14.02.2019

Приобщение детей к культуре родного края. Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города. «Формирование нравственно – патриотических чувств


Заботиться о здоровье ребенка нужно с самых первых дней его жизни. Жизнь ребенка в детском саду должна быть насыщена разными веселыми и увлекательными праздниками.

Праздник – это событие, которое с восторгом ждут дети и взрослые. Он всегда ассоциируется с весельем и радостью. Физкультурные праздники являются самой действенной формой активного отдыха для детей, а так же создают условия для их здорового роста.

Зачем нужны физкультурные праздники в детском саду?

Организовывать физкультурные праздники в детских садах просто необходимо.

Во-первых, потому что развивать ребенка физически и воспитывать в нем самые важные морально-волевые качества легче всего в форме игры. Спортивные игры, которые проводят в рамках физкультурных праздников, помогут подвижным детям научиться усидчивости, внимательности для того, что бы ребенок умел доводить дело до конца. Малоподвижные дети будут развивать быстроту и ловкость, научаться ориентироваться в пространстве.

Во-вторых, не забываем о морально-этическом воспитании. Сам процесс праздника и подготовка к нему доставляет эстетическое и эмоциональное удовольствие всем участникам. Командные игры помогают адаптировать ребенка социально, развивают в нем понятие о взаимопомощи, коммуникабельность. Дети могут проявлять инициативу и самостоятельность, быть активными, заниматься творчеством. Например, можно попросить ребенка помочь в изготовлении украшений для гимнастического зала. Коллективные поделки для украшения, интересные костюмы, веселая музыка, торжественное открытия праздника развивают чувство красоты, хорошего вкуса, воображение.

В-третьих, подготовка к таким праздникам создает приятную атмосферу в коллективе. Помогает сплотиться детям, позволяет родителям лучше познакомиться с педагогами и друг с другом.

С чего начать организацию физкультурного праздника

Подобные мероприятия для дошкольников старшего возраста принято проводить два раза в год, продолжительность праздника для детей от 4 до 5 лет составляет максимум 50 минут, для детей от 6 до 7 лет уже от 60 до 90 минут. В любом случае длительность праздника не должна превышать 2 часа. Программу необходимо подготовить заранее, придумать тематику физкультурного праздника, его название и девиз. Так же при составлении программы необходимо:

  • продумать ход игр так, что бы нагрузка росла постепенно;
  • чередовать конкурсы с высоким эмоциональным и физическим напряжением и игры для снятия напряжения;
  • по возможности стараться чередовать командные и индивидуальные задания;
  • позаботиться о том, что бы участие ребенка в конкурсе соответствовало его индивидуальным способностям;
  • включить в ход праздника знакомые детям игры.

Проведение спортивных праздников

Любой физкультурный праздник можно разделить на несколько частей.

Вводная часть праздника обычно начинается с торжественного парада, костюмированного представления или общей пробежки.

Основная часть праздника состоит из игр и конкурсов. Чередуются игры подвижные и интеллектуальные, игры нацеленные на поднятие настроения. Не стоит забывать, что принимать участие в празднике должны все дети, а конкурсы, к которым их привлекает ведущий должны быть разработаны с учетом индивидуальных способностей данного ребенка. После окончания конкурса ведущий должен наградить команду А, например, за ловкость, а команду Б за дружность. Никто не должен остаться без приза.

В завершение праздника стоит устроить еще одно небольшое костюмированное представление и провести легкий танцевальный конкурс.

Физкультурный праздник в детском саду - это массовое мероприятие, которое отличается своей зрелищностью, а так же имеет развлекательный и познавательный характер. Целью данного праздника является пропаганда физической культуры и спорта. Развивает детей как физически, так и морально - этически.

Надеемся, что вам понравилась наша публикация Как проводить физкультурные праздники в детском саду . Оставайтесь с нами и смотрите ещё написанные нашей рукой.

Физкультурный досуг

Физкультурный досуг -- одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

Содержание досуга -- это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1-- 2 раза в месяц, начиная со 2-й младшей группы (3--4 года). Рекомендуется проводить его в вечернее время (16--17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9--11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют одновременные совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Педагоги могут наметить тематику досугов для конкретных возрастных, групп и место их проведения. Взяв за основу программный материал по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста, при планировании досугов специалист по физической культуре должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня физической подготовленности.

Так как физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, подвижных играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования движений. На первый план выходят задачи оздоровительные и особенно -- воспитательные. В отличие от физкультурного, занятия здесь не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Тем не менее, надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных двигательных способностей, происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка. Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. Следует провести индивидуальные дополнительные занятия с ребятами, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение.

В досуг могут включаться сюрпризные моменты (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручение маленьких подарков, призов). В то же время не следует злоупотреблять материальными поощрениями, так как дети должны приучаться получать удовольствие от самих движений и совместного участия в них, а не от ожидания подарков.

Важно отметить, что подготовка и проведение досуга доступно одному педагогу (воспитателю, специалисту по физической культуре). В данном случае в качестве персонажа можно использовать игрушку-бибабо. При необходимости привлечения помощника для проведения мероприятия (особенно для младших дошкольников) роль персонажа может быть доверена заранее подготовленному ребенку подготовительной группы.

Младший и средний дошкольный возраст. Задачи физкультурного досуга во 2-й младшей группе состоят в том, чтобы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.

Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях. При этом следует побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывать у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Здесь педагогу могут помочь знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспитателя дошкольного учреждения, а также взаимодействие с воспитателями группы, которые на своих занятиях могут провести предварительную работу с детьми.

Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную организацию деятельности, когда все дети одновременно вовлечены в игры и упражнения.

В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить в содержание игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно проявление чувства коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер. Например, игра «Кто быстрее наполнит корзинку шишками» и т. п.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка. Поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и «живое» исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для досуга, специалисту по физической культуре следует помнить, что текст должен соответствовать теме и содержанию досуга. Уровень громкости должен быть оптимальным, так как слишком громкое или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка. Поэтому перед началом досуга нужно выбрать уровень звучания в помещении, где будет проводиться мероприятие.

Если у специалиста по физической культуре вызывает затруднение подбор музыкального сопровождения, то ему следует обратиться за консультацией к музыкальному руководителю дошкольного учреждения. Возможно также проведение физкультурно-музыкального досуга, в который включают, кроме физических упражнений, танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях.

Для детей младшего возраста в конце досуга можно ввести сюрпризный момент -- вручить маленькие подарки, как промышленного производства, так и выполненные детьми старших групп дошкольного учреждения (оригами, поделки из природных материалов и пластилина). Хорошо, если они будут связаны с тематикой досуга. Подарки вручает сказочный герой, или же дети могут «найти» свои подарки (с помощью взрослого).

Одной из форм проведения физкультурного досуга является семейный досуг. Специалист по физической культуре заранее должен выяснить, кто из родственников ребенка -- мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка -- придет поиграть с малышом, и в соответствии с этим подобрать двигательные задания. Если у некоторых детей никто из близких не сможет посетить мероприятие, то включаемые в досуг игры и упражнения должны предусматривать возможность действия одного взрослого и двух-трех детей или задания, которые выполняются только взрослыми и только детьми. Также заранее педагог, организующий мероприятие, может пригласить принять участие взрослых -- сотрудников дошкольного учреждения.

Старший дошкольный возраст. При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп, так же как в предыдущих возрастных группах, можно проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Дети старшей и особенно подготовительной группы обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, конструирования. Темы досугов расширяются. Они приобретают социальную, экологическую, валеологическую и др. направленность. Это может быть и разнообразное обыгрывание времен года, профессий, основ безопасности жизнедеятельности. Досуги могут быть посвящены разным видам спорта. Возможно проведение досугов на основе игр разных народов. В досугах широко используется физкультурное оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже четко осознает себя представителем определенного пола. Поэтому и физкультурные досуги можно проводить на тему «Мы -- мальчики, а мы -- девочки», где будут чередоваться упражнения (игры), характерные больше для мальчиков и выполняемые ими (девочки выступают в роли зрителей), и наоборот. Танцевально-ритмические композиции также будут отличаться. Если для мальчиков можно предложить движения футболистов, упражнения с гимнастическими палками с насадками по краям (штанги) и т.п. под веселую, бравурную музыку, то девочки с удовольствием будут выполнять упражнения с лентами, шарфами, обручами под медленную, спокойную музыку, вальс.

На досугах с детьми старшего дошкольного возраста расширяется репертуар музыкальных произведений: используется народная, классическая (небольшие целые произведения или фрагменты), эстрадная музыка (как отечественная, так и зарубежная). Если используются песни, то текст должен соответствовать теме досуга, выполняемым движениям и не содержать «взрослых» слов и выражений, пока недоступных восприятию детей.

Начиная со старшей группы, наряду с индивидуальными вводятся командные соревнования. Они призваны воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами, создавать общность радостных переживаний, вызывать уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Поэтому при проведении игр-эстафет очень важен правильный подбор детей в команды и их расстановка.

Формирование команд может проходить как на самом досуге, так и заранее. Причем состав может быть неизменным на протяжении всего мероприятия, а может меняться в зависимости от задания или других причин. Отличительным знаком принадлежности к определенной команде могут служить эмблемы (геометрические фигуры разного цвета с цифрами, животными и т.д.), ленточки на руку, шапочки. Возможно проведение досуга без использования атрибутов -- у детей, особенно в подготовительной группе, не вызывает затруднений запомнить членов своей команды.

Результат проведенной командной игры можно оценить словами («Победила команда...», «В этой игре лучшей была команда...»). Начисление очков, баллов целесообразно, если команды стабильны по составу и в конце досуга планируется подведение окончательного результата. Очки могут фиксироваться на табло, доске или выдаваться в виде фишек, жетонов и т. п. Специалист по физической культуре, внимательно наблюдая за ходом игры, может начислить дополнительное очко за взаимопомощь, проявленную детьми. При умышленном нарушении правил, проявлении грубости назначается штрафное очко или снимается выигранное. При этом обязательно надо разъяснять детям, что достижение результата любой ценой не всегда приводит к выигрышу.

Следует учитывать индивидуальные психологические особенности детей группы. Нервная система даже старшего дошкольника еще не совершенна, некоторые ребята болезненно переживают неуспех команды. Если в группе дошкольников выявлены дети с высокой степенью тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценкой, то такое подведение итогов досуга не оправдано. Проведение игр командного характера в этом случае следует или исключить совсем, или вводить их постепенно, только в некоторых играх.

Проведение игр-эстафет подразумевает поочередное выполнение задания. При большом количестве участников в команде возникает длительное ожидание своей очереди, что снижает интерес, уменьшает двигательную активность детей. Поэтому лучше делить детей не на 2, а на 3 и даже 4 команды, но с учетом общего количества детей, участвующих в досуге, размеров зала или площадки, достаточной оснащенности оборудованием, инвентарем. При планировании досуга следует подбирать задания таким образом, чтобы происходило их чередование при выполнении отдельными детьми с играми и эстафетами, выполняемыми всей командой одновременно.

Так же как и в предыдущих возрастных группах, для детей старшей и подготовительной групп можно проводить семейные физкультурные досуги.

Важно чередовать в течение года разные виды физкультурных досугов (сюжетный, интегрированный, игры-эстафеты, двигательный ералаш, выбор детьми заданий по интересам и т. д.), место их проведения (как в помещении, гак и на воздухе). В теплое время года, при благоприятной экологической обстановке в месторасположении дошкольного учреждения и наличии площадки для занятий физическими упражнениями, досуги как можно чаще следует проводить на открытом воздухе.

Исходя из вида досуга, его план может быть как кратким, так и развернутым. В нем целесообразно отразить следующие характеристики: возрастная категория детей; название, вид и задачи досуга; дата проведения; место проведения: помещение -- музыкальный или физкультурный зал, групповая комната, на воздухе -- площадка.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Сценарий физкультурного досуга для старших дошкольников. Веселое спортивное развлечение, которое можно использовать для развития и укрепления физического здоровья детей.

Программное содержание: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко; учить понимать цель эстафет; доставить детям радость физической самореализации. Формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других.

Оборудование: обручи, мячи, гимнастические палки, воздушные шары, мешочки с песком, кегли, шляпы, флаги.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Большие гонки». Мы начинаем нашу игру. Итак, встречаем команды.

(Под музыку дети заходят в зал, у капитанов команд в руках флаги, дети строятся в колонну по одному)

Ведущий: Итак, мы приветствуем команду «Пантеры».

Капитан команды: Наш девиз:

Мы пантеры - просто класс,
Удивим сегодня вас,
Шустрые и смелые,
Ловкие, умелые.

Ведущий: А теперь мы приветствуем команду «Белые барсы».

Капитан команды: Наш девиз:

Белые барсы очень сильны,
Белые барсы очень умны,
Когда мы едины,
Мы непобедимы!

Ведущий: А теперь я хочу представить жюри нашего конкурса и тренера команд.

(Представляет жюри, тренера, дети перестраиваются в две колонны).

Итак, мы начинаем наши соревнования.

Эстафеты

Бег с двумя мячами

На линии старта первый участник берет удобным образом 2 мяча. По сигналу бежит с ними до обруча и складывает в него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, кладет их на пол в другой обруч.

2. Игольное ушко

В конце линии эстафеты на земле лежит обруч. Стартуя, первый участник должен добежать до обруча, поднять его и продеть через себя. Затем игрок возвращается назад.

3. Туннель

Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д.

Музыкальная пауза

4. Снайперы

На расстоянии 3м перед каждой колонной лежит обруч. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.

5. Воздушные кенгуру

Первый участник зажимает воздушный шар между колен и, как кенгуру, прыгает с ним до маркера окончания дистанции. Вернувшись таким же образом назад, он передаёт шарик следующему игроку и т.д.

6. Ковбои

Коня в этой эстафете заменит гимнастическая палка. Каждому игроку, удерживая между ногами палку и надев на голову шляпу, предстоит доехать до поворотной отметки и обратно.

Музыкальная пауза

7. Прокати мяч

Перед первым игроком каждой команды лежит мяч. Игроки ведут мяч по земле вперед руками. При этом мяч разрешается толкать на расстоянии вытянутой руки. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают мяч следующему игроку.

8. Медвежья тропа

Дети выстраиваются в две команды. Первый игрок становится «на 4 ноги» (на руки и ноги) и так передвигается. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают эстафету.

9. Змейка

Перед детьми расставлены кегли на расстоянии 50 см друг от друга. Дети оббегают кегли «змейкой» и возвращаются назад, передавая эстафету следующему игроку.

Жюри подводит итоги и объявляет победителей. Победителям вручаются «медали».

Ведущий : Молодцы, ребята. Сегодня вы были самыми смелыми, самыми ловкими, быстрыми и очень дружными. Желаем вам расти здоровыми, активными, веселыми и никогда не болеть.

Под музыку дети покидают зал.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным городом является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация об исторических фактах, о природе края, в котором он живет, о промышленности. Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как создание макетов; рассматривание карты города; викторины; фоторепортажи; занятия беседы об известных людях города; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

Формирование чувства гордости за свой город, свою страну, предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству известных поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов. На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток воспитываются в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с жанрами народного творчества.

Целью этой работы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как жителя своего города, края, государства, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств через ознакомление с родным городом.

Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Помогать детям в освоении социальных норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.

Сформировать представления о том, чем славен родной край.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Воспитание уважения к традиционным ценностям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

На основе поставленных целей был разработана схема реализации целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Система работы по формированию патриотических чувств у дошкольников предполагает активное участие детей, педагогов, родителей в его реализации. Она нацелена на развитие любознательности и познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.

Система построена на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в музее, детской библиотеке, где мы рассматриваем те книги, которые написаны писателями и поэтами. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитывается любовь к родному краю. Необходимым условием в работе является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями.

Система нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Работа с детьми.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. На основе полученных сведений из научных источников и сложившейся концепции и патриотического воспитания сложился алгоритм работы с детьми.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с посёлком, на территории которого находится дошкольное учреждение.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес.

Знакомя детей с достопримечательностями посёлка, города, можно использовать дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывают и рассказывают о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому эффективнее использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и другие эффективные формы и методы: экскурсии, игры народов мира.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Так как наш город многонационален, необходима работа, связанная с воспитанием доброжелательного отношения ко всем людям независимо от их национальности. На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

Работа с родителями.

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральный стержень» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. С привлечением родителей организуются выставки семейных альбомов, изготовляются макеты города, карта города, проводятся совместные праздники, экскурсии. Дети совместно с родителями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

В работе по этому направлению с семьей нужно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.


тия на природе, физический ручной труд (занятия в саду, на огороде). Он создал учебное заведение нового типа - филантропин, в котором обучались дети привилегированных сословий. Школа Базедова и его последователей была недолговечной.

Однако в конце XIX - начале XX вв. интерес к этим идеям возник вновь. В 1899 г. Э. Демолен создает первую во Франции новую школу - школу Рош. Он становится одним из инициаторов нового направления в педагогике - новое воспитание, которое объединило в Лигу нового воспитания 35 стран. Школа Рош воспроизводит основной замысел филантропина Базедова, его методику, его цель. Цель новой школы - воспитать личность, способную стать активным деятелем в различных областях общественной жизни, развить волю, инициативу и самостоятельность детей, физически и нравственно закаленных, будущих хранителей и продолжателей национальных традиций своей страны. Однако, школа Демолена, как и школа Базедова, была ориентирована лишь на привилегированное сословие, на воспитание элиты, для которой нравственные и религиозные начала составляют основу жизни как деятельного служения, служения всею силою своей личности, своей точной, глубокой, самостоятельной мыслью.

Труды М. И. Демкова не издавались и не переиздавались в России после 1917 года ввиду их ориентации на религиозно-нравственное и национальное воспитание, хотя отдельные элементы его методики продолжали свое существование.

Говоря о национальном образовании, о приобщении к истории и культуре следует отметить образовательную концепцию С. И. Гессена. Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса. Ключевые понятия его философско-педагогической концепции - цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те цели - данности, допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или абсолютные. Это цели в себе: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - культурные ценности являются по существу неисчерпаемыми заданиями, то есть задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития. С. И. Гессен развивает концепцию культуры как деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий.

С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:

Говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть естественный плод образования, направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;

Национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;

Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;

Нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.

Итак, одно из ведущих мест в педагогической науке конца XIX - начала XX веков занимало теоретическое осмысление взаимоотношений общечеловеческих и национальных приоритетов образования. В социально-политической и философско-религиозной мысли получили отражение, с одной стороны, тенденции европеизации русской жизни, и с другой - пробуждение национального самосознания народа. Социально-политические и философско-религиозные ориентации представителей общественно-педагогического движения конца XIX - начала XX веков определяли специфику их подходов к постановке и решению проблемы соотношения общечеловеческого и национального в отечественном образовании.

В отечественной педагогике проблемы национального воспитания рассматривались в двух аспектах: государственном и собственно национальном, этнокультурном, что было связано с полиэтничностью страны, а также с необходимостью защищаться от западноевропейского культуртрегерства.

Проанализировав историко-педагогические идеи национального образования, мы видим, что на протяжении лет многих проводились исследования по данной проблеме, были разработаны блистательные методики, которые так и не были полностью освоены и применены на практике.

1.2 Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города

В науке имеются различные трактовки и определения культуры. Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края и


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди