17.03.2019

4 й месяц ребенку. Все о развитии ребенка: месяц четвертый. Развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику


Четвертый месяц - очередная ступенька развития малыша, когда он начинает меняться внешне, буквально «хорошея» на глазах. Но еще более заметны психологические изменения, происходящие в детской головке.
К этому времени жизнь в доме входит в спокойное русло, чему способствует и уже ставший привычным , и отсутствие приносящих малышу столько боли и беспокойства.

Физиология

  • Ребенок в 4 месяца развития показателен тем, что у повзрослевшего ребенка вес прибавляется не так явно, как у новорожденного. Рост будет увеличиваться примерно на пару сантиметров ежемесячно, и такая динамика будет держаться в течение года.
  • Примерно в это же время начинают активно расти волосы и ногти.
  • Ноготки на маленьких ручонках надо стричь обязательно, иначе кроха может повредить нежную кожу или слизистую оболочку глаз и носа.
  • В 4,5 месяца осуществляется целый ряд прививок: первая от полиомиелита; вторая от дифтерии, коклюша и столбняка вторая; от гемофильной инфекции и вторая от полиомиелита.

Психология

В 4-м месяце плач и улыбка ребенка являются вполне осознанным действием с определенным эмоциональным подтекстом. Так детки единственно доступным способом могут выражать свое отношение к окружающему миру и его обитателям.
В этом возрасте ребенок уже умеет чего-либо бояться, разочаровываться и радоваться.

Самым главным фактором, влияющим на психику и развитие интеллекта в будущем, является прочная и постоянная связь с людьми, которые его любят - это родители или родственники, заменяющие их.

К 4-х месячному возрасту образ матери и отца у малыша ассоциируется с заботливыми руками, нежными прикосновениями, спокойным голосом. Поэтому при их появлении он начинает радостно улыбаться и стучит ручками и ножками. На формирование тесной эмоциональной связи, которая появилась между взрослым и малышом, указывают многочисленные признаки: младенец отвечает на улыбку, лепечет при приближении матери и старается удержать ее возле себя.

Навыки ребенка в 4 месяца.

  • Узнает маму и выделяет ее среди остальных людей
  • Выводит рулады, произнося первые гласные
  • Хватает висящую игрушку одной или двумя руками
  • Реагирует на свое имя
  • Пытается приподняться, лежа на спине
  • Начинает отдавать предпочтение определенным игрушкам
  • Навыки ребенка в 4 месяца позволяют ему при кормлении придерживает руками грудь или бутылочку.
  • В этот возрастной период у детей появляется, так называемое бинокулярное зрение, то есть он начинает видеть двумя глазами и определять расстояние до предмета, скорость его движения и может взять то, что видит.
  • Очередной шаг в развитии 4-х месячного ребенка - познание тактильных ощущений. Теперь он, не задумываясь, тянет в рот все, что попадается под руку. Именно так идет познание мира. Поэтому очень важно, чтобы все игрушки, до которых сможет дотянуться кроха, были бы чистыми и не состояли из мелких частей, которыми малыш может подавиться.

Питание.

Количество кормлений остается то же - 6 раз в сутки. А вот объем пищи меняется с шестой на седьмую часть массы тела (800-900 г). Получается, что при каждом кормлении ребенок 4 месяцев для хорошего развития должен выпивать 150-180 г молока. Перекармливать его не стоит. Лишнее молоко не сможет перевариться, и, забродив в кишечнике, вызовет вздутие.

Есть дети, которые по какой-либо причине не могут питаться материнским молоком. Страшного в этом ничего нет. Необходимо подобрать адаптированную молочную смесь с учетом особенностей малыша.

При несоблюдении температурного режима в комнате ребенка в 4 месяца необходимо допаивать водой с ложечки. Если не пьет - прекрасно, значит потери жидкости в организме сведены к нулю.

Некоторые родители начинают вводить в питание овощные отвары, яйца и соки. При получении полноценного грудного молока или хорошей смеси это нецелесообразно.

Совет кормящим мамам. Не проводите пищевых экспериментов, даже если очень хочется. Пряное или острое блюдо ребенок не оценит, такое питание для несформированного пищеварения станет опасным.

Организация жизни ребенка.

Время нахождения на свежем воздухе увеличивается до 3-х часов в летнее время, и до 2-х - зимой. Для спокойного отхода ко сну можно ввести «засыпательные» правила: в ванне, поглаживание его ручек, ножек, животика, напевание колыбельной песенки.
Беспокойный ночной сон может быть связан с некомфортными условиями - духота, холод, одежда, сковывающая движения, слишком шумно и т.д. Также помехой для спокойного сна может быть прорезывание зубов. Обычно это происходит ближе к полугоду, но первая симптоматика может появиться и раньше.

Развитие ребенка на 4 месяце жизни.

  • Прогуливаясь с ребенком, родители должны называть то, что попадает в его поле зрения: цветы, машины, дома, люди. Ведь интерес малыша к миру растет день ото дня. Надо все время копировать те звуки, которые уже может произносить маленький говорун, и постепенно вводить новые. Ведь если в этом возрасте он будет ограничен в общении с взрослыми, то разговор может «свернуться» и вернуться к обычному агуканью.
  • В это время у ребенка появляется интерес к ощупыванию лиц родителей. Он начинает во время разговора просовывать пальцы им в рот, дотрагиваться до носа, дергать за волосы. Если взрослому эти манипуляции доставляют неудобство, то пора впервые сказать «нет», слегка отодвинувшись от малыша. Слово «нельзя» стоит оставить для более серьезных запретов.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут и осязание.
  • Идет продолжение игр, начатых ранее. по-прежнему имеются яркие погремушки, мешочки с крупой для развития пальчиков.
  • Большую радость доставит ребенку общение с небьющимся зеркалом. Малыш начнет размахивать ручками, строить рожицы и улыбаться своему отражению. Подержите малыша перед зеркалом, покажите его во весь рост, покажите, где мама, а где он, погримасничайте, поднесите палец, например к своему носу, а потом к его, объясняя, где чей. Специалисты утверждают, что такая игра развивает адекватное восприятие разных эмоциональных состояний.
  • Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
  • Продолжайте развивать . Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень улучшение моторики влияет на умственное развитие.
  • способна успокоить и утешить ребенка, снять психическое напряжение, приодалеть стрессы, стать источником психологического здоровья малыша. Для родителей не составит труда каждый день что-то напевать, петь и прочее. И малыш вскоре сам вступит в эту игру и подхватит песню или мотив. Лучше всего, если дом наполнится и классическим репертуаром, и мультяшными песенками.
  • При формировании правильного распорядка дня своему малышу, учитывайте темперамент ребенка его особенности и тогда такой режим поможет физическому и психологическому развитию малыша.

Навыки ребенка в 4 месяца в развитии речи.

У ребенка на 4 месяце жизни, как правило, обращена к близкому взрослому и является способом общения.

Малышу нравится выговаривать различные звуки, даже если они будут кашлем, криком, визгом, шипением или писком.

Некоторым детям доставляет удовольствие чередовать тональность звуков - сначала слышится истошный крик, затем он плавно переходит в тихое бормотание. При этом малыш явно наслаждается произведенным эффектом.

Движение.

  • Развитие ребенка на 4 месяце жизни, продолжает учиться хватать игрушки, его движения при этом приобретают четкость и точность.
  • Малыш теперь подмечает, что один предмет исчез, а другой появился, один трудно поднять, а другой легко. Автомобиль на улице сигналит слишком громко и резко, а мамин голос тихий и приятный.
  • Маленькие ручки действуют еще случайно, без целенаправленного волевого усилия.
  • Младенец начинает демонстрировать повторное притягивание случайно подхваченного предмета, ощупывая и рассматривая свою находку: теперь кроха обследует предмет ртом, может забросить его на пол, чтобы услышать звук.
  • С 4 месяцев жизни ребенок уже лежит на животе, легко приподняв корпус, и делая упор на ладони распрямленных рук.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут

Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца?

Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую "ступеньку", которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым - улыбка (1 мес.).

Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) - новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.).

Затем новый взлет. В центре него - эмоциональный контакт - специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками ("комплекс оживления"). С его появлением закладывается следующий этап "восхождения" - новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки.

Появление "комплекса оживления" будет способствовать формированию первых хватательных движений руки. Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию. Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно. Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и... дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже. Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве.

А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе "комплекса оживления", овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.

Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что "комплекс оживления" возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит?

Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Чуткие родители постепенно начинают понимать "язык эмоций" младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка - чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка - яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

Грудной ребенок, который продолжительное время для вас оставался новорожденным нежным созданием, хотя период новорожденности заканчивается с первым месяцем жизни, уже начинает получать другой статус, проявляя все новые и новые способности. Вы осознаете, что малыш растет, и это проявляется не только в увеличении массы тела, но и в двигательных привычках, общении, его собственном восприятии окружающей среды. Формируется новый человек, личность. И одна из важнейших ролей в становлении этого человека отводится именно Вам...

Присмотритесь внимательнее к волосам малыша. В этом возрасте закладывается новый цвет и качество волос. Возможно, вы не заметили, что в течение нескольких последних недель малыш теряет свои первичные волосики (нежные, тонкие, часто кудрявые), с которыми он родился, и вместе с тем отрастают новые. Этот процесс будет длиться месяц или и два. Цвет глаз также изменяется. Если ребенок родился с голубыми глазами, то именно теперь вы заметите, что они темнеют, и со временем ваш малыш станет кареглазым или кареглазой, - как и вы. Только тогда, когда голубой цвет глаз будет оставаться до шести месяцев, можете надеяться, что это - навсегда.

Малыши, родившиеся у смуглых кареглазых родителей, преимущественно имеют светло-коричневый цвет глаз. Но когда ребенок достигает четырехмесячного возраста, его глаза становятся темными, как у родителей.

Физическое развитие

Конечно, малыш продолжает набирать в массе. Если у вас есть возможность контролировать прирост массы каждую неделю, то он должен составлять 140-170 г. На протяжении всего четвертого месяца жизни ребенка масса увеличивается на 600-750 г. Хотя не забывайте, что эти показатели есть лишь ориентировочными нормами. Каждый грудной ребенок имеет свои, запрограммированные природой, темпы увеличения массы. Длина тела увеличивается приблизительно на 2-2,5 см. Тело постепенно, в меру усовершенствования и развития мышц, приобретает крепкий, сформированный для грудного ребенка, вид.

Двигательная активность

Под конец четвертого месяца малыш уже уверенно манипулирует своей головкой. Он продолжительное время удерживает ее, лежа на животе. А в положении на спине легко поднимает голову, дотрагиваясь, подбородком к груди, чтобы "тщательнее" рассмотреть свои ступни. Кроме этого, малыш с готовностью крутит головкой во все стороны, следя за окружающим.

Если в прошлом месяце не было удачных попыток перевернуться со спины на живот или наоборот, то в течение этого месяца малыш способен научиться выполнять это упражнение. Причем, лежа на животе, ребенок уже способен опираться на предплечье обеих рук и делает попытку переложить удержание своей грудной клетки и головы на одну руку, с целью освободить другую для того, чтобы что-нибудь ухватить.

Руки остаются объектом пристального внимания. Грудной ребенок сводит ручки к средней линии, следит за ними целенаправленным, координированным взглядом. Пальцы рук не сжаты. Совершенствуется координация движений рук. Ребенок захватывает игрушку, крепко держит ее, водит вместе с рукой. Потом случайно может невольно упустить. Когда игрушка в руке, малыш следит за ее движениями глазами и проявляет удовлетворение, улыбаясь своей удаче. Как и раньше, собственные кулачки, пальчики или погремушка обязательно "дегустируются" на вкус.

В этот период любимым упражнением малыша становятся активные движения ножками - "велосипед". Колени еще согнуты в состоянии покоя, но время от времени ребенок их разгибает. Занимаясь гимнастикой, можете заметить довольно хорошую подвижность ножек во всех суставах.

Если же малыша поставить вертикально с опорой для ступней, он также может сгибать и разгибать ножки, будто бы приплясывая. Большинство малышей очень любят такие занятия, особенно под ваше пение или музыку.

Бывает, что ребенок на четвертом месяце жизни проявляет попытки к плаванию в положении на животе. Эти движения похожи на рудиментарные (т.е. те, что исчезают) привычки плавания в животе матери. Однако это не так. Взгляните внимательнее, как малыш сопит, закашливается, стонет, недовольно бормочет и даже кричит от неудачных стараний. Это попытки ползать! Как жаль, что в нас, взрослых, не хватает такой решительности и настойчивости в достижении определенной цели!

Наверное, большинство из вас старались в этом возрасте посадить малыша. С вашей поддержкой это возможно. И сколько удовлетворения в глазах малыша! Заметьте, что головка при этом поддерживается в вертикальном положении самостоятельно!

Ни в одном случае не следует оставлять ребенка в положении сидя на продолжительное время (взгляните, как при этом выгибается горбом спинка!). Вы рискуете утомить малыша или привести к деформации позвоночника. Еще не время сидеть! Применяйте этот элемент как часть гимнастического комплекса. Подтяните ребенка за ручки, в положение сидя, потом медленно опустите.

Часто при движениях ручек и ножек в суставах (коленных и локтевых) можно услышать потрескивание. Нет оснований, чтобы волноваться. Через месяц или два, когда мышцы туловища, рук и ног окрепнут (с вашей помощью во время занятий гимнастикой и массажем), эти явления исчезнут. Причина появления потрескиваний это функциональная незрелость суставного аппарата, в состав которого входят кости, сухожилья, хрящи и мышцы.

Зрение и световосприятие

Малыш хорошо охватывает взглядом предметы на расстоянии 20-30 см. Движения глазных яблок уже координированные. Если на таком расстоянии водить перед глазами яркими предметами красного, желтого, оранжевого, светло-голубого цвета, ребенок будет следить за ними взглядом по всем направлениям: вверх, вниз, в правую сторону, в левую сторону. При этом глаза уже не должны косить.

Под конец месяца ваш малыш начинает наслаждаться окружающим миром в цвете.

Ребенок четырехмесячного возраста обращает внимание на шум, проявляет любопытство, как к слабым, так и к громким по интенсивности звукам. Известно, что все малыши этого возраста с готовностью отдают предпочтение музыке. Возьмите это на вооружение, когда стремитесь успокоить раздраженного ребенка. И все же максимум удовлетворения ваш малыш получает от собственных звуков. Он повторяет "удачную" их комбинацию снова и снова, будто стараясь запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, много из таких слогов позднее значительно легче будут произноситься как составляющие настоящих слов. Своеобразное "бульканье" постепенно сменяется на "хихиканье", а потом на отдельные звуки "е", "и", "а", "га" и др.

Новым для вас будет и то, что малыш громко хохочет, если вы, играясь, пощекочете его. Эта реакция на вашу "щекотку" является сигналом социального развития. Если же вы замечаете изменение настроения, попробуйте себе это объяснить. Почему ребенок стал сонливым, апатичным или же, наоборот, раздраженным? Может потому, что вы ограничили его объем восприятия! Исправьте эту ошибку. Во время прогулки получите удовлетворение, следя, как реагирует малыш на живую розу, ветвь елки, свежие фрукты, листочки, снег, птичку и на много других вещей. Вы же выполняете чрезвычайную миссию - впервые в жизни этого создания знакомите его с миром!

В награду обязательно получите искреннюю улыбку.

Улыбка остается, как и в предыдущем месяце, основным проявлением удовлетворения и счастья. Она становится проявлением любви ко всем, кто проявляет заботу и внимание к малышу. Разговаривайте больше с малышом, хвалите за каждое достижение, помогайте успешно преодолеть этот путь развития.

Сон теперь становится более глубоким, беспрерывным и длится 10-11 часов. Днем малыш спит два или три раза: один утром и два после обеда. В котором именно часу укладывать малыша в кроватку, зависит от его индивидуальных биоритмов. Это вы заметите самостоятельно.

Заметив первые признаки усталости, уложите ребенка в кроватку. Эти проявления у каждого малыша индивидуальные. Но есть некоторые, которые встречаются у подавляющего большинства грудных детей: зевание, растирание глаз и отказ от игры бывают у всех деток. Тем не менее, есть дети, которые, наоборот, становятся чрезмерно активными при усталости или начинают интенсивно сосать свой большой палец на руке или ритмически крутить головой. В этой ситуации все зависит от вашего таланта разгадать "код засыпания" малыша.

Первый зуб

Под конец четвертого месяца жизни, возможно, начнут прорезаться первые молочные зубки, хотя на сегодняшний день у большинства грудных детей первые зубы появляются преимущественно в шестимесячном возрасте. Признаками прорезывания зубов будут раздражительность, беспокойство малыша, кусание деснами всего, что попадает в рот, иногда повышение температуры тела до 38-39 градусов, жидкий стул и даже ринит. Какие именно признаки будут у вашего ребенка, зависит от количества зубов, которые прорезаются, зрелости и совершенства центральной и периферической нервной систем, типа телосложения, состояния иммунной системы организма.

Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца. При прорезывании десны в этом месте покрасневшие, отекшие. Малыш раздраженно растирает этот участок всем, что тянет в рот. Поэтому в этот период важно приобрести резиновое кольцо или фигурку, наполненную внутри водой. Кольцо кладут в холодильник, а потом дают малышу. Холод успокаивает десну, снимает зуд и боль. В аптеках есть в продаже препараты, которые содержат в своем составе анестезирующее вещество, которые выполняют дубильную и обезболивающую функции, а также успокаивают раздражение десен.

Посещение педиатра

Вероятно, вы уже хорошо знакомы со своим врачом и можете выяснить все вопросы, которые вас беспокоят. Помните о целесообразности соблюдения определенного режима дня, питания, следите за порядком введения новых продуктов, посоветуйтесь относительно новых игрушек для малыша, которые бы лучше всего развивали его психоэмоциональную сферу. Педиатр проконтролирует, достаточно ли проводится профилактика рахита, анемии, посоветует как лучше подготовить ребенка к следующей ревакцинации АКДС и полиомиелита - в 4,5 месяцев.

Ваш малыш растет, требуя от вас все новых и новых умений его понять и помочь. Но даже если вы не "новоиспеченная" мама, а опытная, у которой есть уже старшие дети, не полагайтесь на свой опыт в воспитании предыдущих детей, а постоянно познавайте, наблюдайте, совещайтесь со своим семейным врачом или педиатром. От этого зависит здоровье и будущее всей вашей семьи.

Мои достижения

Интеллектуальные

Активный период по часу и больше в дневное время между периодами сна.
Имею кратковременную память от пяти до семи секунд.
Улыбаюсь и издаю звуки больше в присутствии людей, чем в одиночестве.
Люблю создавать новые звуки и имитировать знакомые тона.

Социальные

Смеюсь, когда со мной говорят, и требовательно кричу, если игра вдруг прекращается.
Интересуюсь своим отображением в зеркале и улыбаюсь ему.
Выдаю звуки, чтобы привлечь чье-нибудь внимание.
Смеюсь, если меня щекочут.
Восторженно слушаю музыку.
Люблю объединять прием пищи с игрой.

Сенсорно-моторные

Могу удерживать маленькие предметы между большим и указательным пальцами.
Тяну все объекты к себе и "дегустирую" во рту.
Изумленно смотрю на место, с которого только что упал исследуемый объект.
Плескаюсь в воде во время купания.
Проявляю любопытство к запахам и различаю их.
Готов к началу употребления твердой пищи (прикорм).
Могу самостоятельно переворачиваться со спины на живот и наоборот.
Поворачиваю голову во все стороны в положении лежа на спине и на животе.
Пробую выполнить "плавательные" движения и передвигаюсь в кроватке.
Фокусирую взгляд на разные расстояния.
Удерживаю головку в поднятом положении продолжительное время.

Физические

Набираю в массе 700-750 г.
Вырастаю на 2-2,5 см.

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Екатерина Комар

Врач-неонатолог,

НИИ акушерства и педиатрии,

г. Ростов-на-Дону

Неделя тринадцатая

В течение тринадцатой недели - первой во втором триместре - отмечается интенсивный рост плода за счет удлинения костей скелета. Начинают из-меняться пропорции тела: размеры головки плода уже не так велики по отношению к размерам всего тела, удлиняются как верхние, так и нижние ко-нечности. Происходит дальнейшее формирование пальцев кистей и стоп. Веки еще сомкнуты, глаза крепко закрыты. Примечательно, что на этой неделе завершает-ся формирование молочных зубов плода, кото-рые находятся под слизистой оболочкой верхней и нижней челюстей. В это же время начинается ин-тенсивный рост мышечной ткани: растут и разви-ваются мышцы конечностей, что приводит к уси-лению двигательной активности плода, однако еще не ощущаемой матерью в силу незначитель-ных размеров плода и достаточно свободного его положения в полости матки.

Продолжается развитие центральной и пери-ферической нервной системы. На этом этапе осо-бенно заметны изменения, которые претерпевает кора головного мозга: происходит дальнейшее формирование извилин, увеличивается их глубина, что способствует увеличению площади поверхности коры головного мозга. Дальне развитие периферической нервной системы водит к тому, что на этой неделе становятся более развитыми рефлекторные движения плода, такие как глотание и сосание, а также сжимание пальцев кистей в кулак в ответ на раздражение ладони.

Иногда на этом сроке можно наблюдать, как плод кладет большой палец в рот, если ему позволяет это сделать длина его ручек, которая к этому моменту составляет от 2,5 до 3 см.

Очень важные события происходят в процессе развития желудочно-кишечного тракта. Кишечник плода, продолжая расти в длину, укладывается внутри брюшной полости в петли, заполняя ее пространство. Слизистая оболочка кишечника покрывается очень сложным по своей структуре ворсинчатым эпителием, который в дальнейшем будет играть первоочередную роль в процессе пищеварения - обеспечивать всасывание питательных веществ в кишечнике. К концу тринадцатой недели развития длина плода составляет 10- 11 см, а его масса - около 30 г.

Неделя четырнадцатая

Поджелудочная железа на протяжении четырнад-цатой недели развития достигает очень значи-тельных размеров. Начинают функционировать ее клетки, вырабатывающие инсулин - гормон, при-нимающий непосредственное участие в обмене веществ, а именно - в обмене углеводов.

Продолжается рост и развитие почек. Их струк-тура еще очень незрелая и радикально отличается от строения почек взрослого человека, однако со-всем скоро они начнут функционировать.

В течение четырнадцатой недели продолжается процесс роста костей - они становятся более проч-ными. Изменяются пропорции тела, становясь более привычными, приближаясь к таковым ново-рожденного.

На этой неделе начинают функционировать поч-ки плода, выделяя мочу. Поскольку к этому момен-ту уже завершено формирование мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, моча плода выде-ляется и смешивается с околоплодными водами. Таким образом, в процесс выделения продуктов жизнедеятельности плода включаются и почки, но по-прежнему основную роль в этом продолжает играть плацента, и так будет до рождения ребенка.

Идет развитие мышечной системы плода, его двигательная активность усиливается. Он совер-шает плавающие движения, изгибается, повора-чивается - эти упражнения способствуют укрепле-нию мышц и суставов, которые совершенствуются с каждым днем. Рефлекторные движения посте-пенно становятся все более сложными и коорди-нированными.

На этой неделе происходит чрезвычайно важ-ное событие в процессе формирования организма плода и становления его жизненно важных функ-ций: плод начинает совершать ритмичные дыха-тельные движения. Разумеется, это нельзя назвать собственно дыханием: первый настоящий вдох ребенок совершит только в первую минуту после рождения. Но для развития легких и дыхательной мускулатуры такие «тренировочные» дыхатель-ные движения очень важны: они способствуют оптимальному созреванию легочной ткани. Эти дыхательные движения совершаются плодом при частично закрытой голосовой щели, поэтому в мо-мент вдоха в дыхательные пути, а затем и в легкие попадает небольшое количество амниотической жидкости (околоплодных вод), которое в момент выдоха выталкивается обратно.

Интенсивнее функционируют клетки поджелу-дочной железы, вырабатывающие инсулин - гор-мон, регулирующий обмен глюкозы. К концу че-тырнадцатой недели начинают функционировать и клетки гипофиза - железы внутренней секреции -- одного из органов, вырабатывающих гормоны - активные вещества, принимающие непосред-ственное участие в регуляции обмена веществ. Внутренняя секреция играет чрезвычайно важную роль в жизни организма в целом: она вырабатывает гормоны, регулирующие не только обменные процессы и процессы роста организма, но и также гормоны, регулирующие деятельность остальных желез вну-тренней секреции.

Все более отчетливо формируется лицо плода: становится выраженной переносица, появляются щеки. Примерно в этот же срок начинают появляться пушковые волосы - лануго. Они покрывают все тело плода, выполняя своеобразную защитную функцию - удерживают особую смазку, которая присутствует на поверхности кожи. На голове так-же появляются волосы, еще чрезвычайно тонень-кие и прозрачные. На четырнадцатой неделе отмечаются изме-нения со стороны половых органов и девочек, и мальчиков. У девочек яичники перемещаются в полость таза, где они и будут оставаться впредь, а у мальчиков формируется предстательная желе-за (мышечно-железистый орган, вырабатывающий вещество, входящее в состав спермы) - простата. Плод уже имеет длину 12- 13 см, а его масса воз-росла до 40- 45 г.

Неделя пятнадцатая

Пятнадцатая неделя развития плода характеризу-ется тем, что все достижения предшествующих не-дель закрепляются и совершенствуются. Темпы роста туловища и конечностей начинают опережать темпы роста головы. Но она все еще вы-глядит достаточно большой по сравнению с осталь-ными частями тела. Сердцебиение плода на этом этапе уже очень хорошо определяется, его можно теперь зарегистрировать не только при УЗИ, но и во время обычного осмотра врача при помощи стетоскопа. Частота сердечных сокращений плода примерно в два раза чаще, чем пульс матери.

На протяжении всего четвертого месяца разви-тия плода происходит совершенствование крове-носной системы. Артерии и вены растут в длину, обеспечивая кровоток в постоянно растущем ор-ганизме, кроме того, укрепляются стенки сосудов, формируются кровеносные системы отдельных органов - комплексы артерий и вен с их много-численными разветвлениями и капиллярами, обе-спечивающие питание и снабжение кислородом мозга, сердца, легких, желудка и кишечника - всех без исключения органов.

Продолжается увеличение массы головного моз-га. Извилины и борозды коры больших полуша-рий все больше углубляются, увеличивается число нервных клеток. Периферические нервные волок-на растут в длину и оплетают как внутренние органы, так и все кости и мышцы плода - таким образом, обеспечивается поступление нервных импульсов от головного мозга к периферии, обе-спечивается и обратная связь - поступление ин-формации от органов и мышц к головному мозгу плода. Совершенствуется плацента, растет ее роль в обеспечении защиты плода от проникнове-ния инфекции, токсинов из организма матери и в обеспечении плода необходимым питанием и кислородом. Проникают через плаценту от ма-тери к плоду и иммуноглобулины - защитные антитела, которые несут информацию об инфек-циях, перенесенных матерью до наступления беременности, и являются для плода своеобраз-ной «прививкой» от них до момента созревания собственной иммунной системы (происходит это в возрасте от одного года до трех лет). В середине четвертого месяца развития у плода уже можно определить групповую принадлежность крови, а также ее резус-фактор. Группа крови и резус-фактор предопределяются в момент зачатия, когда сливаются хромосомные наборы материна яйцеклетки и отцовского сперматозоида. Однако иммунологические факторы, несущие эту информацию (антигены эритроцитов и сыворотки крови), реализуются только теперь.

Костный мозг начинает выполнять функцию кровообразования - продуцировать красные клетки крови (эритроциты). Прежде эту функцию выполняла печень, а также желточный мешок (внезародышевый орган, осуществляет резервное питание эмбриона до момента образования плаценты), который к этому моменту исчезает.

К концу пятнадцатой недели развития плод начинает заглатывать околоплодные воды. С одной стороны, это является тренировкой глотательного рефлекса, обеспечивает функционирование желудочно-кишечного тракта, а с другой - дает возможность развитию вкусовых ощущений г да, что не только является составной частью формирования органов чувств, но и во многом определяет формирование психики будущего ребенка. В результате постоянных глотательных движений плод ежедневно проглатывает около 400 амниотической жидкости,- которая, продвигаясь по пищеводу, попадает в желудок плода и далее в кишечник, где жидкая часть ее всасывается в кровеносное русло. Имеющиеся в амниотической жидкости частички эпидермиса кожи плода остаются в кишечнике, наполняя его. Постепенно количество кишечного содержимого становится достаточно велико: клетки эпидермиса кожи, смешавшись с желчью (которая выделяется желчным пузырем в просвет тонкого кишечника), образуют первородный кал (меконий).

Желчный пузырь уже достаточно активно функционирует. К концу пятнадцатой недели полностью сформированы пальцы кистей и стоп, подушечки пальцев имеют собственный неповторимый рисунок, формируются ногтевые пластины. Начинает вырабатываться пигмент, определяющий цвет волос. Если раньше волосы на голове, а также брови и ресницы приобретают ту или иную окраску. К этому сроку рост плода составляет 13-14, а его масса уже приближается к 70- 80 г.

Неделя шестнадцатая

Шестнадцатая неделя завершает четвертый месяц внутриутробного развития плода. На этом сроке его лицо уже достаточно хорошо сформировано. Плод впервые открывает глаза. У него есть крошечные брови и ресницы, представленные нежным пушковыми волосами. Такими же волосками крыта и головка плода, и все его тело. Кожа плода очень тонкая, полупрозрачная. Еще совсем отсут-ствует подкожный жировой слой, поэтому сквозь тонкую кожу просвечивают кровеносные сосуды. Кожа имеет ярко-розовый, почти красный цвет и покрыта белой густой смазкой.

Ушные раковины, закладываясь на более ранних сроках развития достаточно низко - практически на уровне шеи, теперь постепенно поднимаются все выше и приближаются к тому месту, на кото-ром мы привыкли их видеть. Ногтевые пластины уже достаточно хорошо сформированы, но еще не покрывают ногтевую фалангу, край их не доходит до кончиков пальцев плода - это произойдет ближе к моменту родов. Движения плода становятся все более интенсив-ными, координированными, но они все еще на-столько нежны и кратковременны, что мать не мо-жет их ощутить. Закрепляются приобретенные рефлекторные движения.

К шестнадцатой неделе формируются мимиче-ские мышцы, и плод начинает их «тренировать» - при УЗИ можно зарегистрировать некоторые гри-масы - подобие улыбки, нахмуривание бровей. Почки плода функционируют все активнее, это и понятно, ведь плод заглатывает до 400-500 мл око-лоплодных вод в сутки. Приблизительно каждый час из мочеиспускательного канала в околоплодные воды выделяется небольшая порция мочи. К концу шестнадцатой недели длина плода со-ставляет 16 см, а его масса - около 120 г.

За четвертый месяц своего развития плод при-обретает несколько очень важных навыков: у него появляется и закрепляется ряд рефлекторных дви-жений, которые в последующем составят основу важнейших рефлексов - сосательного и глотатель-ного. Он впервые начинает тренировать дыхатель-ную мускулатуру, которая будет обеспечивать бес-перебойную работу легких на протяжении всей его жизни. Этот месяц знаменуется началом рабо-ты таких важных органов, как почки, железы вну-тренней секреции, кишечник. К концу четвертого месяца плод уже полностью сформирован - у него есть все без исключения ор-ганы и ткани. Его скелет имеет все отделы, сформированы все суставы. Начался длительный процесс окостенения - укрепления костей, который закон-чится только с завершением полового созревания.

Лицо плода сформировано, появились мимиче-ские мышцы, волосы, брови и ресницы. На этом же сроке уже достаточно хорошо видны наружные половые органы плода, что позволяет определить пол будущего ребенка при УЗИ. Формирование органов и тканей завершилось, и на протяжении оставшихся до родов недель будет идти процесс созревания, подготовки плода к внеутробному существованию.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди