28.02.2019

Формы работы с родителями безопасность. Выступление «Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах». Опыт работы. Данное пособие содержит м


«Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах».

Миронова Елена Робертовна, воспитатель

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Одна из главных целей педагогических коллективов всех дошкольных образовательных учреждений — создание условий для охраны жизни и здоровья детей, об этом сказано в статье 41. Охрана здоровья обучающихся Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Дети - народ любознательный, они интересуются всем, что их окружает, в том числе и улицей, и дорогой, и всем, что на ней происходит. Мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые остаются без присмотра взрослых, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, ведь для них прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Таким образом, актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своей безопасности и безопасности других людей.

Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, главная цель воспитательной работы семьи и детского сада заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

Признавая существование различных методов и форм в современном процессе обучения, следует отметить, что предпочтение следует отдавать тем, которые реализуют личностно-ориентированный подход в обучении и

Создают атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и свободно; стимулируют интересы обучаемого, развивают у него желание практически использовать знания, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом;

Затрагивают личность ребенка в целом, вовлекают в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотносятся с его реальными потребностями, стимулируют его речевые, когнитивные, творческие способности;

Активизируют ребенка, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

Создают ситуации, в которых педагог не является центральной фигурой; ребенок должен осознавать, что изучение в большей степени связано с его личностью и интересами;

Учат ребенка работать самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей - следовательно, обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

Предусматривают различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

Все перечисленные критерии могут быть реализованы в формировании у дошкольников основ безопасного поведения на улицах и дорогах только во взаимодействии педагогов и родителей.

Без взаимодействия с семьями дошкольников в вопросе обучения безопасному поведению детей на улицах и дорогах невозможно сформировать необходимые в жизни ребёнка навыки и умения. С целью определения отношения со стороны родителей к проблеме формирования знаний, умений, навыков по правилам дорожного движения, передаваемых взрослыми детям проводится тестирование и заполняется анкета «Правила и безопасность дорожного движения».

Со стороны воспитателя необходимо взаимодействие с родителями. Для их активного приобщения и участия в совместной работе по формированию знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, понимания взрослыми важности данной проблемы подготовлены памятки, буклеты.

В детском саду провели совместную акцию «Стань заметней на дороге», для которой родители вместе с детьми своими руками изготовили различные значки - фликеры.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. На территории детского сада разбита площадка «Городок Светофорик» с выносными атрибутами, изготовленными при участии родителей воспитанников: макетами машин, светофором, дорожными знаками, разметкой «зебра», жезлом, жилетками «ДПС». Здесь дети разыгрывают различные дорожные ситуации, проходила встреча с инспектором ГИБДД.


В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Педагогами ДОУ были предложены индивидуальные задания для родителей:

изготовление лэпбука (тематической папки) по ПДД;


различные мини - карты, схемы «Дорога от моего дома к детскому саду»;


импровизированный экран - планшет для решения проблемных ситуаций на дорогах, в «дорожных ловушках»;


Также инновационными формами взаимодействия детского сада с родителями является и активное участие в проектной деятельности («Неделя безопасности»);

в создании электронной базы родительских e-mail, куда рассылаются анкеты, консультации, рекомендации, регулярно информируем родителей о данных ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма на территории Алтайского края;

для обратной связи с родителями в холле детского сада установлен «Почтовый ящик», где родители задают вопросы, а педагоги детского сада отвечают на них.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте. Они не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно - печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Мастер-класс от папы воспитанницы детского сада с практическим знакомством детей с автокреслом;


Родители, педагоги, дети нашего ДОУ приняли участие в муниципальном этапе краевого конкурса «Планета дорожной безопасности», совместно изготовили планшет «Городок Смешариков» со светоотражающими элементами и заняли первое место.


Воспитанница старшей группы получила сертификат участника выставки детских рисунков «Безопасная дорога для тебя и для меня» III открытого фестиваля детского творчества «Звездопад».

Анализируя причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, встречаешь понятие «привычка». Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы семьи и детского сада, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду и семье, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на улице и дороге невозможно без помощи родителей. Необходима тесная взаимосвязь с родителями, поскольку они - заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности. В конце года родителям предлагается анкета с целью определения наиболее оптимальных форм информирования родителей о работе детского сада по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, их пожеланий в планировании работы педагогами по этой теме.

Родителями отмечена высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ, с целью более эффективного обучению детей Правилам дорожного движения не только в детском саду, но и дома.

Наиболее предпочтительными формами были названы личные беседы с воспитателем, информационные стенды, совместное участие в различных мероприятиях: конкурсах различного уровня, развлечениях, экскурсиях, изготовлении пособий (90% опрошенных). Доступными источниками получения информации являются воспитатели детского сада и интернет.

Радует понимание всеми родителями значимости обучения Правилам дорожного движения для сохранения жизни и здоровья детей.

Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей со стороны родителей, их помощь и поддержка подтверждает правильность выбора форм и методов работы по формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах ориентировано на взаимодействие воспитателей, родителей и жизненных ситуаций, которые ребенок наблюдает в повседневной жизни (положительный и отрицательный опыт).

Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, мы можем быть уверены, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 41. Охрана здоровья обучающихся / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru . - Заглавие с экрана.

2. Авдеева, Н.Н. Безопасность / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Н.Б. Стеркина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 144 с.

3. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К.Ю. Белая. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.

4. Добрая дорога детства. Всероссийская газета для детей, педагогов и родителей / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ddd- gazeta.ru/content/view/130/76 . - Заглавие с экрана.

5. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 336 с.

6. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 70 с.

7. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2010. - 80 с.

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 4

«Золотой петушок»

Тема: Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей. Пропаганда безопасности жизнедеятельности

Совет педагогов №4

Тема: «Безопасность и здоровье наших детей»

Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование комплексной работы в детском саду по формированию безопасного поведения детей.

г. Лангепас 2013 год

Одной из обязанностей педагога является работа с родителями.

Основная задача педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Необходимо проводить педагогические исследования семей в контексте безопасного типа поведения, дифференцируя их по типам:

1) работа с детьми гипперактивного поведения;

2) обеспечение правовой защиты ребенка в семье и в ДОУ.

С этих позиций и определяются основные задачи работы воспитателей с родителями детей старшего дошкольного возраста, которые включают в себя:

1) систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т. е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с дошкольниками;

2) привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

3) формирование у родителей потребности в самообразовании;

4) ознакомление родителей с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание совместно с педагогом-психологом, участковым микрорайона, сотрудниками ГИБДД , тематические беседы, оформление стендов по безопасности, памяток, буклетов . Такая работа проводится ежемесячно, а если это необходимо - еженедельно.

Проведение родительского собрания включает в себя следующий порядок:

1) лекция, беседа специалиста на тему безопасности жизнедеятельности;

2) выступление родителей - рассказ об опыте семейного воспитания по данному вопросу;

3) обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;

4) сообщение педагога о состоянии воспитательно-образовательной деятельности в группе;

5) обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни группы и ДОУ.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка, отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка, дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей, по­глощение духовных, интеллектуальных запасов так называемым «вещизмом».

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания - патриотического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

Работа воспитателя по вопросам безопасности жизнедеятельности с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей воспитанников, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ воспитанников.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательное воздействие родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое, нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать резкий протест со стороны родителей и нанести трудно поправимый вред в дело формирования личности ребенка. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

В обязанности педагога так же входит посещение семей дошкольников с целью выявления условий безопасности жизнедеятельности по месту проживания ребенка.

Семья является важнейшим институтом формирования личности ребенка вообще и личности безопасного типа в частности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям.

С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей очень важны. Причем педагогическая целесообразность этого также велика: воспитатель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут.

Выделение в системе нравственных отношений подсистемы «воспитатель - родители воспитанников» исходит из того, что семья является, бесспорно, важнейшим источником формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребенка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т. д. Поэтому педагог должен знать, какие именно нравственные представления сформированы у ребенка, в каких условиях происходило это формирование.

Для успешного взаимодействия ДОУ и семьи в процессах воспитания нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. Для этого необходимо:

1) пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний;

Подключение родителей к анализу уровня воспитанности дошкольников является не только способом более глубокого познания ими своих детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

Пропаганда безопасности жизнедеятельности

Статистика пострадавших в чрезвычайных ситуациях всегда удручает. А обусловлена она, как правило, тем, что большинство людей и до сих пор плохо представляют, как себя вести, если что-то с ними приключилось.

Главное управление может организовать показательные выступления пожарных-спасателей, проводить выставки специальной техники и оборудования, а учителя – конкурсы, викторины и другие развлечения, в частности, можно провести конкурс рисунков по тематике безопасности жизнедеятельности.

Чтобы добиться нужного результата, подход к этому мероприятию должен быть серьезный. Положение о конкурсе, представительное жюри, торжественность при вручении призов.

Например, в завершение мероприятия победители совершают круг почета на старинном пожарном автомобиле. Все это особенно важно, когда дело касается детей. Тогда и они откликнутся на инициативу заинтересованно и увлеченно, а значит, получат от участия в ней несомненную пользу.

В числе других пропагандистских мероприятий можно отметить конкурс фотографий о деятельности МЧС. Его можно приурочить ко Дню спасателя или Дню пожарной охраны . Лучшие из предоставленных фоторабот можно разместить местах скопления людей, чтобы жители могли их видеть, а одновременно узнать о работе службы и проведенных ее сотрудниками спасательных операциях.

Также можно организовать передачу на радио «На всякий случай…», из которой жители могут почерпнуть полезные советы и всегда по сезону. Летом темы могут быть соответствующие: как из лесу выходить, если заблудился; в каких водоемах купаться можно, а в каких нельзя; как себя вести во время грозы, а что делать, если в лесу обнаружил пожар. Все советы нужные, призывают население к безопасному поведению.

Много форм работы. Конкурс детских сочинений на противопожарную тематику, конкурс рассказов «Мой папа – спасатель» - тоже, и поэтический.

Организация конкурсов рисунков: на асфальте и на бумаге, фотографий.

Активные формы работы с детьми в детском саду по воспитанию безопасного поведения

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.

2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия: тренинги - «Минутки безопасности» - их повседневность»; семинар-практикум для родителей «Досуг семьи. Безопасное место ребенка в нем»; «круглые столы»: «Безопасность детей младшего дошкольного возраста», «Игра – не забава»; консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту, папка-передвижка «Сказочная безопасность», уголок безопасности; развлечение «Дорога – это опасно! »; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Данная работа ведется через:

Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц) .

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Все необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.

Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо? » и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице). Мы рассматриваем и обсуждаем с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая их внимание на недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.

Мы используем и метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В книжном уголке подборка книг по обеспечении безопасности жизнедеятельности детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.

Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.

Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами и в совместной с детьми игре «Парикмахерская».

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».

Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать минимальным.

Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» можно закрепить правила поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом используем образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты) .

Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций познакомим детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, используем соответствующую детскую литературу: “Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

Мы понимаем, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.

Литература

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.

2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.

3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 – 94 с

Профилактика детского травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных пользователей бытовыми благами.

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил поведения в быту может произойти происшествие.

Самостоятельно и в полном объёме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. Конституция РФ определяет возраст совершеннолетия и дееспособности с 18 лет. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 1073) именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причинённый действиями своего ребёнка.

В соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний обвиняемый в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несёт ответственность за причинённый вред на общих основаниях. Но в случае, если он не имеет доходов или другого имущества, достаточного для возмещения вреда, вред этот может быть возмещён его родителями, которые и привлекаются к участию в деле в качестве гражданских ответчиков. Таким образом, если по вине ребёнка совершено происшествие, в котором пострадали люди и разбит автомобиль, то отвечать по закону придётся его родителям!

В Концепции школьного воспитания подчёркивается: «Семья и школа в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и школой, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые сами зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта. Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого в быту приводит к таким же явлениям и у детей.

Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о поведении в быту не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение правил должно быть доведено до автоматизма, т.е. принятие решения в сиюминутной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения в быту.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности поведения в быту, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Направления работы с родителями по профилактике детского травматизма:

- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил безопасного поведения в быту и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков;

Выработка плана совместных действий;

Пропаганда безопасного поведения в быту средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения детей дома;

Повышение уровня компетентности взрослых в знании правил безопасного поведения в быту;

Ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия школьниками информации по основам безопасности поведения;

Активизация участия родителей в педагогическом процессе школьного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;

Приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице школьного учреждения;

Ознакомление с результатами мониторинга динамики детского травматизма в быту в районе, городе, крае;

Изучение общественного мнения по проблемам безопасности поведения в быту и реализации мероприятий по профилактике травматизма;

Привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

Повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками ОУ;

Совершенствование форм взаимодействия школы и семьи по профилактике детского травматизма.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам безопасного поведения в быту.

Большое внимание в школе должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям безопасного поведения в быту родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения школьники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве школы и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского бытового травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей в быту.

В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьмиизготовление атрибутов и пособий для занятий, игр) повышает их ответственность.

Формы работы с родителями.

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

Анкетирование родителей «Обучаем детей Правилам безопасного поведения в быту»

Цель: - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту,

Выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и

психофизиологических особенностей,

Выявление знаний самих родителей о правилах безопасного поведения в быту,

Выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей в быту, с приглашением работников милиции, медиков.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Дом-территория безопасности для детей».

4. Педагогический совет с участием родителей Тема: Безопасность и здоровье наших детей.

Цель: использование педагогами продуктивных методов воспитания и обучения, способствующих гармонизации детско-родительских отношений. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей.

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту).

6. Проведение методической недели «Добро пожаловать в страну домашних наук»

7. Практический семинар «Обучение Правил безопасного поведения в быту посредством игр».

8. Презентация материалов для родителей.

9. Фотовыставка.

10. Консультации:

-«Как научить ребенка не попадать в опасные ситуации в помещении»

-«Вы, ребенок и дом»

Показ открытых мероприятий

Родительские собрания

11. Выпуск буклетов «Воспитание навыков и привычек безопасного поведения»

Главная > Задача

Тема 9. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей. Пропаганда безопасности жизнедеятельности

Пропаганда безопасности жизнедеятельности

Статистика пострадавших в чрезвычайных ситуациях всегда удручает. А обусловлена она, как правило, тем, что большинство людей и до сих пор плохо представляют, как себя вести, если что-то с ними приключилось. Главное управление может организовать показательные выступления пожарных-спасателей, проводить выставки специальной техники и оборудования, а учителя – конкурсы, викторины и другие развлечения, в частности, можно провести конкурс рисунков по тематике безопасности жизнедеятельности. Чтобы добиться нужного результата, подход к этому мероприятию должен быть серьезный. Положение о конкурсе, представительное жюри, торжественность при вручении призов. Например, в завершение мероприятия победители совершают круг почета на старинном пожарном автомобиле. Все это особенно важно, когда дело касается детей. Тогда и они откликнутся на инициативу заинтересованно и увлеченно, а значит, получат от участия в ней несомненную пользу. В числе других пропагандистских мероприятий можно отметить конкурс фотографий о деятельности МЧС. Его можно приурочить ко Дню спасателя или Дню пожарной охраны. Лучшие из предоставленных фоторабот можно разместить местах скопления людей, чтобы жители могли их видеть, а одновременно узнать о работе службы и проведенных ее сотрудниками спасательных операциях.
также можно организовать передачу на радио «На всякий случай…», из которой жители могут почерпнуть полезные советы и всегда по сезону. Летом темы могут быть соответствующие: как из лесу выходить, если заблудился; в каких водоемах купаться можно, а в каких нельзя; как себя вести во время грозы, а что делать, если в лесу обнаружил пожар. Все советы нужные, призывают население к безопасному поведению. Много форм работы. Конкурс школьных сочинений на противопожарную тематику, конкурс рассказов «Мой папа – спасатель» - тоже, и поэтический. Организация конкурсов рисунков: на асфальте и на бумаге, фотографий. Показательные выступления по ликвидации аварий и пожаров.
В целях профилактики возникновения ЧС и пожаров необходимо взаимодействие с пресс-службами администрации области, города и силовыми структурами региона. В целях профилактики гибели и травматизма детей на пожарах и вследствие ЧС обязательно необходимо взаимодействие с Департаментом науки и образования области.

Задания для слушателей курсов

    Разработать внеклассное мероприятие по ОБЖ Разработать и провести родительское собрание по проблемам безопасности детей в быту Проанализировать состояние пропагандистской работы в Вашем ОУ в направлении безопасности жизнедеятельности
  1. Задачи: в развитии образовательного процесса: Продолжить работу по совершенствованию нормативно правовой базы, регламентирующей работу школы

    Регламент
  2. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ

    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.

  3. Программа консультативной работы с родителями при организации профилактической антинаркотической работы в образовательной среде. Приложение к руководству для школьных и клинических психологов

    Программа

    Обучить специалистов образовательных учреждений основам психологии семьи в аспекте задач антинаркотической профилактической помощи, проведению семейной диагностики, направленной на выделение дисфункциональных семей с риском употребления

  4. Данное пособие содержит материал памяток, предназначенные для работы с родителями по профилактике наркомании. Пособие будет полезно всем тем, кто работает с детьми и подростками

    Документ

    Воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ответственности за свое поведение.

  5. По вопросам профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве, формирования толерантности и культуры межнационального общения жителей Подмосковья п

    Решение

    Данный информационный материал подготовлен Управлением по туризму и работе с молодёжью Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области в соответствии с решением Антитеррористической комиссии Московской области


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди