16.02.2019

Приобщение к культуре родного края. Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города. «Формирование нравственно – патриотических чувств


МКДОУ детский сад №1 общеразвивающего вида

р.п. Таловая

Театрализованное представление по ПДД

«Старая сказка на новый лад»

в старшей группе

Воспитатель: Завалипенская Е.Н.

2015 год

Цель мероприятия:

воспитание законопослушных участников дорожного движения, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

Закреплять знание и назначение дорожных знаков, сигнала светофора и жестов регулировщика;

Продолжать закреплять знания правил безопасного поведения на дороге.

Привлечь детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

Создать эмоционально положительное настроение, развивать воображение и творческие способности.

Материалы и оборудование:

Макет населенного пункта

Дорожные знаки настольные (запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные): «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Медицинская помощь»», «Автозаправочная станция», «Место стоянки», «Сужение дороги», «Обгон запрещен», «Движение без остановки запрещено», «Место остановки», «Телефон», «Гостиница», «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Железнодорожный переезд», «Дорожные работы», «Пункт питания».

Костюмы: короля, королевы, глашатого, фей, Емели, магистра дорожных знаков, инспектора ГАИ, Светофора, дорожных знаков, Декорации: деревья, макеты современных домов, машины – игрушки.

Трон короля и королевы

Колыбель малютки-принцессы.

Плакат дорожных знаков.

Плакат с сигналами регулировщика.

Плакат с перекрестком.

Книжка «Азбука дорожных знаков».

Печь картонная на колесах.

Бумажные фигуры придворных.

Предварительная работа: изучение дорожных знаков и их значение, сигналы светофора и жесты регулировщика; экскурсии по поселку (перекресток, светофор, дорожные знаки); беседы с инспектором ГИБДД; игры с дидактическим материалом, относящийся к безопасному движению (настольные «Дорожное лото», подвижная «Цветные автомобили» и т.д.).

Звучат фанфары. Выходит глашатай.

Глашатаи. Внимание! Внимание! У короля родилась дочь!

Принцесса в папеньку точь-в точь.

Король от счастья приказал

Устроить тут же карнавал!

Глашатай уходит. Выходит ведущий.

Звучит музыка Бернулли тихо-тихо.

Ведущий. Карнавал этот нравится всем.

Королевская чета между тем,

Принимает у себя поздравленья

В честь малютки-принцессы рожденья.

Тут к удивлению всех людей

Явились пять прекрасных фей,

(Входят феи и кланяются)

Принцессу тоже поздравляют.

А что же ей они желают.

Феи (поочерёдно):

Я – Фея Радости. Будь счастлива навечно!

Я – Фея Щедрости. Богата будь, конечно!

Я – Фея Доброты. Пусть добрым будет сердце!

Я – Фея Красоты. Прекрасна будь принцесса!

Я – Фея правил и наук дорожных.

Не зря кажусь я строгою, возможно.

Наказ принцессе от меня такой:

Чтобы всегда порядок и покой

Царил у вас на всех дорогах.

За ним следить сама я буду строго.

И помните, когда у вас авария

случится в первый раз,

Заснёт глубоким сном принцесса-дочь,

И уж никто не сможет ей помочь.

Лишь тогда принцессу вы спасёте

Коль средство от аварии найдёте.

Прощайте! Помните и будьте осторожны.

Я- Фея правил и наук дорожных!

(уходят)

Королева. Ах, что она сказала, боже мой!

Что за наказ она дала такой?

В тот самый час,

когда в стране у нас

Авария случится в первый раз,

Заснёт глубоким сном принцесса дочь?

Король. И уж никто не сможет ей помочь.

Что же делать? Как же быть?

Невозможно допустить,

Чтоб авария у нас приключилась хоть бы раз.

Разнесите тот же час королевский мой указ:

(Глашатай пишет)

«Чтобы все без исключенья

отправились тот час

искать спасение для нас.

За спасение будет вознаграждение:

Полкоролевства и мешок золота в придачу».

Глашатай. Король! Король! Да где ж его найти,

такое средство?

Пропало. Ох, пропало королевство!

Появляется ведущий, ширма закрывается

Ведущий: И гости сразу все разбежались.

Идти в чужеземное царство испугались.

Услыхал про это Емеля,

да стал думать –гадать:

помогать королю, аль не помогать?

И решил он щуку к себе позвать на совет:

есть такое средство али нет.

Щука знала ответ: Чтобы не было в королевстве аварий,

должны знать правила движения все без исключения.

И отправила его в наше государство

Ведущий уходит. Входит Емеля.

Емеля: Здравствуйте, а вы кто и куда это я попал?

Магистр: Здравствуйте, я магистр дорожных знаков. А попали вы в нашу

школу- школу правил дорожного движения.

ЕМЕЛЯ: А Я Емеля прибыл к вам из другого царства-государства. Король

запретил нам ездить, а ходить пешком мне неохота. Нужно средство

раздобыть, чтоб в царстве аварии исключить. Помогите мне.

МАГИСТР: Вам, Емеля, хочу я сказать:

Чтоб аварий избежать

Дорожные правила нужно всем знать!

Эй, знаки, сюда скорей бегите!

Нашего героя правилам дорожного движения научите!

(выбегают дети – дорожные знаки)

Мы знаки дорожные.

Запомнить несложно!

Если знаки будешь знать

Будешь жить и процветать!

Знак «Движение запрещено»:

Этот знак ну очень строгий,
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»

Знак «Въезд запрещен»:

Ну а этот знак стращает,
Въезд машинам запрещает!!

Знак «Движение без остановки запрещено»:

Эй, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!

Знак «Обгон запрещен»:

Ну а здесь, все сразу ясно,
Обгонять других опасно!

Знак «Движение пешеходов запрещено»:


Говорит нам знак одно:
«Здесь ходить запрещено!»

(Присели на корточки)

ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ

Знак «Дети»:

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Знак «Сужение дороги»:

Грустен этот знак немного:
Здесь сужается дорога!

Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.

Знак «Дорожные работы».
Чинят здесь дорогу люди.
Скорость сбавить нужно будет,

(Присели на корточки)

Знак «Пешеходный переход»:

Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход! –

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасёт!

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет

Знак «Место стоянки»

Я знаток дорожных правил

На стоянку машину поставил

Знак «Телефон»

Если с кем связаться надо

Телефон всегда здесь рядом

(Присели на корточки)

Знак «Медицинская помощь»

Не смотрите грустным взглядом,

Помощь близко! Доктор рядом!

Знак «Автозаправочная станция»:

Этот знак вам скажет звонко:
«Рядышком бензоколонка!»

Знак «Гостиница или мотель»:

Этот знак нам говорит:
«Здесь гостиница стоит!»

Все знаки встали и хором:

Знак «Пункт питания»:

Коли вам нужна еда, То пожалуйте сюда.

Знаки

Знаков дорожных на свете немало.

Все бы их выучить вам не мешало.

Исполняется песня на мотив барбариков:

1 куплет. Мы по улице идём –

Ярко солнце светит.

Впереди горит зелёный:

«Проходите, дети! »

И весёлою гурьбою, песню напевая

Мы шагаем на зелёный –

Красный отдыхает.

Припев: Что такое светофор?

Светофор наш лучший друг!

Что такое светофор?

Светофор помощник!

«Мальчики и девочки,

Соблюдайте правила!

На дорогу вы глядите,

Светофор не подводите! »

2 куплет. Загорелся красный свет!

«Стоп! Машины едут! »

И серьёзный светофор

Всегда следит за этим!

Понимают малыши,

Понимают папы –

Проходи лишь на зелёный –

Будут целы дети!

Припев тот же.

3 куплет. По дорожке мы идём,

Звонко песенку поём,

На дорогу мы глядим,

Светофору говорим:

«Уважаем мы тебя,

Дружим мы с сигналами!

Никогда не нарушаем

Строгие предписания! »

ЕМЕЛЯ (чешит затылок): ну про дорожные знаки я понял. А кто такой ваш светофор?

(Выходит светофор)

Светофор:

Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой

Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают
Всё, что я хочу сказать.

Если свет зажегся красный

Значит двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

(выходит регулировщик)

Регулировщик:

Ну а если он сломался,
Затор с движением попался.
инспектор вам тогда поможет,
И жезлом вам маршрут проложит.
Своеобразный код подам,
Проехать всем машинам дам.
Есть у меня экипировка,
Значок отличья и сноровка!

В снег и дождь, в грозу и бурю
Я на улице дежурю
Я стою к тебе лицом -
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго -
Значит, занята дорога.

Если руку подниму,
Нет движенья никому.

Теперь я боком повернулся -
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи

Танец инспекторов

ЕМЕЛЯ:

ладно, ладно. Я все понял.

Сам могу вам рассказать,

и конечно показать.

МАГИСТР:

хорошо, сейчас проверим

Как запомнил ты урок

Ты сюда скорей иди

На макет мой погляди.

На нем нет дорожных знаков,

Светофора тоже нет.

Вот тебе задание: используя правила движения

Закончи мое упражнение.

Звучит музыка

ЕМЕЛЯ РАССТАВЛЯЕТ НА МАКЕТЕ АТРИБУТЫ НЕДОСТАЮЩИЕ

МАГИСТР: С заданием справился – ты молодец.

Теперь отправляйся скорей во дворец.

Помни: от аварии спасенье –

В правилах дорожного движенья.

«Дорожная азбука» вам на подмогу

(Вручает книгу « Азбука дорожных знаков»)

Правил, знаешь, в ней очень много.

Вы их в царстве изучайте

Да все время применяйте.

Тогда не придет в ваше царство беда

И будет принцесса здоровой всегда.

Выходит ведущий.

Уходит магистр.

ЗАНАВЕС УБИРАЕТСЯ.

ВЕДУЩИЙ:

Не успев моргнуть и глазом

В своем царстве оказался сразу.

Перед ним на троне царь –

того места государь.

ЦАРЬ:

Друг, Емелюшка, скажи

Да всю правду доложи.

Не нашел ль какого средства

Что спасти должно страну?

ЕМЕЛЯ:

Здравствуй, батюшка – наш царь

Всей страны наш государь

Я нашел страны спасенье

Заслужил я уваженья

Да, награду не забудь!!!

ЦАРЬ:

Про награду помню я.

Покажи, что у тебя!

ЕМЕЛЯ:

В дорожной школе побывал

Много нового узнал

Чтобы взрослым, чтобы детям

Без аварий жить на свете.

Знайте правила движенья,

Как таблицу умноженья.

Соблюдайте очень строго

Дисциплину на дорогах.

И дорога вам тогда

Будет другом навсегда!

Вот вам книга – изучайте

И народ свой обучайте

Ну, а мне пора домой

Отдавай мешочек мой!

ЦАРЬ:

Слово я свое сдержу

И тебя вознагрожу

Я издам тот час указ.

Глашатай записывает

Ты – полцарства господин

И мешок золота – один

ЕМЕЛЯ:

Да ненужно мне пол царства!

Слишком много в нем мороки.

Строить надо вам дороги

Тротуары проложить

Да про знаки не забыть.

Школу правил открывайте

Да скорее выполняйте.

Ну а мне мешка немало,

Лишь бы на сладости хватало.

ЕМЕЛЯ шепчет, появляется печка и он уезжает

ВЕДУЩИЙ:

ну а царь наш государь

Приказал продолжить бал.

И от радости такой

объявил царь бал большой.

Веселились до упора

В честь Емели дорогого

ИСПОЛНЯЕТСЯ «ТАНЕЦ – МИНУЭТ»

Становятся полукругом все участники представления и исполняют заключительную песню «Азбука движения».

Используемая методическая литература:

1. "Занятия по правилам дорожного движения" под.ред. Е.А.Романовой,А.Б.Малюшкина, 2009

2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001

3. Е.И.Шаланова "Правила безопасности дорожного движения"

4. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено".

5. Лиходед В. "Уроки светофор".

6. Пикулева Н. "Дорожная азбука".

7."Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова.

8.Икт.

Доклад

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»

Подготовила: Батракова С. Ф

воспитатель МДОУ

«Детский сад комбинированного вида»

п. Томаровка

2011

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Это вполне закономерно, так как формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди которых одним из важнейших звеньев является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя:

    Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

    Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям.

Родной дом, двор, где не раз гулял, детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, родная природа- все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.

    Формирование в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа.

Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве (русские народные сказки, потешки, поговорки и.т. д), которые передаются от поколения, к поколению воспитывая основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А так же народно-прикладном искусстве, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры и архитектуры.

    Формирование представлений о России, как родной стране, о Москве, как столице России.

    Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России (флаг, герб, гимн)

    Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.

Для достижения этих целей у нас в группе оформлен уголок патриотического воспитания, в котором представлены альбомы: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», Мой поселок», а так же подборка открыток «Город Белгород», «Москва-столица нашей Родины». Книги «Наша Родина-Россия», «Я живу в России». Имеется подборка художественной литературы: русские народные сказки, потешки, былины, пословицы и поговорки, а так же символика России и Белгородской области, портрет президента Д. Медведева.

Предлагаемый материал меняется и дополняется в зависимости от изучения тематических блоков. Помещаются фотостенды: «Наша дружная семья», «Наши папы и дедушки-защитники Отечества», «Моя мама лучшая на свете» и.т.д.

Первой ступенькой в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Для этого мы проводим занятия, организуем экскурсии, походы, приглашаем в гости ветеранов, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят детей с прошлым нашего поселка, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем поселке (поэты, писатели), знакомят с их произведениями.

Свою работу мы начинаем с младшей группы, где знакомим детей с названием нашего поселка, рассматриваем фотографии, знакомимся с улицей, на которой находится детский сад. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице.

С детьми постарше организуем экскурсии знакомя их с достопримечательностями поселка, которые расположены на

близлежащих улицах: школа, почта, администрация поселка, памятник погибшим воинам, Дом культуры, магазины, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших детей расширяется - это наш район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольники знают название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и поселок (город, деревня), где он родился, вырос и живет.

Для этого мы организуем экскурсии по поселку и походы на природу: стадион, Глинскую гору, к водоемам (совместно с воспитателем физической культуры), знакомимся с природой родного края.

Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее. Наблюдения за трудом взрослых (работники почты, магазина, по благоустройству поселка и.т.д.) помогают ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требуя от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Так же во время экскурсий происходит знакомство с народными промыслами нашего края, народными умельцами, путешествие в прошлое нашего поселка. В этом нам помогают работники школьных музеев, организуя экскурсии с дошкольниками.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и.т.д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают о войне, о своих боевых товарищах, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая и 6 Августа (день освобождения п. Томаровки от немецко-фашистских захватчиков), возлагаем с детьми цветы, проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни и.т.д.

Большое значение в данной работе имеет взаимодействие с родителями, которое способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать им должное они всегда готовы помочь нам в этой работе: оказывают помощь в оформлении выставок на «День Матери», «День защитника Отечества», «8Марта», «День семьи, любви и верности», оформлении альбомов: «Наша семья», поделок, стенгазет. Большое значение для детей имеют совместные походы, экскурсии по поселку и его окрестностям, посещение концертов, спектаклей, праздников. Участие в народных праздниках, проводимых в ДОУ (рождественские колядки, масленица, день семьи, любви и верности), помощь в изготовлении атрибутов.

Ведь как сказал А. С. Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь великого педагога, мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей большой страны России, со столицей нашей Родины - Москвой, символикой и президентом России.

В ходе этой работы ребенок начинает чувствовать себя сильным, значимым для своей страны, понимать, что может помочь, защитить, сохранить, что он созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Надеемся, проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным городом является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация об исторических фактах, о природе края, в котором он живет, о промышленности. Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как создание макетов; рассматривание карты города; викторины; фоторепортажи; занятия беседы об известных людях города; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

Формирование чувства гордости за свой город, свою страну, предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству известных поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов. На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток воспитываются в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с жанрами народного творчества.

Целью этой работы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как жителя своего города, края, государства, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств через ознакомление с родным городом.

Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Помогать детям в освоении социальных норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.

Сформировать представления о том, чем славен родной край.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Воспитание уважения к традиционным ценностям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

На основе поставленных целей был разработана схема реализации целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Система работы по формированию патриотических чувств у дошкольников предполагает активное участие детей, педагогов, родителей в его реализации. Она нацелена на развитие любознательности и познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.

Система построена на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в музее, детской библиотеке, где мы рассматриваем те книги, которые написаны писателями и поэтами. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитывается любовь к родному краю. Необходимым условием в работе является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями.

Система нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Работа с детьми.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. На основе полученных сведений из научных источников и сложившейся концепции и патриотического воспитания сложился алгоритм работы с детьми.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с посёлком, на территории которого находится дошкольное учреждение.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес.

Знакомя детей с достопримечательностями посёлка, города, можно использовать дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывают и рассказывают о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому эффективнее использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и другие эффективные формы и методы: экскурсии, игры народов мира.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Так как наш город многонационален, необходима работа, связанная с воспитанием доброжелательного отношения ко всем людям независимо от их национальности. На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

Работа с родителями.

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральный стержень» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. С привлечением родителей организуются выставки семейных альбомов, изготовляются макеты города, карта города, проводятся совместные праздники, экскурсии. Дети совместно с родителями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

В работе по этому направлению с семьей нужно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.


Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия

Описание педагогического опыта: Щелконоговой Г.Н.
воспитателя «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республика Мордовия
"Мы обязаны беречь единое культурное
пространство страны во всём его многообразии,
помогать сохранению богатых национальных
традиций народов России"

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Желание передать эту любовь детям, стремление через творческое мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы. Влияние культурной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе среди национального искусства.
Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России и Мордовии.
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми: - расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
- использование словарного запаса мордовского языка через занятия,
беседы, заучивание мордовского фольклора;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

Современные исследователи: М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина,
Н. П. Овсянникова считают, что национальная культура, является «оригинальным носителем неповторимых особых качеств нации». Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: -национальный язык;
-национальное искусство (музыка, литература, искусство);
-национальные традиции (мифология, религия, история народа).

Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании:
- примерной образовательной программы «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт. А. И. Исайкина;
- регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.;
При работе в данном направлении я ориентировалась на современную нормативно – правовую базу дошкольного образования:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» и ФГОС ДО;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности:
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

5. Результативность педагогического опыта.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Лихтибряня», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.
В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников патриотических чувств в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах: - разработка конспекта НОД по ознакомлению дошкольников с культурой и историей мордовского народа для методического пособия «Детям о Мордовии» (2013 г.);
- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании» с выступлением на тему: «Воспитание патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края посредством языкового восприятия» в г.Саранске (2014г.);
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Опыт работы на финно- угорских языках в дошкольных образовательных учреждениях: ресурсы и новаторские идеи, связь с местным сообществом» в г. Ижевске (2014г.).
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)
- участие в республиканском конкурсе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с выступлением на тему: «Воспитание и обучение дошкольников на основе мордовской культуры»в г. Саранск (2016г.)
Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Калинка»

Публикация на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

воспитатель 1 квалификационной категории

Маленькая родина все равно большая,

Ведь она единственная.

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.

И действительно, самые волнующие и трогательные воспоминания для каждого человека - это воспоминания о родных местах, любимых улицах и живописных берегах родной реки… Родной край - самое любимое и красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые уникальные достопримечательности, самые красивые и добрые люди. Здесь всё своё, такое родное и любимое.

Родной край… Важно показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

С целью формирования патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем был разработан и реализован долгосрочный проект «Край любимый - край Юрьянский». Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали педагоги, дети, их родители и представители социума.

Работа велась в следующих направлениях: «Мой любимый детский сад», «Сторонушка Юрьянская моя», «Чудеса родного края», «История родного края в годы Великой Отечественной войны».

И вот дан старт проекту, и ребята отправились в путешествие по детскому саду. Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник проводит большую часть времени. И нашей главной целью было - формирование представления о детском саде как о маленькой родине, о необходимости любить и беречь его, знать его историю и соблюдать традиции.

Приветливо встречали путешественников сотрудники детского сада. У ребят расширились представления о труде взрослых, его значимости, они поняли, что именно усилиями дружного, трудолюбивого коллектива в детском саду создана атмосфера тепла и доброты.

В доступной и интересной форме познакомились воспитанники с историей нашего дошкольного учреждения и его традициями. С большим желанием дети учили стихи о детском саде, которые представляли на конкурсе чтецов; составляли рассказы на темы «Я люблю свой детский сад», «Любимый уголок в группе»; рисовали рисунки, делали аппликации , мастерили поделки из природного материала, игрушки – забавы; играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, принимали активное участие в акции по озеленению территории детского сада. Традиционными стали встречи с бывшими сотрудниками нашего дошкольного учреждения, поздравление их с праздниками, вручение памятных сувениров.

Проделанная работа в данном направлении расширила представление детей о детском саде, как о втором доме для детей, где их всегда ждут и всегда им рады.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот…, - поется в известной песне. И наше знакомство с родной Юрьянской сторонушкой началось именно с заветной скамьи у родного дома, с родной улицы. Улицы, как и люди, имеют свою биографию. Они рождаются, растут, взрослеют. Интересно и содержательно рассказывали ребята о своей улице, ее истории, о доме, в котором живут, рисовали, конструировали, делали аппликации, получили практические навыки создания макетов своих домов из различных материалов. При рассматривании иллюстраций, фотографий, мультимедийных презентаций обращали внимание на современные дома и дома в прошлом. Во время экскурсий по улицам поселка наблюдали за различными видами транспорта, закрепляли правила пешеходов, любовались красивыми домами и зданиями, знакомились с жителями, проживающими на данной улице.

Путешествуя по родному поселку, ребята также знакомились с социокультурными и производственными объектами . Целевые экскурсии на почту, в промышленные и продуктовые магазины, на автовокзал , железнодорожный вокзал и другие предприятия помогли детям понять принципы функционирования различных учреждений поселка, формировали у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей. В ходе интерактивной экскурсии по улице Ленина ребята познакомились с достопримечательностями, культурными центрами и памятниками главной улицы поселка.

Виртуальная экскурсия «Родной свой край люби и знай», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» познакомили ребят с историей образования Юрьянского района, его символикой, территорией, географическим положением и населенными пунктами.

Чудо… Казалось бы, это бывает только в сказках. Однако, если присмотреться, то чудо можно увидеть и в обычной жизни, а если очень захотеть, то и пообщаться с ним, проникнуться им.

Чудо родного края – это природа, которая окружает нас; это легенды, былины, сказания, исторические факты, связанные с родным краем; это литературные шедевры писателей и поэтов - земляков; это люди, делами своими прославившие родную землю, внесшие вклад в развитие нашей огромной и великой страны. И наши дети должны прикасаться к этому чуду, знать о его существовании.

Просмотр презентаций, видеофильмов, знакомство с Красной книгой Кировской области, викторины («Друзья природы», «Знатоки родного края»), игры («Что? Где? Когда?», «Поедем в родной край», «Необыкновенное путешествие») расширили знания детей о разнообразии животного и растительного мира Юрьянского района, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, об особо охраняемых территориях. Красоту родной природы ребята отразили в своих рисунках и фотографиях, в рассказах на темы «Красивые места моего края». «Природа родного уголка». Проделанная работа сформировала умение замечать красоту родной природы, желание ее беречь и охранять.

Не зря говорят, что главная ценность любой Земли – это люди, живущие на ней. Цикл занятий на тему «Люди, прославившие наш край», познакомил детей с вятскими поэтами, писателями и художниками, их творчеством.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.

Жители родного края – народ работящий и терпеливый. На благо своего района трудятся люди разных профессий. С гордостью рассказывали дети о профессиях своих родителей, интерактивная игра «Все профессии важны, все профессии нужны» расширила и обобщила представление детей о профессиях. С большим вниманием слушали они произведения «Город добрых дел» Р. Скарри, «Дядя Степа – милиционер», «А что у вас?» С. Михалкова, «Чем пахнут ремесла Д. Родари и др.; с удовольствием играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, придумывая новые сюжеты. Мы считаем, что такая деятельность обеспечит дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.


Инструментом для воспитания общечеловеческих ценностей и развития творческих способностей детей является устное народное творчество и народная культура. Не случайно подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В ходе реализации проекта в теории и на практике ребята познакомились с историей, технологией и художественными особенностями вятской игрушки и утвари и вятским фольклором. Интерактивное занятие – путешествие «Сказ о вятских промыслах», тематическое занятие «Прекрасное рядом с тобой», мастер – классы «Дымковские узоры», «Куклы наших прабабушек», виртуальное путешествие по музею «Здравствуй, музей», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» «Умельцы Юрьянского района», экскурсия в русскую горницу при ЦДТ, знакомство с песнями, сказками и легендами родного края приобщали детей к истокам народной культуры.

Не оставили равнодушными ребят мероприятия в направлении «История родного края в годы Великой Отечественной войны». Были проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Юрьянский район в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза – юрьянцы». С целью воспитания уважения к ветеранам ВОВ прошла акция «Подарок ветерану». Ребята ходят в гости к ветеранам, слушают рассказы о тех далеких тяжелых для Родины и народа годах, поздравляют с праздником, дарят подарки. Ветераны – всегда почетные гости нашего детского сада.

С целью воспитания чувства любви и гордости за свою страну и свою семью, уважения к родным проводилась исследовательская работа «Война в истории моей семьи». По результатам работы оформлены «Книги памяти». В каждой группе детского сада оформляются стенды, посвященные Великой Отечественной войне.

Экскурсия в «Музей боевой славы», знакомство с назначением и результатами поисковых экспедиций отряда «Наследие», участие в митинге по открытию мемориальной доски нашему земляку …, митинге, посвященному Дню Победы, концерты для ветеранов «Этих дней далеких позабыть нельзя», конкурс рисунков «Войны не знали мы, но все же…», «Война глазами детей», мини – исследования «Улица в честь героя» познакомили детей с героическим прошлым нашего района, способствовали воспитанию чувства гордости за наших земляков.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Вместе с детьми они оформляли выставки и фотовыставки по теме проекта, проявив творчество и фантазию, участвовали в исследовательских работах, сборе краеведческого материала, в различных акциях, коллективных мероприятиях и праздниках.

При работе по патриотическому воспитанию возрастает необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Нами было установлено тесное сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой. Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры , викторины сделали учебный процесс более совершенным и разнообразным.

В ходе реализации проекта, мы еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей, с представителями социума нам жизненно необходима. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам расширить и систематизировать знания детей о нашем крае, его прошлом и настоящем. У детей появилось чувство гордости за свою малую родину, за ее людей, неповторимую красоту.

И мы очень надеемся, что это чувство любви к своей малой Родине наши дети пронесут через всю свою жизнь. И родной поселок всегда будет для них самым родным и прекрасным, дорогим и близким.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди