02.06.2019

Любовь как педагогическая категория или как любить детей? О смысле и теоретическом статусе понятия «любовь к детям» в отечественной педагогике XX века


Лукьянова Ольга Николаевна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №13
Населённый пункт: город Одинцово Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Главное качество учителя - любовь к детям
Дата публикации: 10.01.2019
Раздел: среднее образование

Лукьянова Ольга Николаевна

учитель французского языка

МБОУ Одинцовская гимназия №13

Главное качество учителя - любовь к детям

«Есть две главные составляющие Учителя - мастерство и личность», -

утверждает

известный

методист

Е.И.Пассов,

технологии коммуникативного обучения иностранным языкам. Трудно не

согласиться

утверждением.

Личность

определяет

образовательный и воспитательный процесс; её влияние на общество, её

воздействие на нравственность огромно. Ведь не зря раньше, можно сказать,

употребляли

отношении

образования

просвещение. Просвещение несли в народ учителя, несли свет не только

знаний, но и свет своих личностей, свет духовной культуры. Этот свет можно

нести только с любовью к детям, так как именно она наполняет душу учителя

и является её движущей силой.

Можно ли расшифровать любовь к детям, и что стоит за этой любовью? В

«Первом послании к Коринфянам» святой апостол Павел пишет:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то

я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю

веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не

имею, нет мне в том никакой пользы.

долготерпит,

милосердствует,

завидует,

превозносится,

гордится, не

бесчинствует,

раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все

покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

перестает,

пророчества

прекратятся,

умолкнут, и знание упразднится.

пророчествуем; когда

настанет

совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил,

по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к

лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них

Разве не в таком восприятии и понимании любви должен жить учитель?

предполагает

глубокое

уважение

личности

понимание единственности и неповторимости его души. Учитель, который

любит детей, способен самоотверженно работать с ними.

Наш классный руководитель, Нина Георгиевна Городкова, взяла наш класс в

1976 году, мы перешли в четвёртый класс. Она остаётся и сейчас для нас

нашим другом. Нина Георгиевна никогда не уходила из школы сразу после

разговаривали с ней, делились впечатлениями за день, проводили сборы

обсуждали

классные

согревала

душевным

теплом и неравнодушным общением. Мы были ей небезразличны, всего до

Искреннее, тёплое, сердечное отношение к детям лежит в основе истинного

педагога

воздействует

школьной жизни. Оно влияет на учебную и внеучебную деятельность, оно

побуждает к совместной деятельности.

Особенность педагогического общения заключается в том, что это общение

личностное. Если у ученика и у учителя возникает потребность в общении,

если их общение имеет смысл и цель, то оно обеспечивает им благоприятное

взаимодействие.

Особенность педагогического общения заключается также в том, что оно

значимо для обеих сторон: и для обучающих, и для обучаемых.

В книге «Учитель иностранного языка. Мастерство и личность» авторов

Е.И.Пассова, В.П.Кузовлева, В.Б.Царьковой читаем: «Общение не только и

природный

технология:

установления

контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать, понимать речевого

партнера,

социального

взаимодействия

владение

способами и средствами речевого и неречевого общения и т. д. и т. п. - всё это

требует серьёзного, системного обучения».

Учитель осуществляет педагогическое общение коммуникативным способом

(через обмен мыслями, знаниями, информацией), перцептивным способом

восприятие

учеников

установление

взаимопонимания),

интерактивным

способом

взаимодействии,

выполнение

совместной

деятельности).

совместная

деятельность,

сотрудничество проявляется в учебной и во внеучебной деятельности. На

уроках общение предполагает активность не только учителя, но и учеников.

Устанавливая контакт с классом, создавая благоприятный психологический

климат на уроке, учитель обеспечивает плодотворное общение на уроке. Это

познавательное

личностное

современного образовательного Стандарта мы можем увидеть, что учитель

формирует

универсальных

действий:

личностные,

познавательные,

регулятивные

коммуникативные.

И м е н н о

коммуникативные

универсальные

действия

обеспечивают

социальную компетентность и учёт позиции других

людей, партнеров по

общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать

в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

продуктивное

взаимодействие

сотрудниче ство

одноклассниками.

внеучебной

деятельности

сотрудничество

проявляется

совместном

планировании, проведении исследований, проектов, праздников, конкурсов

внеурочной

деятельности

внеклассной

деятельности

классного

руководителя.

Основными

являются

диалогическая

монологическая речь.

«Говорение как вид речевой деятельности есть порождение устной речи,

коммуникативных

Говорить

ответную

вербальную

слушающего,

специально

провоцировать. В этом случае говорение обретает форму диалога. Говорить

можно и без намерения вызвать ответную вербальную реакцию. В таком

слушающий

спровоцирует

репликами,

говорение выливается в форму монолога. И диалог, и монолог имеют в своей

основе речь, что и позволяет различать диалогическую и монологическую

Некоторые

исследователи

совершенно

справедливо

называют

диалогическую и монологическую речь формами общения» .

педагогическом

высказывать

позицию, то наше общение выливается в форму монолога. Если же нам

важно выявить наличие общих мыслей, сверить позиции, найти расхождения,

обсудить взгляды, то мы вызовем собеседника на диалог. В диалоге учитель и

ученики должны состояться как речевые партнёры. В таком случае общение

станет социальным процессом, в котором заинтересованные друг в друге

партнёры

обмениваются

взглядами,

способами

деятельности.

педагогическом общении следует отдавать предпочтение диалогу и полилогу,

так как эти формы общения нацелены на вербальную реакцию собеседника.

Дискуссия также присутствует в учебной и внеучебной деятельности. Она

является методом разрешения спорных вопросов. В ней также выражается

диалогическая

педагога.

Дискуссия

целенаправленный

упорядоченный обмен мнениями ради поиска истины или формирования

участником.

дискуссии

проблема

обсуждается

углублённо, с разных сторон.

Во внеурочной деятельности проблемно-ценностная дискуссия относится к

третьему, самому сложному уровню результатов внеурочной деятельности.

Полноценное

неподдельный

ученикам

является

проявлением любви к детям.

Без любви к детям труд и все усилия учителя напрасны, только на любви к

детям зиждется наш учительский труд.

1. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.,

|

В Москве с 9 по 11 января состоялись Десятые Международные Педагогические Чтения на тему: «Как любить детей». Проблема эта с незапамятных времен волнует педагогов и родителей.

Около 700 учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений, родителей из разных уголков России и ближнего зарубежья стали участниками Педагогических Чтений.

Иркутская область была представлена делегацией из Иркутска, Саянска, из п. Качуг и Качугского района, около 20 педагогов области из различных образовательных заведений приняли участие в юбилейных Педагогических Чтениях.

Возвышающим, консолидирующим было выступление академика РАО Ш.А. Амонашвили. Шалва Александрович представил обзор предыдущих Педагогических Чтений, говоря, что каждые из них явились ступенькой в постижении смысла гуманной педагогики. Вот темы некоторых из них: «Улыбка моя, где ты?» (2003 г.), «Без сердца что поймем?» (2005 г.), «В чаше ребенка сияет зародыш Культуры» (2008 г.), «Истинное воспитание ребенка состоит в воспитании самого себя» (2009 г.), «Чтобы дарить ребенку искорку знаний учителю надо впитать море Света» (2010 г.).

Многое пройдено, многое сделано за эти 10 лет. Созданы Международный, Общероссийский, Республиканские Центры Гуманной Педагогики. На основе лаборатории гуманной педагогики г. Иркутска работает Иркутское региональное отделение Общероссийского Центра Гуманной Педагогики при Восточно-Сибирской Государственной Академии Образования.

Увеличивается количество школ принимающих гуманную педагогику за основу учебного процесса. Изданы 55 томов антологии гуманной педагогики, появляются учебники и книги: «Физика языком сердца», «Биология языком сердца» и др.

Гуманная, очеловеченная педагогика стучит в наши двери и сердца, услышим ли, не отринем ли ее стук? Она не гонится за отметками, не устраивает соревнований, а признает ребенка Высшим Божественным Даром и любовь к нему как педагогическую категорию. Мы должны помнить и подтверждать для себя истинность мудрости Иоганна Генриха Песталоцци: «В любви ребенок находит вдвое больший источник роста».

«Нам нужно определиться к какому будущему мы будем стремиться. Если мы сами не будем его строить, оно не наступит никогда. Давайте создадим новую сферу вокруг нашей планеты – сферу любви» - предлагает Шалва Александрович Амонашвили.

Вместе с тем, президент Российского Детского Фонда Альберт Анатольевич Лиханов показал нам ужасающую картину детства: «В России в 2002 году было 40 миллионов детей, в настоящее время – 26 миллионов детей. Где 14 миллионов детей?

В 2009 году было зарегистрировано 110 тысяч случаев жестокого обращения с детьми, 1100 детей совершили самоубийство. В нашей стране насчитывается 750 тысяч сирот, 700 тысяч детей-инвалидов. Таким образом, подводит итог автор, необходимо, чтобы наша любовь материализовалась в некоторые конкретные действия.

Множество размышлений, исследований было посвящено выявлению сущности педагогической любви. Была организована работа лабораторий: гуманитарных знаний, естественных наук, руководства образованием, работы с родителями, начальной школы, художественного развития, «Как светлый ангел побеждает». Ведущими идеями лабораторий стали высказывания известных педагогов, философов.

В лабораториях педагоги и родители трудились над тем, чтобы понять, что такое педагогическая любовь и как любить ребенка. Очень нелегко выразить чувство любви, вот какие высказывания получились:

Педагогическая любовь – это факел, разжигающий костер в сердце ученика;

Педагогическая любовь - это молитва, труд и терпение;

Педагогическая любовь - это чудотворная, созидающая сила и др.

Руководители лабораторий высказали мнение, о том, что данная работа является началом нашего познания природы и искусства высокой одухотворенной любви к детям, какой учат нас педагоги-классики: И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.

Проводились удивительные мастер-классы: «Педагогическое откровение Я. Корчака: уроки высшей любви» (С.А. Сироижко), «Примеры христианской любви – основа воспитания» (С.И. Сабельникова), «Поговорим о любви к детям» (Е.Н. Черноземова), «Как любить детей, или Мы все родом из детства» (Ирина Наркявичене), «Путь к совершенству – любовь. Урок для учителей» (Ирмине Погребняка) и др.

На основе совместной работы, размышлений, многие высказывания педагогов-классиков стали выводами для нас:

«Любить Ребенка – значит защищать его от зла, которое еще окружает многих детей в жизни (мы имеем в виду, прежде всего, семью)». (В.А. Сухомлинский)

Знания, не обогащенные любовью, становятся бедствием для их обладателя. «Мы не физику, не математику сеем, каждый из нас сеятель любви». (Ш.А. Амонашвили)

«Если действительно любите, докажите на деле вашу любовь в действиях каждого дня». (И. Песталоцци)

«Уважайте незнание ребенка,

Уважайте труд ребенка,

Уважайте неудачи и слезы ребенка…» (Я. Корчак)

«Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли ее и воспитывались». (Ш.А. Амонашвили)

Воодушевленные, окрыленные любовью, наполненные идеями возвращались мы домой. Пролетел еще один урок, длиною в три дня.

Неужели забудем, то, что происходило на Педагогических Чтениях, неужели останемся теми же? А если каждый из нас передаст импульс своей любви детям и взрослым, а те подхватят и передадут его другим и т.д. до бесконечности. Если это произойдет, у нас будет возможность хоть немного приблизиться к мечте, высказанной Шалвой Александровичем Амонашвили.

«И Мир, и Красоту, и Культуру, и Человечество спасет только Всеначальная Энергия любви, которая от Бога. Эту энергию, - она неисчерпаема, - должны набрать в себе и умножить люди и передавать, дарить ее друг другу.

Чем больше накопится на Земле Всеначальная Энергия Любви, тем успешнее люди будут эволюционировать, восходить, творить, расширять сознание, открывать сердца, проявлять таланты и нести друг другу свои дары духа.

Надо, чтобы Ноосфера Земли была защищена всемогуществом Сферы Любви.

Фантазия ли это?

Нет ли на Земле людей, которые верят, что такие времена наступят, но, конечно, понадобятся огромные усилия воли и преданная, бесстрашная устремленность к цели?

Есть. Есть такие люди.

Их называют устремленными.

Их называют учителями, воспитателями.

Их называют художниками Жизни.

Их называют Учителями Света.

Во власти этих людей – дать всем остальным импульс Любви.

Я хочу быть среди них».

Татьяна Нарулина

Тезисы работы:

Возлюби Ребёнка.

Всего себя отдавай детям

Учителем.

Цель работы: найти пути взращивания в себе любовь к детям и учиться нести её красиво.

Поставленные задачи:

1. Объяснение значение слова «Любовь».

2. Как проявляется любовь учителя к ученикам?

3. Как развивать в себе любовь к детям?

4. Ознакомиться с трудами великих педагогов тему любви к детям.

5. Показать пути сохранения любви к детям и нести её красиво.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, литература.

Методы:

Знакомство с трудами Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского,

Л. Н. Толстого, Н.Н.Неплюева и т.д.,

Использование своего опыта работы,

Использование интернет материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка для участия

на Третьих Республиканских Педагогических Чтениях

По гуманной педагогике «Учитель»

Учитель: Ахтямова Гульнара Ильгизовна

Должность: учитель татарского языка и литературы

Место работы: МБОУ «Байсаровская средняя общеобразовательная школа»

Адрес места работы: РТ Актанышский район, село Старое Байсарово, ул. Школьная,54

Электронный адрес: [email protected]

Телефон: 8 927 496 44 63

Тема: Любовь учителя к детям

Тезисы работы:

Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Учителем.

Цель работы: найти пути взращивания в себе любовь к детям и учиться нести её красиво.

Поставленные задачи:

  1. Объяснение значение слова «Любовь».
  2. Как проявляется любовь учителя к ученикам?
  3. Как развивать в себе любовь к детям?
  4. Ознакомиться с трудами великих педагогов тему любви к детям.
  5. Показать пути сохранения любви к детям и нести её красиво.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, литература.

Методы:

Знакомство с трудами Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского,

Л. Н. Толстого, Н.Н.Неплюева и т.д.,

Использование своего опыта работы,

Использование интернет материалов

Если учитель имеет только Любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только Любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочёл все книги, но не имеет любви

ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе

Любовь к делу и ученикам,

он – совершенный Учитель.

Лев Николаевич Толстой

Введение

Мне нравится эпиграф Л.Н. Толстого. Я согласна с мыслями писателя, с каждым его словом. Считаю началом всех моих достижений – ЛЮБОВЬ. Любовь к детям, к своей профессии, к Родине, к своей семье, близким мне людям. Вот уже 22 года сею разумное, доброе, вечное. Выпустила 4 выпуска учеников и ни разу не посетовала на тяжёлый учительский труд.

За эти годы работы накоплен огромный арсенал средств и приёмов в методике общения с детьми, стараюсь помочь всеми возможными средствами. Всегда найду время похвалить, погладить, выслушать чей-то секрет. Стараюсь создать в классе необычайно тёплую атмосферу доверия и творчества, раскованности, искренности и прямоты. Каждый ученик чувствует себя причастным к радостям и огорчениям. И всё это оттого, что всё начинается с любви.

Вспоминаю свой первый день в школе. Сколько невинных глаз смотрят на меня. Смотрят и чего-то ждут. Да, они ждут от меня любви и понимания. С этого дня я становлюсь их защитником и вторым родителем. Потому что, ребёнок больше времени проводит около нас, учителей.

Мой опыт работы показал, чем младше ребёнок, тем он ближе к нам душой. У него ещё нет секретов от нас. Он делится своими мыслями, ищет защиту. А уже когда подрастёт, всё меняется. У подростка появляются секреты. Он закрывается в себе. И если между учителем и учеником нет взаимопонимания, то подростку будет очень тяжело. Поэтому я стараюсь не терять те понимающие отношения между учениками, которые сформировались в младших классах.

Любые расставания с учениками, даже на короткие каникулы, я переношу тяжело. Пусть они шутят, балуются, иногда и не слушаются, но всё равно я их люблю. Люблю как своих родных детей.

Основная часть

Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм...
Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и умение своевременно возвращаться к пройденному.
К сожалению, объединить в себе все эти качества удаётся не каждому педагогу. Может быть, не так важно, владеет ли учитель современными компьютерными технологиями обучения, разговаривает ли на нескольких иностранных языках или имеет дипломы трёх вузов. По моему мнению, главным его качеством должна быть любовь к детям!

Любить трудно. Любить - не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». Мои ученики тянутся ко мне, и я им благодарна за то, что я становлюсь увереннее, мудрее, выдержаннее. Я люблю своих учеников. Сначала люблю, а потом обучаю. Ибо, всё начинается с любви! А мой закон как учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.

Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества.

Но еще обиднее, когда она вовсе противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам.

Для гуманной педагогики это аксиома.

Но нужно еще понять – как, именно как любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос – как. Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением.

Настоящий учитель тот, кто основывается на сострадательной любви к детям. Это особая форма Вселенской любви, которая проявляется через любовь учителя к каждому конкретному ребёнку.

Любовь – это среда, в которой можно передать опыт прежних поколений без искажений. Вот почему дети так беспомощно прекрасны, вызывая в сердцах взрослых любовь и желание дарить эту любовь им. Вся классическая педагогика произрастает из этого глубинного чувства любви к детям, без него общество взрослых давно бы погибло. Поэтому в нашем мире всегда будут люди, передающие свой опыт любви к детям.

Василий Александрович Сухомлинский – Учитель-Мастер. Его важнейшая педагогическая мудрость заключается в том, как любить детей.

«Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

Мы все согласимся с этими, однако каждый из нас обязательно рано или поздно задаст вопрос о том, какой должна быть любовь к ребёнку? Как на практике любить ребёнка, чтобы не строить свои взаимоотношения с ним, по словам Н.Н. Неплюева, только на «палках страха и приманках корысти»? Ответы на эти вопросы мы можем получить не только из книг, но из опыта тех, кто посвятил себя «опыту дела любви». Кто не просто писал о любви, а жизненно и реально доказывал её силу, без применения силы. Строки о любви к детям только тогда могут влиять на индивидуальный опыт учителя, если они наполнены пережитым опытом, если за ними стоят реальные дела и поступки.

«Любить ребёнка, - пишет В.А. Сухомлинский, - значит защитить его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни. … Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нём живое воплощение человеческой мысли. То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается, на мой взгляд, с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и, прежде всего, перед богатством мысли. …

Я люблю ребёнка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. … Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно. …

Научиться любви к детям, осознать её необходимость можно через постоянное общение с детьми.»

Источником любви к детям является сама детская природа, постоянное общение взрослого с ребёнком не может не повлиять на чувства обоих. Детский оптимизм, открытость и доверие миру не могут не вызывать в сердце взрослого чувство любви и желания оберечь детство в детях. «Дети по самой природе своей - оптимисты. Для них характерным является светлое, солнечное, жизнерадостное мировосприятие. Любить детей – это значит любить детство, а для детства оптимизм – то же самое, что игра красок для радуги: нет оптимизма – нет и детства. … Оптимизм – это будто волшебное цветное стёклышко, сквозь которое окружающий мир кажется ребёнку великим чудом. Ребёнок не просто видит и понимает, он эмоционально оценивает, он любит, увлекается, удивляется, ненавидит, стремится стать на защиту добра против зла. Нельзя отнимать у ребёнка это волшебное стёклышко. Нельзя превращать его в холодного, рассудочного резонёра»

Василий Александрович Сухомлинский – это апостол любви в педагогике. Его собственная жизнь – доказательство того, как личные страдания и трудности не только не вызывают озлобления в душе, а наоборот, способствуют проявлению и выявлению любви по отношению к ближним. В книгах Василия Александровича можно найти «методику» постоянного «производства» любви учителем по отношению к своим ученикам.

Современный школьный учитель легко осваивает методику преподавания, начинает применять педагогические технологии и приёмы, разрабатывает дидактический материал, применяет разнообразные формы и методы работы. Самым сложным для учителя всё ещё остаётся понять: как любить детей. Науке человеческой любви можно приобщиться, если по-настоящему восхититься опытом апостолов любви, захотеть быть похожими на них, поразиться их духовному богатству и захотеть, как они отдать своё сердце человеку.

Лев Николаевич Толстой в статье обращении к кружку молодёжи «Любите друг друга» запишет: «Чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее… И всякий человек, что больше любит, то всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но делает счастливыми и радостными других людей».

Опыт мудрой любви нас учит тому, что она не может быть условной и опираться на страх и корысть, она должна делать счастливым того, кто её испытывает и тех, кто находится рядом с носителем любви. Н.Н. Неплюев воплотил на примере своей школьной общины мечту о возможности существования обучения и других форм организации жизни в условиях любви. «В школах наших, возрастая в любви, дорастают и до дисциплины любви, дорастают с тем вместе и до потребности единения в братолюбии»

Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом учителя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты учителя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить.

Для авторитарного учителя любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, заставлять его учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго - и все это во имя его же будущих благ.

Заключение

В классическом же понимании любить ребенка, по моему убеждению, заключает в себе суть понимания ребенка, уважение его личности. Я лично сформулировал бы классический стержень педагогики так: моя человеческая любовь к ребенку должна вызывать в нем его ответную человеческую любовь ко мне.

Любовь учителя должна сегодня же рождать ответную любовь ученика. Воспитывать и учить в таком педагогическом процессе, который полон не чувством любви и взаимности, а чувством ненависти и неприязни, означает то же самое, что и сеять в душах детей сорняки в надежде, что вырастет хлеб, насаждать озлобленность в надежде, что вырастет доброта. Януш Корчак посвятил самую душевную книгу тому, “как любить ребенка”. Проблема педагогической любви заключается именно в этом: как любить ребенка. “Атмосфера воспитания должна основываться на доверии и любви - это есть старая истина,- писал Д.Н.Узнадзе, - но ее осуществление встречает сложнейшие препятствия”.

Вам не кажется парадоксальным, что эта старая истина не имеет более или менее приемлемого методического разрешения? Вас не возмущает то обстоятельство, что школе, учителям недостает любви к детям и искусства - как любить детей, как любить каждого отдельного ребенка? В этих сферах каждый из нас мог бы стать открывателем своей методики, своей системы.

В конце работы хочу добавить. Любовь имеет многообразное проявление.

Уважение - одна из прекрасных форм проявления любви, конечно, если оно искреннее.

Уважение есть проявление любви. Уважать Ребёнка – значит растит в себе Педагогическую Любовь.

Уважаемые коллеги, давайте будем любить и уважать детей. Помните, в них всё наше будущее!

Использованная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры- Артёмовск, 2008.
  2. Амонашвили Ш.А. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (фрагменты из книги)
  3. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.- М.: «Мартин», 2006
  4. Неплюев Н.Н. Опыт дела любви. - Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. – Артёмовск

4. Сухомлинский В.А. – Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.- (Антология гуманной педагогики).

5. Толстой Л.Н. Любите друг друга. Обращение к кружку молодёжи. – Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. – Артёмовск, 2009. стр. 61-66.


Понятие любви в этике многозначно. Специфическим содержанием понятия являются качества самоотверженности, самоотдачи, духовной близости. Данные характеристики любви так выражены Гегелем: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказываться от сознания самого себя в другом Я и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Словарь по этике. М., 1989, с. 95).

Семантический анализ понятия «любовь» в праязыках, в частности греческом, выделяет понятия: «эрос», «филио» и «агапе», как отражающие разные характеристики понятия, соответствующие телесно-душевно-духовной сущности человека. Эрос – любовь плотская, заземленная, присущая каждому человеческому индивиду как проявление телесного физиологического влечения. Филиос – значит друг. Дружба может быть с человеком, с мудростью (философия), со словом (филология) и т.п. Нравственно-этическая связь отражена понятием «филокалия» (славянск. – добротолюбие) – любовь к красоте. Филио – это уровень душевной любви. Агапе – высший уровень проявления любви – любовь Божественная, которая реализуется только в религиозной жизни человека, в духовной сфере его существования.

Практическая педагогическая этика, суммируя разные определения, разрабатывает понятие в педагогическом плане. Любовь как педагогическое понятие до настоящего времени не описано в научно-педагогических характеристиках. В то же время, ретроспективный анализ показал, что данное понятие выделяется в качестве профессионально-значимого в деятельности выдающихся педагогов.

Наиболее полное и всеобъемлющее определение любви дано в Священном Писании. Понятие определяется через описание ее основных признаков-качеств:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

Не радуется неправде, а радуется истине.

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает».

(Первое послание апостола Павла коринфянам 13 глава)

Такое определение любви есть педагогическое отражение христианского догмата: Бог есть Любовь. В христианской педагогике человек (и ребенок, и учитель) как образ Божий является носителем Божественной Любви, что проявляется в способности любить Бога-Творца, людей, окружающий мир. Любовь как нравственное качество сопереживания (разделить радость – разделить горе) может быть развито педагогическими средствами (в религиозной педагогике – средствами духовного, в светской – нравственного воспитания).

По характеристикам – это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (как, например, в браке – внешность, возраст, вес, ошибки, в родительской любви – ошибки ребенка, неоправданность родительских ожиданий, плохая успеваемость). Любовь проявляется в помощи не только близким, но и незнакомым людям, больным, бедным и нуждающимся, утешении страдающих, поддержке слабых, несении бремени других, делании добра всем, жертвовании своими удобствами для них, в сочувствии, сострадании, в терпимом, кротком и доброжелательном стиле общения с каждым человеком, независимо от степени его приятности и полезности для нас. Любовь проявляется и в ощущении единства с окружающим миром, исключает зависть, гордость, самость, себялюбие, досаду и гнев на других. Практическая этика, определяя любовь как совокупность абсолютного совершенства – идеальным образцом воспитанного человечества, выделяет ее в качестве ведущей цели воспитания.

В практической этике разработаны вопросы организации нравственного взаимодействия в рамках воспитательной системы. Любовь – это фундамент воспитания, на котором складываются надежные взаимоотношения с детьми. Ибо воспитанность предполагает не формальное знание ребенком правил поведения, но определенный уровень развития нравственных чувств. И если формальное «знание надмевает », то «любовь назидает » (апостол Павел), то есть учит чувством и чувству, отношению через состояние собственной души. Практическая этика переориентирует нравственное сознание учителя, подчеркивая направление его профессиональной подготовки: он должен заботиться, прежде всего, о развитии в себе нравственных чувств по отношению к детям. Не детей сделать терпимыми, доброжелательными, заботливыми, но воспитать эти чувства в собственной душе и направить их на детей. Практическая этика подчеркивает, что личность воспитателя становится не только примером для подражания, но основным стимулом пробуждения альтруистических качеств души воспитанников. В христианской педагогике это предполагает организацию правильной иерархии отношений: к Богу, к людям, к себе.

Организация взаимодействия с детьми на основе любви требует взыскательного отношения воспитателя к самому себе, умения увидеть и преодолеть негативные нравственные качества: как самомнение, самолюбие, самоуверенность.

В педагогическом аспекте понятие «любовь к детям» – это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений к ним. Эти отношения характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. К ним относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.

Для научного обоснования понятия «любовь» в качестве педагогического выделенные качественные показатели были аналитически изучены и охарактеризованы на основе методики внеконтекстных операций с понятиями (92). Понятие было подвергнуто пятиуровневому исследованию.

Первый уровень – узнавание понятия. Было определено, к какому разделу научной информации относится изучаемое понятие. Понятие любовь к детям относится к педагогике; разделу «Теория воспитания»; педагогической этике; практической педагогической этике.

Второй уровень – определение понятия . Любовь к детям – это проявляющееся на уровне нравственных отношений нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания воспитателя. Любовь понимается как умение сопереживания детскому миру и умение видеть ребенка в перспективе его развития.

Третий уровень – определение объема и содержания понятия.

Содержанием действий учителя, выстроенных на основе любви, является: перспективное проектирование развития ребенка; организация отношений заботы, поддержки, сочувствия; создание положительного эмоционального фона учебно-воспитательного процесса («Ты – можешь!» – «Ты – хороший!»); разработка оптимальных форм, методов и приемов развития творческих способностей каждого конкретного ребенка.

Условиями эффективности работы являются: безусловное принятие и поддержка каждого ребенка; отказ от деления детей по способностям на «сильных» и «слабых»; вера в возможность развития каждого ребенка; оптимистический, деятельный тон и стиль общения («мажор»); недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях; недопустимость публичных форм коллективного осуждения промахов ребенка; недопустимость использования вербальных и невербальных форм (взглядом, тоном, стилем, жестом, мимикой и т.п.), унижающего осуждения неудач ребенка.

Четвертый уровень. Построение логико-терминологической модели . Модель показывает взаимосвязь изучаемого понятия с другими понятиями данной науки: вышерасположенными, рядом и нижерасположенными. (Приложение 5.)

Пример практического использования. Педагогика сотрудничества. Прием Ш.А. Амонашвили «Нашептывание на ухо».

Из приведенного научного обоснования объема и содержания понятия «любовь к детям» становится очевидным объективный и универсальный характер ее показателей, не зависящих от конкретно-исторических систем педагогической морали, что позволило ввести понятие «любовь к детям» в научно-педагогический тезаурус.

Вторая часть понятия «любовь к детям» связана также с научно неописанным термином, так как в педагогике традиционно используется термин «учащиеся». Практическая педагогическая этика ввела в качестве предмета педагогического профессионального изучения понятие «детский мир», представив анализ понятий «ребенок», «детство», «система детства», «индивидуальность» в их взаимодействии (242, 74, 75, 104, 105, 102 и др.).

Понятие «ребенок» традиционно ассоциируется с детским возрастом. Однако, в научных описаниях термина «детство» существуют различные трактовки. Наиболее признанным считается определение детства как возрастного дошкольного периода развития ребенка. Соответственно дальнейшие этапы возрастного развития периодизированы как младший школьный возраст, подростковый и юношеский, завершающийся приблизительно к 17-18 годам (51, 52, 257).

Практическая педагогическая этика опирается на иную трактовку понятия, которая была дана на основании многочисленных экспериментальных и теоретических исследований зарубежными и отечественными авторами (А. Бине, Л.С. Выготским, К. Гросом, В.В. Зеньковским, П. Лесгафтом, Ж. Пиаже, В. Штерном и др.). Указанными авторами детство определяется как особая фаза психофизического, психического и социального созревания человека. Детство (в широком смысле) охватывает все годы, когда человек еще не подготовлен к самостоятельной жизни, к материальному и моральному и социальному самоутверждению в окружающей среде. Вся жизнь человека в этой периодизации разделяется на три периода: детство, зрелость и старость. Различие этих периодов определяется социально-биологическими признаками: детство охватывает период подготовки к самостоятельной жизни путем усвоения минимума социальной традиции, зрелость характеризуется способностью к самостоятельной жизни и к творчеству, старость отмечена постепенной утратой творческих сил и понижением способности к самостоятельной жизни.

К числу признаков, определяющих возрастные особенности периодов, были отнесены и выделенные В.В. Зеньковским моральные критерии (104, 155).

Практическая педагогическая этика, используя положительный опыт разных воспитательных систем, определяя свои основные понятия и категории, опирается на понимание личности отечественной педагогической школой (194, 217, 220, 51), на основе традиционного для России христианского понимания различий между индивидуальностью и личностью (103). В структурных и типологических описаниях личности и индивидуальности большинство характеристик носят обобщенно-теоретический характер, в то время как при оценке индивидуальности традиционно учитывался и поведенческий образ ребенка, определявшийся иерархической структурой отношений к нему.

В настоящее время изучение эмоциональных процессов (счастье, любовь, страх, стыд, обида и т.п.) носит абстрактно-теоретический характер не связанный с изучением поведения ребенка в условиях учебно-воспитательной среды, так как в педагогике отсутствует раздел, рассматривающий конкретные поведенческие реакции детей и соответствующие им формы педагогического руководства и взаимодействия. Педагогической дисциплиной, носящей прикладной характер и изучающей закономерности детского мира в указанном объеме, а также формирующей эстетику педагогического профессионального общения с детьми, является практическая педагогическая этика.

В практической педагогической этике разработаны педагогические методы изучения детского мира. В качестве ведущих были определены методы самонаблюдения и сопереживания ситуации. Память любого взрослого человека хранит воспоминания своего детства. Будучи педагогически оформлены в практической этике в умениях анализа собственных состояний и точной их формулировки они являются методом исследования и средством формирования эмпатии будущего учителя по отношению к ребенку. Их значимость обусловлена психологическими закономерностями свойств памяти: долгосрочностью и многоуровневостью. Воспоминания надолго сохраняются в памяти, оказывая глубокое эмоциональное воздействие на понимание детства и способствуя развитию во взрослых непосредственного, интуитивного сопереживания душевного мира ребенка. Не давая полного фактологического материала для анализа события, воспоминания сохраняют на уровне подсознания способность сильной отзывчивости на то, что переживают наблюдаемые педагогом дети. Благодаря личным детским воспоминаниям и развиваемому ими интуитивному пониманию детской души, внешнее наблюдение приобрело научную значимость как метод практической педагогической этики. Роль самонаблюдения заключается в данном случае в том, что оно делает возможным внешнее наблюдение, открывая будущим учителям внутренний смысл наблюдаемых фактов и делая для них возможным «вчувствование» в душевную жизнь ребенка. Качество постижения детского мира на основе самонаблюдения, внешнего наблюдения за детьми (поведенческими, эмоциональными, речевыми реакциями) с последующим теоретическим анализом и осмыслением увиденных и прочувствованных фактов – событий детской жизни было охарактеризовано термином чувствознание (чувство-знание).

Метод сопереживания ситуации относится к методам развивающего обучения (245). В его основе – алгоритм исследования конкретных ситуаций из жизни детей: мысленное представление себя в описанной ситуации; поиск определения испытываемых героем рассказа (Вами) чувств и мыслей («Позиция ребенка»); представление себя в описанной роли взрослого («Позиция учителя»); определение испытываемых взрослым чувств по отношению к ребенку; сравнение собственных переживаний в роли ребенка с ощущениями своих детских воспоминаний в подобной ситуации; сравнение чувств, испытываемых учителем (Взрослым) в описанной ситуации, с чувствами, возникшими собственными при знакомстве с описанием ситуации; определение проблемной темы психолого-педагогическими понятиями; получение дополнительных диагностических данных у автора конкретной ситуации; определение методов и форм воспитания (обучения), использованных учителем; прогнозирование развития ситуации (поведение ребенка) при использовании других методов и форм работы с детьми; определение чувства и переживания «Взрослого» и «Ребенка» при использовании предложенных методов.

Основные понятия и категории практической педагогической этики находят отражение в анализе содержания ситуации, в котором выделяются компоненты: нравственные чувства, сознание, этические взгляды, педагогический интерес, наблюдательность, нравственный мир детства. В структуру нравственного сознания учителя включаются нравственные взгляды (этические знания), убеждения (идеалы) и чувства, отражающие моральные отношения в педагогическом процессе. Все выделенные компоненты структуры находятся в тесной взаимосвязи. Их формирование происходит в контексте развития нравственной культуры учителя (111).

Нравственные взгляды учителя определяются как комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия учителя с детьми в учебно-воспитательной деятельности. Динамика развития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности учителя, прежде всего, о субъекте его деятельности – детском мире и конкретном ребенке в нем. Этические взгляды учителя в практической этике формируются в процессе изучения таких этических категорий, как идеалы детства, смысл жизни (с позиции ребенка), детские привязанности или ценности детства (любовь, счастье и др.) и осознание на этой основе своего профессионального долга, определение качеств профессиональной совести, осмысление для себя понятий чести и достоинства учителя. Моральным чувством, выполняющим контрольно-нормативные функции в сфере педагогической деятельности, определяется педагогическая совесть. Данное понятие как имеющее также метафизическое значение, практической этикой рассматривается в проекции его светского и религиозного осмысления (103, 231, 167, 2, 213), выделяясь в качестве центральной категории.

Формирование нравственного облика учителя в практической этике связано с развитием такого профессионального качества, как педагогический интерес. Он определяется как стремление учителя к исполнению своего профессионального долга, бескорыстную мотивацию его действий в условиях учебно-воспитательного процесса. Объектно-субъектным содержанием педагогического (нравственного) интереса является детский мир как в организованных условиях учебно-воспитательного процесса, так и в условиях социального взаимодействия. Формирование педагогического интереса предполагает изучение такого понятия, как «нравственный мир детства». Практическая этика определяет нравственный мир детства, как комплексную структуру, включающую мысли, чувства, поступки детей, мечты и планы, надежды, разочарования, детские радости и печали. Они тесно связаны между собой и на высшем уровне определяются универсальными этическими мировоззренческими понятиями идеала, смысла жизни и счастья. Педагогический интерес предполагает изучение проблем педагогической практики с учетом понимания эмоционально-ценностной основы детского мира.

Практическая педагогическая этика изучает нравственный мир детства в следующей классификации:

1. Эмоциональная жизнь ребенка.

а) индивидуальные чувства:

– дети в бурных проявлениях (детские страхи, гнев, агрессивность, драчливость, истерики, радость, негодование, жалобы, ябеды, ревность, просьбы); детские, нерезко выраженные, состояния (тихая задумчивость, дети-тихони и неудачники, застенчивые дети, глубокая растроганность, горькое недоумение, обида, мучительное подозрение).

б) социальные (межиндивидуальные) чувства : симпатии и антипатии (любимые и нелюбимые взрослые и учителя, детские привязанности, любовь и дружба).

в) высшие (надиндивидуальные) чувства:

– моральные чувства (дети и мир зла, несправедливости, предательство учителя, родителей); эстетические чувства (дети и мир сказок, мифологизм детского мышления, детская ложь и фантазия, любимая литература современного ребенка, детские рисунки, детский театр, любимая музыка, наблюдение за детскими играми, детское творчество); религиозные чувства.

2. Детское мышление (иррациональный характер детского мышления): различие восприятия взрослого и ребенка, как внешнего фактора развития мышления; психология детских вопросов: детские вопросы «Можно?», на которые взрослый отвечает категорическим «Нельзя!»; детская речь (молодежный и возрастной жаргон).

3. Активность детей (детские привычки: жадность, щедрость, воровство, детские игры, детские группировки).

Этические взгляды учителя включают и понимание основных моральных категорий применительно к педагогической деятельности, прежде всего, понятий добра и зла. Практическая педагогическая этика рассматривает добро как объективное моральное значение поступков и действий учителя, проявляющее такие качества общения с детьми, как отзывчивость, понимание, поддержка и т.п. Этические знания учителя, ставшие нормой его поведения, рассматриваются в практической этике как моральные убеждения. В их основе – чувствознание детского мира, убежденность (как уровень нравственного самосознания) в абсолютной ценности личности ребенка. Ядром нравственных убеждений личности учителя является нравственный идеал, представляющий собой модель любимого учителя-мастера, на которую он ориентируется в своей педагогической деятельности.

С точки зрения практической педагогической этики, идеальный (модельный) облик учителя включает качество, наличие которого делает возможным реализацию всех остальных: учитель должен любить детей и уметь проявлять ее в педагогически целесообразных формах.

Любовь к детям – как форма эмоций проявляет уровень нравственных чувств учителя. Нравственные чувства, по мнению некоторых авторов, являются частью нравственного сознания учителя (195). Однако практическая педагогическая этика выделяет нравственные чувства в качестве самостоятельного компонента нравственной культуры учителя, подчеркивая этим приоритетное направление в этической подготовке специалиста. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личное отношение к объектам и субъектам педагогического процесса. Ведущим нравственным чувством учителя практическая педагогическая этика выделяет любовь к детям, которая включает такие ее характеристики, как долготерпение, милосердие, профессиональную ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка, доброжелательность, доверие и уважение к детям.

Развитие нравственных чувств тесно связано с развитием педагогической наблюдательности. Поведение ребенка – это внешнее выражение его чувств и мыслей. Научиться интерпретировать поведение детей – значит, в первую очередь, научиться понимать их чувства. Воспитатель может успешно интерпретировать поведение детей, если умеет в комплексе использовать теоретические и эмпирические источники знаний о детском мире. Наиболее важными из них являются личные воспоминания детства и психолого-педагогические знания о внутреннем мире ребенка. Дополнением к ним является изучение опыта родителей и учителей.

Приобретение умений интерпретировать поведение детей также тесно связано с развитием профессиональной наблюдательности. Наблюдательность – это качество осмысленного, интерпретирующего и целенаправленного восприятия. Развитое качество профессиональной наблюдательности предполагает умение учителя видеть поведение детей и интерпретировать его (201). Интерпретация поведения ребенка – это степень развития наблюдения, при которой учитель приобретает умение делать выводы о причинах и закономерностях детского поведения, основываясь на теоретических знаниях о детском мире и способности сопереживания ему. На этой базе учитель делает выводы о внутренних свойствах и закономерностях педагогических явлений в их существенных взаимосвязях (201, 56).

Обоснованные понятия являются базовыми для практической педагогической этики. Их содержательная проработка стала предпосылкой для разработки теоретико-методологической основы системы воспитания нравственной культуры учителя.

2.2. Теоретико-методологические основы воспитания

нравственной культуры учителя на основе

практической педагогической этики

Общетеоретической, методологической и частно-методической базой работы явились философские психологические и педагогические труды отечественных и зарубежных авторов, в которых отражена тема исследования.

Воспитание нравственной культуры представляет собой процесс формирования потребностно-мотивационной сферы личности в процессе усвоения опыта (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). Критериями сформировавшейся личности являются наличие способностей преодолевать собственные побуждения (выстраивать иерархию мотивов) и способность самоуправления (поведением) на основе осознанных мотивов и принципов (уровень самосознания). Одной из ведущих движущих сил развития личности при этом является потребность в общении (223, 14, 205, 206, 148, 50). Формирование педагогической культуры общения учителя с учащимися является важной педагогической проблемой, так как общение как культурно-эстетическое явление не может быть ограничена овладением нормами этикета, но включает в себя духовно-нравственный и эстетический компоненты культуры. Это объясняется тем, что духовно-нравственная и эстетическая потребности, входя в число базовых компонентов структуры личности (143), входят также в потребности духовно-нравственного освоения мира. В то же время нравственная потребность может переживаться эстетически как потребность в красоте взаимоотношений. Эстетика общения предполагает высокий нравственный уровень взаимоотношений, характеристикой которых являются такие моральные понятия, как любовь, уважение, сочувствие. Задачи формирования нравственно-эстетического отношения студентов к взаимодействию с детьми, обоснование категорий гармонии и красоты как основы педагогических принципов сотрудничества, реализующихся при развитии профессиональных умений гармоничного взаимодействия с детьми, решались в процессе работы.

При изучении вопроса о психологических механизмах нравственного воспитания личности, было отмечено отличие процесса воспитания нравственной культуры от обучения, заключающееся в специфике образования мотивов действия (50, 191, 192, 204, 206). Было учтено, что полноценное формирование личности становится возможным, если мотивы и потребности возникают не в процессе усвоения (то есть логического осмысления), но в процессе переживания (или проживания) действия. Таким образом, условием полноценного формирования личности является наличие эмоционально насыщенной и субъективно творческой деятельности (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Определение нами базовой культуры личности как гармонии культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и отношений, выделяет приоритет эмоционального компонента в ее структуре, что позволило высказать предположение о неэффективности построения учебно-воспитательных систем на основе однопланового развития конвергентного мышления.

Культуры ... учебно -методических пособий, монографий , статей, которые могут быть использованы студентами в процессе ... муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб., 2010 . – ...

  • Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция посвященная проблемам общественных наук»

    Документ

    ... Учебное пособие для вузов , ... [монография ] ... Москвы ... Учитель ... Шевченко ... нравственным поведением. Нравственная культура ... педагогические условия ... процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания . Учебно -воспитательный процесс ...

  • Просвещение родителей

    Документ

    ... ББК 74 .9р Р 95 Рецензенты: заслуженный учитель ... 7. Воспитание нравственных привычек и культуры

  • Как любить детей Амонашвили Шалва Александрович

    «Как любить детей»

    «Как любить детей»

    Этой радостью для меня была статья Василия Александровича Сухомлинского, опубликованная в журнале «Радянська школа» в 1967 году. Статья называлась: «Как любить детей». Я читал и перечитывал её с восторгом, с удивлением. Надо же, так просто, страстно, ясно, мудро и смело говорить о том, что является всеначальной энергией образования и что так упорно выкидывает наука за борт своего корабля!

    Во мне прояснилось многое, если не всё.

    Меня охватило состояние, когда восклицают: «То же самое хотел сказать, но слов не находил».

    Я переписал всю статью, как песню, из которой нельзя слова выкинуть. Я делал выписки, конспектировал. Я впитал весь её смысл в себя до той степени, что она стала моей, отражением моего духа.

    Сейчас я пользуюсь тогдашними выписками и конспектами и заново переживаю состояние более чем сорокалетней давности.

    Идеи, изложенные в статье, были как вулканические извержения, и их мог родить в себе только человек с судьбою Василия Александровича.

    Статью он начинал так: в учительской среде можно услышать дискуссию - обязательно ли, чтобы каждый педагог любил детей? «А если я их не люблю? - щеголял своей оригинальностью один учитель. - Если от их галдежа у меня головная боль? Если я только и знаю светлые минуты, когда не слышу их и не вижу? Что же, прикажете оставить школу и переквалифицироваться?» Такому учителю Василий Александрович отвечает резко: «Да, надо оставить школу и приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к Ребёнку - третьего не дано». Это потому что «любовь к Ребёнку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к Ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

    «Нельзя познавать Ребёнка, не любя его».

    «Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, - о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить, - такая любовь нелегка, она требует напряжения всех сил души, постоянной отдачи их».

    «Мудрая любовь к детям - вершина нашей педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к Ребёнку, - то, что можно назвать общим словом - доброта, является результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств».

    «Мудрая человеческая любовь к Ребёнку и детству - чувство, одухотворённое глубоким раздумьем, богатством мысли. Духовная пустота никогда не пробуждала и не питала подлинной любви».

    «То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается… с удивления, с благоговения одного перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли».

    «Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко - в муках».

    Меня поражают сердечные откровения Василия Александровича. Посмотрите, как он пишет:

    «Если бы я не познавал многогранности человеческого в Ребёнке, если бы каждый день не открывал перед собой чего-то нового в каждом Ребёнке, все дети казались бы мне похожими друг на друга - я не видел бы Ребёнка. А тот, кто не видит Ребёнка, не может и полюбить его».

    «Я не могу себе представить, чтобы Ребёнок когда-нибудь надоел мне, чтобы я перестал любить его».

    «В самих детях, в их оптимистическом мировосприятии - источник моей любви к ним. Мне хочется быть с детьми. Особенно сильным становится это желание тогда, когда по каким-то своим внутренним причинам я чувствую упадок духовных сил. Знаешь, что общение с детьми вдохновит бодрость, пополнит духовные силы, и потому в такие минуты больше, чем когда-либо, стремишься быть с детьми».

    Василий Александрович не «из пальца высасывает» эти истины. Он описывает свою действительную педагогическую жизнь, описывает судьбы отдельных детей, которых преобразила и спасла его любовь.

    «Было бы наивно, - говорит он, - представлять себе дело так, что все дети, которые приходят в школу, - красивые розы; и учителю не остаётся ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, есть и чертополох. Сколько приносят с собой дети уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское - как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед Ребёнком только открывалось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза».

    «Разве можно всё это любить?» - ставит он вопрос и даёт такой ответ: «Я люблю Ребёнка не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах Ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём - частица моей души».

    Откуда такое глубокое чувство и понимание Любви?

    Василий Александрович дал мне и всему учительству, всем педагогам, всем воспитателям ответ на вечный вопрос, от которого мы увиливали. Это так же, как дал человечеству ответ на вечный вопрос Иисус Христос.

    Спросите у Иисуса Христа, для кого он пришёл на Землю?

    И мы услышим: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников».

    Спросите: кто имеет нужду во враче?

    Он скажет нам: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

    И что сделает пастух, если было бы у него сто овец, а одна из них заблудилась?

    Иисус ответит: «Не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней больше, нежели о девяносто девяти не заблудившихся».

    Только наивный спросит у Иисуса Христа: «Это как, Господи, всех, что ли, надо любить?»

    Ибо мы имеем от Него вечную заповедь: «Возлюби ближнего своего как себя самого».

    А теперь спросим у Василия Александровича: кому мы - учителя, воспитатели, педагоги - нужны, тем, которые уже воспитаны и обучены, или тем, кто в этом нуждается?

    Спросим ещё: всех детей, что ли, нам любить, или тех только, которые сами уже любят нас?

    Спросим по-другому: неужели любить нужно того, в сердце которого поселилось зло, и того, в глазах которого цинизм, и того, бессердечного и жестокого, бездушного и безнравственного? Любить этот «чертополох», этих духовных уродов?

    Мы уже получили ответы на эти вопросы. «Да-да-да, - воскликнет Василий Александрович ещё раз, - всех, всех, всех детей нужно любить». И расскажет о том, как, любя «уродов», вылечивал их.

    Вот о каком открытии читаю я в программной статье Василия Александровича:

    «Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно».

    «На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителем и „неисправными“, „безнадёжными“ школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель переносит и на Ребёнка. Однако Ребёнок есть Ребёнок, а в том, что зло укоренилось в его сердце, виноваты взрослые».

    И как же бороться со злом в душе Ребёнка?

    Клин клином, что ли, вышибать?

    Нет, избавить Ребёнка от зла злом нельзя.

    «Обращаясь к Станиславу К., я старался забыть, - и мне удалось это величайшим напряжением духовных сил, - что в его душе царит зло. И как только мне удалось забыть об этом, мальчик впервые в жизни почувствовал, что в эту минуту обращается человек к человеку». «Я обращаюсь не к голосу зла, - скажет он далее, - а к голосу красоты человеческой, которая в Ребёнке обязательно есть, которую не заглушить ничем».

    Василий Александрович предлагает ещё одну закономерность и предупреждает:

    «Если вы забыли о ней, то ни вы не будете любить детей, ни дети не будут любить вас».

    А закономерность такая:

    «Если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они- воспитанники, а учитель - их воспитатель».

    Василий Александрович вводит новое понятие, рождённое в недрах понятия Любви - защитное воспитание.

    «Любить Ребёнка- значит защищать его от зла, которое ещё окружает многих детей в жизни (мы имеем в виду, прежде всего, семью). Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своём сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на особом учёте, их воспитание я называю „защитным воспитанием“»…

    Детей надо защищать от одиночества и чувства ненужности, от обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям, от телесных наказаний и насилия, от заласканности.

    «Защитное воспитание- это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу Ребёнка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви, симпатии к человеку - учителю»…

    Защитное воспитание есть проявление утончённого понимания чувства любви. Понятие это открывает целое научное направление в педагогике, если считать, что педагогика есть наука; или же высшие сферы искусства, если считать, что педагогика есть искусство. Лучше сказать - и в той, и в другой сферах.

    Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

    Нельзя любить то, чего не знаешь Во-первых, когда наш юный «музыконенавистник» делал зарядку под маршевую музыку, танцевал лирический вальс и пел песню, ему и в голову не приходило, что он «занимается музыкой». Он просто пел, просто маршировал, просто танцевал. Словом,

    Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

    Почему ребята не спрашивают, как научиться читать, любить и понимать книги? Все мы любим читать книги и начали читать их очень рано. Я уверен, что даже самый памятливый из вас и то не сможет припомнить названия и авторов всех книг, которые успел прочитать еще до того, как

    Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

    Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин Леонардович

    Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

    Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

    Из книги Как любить детей автора Амонашвили Шалва Александрович

    Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

    Из книги О Нарнии автора Льюис Клайв Стейплз

    Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

    Расходы детей Мы уже писали выше о механизме формирования детских капиталов. Теперь мы посмотрим, как расходовались эти деньги. Поскольку период царствования Николая II оставил много финансовых документов, то мы посмотрим, как выстраивались статьи расходов детей Николая

    Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

    Надо любить детей, чтобы защитить их Педагогическая Любовь к детям есть всемогущая творящая энергия образовательного пространства, которое без этой Любви не станет образовательным. В школе должен быть хоть один учитель, который любит детей и которого любят дети, и он в

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Любить – значит страдать Идеализация русской женщины возникла в XIX столетии. По мнению Чехова, русские мужчины, будучи идеалистами, предпочитают разговаривать о высоких материях или о женщинах, причем одно сливается с другим: «Мы хотим, чтобы существа, которые рожают нас

    Из книги автора

    Любить – значит жалеть Слова «любить» и «жалеть» в русском языке долгое время воспринимались как синонимы. В нашу жестокую эпоху идут споры о том, является ли сострадание одним из главных признаков любви. В традиционной русской культуре это было очевидным.«Между прочим,

    Из книги автора

    Рождение детей Когда рождался сын, то повивальной бабке полагалось дать 1 руб. серебром. Через 3 дня по рождении ребенка клали в люльку. В этот день собирались родственники за кашей и давали ребенку имя – обычно имя умерших близких родственников.Рождение сына считалось


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди