19.10.2019

Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста. Детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе Музыкальное значение фольклора в репертуаре детского сада


Ерофеева Наталья
Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни. Особенно внушаемыми к этим изменениям являются дети. Мы взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»-народ, «лор»- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор - это слияние поэтического народного слова и движения. Детский фольклор - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Фольклор увлекает детей раннего возраста яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор можно разделить на несколько групп:

«Поэзия пестования»

Календарный

Дидактический

Песенный

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» , или «материнская поэзия» . Сюда относятся:

Колыбельные - протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.

Пестушки – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают физические процедуры и движения младенца в первые месяцы жизни. Их можно использовать с детьми раннего возраста во время зарядки и режимных моментов

Утром солнышко встает выше выше выше

Ночь прошла

Потешки – песни взрослого для ребенка. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Куй куй ковалек

Тюшки – тютюшки

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и наставляют или дают простейшие знания о мире.

На машине ехали

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Баба сеяла горох

Календарный детский фольклор.

Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д. слова которых выкрикиваются хором нараспев

Дождик дождик пуще

Радуга-дуга

Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)

Божья коровка

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Золотые ворота

«Да» и «нет» не говорите

Рыба-рыба-колбаса,

Народные игры , в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Игра я рыжая лисица

Жеребьёвая, сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или сбруя золотая

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Служащие для справедливого распределения ролей в играх. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Под горою у реки

Аты баты-шли солдаты.

Ехала машина темным лесом за каким-то интересом…

За морями, за горами

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. рифмованное прибавление к имени.

Андрей-воробей

Мишка-кубышка

Архип – старый гриб.

Красавица-красавица

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Ехала деревня мимо мужика

Докучные сказочки , у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Соберемся на полянке

Молчанки

Мы бежим,

Первый скажет и молчит

Летели три утки

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Говорилка, говори,

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Загадка

Лучше использовать рифмовочки

На головке гребешок, кто же это Петушок

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Сделал дело гуляй смело,

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни .(хоровод капустка, игра карусели).

Плясовые песни

Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.

Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Там, летали птички» и т. д.

Музыкальный фольклор - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети раннего возраста только знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через элементарное овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями.

Во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников;

во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового и голосового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально - эстетического и нравственного воспитания детей. Народные праздники всегда связаны с игрой.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Музыкальный фольклор – явление многогранное. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Выводы

Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Мы и наше общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе поэтическую и музыкальную культуру. Необходимо создавать определенные условия и через передачу этого наследия не только на праздниках, но и в игровой и бытовой деятельности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Павлова Виктория Леонидовна,


слайд 2
Развитие творческих способностей дошкольников;
Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;
Воспитание эстетических чувств;
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Слушание народной музыки, песен;
Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
Знакомство с народными музыкальными инструментами;
Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

«Поэзия пестования»
Календарный
Игровой
Дидактический
Песенный
слайд 5


Колыбельные песни;






слайд 6

Календарный детский фольклор.


Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.

«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,




Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!


Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.


слайд 9

Песенный фольклор.






слайд 10

во время НОД;


слайд 11



Павлова Виктория Леонидовна,
музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19
г. Благовещенск Амурской области.

Павлова Виктория Леонидовна,
музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19
г. Благовещенск Амурской области.

Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии дошкольника

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.
Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.

Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:

слайд 2
 Развитие творческих способностей дошкольников;
 Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
 Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
 Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
 Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
 Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;
 Воспитание эстетических чувств;
 Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений: слайд 3

 Слушание народной музыки, песен;
 Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
 Знакомство с народными музыкальными инструментами;
 Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор делится на несколько групп: слайд 4

 «Поэзия пестования»
 Календарный
 Игровой
 Дидактический
 Песенный
слайд 5

«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:
Колыбельные песни;

Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки,
А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок, А в голову - разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку.

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила…
слайд 6

Календарный детский фольклор.

Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.

Игровой детский фольклор. слайд 7

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,

Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Мишка-кубышка, около уха - шишка.

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!

Небылицы-перевертыши, нелепицы.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

Дидактический фольклор. слайд 8

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.
слайд 9

Песенный фольклор.
Хороводные и игровые песни.(«На горе-то лён, а во поле мак», «На горе-то калина»,).
Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», и др.)
Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи, качи», « Барашеньки-крутороженьки», «Во кузнице», «На горе-то калина» и другие.
Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.
На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.
В играх используются игровые зачины, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Ой, летали птички» и т. д.
То есть, дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.
Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:
слайд 10

во время НОД;
в процессе музыкальных развлечений, праздников;
во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д.)
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
слайд 11

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально - эстетического и нравственного воспитания детей.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Проводы зимы», «Масленница». Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.
Павлова Виктория Леонидовна,
музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19
г. Благовещенск Амурской области.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка «Умка»

Выступление на городском методическом объединении

музыкальных руководителей по теме

«Технология «Фольклор на музыкальных занятиях в ДОУ»

Подготовил музыкальный руководитель

Куприянов Виталий Владимирович

Дата выступления

02.12.2016 г.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Структура образовательной технологии состоит из трех частей :

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Фольклор генетически заложен в каждом ребенке. Именно поэтому малыши очень быстро запоминают песни, воспроизводят их. Им близки и понятны образы природы, братьев меньших. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым. Наша задача: приблизить его к детям, не исказив.

«Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой и Н. Е. Вераксы, рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым. Это разные жанры народных песен, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, бытовые обряды, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Свою технологию я составил на основе :

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

Авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой; -авторской программы О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Использовал: - Программа ДО «Дошкольный фольклор» Л.Н.Ремизовой, д/с № 7 г. Томск;

Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
  • Учить понимать свои роль и место в коллективе.

Воспитательные:

  • Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину;
  • Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Основные формы работы с детьми : тематические занятия, занятия интегрированного типа, игры, развлечения, праздники.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • инсценировки песен, игр и малых фольклорных форм;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок, обрядов (в том числе с привлечением родителей).

Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шёл к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку.

Разделы :

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Народные танцы. Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Раздел 6. Инсценировка народных обрядов, сказок

Формы подведения итогов:

  • Открытые занятия;
  • Развлечения;
  • Театрализованные представления, концерты;
  • Календарные праздники;
  • Видео и фотоматериалы;
  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ.

1. Знакомство с фольклором, детский музыкальный фольклор

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает малыша и напевает на простейший мотив:

Баю-бай, баю - бай.

В детском саду дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими песенками в младших группах.

В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)
1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.
Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д)

  1. Ротик мой умеет кушать,
    Нос дышать, а ушки слушать,
    Глазоньки моргать- моргать,
    Ручки - все хватать-хватать.
  2. Где же, где же наши ручки

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки И т.д. (ножки, носик, глазки)

Не перегружая слух малышей объёмом материала, использую метод варьирования. Вот как, например, я работаю над русской народной песней «Петушок». На занятие приношу петушка. Говорю, что он будит ребят по утрам. Спрашиваю детей: «Как кричит петушок?». Дети отвечают дружным «Ку-ка-ре-ку!». На следующем занятии, когда опять приходит петушок, предлагаю послушать песенку про него. Пою песню «Петушок». На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть шапочка!». Надеваю детям по очереди шапочку и поём песню «Петушок» (дети начинают подпевать). На четвёртом занятии предлагаю поиграть с петушком. Проводится игра В. Цивкиной «Петушок».

П е т у х. Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко!

Здесь лиса недалеко! Что мне делать? Вот беда!

(Подбегает к сказочнице .) Спрячьте где-нибудь меня!

С к а з о ч н и ц а. Не печалься, петушок,

Полезай сюда, в мешок.

И не бойся, будь смелей,

Мы тебя помирим с ней! Петух прячется в мешок . Бежит лиса .

Л и с а. Тяф-тяф! Здесь пахнет петухом!

Сейчас наемся потрохов! Петя, Петя-петушок!

Где ты, миленький дружок?

Для тебя я принесла

И гороху, и пшена.

П е т у х. Ты, лисичка не хитри,

Ты сперва меня найди!

Л и с а. Вот какой-то мешок...

В нем, наверно, петушок.

Лиса открывает мешок, петух выскакивает, пытается убежать .

П е т у х. Котик! Братик! Спаси меня!

Кот. Что за шум, кто кричит, кого здесь ловят?

П е т у х (жалобно). Эта я, твой петушок!

Выручай меня, дружок!

Кот.Я сейчас тебя спасу

И лисичку попрошу: (ласково к лисе ) -

Будь любезна и добра,

Отпусти ты петушка.

Л и с а. Я согласна, так и быть,

Буду с вами мирно жить!

Потом поём все песню про петушка.

Такие варианты работы над одной песней помогают нам закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.

  1. Народная песня.

В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока» и т.д. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной темы, не требуют быстрого темпа.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни; «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад пойдём», Появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации.

Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние колядки, масленичные, весенние заклички):

«Колядка»
Русская народная песня.
1. Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Припев:
Ой, коляда,
Колядица моя!
2. Открывайте окно,
Запускайте Рождество!
3. Открывайте двери,
Подымай с постели.

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина ", «Где был, Иванушка?», «Варенька» и т.д.. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста серьезное внимание уделяется детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (светлый полётный звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция).

В старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:
- лирические:».
«А я по лугу, а я по лугу».
«Со вьюном я хожу».
«Прялица», «Ой вставала я ранёшенько»


- шутливо-комические:
1. «Вот задумал комарик жениться»
2. «Дома ли кума воробей?»
3. «Во кузнице».
4. «Где же ты был наш чёрный баран»

Строевые:
1. «Солдатушки, браво ребятушки».
2. «Да в саду дерево цветёт», 3. «Если хочешь быть военным»
Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп.

3. Игровой фольклор.

С игровым фольклором дети начинают знакомиться в младшем возрасте. Разучиваются народные игры-прибаутки. С зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют). Затем проводятся игры с зайкой

1. Зайка начал умываться,
Начал в гости собираться.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

2. Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

3. По лесной лужайке

Разбежались зайки («Зайчики и лисичка»)

Работа над движениями, диалогами к играм;

Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен;

Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки;

Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

«Леший»

« Шёл козёл по лесу»

«Огород» (на мотив «Каравая»)

Есть у нас огород, в нем морковка (капуста, свекла ) растет,
Вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет?

Продолжается разучивание игровых песен: «Как у дяди Трифона»,

Кострома, Кострома,

Государыня моя?

У Костромушки кисель с молоком

У Костромушки блины с пирогом
-Здорово, Кострома?
-Здоровеньки!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!

Нитки мотаю

Легла, да уснула...

Сейчас догонять вас буду!


4. «Народные танцы. Хоровод»

С младшего возраста дети приучаются водить хоровод – один из основных видов народной хореографии. Главная задача в этом возрасте – добиться плавности движений, синхронности, доведения хоровода до окончания звучания музыки.

В среднем и старшем возрасте задачи усложняются:

Обработка хореографических движений;

Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением;

Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Песенный, драматический виды хороводов (разыгрывание сюжета).

5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Балалайка, баянчик, гусли, свирель – имитация

Творчество проявляется в игре на шумовых и ударных

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, я им поручаю самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

В средней группе впервые начинаю обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте.

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

В старшем и подготовительном возрасте большое внимание уделяется ансамблевой игре. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

6. Инсценировка народных обрядов, сказок.

Начиная с младшего возраста дети участвуют в инсценировках сказок, обрядов, вначале с участием взрослых (воспитателей, родителей), затем – самостоятельно. Со среднего возраста вводится знакомство с народными праздниками и обрядами в форме сказок, игровых представлений, бытовые обряды: «Осенины», «Проводы казака в армию», «Ярмарка», «Святки», «Масленица»,«Свадьба» и т.д. Проводим театрализацию народных сказок.

В нашем саду традиционным стало празднования Дня народного единства в форме фестиваля народных культур. В прошлом году это был праздник «Мой народ – моя гордость», где дети совместно с родителями представляли культуру своего народа: русские, украинцы, ногайцы, кумыки, чеченцы, дагестанцы, алтайцы, таджики и др. В этом году – фестиваль народных ремёсел, дети в игровой, музыкальной форме рассказывали о народных ремёслах России: павловопосадских платках, гжельской росписи, жостовской посуде, хохломской росписи.

В прошлом году сказка по мотивам ненецкой сказки «Сказка Севера о дружбе» стала общим проектом детсада и получила 2 место на городском конкурсе «Приходи, сказка», взяла ряд призовых мест на заочных детских творческих конкурсах. Также проводится театрализация русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.


Ожидаемые результаты реализации технологии у детей по возрастам:

3-4 года

  • Уверенно повторять за педагогом движения;
  • Активно включаться в творческий процесс;
  • Разыгрывать простейшие русские народные песни;
  • Ознакомиться с простыми приёмами игры на ударных инструментах;
  • Уверенно подпевать повторяющиеся интонации в песнях.

4-5 лет

  • Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
  • Уметь переходить от разговорной к певческой интонации;
  • Иметь элементарные представления о народных праздниках и их традициях;
  • Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне;
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию;
  • Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них;
  • Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым;
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

5-6 лет

  • Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
  • Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать народные песни;
  • Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха);
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
  • Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре;
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию;
  • Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске;
  • Оказывать помощь сверстникам и взрослым;
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками, внимание и заботу к близким;
  • Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
  • Передавать полученные знания малышам.

6-7 лет.

  • Показ сценок с любым видом театра, уметь импровизировать;
  • Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора;
  • Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом;
  • Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни;
  • Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией;
  • Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,

«ниточка с иголочкой»;

  • Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень);
  • Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • Передавать полученный опыт малышам.

Перспективное планирование

с детьми 6 - 7 лет

месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Осенняя сказка (на основе русских народных сказок

1.Закреплять знания детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах.

2.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце.

3. Разучить новый песенный и танцевальный материал.

4. Разучить роли в представлении, проявлять инициативу и самостоятельность.

Октябрь-

ноябрь

День единства

1. Познакомить с праздником День единства, его историей и сутью.

2.Воспитывать толерантность, патриотизм.

3.Познакомить детей с народными промыслами на Руси.

4.Разучивать новые песни, танцы, игры.

5. Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, потешки, старинные народные песни

ноябрь

Праздник на основе русского фольклора

«Диво дивное – чудо чудное»

1.Продолжать знакомить детей с народными промыслами на Руси.

2.Воспитывать сценическую культуру.

3.Выступление перед родителями в рамках Дня открытых дверей, перед воспитанниками центра «Садко», на фестивале «Семицветик».

4.Привлекать детей к совместной концертной деятельности с родителями.

5. Развивать опыт общения с другими детьми

декабрь

Выступление на фестивале «Мой народ – моя гордость».

«Новый год у ворот»-праздник

1. Продолжать воспитывать сценическую культуру посредством выступления на большой сцене

2.Пополнить песенный репертуар произведениями о зиме.

3.Изготовить елочные игрушки для малышей.

4. Создать атмосферу радости и веселья на празднике.

январь

«Пришла коляда – открывай ворота»

«Праздник валенка»

1.Дать более углубленное представление о празднике – зимние Святки.

2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.)

3.Познакомить детей с обрядом – колядование, 4. Разучить и инсценировать инсценировать песни - колядки.

5. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

6.Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка.

7. Побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения.

февраль

«Игры молодецкие»- с папами.

1. Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса.

2. Воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей.

3. Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке.

4. Учить правильному певческому дыханию и обращать внимание на четкую артикуляцию в пении.

5.Разучить с детьми игровое движение – «ручеек».

март

««Как на масленой неделе»

«Птицы летите, весну несите»

1.Расширить знания детей о празднике – Масленица и проведении масленичной недели.

2. Разучить и инсценировать масленичные песни.

3. Разучить танец «Вологодские кружева», совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения.

4. Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках.

5.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений.

6.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах, о весне.

апрель

«Верба - вербочка»

«Пасхальный перезвон»

Театральная неделя

Участие в городском конкурсе «Приходи, сказка!»

1.Познакомить детей с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха.

2. Разучить обрядовые игры.

3.Разучить песни волочебников.

4. Инсценировать русские народные сказки.

5.Закреплять навыки работы с тестом.

6. Участвовать в городском конкурсе «Приходи, сказка!»

май

Выпускной для детей подготовительных групп

1.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.

2.Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал.

3. Выступление с фольклорными концертными номерами на выпускном празднике

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, М., 2013
  2. Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
  3. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
  4. Буренина А.И.. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 2013 года).
  7. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
  9. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
  10. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
  11. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
  12. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
  13. Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
  14. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
  15. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
  16. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
  17. Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
  18. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
  19. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
  20. Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
  21. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
  22. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.
  23. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  24. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
  25. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
  26. Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
  27. Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.
  28. Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор в детском саду

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок, зависит формирование его сознания, отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Всё это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения, должно происходить на основе синтеза форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они - участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит в занимательной и увлекательной игровой форме.

Освоение доступного фольклорного материала детьми дошкольного возраста формирует у них представление о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоциональном произнесении текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.

Чтобы обучить пению, детей надо научить преодолевать трудности в исполнении фольклора, для чего необходима образовательная система, которая стала бы развивать певческие навыки: правильное естественное дыхание, протяженное гибкое и подвижное звуковыведение, отчетливая выразительная дикция, единая манера пения и говора.

Очень важно, чтобы при обучении детей сольному, ансамблевому народному пению в репертуаре всегда были детские игры и песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному фольклорному интонированию. Большое значение в развитии певческих навыков имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависит выявление вокальных, исполнительских возможностей и способностей каждого ребенка, а также певческое дыхание, диапазон и регистр, сила и тембр, полетность, гибкость голоса.

Педагоги дошкольных учреждений, перед которыми стоит важная и большая задача: сохранение и приумножение традиции и культуры русского народа вполне справляются с ней, так как повседневная работа помогает в осуществлении поставленных задач в коллективе. Они непосредственно соприкасаются с культурой и традициями в различных направлениях деятельности дошкольников: изо-деятельность, познавательное, музыкальное и физическое развитие, развитие речи, социальный мир.

Сегодня этнопедагогика имеет несколько направлений - ранее развитие (материнство и детство), дошкольное, школьное, специальное. Выделившись в самостоятельное направление в детском музыкальном воспитании, она достигла уровня апробированной системы.

В современном мире одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклор как синтез этих трёх компонентов возможен только при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. И педагоги дошкольных учреждений занимают не последнее место в осуществлении этой задачи.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

2. Готовцев Г. А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа, 1993

3. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение, 1987

4. Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов/ сост. А.С. Каргин.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012.


Значение фольклора Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"народ, "лор"- учение. Фольклор - это народная мудрость. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.


Детский фольклор Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.


Близостью народного искусства детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Включая в музыкальные занятия детский фольклор, можно привить любовь к народным традициям. Досуги, которые проводятся во второй половине дня, разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок имеют фольклорную основу.






Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: - Народная песня. - Народная хореография. - Народные игры. - Народные музыкальные инструменты.


Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков. 1. Элементарные музыкальные инструменты: Пищалка, жужжалка (журчалка). 2. Духовые инструменты: Флейта, свирель, глиняные свистульки. 3. Струнные инструменты: Балалайка, гусли. 4. Ударно – шумовые инструменты: Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки).


Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Народные инструменты на занятиях




Народные игры на занятиях Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному творчеству.


Народные танцы на занятиях Фольклорная музыка для детей должна обладать рядом особенностей: - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей; -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).


Народная песня на занятиях Детские песни которые я использую в работе поделены мной на 4 группы: 1) песни диалогические; 2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 3) песни с припевом; 4) песни-пере гудки. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.


С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: Петушок, Ладушки, Зайка, Солнышко, Сорока – сорока и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.




Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора. Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т.д.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди