22.04.2019

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте? Возрастные особенности и творчество


Старший возраст-это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают. Развитие общения детей с взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии с взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно- ролевых играх дошкольник и седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой.

Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). Продолжает развиваться восприятие. В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы. Дети хорошо ориентируются и правильно используют обозначения пространственных отношений, например « надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты).

Увеличивается устойчивость внимания- 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Руководство взрослых родителей и педагогов должно быть направлено на формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов. Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства - картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках – передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй дети 5-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

Старший дошкольный возраст (5–6 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка.

Ведущей деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка. В игре ребенок постигает возможности замещения одного предмета другим: например, кубик становится «мылом», стул – «автомобилем», палка – «мечом» и т. п. Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нот и др. Развивающие игры для детей в этом возрасте способствуют бурному развитию образного мышления, речи, воображения. В сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников формируется способность анализировать свои поступки, видеть ситуацию с позиции другого человека.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться относительно устойчивые черты личности. В этом возрасте формируется позитивный образ себя и, как правило, завышенная самооценка: «Я хороший», «Меня все любят» и т.п. Дети осознают не только те качества, которые характеризуют их сегодня, но и потенциальное «Я», при этом большинство детей ориентируется на положительный образ себя в будущем: «Я буду одни пятерки получать», «Я буду умный» и т.д. Такая положительная установка является благоприятным условием для дальнейшего развития личности ребенка.

В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность : ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, стремится установить причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. К 6–7 годам ребенок уже способен использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить свой результат с образцом, увидеть расхождения. Развивается мотивация поведения. Заметно возрастает способность оценивать свою деятельность. В возрасте 5,5–7 лет появляется произвольное запоминание: ребенок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов и создать комбинированный образ фантазии. В 5–7 лет у детей происходит важный перелом в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга – вследствие этого появляется возможность управлять своим поведением.

У детей 5–6 лет продолжает развиваться речь: обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, активно развивается связная речь. Важной особенностью речи у детей данного возраста является ее эгоцентричность. Играя, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, ребенок часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, как бы комментируя их. Эгоцентрическая речь – своеобразное средство мышления. Ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, поэтому размышляет вслух. Эгоцентрическая речь помогает ребенку осознавать свои действия и планировать деятельность.

Ведущим типом мышления старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами.

Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, наличие развернутых представлений об окружающем. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если родители и педагоги создают для этого специальные условия.

Существенную помощь в этом может оказать сайт «Разумейкин». Ресурс сайта позволяет развивать высшие психические функции: мышление, внимание, речь, память ребенка 5-6 лет . В доступной возрасту форме овладевать счетом и чтением, формировать познавательную мотивацию, расширять кругозор. Все это создает базу для успешного обучения ребенка в школе.

Консультация на тему «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»

Коковина Оксана Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», город Каменск-Уральский.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен как воспитателям старшей группы, так и родителям. Знание и осознание возрастных особенностей детей – одна из составляющих успеха педагогического мастерства. Материал содержит обзор нескольких статей, в доступной форме освещает ряд вопросов, связанных с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе».
Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и других.
В данных исследованиях усиленное внимание направляется на понимание особенностей развития умственной, а также мотивационной сферы и отдельных познавательных процессов дошкольников; на формирование их самосознания, особенности общения и способы социального взаимодействия; специфику игровой, изобразительной и других видов детской деятельности, механизмы формирования в дошкольном возрасте элементарной учебной деятельности, а также готовности к началу школьного обучения.
Опираясь на рассматриваемые в исследованиях наиболее существенные с точки зрения особенностей возраста психологические новообразования старших дошкольников, составим психологический портрет ребёнка 5-7 лет с описанием основных видов его деятельности.
Ребёнок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Так, например, память ребёнка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается её объём: дети старшей группы запоминают до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. «Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребёнок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации».
Аналогичные показатели определяют и развитие внимания . «Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка ко всё более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать своё внимание на решении самых различных задач». Ребёнку 5-6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение . Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 5-6 лет дети уже могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам они могут подчинить своё воображение определенному замыслу, последовать заранее намеченному плану, естественно внося в него некоторые коррективы.
«Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определённой творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции. Образы воображения характеризуются символичностью, замещением. Ребёнок использует одни предметы для раскрытия важнейших для него сторон других предметов и явлений».
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник «испытывает трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если он должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков».
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества , которое находит своё отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного рисования : в течение года ребёнок способен создать до шести тысяч рисунков. В 5-6 лет рисунки детей представляют собой схематичные изображения различных объектов, но «могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения». К 6-7 годам рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции. Также усложняется конструирование из природного материала.
В этот период продолжает развиваться образное мышление . На шестом году жизни ребёнок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, может решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение: на основе пространственного расположения объектов ребёнок может сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжают совершенствоваться обобщения , что является основой словесно-логического мышления. «В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта».
Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. «Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний.
У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития».
Дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности , особенно сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. «Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей – по содержанию и интонационно – взятой роли. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может в ходе игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее». Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность ребёнка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи .
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается связная речь.
В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослым, так и со сверстником. Общение со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим в общении становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ребёнок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит «социальное взросление дошкольника, формируются социально-ценностные ориентации, осознаётся смысл событий, развивается готовность к новой социальной позиции школьника. В организации процесса воспитания присутствуют две тенденции. Одна из них – нисходящая: от подражания взрослому к собственному поведению. Обретая в контакте со взрослыми представления о необходимых результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, рождающиеся в общении и совместной деятельности с ними, ребёнок приобщается к ценностям взрослых людей. Другая тенденция – восходящая: от рождающихся в самой деятельности ребёнка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Ориентация на свою значимость для других даёт ребёнку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности».
Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания. При этом повышенная обидчивость – это возрастной феномен.
«Ребёнок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование подводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности…. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни». [панфилова; с. 13]
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкурентность, соревновательность. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников – жажда сотрудничества, которая возникает в играх с правилами. «Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности».
Формирование всё более точных и полных представлений о физических, интеллектуальных и личностных качествах не только сверстников, но и самого себя, сопоставление результатов своей деятельности с результатами других детей, подводит ребёнка к развитию его Я-образа . Это происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.
Далее происходит структурирование Я-концепции , под которой следует понимать «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан); форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев); систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)». В возрасте 5-6 лет ребёнок узнаёт и дифференцирует свои личностные качества. В это время потребность в самоизменении может выражаться не только вербально, но и с помощью приложения реальных усилий. У детей старшего дошкольного возраста «слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы сначала мысленно произносятся самим ребёнком, затем постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли».
Наряду с «осознаванием» себя, ребёнок старшего дошкольного возраста начинает претерпевать процесс «самооценивая» - оценки собственных поступков с точки зрения нормативных эталонов. Вследствие ограниченности адекватного знания своих возможностей ребёнок первоначально на веру принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя как бы через призму отношения к себе. Немалую роль играет то положение, которое он занял в группе детей (что тоже, чаще всего, происходит с подачи взрослого). В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной, и переход из одного состояния в другое – её динамичность – естественна в условиях её начального этапа формирования. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Установлено, что тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» в группе дети, а недооценку – наоборот, «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее. Задача воспитателя и родителей – создать условия для формирования адекватной самооценки, для осознания детьми реальных собственных возможностей в той или иной деятельности.
Итак, старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Задача воспитателя и родителя – грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства.

Литература.
1.Варич Е.Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
3.Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.
4.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
6.Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология

Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.

Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.

Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по-правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.

Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач.

Возраст 6-7лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет- это рождение социального Я ребенка.

Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.

У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.

Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.

Ребенок может придерживаться установленных правил.

Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.

Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.

У детей наблюдаются споры, капризы, непослушание, упрямство, острая реакция на критику. Но так дети ведут себя в знакомой обстановке, со знакомыми людьми, с посторонними такого поведения обычно не бывает.

Советы родителям детей 5-7 лет.

С уважением относитесь к своим детям, их фантазиям. Различайте вранье, защитное фантазирование и просто игру воображения.

Развивайте таланты ребенка, поддерживайте его в его стремлениях.

Учитесь устанавливать границы дозволенного там, где желания ребенка вредны для него самого или окружающих, но будьте внимательны к адекватным желаниям.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, разбирайте вместе все ситуации, которые происходят при их общении.

Организуйте отдых всей семьей, обсудите свои планы на отдых вместе с ребенком.

Постепенно снижайте контроль и опеку над ребенком, позволяя ему самому ставить перед собой задачи и решать их, но не забывайте поддерживать его в случае возникновения проблем, вместе разбирайте причины неудач.

Чаще просите ребенка о помощи, а не требуйте ее, это развивает и укрепляет его «взрослую» позицию.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных» вопросов. Отвечайте на них ясно и максимально просто, не усложняя и не распространяясь. Помните: отсутствие информации по этой теме ведет к ненужным фантазиям и не здоровому интересу. Запаситесь детской литературой на эту тему соответственно возрасту ребенка.

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии со своими представлениями, в том числе и религиозными.

Помогайте ребенку справляться со страхами, не осуждая и не стыдя его. Внимательно выслушайте его, посочувствуйте. Поддерживайте ребенка, будьте рядом с ним в моменты обострения его страхов, но постепенно предоставляйте ему возможность самому справляться с ними.

Будьте главным помощником ребенка в адаптации к школьной обстановке. По возможности выясните требования, отношение к детям в той школе, где предстоит учиться вашему ребенку. По возможности водите его на подготовительные курсы в его будущую школу. Идеально, если подготовку будет вести тот учитель, к которому потом пойдет ребенок. Это поможет вашему ребенку легче адаптироваться к новым для него условиям, заранее завести себе друзей и привыкнуть к новому коллективу.

Не торопитесь с походом в школу, если вы видите, что ребенок психологически не готов к этому. Отсутствует интерес к учебной деятельности, рассеянное внимание, отсутствие усидчивости, умения сосредоточиться на 35-40 минут.

Постройте режим дня ребенка так, что бы у него оставалось время на отдых, игры, прогулки, занятия любимым делом.

Помните, любые ваши оценки в адрес ребенка влияют на его самооценку. Оценивайте лишь действие или поступок ребенка, а не его личность в целом.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка по любым вопросам, этим вы развиваете в нем умение самому оценивать свою деятельность.

Вы должны осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы в школе не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией.

www.maam.ru

Возрастные особенности старших дошкольников

Раздел – Статьи

Терашкович Алла Ивановна

Воспитатель

МБДОУ д\с «Детство»

г. Нижний Тагил

Свердловской области

Возрастные особенности старших дошкольников.

В развитии человека выделяют ряд возрастных периодов , каждый из которых представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, которые в совокупности составляют своеобразие структуры личности ребёнка на определённом этапе развития.

Л. С. Выготский рассматривал возраст как определённую ступень развития, как известный, относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы находят качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, изменяется и перестраивается сам ход развития.

Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так ка оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности.

Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.

Если в младшем возрасте среди мотивов познавательной деятельности преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребёнка, то в старшем дошкольном возрасте – при сохранении указанного мотива появляются новые: мотив известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определённых условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В. И. Логинова, П. Г. Саморукова). К знаниям старших дошкольников предъявляются новые требования (системность, которая выражается в необходимости освоить существенные связи в области общественной жизни и явлений природы; относительная обобщённость; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Следовательно, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень.

Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности, и только к 8-10 годам развивается левополушарный. Дети мыслят, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходят к некоторым общим понятиям.

Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста являются игра, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.

В физическом развитии старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей, что расширяет использование активных форм познавательной деятельности (экскурсии, походы) .

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребёнка.

Важнейшие из них:

Потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;

Потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;

Потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребёнка.

Общение со взрослыми развёртывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь.

При организации процесса включения в активную познавательную деятельность шестилеток необходимо учитывать, что «мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого ещё не закончилось, функциональные особенности которого ещё не сложились и работа которого ещё ограничена».

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М. И. Лисиной и её сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребёнка с взрослым (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает личностное общение.

Анализ мотивов общения у детей старшего дошкольного возраста показывает, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем даже у младших школьников. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности.

В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но ещё далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

В соответствии с программами воспитания в детском саду, дети старшего дошкольного возраста учатся понимать задачу, которую ставят перед ними взрослые, овладевают некоторыми навыками и умениями её выполнения.

Важным компонентом предпосылок к учебной деятельности является самооценка. У старших дошкольников она только начинает развиваться. Умение оценивать результат своей деятельности формируется и в других видах деятельности. Это лепка, рисование, аппликация и др. дети этого возраста способны сравнивать свою работу с работой других, видят свои удачи и промахи, задумываются, как можно выполнить работу на более высоком уровне.

В старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, причём процессы ощущения, восприятия, представления развиты у детей значительно лучше, чем мышление.

В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нём правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идёт по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т. д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника.

В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов (А. Н. Леонтьев, как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников. В этот период осуществляется подготовка детей к школе. Основная задача подготовки – в их общем развитии. Необходимо широко использовать дидактические игры, наглядное моделирование звукового состава слова и различных количественных отношений, побуждать детей к различным практическим действиям.

Различные исследования детей-шестилеток показали, что у них несколько затруднён переход от внешнего плана действий во внутренний. Поэтому необходима тщательная отработка действий во внешней форме. Это, прежде всего, относится к развитию мышления.

Рассматривая проблемы формирования наглядно-образного мышления, Н. Н. Поддъяков отмечает: «Одним из важнейших моментов этапа материального действия является формирование у детей полных и точных представлений о произвольном действии и его результатах».

Исследования психологической готовности к школьному обучению детей шести- и семилетнего возраста показывают, что семилетние дети более готовы к включению в учебный процесс.

Готовность дошкольников к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умение пользоваться анализом, синтезом, сравнением.

Литература:

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. -М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2000.-416с.

2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 1987.- 320с.

3. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М. : педагогика, 1984.-128с.

4. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б. – М. : Просвещение, 1984.-350с.

www.maam.ru

Конспект родительского собрания в старшей группе «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми. 2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. 3. Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения.

Оборудование: Клубочек с нитками, цветик-семицветик на каждого родителя, фломастеры, листочки с вопросами, на каждого родителя. Воспитатель: Здравствуйте, наши уважаемые родители! Собрались мы сегодня с вами в начале нашего учебного года. Я хотела бы с вами сегодня поговорить о возрастных особенностях детей нашего возраста (Доклад в приложении) В ходе проведения собрания происходит открытое общение между присутствующими родителями и педагогом группы. Происходит сравнительный анализ успехов и достижений детей средней группы и оглашение дальнейших задач воспитания и обучения детей на новый учебный год. Я бы хотела еще сегодня поговорить конкретно наших детках., о их достижениях, проблемах. Я всегда повторяю и буду говорить, что мы с вами одна дружная, крепкая семья. И это мы сейчас с вами увидим. Игра»Клубочек» Передаем клубочек друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: : «Что вас радует в вашем ребенке? » (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)

Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети. Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос: «Что огорчает вас в вашем ребенке? »(родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок.) Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения А как мы их любим, А какими мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами.! Вот сейчас мы с вами поиграем в игру» Цветик семицветик». (на столах родителей лежат цветы со стебельками)

www.maam.ru

Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) .

4. Информационный этап проведения собрания

В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представляет родителям нового воспитателя.

Затем внимание присутствующих обращается на программу родительского собрания.

Родители информируются о режиме дня группы, содержании образовательного процесса в соответствии с реализуемой образовательной программой, о расписании занятий, об организации дополнительных образовательных услуг (платных и бесплатных, номерах контактных телефонов администрации дошкольного учреждения и воспитателей.

Родителям раздаются памятки "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет) " и "Правила для родителей".

5. Представление специалистов

Данный этап проведения собрания заключается в представлении присутствующих узких специалистов. Во время их выступления обсуждаются:

Краткая характеристика особенностей работы по тому или иному направлению в развитии дошкольников.

Необходимые принадлежности для занятий.

6. Внесение изменений и дополнений в анкеты

После выступления всем родителям предлагается внести свои изменения в анкету (указать новое место работы, адрес, домашние и рабочие телефоны и т. п.) .

7. Выборы родительского комитета группы

8. Подведение итогов родительского собрания

На этапе подведения итогов первого родительского собрания сообщается о времени проведения следующего родительского собрания.

9. Примерное решение родительского собрания

Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях -

1раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания -17

часов 30 минут.

Председателем родительского комитета группы избрать (Ф. И. О.)

Принять к сведению содержание памятки " Возрастные особенности

развития детей 5-6 лет. "

Принять к исполнению "Правила поведения в дошкольном

образовательном учреждении".

Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом,

стремясь к выполнению главной задачи -созданию благоприятного

климата для образования детей в сложившемся коллективе.

Принять к сведению содержание памятки "Приглашаем к

сотрудничеству".

Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он? »

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение) . И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.

У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома.

Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.) .

1. Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры.

2. Особенное развитие получают нравственные чувстваНравственное развитие дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

3. Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Формируются основные черты характера ребенка, "Я"-позиция. Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.

4. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родители являются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

5. Выделяем 5 основных принципов влияния родителей на ребенка.

1. Родители являются основным источником жизненного опыта.

2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.

3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.

4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.

5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.

6. Причиной серьезных нарушений поведения детей являются:

Борьба за внимание

Борьба за самоуважение

Потеря веры в собственный успех

Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными.

7. Уважаемые родители, посещая группу, участвуя в ее деятельности, вы имеете возможность больше узнать об интересах, пристрастиях, некоторых причинах поведения своего ребенка.

У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов его семьи принимает участие в жизни детского сада, даже если оно носит редкий и непродолжительный характер.

Осознавая ценность активного участия родителей в жизни группы, мы ждем вас в качестве партнеров, участников, содеятелей!

Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:

Развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности, быстроты;

Воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;

Расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;

Воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;

Формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое мышление;

Развивать связную речь детей;

Совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;

Воспитывать у детей навыки коллективного труда

Развивать произвольное управление детей своим поведением.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И М Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может») С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические пи психологические предпосылки овладения речью Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями Так, в3-4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка сна нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3-4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности Для 3-5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но осами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года) . Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.) . Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет) . Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества.

Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры) . При рисовании активизируются процессы мышления и представления Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет) Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных движений от диффузных, в первые месяцы жизни, до высококординированых действий, таких как ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Высокая активность является одним из главных источников познания окружающего мира.

Опорно-двигательный аппарат.

В дошкольном возрасте еще не закончено окостенение скелета, опорно-двигательный аппарат легко поддается деформациям, так как по сравнению со взрослыми, костная система богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей. Активный двигательный режим, как отмечал еще П. Ф. Лесгафт, во многом содействует развитию костно-мышечной системы.

Окостенение происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая, из 206 костей скелета продолжает изменяться по форме, размерам и внутреннему строению.

Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника) . Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей

Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный, но неравномерный характер. В возрасте 4-7- лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%.

Мышечная система.

Общая масса мускулатуры ребенка составляет 20-22% по отношению к массе тела, то есть в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы имеют волокнистую структуру и по мере роста, наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. Слабо развиты сухожилия, фасции, связки.

Брюшной пресс развит слабо и он не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. Из-за расслабления волокон могут образовываться пупочные грыжи.

У мальчиков 6-ти лет слабо развить паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки из-за возможного образования паховых грыж. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее, что может привести к нарушению осанки.

Слабо развиты мелкие мышцы кисти. Мышечная масса нижних конечностей, по отношению к массе тела увеличивается интенсивней.

У мальчиков при рождении более высокие морфологические показатели (мышечная сила, жизненная емкость легких) , которые сохраняются до полового созревания.

Дыхательная система.

Дыхание у детей частое и поверхностное. Бронхиальное древо еще недостаточно сформировано, грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, дыхательные мышцы слабы. Дыхательный объем у ребенка в 3-5 раз меньше, чем у взрослого.

Из-за неглубокого дыхания и большого объема «мертвого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. При относительно небольшой мощности дыхательной системы для первых лет жизни характерна повышенная потребность в кислороде, в связи с активными обменными процессами.

Кровообращение.

Состав и количество крови ребенка отличается от взрослого человека. Количество крови относительно массы тела в 6-7 лет составляет 10% (у взрослого человека 5-8-%) Минутный объем крови в 2 раза меньше, чем у взрослых. Небольшой размер сердца и слабость сердечной мышцы определяют малый объем крови, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов- низкий уровень артериального давления.

Преобладание симпатических влияний на сердце обуславливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Частота пульса лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях. Частота пульса в покое 100 уд/мин

Существенную роль в этой диспропорции играет физическое воспитание, содействуя активизации дыхательной функции, укреплению дыхательной мускулатуры, улучшению функций кровообращения, сердечно-сосудистой системы.

В детском возрасте ЦНС обладает высокой пластичностью, что способствует легкому усвоению новых форм движений. У дошкольников несовершенна координация движений, в процессе двигательной активности легко развивается утомление.

А. Н. Крестовников в «Очерках по физиологии физических упражнений» отметил «При овладении двигательными навыками в больших полушариях головного мозга возникают многообразные связи между кинестетическими, вестибулярными, звукоречевыми. Зрительными областями, осуществление сложнейших отношений с той средой, в которой происходит занятие гимнастикой. При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия тела в покое и в движении проприоцептивной чувствительности мышц и сухожилий шеи, туловища и конечностей, а также кинестетической и зрительной афферентных систем, объединенных корой головного мозга.» Исходя из вышесказанного при формировании правильной осанки используются следующие мероприятия:

Для стимуляции зрительной афферентной системы– работа у зеркала с постоянным зрительным контролем правильной осанки.

Для стимуляции тактильной и кинестетической афферентной системы

Упражнения у вертикальной плоскости - упражнения у стены без плинтуса – касание пятью точками: головой, межлопаточной областью, ягодицами, икроножными мышцами и пятками.

Для стимуляции проприоцептивной чувствительности мышц и сухожилий шеи удержание на голове различных предметов (мешочка с песком) стоя и в движении

Для стимуляции вестибулярного аппарата и мозжечка- упражнения на возвышенной опоре и уменьшенной площади (упражнения на скамье, бревне, на канате, лежащем на полу)

Для стимуляции мышечно-суставного чувства – воспроизведение правильной осанки по памяти, по сигналу, с закрытыми глазами.

Для стимуляции второй сигнальной системы – воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению

Процесс формирования навыка правильной осанки протекает в следующей последовательности:

Обучение

Образование двигательного стереотипа. То есть автоматизация правильной осанки

Появление чувства осанки умение удерживать правильную осанку в любых условиях

К концу учебного года дети подготовительных к школе групп (7 лет) проходят все этапы, дети 6-ти лет этапа «чувства осанки» еще не достигли. Работа над этим должна продолжаться

Цель начального периодаобучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Занятия начинаются с беседы об осанке, как важно коррегировать осанку не только из эстетических соображений, но и для нормального функционирования внутренних органов. Осанка сложный двигательный навык и изменить его, сформировать правильный стереотип движений и положений разных частей тела задача нелегкая, поэтому нужно было довести до автоматизма привычку к правильному расположению отдельных частей тела по элементам, а потом соединять их в единое целое.

Мы обучали правильно принимать исходные положения лежа на спине, на животе, сидя, стоя. В исходных положениях сидя и стоя работа сначала идет над постановкой стоп, а затем уже объясняется и прорабатывается положение плечевого пояса и рук. Кроме того в основной части занятия выполняются упражнения на самовытяжение, общеразвивающие, дыхательные, упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Основной период – тренирующий – выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, самовытяжения, все разумеется, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника.

Заключительный период- предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений.

Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению навыка правильной осанки решается следующими средствами:

Разъяснительная работа с родителями по вопросам режима дня и условий работы и отдыха.

Систематические беседы с детьми об укреплении мышц, как необходимом условии для восстановления правильного положения тела и воспитании координации движений. Кроме упражнений мы используем ритмические движения, задержки в определенных положениях, включение отягощений и сопротивлений.

Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений на точность движений и подвижных игр.

Для совершенствования психофизических качеств в основном используются танцевальные элементы и подвижные игры.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди