30.04.2019

Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст? Виды возрастов


Рассмотрим, что происходит в эти периоды, и что послужило основанием для их выделения.

Период новорожденности (до 10 дней). Ребенок вскармливается водянистой жидкостью, выделяющейся из молочных желез матери (молозивом).

Грудной возраст (до 1 года). Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период имеет место наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, а вес утраивается. С шести месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет). Заканчивается прорезывание молочных зубов. Величина годичных приростов размеров тела уменьшается. Происходит перестройка и усложнение микроструктуры головного мозга, вследствие чего поведение ребенка значительно усложняется, и большинство детей начинают говорить.

Период первого детства (от 4 до 7 лет). Имеет место увеличение скорости роста, которое называется первым ростовым скачком. С шести лет появляются первые постоянные зубы.

Возраст от 1 года до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и по форме тела.

Обычно, только с пяти лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой».

Период второго детства (8-12 лет). Вследствие повышения секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела.

Увеличиваются темпы роста, особенно у девочек, которые по длине и массе тела обгоняют мальчиков.

Появляются вторичные половые признаки, причем сначала у девочек (формируются молочные железы, увеличиваются матка и влагалище, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах), и только в конце периода - у мальчиков (рост полового члена и яичек, оволосенение лобка и подмышечных впадин).

Подростковый период (13-16 лет). В основном заканчивается половое созревание. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков поллюции (непроизвольные семяизвержения).

Наблюдается выраженное ускорение роста - это 2-й, или «пубертатный» скачок, особенно у мальчиков, которые догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела.

У мальчиков интенсивно развивается мышечная система.

К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины.

Основные морфологические и функциональные характеристики органов и систем приближаются к характеристикам взрослого организма.

Юношеский период (17-21 год). В основном заканчивается окостенение скелета и, как следствие, роста. Организм полностью сформирован, все его параметры достигают окончательной величины (до наступления возрастной инволюции).

Первый зрелый возраст (22-35 лет). Еще может продолжаться незначительный рост позвоночного столба (всего на 3-5 мм) за счет отложения костного вещества на верхней и нижней поверхностях позвонков.

Инволютивные процессы существенно пока не проявляются.

Второй зрелый возраст (36-60 лет). Постепенно нарастают инволютивные изменения в организме. Сначала они выражаются в уменьшении функциональных возможностей органов и систем, что, впрочем, уже является отражением начавшихся изменений на молекулярном и субклеточном уровнях.

Затем структурные перестройки постепенно переходят с клеточного на тканевой и органный уровни, что позволяет их регистрировать в световом микроскопе и макроскопически.

В целом, сущность инволюции заключается:

  • - в уменьшении в органе количества специфической для него ткани (эпителиальной, мышечной, нервной, костной, лимфоидной и т.д.) и разрастании на ее месте, в основном, рыхлой соединительной и жировой тканей. В паренхиматозных органах это выражается в убывании соотношения паренхима/строма, что приводит к снижению функций. Этот процесс усугубляется изменениями в снабжающих органы кровеносных сосудах и нервах. Так, в стенках сосудов появляются атеросклеротические признаки, резко уменьшается концентрация вегетативных нервных сплетений (особенно адренергических) в сердце и других органах. По некоторым данным, дегенеративные процессы могут начинаться в более ранние периоды. Так, в юношеском возрасте возможна инволюция некоторых иммунных структур, а первые атеросклеротические изменения иногда обнаруживаются еще раньше;
  • - вторым важным патогенетическим звеном старения является потеря способности клеток и тканей удерживать воду, что приводит к своеобразному их «усыханию»;
  • - в-третьих, из-за нарушения обмена веществ заметно снижаются восстановительные способности организма на различных уровнях. Вместе с тем в органах и системах могут происходить морфофункциональные перестройки компенсаторно-приспособительного (адаптационного) характера: гипертрофия и гиперплазия работающих элементов, развитие сосудистых анастомозов и коллатерального кровообращения. Эти реакции приводят функции органов в соответствии с потребностями организма.

Рост человека до 50-ти лет остается постоянным, а потом начинает снижаться, в основном за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков и увеличения изгиба позвоночного столба («старческий горб»).

Пожилой (61-74 года) и старческий возраст (75-90 лет ). Все негативные процессы второго зрелого возраста значительно нарастают, сокращаются адаптационные возможности организма. Масса большинства внутренних органов заметно снижается. Так, например, масса головного мозга по сравнению с первым зрелым возрастом в среднем уменьшается с 1400 до 1160 г, печени - с 1830 до 1380 г, селезенки - с 172 до 108 г, почки - с 170 до 120 г и т.д.. Снижение массы органов является следствием не только уменьшения количества в них специфических клеточных элементов, но и потери влаги.

У некоторых органов масса с возрастом иногда может нарастать, что может быть связано с компенсаторной гипертрофией в ответ на заболевания, или с отложением жировой ткани. Так, например, весьма пеструю картину, касающуюся массы сердца, часто можно обнаружить у лиц даже в возрасте 80-89 лет.

Долгожители (свыше 90 лет). По ряду показателей уровень морфофункционального состояния организма соответствует более раннему возрасту: старческому и даже пожилому (впрочем, в противном случае они не были бы долгожителями). Существует множество теорий старения, но ни одну нельзя признать всеобъемлющей. Согласно молекулярно-генетической гипотезе В.В. Фролькиса, сначала происходят изменения генетического аппарата клетки, что влечет за собой постепенное уменьшение самообновления белков. Особенно сильно этот процесс затрагивает нервную и сердечно-сосудистую системы, что уменьшает трофику организма. Возможно наоборот, существуют гены, программирующие онтогенез на всем его протяжении.

Увядание органов и систем происходит неравномерно, что обусловлено как генетическими факторами, так и условиями обитания человека. Болезни, действуя, в сущности, в том же направлении, усугубляют процесс.

После рождения, в постнатальном онтогенезе, темпы развития у разных индивидуумов могут в значительной мере ускоряться или замедляться. Наибольшего внимания в этом отношении заслуживает феномен акселерации как явление глобального масштаба.

Уже не первый век ученых мучает вопрос о том, сколько лет человечеству на Земле? В разные времена на него пытались ответить религии, наука, философия. Так, еще в самых древних религиях обязательно были мифы о сотворении людей богами. И нередко назывались даже конкретные даты этого события.

Племя израилево

Христианство дает достаточно точный ответ на вопрос о том, сколько лет человечеству. По Библии, первыми людьми были Адам и Ева, сотворенные по образу и подобию божьему.

Любопытно то, что христиане оказались не первыми на этом поприще. Практически все истории, вошедшие в Ветхий Завет, являются пересказом древнешемитских мифов. И иудейская Тора, в отличие от Ватикана, не скрывает истинный возраст любимого детища творца: примерно 7 000 лет. 70 столетий на развитие от беззаботной жизни в райском саду и изобретения плуга до первой атомной бомбы и космических спутников связи.

От Рюрика до Петра Первого

Не обязательно открывать Библию, чтобы найти ответы на вечные вопросы. Все мы привыкли, говоря о русской или мировой истории, пользоваться терминами «Рождество Христово» или «наша эра». 221 год до Рождества Христова, 988 год нашей эры… Однако это летоисчисление было принято по меркам планеты совсем недавно. Лишь в 4 в. Римская империя официально перешла на новый календарь, привязанный к рождению нового Мессии - Иисуса. Россия же совершила этот переход лишь в 1701 году, по приказу Петра Первого. Как обозначались даты до этих события? Откроем самую знаменитую летопись Древней Руси - «Повесть временных лет».

Дата, указанная здесь, поражает: 6370-е лето. По христианскому календарю это 861 год. Есть о чем задуматься. Наши предки вели отсчет времени от точки, отдаленной от наших дней более чем на 7 с половиной тысяч лет. Это время возникновения древнейших цивилизаций. Точнее, это период, о котором у нас есть первые более-менее достоверные сведения. Между тем, даты на древних манускриптах говорят о том, что уже в это время славяне имели уровень развития достаточно высокий, чтобы понять необходимость нумеровать года и хранить информацию о них.

Эволюция на смену божественной воле

Издавна религия была одним из основных источников знаний человека о мире. Божественным вмешательством объясняли всё: от стихийных бедствий и ежегодных сельскохозяйственных циклов до победы Афин над персами в Саламинском сражении. Однако со временем сил религии становилось недостаточно, чтобы объяснить все загадки мира. Сколько лет живет человечество, а всё равно оно вечно стремится познать больше, чем известно сейчас, открыть новые горизонты. В Средние века эта тяга к знаниям проявлялась в жестокой борьбе между зарождающимися науками и христианской церковью. Коперник, Галилей, Джордано Бруно - без этих имён не было бы современной астрономии, физики, химии и геологии.

Загадка происхождения человека считалась одной из наиболее животрепещущих для исследователей всего мира. Долгие века никому в христианском мире не приходило в голову оспорить версию о сотворении Адама и Евы. Однако в 19 веке просвещенное общество буквально взорвала скандальная книга английского натуралиста Чарльза Дарвина.

Его «Происхождение видов» заставило совершенно с другой стороны взглянуть на вопрос о том, сколько лет существует человечество, и навек развела по враждующим лагерям верующих и материалистов. Так, Дарвин сравнил в своей работе несколько десятков тысяч видов животных, растений и птиц. Ему удалось доказать, что сходства и различия живых существ в разных уголках Земли связаны с естественным отбором, в ходе которого век от века выживали наиболее приспособленные к условиям особи. Он создал теорию эволюции. И в пух и прах разбил утверждение Ветхого Завета о 7000 лет существования мира и человечества. Естественный отбор, по его мнению, занимает сотни тысяч лет, а значит, сведения в Библии в корне неверны.

Родственники обезьяны

В 1974 году археолог Йоханнас во время раскопок в Эфиопии обнаружил фрагменты скелета, который вполне мог бы принадлежать древнему предку современного человека. Череп, несколько ребер и позвонков имели явное сходство с человеческими, однако их обладатель явно стоял на более низкой ступени развития, чем современные жители Земли. Ученые назвали свой экспонат Люси. Исследования показали, что возраст этой находки - примерно 3,5 млн. лет! Таким образом, возраст мифической Евы увеличился в 500 раз.

Обнаруженный в Африке вид получил название австралопитека, что означает «южный человек». Долгое время считалось, что именно он является наиболее древним среди предков человека. Однако в 2000 году последовало еще более шокирующее открытие. В африканском государстве Чад был обнаружен череп человекообразного подростка, чей возраст составлял почти 8 млн. лет. Этот вид - сахелантроп - еще более осложнил спор о том, сколько лет человечеству. Если принять реальность существования чадского мальчика за истину, то становится понятно происхождение рисунков на скалах, изображающих мамонтов и смилодонов - древних саблезубых тигров. Человечество действительно жило рядом с этими гигантами. И оказалось достаточно могущественным, чтобы победить в соперничестве за выживание вида.

Дубина и камень или плуг и меч?

Спор о том, сколько лет человечеству, разделил научный мир на несколько непримиримых лагерей. Среди них выделяются два, которые сходятся в идее эволюции нашего вида, но расходятся в определении точки отсчета. Если считать возраст человеческой расы с момента, когда древние обезьяны впервые спустились с деревьев и взяли в руки палку и камень, дата получается одна. Если же брать за момент возникновения нашей истории появление «человека разумного», то итоговое количество уменьшается в пару сотен раз. В этом случае неважно, сколько живет человечество на земле лет, важно, когда оно перешло к активному обустройству своего мира.

Первый человек современного типа, имеющий такое же, как у нас, и скелета, умеющий разводить огонь и пользующийся знакомыми нам инструментами, был обнаружен во Франции, недалеко от деревни Кроманьон. Возраст этой находки составляет 40 000 лет. Кроманьонцы шили себе одежду из шкур животных, изготавливали из камня иглы, копья и ножи, обладали достаточно развитыми способностями к живописи и верили в загробный мир. Именно с возникновением этого вида начался палеолит, то есть древний каменный век.

Шутка природы

Сторонники аномальной теории появлении человека утверждают, что возраст нашего вида составляет около 15 млн. лет. Именно на это время приходится резкий скачок эволюции многих видов животного мира. По мнению энтузиастов, причиной было изменение радиоактивности солнца или же разрушение земной коры над урановыми залежами. В результате этой катастрофы древние жители планеты получили радиационное поражение, которое и подтолкнуло эволюцию по пути развития у обезьян прямохождения и разума. К глубокому сожалению поклонников этой гипотезы, никакой научной проверки она не выдерживает.

Дети другой звезды

Существует еще одна теория, которую осуждают современная история и археология, но которая, тем не менее, неплохо может ответить на вопрос о том, сколько лет человечеству. Называется она палеовизитом и происходит от двух латинских слов: «палео» - «древний» и «визит» - «пришествие», «приезд». Согласно ей, люди - потомки пришельцев с другой планеты, в незапамятные времена прибывших на Землю. На эту мысль ученых навели иероглифы на стенах древних храмов, в которых при желании можно разглядеть вполне современные вертолеты и космические корабли.

Вариаций инопланетного антропогенеза множество. Начиная от идей, что все мы - потомки потерпевших кораблекрушение звездолетчиков, до теории жизнеформирующего излучения, которое идет из космоса и заставляет развиваться жизнь на молодых планетах по строго определенному сценарию. Если принять последнюю идею за гипотезу, то возраст человеческой расы может превышать сотни миллионов лет.

Что говорит неофициальная наука?

Далеко не все имеющиеся археологические открытия появляются в школьных учебниках. Некоторые находки настолько шокирующи, что лидеры научного мира предпочитают предать их забвению, чтобы не разрушить всю современную картину мира. А, тем не менее, некоторые археологи утверждают, что возраст человечества несоизмеримо больше не только указанных в Торе 7 тысячелетий, но и официальной даты появления кроманьонца. 40 000 лет, утверждают они, - лишь часть жизни гуманоидной расы, причем часть не самая большая. Так, раскопки в Южной Америке подарили науке несколько уникальных находок. Диоритовые кувшины из вымершего города индейцев-ольмеков - одна из них. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст этих каменных сосудов составляет около полумиллиона лет. Однако материал, из которого они сделаны, считается одним из самых прочных на Земле, и даже современная техника с трудом справляется с его обработкой. Неужели 500 тысяч лет назад индейцы были уже столь развиты, что освоили это нелегкое дело?! Поверить в это трудно, особенно глядя на затерянные в джунглях деревни индейцев, некоторые из которых, такие, как Яномами, до сих пор находятся на уровне позднего каменного века. Однако с фактом не поспоришь. И потом, ведь смогли же индейцы майя 5 тысяч лет назад создать звездные карты без электронных телескопов.

Вечная загадка

Так всё же, сколько лет истории человечества? Настоящей истории, а не той, из которой, как метко сказал Козьма Прутков, нельзя убирать всю ложь, иначе совсем ничего не останется. Быть может, 40 тысяч. Быть может, 8 миллионов. Вполне возможно, что и больше. Хочется верить, что наши потомки смогут наконец ответить на этот извечный вопрос.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Возраст ребенка, т.е. отдельный этап его развития, представляет собой реальное единство, т.е. такое объединение отдельных сторон, в котором целое представляет целый ряд таких свойств и закономерностей, которые не могут быть получены из простого сложения отдельных частей и сторон. Возраст, т.е. состояние ребенка в каждый данный момент развития, представляет соединение различных черт, напоминающее химическое соединение. возраст есть реальное единство замкнутого в себе целого, имеющего свои свойства, проявляющиеся в этом целом и требующие для своего понимания и изучения именно учета этого целого. (5.1, 41 – 42) Возраст есть не что иное, как известный цикл развития, как бы замкнутый в себе, отграниченный от других циклов, который отличается своими своеобразными темпами и своим своеобразным содержанием развития. (7.1, 17) См. Развитие

возраст (в психологии)

конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных особенностей.

В отечественной психологии принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); предошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-1 лет) подростковый возраст (1-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-1 год); зрелый возраст: первый период (1-35 лет), второй период (35-6 лет); пожилой возраст (6-75 лет); старческий возраст (75-90 лет; долгожители (90 лет и выше).

ВОЗРАСТ

в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития (-> возраст хронологический; возраст психологический). Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В психологии принимаются разные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 70-е годы Д. Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене деятельности ведущей:

1) игра - дошкольники;

2) обучение - младшие школьники;

3) общение интимно-личного - подростки;

4) деятельность учебно-профессиональная - юноши, В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с самыми референтными для него группами. Безотносительно решения вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии. Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются:

1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (-> развитие групповое: уровень) и в учебно-воспитательные учреждения;

2) изменением характера воспитания в семье;

3) формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;

4) особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны - границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В СССР была принята следующая периодизация возраста: 1) младенчество: от рождения до 1 года;

2) детство преддошкольное (детство раннее): 1 - 3 года;

3) детство дошкольное (возраст дошкольный): 3 - 6 лет;

4) возраст школьный младший: 6-10 лет;

5) возраст подростковый (отрочество): 10 - 15 лет;

6) юность:

a) первый период - возраст школьный старший: 15 - 17 лет;

b) второй период: 17 - 21 год;

7) зрелый возраст:

a) первый период (молодость); 21 - 35 лет;

b) второй период (зрелость): 35 - 60 лет;

8) возраст пожилой: 60 75 лет; 9) возраст старческий: 75 - 90 лет; 10) долгожители: 90 лет и выше. Иногда последние три периода объединяются под общим названием старости. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного. Переход к следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов возрастных.

ВОЗРАСТ

англ. age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения (пренатальный В.), младенческий В. (от рождения до 1 г.), раннее детство, или ранним В. (1-3 г.), дошкольный В. (3-6/7), младший школьный В. (6/7-11/12), отрочество, или подростковый В. (11/12-15/17), юношеский В. (15/17-19/21), молодость (19/21-25/30), зрелость (25/30-55/60), старость (55/60 и выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), "социальная ситуация развития" (Л. С. Выготский), психологические новообразования и пр.

Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития (см. Кризисы возрастные), переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В.,

определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом. См. также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. (А. В. Толстых.)

Добавление: Прежде всего, можно и нужно разделить объективно-нормативный (или научно-нормативный) подход к определению В. и субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок (в т. ч. стереотипов и предрассудков), действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм. Термином "эйджизм" обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей (особенно пожилого В.). Изучение субъективных "норм" (т. н. обыденного сознания) необходимо для понимания и предсказания поведения людей.

Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.

Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их "формальными"), которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего социального положения должны следовать формальным нормам ("играть" соответствующие социальные роли). Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. (Б. М.)

Младенчество (от рождения до 1 года),

Раннее детство (1 - 3),

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7),

Младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12),

Отрочество (от 11-12 до 15-17),

Юность (от 15-17 до 19-21),

Молодость (от 19-21 до 25-30),

Зрелость (от 25-30 до 55-60),

Старость (от 55-60 и старше).


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди