10.03.2019

Осенние народные праздники для детей. Фольклорный праздник «Осенние посиделки. Капустка моя, мелкорубленная


Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)

В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
Творческая основа фольклорного искусства - его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) - позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
В-третьих: праздник – это веселье, смех.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.

Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.

Атрибуты:
Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
2 пары больших галош + 2 стойки
Шишки – 10 штук
8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
Шляпа для Пугало

Персонажи:
Ведущая
Тетушка Слякоть

Зал празднично украшен в осеннем стиле.
Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)

- Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
- Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:

Голова - на ножке,
Зелены одёжки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? (Разделочные доски, ножи,
шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
- Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
натрут.

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.



Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.

Хоровод «Капуста»



Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
И через лужу перейдите

Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.



Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
Вот так славно нарядилась.
Смогу вас развеселить,
Очень щедро одарить.


Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
Вы себя ведете на празднике у нас.
Чувствую я, что-то тут неладно –
Прекратите брызгать воду на ребят.

Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
милость, ну подумаешь немного сырость
развела. Лучше загадку отгадайте
Маленькие детки
Расселись на ветках,
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках. (Шишки)

Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.

Игра «Шишки»
Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.

Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.

Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…

Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.



Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.


Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»

Песня «Урожай собирай»




Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!

Музыкальная игра «Пугало»

Елена Пиянзина
Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Термин «фольклор » (в переводе «народная мудрость» ) Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники , так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной . Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица» , «Иван Купала» и другие. Проводя «Осенние посиделки » в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами и праздником «Кузьминки» .Дети группы № 8 вместе с педагогами готовили театрализованное представление, пригласили на посиделки родителей , педагогов из других детских садов, детей из старшей группы. Встретили дорогих гостей, как водится хлебом- солью. Воспитанники детского сада участвовали в таких играх как собери букет из листьев, сложи осенний листок , перенеси картошку ложкой, репка и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали осенние песни , частушки, хороводы, потешки, которые исполняли на фольклорном празднике . В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это быть заметно во всём : в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое детей. Эмоциональность восприятия праздника усилилась благодаря активному участию родителей. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Публикации по теме:

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный.

В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб убран в закорма- люди собирались на посиделки. Там они веселились,.

Фольклорный праздник «Бирюлевские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Посиделки». в старшей группе Воспитатель: Шукшина Н. Н. Зал украшен в стиле.

Фольклорный праздник ко Дню матери «Посиделки» Зал украшен под русскую горницу. Под русскую народную мелодию выходит хозяйка. Хозяйка: На завалинках, в светелке Иль на бревенках каких.

Фольклорный праздник: «Посиделки на Покров» средняя группа, Воспитатель: Самойлова В. А Музыкальный руководитель: Костылева А. Г Вот так чудо.

Сценарий развлечения (старшая, подготовительная группы) «Осенние посиделки» (проводится русской избе) Цель: Приобщать детей к русской.

Сценарий развлечения «Осенние посиделки» Осенние посиделки /старшая группа/. Задачи: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Провела и подготовила учитель музыки Сайганова С.Г.

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ. «Прощай, осень!»

Оформление: сцена оформлена под избу, за «избой» - деревья с осенней листвой, лавка.

В зале звучит народная музыка. Ведущие: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Сентябрь : Здравствуйте, гости дорогие!

Октябрь: Рада видеть вас!

Ноябрь: А узнали вы нас? Слушайте мою загадку:

Пусты поля,

Мокра земля,

Дождь поливает-

Когда это бывает? (осенью) (Звучит песня «Осенью, осенью»)

Сентябрь: А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Я - сентябрь-первый осенний месяц. А кто знает, как в старину называли сентябрь?

Дети: Сентябрь – хмурень (вечер года), ревун, златоцвет, румянец осени.

Сентябрь : А какие вы знаете приметы осени?

Осенние приметы :

Весна красна цветами, осень снопами.

Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сыта.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В лесу много рябины – осень дождливая.

Сентябрь : Да, в моем огороде много разных овощей выросло, всех накормлю, если угадаете загадки. (Овощи в корзине)

Курочка пустодом

Свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет.

Что это? ( Достает из корзины картофель ).

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

Стоит поп на грядах, весь в заплатах,

Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

Кто не бьет, не ругает, а слезы лить заставляет. (Лук).

Красный пан в землю впал. (Свекла).

Сто одежек и все без застежек. (Капуста).

Показался круглый бок,

Только я не колобок,

Приросла к земле я крепко,

Назови меня, я - (Репка).

Сентябрь : Правильно угадали. Молодцы, ребята

Сентябрь : А вот ещё одна загадка Кругла, да не деньга, красна, да не девка, с хвостом, да не мышь. (Репа) (Исполняют песню игру «Про репку»

Сентябрь :

Гости дорогие, а кто из вас знает небывальщину?

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать, А ухват ей подпевать.

***

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.

Сентябрь: Славно, весело врете!

Сентябрь : Вот и время незаметно пролетело за работой и весельем. Настали последние дни сентября, а значит, и все светлые бабьи именины пришли. 30 сентября празднуют свои именины все Любы, Веры, Нади, Софьи. (Участники фольклорного коллектива поют «Каравай» для всех Люб, Вер, Надь, Софий)

Сентябрь : А теперь я прощаюсь с вами, уступаю место октябрю.

Октябрь: А я приду тебе на смену, если ребята назовут мои приметы.

Дети: Знать осень в октябре по грязи.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрь – позимщик, грязник.

Октябрь: Правильно называете, да только есть и веселые имена и праздники. Называют октябрь еще и свадебником. В октябре молодежь устраивала вечера, на которых выбирали женихов и невест. А ну-ка, девушки, заводите песню, да повеселей! (Исполняется русская народная песня «Как у наших у ворот»).

Октябрь: Делу время – потехе час! С середины октября заканчивались хороводы, начинались посиделки. Девушки готовили приданое, пряли в одной избе все вместе. (Выходят девочки с вышиванием и пряжей, рассаживаются на лавки).

1-я девочка : В первый раз вышивали - светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

2-я девочка: Во второй раз вышивали красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.

3-я девочка : В третий раз вышивали чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами и рыскучими зверями.

4-я девочка : В четвертый раз вышивали сине море со волнами,

Сине море со волнами, со белыми кораблями.

Девочка: А не спеть ли нам, девицы!

Девочки поют:

На веселое гулянье мы пришли без ремешка,

Девяносто песен знаем, еще дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

(Появляются мальчики, стоят в стороне).

Мальчики поют:

Что ты, девушка, не робишь,

На кого надеешься?

Придет зимонька холодна,

Ты во что оденешься?

Девочки поют:

Не стой, миленький в порожке,

Не большая тебе честь.

Иди сядь ко мне на лавку,

Для тебя местечко есть.

(Мальчики проходят, садятся рядом с девочками).

Девочки:

Люблю Васеньку я летом,

Когда бегает с конфетой,

Я Ванюшеньку зимой –

Садится к прялочке со мной.

1-ый мальчик : Работа да руки – надежные в людях поруки.

2-ой мальчик: От нечего делать и таракан на полати не лезет.

Девочки: Так работаем, что недосуг носу утереть.

Мальчики поют : Скоро, девушки, Покров,

Скоро вам гуляночка.

Скоро, скоро заиграет

Милого тальяночка.

Октябрь: 14 октября наступал Покров. Покров – первое зазимье. На Покров до обеда осень, после обеда – зима. В этот день девушки спозаранку бегали в церковь ставить свечку Покрову, кто поставил раньше, тот и замуж выйдет.

Девочки: Мать Покров, покрой землю снежком, а меня платком.

(Мальчики накидывают на плечи девочкам платки, уходят со сцены). Танец с платками.

Октябрь: С Покрова начинались ярмарки.

Как у наших у ворот собирается народ.

Все-то с ложками, да с трещотками.

(Ансамбль ложкарей исполняет плясовую «Из-под дуба, из-под вяза»)

Октябрь : А мне на смену ноябрь идет.

Ноябрь: На пороге Ноябрь.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

И струей глухой и острой

Набегает холодок.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Ноябрь – ворота зимы. А значит, и загадки зимние будут.

Дети: - Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает, ковром устилает. (Снег)

Ноябрь: В ноябре открывался охотничий сезон, и поэтому у меня есть праздник охотника.

А кто из вас хочет поохотиться в моем лесу?

(Игра «Лес». Играющие выстраиваются друг за другом, первый говорит: «Я был в лесу и видел…» На каждый шаг называет, что он видел в лесу (зверей и растения), как только замолчал, выходит из игры, побеждает тот, кто больше назовет).

Ноябрь : В ноябре отмечали праздник Кузьминки». Кузьминки – об осени поминки. Носит он свое название по имени святого Кузьмы, он был покровителем женского рукоделия. С Кузьминок женщины принимались за зимнюю пряжу. А девушки устраивали вечеринки, на которых выбирали женихов, кто не успел в октябре выбрать. Парень девушке, которую он выбирает, дарил платок и бусы. Рассказывали на вечерке веселые истории, сказки. Любили на празднике плясать веселую «Польку-бабочку». (Народно-бытовой танец Белгородчины»)

Выходят Сентябрь, Ноябрь, Декабрь

Сентябрь: Вот и время пролетело за потехами.

Октябрь: Да только пора за дело приниматься.

Ноябрь: Давайте-ка прощаться, за последнюю игру приниматься. По нашему хотенью, по нашему веленью все птицами стали, все крыльями замахали, песню запели – кыш полетели.

(Участники праздника берутся за руки цепочкой и под музыку выходят из зала).

Зимний фольклорный праздник

Пришла Коляда

Дети стоят полукругом, исполняют песню «Пришла веселая зима » - 3 куплета. На повторение 1 – го куплета выезжает «тройка», в которой едут Коляда и Авсень. Они объезжают ребят и встают в центр.

Коляда:

Здравствуйте, люди добрые! Вот и святки пришли на землю, а значит и мое

время. Я – Коляда, добрая и невидимая богиня, потихоньку хожу по домам – напоминаю: «Не спи, земледелец, будешь хорошо пахать – много станешь убирать.

Авсень:

Не зря тебя, Коляда, все так любят, угощением встречают и песнями.

(Исполняют «Коляду» №1 – см. приложение)

Коляда:

Да и ты, братец Авсень, добрый друг для деревень. Посеешь овес – будет славный сенокос. А овес – лучший корм для домашних животных, значит с приплодом будет хозяин.

Ведущий:

Ну, что же, ребята, самое время пройтись по селу, да славить добрую Коляду, а с ней и Авсеня, чтобы они дали раннюю весну, теплое лето и богатый урожай. Садитесь в сани и поезжайте колядовать. (Дети за Колядой «уезжают», садятся на свои места).

Исполняется песня «Три белых коня» муз. Крылатова..

Мальчик из 1-ой группы :

Эй, девчонки и мальчишки, хватит спать да скучать! Ай да колядовать.

(Первая группа – оркестр с маленькой украшенной елкой выходят в центр с песней «Авсень» _см. приложение)

Ребенок:

Здравствуйте, хозяюшка!

Позвольте во горенку войти!

Во горенку войти, да на лавочку сесть!

На лавочку сесть, да песенку спеть!

Вся группа:

Коляда, Коляда, ты подай пирога!

1 –ый : Или хлеба ломтину, или денег полтину!

2 –ой: Кто подаст лепешки – тому золотые окошки.

3 –ий: Кто подаст каши – золотые чаши.

4 –ый : Кто подаст свежены – золотые чугуны!

5 –ый: Ты, хозяюшка, подай, подавай, не ломай, неси целый каравай!

Хозяйка (руководитель оркестра):

Дам сейчас заданье я, музыку исполнить для меня.

Играет оркестр р.н. инструментов.

Хозяйка:

Сыграли на удивленье – получите угощенье (Одаривает)

Ребенок:

2 –ая группа детей выходит и поет «Авсень».

1 –ый: Щедрый вечер, добрый вечер! Добрым людям!

2 –ой : Мы, младешеньки – колядовщики.

3 –ий: Мы пришли поздравлять, хозяев прославлять! :

4 –ый: Будем и вас хвалить, если будете нас дарить!

5 –ый: А не будете дарить – станем мы вас корить!

6 –ой: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много лет.

Хозяйка (учитель ритмики):

Потанцуйте-ка сейчас, чтоб пустились ноги в пляс!

Исполняется танец.

Хозяйка:

За ваше выступленье от меня вам угощенье.

Ребенок: Что ж мы дальше пойдем, третью колядку заведем.

Выходит 3 –я группа с песней «Авсень».

1 –ый: Сею, вею, подсеваю с Новым годом поздравляю!

2 –ой: С малым детушкам – малолетушкам!

3 –ий: Нам же славцам – денег мешок или каши горшок.

4 –ый: Рублики - на конфеточки,

5 –ый: сотенные – на прянички.

Хозяйка (учитель музыки):

Ой, вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки.

    Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз)

    Вот иголки и булавки выползают из под лавки

На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

Таким пузатым толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

    С бубенцом на колпачке,

С погремушкою в руке,

Он и ловкий и смешной!

Отгадайте, кто такой? (Петрушка)

    Летит – молчит, лежит – молчит,

Как умрет – так заревет. (Снег)

    Вот серебряный лужок,

Не видать барашка.

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь. (Каток)

    Мы – проворные сестрицы

Быстро бегать мастерицы,

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

    Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня – дружка.

За веревочку – узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (Санки)

Хозяйка:

Молодцы! За ваши отгадки вот вам шоколадки.

Ведущая:

Сколько подарков в вашем мешке! А чтобы злые духи не навели порчу на ваше угощенье, встанем в магический круг и споем заговорную песню, всех духов прогоним.

Все дети встают в круг, берутся за руки и поют:

Таусеньки, таусень,

Варит бабушка кисель

Во горшочеке, в черепушечке.

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог.

Машут через плечо руками со словами «Кыш, кыш, кыш». Дети садятся .

Ведущая:

Длится ночь в морозной перестрелке,

Облетает ширь и глубину,

А часов разрозненные стрелки,

Ровно в полночь сходятся в одну.

Монотонно следуют удары

Полные литого серебра-

Это значит год уходит старый,

Это значит Новому:…»Ура».

Бой курантов в записи.

Час веселья, час веселья

Ждет теперь у елки вас.

Стих и шутки, прибаутки

Зазвучат пускай сейчас.

Запевать мы будем песни

И уже пришел черед

Вы со мной скажите дружно:

«Где ты, Дедушка Мороз?»

Исполняется песня « Российский Дед Мороз».

Выход Деда Мороза, Снегурочки и их гостей. Игры, аттракционы .

На смену празднику Новый год к нам приходит Рождество Христово.

Дети встают и поют «Ёлка в Рождество»

Ведущая:

Один из рождественских обрядов – это гадание. Слово «гадание» происходит от имени богини счастья Гады. Сам процесс гадания был как бы служением этой богине. Девушки обычно собирались вечером в одной избе, а в полночь начинали гадать. Ночь – это время нечистой силы, самое подходящее время для гаданий. Перед гаданием девушки снимали свои крестики, распускали косы, развязывали пояса и приступали к таинственному действу.

Давайте и мы погадаем.

Девочки садятся в круг, отдают какую-нибудь мелкую вещь (сережку, колечко), ее кладут на блюдо, прикрывают салфеткой. Затем поют подблюдные песни. После каждой песни одна из девочек закрывает глаза и достает с блюда какой-нибудь предмет. Песня адресуется той, чей предмет достали. Каждая песня заканчивается словами:

«Кому вынется – тому сбудется,

Тому сбудется – не минуется».

( Песни – гадания смотри в приложении).

Ведущая:

В рождественскую ночь зажглась звезда в честь рождения Христа. И мы сегодня зажжем свечи в честь наших талантливых ребят, их родителей и учителей.

Выступления детей. Называют победителей олимпиад, спорта. Зажигают свечи .

Звучит песня «Свечи зажги» в записи, дети поют припев с поднятыми руками, раскачиваясь.

Ведущая:

Прекрасная елка – сокровище леса,

Пушистая, юная – просто принцесса!

Шары и гирлянды, блестит мишура,

Как рады ей взрослые и детвора.

Пусть в Новом году интересно живется,

Все ладится, спорится и удается!

Улыбок, подарков, чудес, волшебства,

Счастливого Нового года вам и Рождества!

Конец.

Приложение

Подблюдные песни

    Рылась курочка на завалинке

Вырыла курочка золот перстень

Мне тем перстнем обручатися. (Скорое замужество)

    Мышь пищит, 100 рублей тащит

Диво ули ляду

Кому спели, тому добро. (К деньгам)

    Летит сокол из улицы,

Голубушка из другой летит.

Слеталися, целовалися,

Сизыми крыльями обнималися. (К свадьбе)

    Ползет ежик по завалинке,

Тащит казну на мочалинке.

Диво ули ляду,

Кому спели, тому добро. (К богатству)

    Сидит воробей на жердочке,

Глядит воробей на чужую сторону. (Отъезд из дома)

    Покачу я колечко кругом города

И за тем колечком я сама пойду,

Я сама пойду, до милого дойду. (Встретишь любовь)

    Всем подруженькам в пример будет муж миллионер.

    Ждет красавицу девицу славный отдых за границей.

    Все пути тебе открыты, станешь скоро знаменитой.

    Будет мил весь год ходить да подарочки носить.

    Не упустишь ты момента, погостишь у президента.

    Вот удача, вот веселье – ожидает новоселье.

    Изменение в судьбе – прибавление в семье.

    За тобою из Парижа прилетит на горных лыжах самый модный модельер, блеск изысканных манер. «Будь моделью!»-изречет и в Париж тебя возьмет.

    А тобой займутся поэты,
    Красота твоя и ум будут воспеты.

Будут песни о тебе и романы,

Вот обрадуются папы и мамы.

Овсень

    Мы ходили, походили по проулочкам.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Мы искали, искали Марьин дом.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Мы нашли его дом посреди Слободы.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Посреди Слободы ворота красны.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Марьины детки вставайте пораньше.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

Колядка

1. Коляда – моляда прикатила молода!

2. Мы нашли коляду во Мироновом двору.

3. Эй, дядька Мирон, выноси добро во двор.

4. Как на улице мороз подмораживает нос.

5. Не велит долго стоять, велит скоро подавать.

6. Или тепленький пирог, или маслица, творог.

7. Или денежку копьем, или рубль серебром.

Колядка

1. Приходила коляда накануне Рождества.

2. Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

3. Овин с овсом, жеребца с хвостом.

4. Кто не даст пирога, тому куричья нога,

5. Пест да лопата, корова горбата.

Колядка

Коляда, коляда, накануне Рождества

Тетенька добренька, пирожка бы сдобненька.

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Двоим, троим, давно стоим.

Печка топится, пирожка-то хочется.

С Рождеством Вас!

Цель : проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи :

  • познакомить с русской традицией - осенними посиделками - и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
  • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
  • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
  • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
  • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
  • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации : 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно ):

Отошла пора работ -
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета -
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

- С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

- С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица :

Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

Милости просим!

Матвеевна:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

Еремеевна:

Здесь для вас обряды русские
Да медовый каравай.

Матвеевна:

Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

А вы, молодцы-удальцы, - на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

1-й гость:

2-й гость:

Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна .

Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

Репа - овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой -
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму - труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

Не знаем! А какие?

Матвеевна:

Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется - тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

Хороший урожай собрали!

Вместе:

Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

- Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил - откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Задачи:

— формировать положительные эмоции и желание участвовать в фольклорных мероприятиях;

— стимулировать индивидуальные проявления детей в разных видах деятельности.

Предварительная работа: беседы о сезонных работах на огороде, выставка детских рисунков «Вот так урожай!»; разучивание стихов, песен по теме мероприятия; вечер загадок.

Оборудование: костюмы героев праздника, обручи, лейки, муляжи капусты, ведра, ноутбук, презентация «Родилась капуста».

Ведущий . Ребята, смотрите, какую я получила открытку, а в ней такие слова:

Я и взрослых, и ребят приглашаю в гости.

Я и станцевать смогу, если кто попросит.

Меня знают все на свете, а кочерыжку любят дети.

Заяц лист капустный съест и убегает в темный лес.

Толкут меня в кадке, пироги пекут.

Ну что, догадались, как меня зовут?

Дети. Капуста.

Ведущий. Ну что, ребята, принимаем приглашение от капусты?

Дети. Принимаем.

Ведущий . Только куда идти, где барыню-капусту найти? Слышите, кажется, сорока шум подняла. Давайте послушаем, что она скажет.

Сорока.

Внимание! Внимание!

Всем Ванюшкам и Катюшкам!

Всем Андрюшкам и Танюшкам!

Всем Светкам и прочим деткам!

Строгий наказ — дорогу к барыне-капусте показать и у нее в гостях песни петь да плясать. Что сидите, что сидите, за мной идите да песню заводите.

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать по просторам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Ведущий. Вот мы и пришли. Кажется, это огород, и пугало огородное еще не убрали. Спит оно, что ли? Давайте громко захлопаем в ладоши.

Дети хлопают.

Пугало. Что такое, почему так шумно? Неужели опять эти назойливые вороны налетели, кыш, кыш, кыш...

Ведущий . Уважаемое Пугало огородное, успокойтесь. Это не вороны, это мы с ребятами получили приглашение в гости от бары- ни-капусты и пришли.

Пугало . Да, да, жду вас. Барыня-капуста сейчас появится, а пока мне повеселить всех велено. Только как играть, плетень мешает!

Проводится музыкальная игра «Плетень».

Вот молодцы, весело играли. Не только большой урожай капусты нам нынче осень подарила, и калина с малиной радовали всех ароматными ягодами.

Дети исполняют песню-хоровод «На горе-то калина» (обр. муз. Ю. Чичкова).

Входит Капуста.

Капуста . Здравствуйте! Знала я, что придут гости: веселые певуны да танцоры. Скоро мне в банки да в кадушки на зиму укладываться, так порадуйте и повеселите меня.

Ребенок

Ой, капуста бела,

Ой, капуста вкусна!

Расскажи ты нам, капуста,

Как ты летом росла?

Капуста. Весной меня хозяйка посадила, потом просила дождик, чтоб он поливал, а Пугало — чтобы от капусты ворон отгоняло. Вот такая уродилась я круглая да хрустящая. А вот сейчас срок подошел, меня с грядки и убрали. А как это было — посмотрите!

Игра-соревнование «Посади капусту»

Дети делятся на две команды. Первый ребенок бежит и кладет в обруч (грядку) муляж капусты, передает эстафету. Второй бежит с лейкой, обегает обруч и как бы поливает капусту. Третий бежит с ведром и убирает ее.

Пугало. Чтобы наша барыня-капуста выросла такой большой и хрустящей, нужно много потрудиться. Посмотрите, каким маленьким росточком она была в детстве, и какие вкусные угощения можно приготовить из капусты, когда она становится круглой и сочной.

Просмотр презентации «Родилась капуста».

Капуста. Порадуйте меня, ребята, песней про капусту.

Дети исполняют песню «Вот какие кочаны» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Н. Мазнина).

Пугало. Кочаны выросли огромной величины, так теперь непрошеных гостей жди на огород. Козел бородатый листочек капустный хочет оторвать, а заяц ушастый и кочерыжку подберет. Тут уж держи ухо востро, прогоняй гостей с огорода.

Игра «Гости в огороде»

Дети выполняют движения по тексту.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Серый зайка прискакал и капусту увидал,

Дети хлопают, зайчик убегает.

Есть у нас огород, там капуста растет

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2раза)

Быстрый козлик прибежал и капусту увидал,

Хочет он ее сорвать и с капустой убежать. (2 раза)

Дети топают, козлик убегает.

Капуста . Вы и пели и играли, а стихи про меня не читали.

Ведущий . Стихи, конечно, расскажем.

1-й ребенок

Глянь, капуста в огороде,

Разодета вся по моде.

100 нарядов — это слишком,

Под листами кочерыжка.

2-й ребенок

Ее на зиму шинкуют,

Солят, квасят, маринуют,

Ведь капуста, как известно,

Во всех видах нам полезна.

Она раны очищает

И от стрессов защищает,

И лечебна, и вкусна —

Капуста-барыня нам всем нужна!

Пугало. Смотрите, какие парни да девицы нарядные сидят! Я тоже такую фуражку хочу с красным цветком. Если у меня будет на голове такая фуражка, далеко меня на огороде увидят вороны. Мальчик, подари мне свою фуражку.

Мальчик

Мы не можем, Пугало,

Фуражки вам отдать,

Мы сейчас для всех друзей

Будем танцевать.

Дети исполняют «Кадриль» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

Пугало. Ну как, капуста-барыня, довольна ты гостями? Капуста. Конечно, довольна! Дни становятся короче, холоднее с каждым днем. Скоро, дети, мы капусту заготавливать начнем.

Пугало (поет)

Во саду ли в огороде

Пугало стояло.

Оно старою метлою птичек разгоняло.

Во саду ли в огороде фрукты наливались,

Но их птички не клевали — пугала боялись.

А что, не спеть ли нам еще частушки про капусту-барыню? Дети исполняют частушки (мальчики стоят отдельно от девочек).

Все (вместе)

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Мы капустные частушки

Споем замечательно.

Мальчики

Во саду ли в огороде

Сторож наш ворон считал.

Не заметил этот сторож,

Кто капусту убирал.

Девочки

Грядки я свои полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты —

Любо-дорого смотреть.

Мальчики

Можем мы капусту квасить,

От безделья не грустим.

Приходите все к нам в гости,

Мы капустой угостим.

Девочки

Хороша моя капуста,

И я тоже хороша,

Вместе с ней сижу на грядке,

Поджидаю жениха.

Все (вместе)

Про капусту все частушки

Спели мы сейчас для вас.

Громче хлопайте в ладоши,

Провожайте громче нас.

Капуста. Вот так праздник у меня, барыни-капусты, получился. Гости дорогие веселые да озорные. Чем бы мне вас угостить?

Пугало. Как чем, а гостей нужно пирогами с капустой угощать. Я такую даже песню слышало.

Дети слушают песню «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен).

Капуста. Угощайтесь, гости дорогие! И не забывайте зимой кушать капусту в салатиках и пирожках.

Ведущий. Спасибо за гостеприимство и за угощение. До свидания!

Под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам» дети обходят музыкальный зал и уходят в группу на чаепитие.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди