23.04.2019

Народные традиции и обряды масленица сценарий. Фольклорный праздник "масленица". Перепрыгнула плетень, проплясала целый день


План мероприятия

Ход мероприятия

1. Обычаи и традиции праздника Масленица

Играет песня «Валенки»

1-я ведущая.

Здравствуйте, люди добрые! Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными северными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила Весна. А Весну, как дорогую гостью, надо встречать!

2-я ведущая.

Добрый день вам господа! Благодарю вас, что пришли по старинному народному обычаю Зиму-матушку проводить и Весну-красну встретить. Еще у древних славян был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Народ любил ее и величал ласково: честная Масленица, веселая касаточка.

1-я ведущая.

Праздник Масленицы длится 7 дней, каждый из которых имеет своё название и определение.

Понедельник – Встреча Масленицы

2-я ведущая

В этот день ставили ярмарочные балаганы, карусели, качели, заливали ледяные горки, строили снежный городок, как последний опыт зимы. Защита, осада, взятие городка означало крушение зимы, победа весны. Девушки шили чучело зимы Марену. Делали её из соломы, рядили в женскую одежду, привязывали косу изо льна, разрисовывали лицо, называли по имени – отчеству Авдотьей Изотьевной…

1-я ведущая.

Но где же она, наша Масленица?

Две помощницы выносят чучело Масленицы,

2-я ведущая

Косточки у ней перепелиные,

И тельце грешневое,

Уста сахарные!

Тридцати она братьям сестра,

Сорока бабушкам внучка,

Трех материна дочка,

И шелковая на ней сорочка,

Сафьяновые сапожки,

Царские сапожки.

Вот какая красавица наша Масленица.

1-я ведущая

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, латки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные.

1-я ведущая.

Объявляем Конкурс «Маслёнка»

(Выставляются на конкурс куколки (маленькие чучела Масленицы)….

1-я ведущая

Вторник – Заигрыш

2-я ведущая

Со вторника начинались разного рода развлечения: катание на санях, тройках, обледенелых горках. Девушки катались на качелях, играли в снежки. Начинались масленичные гуляния.

1-я ведущая.

Масленица была самым веселым, разгульным праздником. В народе говорили: "Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой беде. Самая примечательная черта праздника - обжорство. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

«Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорее приехала она,

Честная, веселая, широкая боярыня!»

2-я ведущая.

Масляная неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными.

А вот как раньше пекли блины

Играет музыка – калинка – малинка минусовка

Выходят 5 девушек-хозяек.

1-я хозяйка .

Я поставлю тесто на снеговой воде, когда взойдет месяц.

Месяц ты месяц,

Золотые рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару.

2-я хозяйка .

А я пойду вечером готовить тесто к речке.

3-я хозяйка .

А я к колодцу.

4-я хозяйка.

Я пойду к озеру и буду ждать, когда появятся на небе звезды.

5-я хозяйка .

Я первый блин вынесу на двор и положу на землю в дар Весне, чтобы солнце скорее пригревало поля.

Все хозяйки поют песню.

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Разносят блины гостям.

Один из гостей.

Прощай, Зима, холодная,

Приходи, Лето красное!

Соху мне, борону -

Я пахать пойду!

2-я ведущая.

Объявляется Конкурс «Выпечка блинов»

(Выставляются на конкурс блюда с блинами)

Играет музыка – калинка – малинка минусовка

1-я ведущая.

Среда - лакомки . В этот день зять приходил к тёще на блины

Стук в дверь. Входят теща с зятем.

Зять. - Обожаю свою тещу, загляну к ней в среду, там уж блинчики поспели с водочкой к обеду! Масленица – славный праздник, тишь да примирение, теща зятю наливает, всем на удивление!

2-я ведущая Так обычно приговаривали зятья, входя в дом к теще.

Теща (угощает зятя блинами, приговаривая).

Теша для зятя пирог пекла.

В этом пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на четыре рубля,

Лучку да мачку на семь рублей,

Маслица с яйцом на восемь рублей.

Думала теща - семерым пирог не съесть!

А зятюшка сел - да с присеста и съел.

Теща прогоняет зятя веником.

1-я ведущая

Четверг – широкий разгул

2-я ведущая

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

1-я ведущая

Частушки

Выходит хор. Играет музыка - Частушки

ВСЕ

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

2. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

3. Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя –

Можно съесть и лишнего.

4. Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

5. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

6. А у тещи, вот беда,

Не осталось ни блина.

Значит, счастье есть на свете -

Будет жив ее зять Петя.

7. .Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

8. Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

9..На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

10.У меня четыре шали,

Пятая – пуховая,

Не одна я боевая –

Все мы здесь бедовые.

11.Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

12.Как на масленой неделе

На столы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

13.Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

ВСЕ

14.Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

2-я ведущая

Пятница – Тёщины вечёрки

1-я ведущая

В среду зятья ходили к тещам на блины, а сегодня, наоборот, в гости должны приходить тещи, а зять должен сам угостить блинами тёщу с тестем. Правда, обычай этот был весьма своеобразный. Курьез заключался в том, что званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковороду, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто.

2-я ведущая

А теперь конкурс « Кто быстрее съест блин!». Условие конкурса: нужно съест блин без рук. Кто быстрее, тот и победитель. Приглашаем 6 участников.

Играет музыка – калинка – малинка минусовка

2-я ведущая

Суббота – золовкины посиделки

1-я ведущая

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (золовка – сестра мужа). Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Невестка должна была одарить своих золовок подарками.

2-я ведущая

Последний день Масленицы – прощеное воскресенье.

1-я ведущая

Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». Кульминацией масленицы считается сжигание чучела Зимы и наступление весны. Куклу устанавливают в центре костровой площади и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая её за морозы и зимний голод, и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают.

1 ведущий:

А чтобы с зимушкой проститься,

напоследок надо порезвиться.

Расходитесь, детишки по игрищам,

Покажите всем свою силищу!

2-я ведущая

Дорогие гости! Приглашаем вас пройти на улицу для продолжения празднования Масленицы.

2. Забавы, игры и конкурсы на свежем воздухе

1-я ведущая.

Много игр и забав было во время веселой масленичной недели. Обычно это была игра в снежки или борьба за место на санках, нередко играли за взятие снежного городка, проводились кулачные бои.

2 -я ведущая .

Предлагаем поиграть в игру "Перетягивание каната"

Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Правила игры: от каждой группы приглашаем по 5 человек, команды берутся за канат, стоя спиной друг к другу. Играем на ПОБЕДИТЕЛЯ! Из каждой пары команд, победитель переходит в следующий раунд, и так далее. Всем правила понятны?

1-я ведущая.

Начинаем! С лева команда…… С права команда…….. По свистку начинаем тянуть! Раз! Два! Три! (свисток свистит)

2 -я ведущая

Награждаем победителей сладкими призами! (5 шт)

1-я ведущая

Скажите, а наши красавицы, молодушки желают поиграть в эту игру? (Если «да» продолжаем, «нет» переходим к следующей игре)

2 -я ведущая

Следующая Игра называется " Волк во рву"

Приглашаем 10 желающих. Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии (скакалки положить) на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк (волки). Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.

1-я ведущая

1-я ведущая

Для следующей игры приглашаем самых сильных, самых выносливых, самых быстрых! Старинная русская игра «Третий лишний». ( Все желающие).

2 -я ведущая

Все делимся на пары и выстраиваемся в большое круг. Ведущий всегда находиться с наружи круга. Цель догнать «лишнего». А «Лишний» может бегать за пределами круга. И встать впереди любой пары. Третий лишний, который стоит с внешней стороны круга, должен быстро среагировать, и убежать от ведущего. Кого замаяли тот и вода!

1-я ведущая

Следующая игра «Передай варежку ». Приглашаем все желающих, и богатырей и красавиц! Две команды по 10 человек.

2 -я ведущая

Правила игры очень просты! Все игроки команды по очереди, надев варежку на руку, должены пробежать до «покрышки» и обратно. Передать варежку следующему игроку. Задача: пробежать всей команде как можно быстрее.

1-я ведущая

Команды готовы? На СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ!

1-я ведущая

Награждаем победителей сладкими призами! (10 шт)

2 -я ведущая

Следующая игра " Три ноги" . Приглашаем 12 человек.
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до
«покрышки» и обратно. Соревнуемся по 2 пары. На Победителя!

1-я ведущая

Награждаем победителей сладкими призами! (2 шт)

2 -я ведущая

Поиграем в "Машу-растеряшу"

Все желающие становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не разорвать цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. Тот, кто падает - выходит из игры. Главное в этой игре продержаться до конца.

(Играет очень веселая музыка) Russkaya_narodnaya_muzyka_dlya_zanyatiya или Narodnaya_Russkaya_dlya_razogreva_-_Russkaya_

1-я ведущая

Игра "Ручеек"

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в первозданном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к "истоку" ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводится под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Звучит. Золотое кольцо Течет ручей

Выносят Марену (поджигают)

1-я ведущая

Уходи, Зима холодная!

Приходи, лето жаркое!

Со страдной порой,

С цветами, с травой!

2 ведущая: ( когда почти сгорит Марена)

А сегодня, к сожаленью,

Наше кончилось веселье.

На земле, ветрам открытой,

Завершаем праздник мы

В честь румяной, именитой,

Нашей матушки Зимы!

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А.Б.Салтыков

Каждый ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым.

В современных условиях естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственности поколений в области народной культуры.

На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшим дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства и прикладного творчества.

В настоящее время специалистами, занимающимися вопросами народной музыкальной педагогики накоплен определенный методический материал и практический опыт, посвященные разработке отдельных вопросов работы с детским фольклорным ансамблем. К сожалению, в школах основной акцент делают на иностранные языки, вместо введения и поддержания таких предметов как: родной язык, родная культура, родная история, краеведение и т.д.

Веками народ в своем искусстве – в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы мира. В этом и раскрывается самобытность культуры. Русское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Очень важно воспитывать молодежь через приобщение его к народному творчеству высокое чувство любви к живому миру, умение восхищаться его бесконечным многообразием и красотой постигать законы его строения, звучания и формообразования.

Фольклор – в переводе «народная мудрость».

Настоящая кладезь фольклора – это наши бабушки, только они могут рассказать какие раньше носили сарафаны, головные уборы, какие песни пели и как танцевали. Оказывается, наши с вами предки ничего не делали просто так, каждое слово, движение, жест имело свое значение и символику. Это простые символы: солнце, воздух, земля и вода, присутствовали буквально во всем, в одежде, в орудиях труда и быта, песнях и т.д. Даже вышивка на рукаве женской рубахе, могла рассказать нам из какой она семьи, (бедной или богатой) есть ли дети, или же она вдова.

В костюмах были только те цвета, которые были в природе: много зеленого, красного, желтого и синего, темные цвета носили редко. Люди стремились слиться с природой, а не противоречить ей.

Все это мне рассказала мне моя бабушка и со временем я стала интересоваться этим серьезно.

Когда я училась в школе параллельно я ходила в школу традиционной народной культуры. Это школа существует несколько лет, и она полностью основана на изучении народной культуры: обряды, песни, быт наших предков.

После школы я поступила в Ульяновское музыкальное училище на хоровое дирижерское отделение. После окончания поняла, что изучение родной народной культуры стало для меня делом всей моей жизни. Так я поступила в Самарскую Академию Культуры и Искусства на народное отделение. Сейчас я на 3 курсе и у меня уже свой детский коллектив, который существует 2 года при ЦДТ.

Фольклорный ансамбль «Ладушки» на данный момент участники почти всех конкурсов проводимых в нашем городе и желанные гости в школах и детских садах.

Дети, которые ходят в ансамбль не только поют, играют на народных инструментах, танцуют, но и участвуют в различных сценках, которые они сами ставят, обрядах и мероприятиях проводимые школой и центром. За эти 2 года ребята научились ценить, а самое главное гордиться своей страной, культурой и традициями.

На занятиях дети сталкиваются с такими понятиями как: устность, традиции, обряд, хоровод, кадриль и др. Не говоря уже о терминах, с которыми им приходится сталкиваться на каждом уроке, изучая и познавая с интересом все больше о своем народе и о родной культуре.

Детское пение – сложный психофизический процесс. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями. Детский голосовой аппарат отличается от взрослого своей нежностью и хрупкостью. Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно. Окончательное формирование носоглотки и придаточных пазух завершается к 14 годам. В период роста необходимо особенно бережно обращаться с голосом, следить за его качественными изменениями, разумно распределять нагрузку на голосовой аппарат.

Дети хотят, как можно больше узнать обо всем и задают различные вопросы. Ребятам необходимо знать, почему при пении нужно стоять прямо и что такое «диафрагма». Мне как руководителю наградой служит интерес детей, я с удовольствием отвечаю на все вопросы. Ведь в ансамбле ребята по собственной инициативе и всегда с удовольствием занимаются и с сожалением, что урок кончался, уходят домой. За 2 года дети сдружились и стали настоящем ансамблем. Ребята стали больше обращать внимание на окружающий нас мир природы, интересоваться архитектурными памятниками и с удовольствием ходят в музей народного творчества.

Постигая народное искусство, дети приобщаются к производительному труду, помогают родителям и бабушкам, сами создают материальные и культурные ценности.

Бережное отношение к народным певческим традициям оживляет интерес, привлекает внимание детей и молодежи к истории и культуре родного края и своего народа.

Введение

«Кончилась твоя власть, Зима!

  • Весна на пороге.»

(Характеристика и сценарий праздника.)

Масленица – это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывание живительных сил природы – богини Живы и Ярилы – солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, размножались дикие лесные и полевые звери и птицы. Это последняя перед Великим Постом неделя, и называется она по церковной традиции Сырной или Сырноустной, в народе же – Маслиницей. Это название относительно новое, старинное название забылось. Даже церковь на дни Масленицы (1 неделю) устанавливает полупост: разрешаются молочные блюда, яйца, рыба, но запрещается мясо. Поэтому, в последнее перед Масленицей воскресение, называемое мясным, «тесть зазывает зятя – есть барана».

В Европе тоже отмечаются проводы зимы, и называется этот праздник – Карнавал. Отголоски Масленицы слышны в современном женском празднике – Восьмое марта, который по срокам приходится на тоже время.

Каждый день праздника имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.

Понедельник – «Встреча». С утра вздымают снежные катальные горки, устраивают качели, балаганы, столы с яствами, на сани усаживают соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком – Масленицу, на другие сани усаживают столб с вертящимся колесом – символом Солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам зазывая всех на праздник. Во всех домах начинают печь блины. С понедельника начинаются кулачные бои, но в основном резвились дети.

Вторник – «Заигрыш». С утра все наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, танцуют. В этот день гуляет молодежь. Хлопцы высматривают невест, девицы украдкой поглядывают на суженых. Принимают гостей, встречают их у ворот или на крыльце.

Среда – «Лакомка». Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки и расписные пряники. Собираются родственники.

Четверг – «Широкий четверток». Масленичный разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пьют пиво и поют песни.

Пятница – «Тещины вечерки». Теперь зятья угощают своих тещь блинами. Зять обязан лично с вечера пригласить тещу.

Суббота – «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка.

Воскресение – «Прощеный день». Торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью; пепел развевают по полю, чтобы придать силу посеву, будующему урожаю. Вечером прощают друг друга со словами «Прости меня, помилуй, буде в чем виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встречать весну необходимо с чистой совестью. Во время прощания поют прощальные выкрики. Преобладает грусть, печаль, и обычно они (песни) значительно продолжительные.

Пояснительная записка

Праздник – душа народа. Без праздника немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по-новому.

Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от серости будничных дней.

Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

Народное творчество или фольклор – необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам устной, художественной, прикладной культуры – нелегкая задача, решить которую мы должны как можно доступнее и понятнее детям. Мы предлагаем в форме игры, праздника, ярмарки.

Сценарий «Проводы масленицы» включает в себя различные виды игр, викторин, соревнований и др.

Каждому виду игр предшествует, естественно, подготовительный период для участников и организаторов. Им и адресованы данные рекомендации, которые помогут в подготовке и проведении сценария предназначенного для школьников 1 – 5 классы.

Так как на сегодняшний день проблемы возрождения русской национальной культуры стоит необычайно остро, главной целью мероприятия мы ставим перед собой следующим образом: восстановить утраченные традиции праздников и обрядов, а также приобщить детей и их родителей к истокам, русской национальной культуры.

Сценарий рассчитан на 4-ех ведущих, главные действующие лица в сценарии это: скоморох, кот-баюн, масленица и ворон. Фольклорный ансамбль, в данном сценарии детский фольклорный ансамбль ЦДТ «Ладушки» и конечно же какой праздник без гостей, т.е. все кто пришел на праздник (учащиеся с родителями).

Сценарий может проводиться в клубе, в школе, на улице.

Мы предлагаем сначала в школе, а затем (сжигание масленицы) на улице.

В сценарии могут принимать участие все желающие, не только дерти. В празднике задействованы все виды и формы игр это: эстафеты для самых маленьких участников, конкурсы и поединки для ребят постарше, специальные шуточные конкурсы отдельно для мам и пап, есть также викторины для всех гостей нашего праздника.

Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает.

СЦЕНАРИЙ:

«ПРОВОДЫ МАСЛЕННИЦЫ».

Действующие лица:

Скоморох

Ворон

Кот-баюн

Масленица

В середине зала стоит Масленица в сарафане, веселый скоморох в кафтане, мудрый ворон в красных сапогах и кот. Все они встречают гостей.

Скоморох: Ай люли, тарара!

Посреди стоит гора.

Сидит ворон на дубу,

И играет во трубу.

Ворон в красных сапогах, (показывает на ворона, как бы представляет его)

В позолоченых серьгах.

Эй, сбегайся, народ,

Кот-баюн к вам идет (показывает на кота)

Будем мы блинки кушать –

Будем играть,

Песни петь

И баечки слушать!

Скоморох: Ну а я скоморох

Веселый шут.

Всех разыграю,

Всех рассмешу!

(запевает песню)

«Мы давно блинов не ели,

Мы блинчиков захотели»

(подпевают дети)

(выходит Масленица и выносит блины, угощая всех ими)

Масленица: Угощайтесь гости дорогие, блиночки сладкие, горячие.

Кот: Да, да, очень вкусные блинчики у нашей Масленицы.

(все угощаются блинами)

Ворон: Ну, Масленица, последняя неделя была твоя. Пора уступить дорогу весне.

Масленица: Ребята! А зачем нам весна, да лето. Разве нам плохо было зимой! Новый год, подарки, снеговики.

Скоморох: А на самом деле, ребята, зачем нам лето, каникулы? Мы же любим учиться! Мне лично хорошо! Не надо мне лето. А вам?

(ребята отвечают хором «Нет надо, мы лето хотим!»)

Кот: Да, я лето люблю, сметана, молочко, на солнышке погреться.

Ворон: Полно зимушка зимовать – весна идет, уступай дорогу!

(водят хоровод, поют песню с детьми «Вот уж зимушка проходит»)

Скоморох: А теперь проводы зимы отметим веселыми играми.

Кот: (считая ребят) Зайчик белый, куда бегал?

  • на болото.

Что работал?

  • лыко драл.

Куда клал?

  • под пенек, в уголок.

Кто ж украл?

  • наверное он,

Пусть за это выйдет вон.

(на ком заканчивается считалка, тот становится «Зайчиком», и идет в середину круга, а остальные ходят вокруг него, и поют «Заинька в хоровод, серенький в хоровод», но «Зайчик» постоянно пытается уловить момент, и выбежать из круга. Но его не пускают. Если же он все таки выбегает из круга, то на его место становится тот, кто его поймает)

Скоморох : А ну-ка ребята, повторяй за мной.

(звучит любая музыка, Скоморох делает движение, а ребята за ним повторяют)

Скоморох: Ух, ты умаялся я, что то. А вот кот у нас засиделся.Ну- ка поди сюда.(Скоморох с вороном завязывают коту глаза и он играет с детьми в жмурки, Дети хлопают, а он их ловит).

Масленица: Ребята а вы знаете, что такое загадки? Загадка – мудреный вопрос. Загадка развивает в человеке догадливость и сообразительность. Ну-ка догадайтесь и сообразите, что я вам сейчас загадаю?

1. Краса-жар птица днём появляется,

Ночью улетает, темноту оставляет.

(Солнце.)

2. Меж двух светил в середине я один.

(Нос.)

3. Два брюшка и четыре ушка.

(Подушка.)

4. Три братца пошли купаться.

Двое ккупаються, один на берегу валяеться.

Искупались вышли, да на третьем повисли.

(Вёдра и коромысло.)

  1. В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука, да и та на спине.

(Чайник.)

Скоморох: Ну с этим заданием вы справились, а со следующим?

Давайте я вас научу скоморошичьим забавам.

(Начинается блок игр.)

  1. «Сороконожка».

Кот и ворон набирают себе по одной команде (любое кол-во человек). Ребята выстраиваются друг за другом и присидают на корточк, держа соседа за плечи.

По сигналу команды должны оббежать препятствие, не задев его и не растеряв по дороге участников. Кто выполнит все условия та команда и победила.

  1. «Юла».

Участвуют двое человек (по одному из команды). Ребята встают на против друг друга на расстоянии 5-6 метров. На их талию привязывается веревка. На середине этой верёвке устанавливается пометка (красная лента). По сигналу участники начинают наматывать верёвку себе на талию. Кто быстрей окажется в центре (у

пометки), тот и выиграл.

  1. «Круг почёта».

Из этой же верёвки образуется круг на полу. Вызываются два мальчика. Они встают в круг напротив друг друга. Им завязываются сзади руки. Ребята должны стоя на одной ножке и с завязанными руками бороться за право остаться в кругу почёта. Но! Бороться они должны только плечами. Кто выталкает противника за круг, тот и победитель.

  1. «Бояре».

Две команды (число не ограничено) строятся напротив друг друга, положив руки на плечи соседей. Одна стенка идет навстречу другой стенке и поет «Бояре а мы к вам пришли». Бояре после слов «подавайте невесту навсегда» выхватывают понравившуюся девушку и уходят. Потом меняются.

Масленица: А я знаю игры и для мам и для пап.

Выходят две мамы и садятся друг напротив друга им даются блины или каша. Они по команде начинают есть кто быстрее и больше всех съест тот и выиграл.

Масленица: Что дорогие мамы? А каково детям которым вы говорите обязательно доесть кашу до конца. – Ну а сейчас мы пап на смелость и ловкость проверим.

Двое мужчин становятся на противоположные лавочки и им дается по мешку набитому мягкими тряпками, и к томуже им завязывают глаза. Кто победит противника. А сам останется на месте, тот и выиграл.

Скоморох: Ну что Масленица давай прощаться до следующего года. Ну а мы в конце праздника обратимся друг к другу со словами «Прости меня уж если виноват чем перед тобою» В этот день нужно простить все обиды и оскорбления.

Скоморох: Ой прости меня Котушка-коток за то что ты без порток. Ох простиж меня и Ворон, что (оттягивая его) костюмчик новый. И вы простите меня люди добрые, коль что не так вышло. До свидания Масленица.

Все провожают Масленицу и поют песню «Ты прощай наша Масленица».

Кот: А теперь все на улицу баб крушить, с горок кататься, чтобы холодная морозная зима поскорее уступила свое место весне красной, доброй и теплой. (все выходят на улицу).


Разработка сценария воспитательного мероприятия

«Русский народный праздник – Масленица»

Толстикова Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бельск.

Аннотация

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится в форме праздника для учащихся начальных классов.

Сценарий насыщен произведениями фольклора (песни, частушки, игры), знакомит с традицией празднования Масленицы, способствует расширению кругозора младших школьников. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками праздника.

Мероприятие направлено на формирование личностных результатов, соответствует требованиям ФГОС.

Тема: Русский народный праздник – Масленица. (Внеклассное мероприятие для начального звена).

Цель: познакомить с традициями празднования Масленицы.

Планируемые результаты: Личностные уважительное отношение к истории и культуре русского народа через представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; бережное отношение к духовным ценностям России, родного края; относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям; развитие чувства любви к своей Родине; представление и осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование мотивации к творческому труду; способность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов в разных видах деятельности; давать оценку своего эмоционального состояния и аргументировать свою позицию.

Форма проведения: праздник.

Сценарий мероприятия

    Организационный момент

Ведущая 1 . Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые,

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Весёлые девчушки,

Моложавые старички,

И нарумяненные старушки!

Ведущая 2 . К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь-

Праздник всех сюда зовет!

    Целеполагание.

Ведущая 1 . А собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник. А какой вы должны догадаться сами. Посмотрите, пожалуйста, на слайды презентации (просмотр презентации ). Этот праздник называется - Масленица. С незапамятных времен он слыл самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.

    Обобщение и систематизация.

Ведущий 2 . Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная. Да ещё каждый день этой весёлой недели имел своё название.

Ведущий 1 . Например, понедельник назывался «встреча», потому что стар и млад, выходили в этот день на улицу встретить Масленицу.

Ведущий 2 . А Масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали её по всей деревне.

Частушки (исполняет группа детей) (приложение 1)

Ведущая 1. Вторник Масленой недели называли «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошку поплясать.

Ведущий 2 . Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем.

Где весёлый народ, там наш будет хоровод.

Все участники водят хоровод «Ах, вы сени» (Приложение 2).

Ведущий 1. А среду весёлой, разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники, и шанежки, и крендели. Уж лакомились вволю! А вот и наша хозяюшка ждёт гостей.

Сценка «В гостях у Машеньки» (Приложение 3).

Исполняется песня «Блины» (Приложение 4).

Ведущий 2. А четверг Масленой недели называли «широким», «разгуляем», «переломом». В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей. А вот и к нам скоморохи пожаловали.

Выходят скоморохи Фома и Ерема.

Фома. Пришли мы к вам оба: Фома да…

Ерема. Ерема.

Фома. Низко поклонились: колпаки свалились.

Ерема. В барабан ударили, с праздником поздравили.

Вместе. Разговор кончаем, песню начинаем.

А Ерема жил на горке, а Фома-то под горой.

Припев: Эх, лапти мои, лапти лаковые,

У Ерёмы и Фомы одинаковые.

А Ерёма носит лапти: А Фома – то сапоги.

Припев.

А Ерёма сел на лошадь. А Фома на жеребца

Припев.

А Ерёма ездил в город. А Фома – то на базар.

Припев.

А Ерёма и Фома сели в лодку безо дна.

Припев.

А Ерёма стал тонуть, а Фома его тянуть.

Припев.

А Ерёма сел на дно, а Фома с ним за одно.

Припев.

Ведущий 1. Пятница Масленой недели называется «тёщины вечёрки». Зятья приглашают своих тёщ в гости на блины да пироги и угощают их на славу.

Появляется теща, поет.

Теща. У меня, у тёщи, семеро зятьёв.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит.

А второй, Петруша, целый день ворчит.

Третий, Степаша, до обеда спит.

А четвёртый, Саша, всё жену бронит.

Пятый, Алёша, калачи жуёт.

А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.

А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,

Песенки весёлые на дуде ведёт.

Дудочку послушать, пироги покушать,

Сяду-ка я в сани, да поеду к Ване.

Ведущий 2. Суббота на весёлой Масленой недели называлась «золовкины посиделки». Собирались в этот день молодые невестки с заловками: угощались, играли в игры, дарили друг другу подарки. Вот и наша красна девица, свет-Маромушка в гости к нам пришла.

Проводится песня-игра «Марома моя, Маромушка» (Приложение 5).

Ведущий 1 . И последний день Масленой недели назывался «Прощёное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали чучело Масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.

Дети:

1-й. Приходи, весна, приходи, красна!

2-й. Пусть солнца улыбка будет ясна!

3-й. Пусть цветы пестреют всюду!

4-й. Подари, весна, тепло честному люду!

Ведущий 1 . С Масленкой Вас поздравляем!

Ведущий 2 . Праздник наш завершаем!

Проводится игра «Бояре, а мы к вам пришли» (Приложение 6).

Всех угощают блинами, горячим чаем. Сжигают чучело Масленицы.

    Рефлексия.

Мне понравилось… .

Я хотел бы ещё … .

Мне было интересно … .

Я огорчился из-за… .

Мне не понравилось…

Литература:

    Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов.- 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000.

    Праздники в начальной школе – 2/Составитель Н.Г. Кувашова.- Волгоград, Издательство «Учитель», 2000.

    Праздничная карусель. – Кострома: МЦ «Вариант», 2003.

Приложение 1. Частушки

    Вот и Масленка идёт, весёлая гуляночка.

Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.

    Как на Масленой недели из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои, подрумяненные!

    Девки, Масленка идёт. Кто нас покатает?

У Алёшки за двором Сивка пропадает.

    Я на Масленку катался, трое санок изломал,

Ворона коня измучил, но девчонок покатал.

    Шила платье из капусты, огурцом отделала.

Рассердилась – платье съела! Что же я наделала?!

    Купи, тятя, мне коня-вороные ножки,

Буду девочек катать по большой дорожке.

    Ты, Алёша, ты Алёша, у тебя гормонь хороша!

Надевай-ка сапоги, приходи на пироги.

    Запрягу я вороного в расписные сани,

Кому хочется плясать, выходите сами.

Приложение 2. Хороводная песня «Ах вы, сени»

    Ах вы, сени мои,

    сени новые мои

    Сени новые, кленовые,

    Решётчатые.

    Выходила молода

    За новые ворота

    За новые, кленовые.

    Решётчатые.

    Выпускала сокола

    Со правого рукава,

    На полёте-то соколику

    Наказывала.

    Ты лети, лети, соколик

    Высоко и далеко.

    И высоко и далеко

    На родиму сторону.

    И высоко и далёко

    На родиму сторону

    На родимой на сторонке

    Родный батюшка живёт.

  1. Приложение 3. Сценка «В гостях у Машеньки»

    Ведущий . Вот красивый дом резной,

    А карниз-то расписной,

    Ворота тесовые,

    А столбы дубовые.

    В доме Машенька живёт,

    И гостей сегодня ждёт.

    Так и пышет самовар,

    Над столом клубится пар.

    Маша блинчики печёт,

    Маша песенки поёт.

    Вот и Мишенька идёт,

    Балалаечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Балалаечкой побрякивает.

    Миша. Я на ярмарку ходил

    Балалаечку купил

    К Маше в гости поспешу,

    Балалайку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша.

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот Алёшенька идёт

    Да трещоточку несёт.

    Вдоль по улице пошагивает,

    Да трещоточкой побрякивает.

    Алёша. Я на ярмарку ходил,

    Да трещоточку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Да трещотку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот и Сашенька идёт,

    Погремушечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Погремушечкой побрякивает.

    Саша. Я на ярмарку ходил,

    Погремушечку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Погремушку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Маша. Вам понравился чаёк?

    Мальчики. Очень вкусный был медок.

    Маша. А теперь прошу народ в развесёлый хоровод.

  2. Приложение 4. Песня «Блины»

    Мы давно блины не ели,

    Мы блиночков захотели.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Кадки новы растворили.

    Два часа блины ходили.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Растворили на дрожжах,

    Не удержишь на вожжах.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Моя родная сестрица-

    Печь блины – то мастерица

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Напекла она поесть-

    Сотен пять, наверно, есть.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    На поднос блины кладёт.

    И сама на стол несёт.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Гости, будьте же здоровы,

    Вот блины уже готовы.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

  1. Приложение 5. Песня-игра «Марома моя, Маромушка»

    Дети. Марома моя, Маромушка,

    Раскудрявая головушка.

    У Маромушки кисель, да блины,

    У хозяюшки горячи пироги.

    Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Куделечку пряду!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома . Клубочки мотаю.

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вязаньеце вяжу!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Плачу! Пальчик наколола!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вас ловлю.

  2. Приложение 6. Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

    Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.

    Девочки . Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

    Мальчики. Бояре, мы невест смотреть, Молодые, мы невест смотреть.

    Девочки. Бояре, покажите женихов! Молодые, покажите женихов!

    Мальчики . Бояре, а вот мы женики. Молодые, а вот мы женихи.

    Девочки . Бояре, покажите кушаки, Молодые, покажите кушаки.

    Мальчики . Бояре, да вот наши кушаки, молодые, да вот наши кушаки.

    Девочки. Бояре, покажите сапоги, молодые, покажите сапоги.

    Мальчики. Бояре, да вот наши сапоги, молодые, да вот наши сапоги.

    Девочки. Бояре, покажите колпаки, молодые, покажите колпаки.

    Мальчики. Бояре, мы забыли колпаки, молодые, мы забыли колпаки.

    Девочки. Бояре, выбирайте невест, молодые, выбирайте невест.

    Мальчики . Бояре, у вас все хороши, молодые, у вас все хороши.

    Девочки . А мы сами себе кавалеров выберем.

Сценарий фольклорного праздника "Широкая Масленица"

Разработка педагога дополнительного образования МБОУ « Гимназия № 83», г. Ижевск,

Шиляевой Ирины Геннадьевны.

Цель: привить интерес к русской культуре; развить выразительную, образную речь и творческие способности детей.

Продолжительность мероприятия : 1 час.

Аудитория : дошкольники, начальная школа

Ведущие : младшая группа ансамбля «Золотые гусельки» (1 год обучения), руководитель ансамбля.

Музыкальный ряд: заклички, масленичные песни, народные игры, веснянки, хороводные песни.

Оборудование и реквизит: аккордеон, блины (картонные), кегли, мячи, корзины, веник

Место проведения: улица

Список литературы:

    Аникина В. Русский фольклор. – М.: Худож. Лит., 1986 .

    Буенок А.Г. «Народные забавы и игры»

    Ермолаев С. Д. «Русская народная песня для детей», С.- П. ,изд-во « Пресс»,1991.

    Загоруля Г. А., Мазурик А. М. “ Путешествие в мир фольклора”. – Ханты-Мансийск: ГУИПП “ Полиграфист

    Круглов Ю. Г. «Русские обрядовые песни» , Москва, «Просвещение», 1989.

6. Сайты по народному творчеству

    Чудакова Н.«Праздники для детей и взрослых», Москва, 2000.

Ход праздника:

Скоморох:

Расходись, честной народ,
Скоморох сюда идёт!
Шире рот открой.
Не зевай,
Ко мне подлетай.

Поиграем, пообщаемся.

Блины покушаем,
Весёлые шутки послушаем!

(Приложение.1.Песня»Перед весной»)

Скоморошина 1:

Слушай сто объявлений:
Предлагаю масленицу встречать.
Петь, плясать, одним словом, не скучать.

Скоморошина 2:

Весну встретим, зиму проводим,
В хороводе с ними походим!

Скоморошина 3:

На Масленицу сегодня,
железный закон, хмурым
и угрюмым вход воспрещен!

Скоморох:

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Масленицу называли честной, широкой, весёлой.

Скоморошина 1:

В старину, Масленицу
праздновали семь дней,
каждый имел свой обряд.
Первый день – встреча,

Второй- заигрыш,

Третий -лакомка,

Четвёртый- широкий четверг

Пятый- тёщины посиделки,

Шестой- золовкины посиделки
А седьмой – проводы.

Пели, блины ели,
Плясали, друг друга прощали.
Весело зиму провожали.

Скоморошина 2:

Поживей, честной народ,
Становись-ка в хоровод.

Предлагаю всем кричать,
масленицу в гости звать!

(Приложение 1.Песня «Маслена неделька»)

Скоморошина 3:

А давайте все вместе будем Масленницу в гости звать! Повторяйте за мной!

Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай к нам в гости,

На широкий двор,
На горах кататься,
В блинах поваляться!

(Приложение 1.Песня «Едет масленица дорогая»)

Скоморох:

Здравствуй, Масленица, гостья дорогая!

Давно ждем тебя, поджидаем,

без тебя игры не начинаем!

Масленица:

Доброго здоровьица, народ честной!

Давай гулять, Маленицу отмечать!

Подходи ко мне,не зевай,к нам подлетай
Здесь на лево потеха,
На право забава,
А прямо веселье кипит через край!

Скоморошина 1:

Что с ногами не пойму,
В право, в лево носятся,
не стоят они на месте,
так в игру и просятся.

(приложение 1.,игра «К нам коза пришла»)

Ну-ка, детки ребятня,
здесь у нас пройдёт игра,
засиделись, что-то с лишком,
поиграем-ка в ловушки.

(приложение 2.,игра «Вороны и воробьи»)

(приложение 2., игра «Зима и весна»)

(приложение 2.,игра «Всадники»)

Скоморошина 2:

Раным-рано куры у нас запели,
Про весну красную возвестили!

Пора заклички запевать,

Чтобы весну встречать!

Скоморошина 3:

Принято было на Масленицу из теста жаворонков печь, класть их на ладони. Ребятня, с самой высокой горы, кликала с жаворонками весну.

Давайте и мы позовем весну.

(приложение 1. Закличка «Ой, жаворонки», «»Жавоонки»)

Скоморошина 1:

Ох на славу веселились,

Пора и честь знать!

Масленицу провожать!

Скоморох:
Прощай, прощай Масленица!
Наступает весенний пост.
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём.

Скоморошина 1:

Веселились мы и шутили,
Вместе зиму проводили
Маслена неделя,
быстро пролетела.

(приложение 1, песня «Мы Масленую дожидали»)

(Сжигаем чучело)

Приложение 1. Песни.

Текст песни «Маслена неделька»

1.Как на Масленой неделе санки с горочки летели

Дуня с горки катится, на ней бардово платьице.

Припев,2 раза: Маслена, маслена неделька

Не допрядена осталась, а у нас куделька

2.Шарик Жучку взял под ручку, стали польку танцевать.

Обормотик –черный носик, стал на дудочке играть.

Припев, 2 раза

3. Всю неделю хороводы, бубенцы звенели!

Поздравляем от души с Масленой неделей!

Припев, 2 раза

Приложение 2. Народные игры.

« Вороны и воробьи»
Играющие делятся на 2 команды. Одни - "вороны", другие - "воробьи". Ведущий говорит: "Вороны!", и "вороны" ловят "воробьев". По команде: "Воробьи!", "воробьи" ловят "ворон".

«Зима и весна»

Перетягвание каната. С одной стороны «Зима», с другой «Весна».
Дети делятся на команды и перетягивают канат. Можно предложить ребятам взяться за канат, стоя к противнику спинами.

«Всадники»
На площадке выставляются кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто уронит меньше кеглей.

«К нам коза пришла»

Выбираются 2 человека для «ворот». Остальные участники становятся «паровозиком».» Паровозик пробегает под воротами. На слова «а самого маленького оставила» ловят того кто,оказался в воротцах.

Игра до тех пор, пока не останется 2 участника паровозика.

Слова, под которые двигается паровозик:

К нам коза пришла, Масленицу привела

По закаменью, по зараменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.

Сценарий весеннего музыкально-фольклорного развлечения для детей подготовительной группы.
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи. Масленица годовая, гостьюшка дорогая!»

Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале, а также как уличное развлечение. Данный материал будет полезен музыкальным работникам, воспитателям, родителям с целью приобщения детей и взрослых к русской традиционной культуре, а также в организации развлечений и досугов с детьми 6-7 лет.
Историческая справка: Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни, и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Обряд связан с проводами Зимы и встречей Весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Цель: Приобщение детей и взрослых к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси.
Задачи:
Обучающие:

Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в весеннюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Закреплять знание детьми характерных признаков весны; тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок; разучивании русских народных игр; формировать пассивную и активную речь.
Развивающие:
С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность;
Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Побуждать детей и родителей к совместной познавательно-творческой деятельности.
Воспитывающие:
Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным весенним традициям, играм и развлечениям.
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
Беседа с воспитанниками о традиционном праздновании Масленицы.
Беседа на тему «Родственники. Кто, кому, кем приходится…».
Рассматривание иллюстраций о Масленичных гуляниях.
Разучивание песен, русских народных игр, хороводов, поговорок, закличек о весне, стихов о масленице.
Оборудование и оформление зала: Все участники развлечения – в русских народных костюмах. Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки.


Словарная работа:
Глашатай - вестник, объявлявший народу официальные известия.
Скоморох - человек, потешающий других своими шутовскими выходками.
Масленица - масляная неделя, сырная неделя, предшествующая великому посту. Весенний праздник у славянских народов.
Сырная седмица это неделя, которая среди славян обязательно отмечается блинами. Это соответствует особенностям национального благочестия.
Теща - мать жены, это родственник, который появляется в результате заключения брака, возможно, произошло от глагола «утешить».
Зять - муж дочери, муж сестры.
Золовка - сестра мужа.
Действующие лица:
Хозяйка, бабушка Настасья - в народном костюме (воспитатель);
Дети (в русских народных костюмах);
Глашатай (ребенок или взрослый);
Масленица (ребенок или взрослый);
Скоморохи (четыре мальчика);
Весна (ребенок или взрослый).

Ход развлечения:

(Участники развлечения выходят в русских народных костюмах, зал стилизован под деревенскую улицу: изгородь с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные птицами; колодец возле дома; пенечки, дети рассаживаются на скамейки).
Бабушка Настасья (в центре зала, рядом с ней - помощник, глашатай):
Здравствуйте, гости дорогие! С праздником вас, с Масленицей! С давних пор на Руси празднуется Масленица годовая, гостьюшка дорогая! Это проводы зимы. Люди верили что, празднуя Масленицу, они помогают одержать победу над Зимой. Поэтому и блины пекли, похожие на солнышко. И пели, и плясали, и с горы катались.


Праздновали Масленицу семь дней, и каждому дню было дано свое название! В первый день народ справлял встречу Чистой Масленицы - широкой боярыни. Все родственники собирались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний!

Понедельник: «Встреча»


Глашатай:
Утро. Понедельник, наступает «Встреча»,
Яркие салазки с горочки летят,
Целый день веселье, наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят!
(Под русскую народную музыку в зал входят дети-скоморохи)
Первый скоморох:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Второй скоморох:
Наш праздник начинается,
Скучать здесь запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Третий скоморох:
Ой, как много здесь ребят!
Познакомиться я рад
Ну-ка дружно, ну-ка в раз
Назови себя сейчас!
Да, погромче, пошумней,
Чтобы знал я всех детей!
(Дети хором называют свои имена)
Первый скоморох:
Ну-ка дети, все вставайте,
И со мною поиграйте!
(Проводит с детьми игру)

Русская народная игра «Большая карусель»


Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать слова стихотворения с движениями, реагировать на словесный и звуковой сигнал.
Оборудование: длинная палка, с привязанными к ней лентами.
Правила игры: В центре зала стоит ведущий. В руках он держит палку, с привязанными к ней ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – стоит ребенок с бубном «музыкант».
Ход игры: Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели!
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен)
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!
(Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
(Дети замедляют бег, останавливаются)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)
Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом» . Игра продолжается, предварительно убрав одну ленту.

Вторник – «Заигрыши»

Бабушка Настасья: Почему второй день празднования Масленицы назывался «Заигрыши»?! И это неспроста, во вторник парни приглашали девушек покататься на ледяных горках, да на расписных санях, отведать блинов вкусных. А на самом деле - молодежь заигрывала друг с другом, парни подмигивали девчонкам, а те обсуждали стайками понравившихся молодцов.
Глашатай:
«Заигрыш» беспечный, вторника отрада!
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Бабушка Настасья: А сейчас, детвора, начинается игра.
Дружно за руки беритесь, в хоровод все становитесь!
Вот и нам пора позвать Масленицу-боярыню!
(Дети встают в хоровод, танцуют, зовут Масленицу)

Хоровод «Масленица»

Слова Н. Гордановской,
Музыка Г. Грошкова
Вошла в избу девица, двери распахнула,
Это просто Масленица в гости заглянула.
Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь.
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
(Выходит Масленица, предлагает детям занять свои места)


Масленица:
Я, масленица краснощекая,
Встречайте меня, громко хлопая!
С играми, да с пением,
С хорошим настроением!

Среда – «Лакомка»


Бабушка Настасья: Третий день празднования Масленицы традиционно называли «Лакомкой». В третий день Масленицы любимая теща (мамина мама), со всеми своими любимыми родственничками приглашала своего любимого зятька в гости, кормила его своими фирменными блинами - в общем, зять и теща в этот день наводил между собой мосты взаимопонимания.
Глашатай:
Тут среда подходит - «Лакомкой» зовется,
Каждая хозяюшка колдует у печи,
Кулебяки, сырники - все им удается
Пироги и блинчики - все на стол мечи!
Масленица:
Спасибо вам, детки, за песню! А я для вас приготовила загадки! Загадки не простые, а масленичные!
Загадки:
1. Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня! (тесто).
2. Жидкое, а не вода, белое, а не снег,
ешь да пей, да гостям налей, и коту не пожалей! (молоко).
3. Лоснятся у него бока, он сотворен из молока,
в нем бывает много дыр, все мы очень любим (сыр).
4. Белая бочка, нет на ней ни сучочка,
может разбиться, а может свариться (яйцо).
5. Растопили мы снежок, показался там лужок,
лес проснулся ото сна, это к нам пришла (весна).
6. С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте,
с пылу с жару из печи, все румяны, горячи (блины).

Четверг – «Разгул»


Бабушка Настасья: Именно с четверга начинается празднование Масленицы - Широкого Разгула. Именно с четвертого дня Масленицы народ пускался в настоящий разгул на широкую ногу. Тут тебе и пир с блинами, и красно-черной икрой горой; и пышные народные гуляния-маскарады; и выяснения, кто самый сильный на селе в кулачных боях; и разные смешные состязания; и заигрывания парней с девушками!
Глашатай:
А в четверг - раздольный «Разгуляй» приходит,
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек - суженых своих!
Второй скоморох:
Эй, веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод,
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед-назад
И сказать три раза «Эх»,
Победит, наверное, смех!
(Дети делятся на две команды, встают в середину зала, а между ними – канат)

Русская забава: «Перетягивание каната»


Цель: развитие силы и силовой выносливости; воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Оборудование: канат.
Правила игры: Канат располагают вдоль зала. Игроки берутся за канат в шахматном порядке. Середина каната должна находиться в центре зала. По сигналу команды стремятся перетянуть канат за контрольную линию, побеждает команда, перетянувшая канат за контрольную линию. Игра начинается и заканчивается по сигналу.

Русская народная хороводная игра «Кострома»


Цель: развитие чувства ритма и музыкального слуха; совершенствование двигательных навыков (от медленного шага до бега); знакомство детей с древними традициями и обычаями.
Правила игры: Выбирается вода – «Кострома» . Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки, и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой» .
Ход игры:
Дети:
«Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»
После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой» (игра повторяется 2-3 раза) .

Пятница – «Тещины Вечерки»


Бабушка Настасья: Пятый день праздника Масленицы назывался «Тещины Вечерки», это был ответный визит тещи (бабушки) к любимому зятю, на блины, только приготовленные дочкой. Причем теща приходила в гости к зятьку не одна, а со всеми многочисленными родственниками и друзьями.
Глашатай:
Ой, ты, тещенька душа, для зятька родного
Ты советов наготовишь, только, чур, немного!
Будь сегодня подобрей, будь не очень строгой,
И отплатит он блинами, медом и любовью.
С четверга зятья пекут, аж до поздней ночи,
Очень вкусные блины для любимой тещи.
Целый год ходил он к ней на блины-вареники,
Проявить ему черед к теще уважение!
Масленица: Гости, дорогие! Хочу с вами поиграть, вопросы Вам позадавать!!

«Блинная викторина» для родителей:

1. Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица , Рождество, Новый год) (Другие ее названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха) ;
2. Что символизируют блины на масленицу? (солнце , луну, звезды, планеты);
3. Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой);
4. Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припеком , с подоплекой, с присказкой);
5. Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи , галушки, клецки);
6. Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные , стеганые, вышитые; безразмерные).
7. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет» (полено, стекло, брюхо , голова.), (Блин не клин, брюха не расколет).
8. Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил , медведь).
9. Назовите автора этих стихотворных строк?
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов.
(А. Пушкин , Н. Некрасов, В. Высоцкий, В. Маяковский), (Это строки из Пушкинского стихотворения «Моя родословная»).
10. Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Карлсон, Знайка , Иван-дурак, Емеля)
11. У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (Боксеров , лыжников, фехтовальщиков, саночников), (Это легкие тренировочные перчатки боксеров.) ;
12. Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга , молот), (Это металлические диски.)
13. В какой области России воздвигнут памятник блину? (Ульяновской , Тамбовской, Воронежской, Ивановской).


Памятник блину!

Суббота – «Золовкины посиделки»


Бабушка Настасья: Шестой день празднования Масленицы приходился на субботу и назывался «Золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. В шестой день праздника Масленицы считалось обрядом приличия, чтобы молодая жена дарила сестрам мужа какие-нибудь полезные подарки. Ну, теперь все вспомнили, кто такая золовка!
Глашатай:
Близится суббота, «Золовки угощенье»,
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Третий скоморох:
В хоровод скорей вставайте,
Веселиться начинайте!

Русская народная игра «Хоровод с платком»

Цель: формирование быстроты, выносливости, силы.
Правила игры: Дети встают в круг, держась за руки. Водят хоровод. Масленица - в центре круга, произносит слова:
А я масленица, я не падчерица,
Как с платочком пойду, так сейчас к вам подойду!
На плече платок лежит, кто быстрее пробежит,
У меня платок возьмет и весну к нам позовет!
Дети произносят закличку:
Приди весна, приди весна! Будет всем нам не до сна!
С радостью скорей приди! Всех нас хлебом накорми!
Все останавливаются, и Масленица встает напротив двух детей, указывая платком на них. Они встают спиной друг к другу, и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто прибежит первым и возьмет платок из рук Масленицы - победитель. (Игра повторяется несколько раз)

Воскресенье – «Прощеное воскресенье»


Бабушка Настасья: Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела Масленицы, вместе со сжиганием чучела считалось, что сжигалась сама смерть и Зима, тем самым очищалась широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия. В последний день Масленицы, который еще называли «Прощеное Воскресение», каждый человек должен попросить прощения у всех, кого он специально или ненароком обидел, а также обязан простить всех тех людей, которые попросят у него прощения за причиненные ему прошлые обиды со словами - «Пусть Бог простит, а я прощаю...».


Глашатай:
Никто не забывает в последний день зимы,
Сказать любимым людям целебное -

«прости»!

Всего одно лишь слово, а сколько в нем святого,
Весеннего и чистого, так нужного, простого,
Последний день, и пост наступит на земле,
Лишь с чистою душой, придем опять к весне!
Дети рассказывают масленичные заклички:
(
1. Масленица, масленица!
Блин по небу катится.
Солнышко разлаписто,
Что котенок ластится.
2. Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
3. Масленица, масленица
Хороводом дразнится!
Блин в сметане с маслицем
Ждет, кому достанется.
4. Ах, блины с икоркой
Главные, конечно.
Рюмку выпьем горькой,
Запоем беспечно.
5. Весело, весело!
Эх, разгул широкий!
Солнце ноги свесило
Прямо в снег глубокий.
6. Масленица, масленица,
Томная глазунья …
Жаль, соломой спалится
Над костром, шалунья.
7. В масленицу, в масленицу
Знатно угощенье!
Всех прости, кто дразнится
И тебе - прощенье!
Масленица: Вы давно блинов не ели?
Дети: «да-а-а!»
Масленица: Вы блиночков захотели?
Дети: «да-а-а!»
(Сюрпризный момент: под русскую народную мелодию выходит Весна с угощением!)
Весна:
Да как же без блинков румяных!
И горячих долгожданных,
Угощение на славу,
А ребятам на забаву!


(Родители, дети, гости – все встают в хоровод)

Хоровод «Ой блины, блины, блины…»

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
4. Напекла она поесть.
Штук пятьсот, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
5. На поднос она кладет
И к столу сама несет.Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди