17.08.2019

День рождения Деда Мороза: история современного волшебника. О празднике день рождения российского деда мороза для детей


Сегодня сложно представить празднование Нового Года без деда Мороза – могучего, крепкого старика с длинной белоснежной бородой, одетого в ярко-красную или голубую длиннополую шубу с меховой оторочкой и такую же шапку.

В руке у деда Мороза волшебный посох, за плечами – красный мешок с подарками для детей и взрослых. Этот так давно стал символом зимы и новогодних праздников, что мы даже не задумываемся – а откуда он вообще взялся? Где родился дед Мороз, куда уходит, когда зима заканчивается, и чем занимается до следующих холодов? Обо всём этом нам и предстоит поговорить.

Дед Мороз в славянской мифологии

Для наших предков дед Мороз вовсе не был добрым дедушкой с мешком, полным подарков. Скорее, наоборот – Морозко, или Студенец, долгое время оставался существом, встречи с которым лучше было избегать, ведь он мог, разозлившись из-за какого-то пустяка, заморозить человека до смерти. От него зависело, будет ли следующее лето урожайным, поскольку именно он насылал на поля и луга метели, укрывающие землю снежным покровом.

В то же время он уважал трудолюбие и наказывал лентяев – достаточно вспомнить народную сказку «Морозко» о двух сводных сёстрах, попавших в дом к волшебному властелину зимы. Но детям лучше было всё же не попадаться на его пути – Морозко мог поймать малыша и, сунув в мешок, унести к себе в ледяную избу.

Рождение деда Мороза

В старину зимние праздники – Рождество и Новый год – обходились без привычной нам фигуры осанистого деда с мешком, полным подарков. В состоятельных семьях рождественские подарки дарили друг другу родственники, переняв этот обычай у европейцев во времена правления царя Петра. Простой народ праздновал по-своему, распевая колядки и устраивая святочные гадания.


Лишь к концу XIX века в сценариях новогодних празднеств появился Рождественский Дед – аналог европейского Санта-Клауса (Святого Николая), но без его святости. Дед носил тёплый тулуп, валенки и рукавицы, дарил послушным детям сладости или игрушки.

Привычный нам образ деда Мороза появился в общественном сознании в начале ХХ столетия. Его утверждению в качестве одного из атрибутов зимних праздников способствовала мода на почтовые открытки, которые тогда наконец-то стали доступны широкому кругу людей. Фактически он представлял собой симбиоз сурового властителя зимы, славянского Морозко, и западноевропейского Святого Николая, который в рождественскую ночь пробирался в комнаты к детям и подкладывал монетку в чулок или башмак.

Но только в середине 30-х годов он обрёл современные черты и атрибуты, а также обзавёлся помощницей – очаровательной Снегурочкой. Сегодня днём рождения деда Мороза считается 18 ноября, так как, по многолетним наблюдениям погоды, именно с этого дня на большинстве территории России ложится устойчивое снежное покрывало.

Откуда родом дед Мороз?

Точной географической привязки образа деда Мороза к какому-то конкретному городу или региону нет и не может быть. Древнее славянское божество зимы и мороза в холодное время года царствовало на всех территориях, где издревле жили племена, впоследствии образовавшие русский народ. В разных регионах его называли по-разному: Студенцом, Трескунцом, Зимником и даже Карачуном.

Тем не менее, на детский вопрос, где родился дед Мороз, ответить можно так: его родина – студёный зимний лес, далекая чащоба, где ни разу не ступала нога человека. В седой древности он был единовластным правителем бескрайних просторов, но постепенно, по мере того, как люди отвоёвывали у природы жизненное пространство, строили города и прокладывали дороги, дед Мороз захотел жить с людьми. Сегодня он поселился в деревянном тереме, построенном неподалёку от старинного городка Великий Устюг, где и живёт круглый год, принимая гостей со всех концов нашей страны.

Теперь дед Мороз не одинок: у него есть внучка Снегурочка, которая заботится о нём – печёт пироги, убирает в тереме и расчёсывает его длинную бороду. Кроме того, у него появились верные помощники – снеговики и лесные звери.


Он больше не ходит пешком, как встарь, а раскатывает по зимним дорогам на расписных санях, в которые запряжена тройка быстрых коней или северных оленей. А в его мешке сегодня могут найтись не только сладости, но и гораздо более интересные для современных детей подарки – планшеты, смартфоны, игровые приставки и т.д.

Каков точный возраст зимнего волшебника Деда Мороза доподлинно неизвестно, но совершенно очевидно, что он был героем древнеславянских языческих легенд и мифов, возраст которых более 2000 лет. В славянской мифологии Хозяина снежных полей и лесов Деда Мороза, восточнославянского духа Холода называли Студенец, Трескун, Морозко , Снежный Дед, Карачун, Зимник но чаще его называли с уважением Мороз Иванович или Мороз Васильевич.

Древние корни имени Деда Мороза уходят в те давние времена, когда территорию современного Русского Севера заселяли различные индоевропейские племена и народы .

В ведическом санскрите , лежащем в основе всех Индоевропейских языков есть слова «пруш», пупроша - «посыпать, мочить»; pruSAyati - посыпать снегом, порошить (родственные слова в рус. яз.: пороша, порошить, припорошить …морозить;)
Слова санскрита pruS — «мороз, порошить, морозить», попало к народам индоевропейской группе языков, воплотившись в PIE корень *preus — мороз, замораживать; в валлийском (Welsh-Уэльс) rhew — мороз , Gothic frius — «мороз, морозить». Proto-Germanic *freusan — «замораживать», Old Norse frjosa, Old German friosan , German frieren — «замораживать», Dutch vriezen , Old English freosan — замораживать, Middle English fresen, прош. вр. freas, froren; Old English forst , frost — мороз; English frost — мороз; freeze — замораживать.

Исследователей славянских языческих обрядов и легенд предполагают, что Дед Мороз в представлениях славян ассоциировался со всеми умершими предками рода по мужской линии. Вплоть до 18 века имя «Дед» означало «умерший предок», а старшего мужчину в семье называли «дедушка», «дедко».

Санскрит: (старый родственник), древнерусский - ДЕД, ДЯДЯ; Питарах – pit-arach - предки (предок, ПАТРИАРХ ); Пардада – par+dada - прадед (пар, пра - первый); Питаа-маха – pitaа-maha – дед (питаа — питающий, «кормилец», маха - большой);

Языческий обряд жертвоприношения ПЕРВОМУ покровителю рода — ПРАДЕДУ, патриарху, представлял собой связь с предками и обращение к их благосклонности и покровительству над всем родом.

В Риг-Веде, древнейшей части Вед, записанной на ведическом санскрите примерно 3500 лет назад, упоминается верховное божество Неба — Варуна, властитель космоса, звёздного неба, холода, хаоса, земных и небесных вод. В Риг-Веде он создатель Свет и Времени, он выводит в путь Солнце и зажигает звезды. Имя первого верховного бога Варун а из Риг-Веды перешло в греческую мифологию под именем Уран — первого бога титана, бог неба, супруг Геи (Земли). Как имя Варуна, так и имя Уран происходят из пра-индоевропейского языка Риг-Веды, где Префиксы: pir-, piro-, per-, pra- означают «первый», «первородный», отсюда происходит имя славянского бога Перуна. Слово пурвья - purvya - 1) первая 2) восток, 3) впереди.

В древности не Дед Мороз раздавал подарки, а наоборот, ему нужно было оставлять подарки и задабривать, чтобы он не унёс в мешке малых детишек. Хозяин дома приглашал патриарха Деда Мороза на трапезу, и угощал его ритуальной пищей - блинами, кутьёй и овсяным киселём, и призывал души умерших предков для покровительства дома и семьи.

Древние славяне представляли деда Мороза в образе сильного, властного, но справедливого старичка с длинной седой бородою, хозяина морозной стужи, холода, снега и метели. Супруга Мороза - Зимушка-Зима, во всём помогала ему, рисовала узоры на окнах, застилала землю белоснежным покрывалом. Вот откуда на Руси осталась забава — лепить снеговиков. На самом деле для наших предков это были снежные идолы, изображающие бога зимы.

Дед Мороз обходит свои владения, постукивая своим ледяным посохом , и от этого стука трескучие морозы сковывают льдом озёра и реки. Его ледяное дыхание веяло стужей, его волосы покрывали землю снежными вихрями, его замёрзшие слова падали на землю инеем и повисали сосульками на деревьях и крышах домов.

Образ Деда Мороза нашёл своё отражение в русских сказках, в древнерусских пословицах, поговорках, сохранившихся до наших дней. Дед Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Мороз невелик, да стоять не велит.
Заковал Мороз реки, да не навеки.
Мороз лучше бани подрумянит.
Мороз красит нос.
Мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.
Что мужику в мороз деется – бежит, да греется.
Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
В ноябре Мороз приосанивается.
В декабре зима стелет белые холсты, а Мороз через реки наводит мосты.
С января солнце на лето поворачивает, а зима - на мороз.
Январю - морозы, февралю - метели.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

С приходом христианства образ сурового прадеда, патриарха Деда Мороза стали связывать добрым чудотворцем и гонителем зла Святым Николаем, родившимся в III веке в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Св. Николай стал епископом в небольшом городке Мира (ныне Демре), неподалеку от Финикии, и получил имя Николая Мирликийского. В Мире и сейчас стоит церковь VIII века, в которой специалисты обнаружили элементы архитектуры III-IV вв. А это значит, что она вполне могла быть современницей святого епископа Николая Мирликийского.

Турки назвали этот древний памятник ‘Баба Ноэль Килизе’, что означает — церковь Деда Мороза . Кстати, в Турции вполне официально претендуют на то, что истинная родина Деда Мороза находится в Малой Азии, и очень гордятся тем, что эта земля — его родина.

Родина русского Деда Мороза находится в живописном сосновом бору на берегу реки Сухона , что в нескольких километрах от города Великий Устюг, где построена великолепная деревянная усадьба, украшенная кружевной резьбой. Великий Устюг был назван родиной российского Деда Мороза не так давно - в 1999 году, и стали отмечать 18 ноября День рождения сказочного Деда Мороза.

Деда Мороза приходят поздравить его многочисленные родственники и коллеги - Санта-Клаус с Британских островов и Финляндии, Чисхан - якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии и Ежишек (Ёжишек), Пер Ноэль из Франции, из Колумбии — Papa Pascual, Баббо Натале из Италии, Сегацу Сан , — хранитель горы из Японии.

В Нидерландах- приезжает верхом на коне, облачённый в митру и белую епископскую мантию, в сопровождении своего верного слуги мавра по прозвищу – Чёрный Питер, который несёт мешок с подарками для послушных детей и розги для непослушных.

Финский Рождественский дед — Йолупукки (фин. Joulupukki ) — «Рождественский козёл». В финском языке слово joulu было заимствовано от древне-германского названия праздника Йоль, посвящённого середине зимы.

Йоль (др.-сканд. jól — «веселье», др.-англ. ġéol — «ГУЛЯНЬЕ», веселье ). В языческой древности месяц ЯНВАРЬ - англо-саксонцев назывался «geola se æfterra» (от ġéol , др. сканд. jol, jolly - веселье, весёлый, «ГУЛЯть, танцевать» ), т. е. — giuli - 12-дневный праздник середины зимы.

Вторая часть слова - pukki (козёл) - происходит от старой финской, ещё языческой традиции ряженых нутти-пукки (nuuttipukki), молодых людей, одетые в вывернутую наизнанку шубу и маску из бересты , которые изображали рогатое существо языческого обряда. С 1131 года по 1708 год ряженые нуттипукки обходили дома, дарили подарки послушным детям, а непослушных 7 января — православное Рождество , а после 1708 года – 13 января — «Старый новый год» , когда финны отмечаются именины мужского имени Нутти.

Йоулупукки — «Рождественский козёл» изображался в виде соломенного козла и являлся чуть ли не главным атрибутом рождественских праздников.
В XIX веке финны преобразовали языческого козла — нутти-пукки в Рождественского («весёлого») деда — Йоулупукки, который дарит детям подарки на Рождество Христово. Йоулупукки изображали в козлиной шкуре, в виде ряженого в козла нутти-пукки, иногда даже с маленькими рожками. Йоулупукки р азвозит подарки на козле.


Современный Йоулупукки выглядит, как его собрат — Санта-Клаус: седые волосы, опрятная борода и усы. Одет в красную куртку с тёмным кожаным поясом, штаны и шапку-колпак. Обязательно — очки. Живет на горе Корвантунтури («гора-ухо») не то в избушке, не то в самой горе. Вместе с ним живёт жена Муори . Имя Муори переводится, как «старая хозяйка», а сама супруга финского Деда Мороза — «Зимушка-Зима» — talvi.

В помощниках у Йоулупукки служат гномы тонтту (tonttu) в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом. Тонтту изначально были домовыми, у каждого из которых были свои обязанности: один отвечал за уют и порядок в доме, другой за достаток, третий за сауну, четвёртый за мельницу и т. д.

Гном Томте («tomte») в Швеции, гном Нисси («nisse») в Норвегии и Дании — маленький старичок-домовой с бородой, в серых штанах, курточке и старомодных башмаках.

Несмотря на малый рост, гном обладает огромной силой. Даже при том, что нисси является заботливым защитником дома, он очень мстителен. При малейшем оскорблении его возмездие бывает велико — от порчи домашнего скота до разрушения всей фермы.

При желании гном (домовой) становится невидимым, любит пыльные чердаки и шкафы с посудой, дружит с домашними животными. Самое любимое лакомство ниссе — сладкая овсянка с кусочком масла.

Долгожданный Дед Мороз, как обязательный персонаж новогоднего праздника, появился в СССР, в 1936-м. Тогда власти решили, что дедушка с белой бородой должен относиться именно к Новому году, а не к Рождеству.

После Октябрьской революции Дед Мороз, как и большинство новогодних традиции, которые люди ждали и всей душой любили, подверглись критике и последующим запретам. В результате Рождество было объявлено рабочим днем. Более того, людям запретили отмечать — 6 января на улицы городов выходили спецпатрули, не стеснявшиеся высматривать, прислушиваться и даже заглядывать людям в окна — проверять, не стоят ли в доме украшенные игрушками и гирляндами елки и не праздную ли там.

В 1935-м член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, в которой аккуратно предложил попробовать провести для детей празднование Нового года. Объяснил это патриотизмом, поднятием духа и мотивации. Разумеется, страна идею приняла на ура и «Рождественская» атрибутика была переосмыслена — Дед Мороз вернулся в Россию и даже появился на первой официальной новогодней елке. Первое время он разделял и властвовал в одиночку, но уже в 1937-м представил публике свою внучку — Снегурочку. Произошло знакомство всероссийской елке в московском Доме Союзов.

Стоит отметить, что Дед Мороз — персонаж не уникальный. Его прообраз — славянское божество, зимы начальник и холодов командир. Если это учитывать, то Деду Морозу несколько тысяч лет, но в России все же принято следит за собственным бородачом. Официально дедушке почти 82, и все это время он почти не меняется. Вся те же ярко-красная шуба с белым кантом. Но не всегда — время от времени новогодний символ переодевается — в синий или даже белый, парадный наряд. Обязательно — борода, длинная, густая, белая — не седая, а словно замороженная.

В гости к детям — тогда еще советским, а теперь российским, Дед Мороз приходит традиционно в валенках, с волшебным посохом в одной руке и с мешком, полным подарков, в другой. Если дел у него немного — берет с собой Снегурочку. Если, как выражаются сейчас, «завал» — внучка берет на себя часть функционала и работает автономно — но это скорее исключение. Кстати, передвигается по стране этот дуэт в праздничной повозке, запряженной тройкой лошадей.

Фото: globallookpress.com

Родина Деда Мороза

Прописан российский Дед Мороз в Великом Устюге — это небольшой, но очень красивый город в Вологодской области — утопающий в снегу зимой, окруженный деревьями. Прежде новогодний персонаж был человеком без постоянного места жительства, но, по инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, в 1999-м ему все же выделили резиденцию, куда теперь каждый может приехать, и не только зимой. И люди едут — за три года с момента открытия официальной резиденции туристический поток в город вырос в десять раз. Разумеется, были запущены удобные маршруты и созданы рабочие места для местных жителей.

В 2005 году появилась традиция отмечать день рождения Деда Мороза. Дата 18 ноября была выбрана потому, что именно в этот день по статистике в Великом Устюге ударяют первые морозы — начинается время Деда Мороза.

Фото: globallookpress.com

К слову, «бездомным» российский Дед Мороз был не всегда. Первая его резиденция была организована в Архангельске, по инициативе обкома ВЛКСМ. Кем была озвучена идея прописать новогоднего бородача — сейчас сложно установить, данные разнятся. Но известно точно, что тогда, в конце 80-х годов инициативу о размещении дома Деда Мороза в Архангельске поддержал директор местного морского торгового порта, оборонного Севмашзавода и других крупных предприятий.

В начале 1991-го в России было официально зарегистрировано ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза» и соответствующие товарные знаки. А через четыре года руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове реализовало проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза». Это означало создание еще одной, уже второй по счету резиденции Деда Мороза — в Чунозерской усадьбе Мурманской области.

Фото: globallookpress.com, Лапландский заповедник

А когда Деду Морозу построили третий дом — в Великом Устюге, появилась проблема — куда писать письма. Школьники, детсадовцы и, конечно же, их родители были озадачены — получит ли символ Нового Года все написанные ему послания, ведь адреса три, а дедушка — один. К счастью, решилось все быстро, с использованием переадресации. Теперь, если ребенок пишет Деду Морозу в Лапландию — послание доставляют в Великий Устюг. С Архангельском — аналогично.

Фото: vk @usadba.deda.moroza, ворота Московской усадьбы Деда Мороза

Столичную прописку Дед Мороз получил только в 2004-м — в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» была создана Московская усадьба Деда Мороза. Примерно в это же время была модернизирована, автоматизирована и запущена обновленная Почта Деда Мороза, а через год в Усадьбе открыл свои врата для гостей терема Снегурочки и Творчества, ледовый каток и тропа сказок.

Нельзя не упомянуть и помощников Деда Мороза в России. К примеру, в Карелии, недалеко от Петрозаводска живет Паккейте — в переводе с финского — «Морозец». Кажется, что Паккейте — мудрый, добрый и слегка сгорбившийся старец, который рассказывает гостям байки и предсказывает будущее, но нет — это гладковыбритый мужчина средних лет, живущий в большом чуме. Говорят, очень приятный — если вдруг решите устроить тур по резиденциям Деда Мороза, обязательно заезжайте и к нему.

Данный материал использую для самообразования и часть для беседы с детьми о празднике День рождения Деда Мороза.
Цель: приобщение детей к национальным русским традициям;
эмоционально подготавливать детей к празднованию Нового года.

Добрый дедушка Мороз, борода из ваты!
Ну, что пришла пора тебя поздравить с Днем рождения!

Дед Мороз - это наш родной сказочный герой славящийся не только добротой, но и своими сказочными поздравлениями. Ура! Поздравить можно и его самого. Ведь у него есть собственный День рождения!

Немного из истории праздника.


Под влиянием христианства, боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника - Нового Года.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Официальным Днём рождения Деда Мороза принято считать 18 ноября. Эта дата приурочена к наступлению морозов на родине именинника, в Великом Устюге, и была выбрана самими детьми ещё в 2005 году. В этот день в В. Устюге устраивают гулянья, приглашают гостей со всего мира и даже организовывают приём поздравлений через специальный почтовый ящик.
Адрес для писем:162340, Россия,
Вологодская область, город Великий Устюг,
дом Деда Мороза

ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА






В России сравнительно недавно Дедушке Морозу сделали вотчину и построили деревянный терем в Великом Устюге, что недалеко от Вологды.
Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодской области. Это старинный город, основанный в 1147 году, родина русских землепроходцев Ерофея Хабарова, Семёна Дежнёва, Федота Попова.
Великий Устюг – прекрасный город – музей под открытым небом, один из древнейших городов на русском Севере, сохранивший богатое культурное наследие.
С 1999 года объявлен родиной Всероссийского Деда Мороза.
Сказочный дворец, построенный 1998 году, расположен в 15 км от городка на берегу реки Сухона.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ДЕДУШКА МОРОЗ!!!

улыбайтесь

История взята из wikipedia.org

Дед Мороз – главный добрый волшебник и ключевая фигура на празднике Нового года.

В тереме есть одна комната, о которой стоит поговорить отдельно. Это "комната желаний", где каждый может сделать свою мечту реальной, просто представив то, что хотелось бы получить.

Галилео. Великий Устюг (часть 1)

Где родился Дед Мороз

До недавнего времени никто точно не мог сказать, где именно родился Дед Мороз – в Норвегии, на Северном полюсе или в Сибири. Но в 1998 было решено, что русский Дед Мороз родом из Великого Устюга в Вологодской области.


Когда родился Дед Мороз

Русский Дед Мороз отмечает день рождения 18 ноября. Дата была выбрана, потому что в это время в Великом Устюге зима становится полновластной хозяйкой. Известно, что возраст Деда Мороза достаточно почтенный - ему больше 2000 лет, а вот сколько точно исполнилось сказочному герою никто не знает.

Галилео. Великий Устюг (часть 2)

В день рождения в Великий Устюг съезжаются гости - Снегурочка, Санта Клаус, Микулаш из Чехии, финский зимний волшебник Йоулупукки и другие близкие и дальние родственники именинника.

Как написать письмо Деду Морозу

Веселый способ связаться с Дедом Морозом - предложить ребенку положить написанное им письмо в морозильную камеру собственного холодильника.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди