Каменева Ирина Валентиновна и Попова Татьяна Викторовна. Воспитатели. МБДОУ "ЦРР - детский сад № 415" РФ, Пермский край, город Пермь.
Основание для разработки. Актуальность проекта
:
Большое значение для познавательного развития детей имеет знакомство с родным городом, районом и улицей, с достопримечательностями города, с памятниками старины, с традиционной народной культурой и бытом. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе. Поэтому эта задача актуальна в настоящее время.
Мы решили помочь нашим детям. На основании анализа анкет и результатов диагностики, мы сделали вывод, что дети не владеют достаточной информацией о родном городе, родители уделяют мало внимания этой проблеме, так как нет интереса, и не хватает знаний у самих взрослых. А также нет системы по ознакомлению с родным городом в детском саду, отсутствует взаимодействие с работниками музея.
Цель проекта
:
Формировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурно – историческим ценностям города.
Задачи проекта
:
- Расширить родительскую компетентность по данной проблеме. Начать работу по ознакомлению детей и родителей с историей города и его культурными ценностями.
- Сформировать осознанное отношение детей и родителей к культурно – историческим ценностям города.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
- Пополнять методическое сопровождение по разделу «Знакомство с родным городом».
- Разработать формы сотрудничества с библиотекой на ул. Гашкова 20, музеем – диорамой (памятник борцам революции), детским клубом «Электрон»
Задачи для педагога :
- Расширить родительскую компетентность по донной теме.
- Разработать формы сотрудничества с библиотекой, музеем – диорама, детским клубом «Электрон».
- Пополнить методическое сопровождение по теме «История и культура города».
Задачи для родителей
:
- Начать знакомить родителей с историей и культурой города Перми.
- Сформировать потребность в посещении музеев, выставок и т. д.
Задачи для детей :
- Воспитывать интерес, внимательное отношение к культурно – историческим ценностям города.
- Формировать представление детей о городе Перми как о культурном и историческом центре Пермского края.
Тип проекта: педагогический
.
Вид проекта: групповой
.
Участники проекта: воспитатели группы (Каменева И. В. и Попова Т.В.) №12, дети старшей группы, родители и др. члены семьи.
Длительность проекта: 4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
Ожидаемый результат
:
- Обогатить знания детей и родителей об истории и культурных ценностях города Перми.
- Вызвать устойчивый интерес к истории города и потребность в самостоятельном знакомстве с этой тематикой.
- Сформировать бережное и осознанное отношение к культурно – историческим ценностям города.
- Разработать методическое сопровождение по данному разделу.
- Разработать новые формы сотрудничества с музеем- диорама, библиотекой, детским клубом «Электрон».
Этапы реализации проекта
:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Подготовительный этап
:
- Провести мониторинг с детьми.
- Выявить представления детей по данной теме.
- Подбор художественной литературы.
- Оформление информационного стенда для родителей.
- Провести работу по подбору иллюстрированного материала.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Сроки
|
|
Первоначальная диагностика детей. Рассматривание открыток, буклетов о Перми. Составление альбомов с рассказами детей «Мой дом», «Моя улица». Знакомство с гербом и флагом Перми. Чтение литературы о Перми «Мы земляки», «Мы пермяки». |
Пополнить предметно-развивающую среду (буклеты, открытки, фотографии, карта города, глобус и т.д.) Оформить уголок по краеведению. Подбор литературы по теме. |
Анкетирование родителей по теме «Культура и история Перми». Организация выставок «Мой город Пермь», «Я люблю свой город». Родительское собрание «Разработка плана совместных мероприятий». |
Сентябрь- октябрь |
Основной этап
:
- Пополнить методическое сопровождения по разделу «Знакомство с историей и культурой Перми.
- Формирование знаний у детей и родителей о районе, городе.
- Организовать цикл тематических экскурсий и занятий по ознакомлению с культурно – историческими ценностями родного города.
Развивающая среда |
Работа с родителями |
Сроки
|
|
Рассматривание открыток, буклетов, фотографий. Прогулка по улицам родного микрорайона Вышка-2. Целевые прогулки к жилым и административным зданиям, достопримечательностям. Рассмотреть схему микрорайона. Рисунки детей «что я видел по дороге в детский сад». Рассказы детей записать в альбом. Тематическое занятие: «Знакомьтесь, микрорайон «Вышка-2», «Из истории Мотовилихи». |
Оформление библиотеки. Дидактические игры. |
Оформление выставки рисунков «Пермь зажигает огни». «Родной город – люби и знай» Составить схему улицы, на которой они живут |
ноябрь |
Заключительный этап
:
Задачи
:
- Презентовать проект «История и культура города Перми» детям старшего дошкольного возраста в своем дошкольном учреждении.
- Провести мониторинг с детьми (обобщить полученные знания о родном городе, микрорайоне).
Патриотическое воспитание тесно связано с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием маленького человека и реализация воспитания первоначальных гражданских чувств, всех этих разделов возможно посредством реализации проектной деятельности. Цель проекта: формирование первоначальных патриотических гражданских чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста через привитие любви к родному краю, бережного отношения к его достопримечательностям и природе.
Проект «Животный мир Пермского края» (май - июнь).
Цель: формирование нравственных основ личности детей дошкольного возраста через знакомство с животным миром Пермского края.
Задачи:
1. Расширить знания детей о животном мире Пермского края.
2. Сформировать умения и навыки бережного отношения к животным, воспитывать любовь к родным местам, малой родине.
Виды деятельности |
Тема |
1. Познавательная деятельность
|
1. Просмотр презентаций с детьми: «Птицы Пермского края», «Животные Пермского края», «Насекомые Пермского края», «Рыбы Пермского края», «Красная книга Пермского края» и др. 2. Изучение, просмотр фоторепортажей, цикла передач о ледяной пещере «Кунгур - TV»; короткометражного фильма «Природное наследие Пермского Края» «Чудо животного мира Пермского края», «Самые красивые животные севера нашего края». 3. Рассматривание картинок и фотографий с изображением «животный мир Пермского края», оформление их в альбом. 4. Рассматривание набора открыток «Животные Прикамья». 5. Изготовление дидактической игры - лото «животный мир Пермского края». 6. Сбор материалов из книг, газет, энциклопедий, интернет-источников о животном мире Пермского края. 7. Составление информационного кейса с рассказами детей о Животных Прикамья. 8. Коллаж «Животный мир Пермского края» (оформление коллажа в группе). 9. Оформление тематических альбомов: «Птицы Пермского края», «Животные Пермского края», «Насекомые Пермского края», «Рыбы Пермского края», «Красная книга животного мира Пермского края» 10. Беседы: Как люди помогают лесным обитателям?», «Как животные строят жилище?». 11. Вечер загадок «Животные Пермского края». |
2. Экспериментальная деятельность (познавательные эксперименты) |
1. Опыты с водой и семенами: «Что быстрее растает?», «Прорастание зёрнышка», «Чье пёрышко?» |
3. Двигательная деятельность детей |
1. Разучивание подвижных игр «Подбери пару», «Взрослый - детеныш». 2. Игры - забавы: «Волк и волчата», «У медведя во бору», Сокол и лисица», «Смелый охотник». 3. Пальчиковая гимнастика «В мире животных». |
4. Художественно-творческая деятельность детей |
1. Оформление в группе коллажа «Животные Пермского края». 2. Оформление выставки детского творчества «Чудеса животного мира». 3. Оформление тематических альбомов для рассматривания. 4. Разучивание с детьми стихов о животных. 5. Чтение художественной литературы: Снегирев Г. «Птицы наших лесов», В. Зотов «Лесная мозаика». 6. Коллективная объемная аппликация из бумаги «Подводный мир»; Конструирование из геометрических фигур «Животный мир», Оригами «Насекомые Прикамья»; Рисование «Животные наших лесов» (коллаж). 7. Творческий конкурс рисунков «Берегите птиц». 8. Изобразительная деятельность: лепка «Кто живет в наших лесах». |
5. Музыкальная деятельность детей |
1. Слушание песен «Ребятам о зверятах». 2. «Мир животных в произведениях Е.И.Чарушина». 3. Просмотр музыкального ролика «Мир птиц». 4. Разучивание музыкальной игры «Животный мир». 5. Разучивание частушек про животных, насекомых, птицах. 6. Разучивание танца «В мире животных». |
6. Театрализованная деятельность |
1. Театрализованная игра - этюд «Кто в этом домике живет?» 2. Кукольный театр на деревянных ложках сказки «Братья наши меньшие». 3. Игра - имитация «Животных и птиц». |
Работа с родителями |
|
1. Беседы, консультации, |
1. Наглядная консультация «Чудеса животного мира». 2. Конкурс творческих работ «Животные Прикамья». |
2. Практическая деятельность |
1. Помощь родителей в создании тематических альбомов, информационных кейсов «По страницам Красной книги». «Животные. Птицы. Насекомые Пермского края». |
3. Итоговое мероприятие |
Познавательная викторина «Чудеса животного мира Прикамья». |
Ожидаемые результаты подпроекта « Животный мир Пермского края»
Качественный результат:
Для детей:
- Формирование представлений детей о животном мире Пермского края.
- Формирование интереса к родному краю, бережного отношения к животным; положительных эмоций в процессе приобщения к животному миру Прикамья.
- Осознанное отношение к животным, проявлении заботы о животном мире.
- Расширение словарного запаса детей, общей осведомленности.
Для родителей:
- Осознанное отношение к формированию нравственных основ личности у детей старшего дошкольного возраста, чувства любви уважения к животному миру Прикамья.
- Формирование активной позиции родителей в процессе реализации подпроекта «Животный мир Пермского края» комплексного проекта «Мы - юные кунгуряки», в совместной творческой деятельности с детьми.
ПОЛОЖЕНИЕ
о краевом проекте «3 D м узей в детском саду »
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
1.2. Положение определяет цели, задачи, сроки, порядок подачи заявок для участ ия в краевом проект е « 3 D м узей в детском саду » и порядок его реализации (далее – Положение, Проект ).
1.3. Участники Проекта: муниципальные дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) муниципальных районов (городских округов) Пермского края.
1.4. Состав участников Проекта формируется в соответствии с поданными заявками согласно приложению 1 к настоящему Положению и требованиями к ДОО согласно разделу 4 настоящего Положения.
П. Цели и задачи Проекта
2.1. Цель Проекта: включение регионального компонентаобразования в основную образовательную программу ДОО с учетом
муниципальных районах (городских округах) Пермского края и на основе интеграции музейной педагогики
и информационно-коммуникативного ресурса в форме «3
D
Музея в детском саду».
2.2. Задачи Проекта:
разработать культурные образовательные практики по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста;
создать банк культурных образовательных практик с использованием информационно-коммуникативных технологий по приобщению детей к истории и культуре родного края;
популяризировать использование интерактивных форм в образование детей дошкольного возраста: проекты, конкурсы, квесты, культурные практики, направленные на познавательное и социально-коммуникативное развитие дошкольников с учетом региональных условий;
включить региональный компонент и современные образовательные технологии знакомства детей с родным краем в образовательный процесс не менее, чем в 15 ДОО Пермского края;
создать условия для развития и передачи инновационного опыта педагогических коллективов ДОО.
III. Сроки и порядок реализации Проекта
3.1. Проект реализуется в два этапа:
Первый этап (заочный) – ДОО подают заявки и приложенные к ней документы и материалы, оформленные согласно приложению 1 к настоящему Положению.Заявки принимаются ответственным лицом Министерства образования и науки Пермского края (далее – Министерство) до 10 мая 2017 г. на адрес электронной почты nour 25@ inbox . ru .
Заявителем выступает муниципальная дошкольная образовательная организация.
В состав заявки входят следующие документы:
заявка для участия в Проекте;
документы и материалы, подтверждающие сведения, отражённые
в заявке, в соответствии с разделом 4,
приложения 1 к настоящему
Положению.
Формат представления заявки, документов и материалов – электронные документы в формате PDF.
В период с 11 мая по 16 мая проводится анализ представленных заявок. ДОО, соответствующиетребованиям к участникам Проекта Приказом Министерства образования и науки Пермского края будут включены в состав участников по реализации Проекта.
Итоги результатов поданных заявок размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края: www . minobr.permkrai.ru не позднее 2 рабочих дней со дня издания приказа Министерства об утверждении списка участников Проекта.
На втором этапе ДОО:
разрабатывают культурные образовательные практики по познавательному и социально-коммуникативному развитию; формируют часть основной образовательной программы с учетом регионального компонента в образовании детей дошкольного возраста, специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в Пермского края и информационно-коммуникативного ресурса образования по направлению « 3 D м узей в детском саду »;
создают комплект методического сопровождения, включающий методические разработки с тематическим планом и сценариями интерактивных форм образования, 3 D библиотеку «М узей в детском саду» в виде фильмов в формате мультимедийных путешествий, игр и заданий на SMART доске, компьютерных игр, с учетом регионального компонента в образовании детей дошкольного возраста, национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в муниципальных районах (городских округах) Пермского края;
организуют семинары-практикумы, мастер-классы для методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования и иных заинтересованных педагогических работников ДОО.
1 раз в два месяца до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в электронном виде в Министерство образования и науки Пермского края содержательный отчет о реализации Проекта.
Срок реализации второго этапа: май 2017 года – июнь 2018 года.
3.2. Общий срок реализации Проекта: май 2017 года - июнь 2018 года.
3.3. Результатом реализации Проекта является:
включение регионального компонента образования в основную образовательную программу ДОО с учетом специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в муниципальных районах (городских округах) Пермского края на основе интеграции музейной педагогики и информационно-коммуникативного ресурса в форме «3 D Музея в детском саду»;
создание информационно-коммуникативного ресурса в формате « 3 D м узея в детском саду ».
3.3.1. Результаты реализации Проекта будут представлены, на сайте Министерства образования и науки Пермского края: www . minobr.permkrai.ru.
IV . Требования к участникам Проекта
4.1. опыт работы по музейной педагогике, использование
в образовательной практике ДОО
парциальных программ
с учетом
специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в
муниципальных районах (городских округах)
Пермского края
;
4.2. наличие условий развивающей предметно-пространственной среды: музейных экспонатов, мини-музеи, информационно-коммуникативных ресурсов;
4.3. опыт участия детей и педагогов в конкурсах, проектах по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края;
4.4. наличие административно-педагогической команды, мотивированной на деятельность по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края.
V . Взаимодействие сторон
5.1. Министерство образования и науки Пермского края обеспечивает организационно-методическое сопровождение реализации Проекта.
5.2. ДОО обеспечивают:
организационно-методическое сопровождение и введение
в основную образовательную программу ДОО регионального компонента в образование детей дошкольного возраста
с учетом
специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в
муниципальных районах (городских округах)
Пермского края
в форме «
3
D
м
узея в детском саду
»
;
достоверность сведений, подлинность и своевременность представляемых документов.
Гилина Ирина
Патриотический проект «Мой город Пермь» для старшего дошкольного возраста
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 136 ОАО «РЖД»
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Мой город Пермь »
для старшего дошкольного возраста
Воспитатель Гилина И. А.
Учитель-логопед Малых Н. Ю.
Адрес : г. Пермь
614046 ул. Барамзиной 68А
Проект : долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Сроки реализации проекта : 2015 – 2016 учебный год.
Актуальность проекта
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма . Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте . Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности . Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания . Чтобы воспитать патриотов своего города , надо его знать.
Цель : Воспитание гражданина и патриота своей страны , формирование нравственных и культурных ценностей.
Задачи проекта :
Дать знания детям о родном городе : истории, символике, достопримечательностях.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город .
Познакомить с творчеством Пермских писателей .
Расширить знания детей о флоре и фауне города Пермь .
Познакомить детей с рекой Кама, её расположением на карте, уникальностью.
Активизировать и расширять словарный запас по теме.
Воспитывать любовь к родному городу , краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам патриотического воспитания детей .
Ресурсное обеспечение :
Гербарии и коллекции полезных ископаемых Пермского края ;
Открытки;
Художественные произведения и материалы;
Дидактические игры.
Участники проекта :
Воспитатели;
Учитель-логопед;
Дети подготовительной группы;
Родители воспитанников.
Гипотеза :
Проживая в городе Перми , на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города , символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город , начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .
Ожидаемые результаты :
Дети должны знать и называть свой город , символику города , достопримечательности, флору и фауну;
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым;
Уметь составлять связный рассказ о своём городе , его достопримечательностях.
План действий :
1. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что
хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы
на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми,
определение средств и способов реализации проекта .
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми .
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования .
Формы и методы реализации проекта :
Раздел программы Виды детской деятельности
Речь и речевое развитие
1. Познавательные занятия :
«Мой город на Каме »
«По улицам города »
«Район детского сада как часть города »
«Растительный мир родного края»
«Животный мир Прикамья»
«Наша Кама велика, широка и глубока»
«Писатели Пермского края
2. Составление описательных и творческих рассказов на тему :
«Город , в котором я живу»
«Я и моя семья»
«Профессии родителей»
«Моя улица»
3. Словотворчество детей с родителями : сочини стихи, сказку о г. Пермь .
4. Составление кроссвордов о птицах, растениях :
«Что это?» .
5. Чтение художественной литературы.
6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час» .
7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
8. Заучивание стихов.
9. Литературный праздник, посвящённый творчеству
Е. Пермяка и Е . Трутневой.
Игровая деятельность
1. Оформление игротеки дидактических игр :
«С какого дерева лист?»
«Кто лишний?»
«Найди животных нашего края»
«Заселим реку Каму»
Лото «Где это сделано?»
Домино «Люби и знай свой Пермский край »
«Между двух вокзалов»
2. Сюжетно – ролевые игры :
Пожарные
Магазин «Сувениры Прикамья» , «Пермские конфеты » …
Экскурсия по городу
3. Игры народов Прикамья.
Трудовая деятельность
«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке, тематическое оформление зимних и летних участков)
Конкурс на лучшую кормушку для птиц;
Конкурс семейных работ «Осенняя пора- очей очарование» ;
Задание на лето : собрать гербарий растений Прикамья и природный материал.
Привлечение детей родителями для труда на даче.
Ручной труд :
Поделки из природного материала
Изготовление макетов зданий города
Изобразительная деятельность Рисование :
«Животные, птицы, растения Перми »
«Улицы родного города »
«Любимое место в моём городе »
Лепка животных (лось, медведь, бобр, птиц (цапля, снегирь, клёст) .
Конструирование (бросовый материал) : «Национальная кукла из ниток» , макет перекрёстка ДКЖ.
Строительный материал : здания города .
Здоровье и физическое развитие Беседы :
«Полезные привычки»
«Точечный массаж» ,
«Лечебный чай»
Спортивные праздники, развлечения
Экологическое воспитание
Беседа о климатических условиях города , области.
Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
Составление экосказки о городе Перми , реке Каме.
Мероприятия по охране окружающей среды.
Викторина «Что я сделал для родного города » (Чистота, уют) .
Социальное развитие
Экскурсии в лес;
Экскурсии по родному городу ;
Посещение выставок художников города , края с родителями;
Экскурсия в библиотеку ДКЖ;
Экскурсия в краеведческий музей;
Организация уголка краеведения в группе.
Встреча с пермским художником-кукольником Анохиной
Музыкальная деятельность
Разучивание стихов и песен о Перми и Каме
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Прослушивание песен об Урале и городе Перми
Развлечения
Концерты фолк-шоу группы «Пермские скоморохи »
Оформление стенда «Песни и стихи о г. Пермь »
Взаимодействие с родителями
Досуг с родителями «Бабушка –загадушка в гостях у детей» (загадки о животных Урала)
Досуг «Встреча с бабушкой» (к месячнику пожилого человека)
Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»
Фотоальбом «Моя семья»
Фотоальбом «Профессии родителей» ;
Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
Консультации :
Помощь в организации экскурсий
Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.
Актуальность проекта:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последнее время заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений: стали проводиться конкурсы на соискание гранта по организации работы по патриотическому воспитанию, конференции, появилось разнообразие методической литературы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.
С целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится работа на основе регионального компонента. Деятельность педагогов по патриотическому воспитанию детей включает в себя совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.
В организации работы по данному направлению нам помог проект «Мой любимый город».
Проблемы, на решение которых был направлен проект:
Познакомить детей с городом – как культурной столицей Прикамья;
Дать представление о достопримечательностях родного города;
Привлечь к участию родителей, способствовать формированию культурных семейных ценностей и традиций.
Использовать при реализации проекта новые формы взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой любимый город!».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Участники проекта: дети подготовительной группы № 11 МБДОУ «ЦРР – детский сад № 415», воспитатель Острякова Марина Владимировна, родители воспитанников.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2013г. - январь 2014г.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения г.Перми, его основателем, основными культурными и историческим достопримечательностями.
- Закрепить знания о символике г. Перми.
- Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое: педагог имеющий специальное педагогическое образование, музыкальный руководитель ДОУ.
Методическое: программа Л.В. Коломийченко «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», Горбацевич Н.П. , Шатрова Н.В. «Прикамье: странички далеких и близких времен», «Твое Прикамье – береги свой дом» составитель Е.А. Черных.
Информационное: видеофильм «Мой город», фотопрезентация «Пермь», буклеты, открытки о городе, энциклопедии, словари, справочники, экскурсионные программы.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
№ п/п |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Работа с родителями |
Организация развивающей среды |
Выставка рисунков «Любимый город с днем рождения» |
Выставка рисунков в холле детского сада. |
||
Презентация мини-проектов «Мое любимое место в городе» |
Помощь в составлении презентации, фотоотчеты, информационный поиск |
Подбор материалов о городе, фотоальбомы любимые места в Перми |
|
Рассматривание буклетов и фотографий «Мой город» |
Помощь в подборе материалов |
Выставка буклетов и фотографий |
|
Цикл «виртуальных» экскурсий по городу. Центральные улицы города; Парки и скверы Перми; Ворота нашего города (Ж/д вокзал, речной, автовокзал, аэропорт); Пермь театральная Памятники и музеи города. Исторические здания города. |
Помощь в подборе материалов для экскурсий. |
Фотоотчеты |
|
Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, основатель) |
Помощь в подборе информации. |
Видео и фото презентация. |
|
Проведение дидактических игр по краеведению «Мой город Пермь», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Ассоциации -город» |
Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке. |
||
Экскурсии по городу - «Мой город – Пермь» (прошлое, настоящее, будущее) |
|||
Посещение краеведческого музея |
|||
Разучивание песен, стихов о Перми |
Подбор материалов |
||
Оформление макетов «Любимое здание моего города» |
Помощь в изготовлении, описании и оформлении. |
Оформление выставки «Наш любимый город» |
|
В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом», Н.Куртог «Сказки». |
Оформление выставки книг о городе, родине, стране в книжном уголке. |
||
Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города» |
Оформление странички книги. |
Оформление книги рассказов о городе. |
|
Посещение кукольного театра. |
|||
Историческая викторина «Знатоки родного города» |
III. Презентационно - завершающий
Открытое итоговое мероприятие “Моя Родина – город Пермь!”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
- 1.интерес детей и родителей;
- 2.методические разработки,
- 3.интеграция со специалистами детского сада.
Возможные риски:
- 1.нежелание участвовать в проекте родителей;
- 2.низкое ресурсное обеспечение;
- 3.низкая познавательная активность участников.
Предполагаемый результат:
- 1.Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания о родном городе, его истории, культуре. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- 2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Мониторинг, направленный на выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе.
- 1.Как называется наш город?
- 2.Кто является основателем нашего города?
- 3.Какое животное изображено на гербе Пермского края?
- 4.Чем славится земля Пермская?
- 5.Назови свой домашний адрес?
- 6.Какие улицы ты еще знаешь?
- 7.Назови и расскажи о достопримечательностях города Перми.
- 8.Какие вокзалы есть в городе Перми?
- 9.Назови театры нашего города?
Данный мониторинг проводится в начале и конце проекта.
Смета расходов
№ п/п |
Ресурсное обеспечение |
Кол-во за единицу/сумма |
Количество штук, сумма |
Ноутбук «Packard-bell» |
1/15.000 |
15.000 |
|
Фотоаппарат «Canon» |
1/7000 |
7000 |
|
Экран настенный «Pro-mega office» |
1/1990 |
1990 |
|
МФУ «Canon pizma mg2240/mg3240» |
1/2890 |
2890 |
|
Расходные материалы (черный картридж, цветной картридж) |
1/744 1/905 |
1649 |
|
Карта памяти к фотоаппарату |
1/1700 |
1700 |
|
USB устройство |
1/500 |
||
Магнитные держатели |
1уп - 567 |
1134 |
|
Беспроводная мышь |
|||
Набор постеров на тему «Город Пермь» на разную тематику |
1/500 |
4/2000 |
|
Набор видеофильмов на тему «Город Пермь» |
1/200 |
4/800 |
|
Настенная система «durableSherpa style 5844» |
1/3811 |
3811 |
|
Обложки пластиковые |
1уп - 950 |
||
Итого: 40.014 рублей. |
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познание», «Социализация».
В гостях у Деда-краеведа
Цель: способствовать формированию у детей чувства патриотизма к родному городу.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения г. Перми, основными достопримечательностями.
2. Закрепить знания о символике г. Перми.
3. Развивать связную, диалогическую речь у детей.
4. Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.
Предварительная работа:
Рассматривание буклетов, символик г. Перми (герб), поездка в цирк, экскурсия по улице г. Перми, игры «Собери картинки», составление рассказов о местах г. Перми.
Ход занятия:
Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Я Дед-краевед – все ведаю, все знаю о своем родном крае. Услышал я, что вы изучаете историю родного края и хочу помочь вам в этом сегодня. Но сначала я проверю ваши знания. Ребята, Дед-краевед нам прислал открытки (на экране показ открыток).
Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?
Как называется наш край?
Еще Дед-краевед прислал игру «Собери картинку». Разделимся на три группы и быстро их соберем. Чья команда вперед? (собираем герб России, герб Перми, герб Москвы). Что за символы получились? На экране символ Перми - герб.
Что обозначают элементы этого символа?
Медведь – это сила и богатство края, крест и книга – христианство.
А, как вы думаете, ребята, нужны вам знания об истории нашей страны, нашего Пермского края? А зачем? Дед-краевед очень хочет, чтобы вы были умными и все знали, поэтому он еще прислал историческую книгу о г. Перми. Прочитав ее, я предлагаю вам узнать об возникновения г. Перми.
Желаете, послушать мой рассказ? Давным-давно, когда еще не было города Перми, на этом месте шумела тайга. Чем богат лес? По тайге протекала маленькая речка Егошиха, которая спешила встретиться с большой речкой Камой! Чем богата речка? И людям понравилось это место и стали строить они дома. Какие дома раньше были? А потом в земле люди нашли полезное ископаемое «медную руду» и построили завод. На заводе выплавляли медь – она нужна была России. Вокруг завода вырос поселок, его называли Егошиха, как и речку. Поселок разрастался. Прошло много-много лет и он превратился в город. И царица России Екатерина II издала указ назвать этот город Пермь.
Какие дома в Перми построены?
Какие улицы в Перми?
Что еще вы видели в Перми?
Посмотрите на экран (слайды г. Перми)
Каким город стал в наше время?
Какие дома построены?
Какие улицы? (широкие, длинные)
Пермь - большой и красивый город. В нем много храмов, театров, музеев, библиотек.
Ребята, а вы ездили с родителями в г. Пермь? Где вы бывали? Что повидали? Может расскажите нам?
Спасибо вам за интересные рассказы.
Ребята, а что нового узнали на занятии?
Нам надо рассказать Деду-краеведу.
Дед дед-краевед
Ты посылочку прислал
Много ты нам показал
1-2-3
Что узнал, ты расскажи!
Рефлексия:
Ребята, я предлагаю создать флаг настроения - символ нашего занятия. Посмотрите какой он у нас. Флаг получился ярким, красочным. Значит настроение от занятия у вас веселое, радостное.