оперный певец психологический может тяжелее воспринимать ангину или бронхит, чем гастрит или язву желудка.

Особенности темперамента - с темпераментом связаны переносимость боли и ограничения активности. Особенности восприятия боли у разных людей зависят от их личных «болевых порогов». У одного – порог низкий , вследствие чего болевые ощущения возникают даже при незначительном повреждении, тогда как у другого – высокий порог боли и он ощущает боль лишь при серьезных травмах. Низкий болевой порог характерен для холериков и меланхоликовпо сравнению с сангвиниками и флегматиками. Известно, экстраверты и интроверты по-разному реагируют на боль. По мнению Г. Айзенка, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции, в т.ч. болевой, менее интенсивно, чем интроверты.

Особенности воспитания - личное восприятие заболевания формируется на основе семейного воспитания отношения к болезням в целом, способам их перенесения, определения места понятия здоровье – болезнь в иерархии ценностей ребенка.

Особенности личности. Верующие люди нередко психологически более стойко реагируют на болезни с летальным исходом, им несвойственно агрессивное реагирование, а вера в загробную жизнь облегчает подготовку к уходу.

Типы отношения к болезни

Отношение к болезни, как и всякое другое отношение, явля­ется индивидуальным, избирательным, сознательным (или спо­собным стать таковым), т.е. отражает личностный уровень боль­ного.

Сбор жалоб

Опрос ребенка и его родителей начинают с выяснения жалоб. Выделяют ведущие (главные) жалобы. Каждая жалоба уточняется путем дополнительных вопросов. Например, при наличии жалоб на приступы одышки необходимо выяснить, в какое время суток эти приступы возникают, с какой частотой, чем провоцируются и чем купируются, какое положение занимает ребенок во время приступа, какая фаза дыхания при этом затруднена, имеются ли хрипы, слышные на расстоянии (дистантные хрипы). Нередко пациент называет не все свои жалобы. Заподозрив ту или иную патологию, необходимо спросить и о других симптомах, характерных для данного заболевания. Например, ребенок жалуется на боли в эпигастрии. Задав дополнительные вопросы, выясняем, что кроме всего прочего больного беспокоят изжога, отрыжка кислым, запоры. То есть, кроме абдоминального болевого синдрома у пациента имеет место диспепсический синдром.

Проведенный расспрос должен касаться функционального состояния всех органов и систем организма (возможна сопутствующая патология, полисистемность поражения).

При изложении жалоб в истории болезни лучше излагать каждую жалобу одним предложением в виде распространенного, детально описанного определения.

Например, в истории болезни раздел «жалобы» может быть записан так:

Жалобы больного при поступлении в клинику:

· боли в эпигастральной области, умеренной интенсивности, натощак или через 30 минут после приема пищи (особенно острой), проходящие после приема гастал;

· изжога, которая провоцируется употреблением кофе, шоколада, купируется приемом молока или гастала;

· чувство быстрого насыщения во время еды;

· запоры (стул 2 раза в неделю).

Жалобы, изложенные компактно, имеют высокую информативность, указывают на высокую вероятность наличия у больного гастродуоденита с повышенной кислотностью (ранние боли в эпигастрии и чувство быстрого насыщения свойственны гастриту, голодные боли в пилородуоденальной зоне типичны для дуоденита, а эффективность приема антацидов, наличие изжоги и склонности к запорам свидетельствуют о гиперацидности).

Анамнез заболевания

Большинство студентов испытывают трудности, излагая этот раздел в истории болезни, ориентируясь лишь на предшествующие диагнозы и даты госпитализаций пациента.

Анамнез болезни должен включать:

· описание начала заболевания или первого дня болезни;

· динамику симптомов и синдромов;

· проведенное ранее обследование и его результаты (желательно указать сначала выявленные патологические изменения и затем кратко представить цифровые данные);

· проводимое ранее лечение (препараты, дозы и длительность приема) и его эффективность, причины госпитализации;

Пример. Боли в эпигастральной области отметил впервые в возрасте 8 лет, которые возникали спустя 2-3 часа после приема острой пищи. При соблюдении диеты боли исчезали. В возрасте 12 лет после стрессовой ситуации в семье появились интенсивные боли в подложечной области натощак, после длительных перерывов в еде, а также через 2-3 часа после еды, к которым присоединились изжога, отрыжка кислым желудочным содержимым, запоры. Временное облегчение приносил прием альмагеля. Поступает на обследование и лечение.

Пример. Отмечает плохую переносимость физических нагрузок, предпочитает спокойные игры, часто болеет ОРВИ, отстает в физическом развитии (имеет дефицит массы тела). Диагноз ВПС установлен с рождения, наблюдается детским кардиологом и кардиохирургом. Получает курсы кардиотрофической терапии не реже 2 раз в год. Последняя госпитализация год назад. Поступает на плановое обследование и коррекцию терапии.

Анамнез жизни

Сбор анамнеза у детей разного возраста имеет некоторые нюансы. У детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям течения пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов.

Примерная схема сбора анамнеза жизни ребенка раннего возраста

Возраст родителей на момент рождения ребенка (слишком юный возраст матери, поздние роды – после 40 лет, большая разница в возрасте родителей повышают риск врожденных аномалий развития или рождения ребенка с отклонениями в состоянии здоровья).

Наследственность (генеалогический анамнез). Необходимо составить схему генеалогического древа пациента. Сначала удобнее отразить наследственность по линии матери, затем отца. Слева от генетической карты римской цифрой обозначают номер каждого поколения: I поколение – дедушки и бабушки, II поколение – отец, мать, тети, дяди, III – пробанд (обследуемый ребенок), его братья, сестры, в том числе двоюродные. Слева направо арабскими цифрами, начиная с 1, обозначают порядковый номер внутри каждого поколения. Делается заключение о состоянии здоровья родственников пациента.

Пример. Наследственность отягощена по заболеваниям системы органов кровообращения (дед и бабка больного по материнской линии страдали гипертонической болезнью, дед умер в 65 лет от инсульта), пищеварения (язвенная болезнь у тетки по отцовской линии), по аллергическим заболеваниям (нейродермит у матери пациента).

Если родители не могут вспомнить болезни и причины смерти родственников, это отражают в истории болезни. По крайней мере, эта фраза подтвердит, что студент интересовался данными вопросами. Зная патогенез заболевания, желательно спрашивать о конкретных болезнях, которые могли быть у родственников. Например, при подозрении на аутоиммунный процесс, необходимо спросить у родителей ребенка, не было ли у родственников ревматоидного артрита, ревматизма, системной красной волчанки, инсулинзависимого сахарного диабета и т.д. При подозрении на вегетативную дисфункцию по ваготоническому типу спросить о таких заболеваниях у родственников, как бронхиальная астма, язвенная болезнь, гастрит и т.п. (вагозависимые болезни).

Антенатальный анамнез.

· Какая по счету беременность.

· Срок между этой беременностью и предшествующей (или абортом) – для рождения здорового ребенка необходим интервал между беременностями не менее 2-3 лет, при промежутке менее 1 года выше риск рождения больного ребенка из-за нарушенного функционирования фетоплацентарного барьера. Как протекали предыдущие беременности и чем закончились (выкидыши, мертворождения, недоношенные дети).

· Желанность ребенка, планирование беременности.

· Как протекала данная беременность: токсикозы (тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, анемия) или заболевания матери во время беременности (в какие сроки), прием лекарств.

· Профессиональные вредности беременной, использование декретного отпуска.

· Патология плода или плаценты по данным УЗИ.

Интранатальный анамнез.

· Роды своевременные, преждевременные, переношенная беременность.

· Длительность родов (стремительные или затяжные).

· Физиологические или патологические (в тазовом предлежании, кесарево сечение).

· Акушерские пособия, осложнения.

· Период новорожденности.

· Сразу ли закричал ребенок.

· Оценка по шкале Апгар – удовлетворительное состояние – 8-10 баллов.

· 3 степени асфиксии новорожденного.

· Легкая асфиксия – 6-7 баллов.

· Средней тяжести – 4-5 баллов.

· Тяжелая – 0-3 балла.

· Вес и рост при рождении.

Физическое состояние недоношенных детей оценивают по специальным таблицам, определяют соответствие параметров массы и роста гестационному возрасту.

У доношенного ребенка оценивают массо-ростовой коэффициент (МРК): масса в граммах делится на рост ребенка в сантиметрах (норма 60-80).

При МРК менее 60 делают заключение о наличии пренатальной гипотрофии.

I степень – МРК=59-56.

II степень – МРК=55-50.

III степень – МРК=49 и менее.

Наличие родовой травмы, пороков развития.

Время приложения к груди, убыль массы и время восстановления веса новорожденного.

Желтуха новорожденного (физиологическая или патологическая: появилась в первые сутки, держалась более 10 дней).

Заживление пупочной ранки.

Состояние кожи.

Резус и АВО-конфликты, другие заболевания.

Сроки выписки из родильного дома.

Вскармливание:

· естественное – до какого возраста, активность сосания, время пребывания ребенка у груди, режим кормлений, меры по борьбе с гипогалактией;

· смешанное или искусственное , правильность введения докорма, прикормов, соков.

Объективное обследование

(status praesens)

Объективное обследование больного начинается с оценки общего состояния. Тяжесть состояния пациента определяет очередность, объем и место проведения лечебных мероприятий, необходимость, возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов обследования.

Status praesens objectivus (данные объективного исследования).

Общее состояние ребенка (удовлетворительное, средней степени тяжес­ти, тяжелое, крайне тяжелое).

Критерии тяжести состояния

1. Наличие объективных жалоб.

2. Степень выраженности интоксикационного синдрома:

· изменения поведения (возбуждение с эйфорией, возбуждение с негативизмом, возбуждение с сомнолентностью, сомнолентность);

· нарушения сознания (сомнолентность, ступор, сопор), потеря сознания (кома):

· сомнолентность – вялость и сонливость, сон поверхностный, короткий, постанывание вместо плача, слабая реакция на осмотр, снижение кожной чувствительности и рефлексов;

· ступор – после энергичного воздействия ребенок выходит из оцепенения, реакция на боль отчетливая, но непродолжительная, рефлексы снижены;

· сопор – нет кожной чувствительности, реакция на боль неотчетливая, сохранены зрачковые и роговичные рефлексы и глотание;

· кома – нет рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на внешнее воздействие, угасание роговичного и корнеального рефлексов вплоть до их исчезновения, нарушения ритма дыхания;

· изменения витальных показателей (изменения ЧД, ЧСС, АД);

· нарушения гомеостаза – изменения КЩС, ЭКГ, гематокрита, коагулограммы, содержания в крови сахара, электролитов, токсических веществ.

3. Степень выраженности нарушений функций органов и систем, угроза жизни и здоровью по данным врачебного осмотра, обследования, лабораторно-инструментальным показателям.

4. Положение:

активное;

вынужденное положение исключает удовлетворительное состояние;

пассивное положение (не может самостоятельно изменить позу), как правило, свидетельствует о тяжелом состоянии больного.

Степени тяжести состояния:

Удовлетворительное – отсутствие жалоб, нет нарушений со стороны внутренних органов.

Средней тяжести – наличие жалоб, сознание сохранено, положение активное, но активность снижена, компенсированные нарушения функций внутренних органов.

Тяжелое – нарушение сознания (ступор, сопор, кома), декомпенсация деятельности органов и систем, полисистемность поражения с полиорганной недостаточностью.

Крайне тяжелое – появление симптомов, угрожающих жизни.

Не следует путать понятия «состояние» и «самочувствие» – последнее может быть удовлетворительным при нарушенном состоянии ребенка (например, у ребенка фебрильная лихорадка, а он активен, весел – состояние средней тяжести, самочувствие удовлетворительное). У ребенка, получающего курс химиотерапии по поводу острого лейкоза, при отсутствии активных жалоб состояние будет расцениваться как тяжелое по заболеванию. Или «состояние тяжелое по выраженности тромбоцитопенического синдрома», или «состояние тяжелое по совокупности патологии». Или состояние средней тяжести по наличию артериальной гипертензии 1 степени. Или состояние тяжелое по нарушению функции почек (у ребенка с ХПН). Состояние средней тяжести по наличию сердечной недостаточности II А стадии. Состояние тяжелое по выраженности анемического синдрома (при тяжелой анемии).

Затем описывают:

Самочувствие больного, контакт с окружающими;

Положение (активное, пассивное, вынужденное);

Сознание (ясное, сомнолентное, сопорозное);

Настроение (уравновешенное, лабильное, подавленное);

Аппетит.

Стигмы дизэмбриогенеза: перечислить выявленные дизморфии, указать уровень стигматизации (повышен, в пределах допустимого) – важно при подозрении на врожденную патологию, пороки развития органов.

Внимание! Все системы описывают по следую­щим 4 признакам и только в определенной последовательности:

Пальпация;

Перкуссия;

Аускультация.

Система, в которой найдены патологические изменения, описывается подробно (по схеме ниже), краткое изложение допустимо только при отсутствии патологии.


СХЕМЫ.

Г. Семейный анамнез

1. Возраст родителей.

2. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца (туберкулез, сифилис, токсоплазмоз, алкоголизм, психические, нервные, эндокринные и аллерги­ческие заболевания).

3. Состояние генеалогического дерева в пределах трех поколений, начиная с больного ре­бенка до дедов и бабушек по вертикали и до братьев и сестер по горизонтали.

4. Сколько в семье детей и состояние их здоровья; если умирали, то от каких причин? По­лученные данные отражаются в генетической карте.

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Темперамент человека считают наиболее устойчивой его характеристикой. Проанализировав различие между вашим темпераментом и темпераментом ваших родителей вы можете найти причины многих разногласий между вами и раздражения во взаимоотношениях. Темперамент определяет степень энергичности человека, влияет на его отношение к болезни.

Меланхолик Холерик

Легко расстраивающийся Чувствительный

Тревожный Беспокойный

Склонный к рассуждениям Агрессивный

Пессимистичный Изменчивый

Сдержанный Импульсивный

Необщительный Оптимистичный

Тихий Активный

Интроверт- Экстраверт-

Баллов 24 балла

Флегматик Сангвиник

Пассивный Общительный

Рассудительный Разговорчивый

Управляемый Спокойный

Осмотрительный Лидирующий

Внушающий доверие Контактный

Доброжелательный Отзывчивый

Миролюбивый Жизнерадостный

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Этический кодекс Российского врача.

3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – С - Пб., 2006.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология – М. - 2006. (фонд кафедры философии, гуманитарных наук и психологии).

5. Биоэтика. Учебное пособие. - Саратов - 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Глыбочко П.В., Жданов Г.Г., Хижняк Д.Г. Правовые аспекты медицины.- Саратов 2006,- 93с

2. Седова Н., Эртель Л. Право и этика в педиатрии: проблема информированного согласия в педиатрии. Москва, 2004

3. Лакостина Н.д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакостина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс – информ, 2005. – 416 с. – С. 97 – 105; С. 139 – 168; С. 364 – 378.

4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш.: Учебн. пособие для студ. вузов под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд – во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 264 с. : илл.

5. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебн. Для студ. сред. мед.учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

6. Библиотека Гумер - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

7. Педагогическая библиотека – http://pedlib.ru

8. Биоэтический форум www.bioethics.ru/rus/whatbio/

9. Интернет – ресурс - http://eduscan.net/standart/060103\

  1. Учебно-методический комплекс «Психология и педагогика» на образовательном портале СГМУ.

Составитель:_к.м.н. ассистент Воротникова Н.А.

«________»________________2012 г.

Методические указания обсуждены на заседании учебно-методической конференции кафедры протокол №____9__ от «_26_»_января__2012 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию

для студентов 2 курса

По специальности педиатрия

Дисциплина: Введение в специальность

Тема:

«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА-ПЕДИАТРА С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ»

Саратов - 2012

Тема: «Особенности общения врача-педиатра с больным ребенком»

1. Место проведения: учебная комната кафедры госпитальной, поликлинической педиатрии и неонатологии, палата для детей младшего возраста (палата для детей старшего возраста).

2. Продолжительность семинара: 4 часа (из них самостоятельная аудиторная работа –50 мин.)

3. Цель занятия:- привить студенту навыки практического общения с пациентамиразличных возрастных групп (грудного, младшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов) в стационаре соматического профиля.Развивать знания основ психологической и педагогической наук, научных дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности в качестве врача, продолжать формирование мировоззрения, развитие профессиональных способностей и качеств студентов как будущих врачей-педиатров. Применять на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной деятельности.

4.Мотивационная характеристика занятия: Болезнь оказывает психогенное влияние на психику индивида, изменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она заставляет изменять свои планы на будущее, вносит коррективы в настоящее, в ряде случаев возникает трансформация системы жизненных ценностей.При тяжелой и/ или хронической соматической болезни снижается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния болезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку больного, приводит к депривации его важных физиологических потребностей, вызывает целый каскад фрустраций. Негативное отношение к болезни со стороны окружающих усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может провоцировать социальную и психологическую беспомощность.

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правиль­ная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физиче­ского развития ребенка.

Взаимоотношения врача и больного, а также врача и родст­венников больного или его доверенных лиц было и всегда будет основой медицинской практики. Даже самая совершенная тех­ника не заменит взаимодействия врача и больного. Хороший ре­зультат в практической медицине может дать только сочетание доверительных человеческих отношений между врачом и паци­ентом с применением новейших достижений в диагностике и ле­чении.

5.В результате занятия:

Студент должен знать :

1. Организацию работы и роль режима детского соматического стационара;

2. Суть педагогического аспекта профессиональной деятельности врача и медицинского воспитания;

3. Принятые в обществе моральные и правовые нормы; правила врачебной этики; законы и нормативные правовые акты по работе; сохранять врачебную тайну;

4. Этапы психического развития ребенка;

5. Развитие соматического заболевания и реагирование личности на болезнь;

6. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ);

7. Классификацию типов реакции личности на болезнь;

8. Психологические аспекты общения с больным ребенком (варианты подходов к ребенку);

9. Типы темперамента и методику его определения;

10. Основные типы акцентуаций характера и методику определения.

Студент должен уметь :

1. Использовать коммуникативные техники при общении с больными детьми;

2. Применять полученные знания в практике воспитания пациентов;

3. Собрать жалобы у больного (его родителей);

4. Собрать анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет);

5. Собрать анамнез жизни ребенка старшего возраста;

6. Собрать и изучить семейный анамнез;

7. Полученные данные семейного анамнеза отобразить графически – составить генеалогическую карту данного пациента;

8. Собрать данные о материально-бытовых условиях семьи, где живет и воспитывается данный пациент;

9. Дать заключение по анамнезу жизни и заболевания;

10. Уметь предположить – какая система поражена у больного, острое или хроническое заболевание имеет место в данной ситуации, какие отрицательные факторы могли спровоцировать формирование настоящего заболевания или отягощать его;

11. Оценить состояние больного, положение в постели, сознание, настроение, сон;

12. Провести осмотр больного по органам и системам, дать предварительное заключение.

13. Определить искомую акцентуацию характера по данным проведенного тестирования (по Г. Шмишеку)

14. Определить темперамент пациента (по Г. Айзенку)

15. Выступить с публичной речью, вести дискуссии и полемики, редактировать тексты профессионального содержания;

16. Осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в условиях клиники;

17. Сотрудничать с больным ребенком; обучать детей, подростков правилам медицинского поведения, гигиеническим процедурам;

18. Формировать навыки здорового образа жизни;

19. Разрешать возможные конфликтные ситуации в условиях детского стационара.

Студент должен ознакомиться:

1. С перечнем необходимых документов и правилами госпитализации ребенка в соматический стационар;

2. С правилами санитарно – гигиенического режима пребывания детей подростков и членов их семей в педиатрическом соматическом стационаре;

3. С больными различного профиля и их родственниками; выявлять предпочтения с учётом индивидуальных особенностей, психоэмоционального и психологического статуса больного.

6.Графологические схемы, таблицы по данной теме, учебные элементы по данной теме:

№п\п Учебные элементы Наглядные средства обучения, технические средства обучения
Этапы психического развития ребенка
  1. Психология. Учебно-методическое пособие. Издательство СГМУ, 2007.
  2. Педагогика и методика преподавания. Методические рекомендации для специальности «сестринское дело» / Сост. к.э.н., доцент М.И.Белых, асс. Е.В. Беликина Саратов, Изд-во СГМУ, 2006.
С.Учебно-методический комплекс «Психология и педагогика» на образовательном портале СГМУ; Мультимедийная презентация (лекция) «Особенности общения врача с больным ребенком и его родителями»; Универсальный медицинский справочник. Медицинская библиотека.
Развитие соматического заболевания и реагирование личности на болезнь
Классификация типов реакции личности на болезнь 1. Мультимедийная презентация (лекция) «Особенности общения врача с больным ребенком и его родителями». Медицинская библиотека; Универсальный медицинский справочник.
Понятие внутренней картины болезни (ВКБ) 1. Мультимедийная презентация (лекция) «Особенности общения врача с больным ребенком и его родителями». Медицинская библиотека; Универсальный медицинский справочник.
Классификация типов темперамента 1.Лакостина Н.д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакостина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс – информ, 2005. – 416 с. 2.Медицинская библиотека; 3.Универсальный медицинский справочник.
Классификация основных типов акцентуаций характера 1.Лакостина Н.д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакостина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс – информ, 2005. – 416 с. 2.Психология. Учебно-методическое пособие. Издательство СГМУ, 2007.
Определение темперамента пациента Опросник с ключом
8. Определение акцентуаций характера пациента Опросник с ключом
9. Опрос больного (его родителей) по жалобам Схема
10. Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет); Схема
11. Анамнез жизни ребенка старшего возраста Схема
12. Семейный анамнез Схема
15. Генеалогическая карта данного пациента Схема
16. Правила санитарно – гигиенического режима пребывания детей подростков и членов их семей в педиатрическом соматическом стационаре Правила внутреннего распорядка КБ СГМУ

Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные сложные измене­ния, которые позволяют индивидууму с определенной степенью ус­пешности адаптироваться в окружающей среде. Одним их наиболее распространенных вариантов систематики этапов развития личнос­ти является вариант, в соответствии с которым выделяют три этапа (фазы) становления личности.

Первый этап (адаптация) обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, овладения средствами и формами де­ятельности. На этом этапе вначале (3-5 лет) приобретаются более простые, а затем (9-12 лет) более совершенные навыки и умения, а также происходит процесс выделения себя из окружающей физи­ческой и социальной среды.

К концу 3-го года у ребенка уже появляются представления о действительности и о себе, но он еще не выделяет полностью себя из происходящих событий. В возрасте 3-5 лет ребенок осваивает ка­тегории пространства и времени и это выражается в том, что он начи­нает пользоваться в речи предлогами, союзами, местоимением «я» и глаголами в первом лице.

В это время возникают богатые возможности для использования представлений настоящего и некоторых представлений пережитого, сохраняющихся в памяти более длительный срок. С 7 лет дети начи­нают довольно определенно дифференцировать правую и левую сто­роны тела, причем сначала на себе, а затем на собеседнике. Этот важный этап в формировании представления о «схеме тела» в разви­тии самосознания ведет к расширению и углублению представления ребенка о своем «я». Продолжается созревание временных представ­лений, и это проявляется в том, что ребенок начинает ориентиро­ваться в днях недели.

В возрасте 7-11 лет ребенок приобретает способность, наряду с практическим оперированием непосредственно существующими объектами, строить план действия в уме.

Второй этап развития психической деятельности и личности по­лучил название этапа индивидуализации. В этот период (до 15-16 лет) отмечается стремление индивида к максимальной персонализации. Формирующееся на этом этапе индивидуальное сознание еще в зна­чительной мере эгоцентрично; для ребенка его индивидуальное пе­реживается как более актуальное, чем общественное. В указанном возрасте уже возникают условия для широкого использования аб­страктных понятий, для построения абстрактных концепций, гипо­тетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью про­верки своих гипотез. С данного периода создаются условия для науч­ного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый напо­ловину живет и действует исключительно для будущего.

Третий этап (интеграция) - это формирование социального (об­щественного) стереотипа личности (16-21 год). Взаимоотношения юноши с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде.

Форми­рование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуаль­ных) и самосознания завершается в юношескомвозрасте.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди