17.02.2019

Воспитание детей младше школьного возраста. Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Позаботиться о круге общения ребенка


Доброта - одно из самых важных качеств человека. Оно обозначает умение проявить любовь к ближнему и оказать бескорыстную помощь нуждающемуся.

Это качество становится жизненно необходимым для многих людей. Чтобы обрести его, нужно понять, почему люди добрые.

Причины проявления доброты

  • Такое качество, как доброта, не только подталкивает на помощь людям, но и благоприятно отражается во всех ваших жизненных сферах. Как показывают наблюдения, доброму человеку живётся проще, чем злому. К отзывчивым и открытым людям тянутся окружающие, к ним лучше относятся близкие, и отношения, как правило, оказываются более крепкими и долговечными. Даже исходя только из этих фактов, прекрасно видно, почему люди стараются быть добрее.
  • Расценивая человека не как личность, а как часть общества, становится понятно, что доброта необходима для сохранения вида. Человек, помогая другому в трудной ситуации и деля с ним свой достаток, просто подсознательно помогает ему выжить.
  • Также люди могут быть добрыми из-за эгоистичных побуждений. Учёными доказано, что человек начинает чувствовать себя очень некомфортно, если видит страдания другого. Чтобы избавиться от этого чувства, достаточно просто оказать помощь - и всё вновь станет на свои места. Делая счастливыми окружающих, человек создаёт для себя комфортные условия для жизни.
  • Ну и конечно, очень важным является воспитание в семье. Если ребёнку с рождения прививали положительные качества, то он обязательно вырастет хорошим добрым человеком.

Как стать хорошим

Быть хорошим человеком не так сложно, как кажется на первый взгляд. Достаточно придерживаться нескольких жизненных принципов - и ваша жизнь наполнится светом и добротой.

  • Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами.
  • Учитесь слушать, понимать, проявлять внимание и выражать заинтересованность.
  • Следите за собой - это выражение вашего уважения к окружающим.
  • Старайтесь во всём видеть хорошую сторону.
  • Относитесь хорошо ко всем окружающим, независимо от их вероисповедания, расы, пола, возраста и т. п.
  • Каждый день делайте что-то хорошее. Это может быть простая мелочь, которая сделает другого счастливым.
  • Будьте напористым и злым только в тех ситуациях, когда вам нужна защита. Эти качества пригодятся, когда вас унижают, обижают или обманывают.

Если бы у людей была возможность выбора стать добрым или злым, они бы непременно выбрали первый вариант. Злые и жестокие люди пусты изнутри и, как правило, не имеют настоящих друзей. Боле подробно об этом человеческом качестве вы можете узнать здесь.

С детства ребенка учат определенным правилам социального поведения. "Делай добро" – одно из них. Однако в силу разных причин и дети, и их родители часто не соблюдают это правило, тем не менее на их жизнь это мало влияет. Так стоит ли делать добро другим людям?

Делая добро, вы получаете от этого радость

Люди не похожи друг на друга в силу разного типа воспитания, социальных привычек и взглядов на жизнь. Чем больше делаешь добра - тем больше счастья получаешь. Правда ли это? Для кого-то огромной радостью является покормить голодного котенка, свернувшегося клубочком на пороге подъезда, а кто-то пройдет и даже его не заметит. И дело здесь не в том, что кто-то в силах помочь, а кто-то нет. В основном помочь могут все, но только дело в желании. Добро наполняет человеческую душу счастьем, ведь нет ничего лучше, как видеть благодарность на лице человека, которому помог. Сделав добро, человек чувствует такое же удовольствие, как и тот человек, которому он смог помочь. Но не...

1 0

Люди стали жестокими, слишком жестокими. Особенно страшно смотреть сегодняшние новости: кого-то забили битами, кого-то истязали, кого-то расстреляли, на кого-то сбросили бомбу... Нас уже буквально трясет от жестокости, неужели может быть еще хуже? Что же такое происходит с нашим миром? Почему люди становятся злыми и жестокими? И как, в конце концов, остановить эту вакханалию боли, ужаса и отчаянья?

Почему некоторые люди добрые, а некоторые жестокие?
Почему именно современные люди стали особенно жестокими?
Почему добрые люди становятся жестокими? При каких обстоятельствах это происходит?
Как остановить жестокость в мире? Как изменить мир к лучшему?

Когда окружающий мир начинает казаться неправильным, а люди слишком жестокими - это сигнал. Не к тому, что нужно надуться, закрыться в квартире, бояться всех вокруг, обижаться или злится. Нет! Это сигнал к действию. Это сигнал к тому, что стоит изменить мир, чтобы он стал лучше, добрее,...

1 0

У каждого своя правда.Кто-то становится от жизни черствым,злым; кто-то от обстоятельств, очень часто люди становятся злыми от плохой жизни.Им надоедает все похое и они понимают,что жизнь несправедлива.Наверное поэтому большинство людей не церемонятся...Ведь люди разные,есть такие,которые во что бы то ни стало верят в хорошее, а есть те,которые видят только плохое.Не у всех хватает сил верить в сказки,тем более когда люди понимают,насколько жизнь насправедлива.Но я думаю,что по-настоящему добрый человек всегда будет добрым,в любой ситуации,не смотря ни на что.Да и к тому же сейчас вокруг до около показывают только плохое,насилие,жестокость, все ужасное.По телевизору целый день показывают кримнал один и прокручивают его постоянно.Это все вроде мелочи,но тоже оставляют свой след на писхике человека.Но я думаю, знаю и надеюсь,что большинство людей на земле...

1 0

Инструкция

У социологов существует так называемая теория «врожденной эмпатии». Она заключается в том, что у нормального человека страдания другого человека или живого существа, находящегося поблизости, вызывают психические страдания, не менее сильные, чем физические. Замечено, что здоровые младенцы начинают плакать и вести себя беспокойно, если слышат, как плачет больной или голодный ребенок, лежащий по...

0 0

а почему люди в России такие злые и жёсткие?
это менталитет или нация такая? (не все, но большинство)

Это просто ваше личное мнение, которое не совпадает с объективной реальностью)) Менталитет такой, я сама русская, живу в соседней стране, у нас русские другие. Недавно по соседству поселился сосед россиянин, так такой урод, вы бы знали. … не стоит выдавать частное за общее) у меня вот - всё с точностью до наоборот - люди всё больше попадаются душевные и мягкие))) может,тон порождает тон,а? людей незлых и нежестоких в России конечно же больше…но быдла вполне достаточно,чтобы испортить всё впечатление о России…Думаю это случилось после 1917 года,когда большевики сделали из народа стадо… а почему вы думаете, что злые и жесткие?
Вот некоторые иностранцы действительно придерживаются такого мнения из-за того, что русские люди из-за северного менталитета не часто улыбаются. А уж если улыбаются, то только когда им действительно смешно или просто хорошо. В западных же странах...

0 0

Что такое доброта? Над этим вопросом хотя бы раз в жизни задумывался каждый из нас. Добротой можно назвать чувство сострадания к ближнему существу. В частых случаях это сопровождается жертвенностью по отношению к другим и пренебрежением к себе. Иначе говоря, когда человек не знает, как правильно отказать или сказать "нет", то у кого-то это сопровождается чувством жалости, кто-то за счет благих дел повышает свой уровень значимости и самоутверждения. Доброта может быть бескорыстной и чистой. Хотя в настоящее время это встречается все реже. В общем, доброта у всех разная, но призвана она к одной основной цели – помогать другому человеку.

Цели доброты

Бескорыстная помощь другому человеку должна быть одной из целей в жизни каждого из нас. Рука помощи всегда кому-нибудь необходима, и нужно ее протягивать, ведь когда-нибудь любой из нас может оказаться на месте нуждающегося в словах утешения, добром деле, поступке. Поэтому если есть возможность помочь - это необходимо...

0 0

15/01/01, alto
А почему их стоит ненавидеть? Я очень люблю! знаю много хороших,добрых людей, мне они все нравятся! Вот недавно познакомилась с одной девушкой - её Надя зовут,как и меня, она такая вся прям! Она даже светится чуть-чуть! честно! такая добрая,умиротворённая чтоли..интересно каково это быть таким добрым человеком??? Хотя на самом деле,я тоже немного добрая, если так можно выразиться- немного добрая:) Но люблю совсем добрых..особенно девушек почему-то...

15/01/01, Ёрник
А я, видимо, такой невезучий, ни разу их за свою весёлую жизнь не встречал. Всем всегда от меня что-то было нужно... А вот чтобы бескорыстно, в стиле: "Ну нравишься ты мне!"-- никогда. Слава Богу, что плохих людей я встречал тоже не много. Но встречал, о чём, правда, не сильно жалею-- неприятности, они ведь делают человека сильнее (жаль, что не физически, а то я бы сейчас уже гиперкачком был... В-))... P.S. Только, ради Бога, не думайте, что старый Ёрник раскис совсем-- чтобы я раскис,...

0 0

Почему люди такие злые и завистливые, данный вопрос неоднократно задавал себе каждый человек, но не найдя ответа просто не продолжал искать решения проблемы. Это в основном проблема целого общества и народа, так как зло передается с одного человека к другому. Но как заметили ученые и великие люди, добро всегда сильнее зла, просто зло больше и чаще всего нас окружает.

Все жизненные неприятности, ошибки и проблемы связанны именно со злостью. Психологи изучили данный вопрос и сегодня предоставят в этой статье только самую лучшую и эффективную информацию о том, почему люди такие злые, а так же как решить данную проблему. Применяйте данные советы на практике, и быть может, каждый сделает шаг к счастью и процветанию своего народа.

Детская обида

Основная причина, почему люди такие злые и завистливые заключается именно в том, что человек стал, обижен на всех людей из-за того, что его обидели в детстве. Он не любит и не уважает не только себя, но и остальных людей, кто...

0 0

Дульсинея Питерская, каждый - продукт своих заблуждений, и исходя из них доказывает то или иное? (Хотелось бы от оппонента, чтобы он не только продолжал защищать свою позицию, но и внимательным образом читал ему написанное, отвечая уже и на него. Тогда возможен какой-то, более-менее плодотворный диалог. Иначе будет возможен только монолог, с повторным подтверждением собственных истин).

Вы вот, Дульсинея, понимаете, что Ваше понятие доброты и злобы - понятие релятивные, временные, ограниченные вашими социумными рамками? Или Вы дей-но полагаете, что Ваше понятие добра-зла абсолютное и окончательное для всех остальных?

Вы не допускаете мысли, что "воспитывать детей от и до", быть все время с ними - не значит знать их досконально, истинно? Материнская любовь не ослепляет? "Лицом к лицу - лицам не увидать"?

Более-менее объективное понимание чего бы то ни было как раз получается не тогда, когда ты "от и до", а тогда, когда, зная ситуацию (своего ребенка), ты...

0 0

Почему так получается, что искренние, мягкие и добросердечные люди страдают, и на них никто не обращает внимания? А хитрые, жадные, злые люди процветают и пользуются всеобщим уважением?

Не обязательно верить в судьбу. Не обязательно верить, что люди страдают из-за своих прошлых дурных поступков, из-за кармы. В действительности хорошие люди, милые люди, добродетельные люди вынуждены страдать. Невозможно иметь в жизни всё. Если у вас есть доброта, наслаждайтесь ею; если у вас есть добродетель, наслаждайтесь ею; если у вас есть добрый нрав, наслаждайтесь им.

Зачем завидовать хитрым людям, которые становятся премьер‑министрами, или злым людям, которые становятся богатыми?

Плохим людям суждено побеждать в борьбе с хорошими людьми, если это борьба за деньги, за власть, престиж и уважение .

Но если происходит борьба за внутреннюю тишину, за умиротворенность, покой, невозмутимость, безмолвие, медитацию, божественность, то плохие люди ничего в ней не добьются. И я не вижу в этом никакой проблемы.

По логике вещей хорошие люди не должны страдать, страдать должны плохие люди. Однако в жизни происходит всё наоборот: хорошие люди страдают, а плохие люди занимают видное положение и наслаждаются жизнью.

Реальность проста: добро не имеет ничего общего с деньгами. Доброта зарабатывает нечто более ценное, она зарабатывает покой души.

У добродетельного человека может не быть дворца, но он будет счастливее, живя в своей хижине, чем король, живущий во дворце. Добродетельный человек не сможет иметь дворец, зато он сможет обрести блаженство. Хитрый человек сможет заполучить дворец, но при этом он потеряет покой души, он потеряет контакт с самим собой.

Таким образом, на мой взгляд, всё очень просто. Если хотите внутреннего мира и внутреннего богатства, будьте хорошими, добродетельными, милыми и не завидуйте тем бедным людям, которые хитрят и зарабатывают деньги, которые идут на любые преступления и достигают высокого положения и почета.

Вы хотите и того, и другого? Вы хотите и денег, и медитации? Вы просите слишком многого. Придется что-то оставить и хитрым людям! Они очень стараются. И сильно страдают внутри. Возможно, вы страдаете во внешнем мире, они же страдают внутри – и это гораздо большее страдание, чем ваше.

Жизнь – это простая математика. Вы получаете то, что заслуживаете. Только не просите того, что не связано с вашими качествами, и никаких проблем. Тогда вы не будете воспринимать это так, как сейчас – добродетельные страдают. Нет, ни один добродетельный человек не страдает. Добродетельный человек наслаждается и испытывает блаженство от каждого мгновения. А если он страдает, значит, он не добродетелен, он просто трус. Глубоко внутри он хитер, но не бесстрашен. Он хочет того же, что и хитрый человек, но ему не хватает ни смелости, ни ума быть хитрым. Хитрость – это искусство.

Хитрые люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Плохие люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Но хорошие люди не должны им завидовать, поскольку они обладают истинным сокровищем своей сущности. Они должны смотреть на этих несчастных хитрых политиков и сказочно богатых людей и, видя их внутреннюю бедность, их внутреннюю тьму, их внутренний ад, сострадать им, а не воспринимать их как соперников!

По материалам ОШО

В этот раз я буду говорить о том, как стать добрее. Вчитайтесь еще раз – как стать добрее? А не как стать добрым человеком. Если Вы здесь, то смею предположить, что Вы считаете себя недостаточно добрым человеком. Вы наверняка предполагаете, что из-за этого у Вас не ладятся отношения с окружающими! Вы правы, когда человек ведет себя по-свински, то он получает в ответ то же самое. Таков наш мир, он как зеркало – возвращает всё, что в него кидают.

Все люди разные и делятся они на плохих и хороших. Даже если Вы станете добрее относиться к людям, то Вы все равно можете им не нравиться. Всегда найдутся те, кому Вы никогда не будете нравиться. Таков закон равновесия. Есть добро и есть зло! Вот и люди делятся на добрых и злых. Ваш сосед слева может быть злым, а справа добрым. Этим злым соседом можете быть и Вы, и здесь нет ничего постыдного. У каждого своя природа и свои гены. И прежде чем отвечать на вопрос, как стать добрее , давайте ответим на другой вопрос – почему люди становятся злыми?

Почему люди становятся злыми?

Как я уже сказал, это может происходить на генетическом уровне. Видимо Богу так угодно, чтобы тот или иной человек был злым, как например Гитлер. И в фильмах Вы можете это заметить. Всегда есть добрая сторона и есть злая. Инь и Ян. Но есть и другие причины, из-за чего человек становится злым.

Например, постоянная усталость, неудовлетворенность, стресс, нервы . Все это просто не может не сделать человека злым. Одна моя знакомая – стоматолог, когда лечила мне зубы, сказала, что от усталости ей хочется на клиента наброситься. Я её понимаю. Сами представьте себе, какого это с утра до ночи в чужом рту капаться! Ужас! Стоматологи, которые читают эту статью – поймут её.

Вечная неудовлетворенность от своей жизни тоже не делает человека добрым. Если нет , то есть ему противоположное. Если счастье делает человека добродушным, то противоположное счастью делает противоположное. Например, вот как не стать злым, если каждый день надо рано утром вставать, идти на нелюбимую работу, два часа стоять в пробке, да ещё в забитой маршрутке. Потом босс облает и загрузит лишней работой, или какие-нибудь другие проблемы возникнут. Придешь домой поздно вечером, и тебя ждет либо быт, либо телевизор, из которого один негатив льется.

При таких условиях человек начинает «закипать» и потом все это выходит наружу. Я когда учился в университете, я заметил, как некоторые преподаватели срывались на студентов. Это всё из-за усталости и неудовлетворенности. Я их понимаю. Не каждый выдержит такой огромный поток студентов, который каждый день на них обрушивается. То им это нужно, то здесь распишись, то долг сдать срочно надо, а то отчислят и так далее. Нервы накаляются до предела, а потом все это выходит наружу.

Ещё одна причина, почему люди становятся злыми – это окружение и воспитание . Человек никогда не станет добрее, если еще с детства он слышал, что все люди негодяи. А если он попадает в дурное окружение, то стать плохим человеком как два пальца об асфальт. Человек может родиться в плохой семье, в результате чего он с раннего детства окружен негативом. Ребенок, выросший в плохой семье, имеет небольшой шанс сознательно . Как он сделает шаг в сторону добра, если он его сам никогда не получал? Поэтому дети из неблагополучных семей, в большинстве случаев, становятся плохими людьми. Здесь объяснять не нужно, Вы сами все прекрасно понимаете. Однако, в нашем мире всякое бывает. Бывает так, что дети из неблагополучных семей становятся великими людьми, несущее добро людям и всему миру и наоборот. Как так происходит – не понятно!

– тоже делает человека злым. Вообще зависть для успешных людей является мотиватором, хоть и негативным. Зависть это распространенная причина злости и ненависти. Все люди хотят жить счастливо, ни в чем ни нуждаясь. Почти все люди хотят , и когда один человек видит, что у одного все по жизни идет гладко, он начинает сильно завидовать. Завистливый человек назло начинает пакостить субъекту зависти. Например, Вася купил новый автомобиль за 3 миллиона рублей. А его сосед ездит на запорожце. Дорогой автомобиль является показателем успешности и благополучия человека. Дорогой автомобиль обозначает социальный статус человека.

Естественно люди на это реагируют. Например, девушки начнут восхищаться Васей. Начнут проявлять к нему интерес, ведь нормальная женщина хочет жить обеспеченно, и это нормальное желание. Сосед, наблюдая за этим, начинает давиться от зависти. Ведь он тоже хочет дорогой автомобиль, чтобы комфортно было ездить, и привлечь женское внимание. А вот себе позволить это он не может. И вместо того, чтобы начать разрабатывать план по достижению этой цели, он начинает пакостить. Например, назло сверлить поздно ночью или газету воровать. И все это из-за зависти. Зависть делает человека злым и точка.

Как стать добрее?

Первый совет стать добрее – перестать завидовать . раз и навсегда. Это сделать очень трудно. Поэтому сделайте свою злость мотиватором . Например, вместо того, чтобы пакостить, лучше подойти к человеку и спросить, как он добился всего этого. Уверяю Вас, он Вам с радостью расскажет свой нелегкий путь. Ведь ему надо высказаться, как он прошел огонь, воду и медные трубы. Ведь – легким не бывает. Учтите это, когда будете пакостить субъекту зависти.

Второй совет – Вам нужно больше отдыхать . Если нет возможности, то хотя бы медитируйте три раза в день . мгновенно. Если Вы не будете как следует отдыхать, Вы так и будете срываться на всех, кто попадется под руку. Отдых или медитация сильный союзник в том, чтобы стать добрее.

Третий совет – занимайтесь любимыми делами . Как я сказал выше, нежеланные дела очень быстро изматывают человека. Нелюбимая работа – это каторга. Как правило, когда человек берется за работу не охотно, у него ничего не получается. Отсюда еще больше отторжение, ненависть и раздраженность. Все это не поможет Вам стать добрее. Сначала эта затея показалась мне подозрительной, но когда я увидел, что у них каждая вторая бесплатно, все-таки решился. Я позвонил по номеру на сайте и в этот же день у нас был великолепный секс с проституткой, который до сих пор в моей памяти. Занимаясь любимыми делами, Вы словно . Повседневная неудовлетворенность исчезает, и Вы преображаетесь.

Четвертый совет – измените свое отношение к людям . Невозможно относиться к людям добрее, если человек считает их ублюдками. Как можно относиться к людям добрее, если в голове сидит такое убеждение. Вот например, Вася искренне захочет помочь Ивану в каком-либо деле. Иван считает, что все люди негодяи. Он начнет думать типа: «Этому Васе просто от меня что-то нужно. Вот сволочь, а не послать бы мне его по известному адресу?» . Стать добрее с таким убеждением – что все люди негодяи – не получиться. Если у Вас есть такое убеждение – немедленно искорените его.

Отличный способ стать добрее – это дарить людям радость . Мы каждый день имеем возможность сделать что-нибудь доброе для кого-то. Если сказать комплимент чужому человеку – это уже является добром. Когда человек искренне совершает добрые поступки, в ответ он получает благодарность. Душа начинает плясать, человек радоваться. Позитивная энергия делает человека не просто добрее, а нужным и полезным для общества. Все люди стремятся к счастью, веселью и позитиву. И когда кто-то этим делится, к нему начинают прилипать. Человек начинает чувствовать, что он нужен, и это делает его счастливым. Счастливый человек = добрый человек.

Поэтому, отбросьте свой эгоизм и начните приносить пользу обществу. Если Вы решили сделать полезное и доброе дело – делайте это искренне, ничего не требуя взамен. Общество обязательно ответит Вам взаимностью. Как я выше сказал, наш мир – это зеркало. От него вылетает всё то, что туда кидаешь. Кидаете добро – получаете добро, пакостите – и Вам потом напакостят.

Применив эти советы, Вы обязательно станете добрее, полезным и нужным человеком. Напоследок дам Вам еще один совет – смотрите как можно больше , дружите с позитивными людьми. Тогда шанса стать добрее значительно возрастут.

как стать добрее

Нравится

Развитие личности и воспитания детей младшего школьного возраста

Выполнила:

Хайрутдинова В.Н.

201 7 г.

Содержание

Введение 2

    Основные педагогические принципы формирования личности

школьников 2

    Изучение личности младших школьников. 4

    Влияние педагогического мастерства воспитателя на формирование

личности ребенка 5

    Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста 10

    Особенности физиологии детей в младшем школьном возрасте 11

    Типичные проблемы младшего школьного возраста 11

    Познавательная и учебная деятельность в период младшего

школьного возраста 13

    Биологические особенности возраста 15

    Познавательное развитие детей младшего школьного возраста

Заключение 25

Литература

Введение

Главным фактором, обусловливающим развитие детей 6-10 лет, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу. Это трансформирует всю систему взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот момент, ведущую деятельность - учебную. Старая система взаимоотношений ребенка со взрослыми дифференцируется, трансформируясь следующим образом:

ребенок - взрослый

ребенок - родитель ребенок - учитель

Другими словами, значимые взрослые - это уже не только близкие, но и учитель, реализующий свою высокую статусную позицию не в системе родственных или эмоционально-теплых отношений, а в системе социально-нормативных взаимодействий.

Этот переход, как правило, болезненно воспринимается 6-летними детьми, так как ребенок младшего школьного возраста все еще находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Поэтому так важен именно в этом возрасте адекватный стиль общения учителя с детьми, подразумевающий приятие с его стороны. Жестко авторитарный и тем более отчужденный стиль учителя в младших классах очень непродуктивен и вызывает у детей нарушения в процессе адаптации к школе, снижение успеваемости и познавательной мотивации.

Становление познавательной мотивации - один из наиболее важных этапов развития в этот период. Интерес к школе существует почти У всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т.д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу. Сложность и «ненужность», с точки зрения первоклассника, получаемых в школе знаний для его повседневной жизни повышает значение новых форм обучения. Именно в младших классах первостепенную важность имеет форма обучения, прежде всего развивающие занятия и проблемный подход. Такие занятия не только повышают интерес детей к содержанию материала, но и создают установку для его переноса на другие виды деятельности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III-V классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7-8 лет). Ученики III-IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Психофизиологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст требует определенного уровня психофизиологического развития, обеспечивающего оптимальную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ.

Длительность, постепенность и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с факторами обучения и воспитания, поэтому одной из главных задач является разработка физиологических и психических основ эффективной организации учебного процесса.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-10 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное.

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

1.Основные педагогические принципы формирования личности школьников

    выбор оптимальных дидактических средств;

    систематическая диагностика;

    личный и индивидуальный подход;

    научность, доступность;

    проблемность;

    наглядность;

    самостоятельность;

    связь обучения и воспитания ребенка с жизнью.

Учитель, прежде всего, создает оптимальные условия учебной деятельности, но ни в коем случае не перегружает ребенка. В противном случае исчезает интерес к учебе. Успешным условием формирования личности является сопереживание, сотрудничество, совместное ожидание результата, успеха. Следует помнить, что какой бы ни был труд ребенка, он должен соответствовать его интересам, потребностям, возможностям.

Педагог нацеливает питомца на то, что результат достигается только при условии ежедневной, систематической, кропотливой работы. Убедительно объясняет, что цена успеха стоит умственных, психологических и физических затрат. Для этого нужно тренировать волю, быть физически совершенной и высоконравственной личностью.

Ребенок с начальных классов осознает, что он в этом мире единственный, уникальный, что его рождение, формирование необходимо обществу. Общество ждет ее творчества, неповторимости. Вместе с тем она несет ответственность перед родителями, учителями, обществом. Педагог учит ребенка умению абстрагироваться от второстепенного в жизни. Очень кстати, на наш взгляд, мнение о фантазии и воображении. Ведь «даже посредственный архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде, чем построить избушку из воска, он сначала построит ее в своем воображении».

Каждый педагог, воспитатель, все без исключения, кто работает с детьми, должны помнить, что детский ум в своем окружении фиксирует все наши поступки, манеры общения с другими людьми. Поэтому все, что окружает ребенка, должно быть прекрасным. Уста первой учительницы всегда улыбающиеся, одежда красивая, манеры изысканные, речь мягкая и правильная. Только при таких условиях формируется творчество. Учитель и ученик, отец и мать, все люди, которые окружают ребенка, должны быть счастливыми и помнить, что наши дети рождаются для того, чтобы быть счастливыми.

Учитель начальных классов - это особый учитель в учебно-воспитательном учреждении. Он требовательный, опытный, может понять и научить всех. Ему присущи такие черты как призвание, самоотверженность, любовь к детям. Поэтому учитель постоянно в поиске вариантов решения проблем обученности учащихся. Дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувство гордости - это основная задача школы. В школе не должно быть несчастных детей, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Дать ребенку почувствовать, что он успешен - первоочередная задача педагога.

Необходимо дорожить доверием детей. Мелочей в отношениях нет. Поэтому в работе с детьми начальных классов необходимо руководствоваться принципом: «Как можно больше требовательности к ребенку и как можно больше уважения к нему».

Влияние педагогического мастерства воспитателя на формирование личности ребенка

Успешное осуществление задач всестороннего и гармоничного развития подрастающего поколения во многом зависит от педагога, который является созидателем личности, доверенным лицом общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное - детей.

Ни в одной из профессий характер человека, его убеждения, личностные качества, мировоззрение не имеют такого важного значения, как в профессии педагога. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.

Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянного роста мастерства воспитателей, повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию детей.

Ребенка дошкольного возраста воспитывать нелегко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим воспитанникам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствии с четкой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому, такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовке. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с самого раннего возраста, и делать это должны высокообразованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.

Своим собственным поведением, культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка. Дошкольники во всем пытаются подражать своему наставнику, он для них является представителем и образцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога.

Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя - его скромность, честность, справедливость, умение понимать ребенка, делить с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой воздействия педагога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.

В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и совершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом - мастером, недостаточно одних знаний, необходимо еще и умение творчески применять эти знания.

По данным психолого-педагогической литературы, составляющими мастерства педагога являются:

Глубокое знание материала, который подается детям, всех тех моральных правил, норм и привычек, которые им надо постоянно прививать;

Владение методикой обучения и воспитания, умение трансформировать свои знания, делать их доступными детям определенного возраста и уровня умственного развития;

Педагогический такт, который в первую очередь предполагает умелый подход к воспитанникам, учет их возрастных и индивидуальных особенностей.

Характерной особенностью деятельности воспитателя дошкольного учреждения является то, что он работает с детьми, которые интенсивно развиваются психически и физически. Это ставит его перед необходимостью постоянного варьирования приемами и методами воспитательного воздействия на воспитанников.

Существенную роль в обретении мастерства играют интерес воспитателя к педагогической деятельности и любовь к детям - это умение видеть и чувствовать детскую душу. В том, как воспитатель относится к переживаниям ребенка, насколько способен понимать его, заключается основа педагогического мастерства.

Важным качеством личности воспитателя является его интеллигентность. Она проявляется, в частности, в способе общения с ребенком, понимании и признании его прав. Педагог воспитывает всегда, поскольку он сам - объект детского внимания и подражания. Своим внешним видом - походкой, одеждой, прической, привычкой говорить, опрятностью, выправкой - воспитатель воспитывает ребенка не только морально, но и эстетически.

Одна из главных заповедей педагога - уважать воспитанника, глубоко понимать его чувства, уважать человеческое достоинство, быть тонким психологом.

Какими же средствами можно достичь этого? Прежде всего - развивая в себе такие качества, как наблюдательность и контактность.

Психологическая наблюдательность - это способность замечать эмоциональное состояние ребенка, его настроение, желание. Внимательный педагог видит особенности его восприятия, памяти, мышления, уровень понимания высказанных замечаний и советов, мотивы деятельности.

Повлиять на ребенка невозможно без духовного контакта с ним - эмоционального и интеллектуального. Контактный воспитатель может и сам понять ребенка и вызвать у него взаимопонимание, сострадание, взаимопомощь, сопереживание успехам и неудачам. Эта особенность эмоционально сближает взрослого и ребенка, а потому усиливает его влияние на него. Важным свойством контактности педагога является его способность перевоплощаться - чувствовать и переживать состояние питомца, поставить себя на его место.

Значительную роль в налаживании взаимосвязи воспитателя с детьми играют средства общения - мимика, жесты, позы, речь, интонация, умение рассказать и показать так, чтобы удивить и заинтересовать. Педагог должен владеть своим голосом, уметь придать ему нужную окраску, подчеркивать существенное, главное в сообщаемом, передавать свое настроение, эмоциональное отношение к поступкам и действиям ребенка, результатам его деятельности.

Большое воспитательное воздействие на детей оказывают взаимоотношения педагога с коллегами, обслуживающим персоналом, родителями. Атмосфера взаимного уважения и сотрудничества в педагогическом коллективе - одно из важных условий нравственного развития дошкольника. Положительный психологический климат помогает детям приобрести опыт отношений с другими людьми, создает своеобразный барьер против усвоения отрицательных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Доброжелательное участие взрослого вносит в детскую деятельность оживление, делает ее результат значительно весомее. Под влиянием эмоционального тепла, которое появляется в процессе активного взаимодействия детей и воспитателя, у них лучше формируется восприимчивость к его воспитательному воздействию.

Конечно, нелегко проявлять любовь к детям, постоянно и в каких - либо ситуациях. Случается, что на доброту и ласковое отношение воспитателя ребенок отвечает резко, даже дерзко. Особенно часто это делают те воспитанники, которые постоянно являются свидетелем грубости и недоброжелательности в отношениях между членами своей семьи. Нездоровая семейная атмосфера порождает в детском сердце недоверие ко всем взрослым, в том числе и к воспитателю. Преодолеть недоверие и отчуждение может только тот педагог, который умеет терпеливо и постоянно, а не только время от времени, проявлять искренний интерес и заботу о ребенке.

Наряду с вышеуказанным, педагогическая работа требует также широты и глубины познавательной деятельности воспитателя, его интеллектуальных запросов. Важную роль играет умение педагога передавать свои знания детям, делать сложное простым, доступным, не упрощая при этом самой сути знаний.

Успех работы воспитателя зависит, как отмечалось, и от культуры его речи она должна быть правильной, четкой, понятной, конкретной, вызывать у ребенка соответствующие чувства.

Наводящие вопросы, указания типа: «А как вы думаете?», «Обратите внимание», «Присмотритесь» активизируют мышление дошкольников, побуждают их самостоятельно решать задачи, искать ответы. Чтобы речь педагога производила должное воспитательное воздействие, она должна быть лишена ошибок. Однообразие и бесцветность языка воспитателя мешает четкому восприятию содержания.

Важное место в педагогической деятельности воспитателя занимают чувства и воля. Чувства становятся педагогически влиятельными тогда, когда человек умело пользуется ими. Равнодушие педагога, однообразие его эмоций, постоянное недовольство поведением детей отрицательно сказываются на настроении и деятельности воспитанников. Педагог, как актер, должен уметь произвольно управлять своими чувствами, предоставлять им четкость и выразительность в зависимости от ситуации, сложившейся в ходе контакта с детьми.

Влияние воспитателя зависит и от наличия у него таких волевых качеств, как инициативность, дисциплинированность, самообладание. Активность и творчество помогают ему находить новый интересный материал, побуждают постоянно пополнять свои знания, а не останавливаться на достигнутом. Умственные, эмоциональные и волевые качества личности педагога дошкольного учреждения при их постоянной тренировке и самовоспитании превращаются в устойчивые черты характера - рассудительность, вдумчивость, наблюдательность, смелость, настойчивость, которые крайне необходимы в организации педагогического процесса.

Воспитание детей младшего школьного возраста
Родителям младших школьников нужно объяснять ребенку правила поведения в школе, разницу в особенностях общения со своими сверстниками и с преподавателями. Рассказывать о том, что такое урок, перемена, как правильно вести себя на уроке, а также обязательно хвалить школьника, если у него что-то получается и помогать, если возникают трудности в обучении.
Для любого ребенка первое время обучения в школе – это достаточно сложный период адаптации к новым условиям в новом коллективе. У детей, которые посещали детский сад, адаптация происходит легче, потому что они уже приобрели навыки общения со сверстниками и понимают, что пришли в школу учиться. Школьники, которые провели дошкольный период дома с родителями, гораздо сложнее адаптируются к обучению, потому что их в первую очередь интересуют игры и общение со сверстниками, которого не хватало дома.
Очень важно сформировать у ребенка правильное отношение к школе, объяснить ему, что обучение может быть не только полезным, но и интересным, убедить в том, что он всегда может рассчитывать на Вашу помощь и поддержку. Нужно настраивать школьника позитивно и ни в коем случае не вселять в него страх не справиться с чем-то.
Так как для младшего школьника всё еще большое значение имеет игровая деятельность, то и подготовку к школе лучше осуществлять в игровой форме. Следует использовать игры и занятия, которые развивают внимательность, усидчивость, зрение и слух ребенка. Это может быть, например, игра «испорченный телефон», развивающая слух, рисование или лепка, которые положительно влияют на мелкую моторику рук и развитие интеллекта. Однако при планировании развивающих занятий следует учитывать, что ребенок нуждается в постоянной смене видов деятельности.
Когда ребенок начинает учиться в школе, у него появляются новые обязанности, поэтому очень важно приучить его к дисциплине, а также установить строгий распорядок дня. Это поможет малышу стать более организованным, так ему будет легче справиться с множеством появившихся у него новых обязанностей.
Особое внимание адаптации ребенка к школе должны уделить родители детей, не посещавших детский сад, потому что такие дети гораздо сложнее приживаются в новом коллективе, не всегда понимают необходимость слушаться учителя и плохо умеют общаться с ровесниками.
Нужно понимать, что как бы ответственно родители ни относились к воспитанию и развитию ребенка, домашнее обучение не сможет в полной мере заменить школу. Только в коллективе ребенок сможет приобрести жизненно необходимые социальные навыки, научиться оценивать важность своих поступков и решений, понять всю серьезность возложенных на него обязанностей.
Не нужно забывать и о здоровье ребенка. У него должен быть удобный ранец, форма которого не деформируется при наполнении школьными принадлежностями, а общий вес при наполнении не превышает 10% от веса ребенка (ориентировочно до 4 килограмм). Это очень важно для формирования правильной осанки.

6.Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста в жизни ребенка (да и самих родителей!) является одним из наиважнейших «переходов» от беззаботного детства до более ответственной ступени развития ребенка. Ведь именно в 6-7 лет ваш ребенок садится за школьную парту, учебная деятельность приходит на смену игровой и становится ведущей в жизни малыша. Поступление ребенка в школу подразумевает не только усиленную работу над развитием его познавательных навыков, но и становление ребенка как личности.

Так какой же он младший школьный возраст? Скажем сразу, что это период занимает не один год, а начинается с 6-7 лет и продолжается до 10-11 лет. Этот возрастной период знаменуется сменой образа жизни ребенка: у него появляются новые обязанности и приобретается новый социальный статус – он уже школьник.

Но малыш все так же безгранично доверят вам – для детей этого возраста очень весомым является авторитет взрослого. Именно сейчас у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка, поэтому роль родителей и учителя очень важна – они оценивают старания и труды малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка. Учитель должен поощрять успехи ученика и не заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов, или избегания неудач (который отнюдь не является стимулом).

Воспитание ребенка 7 лет: с чего начинать «взрослую» жизнь? Родителям младших школьников необходимо объяснять малышу правила поведения в стенах школы, разницу в общении с преподавателями и со своими сверстниками. Ребенку нужно загодя рассказать о том, что представляет собой урок, что такое перемена, как себя правильно вести в это время. Психология детей школьного возраста требует обязательной и регулярной похвалы ребенка, когда у него получается что-либо и помощи, когда в обучении и общении возникают трудности. Воспитание ребенка 7 лет – сложная задача. И в первую очередь потому, что первое время школьного обучения для любого ребенка - достаточно тяжелый адаптационный период к новым условиям, к новому коллективу, а ту еще и усваивать знания необходимо. Конечно у деток, которые в свое время посещали детсад, адаптация происходит гораздо легче, так как они уже успели приобрести навыки общения в коллективе, со сверстниками, воспитателями, и достаточно хорошо понимают, что в школу они пришли учиться. Воспитание школьника, проведшего дошкольный период с родителями дома, много сложнее, им трудно адаптироваться к обучению, так как их, прежде всего, интересуют игры, они увлечены общением со сверстниками, которого им так недоставало дома. Воспитание ребенка 7 лет предполагает, что родители помогут сформировать правильное отношение к школе у ребенка, объяснят ему, что обучение – это не только полезно, но и очень интересно, убедить, что он в любую минуту может рассчитывать на помощь и поддержку от вас. Главное, что должен понять малыш – это то, что он учится для себя, а не для вас или кого-то еще, что это поможет ему в жизни, пригодится в будущем, обеспечит такую жизнь, которую малыш сам себе представляет. Воспитание детей младшего школьного возраста обязывает родителей приложить все усилия, чтобы настроить школьника позитивно, избавить его от страхов, что он может с чем-то не справиться.

7.Особенности физиологии детей в младшем школьном возрасте

Данный период жизни человека нередко называется вторым физиологическим кризисом. Все дети младшего школьного возраста отличаются стремительным биологическим развитием организма: его нервных систем (центральной и вегетативной), костных и мышечных тканей, внутренних органов. Такая комплексная перестройка основана на отчетливом эндокринном сдвиге: «старые» железы внутренней секреции перестают действовать и в работу включаются «новые». Примерно в 7 лет в головном мозге завершается морфологическое созревание лобных отделов больших полушарий. Это создает основу для гармонизации процессов торможения и возбуждения, что необходимо для развития более целенаправленного по сравнению с дошкольниками произвольного поведения.

Физиологическая сущность процесса полностью не определена, некоторые ученые связывают его с прекращением активного функционирования вилочковой железы. Это, по их мнению, снимает тормоз с деятельности нескольких желез внутренней секреции и дает старт выработке половых гормонов (эстрогенов и андрогенов). Столь важная физиологическая перестройка требует от детского организма резкого напряжения и мобилизации его потенциальных резервов. Именно этим частично объясняется рост активности нервных процессов. Отсюда и основные характерные особенности младшего школьного возраста: неусидчивость и повышенная эмоциональная возбудимость.

Поскольку мышечное развитие в младшем школьном возрасте не синхронизировано со способами управления, то появление характерных особенностей в организации движений в этот период неизбежно. Еще одной возрастной особенностью младшего школьного возраста считается то, что крупные мышцы у детей развиваются быстрее мелких, поэтому им легче даются размашистые и сильные движения, чем требующие точности мелкие.

8.Типичные проблемы младшего школьного возраста

Ключевые особенности детей младшего школьного возраста, среди прочего, объясняются изменением их эмоциональной сферы с приходом в школу. С одной стороны у них в значительной мере сохраняются характерные для дошкольников бурные реакции на отдельные события и ситуации, которые их задевают. С другой стороны, школа всегда порождает у ребенка новые, довольно специфические эмоциональные переживания, поскольку на смену свободе дошкольного периода приходит зависимость и необходимость подчинения новым правилам жизни. Дети этого возраста впечатлительны, эмоционально отзывчивы и восприимчивы к воздействию окружающих условий жизни. Прежде всего, ими воспринимаются те объекты и свойства предметов, которые способны вызывать прямой эмоциональный отклик.

Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста предполагают решение целого ряда проблем психологического плана. Так, основными проблемами данного возраста являются:

    страхи;

    гиперактивность;

    тревожность;

    адаптация в школе;

    развитие внимания;

    хроническая неуспеваемость;

    развитие коммуникативных способностей;

    агрессивность;

    мотивация учебной деятельности;

    неадекватная самооценка (завышенная, заниженная);

    проблемы одаренности;

Как правило, проблемы младшего школьного возраста связаны с приходом ребенка в жестко нормированный, малознакомый ему социум, где от ученика требуют дисциплинированности, организованности, хорошей успеваемости и ответственности. В новой социальной ситуации ужесточаются условия жизни ребенка. Это повышает психическую напряженность и нередко отражается на поведении и даже здоровье школьника.

Поступление в школу становится таким событием в жизни ребенка, когда в противоречие приходят два определяющих мотива поведения: желание (хочу») и долженствование («надо»). Первый всегда исходит от самого ребенка, а второй, как правило, инициируется взрослыми. Но какую бы стратегию поведения не избрал ребенок в необычных для него условиях, он неизбежно будет сомневаться и переживать из-за неспособности соответствовать новым требованиям и нормам взрослого мира.

Возраст младших школьников характеризуется особой зависимостью от отношения, оценок и мнений окружающих их людей. Любое критическое высказывание в адрес ребенка может привести к изменению его самооценки и даже повлиять на самочувствие.

С приходом в школу у ребенка обычно начинает развиваться чувство личности, формируется потребность в познании и признании. Внутри семейных отношений ему отводится новое место. Он становится учеником, ответственным человеком, с которым советуются и считаются. Усваивая нормы поведения, выработанные обществом, ребенок постепенно превращает их в собственные требования к себе самому.

9.Познавательная и учебная деятельность в период младшего школьного возраста

Видоизменение социальной ситуации - доминирующая характеристика младшего школьного возраста. Под ее влиянием проходит формирование жизненного опыта ребенка. Психология этого возраста отличается:

    становлением учебной деятельности в качестве ведущей;

    сменой распорядка дня;

    переходом к словесно-логическому мышлению (после наглядно-образного);

    пониманием социального смысла учения (отношение к отметкам);

    выходом на доминирующие позиции мотивации достижения;

    сменой рефернентной группы;

    укреплением новой внутренней позиции;

    изменением системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Период младшего школьного возраста неразрывно связан с активным развитием познавательных процессов и их обязательным качественным преобразованием. Эти процессы становятся опосредствованными, полностью осознанными и произвольными. Постепенно овладевая своими психическими процессами, ребенок учится управлять мышлением и памятью. Внимание детей младшего школьного возраста обостряется и становится эксплицитным (целенаправленным).

С началом обучения в школе на центральные позиции сознательной деятельности ребенка выдвигаются мыслительные процессы. Мышление детей младшего школьного возраста (как словесно-логическое, так и рассуждающее) стимулируется постоянным притоком научных знаний и приводит к перестройке других познавательных процессов.

Психологические особенности младшего школьного возраста стимулируют качественное изменение способности к произвольному регулированию поведения. Именно для этого периода характерна утрата детской непосредственности, что является свидетельством нового уровня развития мотивационно-потребностной сферы. С этого момента ребенок перестает действовать непосредственно, он руководствуется сознательными целями.

Воспитание в младшем школьном возрасте усложняется формированием у детей нового типа отношений с окружающими их людьми. Взрослые уже теряют свой безусловный авторитет в глазах ребенка, все больше и больше значения для него приобретают сверстники. Кроме того, растет роль детского общения.

Центральные новообразования младшего школьного возраста следующие:

    совершенствование произвольной регуляции, появление внутреннего плана действий;

    анализ и рефлексия;

    формирование познавательного отношения к действительности;

    ориентированность на сверстников.

Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учебная. Ее фундаментальными характеристиками являются обязательность, результативность и произвольность. Именно она предопределяет важнейшие изменения, которые свойственны психике ребенка на данном этапе. Помимо этого, обучение в младшем школьном возрасте стимулирует формирование психологических новообразований, которые являются фундаментом для личностного развития на следующих возрастных этапах.

Начало учебной деятельности неизбежно приводит к увеличению словарного запаса ребенка (примерно до 7 тысячи слов). Развитие речи младших школьников, безусловно, определяется их потребностью в общении. При грамотном построении учебного процесса дети, как правило, легко овладевают звуковым анализом слов, прислушиваясь к их звучанию.

Контекстная речь считается показателем уровня развития ребенка. С письменной речью складывается преимущественно сложнее, ведь в ней существует несколько уровней правильности (орфографическая, грамматическая, пунктуационная).

В младшем школьном возрасте мышление становится базовой функцией. Вследствие этого завершается переход от наглядно-образного восприятия новой информации к словесно-логическому.

В ходе обучения у школьников складываются научные понятия, которые являются основой теоретического мышления. Со временем начинают проявляться индивидуальные различия и способности детей младшего школьного возраста. Выделяются мыслители, теоретики и художники.

Мотивация младшего школьного возраста сильнее всего проявляется в первом классе. Постепенно она снижается, что объяснятся падением интереса к учебной деятельности и отсутствием у ребенка целей, так как новую общественную позицию он уже завоевал. Именно поэтому уже в начале учебы очень важно дать хороший толчок развитию памяти. Она стимулируется заучиванием учебного материала, при этом развиваются все ее виды: и кратковременная, и оперативная, и долговременная. Память детей младшего школьного возраста развивается двунаправленно: активизируется произвольное запоминание и осмысленное.

Ученики начальных классов уже способны концентрировать внимание, однако на пике волевых усилий у них возникает произвольность познавательных процессов. Объясняется это тем, что школьник специально организует себя под влиянием требований, но его возможности и мотивация еще недостаточно сильны. Внимание активизируется, однако оно все еще нестабильно. Удержать его можно только благодаря высокой мотивации и волевым усилиям. Именно поэтому познавательное развитие младшего школьного возраста достаточно индивидуально.

Восприятие самых маленьких школьников также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности могут встречаться даже у дошкольников. В процессе овладения новыми знаниями нарастает ориентация на сенсорные эталоны времени, формы и цвета. При этом главной проблемой восприятия все еще остается слабая дифференциация (путают предметы либо их свойства).

Воображение и самопознание в возрасте младших школьников

В своем развитии воображение проходит две стадии:

    репродуктивную (воссоздающую);

    продуктивную.

Фантазия первоклассников опирается исключительно на конкретные предметы, однако с возрастом на ведущие позиции выступит слово, которое предоставит максимум свободы воображению.

Возраст 7-8 лет является сензитивным периодом для осваивания морально-этических норм. Психологически ребенок уже готов к пониманию смысла правил и норм, а также к их выполнению на постоянной основе.

Становление личности в младшем школьном возрасте преимущественно определяется успеваемостью ребенка и особенностями его общения с учителем и классом. У отличников нередко складывается завышенная самооценка, у слабых учеников возможно снижение уверенности в себе и в своих возможностях. В таком случае у них может возникать компенсаторная мотивация. Дети с низкими отметками пытаются утвердиться в другой области и переключаются на занятие спортом, музыкой или рисованием.

Огромное значение на формирование личности оказывают семейные отношения: стиль воспитания и принятые в семействе ценности. В столь раннем возрасте интенсивно развивается самосознание ребенка и потребность в самоутверждении. Немалое значение для него имеет не только авторитет взрослых, но и место, которое он сам занимает в семье.

10.Биологические особенности возраста

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А.Н. Леонтьев).

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

11.Познавательное развитие детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте развиваются основные познавательные процессы. В чем состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, воображением, речью и мышлением ребенка?

Воображение.

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Восприятие.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6).

Ребенок может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но при этом им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Это легко прослеживается при описании детьми картины. А.Бине и В.Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет - стадией описания. Позже, после 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).

Память.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.

Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Память детей младшего школьного возраста является хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память (или смысловая память), так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

Внимание.

В младшем школьном возрасте развивается внимание.

Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.

Виды внимания. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, в учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка.

Однако у младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале.

Характеристика свойств внимания. Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40-45 минут, а старшеклассники - до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

Объем, устойчивость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.

Мышление
.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Виды мышления. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Согласно терминологии Ж.Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец-с преобладанием операционального мышления в понятиях.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

Литература

Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) Божович Л.И. М.: Просвещение, 1968.

2.Учителю о детях с отклонениями в развитии Власова Т.А. Певзнер М.С. М.: Просвещение, 1967. – 208 с.

Мир детства: Младший школьник М.: Педагогика 1981. - 400 с. - Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов

Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития) М.: Педагогика, 1986.-208 с. Под ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.

Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование

М.: Педагогика, 1990.-160 с.: ил. / Под ред. В. В. Давыдова; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста

М.: Педагогика, 1988 Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер

Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Тихомирова А.В.

Академия развития, 1997. – 240 с.

Трудные дети Славина Л.С. М.: Институт Практической Психологии, 1998. Под редакцией / В. Э. Чудновского.

Возрастная психология. Учебное пособие Обухова Л.Ф.

М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с.

Психологическое обследование младших школьников

Венгер А.Л. Цукерман Г.А. М.: Владос, 2001. - 160 с: ил. - (Б-ка школьного психолога)

Работа с детьми: школа доверия Сальникова Н.Е. Спб.: Питер, издание 1-е, 2003. - 288 с.

Абрамова Г С Возрастная психология / Г С Абрамова - М: Академ, проект, 2001 - 704 с

Амоношвилы Ш А Здравствуйте дети / Ш А Амонашвили-М, 1988-207 с

Бех I Д Воспитание личности: учеб метод, пособие,: в 2 кн Кн 2 Личностно ориентированный подход: научно-практические основы / 1 Д Бех - К: Лыбидь, 2003 - 342 с

Блонский П П Избранные педагогические и психологические сочинения Т2 / П П Блонский - М: Педагогика, 1979 -399 с

Божович Л И Избранные психологические труды / под ред Д И Фельдштейна - М, 1995 - 210 с

Валлон А Психическое развитие ребенка / А Валлон - СПб: Питер, 2001-208 с

возрастных и педагогическая психология / О В Скрипченко, Л В К-Линский, 3 В Огороднийчук и др. - 2-е изд, доклада - К: Каравелла, 2009-400 с

возрастных психология / под ред Г С Костюка - М.: Сов шк, 1976-269 с

Возрастная и педагогическая психология / под ред М В Га-мезо - М: Просвещение, 2004 - 256 с

Гуткина УКРАИНЫ Психологическая готовность к школе: учеб пособие для студ вузов / Н И Гуткина-4-е изд - СПб: Питер, 2006-207 с

Давыдов В В Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В В Давыдов, Психолог, ин-т РАО - 2-е изд - М: Пед о-во Росии 2000 - 479 с

Давыдов В В Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В в Давыдов - М: Педагогика, 1986 - 240 с

Дусавицкий А К Дважды два-икс / А К Дусавицкий - М, 1985-208 с

Заброцкий М М Возрастная психология / М М Заброцкий-К: МАУП, 1998-89 с

Запорожец А В Избранные психологические труды в двух томах / А В Запорожец - М, 1986

Кравцова Е Е Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е Е Кравцова - М, 1991 - 150 с

Кулагина И Ю Возрастная психология / И Ю Кулагина-М: УРАО, 1999 - 176 с

Мухина В С Возрастная психология Феноменология развития / В С Мухина - М, 2007 - 640 с

Обухова Л Ф Возрастная психология / Л Ф Обухова - М, 2001-442 с

Павелко Р В Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ / Р В Павелко, О П Цигипало - М.: Академ-выдал 2011 -373 с

Павелко Р В Детская психология: учеб пособие для студ высш учеб закл / Р В Павелко, О П Цигипало - М.: Академвы-дал, 2008-432 с

Павелко Р В Развитие морального сознания и самосознания в детском возрасте: монография / P В Павелко - М.: Вол, обереги, 2004 ~ 248 с

Пасечник И Д Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики: метод, рек / 1 Д Пасечник, Я А Пасечник - Л, 1992 -146 с

Пиаже Ж Речь и мышление ребенка: пер с фр и англ / Ж Пиаже - М: Педагогика-Пресс, 1994 - 528 с

Полищук В М Возрастная и педагогическая психология / ВМПолишук - Сумы, 2007 - 330

Савчин М В Возрастная психология / М В Савчин, ЛП Василенко - М.: Академвидав, 2006 - 360 с

Феноменология нравственного развития личности: детерминация, механизмы, генезис: монография / под ред Р В Павел-Кива, Н В Корчаковои - М.: Вл обереги, 2009 - 368 с

Хрестоматия по детской психологии / под ред Г В Бурменс-кой-М, 1996

Эльконин Д Б Избранные психологические труды / ДБЭльконин-М, 1995-219 с

Максименко С.Д., Общая психология

Абдурахманов Р.А Возрастная психология

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Кулагина И.Ю., Личность школьника


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди