30.09.2019

Игры для развития мелкой моторики 1 год. Развитие общей моторики у детей в возрасте до двух лет. Игры с песком


Развитие мелкой моторики! Сколько о ней написано статьей и публикаций! Как только рождается ребенок, все специалисты в один голос твердят, что нужно заниматься ребенком, особое внимание, уделяя моторике рук! В этой статье я решила не повторяться, рассказывая о полезности этого занятия, а просто привести ассортимент игр, развивающих моторику пальчиков малыша.

35 игр для развития мелкой моторики

1. Дайте ребенку одноразовые палочки для коктейлей и попросите засунуть их в отверстия дуршлага.

2. Игра очень похожа на предыдущую! Разница только в том, что вместо палочек для коктейлей вы дадите ребенку ушные палочки. Детям нравится заполнять все отверстия дуршлага ушными палочками. Отличная игра на развитие мелкой моторики рук.

3. Ещё одна увлекательная игра для мелкой моторики: распределение цветных помпонов по ячейкам формы для выпечки. Эта игра для деток, которые учат названия цветов и знают их различие.

Малышу даете много разноцветных помпонов, а он их раскладывает по ячейкам, сортируя по цветам.

4. Для игры вам понадобятся:

  • контейнер для яиц
  • палочки для коктейлей (желательно разноцветные)
  • рулоны из-под туалетной бумаги, разрезанные на кольца.

Проткните отверстия в каждой ячейке для яиц. Попросите малыша вставить в них палочки для коктейлей, а затем надеть кольца, вырезанные из рулонов туалетной бумаги.

5. Подготовьте все необходимое для этой игры! На доску для лепки прилепите шар пластилина, воткните в него палочку для шашлыка или шпажку. Попросите кроху надеть на нее кольца печенья, как показано на рисунке.

6. Игра очень похожая на предыдущую игру, только к комочку пластилина крепится коктейльная трубочка и на нее малыш нанизывает сырые макаронные изделия.

7. Игра на улице, которая поможет ребенку выучить цвет, развить внимание, координацию движения и моторику!

Разноцветными мелками нарисуйте на асфальте круги и попросите малыша стать в кружок названного вами цвета.

8. Дайте карапузу пластиковую бутылку и попросите ее наполнить разноцветными помпонами, кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами и т.д.

9. В вертикальном положении на небольшом расстоянии от пола прикрепите или приклейте к стене картонную трубку из-под бумажных полотенец. Под ней поставьте пустой контейнер или емкость. Игра заключается в том, что малыш будет заполнять емкость, вкидывая помпоны в трубу.

10. Игра заключается в том, что ребенок будет брать кулинарными щипцами кубики и вкидывать их в пластиковую банку или контейнер

11. Еще один вариант игры – это рассыпать на поднос разноцветные помпоны, а затем попросить малыша собрать их в емкость.

12. Детям очень нравится играть с водой, поэтому предлагаю организовать игру с водой.

Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду.

Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.

13. В подготовке к этой игре малыш будет сам принимать активное участие! Дайте юному художнику краски и кисточку, чтобы раскрасить контейнеры для игры. Когда краска высохнет, вырежьте в крышках отверстия в виде маленького и большого прямоугольника. Контейнер, где отверстие с меньшим прямоугольником малыш будет заполнять палочками из-под мороженого, а контейнер с большим прямоугольником – заполнит крышками из-под лимонада или сока.

14. Внимание! Во время игры малыш может выпачкаться в краску! Суть игры состоит в том, что юный художник будет макать мочалку в разноцветные краски и делать отпечатки на бумаге или картоне.

15. Игра «Нанизывание на веревку»

Картонную трубку из-под туалетной бумаги или бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Раскрасьте их разноцветными красками. В процессе раскрашивания должен принимать участие и ребенок.

Затем дайте малышу веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры. Последовательность цветов называете Вы или решает ребенок!

16. Еще одна игра, когда малыш может научиться нанизывать фигуры на веревку! Для этого вырежьте из поролона фигуры в виде катушек и попросите малютку нанизать их на веревку.

17. Игра понравится даже полугодовалому ребенку. В присутствие взрослого малыш из тарелки или подноса берет разноцветные помпоны, пробки из-под бутылок, крупные пуговицы и вкидывает их в емкость через отверстие в крышке.

18. В отверстие пустой солянки кроха вставляет кусочки цветной ворсистой проволоки. Таким образом развивается мелкая моторика рук.

19. Научите свое чадо прищипывать прищепки! Для этого возьмите ведро и к его верхнему краю малыш будет прищипывать прищепки.

20. Учим малыша пользоваться молнией. Для этого к картону приклейте несколько разноцветных молний и покажите вашему малютке: как правильно расстёгивать и застёгивать молнию.

21. Игра заключается в том, что малыш вкладывает разноцветные пластиковые яичка в контейнер для яиц. Таким образом, он учит цвета и развивает моторику рук! Эти яичка можете взять из Киндер-сюрприза.

22. Игра, во время которой малыш разучивает цвета, а так же учиться застегивать прищепки.

Раскрасьте лист картона в разноцветные полоски. Затем, в те же цвета раскрасьте прищепки. Когда краска высохнет, попросите малыша прищипнуть прищепку так, чтобы ее цвет соответствовал цвету полосы.

23. Малыш учиться одевать пуговицу в отверстие. Для этой игры нарежьте разноцветные ткани на маленькие отрезки, в середину сделайте надрез. Попросите ребенка продеть пуговицу через отверстие.

24. Игра «На шнурок нанизываем пуговицы»! Для этого возьмите большое количество крупных пуговиц и научите кроху нанизывать их на шнурок.

25. Игра «Пронизываем нить в отверстия канвы»

Дайте ребенку нить или тонкий шнурок и покажите, как пронизывать его через крупные отверстия ткани.

26. Игра «Заворачиваем в фольгу предметы или игрушки»

Для этого дайте ребенку фольгу и попросите в нее завернуть игрушку или предмет! Для примера покажите: как это правильно сделать!

27. Игра с разноцветными перышками.

Вместе с малышом раскрасьте перышки в разные цвета, на бумаге нарисуйте небольшие разноцветные кружочки. Игра заключается в том, что карапуз вставляет перышко в тот кружочек, который соответствует цвету перышка.

28. Игра «Перекладывание мелких предметов из одной емкости во вторую».

Для игры можете взять емкость, пластиковую бутылку и пробки из-под вина. Попросите малютку переложить пробки из одной емкости во вторую.

29. Игра «Прикрепление магнитиков»

Дайте карапузу большое количество красивых, ярких магнитиков и покажите: как прикреплять их к любой поверхности, например к пластиковой миске. Затем малыш сам будет играть с магнитами, прикрепляя их и сдирая.

30. Для этой игры понадобится вата, пинцет и емкость для заморозки воды. Объясните своему чаду, что ему нужно будет пинцетом брать вату и перекладывать ее в ячейки контейнера.

31. Игра «Детский боулинг»

Распечатайте в компьютере фотографии членов семьи, сверните их трубочкой и склейте по краям. Поставьте их вертикально на стол. Малыш должен будет мячиком сбить эти цилиндры.

32. Спортивные упражнения на подушках

Малыш раскладывает в одну линию подушки, а затем прыгает на них, ползает и т.д.

33. Игра на ориентирование, логику и на развитие моторики рук.

Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек и т.д., выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите малыша закрутить крышечки на каждую емкость. Причем крышечка должна соответствовать емкости.

34. Учимся прикреплять скрепки, а так же учим цвета

Для игры вам понадобятся цветные скрепки и кружочки, вырезанные из цветной бумаги. Попросите малыша прикрепить скрепки на кружочки так, чтобы их цвета совпадали.

В этой статье:

Развивать моторику у детей от одного года важно и необходимо. Нужно понимать, что речь идет о развитии как крупной, так и мелкой моторики. Чем отличаются эти понятия и что такое моторика в принципе? Об этом ниже.

Итак, моторика - это способность организма совершать движения с целью выполнения какого-то определенного действия. Выделяют крупную моторику, мелкую моторику и моторику органов. Каждое действие построено прежде всего на основе крупной моторики. Ее ребенок осваивает особенно активно с рождения и до года.

Общая моторика

Под общей моторикой понимают способность выполнять самые простые действия телом и отдельными его частями. Например, до года это способность малышей менять положение тела, подниматься, держать голову, после года - ходьба, прыжки, бег и так далее. У детей, которые только появились на свет, общая моторика может проявляться в способности управлять глазами и двигать конечностями.

Развитие общей моторики с первых дней жизни можно ускорить с помощью легкого массажа – ласковых поглаживаний тела малыша по направлению сверху вниз. Такого рода упражнения положительным образом отразятся на гипертонусе мышц крохи, помогут ему лучше
почувствовать тело и управлять им. Со временем ребенок научится не только удерживать голову, но и подниматься, браться руками за опору, сидеть, ползать и т.д.

Каким должно быть развитие общей моторики после полугода? Тут также необходим массаж, который, помимо поглаживаний, будет включать также и похлопывающие движения. Обязательно даст положительный эффект, а главное, понравится крохе массаж с помощью резинового мячика. Кроху нужно будет перекатывать с одной стороны на другую, поднимать и опускать, тренируя таким образом позвоночник.

Учитывая, что начиная с трех месяцев дети проявляют интерес к игрушкам, можно выкладывать их время от времени на развивающий коврик, где крохи смогут приподниматься на локтях, пробовать ухватить игрушки, наблюдать за разными элементами.

Мелкая моторика на втором году жизни

После года большинство детей осваивает навыки ходьбы, развитие их общей моторики доходит до определенного этапа. Далее, до трех лет, малыши ее совершенствуют, пытаясь овладеть
более точными навыками. Так называемые ювелирные навыки позволяют детям лучше контролировать движения пальцев, а также положительным образом сказываются на развитии речи.

Отличный способ ускорить развитие мелкой моторики с года до двух лет - это рисование. Причем рисовать можно чем угодно: как карандашами и фломастерами, так и пальчиковыми красками или мелками. Также на процесс повлияет проведение пальчиковой гимнастики и всевозможные игры, некоторые из которых описаны ниже.

«Мамины помощники»: забавы с тестом

Цель этой игры - развитие у малышей 1-2 лет мелкой моторики, а также стимуляция активных зон пальцев и ладоней. Для этого понадобятся:

  • вода;
  • мука;
  • емкость для замешивания.

Малыши
в эту игру играют с большим удовольствием, родителям же рекомендуется заранее позаботиться о фартуках и защите пола и стола.

Итак, начините с того, что предложите малышу самостоятельно высыпать муку в приготовленную емкость. Не спешите заливать ее водой – пусть кроха немного повозится в ней ладошками. Когда ему это занятие надоест, вместе можно начинать замешивать тесто, добавив в муку приготовленную воду. Замешивая тесто, развлекайте кроху потешками, песенками и стишками по теме.

Когда для крохи процесс замешивания станет скучным, предложите ему вылепить какие-либо изделия (хлеб, булочки, пирожки), после чего вместе наведите на столе порядок.

Такие игры не только ускорят развитие мелкой моторики малышей, но и сблизят их с родителями еще больше.

«Сбор гороха»: лучшие игры с бобовыми

Цель этой игры, так же как и в предыдущем случае - это развитие мелкой моторики у малыша 1-2 лет, наряду с развитием тактильных ощущений и зрения. Для игры потребуются горох (можно заменить фасолью) и емкость. Во время игры нужно не спускать с малыша глаз, контролируя, чтобы он случайно не проглотил горошину или фасоль либо не вставил их в нос или ухо.

Суть игры заключается в складывании горошин или фасоли в приготовленную емкость. Можно делать это под музыку и наперегонки. Конечно же, в финале должен победить ребенок, которого нужно не забыть похвалить за терпение и старание.

Сортировка - лучший способ потренировать моторику

Сортировка бобовых – отличный метод тренировки мелкой моторики рук детей с года до двух лет с попутным развитием тактильной чувствительности и терпения. Для игры понадобятся две емкости, фасоль и горох либо же только фасоль разного цвета.

В процессе нужно будет смешать бобовые разных видов в емкости, после чего попросить кроху отделить горох от фасоли и разложить их в разные коробки. Старайтесь смешивать не слишком много бобов, чтобы малышу не было сложно справиться с заданием. Не забудьте похвалить его за успехи.

Операция по спасению «крабиков»

Нужно ли говорить о том, что малыши с года до двух лет воспринимают занятия и проявляют к ним интерес только в том случае, если они проходят в игровой форме? Игра со спасением
запутавшихся «крабов» обязательно понравится крохе после года. Роли «крабов» могут играть заколки для волос с характерным названием. Также для игры потребуется обычная коробка из картона.

В процессе можно предложить малышу разъединить сцепившихся между собой «крабов», после чего красиво расположить их вдоль бортика картонной коробки. Также можно предложить крохе пристегнуть «крабов» к одежде мамы или папы, которые в это время будут убегать. В конце игры нужно будет убрать заколки в коробку вместе с крохой и обязательно похвалить его за успехи.

Управление часовыми стрелками

Естественно, что детей с года до двух лет обучать пониманию времени на циферблатах со стрелками не имеет никакого смысла – они просто не поймут. Но использовать старые часы для развития мелкой моторики рук можно с большим успехом.

Подготовьте часы со стрелками (подойдут как наручные, так и настенные или будильник), покажите, что нужно делать для того, чтобы стрелки стали двигаться. Сопровождайте действия крохи потешками и стихами про часы, обязательно хвалите за старательность и терпение.

Простая и функциональная пирамидка для развития моторики

Используя обычную пирамидку, с которой малыш привык развлекаться еще до года, можно также успешно тренировать мелкую моторику рук, а также прививать ему способность принимать решения, развивать чувство цвета.

Ребенка можно
усадить за стол или на пол, после чего предложить ему самостоятельно разобрать пирамидку, комментируя его действия, если сам малыш пока говорить не умеет. После того как пирамидка будет разобрана, можно предложить ему собрать ее снова, наблюдая за тем, будет ли он хотя бы частично соблюдать порядок расположения колец по цвету или размеру, но не делая на это упор.

Со временем, когда кроха научится быстро собирать и разбирать пирамидку, можно будет вместе с ним делать это в определенном порядке, выбирая кольца по цвету, по размеру. Если у крохи что-то не заладится, лучше отложить игру до следующего раза, не настаивая на ее окончании.

Забавы с макаронными бусами

Отлично поможет ускорить развитие мелкой моторики детей игра с бусами. Вам понадобится плотная нить, толстая игла с затупленным концом, а также макаронные изделия, желательно разных цветов,
и тарелка.

Покажите крохе, как удерживать иглу в пальчиках. Очень важно в это время быть все время рядом, контролируя процесс. Поставьте перед ним тарелку с макаронными рожками и колечками, покажите, как с помощью иглы можно продевать через них нитку, после чего предложите крохе сделать это самостоятельно. Когда бусы будут готовы, завяжите нитку и похвалите кроху. Такая поделка станет предметом его гордости и радости. Макаронные изделия можно заменить крупными бусинами или пуговицами.

Игра с фантиками

И последний вариант интересной, а главное, ускоряющей развитие мелкой моторики у годовалых детей игры - с использованием фантиков. Все, что потребуется - это коробка и фантики от конфет.

Научите детей складывать фантики, укладывая их в коробку, вместе рассмотрите изображенные на них рисунки, предложите крохе завернуть в них мелкие игрушки, горошины, орехи и поиграйте в игрушечный магазин, где будут продаваться сделанные вами конфеты.

Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет

На ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности человека.

Месим тесто

Цель игры : развитие мелкой моторики рук, активных зон ладошек и пальцев.

мука, широкая миска, стакан с водой.

Ход игры : поставьте перед ребенком на детский столик широкую миску, насыпьте туда немного муки, пусть малыш повозится немного с сухой мукой, затем налейте в миску небольшое количество воды, покажите ребенку движения (в воздухе), чтобы он мог замесить тесто, при этом приговаривайте:

Месим, месим тесто,

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах —

Не удержишь на вожжах.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печке место,

Буду печь каравай,

Переваливай, давай!

Дайте ребенку вволю повозиться с «тестом», пусть он постарается сделать из него хлеб, пирожки и т. д. После игры вместе уберите все со столика, наведите чистоту.

➣ Родителям на заметку. Замечено, что дети больше всего любят помогать родителям в их повседневных делах. Используйте это для укрепления взаимопонимания и доверия.

Собираем горох

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, зрительного анализатора.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко, горох или фасоль.

Ход игры: на ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.

Начинаем рисовать

Цели игры : развитие мелкой моторики, развитие чувства цвета, формы, развитие воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: кисточка, акварельные краски, гуашь, листок ватмана, чистые тряпки для рук, книги-раскраски с проявляющимися цветными картинками.

Ход игры : посадите малыша за детский стол.

1-й вариант: в книжных магазинах можно приобрести книжки-раскраски для самых маленьких. Цвет в этих чудо-книжках проявляется, если намочить картинку. Малышу следует показать, как все это происходит, если «раскрашивать» картинку кисточкой с водой. Пусть ребенок самостоятельно раскрашивает книжку. Вместе с ним рассматривайте получившиеся картинки. Рассказывайте, какого цвета и какой формы на картинке предметы, спрашивайте, что нарисовано на картинке.

2-й вариант : предложите малышу нарисовать на ватмане красками кисточкой картину. После того как он закончит рисовать, попросите его рассказать, что изображено на рисунке. Похвалите ребенка за выдумку.

3-й вариант : предложите малышу нарисовать гуашью и руками картину на ватмане. Положите рядом с ним чистые тряпки, которыми он может вытирать руки. Предоставьте ребенку полную свободу творчества. После того как картина будет закончена, попросите рассказать, что он нарисовал. Похвалите малыша за выдумку. После игры вместе приведите рабочее место в порядок.

➣ Родителям на заметку. Организуйте для ребенка место для игры и стол для творческих занятий. С раннего возраста приучайте малыша к аккуратности и порядку.

Сортировщик

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца, развитие чувства цвета и формы.

: широкая миска, две коробки, фасоль и горох.

Ход игры.

1-й вариант : предварительно смешайте в широкой миске небольшое количество гороха и фасоли, попросите малыша помочь вам разобрать в разные коробки фасоль и горох. Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.

2-й вариант: смешайте в широкой миске фасоль разного цвета, вновь попросите малыша помочь вам.

Если ребенок устал или отвлекается, сделайте перерыв, поиграйте в подвижную игру, а затем вновь приступайте к перебиранию плодов. Если же и это не помогает, прекратите игру, через несколько дней вернитесь к ней вновь.

«Крабики» прицепились

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, сообразительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия : заколки для волос «краб», картонная коробка.

Ход игры.

1-й вариант: покажите ребенку заколку, объясните, как можно ее прикрепить на стенку коробки. Попросите малыша прикрепить все имеющиеся заколки на бортик коробки. Спросите ребенка, куда еще можно прикрепить «крабиков». Предоставьте малышу поле для самостоятельной деятельности. Похвалите его за выдумку и сообразительность.

2-й вариант: попробуйте поиграть в «крабиков», которые цепляются к одежде, при этом малышу необходимо незаметно подойти к папе или маме и прицепить «крабика» к их одежде. Если ему это удается, папа или мама должны будут прицепить «крабика» к одежде малыша, весело его догоняя. В конце игры «крабики» собираются в коробку до следующей игры.

Часики: переставляем стрелки

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, навыков выполнения мелкой работы, знания счета, развитие артикуляции.

Необходимые материалы и наглядные пособия : игрушечные часы.

Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажи те ему часы, спросите его, что говорят часы и как они ходят, при этом наклоняйте голову вправо-влево.

Тик-так, тик-так,

Не спав ни минутки,

Тик-так, тик-так —

Уже которые сутки.

Тик-так, тик-так.

Идти часы устали.

Тик-так, тик-так —

Потихонечку встали.

Вы очень удивлены и не знаете, что делать. Предложите малышу поработать часами и переводить самому стрелки (на одно деление, на два деления и т. д.), при этом он должен имитировать звуки хода часов. Похвалите малыша за его работу.

Собираем, разбираем пирамидку

Цели игры : развитие точности движений, мелкой моторики t>vk, развитие чувства цвета и формы, самостоятельности в принятии решений.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовая пирамидка.

Ход игры : посадите ребенка на пол или за детский стол (по желанию ребенка), поставьте перед ним собранную пирамидку, попросите показать вам, как она разбирается. Проговаривайте, какого цвета кольцо снимается в данный момент, большое или маленькое.

После того как пирамидка разобрана, попросите малыша собрать пирамидку, наблюдайте, в каком порядке он будет собирать игрушку. Первое время не заостряйте на этом внимания, главной является цель — сбор пирамидки.

В дальнейшем объясните малышу, как правильно собирать игрушку. Удачные попытки, а также любые самостоятельные действия отмечаются похвалой. Если у малыша что-то не получается, отвлеките его, уберите пирамидку, вернитесь к игре через несколько дней с того момента, где вы остановились.

Кольцо-тренажер

Цели игры: развитие силы кисти рук, массаж активных зон ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия: резиновое кольцо-тренажер для мышц кисти.

Ход игры : посадите ребенка перед собой, покажите ему кольцо-тренажер, пусть малыш с ним немного поиграет. Покажите, какой вы сильный и можете сжать кольцо. Помогите малышу тоже сжать кольцо обеими руками. Постоянно подбадривайте и хвалите ребенка.

Я буду силачом,

И это точно знаю.

Все будет нипочем,

Всем Вам я обещаю.

Можно проводить соревнования на количество сжатий кольца-тренажера: кто больше всех раз сожмет кольцо, тот и победитель.

Мозаика

Цель игры : развитие мелкой моторики рук, воображения, самостоятельности в игре, цветоощущения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мозаика.

Ход игры: посадите ребенка перед собой или за детский стол, положите перед ним мозаику. Покажите малышу, как можно извлекать и вставлять «гвоздики» в ячейки. При этом проговаривайте, какого цвета вы взяли гвоздик. Предоставьте ребенку свободу творчества. После того как узор будет готов, обязательно похвалите кроху, покажите работу папе, бабушке. Аккуратно вместе с ребенком сложите мозаику в коробку до следующего раза.

➣ Родителям на заметку . Сохраняйте рисунки малыша и по возможности поделки, они вам помогут в будущем в общении с подрастающим и взрослеющим ребенком.

Волшебные бусы

Цель игры: развитие мелкой моторики рук и воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: суровая нитка, толстая иголка с тупым концом, макаронные изделия с отверстием посередине различного размера и цвета, широкая тарелка.

Ход игры : перед ребенком поставьте макаронную смесь, совместно проденьте суровую нитку в ушко иголки, покажите, как можно нанизать макароны на нитку, при этом просите малыша самого выбирать последовательность набора бус. В конце игры аккуратно завяжите суровую нитку, чтобы бусы не рассыпались. Волшебные бусы можно подарить маме, бабушке. Похвалите ребенка за выдержку и усердие.

Фантики

Цели игры : развитие мелкой моторики, воображения, развитие эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия : фантики от конфет, небольшая коробка.

➣ Родителям на заметку. Склонность малыша к собирательству самых неожиданных и необычных предметов с объяснением их применения позволяет предположить работу воображения и творческой мысли.

Отдохните, пальчики

Цель игры: расслабление мышц кисти.

Ход игры: встаньте лицом друг к другу, вытяните руки вперед, приговаривая, сжимайте пальцы в кулак и возвращайтесь в исходной положение, в конце стихотворения потрясите свободно кистями рук:

Мы играли, рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И опять играть начнем.

Hoс — пол — потолок

Цель игры: развитие моторики, точности движений по просьбе взрослых, внимания, эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка.

Ход игры: включите ритмичную музыку, встаньте лицом друг к другу, проговаривая: «Нос — пол — потолок», показывайте на указанный объект пальцем, ускоряйте темп, в дальнейшем изменяйте последовательность слов: «Потолок — пол — нос» и т. д. Подбадривайте малыша, если он ошибся, ошибайтесь и сами. Игра должна проходить весело, несмотря на ошибки и неудачи.

Похвалите в конце игры ребенка за внимательность, точность движений.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 до 2 лет. Удается удерживать ложку и оперировать ею... Важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа...

Мелкая моторика рук для детей имеет огромное значение для его полноценного развития, определения потенциальных и врожденных заболеваний и выработки верных стереотипов поведения. При развитии этого психофизиологического показателя необходимо уделить максимальное внимание на первоначальном этапе, который большинство педиатров и психотерапевтов связывают с возрастом один-два года. О том, почему это так важно для здоровья ребенка, как развивать мелкую моторику и на что обращать внимание - ниже.

Почему столь важно развивать моторику?

Моторике мелких движений неспроста уделяется так много внимания. Помимо тактильных ощущений и их применимости, в процессе принимают активное участие зрение, обоняние и вкус (дети все несут в рот, пытаясь «опознать» тот или иной предмет), а головной мозг в это время анализирует целый комплекс разнообразных чувств.

Если уйти от теоретических выкладок, то развитие моторики, в чем заинтересован любой родитель, напрямую влияет и на .

Приведем пример: ваш карапуз впервые в жизни сам ест ложкой, щедро разбрасывая пищу по лицу, одежде, столу и кухне, становясь героем ролика для Ютуба. Его действия не только не осознанны, но и продиктованы тем, как именно воспринимает ребенок окружающий мир: держит столовый прибор, зачерпывает еду, несет ее ко рту. В случае правильно выработанной моторики, ребенку уже с первых раз удается удерживать ложку и оперировать ею в тарелке. В случае правильного развития, уже к году-полутора он способен самостоятельно есть, при каких-либо отклонениях это будет несложно заметить.

Cпособы развития

Развитие мелкой моторики у детей в 1-2 года вызывает большой научно-практический интерес, только в последние годы блестящие работы защитили Анна Антакова-Фомина, Мария Кольцова, Лидия Савина, Тимофей Ткаченко. Несмотря на разный взгляд на психосоматические условия развития ребенка, все они сходятся в мысли относительности необходимости дополнительного развития детской мелкой моторики. Способы различны - от лепки до развивающих игрушек.

Развитие психомоторных функций, куда специалисты относят совместную деятельность мышечной, нервной, костной систем, не требует применения каких-то особенных вещей. В самом юном возрасте, еще до года, огромное значение имеют погремушки, соски-пустышки и прочие вещи, до которых ребенок может дотянуться. Ощупывая их, получается первичная информация о габаритах, температуре, жесткости, сопротивлении или податливости.

Практически сразу данная информация находит отражение и ребенок способен «узнать» пустышку как мягкий и приятный объект. И в этом возрасте покупка развивающих игрушек не имеет никакой практической пользы - грудничок куда больше ориентируется на звук, издаваемый предметом, на цвет и вкусовые качества (поэтому все тащится в рот).

С чего начать обучение?

Родителям или опекунам необходимо постоянно обращать внимание на то, что именно и как делает ребенок - это крайне важно для верного развития мелкой моторики у детей в 1 год и чуть старше. Одним из приемов является «перебирание крупы», когда в большую и широкую емкость высыпается любое недорогое зерно и ребенок, погружая руки по запястья, сжимает-разжимает пальчики. Если не хотите видеть рассыпанную крупу по всей квартире, можно сшить или купить тканевые мешочки - иногда они продаются по очень высокой цене с горделивой пометкой «антистресс» - хотя изготавливаются в домашних условиях за считанные минуты.

Девочки ищут в фасоли предметы

Неплохим подспорьем могут служить пальчиковые краски или материалы для лепки, которых весьма много в продаже. Судя по опросу родителей, приобретавших их для чада, ребенок способен проводить целые часы у мольберта или стола, вырабатывая не только мелкую моторику, сколь общую координацию движений. А вот конструкторы, даже самые примитивные, лучше отложить до полутора-двух лет: у годовалых еще не выработано конструктивное мышление и ребенок даже не догадывается, что две детали можно соединить в одну.

Что еще нужно знать о мелкой моторике у детей?

Развитие моторики у детей в 1 год станет эффективным, если приобрести так называемые, мульти-коврики. Формально это напольные или настенные изделия, оснащенные большим количеством защелок, заклепок, молний, прищепок и крепежей, которые ребенок, теоретически, должен открывать и закрывать. На практике они дают некоторый эффект, правда, ребенок не станет долго играть с этим устройством - сказывается психология «Юного Индианы Джонса», утрачивающего интерес к исследованным и логичным вещам. Хоть те же крупы или пластилин, позволяющие ребенку импровизировать, способны занять его на куда больший срок.

В рекламе обучающих игрушек для самых маленьких - вроде электронных пианино или ксилофонов - нередко можно прочесть о том, что данное устройство прекрасно развивает мелкую моторику ребенка. Впрочем, специалисты убеждены, что это весьма спорное утверждение: для правильного формирования навыков необходимы осмысленные действия по извлечению звука, набор аккордов или использование разной силы удара (нажатия). Между тем, ребенок способен осознанно выполнять данные действия в куда старшем возрасте - от трех лет и выше.

Что действительно дает эффект, это рисование: с первых минут юный художник учится правильно брать карандаш или кисточку (захват зовется «пинцетным»), и отдает себе отчет в соотношении силы нажатия и получающейся линии. Также положительным эффектом на моторику рук влияет самостоятельный прием пищи, когда 1-2-летний ребенок способен удерживать ложку не переворачивая и неся ее ко рту. Аналогично, и при получении в руки расчески юный исследователь, видя, как прихорашиваются мама и папа, начинает проводить расческой по волосам.

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развить моторику в 1-2 года можно не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца - ничего страшного, может ему просто лень.

В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди