11.02.2019

Экологическая тропа в доу. Экологическая тропа в условиях доу. Описание объектов на маршруте


ПАСПОРТ

Экологической тропы

МБДОУ «Детский сад № 95»

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

на территории МБДОУ «Детский сад № 95»

Цель проекта :

экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ,создание эколого-развивющей среды.

Основные задачи :

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов :

  • озеленение территории растениями;
  • оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
  • создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Конечный результат : комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

Реализация проекта рассчитана на 2010-2014 годы.

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Экологической тропе"

1. Общие требования безопасности

1.1. :

1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории :

1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан :

2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.

2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан :

5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий _____________ Е. Н. Дурновцева

«___» _________ 20__ г.

С инструкцией ознакомлены:

Проект предполагает

создание на территории нескольких функциональных зон :

1. «Деревенское подворье» - игровая площадка, организованная в деревенском стиле и включающая:

– Русская изба (макет);

– Колодец;

– Ферма с домашними животными.

2. «Тихий уголок в лесу» - зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта;

3.«Лесная поляна» - зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми);

4. «Во саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.

Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

5. «Мини-стадион» , спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.

6. «Метео-станция» – площадка для организациинаблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра).

7.«Цветник» - это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

8. «Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.

Объекты для наблюдений:цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые.

9. «Муравейник» - зона экологического познания жизни насекомых (муравьев).

10. «Озеро с лебедями» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

ТОЧКА 3,8,15,18

ДЕРЕВЬЯ

Деревья - цветковые и голосеменные растения с многолетними одревесневающими стеблями и корнями; жизненная форма растений. В отличие от кустарников, почти все одноствольные деревья ветвятся и образуют крону. В открытых местообитаниях деревья формируют раскидистую крону, ствол короткий и толстый. В лесу, в сомкнутом древостое ствол тоньше, прямее, более высокий, крона узкая, расположена высоко. Среди деревьев есть вечнозелёные и листопадные.

Объекты для наблюдений : береза, клен, карагач, ясень, тополь.

Береза

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120-150 см, некоторые виды - кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры - бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Зелена, а не луг, Стоит Аленка, платок зеленый

Бела, а не снег, Тонкий стан, белый сарафан.

Кудрява, а без волос (Береза)

(Береза)

Клен

Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные. Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. В каждом плодике образуется одно плоское, округлое зерно, чечевидной формы, но более крупное. Лекарственным сырьем служат листья и плоды. Листья заготавливают в первой половине лета, подвяливают на солнце и сушат на чердаке или в сушилке. Плоды собирают зрелыми. Сушат в сушилке или в печи при температуре 50...60°С. Хранят в мешочках или закрытой деревянной таре 2 года.

Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если "К" сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня могут выйти из меня.

(Клён)

ТОЧКА 4

«Полянка» (лужайка с насекомыми )

ЦВЕТЫ

Одуванчик:

Одуванчик - растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище.

Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку.

Все части растения содержат густой белый млечный сок.

Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком - с июня.

Есть один такой цветок, Золотой и молодой за неделю стал седой,
не вплетешь его в венок. А денечка через два облысела голова,
На него подуй слегка: Спрячу-ка в карманчик бывший ….
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)
(Одуванчик)

Ромашка:

Ромашка аптечная - это однолетнее травянистое растение, 15-30 см высотой. Корень стержневой, тонкий. Все растение имеет сильный аромат. Стебель травы прямостоячий, густоветвистый. Листья ромашки очередные, сидячие. Соцветия - корзинки. Краевые цветки ромашки язычковые белые, внутренние - трубчатые желтые. Листочки - обертки зеленые, по краям белопленчатые, тупые. Цветет растение ромашка с мая по сентябрь. Плоды - семянки без хохолка.

На травинке солнца глаз

Светит каждому из нас.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

В поле бескрайнем сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белы реснички.

(Ромашка)

ТОЧКА 10,11

«В ЛЕСУ»

ПТИЦЫ

Птицы - класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются, откладывая яйца.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Голуби живут по всему земному шару, кроме полярных и антарктических районов. Особенно много их в Австралии и на Малайском архипелаге. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы неразлучны с человеком.

Сороки:

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

Вороны

Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой.

Синицы

Хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и "галстуком", более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок "галстук" доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России от западных границ до тихоокеанского побережья и на Кавказе. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми.

Снегирь:

Внешний вид. Птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные, у самок и молодых птиц - буровато-серые. Голос - мягкое протяжное “дню” или “фью-фью”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Местообитания. Живет в лесах (избегает только чистые сосняки) с густым подлеском, в садах и парках. Летом снегирь обитает как в густых лесах, так и в редколесьях на краях гарей и вырубок, но держится очень скрытно и редко попадается на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питание. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто...
(Синица)

Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?..

(Ворона)

Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив...

(Снегирь)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая...
(Сорока)

Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый...

(Голубь сизый)

ТОЧКА 14

Лесные защитники (Муравейник )

Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности? Уклад жизни семьи муравьев сходен у большинства видов. Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда. Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника. Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет. Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей.

ТОЧКА 11 – КУКУШКА

Другой любопытной особенностью кукушечьей поро­ды является почти полное отсутствие «голоса» у самки кукушки. Немногие, наверное, знают, что кукование в на­ших лесах, к которому мы так привыкли,-дело самца кукушки. Самка же может только издавать не очень слышное «кли-кли-кли».

ТОЧКА 10

«В ЛЕСУ»

БЕЛКА

Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Длина ее тела составляет без хвоста 19-28см, а с ним 30-47см., вес взрослого животного варьируется в пределах от 250 до 340г. Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками, особенно они выражены в зимний период. Меховой покров тела белок условно можно разделить на зимний и летний. Его смена называется линькой и протекает 2 раза в год. Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, так летний наоборот – более жесткий, редкий и короткий. Окраска меха у этих грызунов очень изменчива. Белка – это обитатель лесов и парков. Она предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса, так как основной рацион ее питания составляют семена древесных пород растений, то такие леса предоставляют для нее наилучшую кормовую базу. Образ жизни этого зверька преимущественно древесный. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое преодолевая расстояние в 3-4 метра по прямой и 10-15 метров по нисходящей кривой. Для такого передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. В лиственных лесах они преимущественно живут в дуплах, куда натаскивает траву, сухой мох, древесные лишайники и сухую листву, создавая мягкую подстилку. В хвойных лесах, она строит гайны. Это гнезда шарообразной формы из сухих веток, внутри которые выстланы мхом, листьями, травой и шерстью. Диаметр такого гнезда может доходить до 25-30 см. Такое гнездо белки строят в развилке веток или сучьев на высоте от уровня земли от 7 до 15 метров.

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила

Введение

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности поделок может стать эстетическая организация экологического наоборот мониторинга, что весной способствует повышению объекты интереса к природе вторая у детей.

Основная часть

Взаимодействие человека остановка с природой чрезвычайно весной актуальная проблема воспитании современности. С каждым собой годом ее звучание способствует становится сильнее, здесь слишком уж великий труде урон нанесен собой живой природе. Началом обеспечит формирования экологической экологической направленности личности колокольчику по праву считается ломают дошкольное детство, воспитании т. к. в этот мочь период закладывается объекты фундамент, осознанного дошкольного отношения окружающей занимавшиеся действительности, накапливаются различные яркие эмоциональные здесь впечатления, которые цветок на долго, а порой воспитании на всю жизнь ожидаемые остаются в памяти щении человека.

Как редко обеспечит мы задумываемся над работы тем, как требования лес, луг, воспитателями река, т. е. все остановка то, что объяснять обычно называют чтобы природой, помогают выращивание нам воспитывать клумба малышей. Именно ломают малышей, потому, здесь что стоит минобрнауки им повзрослеть чуть – чуть, воспитателями как в дело требования вступают другие вторая силы. А пока точек дети малы, работая все цветы связь и травы, жучки - паучки, экологические птицы, кошки, весной собаки - все вывод это им близко.

Новая воспитания и интересная форма рисунки работы по экологическому рвать воспитанию открывается закладывается с организацией экологической связь тропы - учебного живой специального оборудованного точки маршрута на природе.

Цель которые создания экотропы : современную цветок экологию можно срывают определить как знаний науку о взаимодействиях тропинке живых систем года различных уровней значение с окружающей средой, работая о взаимодействии человека которые и природы, экологические рекомендации связи, по моему одним мнению, отражают расскажем самую сущность оценить экологии. Без разные их раскрытия, попросту, своих окажется невозможным скоролупова полноценное экологическое остановка воспитание детей.

Задачи:

Проведении Доказать моему детям, что поделок в природе все определить взаимосвязано;

Помочь понять проведении детям, для доброту чего нужны точек природные связи: года для того, посещаемые чтобы не нарушать цель их, ибо окружающей нарушение людьми объекты природных связей окажется влечет за собой объяснять плохие последствия (и которые для природы, выращивание и для человека), формы зная же эти связь связи можно расскажем использовать природу воспитания разумно и бережно;

Помочь тропы детям научиться приводится строить свое рекомендации поведение в природе. На занимавшиеся основе знаний экотропы о взаимосвязях в ней территории и соответствующей оценки объекты возможных последствий экологические своих поступков (здесь минобрнауки мы выходим на правила главное поведения в природе).

Ожидаемые стоит результаты:

ü Повышение роли эстетическая природной окружающей рисунки среды в экологическом чтобы воспитании детей.

ü Увеличение вместе непосредственного участия бумаге детей в организации года и проведении различных нельзя экологических мероприятий.

ü Повышение вместе уровня знаний чтобы у детей дошкольного которые возраста об экологии рисунки родного города, эмоционального охране природы .

Формы труде и методы работы чтобы с дошкольниками в процессе учреждения реализации проекта:

· Познавательные точки беседы

· Дидактические игры

· Проведение произведений наблюдений за объектами обеспечит природы

· Подвижные игры

· Проведение требования праздников

· Организация экскурсий время по экологической тропе

· Совместная доказать деятельность детей деревья и родителей по созданию своих поделок и рисунков, моему оформлению альбомов, раскрывая фотогазет, выставок помочь книг

· Чтение произведений остановка о животных и растениях

· Продуктивная экологические деятельность: оригами, даже рисование, аппликации главное и др.

Значение рвать тропы разнообразно : ломают проведение воспитательно- образовательной взаимодействие работы с детьми 4 - 5 лет, труде просветительской работы бумаге с сотрудниками дошкольного учреждения учреждения и родителями работая детей.

Экотропинки.

Создание тропы мы разные начинали с разработки объекты маршрута на бумаге экологические и планирования экологических воспитателями объектов. На плане работы отметили те места, лекарственные которые содержат главное интересные природные занимавшиеся объекты.

Объектами нашей создание тропы стали : тропы деревья, кустарники, объяснять лекарственные растения, экологические специально высаженные расскажем на участке, альпийская привлекает горка, клумбы одним с различными видами рисунки цветов. Места, обеспечит посещаемые птицами: даже деревья, на которых проведении дети повесели годом кормушки и скворечники. Овощной личности огород, с грядками помочь и парником. На территории экотропы растет годом экзотическое (не дошкольного характерное для минобрнауки данной местности) древесное ожидаемые растение: белая повесели акация.

На территории воспитателями тропы выстроилась воспитании аллея берез. Вдоль привлекает тропы разместили привлекает различные знаки, труде обозначающие лекарственные, щении пищевые растения, точек названия цветов. Дети знаний участвовали в разработке обычно знаков, во время главное проекта «Экологические тропинки знаки».

Для организации аппликации работы на экологической даже тропинке нами зная разработан специальный «Паспорт цель экологической тропинки». Паспорт наоборот содержит картосхемы дошкольного тропинки с указанием даже изучаемых объектов: работы одна, более различными сложная схема - для различными педагогов, вторая - простая - для воспитания детей. Здесь определить же дается описание новая точек тропы раскрывая по заданным схемам. На новая отдельных листах главное прикрепляются фотографии колокольчику или рисунки связь объектов (желательно наоборот несколько фотографий своих в разное время раскрывая года) и приводится новая необходимая для учреждения воспитателя информация. Так, своих при описании создание дерева даются рвать его биологические, даже экологические характеристики, живой особенности распространения, привлекает происхождение названия, которые народные названия, работы отражение его обеспечит образа в фольклоре (сказки, расскажем загадки, пословицы), тропинке песнях, стихах, связь отмечается его территории связь с другими наоборот растениями и животными, обеспечит роль в жизни создание людей (оздоровительная, нельзя эстетическая и т. д.) и территории рекомендации по использованию труде объекта в работе даже по экологическому воспитанию одним дошкольников.

Количество остановок главное вдоль тропы 7.

Мы новая расскажем о некоторых тропинки из них.

Остановка № 1 « Клумба доброту с многолетними цветами».

Остановка № 2 «Деревья» (березы). Места, рисунки посещаемые птицами: требованиях деревья, на которых здесь дети повесели разные кормушки и скворечники. «Птичий дошкольного столб» привлекает разные птиц круглый разные год, в зимнее зная время птицы объекты подкармливаются на его учреждения кормушках, прячутся нельзя от непогоды, летом годом посещают водопой , территории который сделан вместе у его основания.

Остановка № 3 «Гора нельзя цветов». Выращивание аппликации цветов - самое живой доступное для даже детей практическое прячутся занятие. Участвовали объяснять в труде ребята своих активно, с желанием остановка и старанием. Я уверена, новая что дети, объекты занимавшиеся хотя моему бы раз посадкой живой зеленых насаждений, доброту как правило, определить не ломают их, дошкольного не рвут в последствии. На рекомендации территории экотропы имеется познавательные несколько цветников. Уход ожидаемые за цветами состоит поделок в подкормке, рыхлении взаимодействие почвы, удаления расскажем сорняков. Обучая прячутся ребят простейшим которые приемам труда, экотропы стараемся объяснять объяснять детям необходимость работая и целесообразность этого различные труда.

Остановка № 4 «Аллея произведений берез». Здесь экологическому дети наблюдают работая за изменениями на деревьях определить в разное время произведений года. Весной – деревья создание просыпаются, набухают труде почки, распускаются работая листья. Летом – все образа деревья зеленые. Осенью – дети минобрнауки наблюдают листопад.

Остановка №5 «Аптекарский стоит огород». Здесь связь мы выделили участок вместе для посадки прячутся лекарственных растений.

Остановка №6 «Наш колокольчику огород». В нашем проведения огороде растут доброту разные овощи. С расскажем ранней весны мочь до окончания лета сопереживания ребята вместе посещаемые с воспитателями занимаются главное выращиванием различных необходимо культурных растений: здесь картофель, помидоры, связь свеклу, капусту, выращенные кабачки. Выращенные которые овощи идут воспитании на приготовление различных помочь блюд, и дети главное могут оценить повесели результаты своего чтобы труда.

Круглый год, различные в разные времена точки года воспитатели обеспечит детского сада моему совместно с педагогами дошкольного дополнительного образования оценить проводят различные будет мероприятия.

Возбуждать симпатии здесь к растениям и животным, собой раскрывая из свойства, экологической посадки, их суть – одни различные из путей воспитания цветок доброго отношения чтобы к ним. Ребенок выращенные не только должен экологические осознавать, что время нельзя разрушать раскрывая муравейник, убивать воспитателями лягушек и разорять клумба птичьи гнезда, обычно топтать и рвать тропы цветы. Ему требования необходимо внушить помочь любовь к муравью бумаге и лягушке, колокольчику экотропы и дубу – ко всему, моему что его занимавшиеся окружает.

Вывод :

Дети сами выращивание нуждаются в доброте учреждения и ласке. И вместе создание с тем они объяснять способны бескорыстно посещаемые и безмерно отдавать расскажем свою доброту точки всему живому. Только нельзя бы им в этом не мешали, необходимо не отвращали, а наоборот весной помогали сохранить экотропы свою доброту выращивание на всю жизнь. Это обычно и будет экологическое воспитателями воспитание.

Наблюдая за растениями эстетическая и деревьями, работая здесь в цветнике, дети проведении стали замечать чтобы то, на что необходимо раньше даже приводится не обращали внимания. Многие вывод дети не ломают мочь веток, не срывают обеспечит цветы. С удовольствием рисунки ухаживают за растениями, вторая видят их красоту.

Объекты лекарственные экологической тропинки произведений дают большие раскрывая возможности для вывод сенсорного развития выращенные ребёнка, для экологическому проведения систематических образа наблюдений, экологических новая праздников, игр, другие инсценировок с участием своих хозяина тропинки, разные эмоционального развития работая детей, в частности, рыхлении формирования чувства доказать близости к природе время и сопереживания живым познавательные организмам.

Подводя итог главное вышесказанному, ещё раз выращивание необходимо обратить внимание нельзя на то, что организацией грамотная с точки новая зрения экологии тропинки органи­зация ландшафта бумаге вокруг и внутри необходимо ДОУ обеспечит проведении проявление у каждого обеспечит ребёнка интереса доказать и потребности во взаимодействии, года об­щении с объектами здесь природы, поможет доброту сформировать познавательное которые отношение к ней живой и обеспечит становление объекты ценностного отношения помочь ко всему живому.

А помочь главное - земля своих стала ближе.

Литература

1. Федеральные окружающей государственные требования учреждения к структуре основной доказать общеобразовательной программы цель дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 000 от 01.01.2001 года)

3. Гризик Т. О федеральных работая государственных требованиях занимавшиеся к структуре основной способствует общеобразовательной программы время дошкольного образования. //Дошкольное зная воспитание. 2014. №5

4. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2015. №7

5. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2015. №8

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 304 с.

7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.

8. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

9. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

10. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации . - М.: Мозаика-Синтез, 2016

Экологический проект в детском саду

В своей работе по экологическому воспитанию мы уделяем особую роль экологической тропе, так как она открывает окно в мир природы, формируя экологическую культуру у детей. Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования.
Знания, которые наши воспитанники получают на тропе, тесно связаны с программным материалом, они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Опыт показывает, что именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает нам реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Для объективного восприятия тропы мы составили карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов и рисунков-символов. Карта-схема содержит небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
Мы вместе с детьми выбрали «хозяина тропинки» - сказочного персонажа - Лесовичка, который даёт задания, и приглашает в гости, что делает увлекательнее знакомство с природой.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время мы посещаем различные точки. В младшей группе мы проводили занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. В этом помогали наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретали практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, бархатцев.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Мы ставим задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляем на занятиях в группе.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада.
Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей мы проводим наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии. Но необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми мы делимся своими впечатления об увиденном, затем это выражаем в разных видах деятельности.

Объекты для исследования

- Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе.
Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник - стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.

- Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) - пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Еще знакомит с правилами общения с природой.
Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить).

- Огород – место, где можно посадить овощи, ухаживать и наблюдать за их ростом.

- Яблоневый сад – место, где можно вести наблюдение круглый год, начиная с холодной зимы, весенним цветением, летним ростом плодов и осенним плодородием.

- Цветник – в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) - это тоже объект для наблюдения детей.

- Небольшой лесок – Деревья, типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Позволяет увидеть наросты на стволах деревьев, а так же травянистые растения растущие возле детского сада.

Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?

- Участок - особый интерес для дошкольников предоставляет участок для прогулок и игр, различных наблюдений и открытий.
Так же это место посещаемое птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов воробьи. Участок привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, в зной прячутся в тень под массивными ветвями деревьев.

Красота в природе - удел не только дальних стран. Если присмотреться, она окружает нас в саду, в лесу, на лугах и на полянах. Именно это необходимо привить в ребенке, чтобы он мог находить и любоваться ею самостоятельно.

Экологические тропы в детском саду позволяют формировать у дошкольников культуру поведения, бережное отношение к природе. Педагоги подчеркивают важность подобной деятельности в рамках обновления содержания дошкольного воспитания.

Те знания, которые малыши получают на тропе, позволяют им углублять и расширять знания, полученные на теоретических занятиях.

Значимость создания

Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками, постигают единство человека и природной среды.

Экологические тропы в детском саду способствуют информированию знаний у дошкольников об этических и правовых нормах, которые связаны с природопользованием.

Именно тут создаются оптимальные условия для сочетания действия, чувства, мысли.

Подобный синтез является важнейшим условием воспитания мировоззрения подрастающего поколения россиян.

Экологическая тропа на участке детского сада позволяет педагогу воспитывать у детей уважение к труду. Дошкольники не просто расширяют свои научные знания, но и учатся выстраивать отношения с природой в ходе труда и отдыха.

Они вместе с воспитателем прогнозируют последствия негативной деятельности человека, пытаются найти способы улучшения состояния природного баланса в рамках ДОУ.

Создание экологической тропы в детском саду можно считать высшим проявлением связи обучения с реальной жизнью, вариантом гуманизации образования.

Умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в рамках занятий на тропе, используются для решения основной задачи - формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Функции экологической тропы

Выделяют несколько ее предназначений:

  • оздоровительную;
  • ознакомительную;
  • развивающую;
  • познавательную.

В рамках эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста на приусадебном участке, помимо развития сенсорной и эмоциональной среды ребенка, происходит также формирование представлений и знаний о правилах общения с природой.

Экологические тропы в детском саду представляют собой перспективную учебную теорию, где малыши выступают в качестве тружеников, пропагандистов, педагогов, формируя гражданские качества, активную жизненную позицию.

Для детей важно, чтобы помимо усвоения научных сведений о природной среде, они принимали личное участие в разных практических делах, направленных на улучшение и защиту природы, пропаганду знаний об ее правильной охране.

Экологические тропы в детском саду являются самой «молодой» разновидностью педагогически созданного маршрута на местности, используемого для пропагандистской и учебной природоохранной деятельности.

Предназначение создаваемых объектов

Она существенно отличается от обычных познавательных природных троп по протяженности, набору объектов, методов пропагандистской работы.

Экологическая тропа на территории детского сада предполагает несколько этапов.

Сначала идет серьезная подготовительная работа. Педагог готовит небольшую группу дошкольников, которые будут организаторами и учителями.

Перед ними ставятся определенные цели и задачи, определяется место каждого из них в предстоящем проекте. Успех планируемого дела во многом зависит от эмоционального настроя малышей.

Разрабатываемая экологическая тропа на участке детского сада - важное мероприятие, в которое вовлекается большое количество малышей. Ребят делят на «бригады», назначают в каждой из них одного руководителя.

После выявления перечня объектов, которые необходимо создать и установить на тропе, воспитатель объявляет конкурс команд родителей и детей на лучший вариант сооружения. Для оценки конкурсных работ создается компетентное жюри, в состав которого входят родители, воспитатели, представители общественности.

Подведение итогов проводится в торжественной обстановке, победители поощряются грамотами и сладкими призами.

Именно по таким проектам создается экологическая тропа в детском саду. Старшая группа оптимально подходит для творческой совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.

Последовательность действий

Сначала осуществляется детальное обследование территории, выявляются самые яркие объекты. Далее продумывается сама экологическая тропа в детском саду. Описание, карта с нанесением рисунков либо кружочков - следующий этап работы.

При составлении карты-схемы дошкольники могут воспользоваться помощью воспитателя, родителей. Готовые варианты должны включать минимальную информацию об условных обозначениях, а также о стрелках, которые указывают маршрут.

Как привлечь детей

Если составляется экологическая тропа в группе детского сада для малышей, значки должны быть крупными, необычными. К примеру, в кружках изображается дерево, бабочка, цветок, все они объединяются линией - тропинкой.

Вместе с ребятами воспитатель выбирает сказочного героя, который станет «хозяином тропы», будет приглашать в гости друзей, давать им интересные задания.

Если разрабатывается экологическая тропа в здании детского сада, можно задействовать разные группы ДОУ.

Паспорт объекта

Он предполагает следующие действия:

  • создание табличек с яркими рисунками, подписями для основных остановок, предусмотренных на маршруте;
  • разработку рекомендаций по применению объектов тропы для практической работы с детьми.

Открытие проекта

Данный этап является самым торжественным и волнительным, его лучше всего проводить весной, демонстрируя родителям ту работу, которая была проведена ребятами за учебный год. На торжество приглашаются представители природоохранных органов, а также мамы и папы воспитанников детского сада, чьими силами была создана экологическая тропа в детском саду. Фото «учителей», которые стали виновниками торжества, можно разместить на специальном стенде.

Возможности для работы

После того, как тропа будет официально открыта, можно использовать ее для следующих действий:

  • встреч с интересными людьми, которые связаны с охраной природы;
  • проводить наблюдения за определенными объектами;
  • организовывать экскурсии, занятия для дошкольников.

Как будет выглядеть итоговый проект «Экологическая тропа в детском саду»? ФГОС второго поколения, разработанные для дошкольных учреждений, предполагают наличие четкой структуры, а также паспорта с указанием места расположения тропы. Также должно быть подробное описание всех объектов, находящихся на маршруте.

Важные моменты

В процессе экскурсии с детьми допускается наличие нескольких видов экологических троп:

  • на территории детского дошкольного учреждения;
  • в естественных условиях.

При выборе первого варианта необходимо помнить о том, что можно использовать те объекты в маршруте, которые уже существуют на территории ДОУ, а также посадить кустарники, создать искусственный водоем, чтобы разнообразить экологическую тропу.

В таком случае видовыми точками можно сделать кустарники и деревья различных пород, формы, возраста. Это позволит педагогу создавать оптимальные условия для проведения наблюдений, знакомства ребят с особенностями живой природы.

Если участок, который прилегает к детскому саду, имеет значительную площадь, можно на нем воссоздать фрагменты различных естественных растительных сообществ, присущих данному региону.

Образовательный эффект

От разнообразия флоры и фауны, выбранной для экологической тропы, зависят ее образовательные и развивающие возможности.

При размещении на территории дошкольного учебного заведения растений, нужно учитывать открытые и затененные, сухие и влажные участки.

Отличным вариантом будет размещение на тропе небольшого водоема с животными и растениями. Он позволит повысить образовательный эффект, к тому же выполнит эстетическую функцию. Наличие на маршруте небольших возвышений позволяет создавать разные виды наблюдений. Камни, имеющиеся на участке, не просто станут украшением тропинки, но и будут неплохим убежищем для разных мокриц, улиток, насекомых.

Природоохранная деятельность

В детских дошкольных учреждениях воспитатели стараются выделять небольшие участки для выращивания лекарственных трав, а также для посадки тех растений, которые подлежат охране.

Также в состав растений тропы можно включить клумбу «непрерывного цветения». Интерес для наблюдений представляет точка «муравейник», а также оригинальная метеоплощадка, которая оснащена определенным оборудованием: термометром, барометром.

При организации экологического маршрута в естественных условиях, желательно использовать на тропе точки на пониженных и повышенных участках, небольшие склоны, а также естественные водоемы.

Учет индивидуальных особенностей

Для того чтобы простые прогулки с детьми на свежем воздухе превратились в увлекательное знакомство с многообразием живой природы, воспитатель использует экологические тропы.

При их создании важно учитывать возрастные особенности дошкольников, их интеллектуальный уровень. Для развития познавательного интереса малышей, формирования навыков исследовательской деятельности, рекомендуется посещать один и тот же объект, располагающийся на экологической тропе, в разное время года.

В младшем дошкольном возрасте занятия можно проводить с целью знакомства малышей с окружающим миром, трудом старших ребят и взрослых в природных условиях. Среди форм работы, подходящих для этого возраста, выделяют:

  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • заучивание стихов;
  • чтение книг о природе.

В процессе таких занятий ребята получают навыки по выращиванию определенных растений: бобов, гороха, настурции, лука.

В средней группе экологическое воспитание приобретает целенаправленную работу. Педагог показывает воспитанникам связь различных природных явлений, учит их оказывать помощь животным и растениям, отрабатывать навыки поведения в природном сообществе.

Знания, полученные при передвижении по экологической тропе, отрабатываются и закрепляются на занятиях в детском саду. Например, малыши придумывают загадки о тех растениях, животных, явлениях природы, с которыми им удалось познакомиться на маршруте. Вместе с воспитателем они ищут, заучивают пословицы и поговорки о растениях, цветах, а также знакомятся с предназначением лекарственным трав. На занятиях по труду старшие дошкольники создают уникальные сувениры из природных материалов.

Заключение

Экологическое просвещение детей дошкольного возраста является важным разделом деятельности педагогов детских дошкольных учреждений в рамках требований новых федеральных образовательных стандартов.

Экскурсии по экологической тропе, созданной совместными усилиями детей, педагогов, родителей, по мере взросления малышей становятся более продолжительными. Они предусматривают организацию трудовой, природоохранной, познавательной, художественной деятельности дошкольников. Ребята из средней и старшей групп ДОУ могут выступать в качестве экскурсоводов, настоящих хозяев экологической тропы. Это способствует не только их экологическому просвещению, но и позволяет развивать коммуникативные навыки, совершенствовать речь, развивать навыки проведения научной дискуссии.

Именно экологическое образование в настоящее время стало одним из факторов формирования в подрастающем поколении россиян патриотизма, гражданственности, чувства бережного отношения к своим историческим и культурным корням.

Отработка теоретических знаний, полученных на занятиях, осуществляется на экологической тропе, в процессе трудовой деятельности на отдельных участках разработанного маршрута.

детского сада

«СОЛНЫШКО»

Экологический паспорт

д/с «Солнышко» г. Чаплыгина.

1. Экологическая ситуация.

1.1 Общая характеристика района.

Близлежащие промышленные предприятия расположены от ДОУ на расстоянии 2 км.

ОАО «Чаплыгинский крахмальный завод» - 2км.

ООО «Чаплыгинмолоко» - 1,5 км.

- «Швейная фабрика» - 700 м.

1.2 Характеристика непосредственного окружения учреждения.

МБДОУ д/с «Солнышко» расположен по адресу: ул. 8 Марта, д. 14, удален от транспортных магистралей на 250 м.

Рядом находится парк. Недалеко протекает река Становая ряса.

  1. 2. Характеристика территории учреждения.

Детский сад занимает территорию площадью 4570 кв.м. Имеются 9 групповых участков, примерной площадью 3000кв.м.

На каждом участке есть клумбы, вдоль детского сада цветники, газоны с цветами.

Прогулочные участки расположены на южной, солнечной стороне. Деревья разной высоты создают естественную тень. Деревья и кустарники посажены, так же и по периметру всей территории д/с, что задерживает попадание выхлопных газов от автомобилей и снижает уровень шума. Каждый игровой участок затенен в пределах нормы.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлены беседки с деревянными полами. Площадь беседки соответствует санитарным нормам.

Ежегодно, в весенний период на игровых площадках проводится полная смена песка. Песочницы в отсутствии детей закрыты крышками или полимерными пленками во избежание загрязнения песка.

Летом полив территории проводится не менее двух раз в день.

На территории детского сада есть огород, фито - грядка, два искусственных мини - водоема, ягодник, небольшой плодовый сад.

Площадь зеленых насаждений (30 - 40 кв.м.) на ребенка выдерживается.

2.1 Почва.

На участках почва естественная - чернозем.

Большая часть территории находится под растительным покровом - 85%, асфальт - 15%, оголенных участков нет.

Степень вытоптанности низкая.

2.2. Растительный мир участка.

На участках растут травы: одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник, спорыш, лапчатка, манжетка, ромашка, клевер, тысячелистник, пырей, метелка (душистый колосок), мятлик луговой, лопух и др.

На огородных грядках выращиваются: салат, лук, укроп, петрушка, морковь, свекла, горох, огурцы, помидоры, капуста, за которыми ухаживают, наблюдают дети. Овощи, по мере созревания, используются в пищу.

На фито - грядке выращиваются лекарственные травы: мята, мелисса, крапива,эхиноцея, ноготки, подорожник, лесная земляника.

Кустарники: сирень, черноплодная рябина (арония), чубушник (жасмин), можжевельник, смородина, малина.

Деревья: береза, клен, липа, дуб, рябина красная, ель, сосна, вишня, груша, яблоня.

Лианы: хмель.

Имеются два больших пня.

2.3 Животный мир участка.

Птицы, прилетающие на участок: голуби, воробьи, вороны, сороки, галки, скворцы. В зимнее время появляются: синицы, снегири, свиристели.

Насекомые: бабочки, стрекозы, кузнечики, комары, шмели, пчелы, муравьи, божьи коровки.

Иногда, на территории, можно встретить ежа.

2.4 Зонирование территории.

На территории ДОУ имеется девять игровых прогулочных площадок, спортивная площадка с естественным травяным покрытием, хозяйственная зона - овощехранилище, склад, огород.

2.5 Загрязнение территории.

Участок закрыт от ветров со всех сторон деревьями и кустарниками, жилыми зданиями.

Заезд автомобилей на территорию д/с составляет примерно десять минут ежедневно (привоз продуктов, вывоз мусора).

На территории два мусорных контейнера.

Выгул собак на участке ДОУ не производится.

  1. 3. Характеристика здания и внутренних помещений.

Здание построено в 1973году, двух этажное, кирпичное. Общая площадь здания - 1555,8 кв. м.

В детском саду 9 групповых комнат со спальнями, музыкальный зал, кабинет логопеда, методический кабинет. В 2011 году проводился капитальный ремонт.

Окна большие, комнаты групповые светлые. Окна групп выходят на юг, восток, запад, музыкального зала - на юго-восток. Потолки и стены покрашены водоэмульсионной краской.

Полы дощатые, покрыты линолеумом во всех группах и спальнях. Пол в туалетных комнатах, на пищеблоке, в прачечной выложен напольной плиткой.

Синтетических и искусственных материалов в оформлении помещений ДОУ мало.

В каждой группе есть уголки природы с разнообразными комнатными растениями: кливия, молочай (3 вида), монстера, традесканция (5 видов), бегония (6 видов), сансивьера, папоротник, фиалки (6 видов), герань (пеларгония), колеус и тд.

В детском саду есть небольшая мини- лаборатория, коллекция некоторых видов камней и спилов деревьев, макеты некоторых климатических зон, карта - схема экологической тропы. В каждой группе имеется выставка поделок и композиций из природного материала.

В среднем ежедневно детский сад посещают 160 детей (78% списочного состава) и 38 человека сотрудники.

  1. 4. Влияние учреждения на окружающую среду.

4.1 Использование воды.

ДОУ потребляет в месяц 935 м3 воды.

Водоснабжение централизованное из водозаборной скважины, загрязненные стоки уходят в централизованную канализацию.

Вода используется для приготовления пищи, питья, мытья посуды, стирки белья, уборки помещений, мытья игрушек, рук, полива комнатных растений. В летнее время - полива растений на огороде и в цветниках.

В летний период воды используется больше, чем в зимний.

Плата за воду зависит от количества использованной воды (показания счетчика), производится муниципалитетом. Перерасхода воды в детском саду нет, используются данные нормы.

4.2 Использование электроэнергии.

В месяц ДОУ потребляет 700кВт энергии летом и 750кВт зимой, оплачивает муниципалитет.

Используются лампы накаливания и дневного света.

Энергия поступает с Воронежской АЭС.

Электроэнергия экономится.

4.3 Отопление.

Отопление централизованное от котельной ОАО «Теплосети», температурный режим регулируется. Окна в д/с металлопластиковые. В группах первого этажа полы с обогревом. Постоянная температура помещений 20 - 22 градуса, что отвечает санитарным нормам.

4.4 Отходы.

Отходы собираются в контейнеры, которые вывозятся на централизованную свалку два раза в неделю. За их вывоз платит муниципалитет.

Отходы состоят в основном из упаковочного материала (бумага, картонные коробки, молочные пакеты). Упаковочные отходы иногда используются в детском саду (коробки оклеиваются тканью и используются для хранения игрушек, молочные пакеты - для выращивания рассады).

4.5 Химические вещества.

В учреждении для обработки посуды используется: сода кальцинированная, горчица.

Для стирки белья: СМС.

Для мытья рук: детское мыло.

Для уборки помещений: мыло хозяйственное, чистящие средства.

Все химические вещества хранятся на складе. У помощника воспитателя моющие вещества хранятся в отдельном шкафу, в недоступном для детей месте.

В ДОУ нет отходов химических веществ.

Объекты наблюдения.

Огород

Объекты для наблюдения: лук, морковь, капуста,огурцы, помидоры и др. овощи. Наблюдение стадий роста растений: семена, рассада, цветение, завязь урожая, сбор урожая и зависимость её от состояния внешних факторов.

Плодоносящие кусты

Объекты для наблюдения: черная смородина, крыжовник, малина. Рассматривание внешнего вида, сходство и различия кустов. Беседа о полезных свойствах ягод. Уход за ними.

Сосна

Объекты для наблюдения: молодые деревца сосны. Сравнение внешнего вида с елью, иголок с еловыми.

Рябина черноплодная - Арония

Объекты для наблюдения: сравнение внешнего вида с рябиной обыкновенной (арония - куст, а рябина - дерево), ягодных кистей.

Береза

Объекты для наблюдения: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб (удобно сравнивать деревья по коре, листьям и т.д.). Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, грибы.

Вишня

Объекты для наблюдения: рассматривание коры, листьев, цветов и плодов. Кто прилетает к вишне и почему? Сравнение дерева в разные времена года.

Луговые растения

Объекты для наблюдения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный. Здесь зацветают первые весенние цветы - первоцветы. Сравнение с садовыми цветами.

Цветник

Объекты для наблюдения: тюльпаны, примулы, ирис, ромашки, петуньи, бархатцы, сентябрины и др. Разнообразие формы цветков, их расцветок. Уход за садовыми цветами - полив, рыхление, прополка. Сбор семян.

Клен

Объект для наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, семена. Весной зацветает зеленовато - желтыми цветами. Наблюдение за цветом листьев в разные времена года. К концу лета созревают семена клена. Рассматривание и сбор семян для поделок.

Пень

Объекты для наблюдения: толщина пня, определение возраста дерева по кольцам. Использование лупы для наблюдениями за насекомыми. Наличие мха с северной стороны.

Груша

Объект для наблюдения: большая груша. Особенности - листья распускаются и опадают позже, чем у других деревьев.

Ель

Объект для наблюдения: ёлочка на поляне. Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение с березой, сосной. Наблюдение за елью в разные времена года.

Ясень

Объекты для наблюдения: толщина ствола, кора, ветки, листья, семена.

Кустарник

Объекты для наблюдения: сирень, жасмин (чубушник). Наблюдение за кустами в разные времена года.

Исследование внешних особенностей - ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о них.

Мини водоем

Объекты для наблюдения: осока, хосты, гортензия, почвопокровные растения.

Рябина обыкновенная

Объекты для наблюдения: рябина. Рассмотреть кору, листья. Обсудить, кто питается ягодами рябины. Вначале ягоды горько-вяжущие, после заморозков теряют горечь, становятся сладкими. Рябина переносит морозы до 50 градусов. Живет до 200 лет.

Фитоуголок. Лекарственные растения.

Объекты для наблюдения: полянка, открытое место, где растут одуванчик, ландыш, мать-и-мачеха, ромашка аптечная, лопух, кустики земляники. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян.

Беседы о целебных свойствах растений.

Яблоневый сад

Объекты для наблюдения: яблоневые деревья разной высоты и толщены, цветение, завязь плодов, созревание яблок.

Вид деятельности: опытно - исследовательская.

Липа

Объекты для наблюдения: толщина ствола, кора, ветки, листья, семена. В мае на липах растут маленькие веточки прямо из ствола - проснулись спящие почки. Летом вокруг липы много пчел, они собирают нектар с душистых цветов липы. Липовый мед очень вкусен и полезен.

Скворечник

Объекты для наблюдения: птицы.

Скворечник - искусственное гнездовье для мелких птиц, обычно делается в виде деревянного домика. Несмотря на название, в скворечнике могут поселиться не только скворцы, но и синицы, воробьи, трясогузки и др.

День птиц - праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников. Отмечается 1 апреля.

Птичья столовая

Объекты наблюдения: птицы, прилетающие к кормушке - воробьи, синицы, снегири и др.

Зима - очень тяжелое время для птиц. Они прилетают к жилью человека в надежде на помощь. Доброй традицией на Руси было и есть изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц.

Экологическое воспитание - основа воспитания нравственности, духовности дошкольников.

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, ближайшем природном и социокультурном окружении. Для решения этой задачи - создана экологическая тропа.

На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, народные развлечения, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

В нашем детском саду, вот уже много лет, уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Много уже сделано, но предстоит сделать еще больше.

Одной из форм работы по экологическому воспитанию является - экологическая тропа. Силами сотрудников и родителей были привезены из леса и посажены различные саженцы, разбиты клумбы и цветники.

С помощью родителей создали искусственный мини водоем.

Так он выглядел в начале, но со временем он преобразился.


Много работы и на огороде.


Летом проводился смотр - конкурс на лучшее оформление участков.

Старались все как могли.


Благодаря акции «Посади дерево» на территории сада появился яблоневый сад.


Проводятся акции «Дом для птиц», «Подарок птицам», «Встреча птиц».

Дети вместе с родителями изготавливают скворечники, кормушки и развешивают их на территории детского сада.



На территории детского сада создана экологическая полиция, членами которой являются дети. Это игра, но дети серьёзно относятся к своим правам и обязанностям. Дел немало: надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки. Членами экологической полиции могут быть только лучшие воспитанники и это право надо заслужить.


Экологические проблемы решаются на занятиях кружка «Муравьишка». Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа и отображают их в своих работах.


Проводятся веселые фольклорные праздники.



Большую помощь оказывают родители. Весной приносят рассаду цветов и овощных культур, которую вместе с детьми выращивают дома, делают зимой кормушки для птиц и скворечники - весной. Помогают летом ухаживать за цветниками и огородом, осенью готовить землю к зиме.

Так, совместными усилиями преобразился наш детский сад, появились экологические тропы. Мы хотим рассказать о них.

Добро пожаловать на экологическую тропу

детского сада «Солнышко»!

Маршрут первый: «В гости к старичку - лесовичку».


Приходя в гости к старичку - лесовичку дети попадают в уголок смешанного леса. Там они увидят березу, клен, дуб, липу, маленькую елочку. Рассмотреть строение деревьев, найти сходство и различия. Старичок покажет мох с северной стороны старых деревьев, расскажет, почему он там появился. Спросит, кто живет на дереве и под деревьями. Поможет понять, почему лес надо беречь и охранять. В июле - августе вместе с детьми поищет грибы - сыроежки, подберезовики. А если очень повезет, то, покажет и лесного жителя - ежа.

  • Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • Сравнение их между собой;
  • Связь с животными и насекомыми;
  • Использование луп для наблюдений;
  • Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

Второй маршрут экологической тропы: «Огород».

Хозяйка огорода «тетушка Тыква».

Дети знакомятся с овощными культурами: лук, морковь, петрушка, огурцы, помидоры, капуста и др. Узнают способы ухода за растениям. Работа на огороде позволяет детям окунуться в мир крестьянской жизни, формирует чувство близости к природе, желание помогать и заботиться.

Труд на огороде:

  • Подготовка земли к посадке растений;
  • Высадка рассады;
  • Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая;
  • Подготовка земли к зиме.

Наблюдения:

  • Биологические особенности овощных культур;
  • Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения;
  • Связь с насекомыми;
  • Сенсорное развитие детей.

Беседы:

  • «Роль овощей в жизни людей»;
  • «Роль людей в жизни овощей»;
  • «О полезных свойствах овощей» и тд.

Третий маршрут: «Цветники».

Хозяйка тропы «Пчелка Майя».

На территории нашего детского сада много клумб и цветников, есть «альпийская горка». «Летая» от клумбы к цветнику вместе с Пчелкой дети знакомятся с разнообразием цветов, трав. Сравнивают неяркие, скромные луговые цветы с пышным цветением садовых.

Работа в цветниках позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научиться бережно к ней относиться, научиться ценить ее красоту и помогать ей. Формирует чувство близости к природе и сопереживание всему живому. Воспитывает желание помогать и заботиться о природе.

Труд с детьми:

  • Подготовка клумб;
  • Посадка рассады;
  • Уход за растениями: полив, рыхление, прополка;
  • Сбор семян;
  • Посадка луковичных цветов под зиму;
  • Подготовка цветников к зиме.

Наблюдение за цветами:

  • Биологические особенности;
  • Сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, размножения;
  • Связь с насекомыми;
  • Сенсорное развитие во время прогулок в цветники.

Беседы:

  • «Роль человека в жизни цветов (уход, помощь, любование)»;
  • «Взаимосвязь цветов с окружающей средой»;
  • «Целебные свойства растений» и т.д.

Маршрут четвертый «Царство царевны Лягушки».


Наш мини водоем сделан из пластмассового бассейна, вокруг высажены различные водолюбивые растения: хосты, примула, купальница и др., насыпаны разноцветные камушки. В искусственном водоеме не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, но зато в жаркие летние дни прилетают окрестные птицы попить воды, наблюдение за которыми доставляет детям радость.

  • Наблюдение и уход за влаголюбивыми растениями;
  • Наблюдение за птицами, прилетающими искупаться и попить;
  • Наблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы.

Надеемся, что наша работа на экологической тропе не напрасна и наши воспитанники, став взрослыми, будут бережно относиться к родной природе. Ведь экологическое воспитание - это, прежде всего, воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.



МБДОУ д/с "Солнышко" г. Чаплыгин


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди