19.10.2019

Музыкальные игры для старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения со звуками и словами Музыкальные весенние игры в детском саду


Подборка игр, которые помогут малышу в игровой форме выучить различные звуки и усовершенствовать свою речь.

«Главный звук»

Прочитайте ребенку стихотворение или скороговорку. При этом старайтесь выделить основной звук. Например, можно использовать стихотворения Маршака:

Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

«Магазин»

Поиграйте с ребенком в магазин. Пусть он будет покупателем. Придя в магазин, малыш должен назвать первый звук товара, который он хочет купить. Например, заказывая морковку, ребенок должен сказать «М-м».

Запрещенные звуки

Данная игра поможет ребенку научиться выделять звуки в слове. Также вырабатывается умение играть по правилам. Договоритесь с малышом, что какой-то звук будет у вас запрещенным. Например, К. Взрослый показывает ребенку предмет или картинку, спрашивая, что на ней нарисовано. Малыш должен ответить, при этом запретный звук нельзя называть. На начальном этапе пусть запрещенный звук у вас находится в начале слова, потом в конце.

Кто плывет по волнам?

Тим и Том

Игра на различение твердых и мягких звуков. Нарисуйте с ребенком двух человечков. Одного зовут Тим, а другого Том. Том – худой, высокий, «твердый», а Тим – кругленький, маленький, «мягкий». Покажите малышу Тома и скажите от его имени:

Привет! Меня зовут Том. Мое имя начинается твердо. Т-т-т. Я люблю пить Томатный Сок, играть в Морской Бой.

Теперь покажите другого человечка.

А я Тим. Мое имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Я люблю все, звучит мягко: кушать Тефтели, играть в Мяч, Рисовать.

И вот однажды Тим и Том решили пойти в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: Рюкзак или Сумку?

Что им еще понадобится в походе? Консервы, сахар, ложки, бинокль, палатка, компас и т.д. Предложите ребенку разобрать вещи, которые понесет Тим. А что будет нести Том?

Можно не только ходить в поход, а идти в лес собирать различные грибы и ягоды (лисички, землянику), ходить на рыбалку или просто в магазин за покупками.

«Позовем звук»

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Скажите ребенку, что его игрушки разбежались. Чтобы их найти, предложите позвать звук, потянув ударный.

Ми-и-ишка!

Строим домик

Нарисуйте домик для звуков. Например, возьмите слово «рак» – рисуем три квадратика (комнаты). Предложите ребенку расселить слово по комнатам. Медленно произносите звук и выкладывайте на квадратик карточки.

Р, А, К.

Сложность у ребенка может вызвать средний звук. Удивитесь:

Разве в нашем домике живет «РК»? Нет. Ра-а-ак – тянем звук.

Кто здесь живет?

Рисуем опять домики, но из четырех комнат. Скажите малышу, что в нашем доме хотят поселиться разные звери, но не все они поместятся в нем. Для кого же предназначен этот дом? Даем варианты: КОТ, ЛИСА, ЖИРАФ. Чтобы ребенку было понятнее, нарисуйте еще домики с тремя и пятью комнатами, попросив кроху расселить всех жителей.

Усложняя игру, предложите ребенку находить ударный звук – тянем его долго и раскрашиваем соответствующий квадратик в домике.

Стройка

На стройку со склада машина привезла различные материалы: цемент, песок, стекло, глину, кирпичи. Пусть ребенок будет шофером. Делаем карточки с квадратиками. Количество квадратов должно соответствовать звукам в каждом слове. На каждой карточке заштрихован ударный звук. Это и будут необходимые стройматериалы. Попросите шофера:

Отвези кирпичи.

Задача ребенку – отыскать нужную карточку.

Звуковое лото

Такое лото есть готовое в магазине, а можно его изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобятся карточки с изображением растений, животных, транспорта и т.д. и буквы алфавита. Каждому игроку раздаем по карточки с изображениями. Ведущий показывает букву и спрашивает:

У кого есть слово на эту букву?

Загружаем грузы

Возьмите две грузовые машины. На одной прикрепите «К», на другой «М» - это будут марки машины. Ваши грузовые машины должны погрузить груз и отвезти в магазин. В машину «М» грузим карточки, начинающиеся на эту букву, в «К» - аналогично.

Измени ударение

Попробуйте поэкспериментировать с ударениями в словах. Спросите малыша:

Как тебя зовут?

МашА. МАша.

Что ты кушаешь?

КашУ. КАшу.

Укротитель

Возьмите карточки, на которых написаны печатными буквами названия различных диких животных. Предложите ребенку стать укротителем. Для этого нужно поставить ударение (накрыть ударную гласную фишкой) в слове. Например, в слове БИЗОН кладем фишку на букву О. Если ударение поставлено неверно, животное «прячется» или «убегает».

Повтори за мной

Хорошо играть с ребенком и в такую игру, вы четко говорите ребенку какой-нибудь звук вместе с коротким стишком. Например:

А-А-А- Аня гладила кота

Ча-Ча-Ча - Эта чашка горяча

Са-Са-Са - Прилетела к нам оса

Вариантов таких стишков можно придумать великое множество, они очень легко запоминаются, что повышает словарный запас ребенка. А если их сопровождать несложными движениями руками, то получится еще и упражнение для развития мелкой моторики.

Вам понравились игры? Возможно, вы посоветуете еще какие-то игры со звуками?

Многие родители сталкиваются с проблемой – ребенок, который верно и отчетливо повторяет за взрослым все звуки, в обычной речи умудряется их «терять», «проглатывать» или произносить неправильно. Именно поэтому за этапом постановки звукопроизношения следует этап автоматизации.


Проблема в том, что автоматизация в принципе невозможна без многократного повторения, а долгие и монотонные речевые занятия могут утомлять малыша, вызывая негативную реакцию. Любой хороший детский психолог или логопед обязательно обратит внимание родителей на то, что для успешного обучения требуется обоюдное желание двух сторон. Поскольку больше всего дошкольники любят играть, на помощь придут специальные речевые «разминки», веселые конкурсы, песенки и считалки.

Игры со звуком «Ш» и «С» – учимся артикулировать

На этапе постановки звукопроизношения внимание в первую очередь уделяется артикуляции. Но чтобы полученные навыки дошли до автоматизма, следует научить ребенка не только верно повторять отдельный звук, но и слышать его в словах, уметь вычленять и правильно произносить в открытых и закрытых слогах. В этом смысле одними из самых важных считаются игры со звуком «с» для детей – такая проблема, как «шепелявость», встречается едва ли не чаще, чем «картавость».

Существует четкий порядок, к которому прибегают все центры развития детей, использующие логопедические практикумы. Сначала непокорные «с» и «ш» отрабатываются в составе отдельного слога, затем – в словах (которые могут постепенно становиться все длиннее и сложнее). После этого приходит очередь словосочетаний и предложений, и лишь затем – связных рассказов.

Для того чтобы занятия были эффективными, они должны доставлять удовольствие. Лучше всего каждое из них начинать с особой артикуляционной гимнастики, которая выполняется под музыку, сопровождается стишками или песенками. Произнося звуки, их можно рисовать на песке, лепить из пластилина, вырезать из бумаги. Развитие мелкой моторики всегда идет об руку с постановкой звукопроизношения и его автоматизацией.

На заключительном этапе стоит уделить внимание подвижным играм, которые будут сопровождаться скандированием специальных речевок – необходимо следить, чтобы дети проговаривали слова неторопливо, правильно, отчетливо. А закрепить полученные навыки можно, выучив несколько скороговорок на «ш» и «с».


Постановка звука «Ш» в домашних условиях

Если игры со звуком «с» для детей всегда немножечко напоминают уроки художественного свиста, то постановка звука «ш» невозможна без особого «шипения». Это невольно дает идею для веселого занятия, главным действующим лицом которого станет змея. Можно придумать массу заданий, которые должен выполнить добродушный уж или коварная анаконда. Например, проползти по извилистому лабиринту через лес, сопровождая движение особой «змеиной» песенкой. Понятно, что в ней стоит использовать особые слова (вроде «шиплю», «шуршу», «шорохи» и «шелест»).

Прекрасно подходит для закрепления игра на внимание. Взрослый произносит слоги (или слова), в некоторых из которых присутствует «ш» – при его появлении ребенок должен совершить какое-то оговоренное действие (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами или просто зашипеть).

Можно совмещать поиски «пропавшего звука» с творческими занятиями – просить ребенка дорисовать или раскрасить картинки, которые имеют отношения к звуку «ш» (например, «лягуШка» или «Шапка»). А заодно – определить, в какой части слова (в начале, середине или конце) находится «беглец». Любой государственный или частный детский сад обязательно использует подобные упражнения, но для того, чтобы эффект был заметен, родителям следует заниматься с малышом и в домашних условиях – регулярно и систематически.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина, и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. "Марш деревянных кубиков", "Полька цветных карандашей" или "Скрипучее рондо" - такие пьесы увлекут не только малышей.

Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь... А как ночь звучит? Переливается бархатно - черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть "разговор двух кузнечиков", "хор планет", "танец травинок", "марш муравьев"? Кажется невероятным, но можем, и легко.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики "разговаривают" друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой раскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. Стоит только прислушаться - и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, а в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листиком.

Сам педагогический процесс "омузыкаливания" бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох, звон) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще не доступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формирования и образования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: "Это моя музыка!"

Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания. Построение подобных композиций составляет лишь одну из форм активного музицирования детей. Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации.

Мы не можем, не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши понятия о прекрасном.

У нее есть главный смысл – прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение средствами музыкально – дидактической игры.

Импровизация, которая в своей сути есть игра, основанная на варьировании, преображении, пересочинении, более всего соответствует детской модели познания мира. Импровизационное обучение имеет не только чисто музыкальный смысл, его значение гораздо шире и затрагивает сферу формирования внутренних качеств личности.

Одновременно творческое музицирование как музыкально - эстетическая игра не может не стремиться к неким качественным характеристикам. Как определить качество музицирования с детьми, которые мало что умеют? Что способно выступить в данном случае эталоном оценки? Можно попытаться выразить качество через предельно обобщенное условие: самое простейшее (пусть это будут два звука на барабане) должно быть одухотворено и организованно . В этих словах заключена вся философия творческой работы с детьми.

Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу "плохо или хорошо" ты что-то сделал. Игры звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям :

Изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них

Бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных

Инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного

Аппарата);

Приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;

Исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков

Игры на инструментах;

Развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного.

С точки зрения методики игры звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею.

Ключевая фраза "сыграй, как ТЫ хочешь" запускает весь механизм этой импровизации.

Целесообразная последовательность действий педагога в словах, побуждающих детей к определенным действиям:

1. "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа со всей группой одновременно).

2. "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).

3. "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" - ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди.

4. "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ежика", солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение", "радостную мысль".

Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа "кап-кап", "тик-тик", имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредствования ассоциативной связи.

5. "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение" - здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. "Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь" - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса (более свободная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах :

Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к

Игровому материалу, который создает фундамент для творчества;

Коллективно-распределительный характер элементарной импровизации,

Позволяющий принимать в ней участие каждому;

Простота и доступность.

Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои "орудия" - детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили - металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками.

Условиями простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструмента, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще ему нужен инструмент. Одновременно существует и связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребенка (безотносительно к его возрасту), чем ниже общий уровень развития его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение.

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности детей ритм выступает как ее фундоментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. К тому же преждевременное использование сложного инструмента может тормозить естественное развитие музыкальности детей. Для них будут упущены навсегда многие возможности, которые открываются только с помощью простейших инструментов.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковы тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, тон-блоки, маракасы, ручные барабаны и тарелки и т.д.

"Шумовой этап" в обучении не бывает коротким, его невозможно завершить в течение нескольких занятий. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей постепенно осуществляется прохождение ряда важных этапов, что требует времени.

Так, формирование метроритмического чувства занимает несколько лет, и все это время шумовой инструмент будет лучшим помощником педагога. Полноценная работа над тонкостью, чуткостью тембрового слуха, подготовка его к более сложному слуховому познанию также не ограничивается знакомством с инструментами в течение одного - двух занятий.

Что касается развития первичных навыков элементарной импровизации в играх звуками, то и здесь только шумовые инструменты могут прийти на смену звучащим жестам. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенного смысла (дождь, часы, гром, ручей и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредственную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т.п.).

Детские музыкальные инструменты на самом первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова . Музыкальными игрушками , которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождается звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если и сломают, то смогут сделать подобный, из незатейливых подсобных материалов.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. Внашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:

Различная бумага (целафан, пергамент, газета, гофре и пр.).

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки различной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов(картонные, пластмассовые, металлические,

Баночки от йогурта, от шоколадных яиц)

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

Различная крупа, камешки, ракушки.

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки).

Металлические банки разных размеров.

Стеклянные бутылки и фужеры.

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

Речевые упражнения представляют собой очень эффективную форму творческой работы с детьми . В ее основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная и омузыкаленная инструментами речь является чудесной музыкой.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух одна из основ слуха музыкального.

Из своего самого первого опыта ребенок черпает и учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относится: темп (агогика), ритм, регистр, темп, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально - педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства, звукоподражания.

Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Для речевого музицирования с дошкольниками вовсе не годятся изысканно-утонченные стихи, даже если они об игрушках, капельках или осенних листьях. Символический смысл таких стихов детям просто не понятен, поэтому их использование, как правило, интересно более педагогу, чем детям.

Речевые упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха, подготовки голосового аппарата к пению; дают представления о первичных музыкальных структурах и способах развертывания форм, фактуре; служат надежным мостиком для самостоятельных действий детей в импровизациях.. Они прекрасно поддаются систематизации, распределению по уровню сложности, являясь незаменимой по педагогической ценности формой работы с детьми.

Тексты в речевых упражнениях выполняют поддерживающую и обучающую функцию, помогая прояснить и интуитивно осознать семантику выразительных средств. Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст, является лучшей предпосылкой для плодоряяя2орного мяяяязицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко - ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов известно, с каким воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бене-раба, мисли-масли- компа-тели, хоккери-доккери) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Об этом, в частности, очень подробно писал К.Чуковский в книге "От двух до пяти", посвященной формированию и развитию детской речи. Интересную мысль о естественной природе такой игры высказал музыковед М.Харлап: "Между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуками. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки ».

Именно поэтому речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами - этот огромный арсенал звуковых средств, с первых же занятий образует активный "инструментальный" словарь ребенка для импровизаций.

Предварительный просмотр:

Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Особая легкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Речевой канон доступен даже дошкольникам, способствуя формированию распределенного дифференцированного внимания.

Формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения.

Язык жестов, телесно – пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

А какое увлекательное занятие - танцевать стихи! Вот, например текст, в размере три четверти дети импровизированно танцуют, а один – два ребенка сопровождают их танец импровизацией на металлофонах.

Снег так искрится зимой и блестит,

Сотнями искорок ярко горит!

Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, способствуя индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. Она превращает речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную приближая речевое музицирование к импровизированному театру. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и легкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

Поиск пластического сопровождения текста - является способом эмоционального вовлечения ребенка в процесс обучения.

Пластическое отображение текста создает особое «мотивационное

пространство», в котором каждый ребенок оказывается сотворцом. Не стоит именно «придумывать» движения к тексту, напрягая голову.

Пластическое отображение текста – это, как правило, спонтанная жестовая импровизация, она самоценна как творческий феномен.

В специальном заучивании сочиненного педагогом двигательного сопровождения текста очень мало смысла, каким бы ни казалось оно совершенным.

Простейшим движением и в то же время таким же простейшим пластическим отображением текста станет использование при декламации звучащих жестов. Любое детское стихотворение вначале необходимо продекламировать метрично, сопровождая его хлопками или шлепками.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного и тембрового слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом. «Прощупывание» образа в различных интерпретациях текста есть естественный и логичный путь к постижению глубины и разнообразия интонаций.

Такая разнообразная работа с одной моделью позволяет не понятийно, а практически и в очень доступной форме представить детям выразительные возможности музыкальных средств, взаимосвязь всех свойств звука в музыкальной интонации. Это самый верный путь к постижению интонационного смысла музыки.

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмическое произнесение текста на фоне звучащей музыки.

В ритмодекламации как форме, жестко фиксированной автором, места для детского творчества совсем не много. Есть лишь возможность поэкспериментировать с речевыми интонациями и динамикой голоса. При этом следует иметь в виду, что ритмодекламация на фоне живой музыки (фортепиано) всегда более эффективна, чем на основе фонограммы, которая отчуждает ребенка от слушания звука в сочетании с речью.

Способы и приемы, с помощью которых речевое музицирование становится творческим, поскольку разучивание придуманной педагогом речевой пьесы или ритмодекламации на фоне им же придуманной музыки таковым не является по своей сути.

Главный смысл творческого поиска в речевом музицировании заключается в ритмическом варьировании текста, его тембровом и фактурном оформлении, строительстве формы – от простого повторения фразы до имитационно – полифонических пьес. Возможны многие варианты: «Фруктовое рондо», «Игрушечный канон».

Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес – элементарной устной композиции. Например, предложенный стихотворный текст(4 строчки) каждая творческая группа пробует ритмизовать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем дети могут добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Иногда в творческий процесс может вмешаться педагог, подсказывая, что с каким – нибудь движением их пьеса будет выразительней. Группы продолжают поиск, одни могут взять ксилофоны, другие - развивать форму за счет фактуры, придумывая аккомпанемент.

Несколько вариационных «репетиций» перед показом завершают творческий процесс, который занимает одно занятие. Импровизированный концерт групп друг для друга является обязательным моментом обучения. Дети с необыкновенным вниманием будут следить и сравнивают свою пьесу с интерпретацией товарищей, их не надо будет уговаривать смотреть и слушать.

В конце занятия должно пройти обсуждение, что у кого было сделано интересно. Ошибок не бывает. Педагог получит полную информацию о результатах своей деятельности, реальной музыкальной компетентности каждого из детей, развитии их творческих навыков, способности к импровизации, умении сотрудничать, не проводя при этом никаких опросов, тестирования и диагностики.

Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация – это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

«Ветер и эхо»

(Шуточная речевая пьеса с элементами канона и речевого двухголосия).

Педагог предлагает детям сначала скопировать его речь как эхо, затем постепенно к декламации добавляется звуковая имитация ветра и слова, получается речевое двухголосие. Игру можно развивать как шуточный диалог с разными интонациями. Так, во второй части пьесы дети произносят слова с шуточно – грозной интонацией.

Речевая пьеса после разучивания может идти как игра: дети стоят в зале с закрытыми глазами врассыпную и «разговаривают» с педагогом, «ветер» между ними двигается и звучит в нужное время. В конце игры ребенок – ветер старается «осалить» как можно больше детей.

«Солнечный дождь»

(ритмодекламация)

В модели детям представляется возможность поискать интонации и более подходящие инструменты для звукоподражания. Можно эту модель декламировать двумя «полухорами».

1. Солнечный дождь по земле пробежал –

Каждый листок серебром засверкал.

2. Радуга в небе весеннем стоит,

Будто перо у Жар-птицы горит.

Солнечный дождь, солнечный дождь,

Как хорошо, что ты, дождик, идешь!


Елена Приходько
Музыкальные игры для старшего дошкольного возраста

Музыкальные игры. Старший дошкольный возраст

«Мишки и пчелы»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети – мишки встают в круг. В центре круга стоят 3-4 ребенка. Это «пчелы».

Дети- мишки, взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения.

На высокой кочке Дети соединяют руки над головой.

Стоит большая бочка Округляют руки перед грудью, показывая бочку.

Пчелы бочку стерегут, Вращают перед грудью указательными пальцами.

Мишкам меду не дают. Грозят пальцем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мишек будем догонять! Хлопают в ладоши. Топают ногами, поставив руки на пояс.

Мишки убегают, «пчелы» стараются «ужалить».

«Паучок и мушки»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры: Двое детей-«паучков» берутся за обе руки и поднимают их («ловушка»). Остальные дети-«мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку» под песню.

Жил на свете паучок, быстроногий старичок.

Паучку нужна сноровка, сети он раскинет ловко –

И висит ловушка, берегитесь, мушки!

«Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребенок встает в круг, берет за руки детей-«паучков» и поднимает вместе с ними руки вверх. Игра повторяется, только «мухи» двигаются «змейкой» через «ловушку». С каждым повторением игры «ловушка» становится все больше. Побеждают дети, которые останутся не пойманными.

«Заяц и лис»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Ход игры: Дети встают парами в колонну, повернувшись лицом в одну сторону. С одной колонны прыгает «заяц», с другой – стоит «лис». Дети поют песню, выполняя движения.

Стой, зайчонок, не беги Дети грозят пальцем.

По тропинке узенькой, Вытягивают вперед прямые руки, приблизив их

друг к другу («тропинка»).

Лучше ты побереги Грозят пальцем.

Хвостик свой кургузенький руками прикрывают «хвостик».

Заяц встает позади колонны. С другой стороны

крадется «лис».

Лис крадется вдоль тропы – по очереди выставляют руки вперед, раздвинув

пальцы, как когти.

Вряд ли ищет он грибы - покачивают головой, руки на поясе.

Щелк-щелк, топ-топ-топ. Щелкают пальцами (2 раза, притопывают (3раза)

«Лис» встает рядом с зайцем. Они образуют

последнюю пару.

Ты, зайчонок, не зевай, Грозят пальцем,

А от лиса убегай! бегут на месте.

Дети берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». На проигрыш «заяц» и «лис» проходят через «ворота» и встают впереди всех. Они поворачиваются друг к другу спиной.

Раз, два, три! Беги! Хлопают в ладоши. «Лис» обегает колонну с одной

стороны, «заяц» - с другой. Вернувшись на то же место

ребенок становится победителем.

«Найди щенка»

Цель: Развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением.

Игровой материал: маленькая фигурка щенка.

Ход игры: Дети сидят, образуя полукруг. Педагог вместе с детьми выбирает водящего, который закрывает глаза. Дети протягивают сомкнутые ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет щенка (по принципу игры «Колечко»).

Дети зовут водящего: Вот щенок наш убежал, спрятался за бочки.

Во дворе их много так, не найти его никак.

Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи!

Мы не будем помогать, будем песню распевать!

Водящий подставляет каждому ребенку обе ладошки, в которые дети поочередно вкладывают закрытые свои. При этом дети тише или громче поют знакомую песенку, и по ее динамическому звучанию водящий пытается найти щенка.

«Колобок»

Цель: Развивать динамический слух в сочетании с чистотой интонирования в пении. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Музыкальный материал: любая знакомая детям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения.

Игровой материал: игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елочку.

Ход игры: Педагог расставляет все фигурки на игровом поле в любом порядке. Дети рассматривают фигурки, а затем вместе с педагогом выбирают водящего, который отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок» и зовут водящего:

Укатился колобок, колобок – румяный бок.

Как же нам его найти, к деду с бабкой привести?

Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобочек отыщи.

Дети поют любую знакомую песенку, а водящий в это время берет молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.

«Воротики»

Цель: Развивать у детей умение воспринимать ритмическое разнообразие (долгие, короткие звуки) посредством движений под музыку. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Полька» С. Рахманинов – 2-я часть.

Движения, используемые в игре: энергичный шаг на полной стопе и легкий бег на носочках.

Ход игры: Дети делятся на первые-вторые номера или «ромашки, колокольчики». Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами. Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом. С окончанием звучания музыки (в паузе между музыкальными фрагментами) педагог или ребенок-ведущий дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».

Под звучание польки, не названные, номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами. Далее игра повторяется сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера.

«Жмурка»

Цель: Развивать у детей восприятие смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.

Ход игры: Дети выбирают «жмурку». Звучит медленная музыка, дети становятся на одно колено (спина прямая, жмурка ходит между ними. Под звучание быстрой музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, который «спит». С окончанием музыки «жмурка» ловит детей. Если «жмурка» догоняет кого-то, то они меняются ролями.

«Игра с Мишкой»

Цель: Передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием.

Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Ход игры: Дети стоят свободной группой, на противоположной стороне «спит» Мишка (ребенок). Дети идут к Мишке и поют:

По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдем.

Мы похлопаем в ладошки и немного подождем.

Мишка просыпается, протягивается. Он поет, обращаясь то к одному, то к другому ребенку: Кто здесь хлопал? Кто здесь топал?

Дети: Нет, не я. Нет, не я!

Мишка: Ты здесь хлопал? Ты здесь топал? Догоню вас я! Р-р-р…

В конце игры Мишка догоняет детей.

«Белые гуси»

Ход игры: Дети, свободно группируясь, идут по комнате и поют:

Белые гуси к ручейку идут, белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга, крикнули гуси: «Га-га-га!»

Окончив песню, останавливаются. Ведущий говорит:

Из леса, из лесочка вышла хитрая лиса!

На встречу выходит Лиса и говорит:

Гуси, гуси, я вас съем!

Гуси: Подожди, лиса, не кушай,

Нашу песенку послушай! Га-га-га! (поют).

Лиса: надоело мне вас слушать, я сейчас вас буду кушать!

Дети-гуси убегают на свои места, лиса их ловит.

«Ребята и медведь»

Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.

Ход игры: Для игры выбирается Медведь, который садится в стороне и делает вид, что спит в своей берлоге.

Дружно за руки возьмемся, в лес зеленый мы пойдем. Дети идут гулять в лес.

По полянке мы пройдемся, песню весело споем!

Нагибайся, погляди-ка, что краснеет под кустом? Останавливаются,

собирают землянику.

Ты не прячься, земляника, все равно тебя найдем.

Комары звенят над нами, комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами, мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп! Хлопают в ладоши.

С окончанием пения Медведь просыпается, выходит из берлоги, говорит:

Кто это поет? Спать мне не дает?

Дети быстро присаживаются, сидят, не шевелясь.

Медведь: Нет, нету никого возле дома моего.

Пойду опять в берлогу спать!

Медведь уходит, а дети повторяют песню. С окончанием пения снова появляется Медведь: Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает?

Дети быстро присаживаются, прячась от Медведя, Если кто-нибудь зашевелится, Медведь берет того за руку и говорит:

Вот кто здесь гулял, кто мне спать мешал.

Пойманного Медведь уводит в свою берлогу. Дети подходят к Медведю, просят его:

Медведюшка, не тащи, медведюшка, отпусти!

Медведь: Так и быть, не потащу! Так и быть, отпущу! Пусть только спляшет!

Дети вместе с Медведем пляшут под веселую народную мелодию.

«Кто скорее найдет свой кружок»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение различать контрастные части музыки, развивать танцевальное творчество.

Ход игры: Дети располагаются в два круга. Мальчики вокруг – Петуха, девочки вокруг – Лисы. Звучит любая народная мелодия, под первую часть музыки – Лиса и Петух играют на музыкальных инструментах (Лиса - на трещотках, Петух – на бубне, дети, взявшись за руки, топающим шагом двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети хлопают в ладоши, Лиса и Петух пляшут, используя русские народные плясовые движения. На третью часть музыки дети пляшут врассыпную, затем присаживаются на корточки, закрыв глаза. Лиса и Петух тихонько занимают новое место в зале. С окончанием музыки дети должны найти свой кружок и взяться за руки.

«Кот и Мыши»

Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.

Ход игры: Ребенок-Кот стоит в центре, дети двигаются на носочках вокруг «кота», изображая мышат, поют:

1. Тише мыши, тише мыши! Кот сидит на нашей крыше!

Старый кот, толстый кот громко песенку поет!

Кот поет: Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Всех поймяу!

Дети: 2. Он, хитро прищурив глаз, стережет, наверно нас!

Старый кот, толстый кот громко песенку поет…

Кот поет припев.

Дети: Но сегодня, Васька злой, не поймаешь, ни одной.

Не поймаешь, не поймаешь, не поймаешь ни одной!

В конце игры Кот ловит «мышей».

«Пчела»

Цель: Развивать песенное творчество детей, вызывать интерес к сочинению мелодий разных по настроению, добиваться выразительных песенных импровизаций.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и поют:

«Целый день спешит пчела, у нее с утра дела.

На полянку за медком, а потом в пчелиный дом»

Дети останавливаются, обращаются к «пчеле»:

«Пчелка, пчелка, пожужжи, о себе нам расскажи,

Пчелка, пчелка пожужжи о себе нам расскажи»

По окончании песни Пчела исполняет песенную импровизацию. Участники игры должны определить словами настроение песенки. Ведущим игроком становится тот, кто подберет наиболее точные определения.

«С кем дружит зайчонок?»

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди