22.04.2019

Сценарий праздника осенние посиделки в начальной школе. Праздник "осенние посиделки". Группа детей играют на русских народных инструментах


Сценарий фольклорного праздника «Осенины»

Осенние посиделки

Подготовительная группа

Звучит русская народная мелодия: «Из-под дуба». Дети входят в зал, приплясывая. Садятся на свои места. Их встречают воспитатели в русских народных костюмах – Гавриловна (1) и Даниловна (2).

1. Доброго здоровья молодцы, да красны девицы! (здороваются с гостями, поклоны). Мы приглашаем вас на русские народные посиделки.

2. А в старину, на Руси уважаемых людей называли по отчеству, без имени.

1. Поэтому я Гавриловна.

2. А я Даниловна.

1. А собрались мы сегодня на осенние посиделки. Их еще раньше называли засидками или вечерками. Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

2. Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть

Всеми детьми исполняется кадриль «Цветки – лютики» (Т. Суворова).

(Несколько девочек идут переодеваться в костюм журавлей. А остальные дети берут осенние листочки и садятся на свои места).

Ребенок:

Наступила Осень золотая.

Птицы приготовились к отлету.

Машут крыльями: «Прощай Земля родная»,

Говорят, взмывая в небо голубое.

Ребенок:

Улетай журавлик, да не насовсем.

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем:

Осенины нынче на Руси.

Танец «Журавлиный клин». (Т. Суворова).

Ребенок:

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну, до чего красив.

Пёстрою листвой шумит он надо мной

Осенины нынче на Руси.

Ребенок:

Где-то в перелесках бродит дух грибной.

Что ты хочешь, то у осени проси

Наслаждайся красотою неземной.

Осенины нынче на Руси.

Танец с листьями «Осенняя сюита». (Т. Суворова)

1. Вот такие вечерки, посиделки, собирались у хорошей хозяйки. Изба у нее просторная и теплая. По полу половички домотканые, на столе свечка сальная, чтоб всем светло было, электрических лампочек еще тогда не придумали. (Гавриловна садится на скамеечку, а Даниловна подходит к сундуку, открывает его)

2. А перед вечерками раскрывали девицы бабушкины сундуки, (открывает сундук) одевали белые рубахи, да сарафаны, платки яркие, на шею вешали бусы в несколько рядов, цепочки да монисты. На руки браслеты, пальчики унизывали колечками, богатые барыни золотыми, а бедные – медными. Нарядившись, девицы белились да румянились. Пудрились мукой, румянились свеклой, брови углем рисовали. Идите, девицы и вы ко мне прихорашиваться (вызывает двух девочек).

Конкурс «Ряженье». (девочки наряжаются – одевают бусы, колечки. А потом идут по кругу под музыку, показывая, как нарядились, под аплодисменты).

1. Ну вот и нарядились! (говорит во время показа нарядов девочек)

2. Уж какие красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. Выходите-ка, девицы, танцевать вы мастерицы!

2. Кавалеры помогайте, пыль с сапожек отбивайте!

Русский народный танец «Кадриль»

(Гавриловна и Даниловна присаживаются на скамейку).

1. А теперь сядем рядком да поговорим ладком!

2. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

1. пошла я на лыко гору драть…

Увидела, на утках озеро плавает…

Я бросила три палки: одну еловую,

Другую березовую, третью рябиновую!

Бросила еловую – не добросила!

Бросила березовую – перебросила!

Бросила рябиновую – угодила!

Озеро вспорхнуло, полетело. А утки остались!

2. Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

1. Кто еще потешки знает,

Пусть быстрей нам почитает.

(выходят по очереди дети)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот расстался.

Фома. Что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок. Иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют, да плачут.

Фома. У тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

1. Насмеялись досыта. Но пора и поиграть в игры.

Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу».

Ход игры: все идут по кругу, а водящий двигается поскоками внутри круга, все приговаривают:

Ай гу-гу, ай гу-гу, не кружися на лугу!

На лугу-то лужица, головушка закружится!

Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему за словами:

«Ой, вода, ой, вода, Вове (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Вова салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.

Игра «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

Игра «Кот в мешке» (игра для детей, а затем для родителей и гостей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

2. Как у нашего соседа весела была беседа,

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки, чайки в балалайки,

Снегири-краснозобочки застучали в коробочки,

Свиристели в свирели, кукушка в колотушки,

Скворцы в бубенцы, две синицы-крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают!

Группа детей играют на русских народных инструментах.

Танец с ложками «Коробейники»

(Русская народная песня: «Пойду ль я, выйду ль я»)

1. А кто из вас, ребятки, дразниться горазд? Будем соревноваться, у кого язычек острее.

Дразнилки:

Девочка: Ванька-Встанька, карапуз, надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба - вырастишь до неба.

Мальчик: Наша Маша тоненька. Как в стогу соломинка,

В лапочки обуется, как пузырь надуется.

Девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес.

2. А Ванюша отвечает:

Мальчик: Заготавливать овес.

1. (обращается к подруге). Вот пока мы с тобой в тепле сидим, да обо всем говорим, на улице-то дождь прошёл. А наши-то девчата шустренькие, да удаленькие – дождика совсем не боятся. Давай с ребятами посмотрим на них.

«Танец с зонтиками» (музыка Поля Мориа)

2. Гавриловна, иди сюда, поговорим, всю ли ты работушку переделала?

1. А как же, Даниловна. Трудилась с утра до вечера, не покладая рук. Столько дел переделала: и овощи с огорода убирала, и варенья наварила из клубники, да из малины, грибов запасла сушеных, да солёных.

2. Да и наши молодцы, да красны девицы не линились. Заготовили много овощей и фруктов. А давай посмотрим, какой вкусный обед наши девицы и молодцы приготовят. Вот продукты для борща и для компота.

Конкурс «Сварим обед»

1. Ох как вкусно мы поели, так и весело запели.

Хоровод «Выходила молода».

Ребенок:

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён. Иван…

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Частушки:

1. Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, съиграем…

Попросите только нас!

2. Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

3. Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки.

Из-за крчек, из-за пней

Не видать наших парней.

4. Я залезуна берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

5. А я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Расплету я руссу косу,

Пусть завидует народ.

6. Оха-ха да оха-ха,

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Ох, помучаю я их!

7. Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Все приданное забрали,

А меня забыли.

8. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

(Гавриловна и Даниловна выносят корзину с фруктами)

1. Хорошо пели и плясали молодцы да красны девицы.

2. Весело, задорно. И решили мы угостить вас осенними плодами.

1. Тут и празднику конец.

2. Кто с нами играл и веселился- молодец!

1. А кто тихо в уголочке скучал, Даниловна?!

2. Тот и праздник проспал, Гавриловна!

Конец праздника.

Репертуар:

1. Русская народная мелодия «Из под дуба»;

2. Кадриль «Цветики лютики» - «Танцевальная ритмика» Т. Суворова;

3. Танец «Журавлиный клин» - «Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

4. Танец с листьями «Осенняя сюита» -«Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

5. Русский народный танец «Кадриль»;

6. Русская народная игра- потешка « Ай гу-гу»;

7. Игры: « Перепрыгни через лужи», «Кот в мешке»;

8. «Танец с зонтиками» - - музыка Поля Мориа «Шербургские зонтики»;

9. Русский народный хоровод «Выходила молода»;

10. Частушки- И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры»;

11. Конкурс «Ряженье».

Атрибуты:

  • костюмы Гавриловны и Даниловны- русские народные
  • украшение зала под фольклор
  • скамейка
  • костюмы журавлей
  • осенние листья
  • украшения для ряженья
  • лужи 6шт из ватмана
  • мешок с овощами и фруктами
  • фрукты и овощи, 2 кастрюли, поднос
  • корзина с фруктами -угощение

Внеклассное мероприятие для школьников 1-9 классов. «Осенние посиделки»

Цели:
расширять знания об осени;
развивать монологическую речь, активизировать познавательную деятельность детей;
формировать нравственно-ценностное отношение к природе;
включать учащихся в разноплановую творческую деятельность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация “Осень”, шары, листья деревьев, фрукты и овощи, муляжи грибов, фруктов, овощей.
Ход праздника
Заставка на осень (телевизор)
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Всем Денисам и Катюшкам!
Всем Антонам и Танюшкам!
Приглашаем всех сейчас:
веселиться, петь, плясать,
В игры разные играть!
Ведущий: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ведущий: Кого-то не хватает на наших осенних посиделках.
– Кого же? (ответы детей)
– Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.
Музыка
Осень:
А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Ведущая:
Здравствуй наша осень,
Осень золотая!
Мы тебя встречаем богатым урожаем
– Хотите про плоды узнать? Прошу загадки отгадать.
Загадки не простые загадки-обманки:
Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…...Капуста.

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно …..Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.

Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется...Свекла

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.

Музыкальное сопровождение

Сценка «РЕПКА»


Музыкальное сопровождение 1. Игра «Узнай по вкусу» (играет музыка)
Осень выносит на тарелочке, разрезанные на маленькие кусочки овощи и фрукты.
Дети с завязанными глазами пробуют овощи и фрукты, отгадывают их по вкусу.
2. Игра «Да или нет?»
Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)
Осень: Ребята, холодно сегодня, будем куртки, шапки надевать?
3. Игра «Кто вперед соберется на прогулку»
4. Рифмофокусы. – хоровая игра
Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой. Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.
Ведущая:
Слышен топот быстрых ножек,
Это непоседа… (ёжик)
Музыкальное сопровождение.
В зал входит Ёжик


Ёжик :
Здравствуйте дети дорогие
Я принес вам подарки лесные
Ели донес я грибочки в корзине
Чтоб зимой угощались вы ими Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»
Я буду называть грибы.
Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!
Съедобный-хлопайте,
Несъедобный-топайте
Теперь будьте внимательны.
Масленок
Поганка
Боровик
Дождевик
Волнушка
Хлопушка.
Шампиньон
Лисичка
Подберезовик
Сыроежка
Свинушка
Груздь
Рыжик
Чижик
Опёнок
Слоненок.
Ребята! Угадайте кроме грибов, что я люблю еще (правильно – яблоки)

Игра с яблоками.


Осень:
Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.

РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД

Сценарий:
Действующие лица:
Дед – «новый русский» банкир Дедов.
Бабка – жена «нового русского».
Внучка – современная девица.
Жучка – собака «нового русского».
Кошка – кот Матроскин.
Мышка – шустрая, деловая, хозяйственная.
Рассказчица
Ребята мы сейчас покажем вам старую сказку на новый лад. Посадил дед репку…
Открывается занавес, на сцене сидит Репка.
Дед (с мобильным телфоном). Да, банкир Дедов слушает. Да… Нет… Ну, отстегните им поллимона… Где?.. Да на даче. Да нужно тут урожай собрать. Слушай, ты… (видит репку) вот это да-а… (в телефон). Ну ладно, пока (кладет телефон в карман) Вот-те на-а! вот уродилась! Пробует вытащить из земли. Рассказчица. Стал дед репку из земли тащить – тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.
Дед (звонит по мобильному телефону). Привет, старушка, спустись-ка вниз, у меня тут прикольная штучка есть, что покажу!..
Бабка. Ну, что? Ты никак новый «мерседес» купил, дорогой?
Дед Гляди сюда! Смотри, какая репка! Вытащить надо!
Бабка. Это что, так что ли? (показывает свой фирменный прикид). Ты посмотри на меня! А мои ногти! (жеманничает).
Дед. Давай, давай, берись!
Рассказчица. Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут-потянут – вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.
Бабка (задумчиво). Дед, звони Внучке, она, правда, на дискотеку собиралась, может, еще не ушла?
Дед (звонит внучке). Внученька, спустись-ка в огород, что покажу!
Внучка (капризно). Дед, ну в чем дело? Я опаздываю, меня ждут на дискотеке. Тачка вот уже у забора стоит! Какие проблемы?
Дед Давай-ка берись, помоги вытащить репку!
Внучка Вот еще, в земле буду ковыряться! (фыркает).
Дед Давай-давай, а то без ужина останешься!
Рассказчица Взялись снова. Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут-потянут – вытянуть не могут. Тогда кликнула внучка Жучку.
Внучка Давай-ка, Жучка, Деду поможем!
Жучка (подражая хозяйке). Ну вот еще, мы только из парикмахерской: мастером стрижены, шампунем намыты, духами брызганы, буду я еще свои лапки марать!
Бабка (строго). Берись-ка за Внучку, будем репку тянуть! Иначе вечером не видать тебе «Чаппи»!
Жучка (по собачьи радостно). Хочу «Чаппи»!


Рассказчица Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку; тянут-потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка Кошку!
Жучка (покровительственно). Эй, Матроскин, работа есть!
Матроскин (озабоченно). Отстаньте, у меня своих дел навалом, у меня еще Мурка не доена, Гаврюша не кормлен, с дядей Федором на рыбалку собирались… (обреченно) ну, что там?..
Жучка (хвастливо). Смотри, какой у хозяина урожай! А мы только из парикмахерской… иди помогай!
Рассказчица Снова взялись они; Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянут не могут.
Матроскин А я тут только что Мышку видел, пусть идет на помощь…
Мышка выбегает из кулисы – вся в заботах: «Мышка, Мышка», что «Мышка»? А без Мышки – слабо?
Матроскин (деловито). Меньше разговаривай, работать надо!
Мышка (машет рукой). Сейчас, сейчас!..
Рассказчица Снова тянут-потянут репку. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут, раз… и вытащили репку…
Дед Вот, что значит коллектив! Какая большая крепкая репка, прям хоть в Книгу рекордов Гиннеса заноси!
Рассказчица На том и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Чувичкина Татьяна Николаевна – Музыкальный руководитель, Момотова Оксана Сергеевна – Воспитатель МОУ Детский сад №276 г. Волгоград

Дата поступления работы на конкурс: 02.11.2016г.

Сценарий утренника в подготовительной к школе группе

«Осенние посиделки»

Дети заходят под музыку «Красный сарафан» выполняют танцевальную композицию «Осенний хоровод» (переменный шаг, повороты, кружения)

Становятся полукругом.

1 вед: Добрый день и поклон вам гости дорогие! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали.

2 вед: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

1 вед: Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, будет радостный! По обычаю, старинному называется он осенинами!

2 вед. Сегодня будут танцы, игры, смех,

Радости хватит для всех.

1 реб. Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать.

2 реб. На завалинке в светёлке

Иль на брёвнышках каких.

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

3 реб. Нам досуг порою мелок.

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

1 вед: Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

4реб. Начинаем посиделки!

5реб. Открываем посиделки!

Дети: Для друзей и для гостей!

Песня - хоровод «К нам гости пришли»

2 вед: Наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи.

6 реб. Осень за окошком ходит не спеша,

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду,

Тихо и красиво осенью в саду.

Песня «Лист календаря»

(садятся на стульчики)

1 вед: В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче и долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок. Девушки приносили на посиделки свою работу - кто шил, кто прял, а кто вязал.

1-я дев. Ох, хорошо, подруженьки. Наконец – то пора отдохнуть пришла, а то летом ни одного свободного денёчка, не было.

2-я дев. Ну теперь все вечера наши будут. Будем собираться, да нехитрым рукоделием заниматься.

3-я дев. И то правда. Посмотрите, какие у меня платочки красивые получились, давайте с ними спляшем.

«Танец с платками»

2 вед: На девичьи посиделки недобрые люди не заглядывали, боялись света лучин и добрых песен. Но зато нередко заглядывали парни. И верно, где же ещё приглядишь пригожую подружку, как ни на посиделках.

(2 мальчика подходят к девочкам)

1 мальчик. Здравствуйте, красные девицы!

Девочки. (визжат хором)

2 мальчик. Да что с вами? Или мы такие страшные?

Девочки. Нет это не так.

1 мальчик. А мы к вам в гости на огонёк заглянули. Не прогоните?

Девочка. Да зачем же прогонять коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли.

2 мальчик. И с добром, и с угощеньем. (Выносит поднос с баранками и конфетами).

Девочка. Ай да гости. Устроили нам настоящий пир. А ну, девочки, споём добрым молодцам песню.

Песня – перепляс «У нас нынче субботея»

(Девочки садятся, в зале появляются кузнецы с молотками)

1й кузнец. Хозяйка, кузнецы нужны?

Девочка: Проходите, милые, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Девочка. А что вы умеете?

Кузнецы. А вот что.

Инсценировка песни «Во кузнице » (2 дев, 2 мальчика в конце песни показывают гвозди, которые они выковывали)

1вед: Ай спасибо, работнички, уважили, кузнецы вы умелые!

1 мальчик. А у меня папка- гончар, во как работает (показывает глиняный горшок)

2 мальчик. А у нас в кузнеце не хуже.

1 вед. Не спорьте, ребята! Идите лучше поиграйте, да попляшите. Делу время – потехе час!

Игра «Вышел Ваня погулять»

1 вед. Ишь, ты! Все себе пары выбираете, и девушек на танец приглашаете.

Танец «Кадриль» (танцуют все дети группы)

2 вед. Хорошо у нас на посиделках, только про осень мы с вами забыли.

7 реб. Осень в город невидимкой

Потихонечку вошла

И волшебную палитру

С собой в город принесла

8 реб. Краской красною рябину

Разукрасила в садах

Брызги алые рябины

Разбросала на кустах.

9 реб. Жёлтой разрисует осень

Тополя, ольху, берёзки,

Серой краской дождик льется.

Солнце золотом смеётся.

10 реб. Клён оранжевый стоит

И как будто говорит:

«Посмотрите же вокруг-

Всё преобразилось вдруг!»

11 реб. Опустила осень кисти

И глядит по сторонам

Яркий, добрый, разноцветный

Праздник подарила нам.

Песня «Осень в гости просим»

Вед. Осень, осень, осень

В гости тебя просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

(Под музыку входит осень)

Осень: Вы обо мне? А вот и я.

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год

За летом следом мой черёд.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

Дети: Да хороши твои подарки!

Осень: Лес осенний словно терем,

Чудеса таятся в нём

Он откроет все секреты

Лишь подружек позовём.

Сентябринка, выходи

Про сентябрь нам расскажи.

(выходит Сентябрина)

Сентябринка: Я ребята, Сентябринка,

Я хозяйка сентября

И для всех друзей хороших

Есть подарки у меня.

Ягоды, грибы

До чего ж они вкусны!

Осень: Октябринка, выходи

Про октябрь расскажи

(появляется Октябринка)

Октябринка. В октябре, в октябре

Дела много на дворе:

Надо овощи убрать

И припасы запасать

Скоро близится зима

Скоро будут холода.

Осень: Ребята, а вы не хотите помочь Октябринке собрать урожай?

Дети. Да хотим!

Игра «Собери урожай»

2 ведра, 2 ложки, овощи, фрукты, одна команда собирает овощи, другая фрукты.

Осень: Ну, теперь Ноябринка выходи,

Про ноябрь нам расскажи.

Ноябринка: Дождь холодный льёт и льёт,

На деревьях иней

Первый снег и тонкий лёд

Лужицы порыли

Гуси, журавли и утки

В стаи собираются

И в далёкую дорогу

К югу отправляются

Вот они летят, курлычут

Говорят, они «Прощай»!

Отправляемся на юг мы

До свиданья, милый край.

Вед: Провожаем птиц мы танцем

Пусть посмотрят на ребят,

Перелётных птиц в дорогу

Провожает детский сад.

Танец

Вед: Много осень ты подарков

Нам сегодня принесла,

И теперь, царевна осень,

Мы благодарим тебя!

Осень: Спасибо, дети, вам за праздник,

Всем очень благодарна я!

Корзину фруктов самых разных

Вы в дар примите от меня!

(Угощает детей фруктами)

Вед. Благодарим мы осень за подарки,

Но расставаться нам пришла пора.

Ведь в ноябре снега падут на землю,

Настанет холод и придёт зима.

в старшей группе

Форма работы с детьми - развлечение, посиделки.

1. Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные приметы, обычаи.
  • Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.
  • Обогащать знания о природе.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно - танцевальном творчестве русского народа.
  • Развивать мышление, творческое воображение, память.
  • Совершенствовать связную речь, пополнить словарный запас.

3. Воспитательные задачи.

Зал празднично оформлен в народном стиле. Входят дети под хороводную русскую мелодию. Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Вот и Осень к нам пришла.

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тихо и красиво осенью в саду.

Ребенок:

Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

Ребенок:

Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

Ребенок:

Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

Ребенок:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Ведущий: И правда, сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.

Ребенок:

На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок:

При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хоровод.

Ребенок:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

Ребенок:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребенок:

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все:

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку (или под песню) идут хороводным шагом к своим стульчикам, садятся девочки отдельно, мальчики отдельно.

Ведущий: Ребята, никак гости к нам пожаловали. Это дорогие Потешницы идут, а что за праздник без Потешниц!

Входят две Потешницы. Под музыку несут на подносе с рушником хлеб да соль, обходят весь зал, останавливаются.

1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!

2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!

1 потешница: Пришли мы позабавить вас да потешить!

2 потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!

1 потешница:

Нам начать досталась роль.

Принесли мы хлеб да соль.

2 потешница:

А потому принять извольте,

Тот, кто пришел на посиделки,

На нашей праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль.

Потешницы отдают поднос с хлебом ведущей или угощают (отламывают от каравая) .

Ведущий: Спасибо большое!

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тот час.

А наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи. На наших посиделках сложа руки никто, не сидит. Посмотрите, как дети песню поют.

Песня «Постучалась осень»

Ведущий: Пока девочки пели, ребята целую корзину ложек настрогали.

Ребенок:

Эй, жалейщики гусляры

Танцоры и плясуны

Вас баян давно зовет

Становитесь в хоровод.

Ребенок:

Шире, шире, шире круг

Каблучков раздался стук

Подбодрим танцоров наших

Пусть они резвее пляшут.

Ребенок:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец с ложками (мальчики приглашают девочек и отдают вторую пару ложек)

Потешницы. Молодцы петь да плясать вы умеете.

Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей) . Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит - лодырь». Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки :

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Долог день до вечера, коли делать нечего

О человеке судят не по словам, а по делам.

Терпение и труд все перетрут.

Была бы охота - будет и работа.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Кончил дело - гуляй смело.

Умелые руки голодными не останутся.

Любишь кататься. Люби и саночки возить.

Потешницы: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

Ведущий: Как говорится «делу время, а потехе час». Наши ребята споют песню, которые тоже не очень-то любят работать.

Выходит солистка.

Мы с миленьким вдвоем

Дружно семечки грызем.

Посмотри на мой роток-

Там всего один зубок!

Выставить стульчики для «подружек».

Песня «Семечки»

Потешница. Да с таким женихом - то дом пустым будет. Ведь как говорят «Только трудом держится дом»!

Потешница. Ой, ребятушки. А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? Расскажите нам про осень стихи.

Стихи про осень.

Ребенок:

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Песня «Осень» (осень снова к нам пришла)

1 потешница: Хорошо поёте. А загадки -то отгадывать умеете.

2 потешница: 1 загадка:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (морковь) .

2 загадка:

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

3 загадка:

Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка,

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка (капуста)

Потешница: В старые времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюда у русского человека.

Ведущий: Давайте покажем, какая капуста выросла на нашем огороде.

Все дети выходят в хоровод. Берутся за руки.

Хоровод «Вью, вью я капусточку»

Дети:

Ой, капуста бела!

Ой, капуста вкусна!

Капуста:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява

Кто любит щи -

Капусту в них ищи.

Игра «Ищи»

1 потешница:

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

2 потешница:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Дети выстраиваются с двух сторон с муз. инструментами

Исполняют частушки

Все:

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Мальчики:

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочки:

Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Мальчики:

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

Девочки:

Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить пирожки с картошкой.

Мальчики:

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Вместе:

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

1 потешница: Вот здорово! Какие веселые частушки!

2 потешница: Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда -

У нас будет занятная игра.

Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи - вьюнки) .

Игра «Кот в мешке» (узнать овощ или фрукт на ощупь) .

1 потешница: Позабавили вы нас девицы да молодцы. Играми да плясками сыт не будешь

2 потешница: Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Явись сюда, красавица млада, с блинами русскими.

Девочка. Блинов не напекли, молока не принесли.

Звучит музыка. Входит дед Ерофей с коровой

1 потешница: Смотрите, это же дед Ерофей с нашей деревни.

Дед Ерофей:

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Да, видно, не нравилась людям она.

Ведущий: Нам, дедушка, срочно корова нужна.

Дед Ерофей: А зачем она вам?

Ведущий: На нужно молока для блинов.

Дед Ерофей: Коли повеселите нас с Зорькой - пожалую вам молока.

Ведущий: Дорогие наши Потешницы, срочно выручайте, веселую игру затевайте.

1 потешница: Это вовсе не проблема, дедушка Ерофей.

2 потешница: Собирайся детвора, ждет вас развеселая игра.

Игра «Репка» (дед и баба - родители, остальные дети) играют сразу две команды.

Дед Ерофей: (спрашивает у коровы) Ну что, Зорька, понравилась тебе игра? Понравилась, только еще поиграть хочет.

1 потешница: Богатая у нас природа на дары в полях да лесах, так на всю зиму заготовки делаем. Пьём ароматный чай, да похваливаем.

2 потешница:

Чай горячий - наша сила, украшение стола.

«С чая лихо не бывает» - так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает.

Пей хоть пять часов подряд!

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай.

Задание: определить на вкус с чем чай заварен

  1. листья смородины
  2. мята
  3. шиповник
  4. зверобой
  5. душица.

Дед Ерофей: Молодцы какие ваши родители! Вот вам детушки кринка молока, а мне дайте вкусного блинка.

Потешницы выносят на подносах блины для детей и гостей, угощают Деда Ерофея

1 потешница: Вот гости дорогие повеселились мы с вами. Много нового узнали, узнали и мы, что знакомы вы с обрядами, праздники народные почитаете, бережете родную культуру.

2 потешница:

Прощаясь с вами мы желаем

В мире жить, всем дружить

Родным краем дорожить

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!


Цель:

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
  • Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
  • Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
  • Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
  • Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, декорации деревенской избы, ворот; плетеньдеревянные свистульки, деревянные ложки, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок,

Ход праздника

Дети входят в зал, садятся на скамейки. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют:

— Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие моря.

Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.

Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

— Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.

— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.

— Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?

— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!

Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.

(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)

Русская народная песня «У ворот»

Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

1 ребёнок: Отдых – это не безделки: время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и для гостей.

2 ребёнок: Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)

Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.

Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?

Песня «Осень золотая» муз. Г.Л.Гусевой

Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают). В нём – загадки.

Петровна: Давай, Михайловна, сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,

Кто смышлёный — поглядим (заглядывают в сундучок).

Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.

Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)

Русская народная песня « Узорница»

(мальчик за песню дарит колечко, с поклоном, и одевает на пальчик.)

Мальчик: За песню звонкую, весёлую, да за доброе словечко
Раскрасавица девица, я дарю тебе колечко.

Русская народная игра « Колечко»

Михайловна: А вот ещё загадка из нашего сундучка.

Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,

На кустах они висят, и как маков цвет горят,

Только это не малина, что за ягода?….(калина)

(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)

Хоровод « У калинушки» муз. Ю.Михайленко

Петровна: Ой, сколько листьев во дворе, помогите убрать.

Аттракцион «Собери листья в корзину»

Михайловна: Ну, вот! Кончил дело, гуляй смело! (показывает собранные листья)

Петровна: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте нескладушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Михайловна: Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,

Русская, народная, весёлая задорная.

«Частушки – нескладушки»

Петровна: Молодцы, девчушки! Славно всех повеселили, потешили.

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то песни поёт…

Петровна: Да полно те, это комары звенят!

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то каблучками чечётку выводит…

Петровна: И правда… Это ж у наших ворот народ собирается!

Приглашайте гостей на танец!

Русская пляска (дети приглашают гостей на танец)

Петровна: (заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!

Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка) .

Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).

За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).

Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).

На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).

Михайловна: А теперь, детвора, про наш урожай спеть пора.

Хоровод «Здравствуй, осень» муз. Ю.Слонова

Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное .

Петровна: Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?

Пугало: Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.

Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.

Меня сороки, галки боятся пуще палки!

Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?

Пугало: Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй. Я – трудовое Пугало Огородное!

Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,

ветром и дождём.

Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…

А меня и на ваши посиделки не пригласили.

Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?

Пугало: Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…

Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.

Михайловна: Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!

Пугало: Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!

(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)

Михайловна: Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)

— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?

Дети: Овощи! Не растут на деревьях.

(несколько детей снимают их с дерева)

Пугало: Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню! А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.

Аттракцион « Отдели овощи от фруктов».

Пугало: Вот здорово!

Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!

Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!

Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,

Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости через год (уходит).

Петровна: Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!

Что же это за игрушки? Лежат – молчат, на ребят глядят.

А к губам поднесут – на весь свет запоют. (свистульки)

Всех накормит а сама не ест? (ложка)

Михайловна: Эх! Хороши игрушечки весёлые свистушечки

Поют, свистят, народ веселят! (выносят свистульки и деревянные ложки, раздают детям).

«Свистулечный оркестр»

Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!

Ребёнок: Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,

За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!

Михайловна: Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.

За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!

«Пироги»

Ребёнок: Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А теперь, ай-да, ребята, с пирогами чай попьём! (звучит музыка, дети уходят)

Петровна: Развлекала, веселила нас с тобою детвора,

А теперь, моя подружка отдохнуть и нам пора.







музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 14»,

г.Вышний Волочёк, Тверская область, Россия


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди