Воспитание ребенка - непростой труд. Он требует от родителей моральных и физических сил, стойкости, мудрости, способности пожертвовать своими желаниями ради потребностей ребенка.
Начинается этот путь очень рано, как только малыш начинает самостоятельно ходить, учится кушать, выполнять простейшие гигиенические процедуры. К трем годам малыш осознает себя как отдельную от матери и отца личность. Вот тут-то и начинаются проблемы, которые психологи называют кризисом трехлетнего возраста.
Этот период жизни малыша чрезвычайно важен. Безусловно, важно все, что происходит с ребенком. Но для трехлеток любая деталь, любое слово, реакция родителей имеют особое значение.
Трудности воспитания
Первые пять-шесть лет жизни малыша имеют важнейшее воспитательное значение, являются фундаментом его гармоничного полноценного развития. Именно в этот период формируются нравственные, физические, умственные качества. Если родители выстроят неправильную воспитательную модель, то она закрепится и превратит жизнь семьи в бесконечный конфликт. К школьному возрасту из чудесного которого нужно будет не воспитывать, а перевоспитывать.
Родители ребёнка, достигшего возрастного порога трех лет, очень легко отвечают на вопрос, в чём трудности воспитания детей? Чаще всего список проблем включает следующие позиции:
- негативная реакция отказа на любое предложение;
- упрямство;
- невнимательность;
- неусидчивость;
- раздражительность, нервозность;
- склонность к истерикам в общественных местах.
Все это признаки Ребенок стремится утвердить свою личность, отказывается от помощи взрослых. Ему не менее тяжко, чем измученным непослушанием и истерикам родителям: малыш не понимает, что с ним происходит, почему его постоянно ругают, все запрещают, отбирают, наказывают.
Как воспитывать капризу
Вряд ли можно пережить без каких-то проблем. Даже самые мудрые родители, у которых растет уже не первый малыш, время от времени испытывают определенные трудности воспитания детей.
Как помочь маленькому человеку? Прежде всего запастись терпением. А дальше - работать, работать и работать. Обязательное условие правильного воспитания - доброжелательность, твердость, последовательность. Под запретом авторитарный тон, приказы и наказания. Конечно, излишней демократии допускать не следует: ребенок еще не в том возрасте, чтобы принимать самостоятельные решения. А вот направлять его мягко, но настойчиво, постоянно подбадривать, хвалить за успехи и не зацикливаться на промахах нужно обязательно.
Важнейшее значение имеет ежедневное общение с ребенком. В три годика начинается активная он отправляется в детский сад. Одни ребятишки легко переносят смену обстановки и долгую разлуку с мамой, другие испытывают стресс, от которого очень долго не могут избавиться. Конечно, этот адаптационный период сопровождается плачем, негативизмом, истериками. Нужно посвящать ребенку как можно больше времени: ходить по выходным в парк, рассматривать окружающий мир и обсуждать увиденное, активно двигаться на улице и играть в спокойные домашние игры, читать и рисовать, вместе лепить что-то из пластилина. И постоянно говорить с малышом: рассказывать истории, читать стихи, объяснять правила общения с другими детьми и взрослыми, побуждать к активному говорению, оценивать окружающим мир.
Стиль воспитания должен быть построен в соответствии с такими принципами:
- разумная требовательность;
- поощрение самостоятельности;
- развитие физической и мыслительной активности;
- постоянное сотрудничество.
Если случилась прилюдная истерика, нужно сохранять Ни в коем случае нельзя уступать требованиям малыша - это не поможет предотвратить последующие выходки упрямца. Уединенное место, где нет зрителей, спокойный тон, терпение - вот что нужно для прекращения демонстрации неповиновения. Ребенок в любом случае должен чувствовать любовь, поддержку.
Разные подходы к воспитанию
Нередко родители в процессе воспитания ребенка сталкиваются с разным пониманием целей и методов воспитательного процесса . Кто-то из родителей излишне мягок, а кто-то позволяет себе резкость и шлепки. Все это идет из той семьи, где росли родители. Если мама и папа не договорятся, ссоры неизбежны. Очень часто они перерастают в скандалы и могут закончиться разводом. А что же малыш? Он вырастет нервным, пугливым, агрессивным или безвольным. Уровень тревожности у такого ребенка приводит психологов в ужас.
Нередки и конфликты между родителями и бабушками. Первые пытаются раз и навсегда определить границы, нарушать которые не следует, а вторые легко отменяют все правила. Ну что плохого в том, чтобы накормить ребенка шоколадом, позволить ему лечь попозже, разрешить покушать перед телевизором? На самом деле такие разногласия тоже приводят к печальным последствиям, становятся причиной серьезных трудностей в воспитании ребенка.
Единые требования, поддерживаемые всеми членами семьи, - вот чего необходимо добиваться. Недопустимы споры и конфликты, ведь ребенок внимательно следит за происходящим. Он не в состоянии принять сторону одного родителя, так как любит обоих. Наблюдая, как родители ссорятся из-за него, ребенок испытывает колоссальное и неоправданное чувство вины. А это уже душевная травма, которая может исковеркать судьбу малыша.
Именно поэтому так важно прийти к согласию. Правильное воспитание, основанное на уважении и любви всех членов семьи друг к другу, позволит решить все трудности.
Сущность психологических проблем образования связана с созданием в школе благоприятных условий для подготовки ребенка к жизни через успешное интеллектуальное и личностное развитие, а также через формирование и сохранение его психического здоровья.
1. Среди психологических проблем образования центральное место занимаетпроблема соотношения обучения и психического развития.
К решению этой проблеме в психологии существуют разные подходы. Ж. Пиаже понимал психическое развитие как независимый спонтанный процесс, к которому “подстраивается” обучение По мере созревания ребёнка учителя ориентируются главным об разом на уже завершенный цикл умственного развития (актуальный уровень). Точку зрения Ж. Пиаже в настоящее время разделяют и у нас в отдельных, особенно элитарных, школах. Л.С. Выготский предложил диаметрально противоположный подход, согласно которому обучение (правильно организованное) ведет за собой психическое развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными. Процесс развития не совпадает с процессом обучения, процесс развития обеспечивается процессом обучения, который создает зону ближайшего развития, т.е. учитель должен опираться не только на уже сформированные психические качества (актуальный уровень), но, прежде всего, на то, что должно развиться в обучении, т.е. на зону ближайшего развития. В связи с идеями Л.С. Выготского изменился взгляд на цели и задачи обучения: на
первое место выдвигаются проблемы психического развития, а на второе - формирование у учащихся знаний, умений и навыков (14).
С.Л. Рубинштейн на основе созданной им теории деятельности включает в этот процесс изначально важные уровни личностного взаимодействия человека с окружающей действительностью: цели, мотивы, действия, операции и саму предметную деятельность ребенка, а не только средства деятельности - язык, знак, как это следует из теории Л.С. Выготского. Заметно обострились в последнее время и другие проблемы.
2. Проблема состояния психического здоровья школьников. Из 20 млн. российских школьников 37,5 % имеют нервно-психические отклонения, 80 % выпускников школ имеют отклонения в развитии; 40 % детей 6-7-летнего возраста по этим же причинам не готовы к школьному обучению.
3. Проблема содержания образования. Стало модой среди современных учителей стремление к усложнению содержания образования без учета психических и физических ресурсов детей. В.Д. Шадриков заметил, что только по нашей вине, т.е. в погоне учителей за усложнением образования, половина детей России не может учиться в первом классе.
Определение содержания современного образования - проблема, решение которой возможно при сотрудничестве ученых и учителей, научных центров и школ, а не скороспешными усилиями отдельных лиц.
4. Проблема превращения методов и средств обучения в развивающие. Пока не все педагогические средства обеспечивают полноценное развитие детей. Эффективным средством развития и поныне остается книга (т.е. умелая методика работы школьника с книгой: умение читать, записывать прочитанное, подготовиться к чтению книги и т.д.).
Большие споры вызывают новые информационные технологии, особенно компьютерные, несущие одновременно положительное и отрицательное влияние на ребенка. Выбор методов обучения и поныне остается актуальной проблемой.
5. Проблема преодоления кризисов возрастного развития и учета сензитивных периодов. Каждый возраст сопряжен с кризисными изменениями психики; в каждом возрасте школьник приобретает “новообразования”, т.е. появление качественно новых психических свойств. Задача состоит, во-первых, в преодолении кризисных явлений, а, во-вторых, в оказании помощи ребенку в приобретении оптимальных “новообразований”.
Важно знать также сензитивные, т.е. наиболее благоприятные, периоды жизни ребенка, когда наиболее полно, легко и качественно формируются те или иные психические качества. Актуальность этой проблемы заключается в необратимости периодов сензитивности, т.е. в невозможности полноценно сформировать соответствующее психическое качество, если пропущен “его период”, если не использовались “прицельно” соответствующие средства.
Влияние социальной среды в образовательных учрежде ниях на личность учащегося и его учебу. Наибольшую угрозу в плане совершения физического насилия и психического надругательства представляют именно сверстники: 12 % школьников признают, что только за последние три месяца над ними совершали (или пытались совершить) моральное или физическое надругательство. В 13 % случаев учителя и администрация причиняли сильное оскорбление или ущемление учащимся. Влияние подростковых групп очень велико. И, тем не менее, в российских (и курских) школах наблюдается тенденция свертывания воспитательного процесса (т.е. социального обучения) и наращивается приоритет предметного обучения. Решение проблемы видится в гармонии социального и предметного обучения,
Широкий подход к пониманию проблематики психологии воспитания позволяет выделить три крупных проблемы психологии воспитания. Одной из важнейших проблем психологии воспитания является проблема механизмов формирования нравственной сферы личности и механизмов воздействия на этот процесс. В настоящее время установлено, что физическое развитие современного ребенка по основным показателям (рост, вес, объем грудной клетки) значительно обгоняет физическое развитие детей тех же возрастов 100, 50 и даже 20 лет тому назад. Это объясняется значительными изменениями всего образа жизни подрастающего поколения в современном обществе (Б.Г. Ананьев). Раньше происходит и физическое взросление, в частности половое созревание юношей и девушек. Значительно изменились условия умственного развития ребенка: увеличился объем информации, воспринимаемой ребенком, и сроки ее получения.
И. Винер пишет, что гигантские объемы сигналов и информации принимаются и перерабатываются лишь половиной мозга, т.е. левым полушарием современного человека, в то время как миллиарды корковых клеток правого полушария не принимают участия в его титаническом умственном труде. Мышление людей все более вербализируется и оперирует многоканальными знаковыми системами, что свидетельствует об одностороннем использовании ресурсов головного мозга, особенно ресурсов левого полушария (С.Д. Хоружий).
Особого внимания заслуживает вопрос о нравственном развитии подрастающего поколения. Анализ образа жизни и наблюдения за поведением детей разного возраста не позволяет предположить наличие быстрого формирования их социальной и моральной зрелости. Это объясняется следующими причинами: 1) удлинившимся периодом несамостоятельности подростков, юношей и девушек; 2) их материальной зависимостью от родителей; 3) пролонгированным сроком получения общего и профессионального образования.
Все это создает особую социальную ситуацию развития современных детей и молодежи, которая формирует у них и особую жизненную позицию, не способствующую более раннему личностному и моральному становлению и развитию. У современных детей существует значительная диспропорция в физическом, умственном и нравственном развитии, которая требует особого внимания к их моральному воспитанию и к обеспечению условий для более быстрого и полноценного формирования нравственных убеждений и моральной устойчивости личности.
Нравственное формирование предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах в соответствующем поведении конкретных людей, персонажей и художественных литературных произведений. Наиболее высоким уровнем нравственного развития, к которому стремится воспитание, является способность человека ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы поведения. Однако вопрос о том, что собой представляют эти внутренние ориентиры и как они формируются, остается до сих пор малоизученным. Есть две точки зрения в решении этих вопросов: первая рассматривает формирование нравственности (так же как и все психическое развитие в онтогенезе) как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и превращение их во внутренние психические процессы; вторая рассматривает формирование нравственности как последовательное закономерное превращение первоэлементов нравственного развития в более совершенные формы (Л.И. Божович). Эти более совершенные нравственные системы представляют собой единство моральных знаний и морального опыта.
Следующей важной проблемой является проблема организации системы воздействий па процесс формирования личности на каждом возрастном этапе ее развития. Как показано в исследованиях Д.Б. Эльконина, смена систем «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок - общественный предмет» является механизмом перехода ребенка с одного возрастного периода на другой. В русле этих систем он развивается как личность, а изменение соотношения между ними создает основу для расширения его самостоятельных действий и подготавливает переход на более высокий уровень его психического развития.
Еще одной значимой проблемой является проблема формирования качеств личности, ее направленности и деятельности. В решении этой проблемы психология воспитания основывается на положении о значении социальной ситуации развития на формирование личности ребенка и формирование гуманистической направленности его личности. Организация деятельности, при которой результат действий каждого ребенка является необходимым звеном в достижении общего результата, неизбежно вызывает у детей чувство солидарности, ответственности и формирует общественное мнение. Являясь творцом общественного мнения, ребенок подчиняется ему более охотно, чем в том случае, если оно навязывается извне. Так, воспитание гуманистической направленности личности может осуществляться при условии правильной организации социума, в противном случае оно может стать средством широкого формирования отрицательных качеств личности целых поколений.
В отечественной психологии личность, ее формирование рассматриваются в тесной связи с деятельностью. Изучение деятельности неизбежно ведет к изучению ее побудителей- мотивов. Различные по содержанию, устойчивости, степени осознанности и произвольности, они составляют взаимосвязанную систему, являющуюся психологической основой формирования личности.
Психологическая цель воспитания и заключается, с одной стороны, в формировании мотивационной сферы, а с другой - форм поведения, в которых потребности личности могут реализоваться оптимально как для ребенка, так и для общества.
На сегодняшний день очерчен следующий круг проблем, изучаемых в рамках психологии воспитания:
- 1) выявления механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, ценностных установок в условиях учебной и воспитательной деятельности субъектов образования;
- 2) соотношение и разграничение воспитания, обучения и социализации;
- 3) зависимость формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- 4) структурирования детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности ребенка;
- 5) формирования мотивационной сферы ребенка, ее направленности и нравственных установок;
- 6) условий и последствий социальных и эмоциональных деприваций.
Их реализация основывается на следующих принципах воспитания: 1) аксиологическом, формирующем иерархию социально-культурных ценностей воспитанника; 2) субъект- ности, инициирующем свободу самовыражения, осмысленный выбор ребенком жизненно важных решений; 3) другодоми- нантности, выстраивающем позицию принятия ребенка как данности и уважения истории его персональной жизнедеятельности.
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.
Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:
во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;
во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.
Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием . Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы.
Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания . Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие?
Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий . Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.
Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения , задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.
Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению . Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:
в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;
в смысле личного уровня развития;
в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.
Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали).
Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения . Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.
Последняя из нашего списка - это проблема социальной адаптации и реабилитации . Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми.
Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.
Кризис в духовной жизни России постперестроечного периода, породивший потерю доверия к коммунистическим идеалам и ценностям, вылился в кризис смысла жизни, охвативший большую часть общества, в том числе и молодежь. Аморфность целевых установок, абстрактность ценностных ориентаций, мировоззренческий вакуум в условиях преобразования общества, дестабилизации экономики и падение жизненного уровня ведут к эрозии и деформации нравственного сознания молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, равнодушие, цинизм, бездуховность характеризуют психологию молодых людей. В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего усиления коммерциализации профессионального образования, что отрицательно скажется на равенстве возможностей получения образования, приведет к дальнейшей нравственной эрозии сознания молодежи.
Хотя педагогическая наука и не несет непосредственной ответственности за описанные выше негативные явления, но в силу присущих ей функций она обязана привлечь все силы общества к решению насущных и перспективных проблем образования, охваченного кризисом, как и все сферы жизни общества. В такой ситуации особенно пристального внимания заслуживает проблема воспитания подрастающего поколения.
В отечественных исследованиях, посвященных вопросам воспитания, поставлен ряд острых проблем:
1. Поиск цели воспитания при отсутствии национальной идеи. Соотнесение внешне заданных целей воспитания, реализуемых в деятельности педагога, и внутренне принятых целей, реализуемых в деятельности учащихся.
2. Определение места и роли всех субъектов воспитания в воспитательной системе. Особого переосмысления требует проблема коллективного и лично
го в воспитании.
3. Определение места и роли в системе воспитания молодежных объединений и организаций, других форм ученического соуправления, без которых не
мыслимо воспитание такого важного качества, как самодеятельность, являющегося ведущей детерминантой личностного развития.
Важное значение в решении этих проблем имеет социалъно-профессиональное воспитание обучающейсямолодежи.
В широком смысле слова социально-профессиональное воспитание - это взаимодействие двух и более субъектов (общества и личности, социальной общности и индивида), необходимое и достаточное для профессионального становления будущего специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Важную роль в освоении профессии играет профессиональное образование, система мер по профориентации, профконсультации, профотбору для конкретных видов профессий, а также и повышение квалификации.
В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс становления личности, адекватной профессиональному труду. Оно представляет собой процесс нежесткого психологического и технического управления обстоятельствами, способствующими формированию у обучаемых профессиональной направленности, интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла и постоянной значимости профессионального труда, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля (как единства внешних и внутренних характеристик), профессиональной ответственности и надежности. Все это служит предпосылками социально-профессиональной мобильности, ответственности и конкурентоспособности специалиста в условиях рыночных отношений.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы профессионального воспитания специалиста в процессе преподавания циклов гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, включает в себя:
Создание ситуаций выбора на каждом этапе профессионального воспитания;
Дифференциацию целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
Направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;
Построение процесса профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации и саморазвития личности будущего специалиста;
Организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных отношений преподавателя и учащихся;
Ориентацию учащихся в ценностях будущей профессиональной деятельности;
Построение содержания курсов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных дисциплин с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие, самоанализ, разрешение внутренних конфликтов, построение позитивных жизненных и профессиональных планов.
Конституирующей основой этого типа воспитания является профессия. Профессиональное воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Для реализации личностью ориентированного профессионального воспитания требуется обеспечить необходимые педагогические условия:
Профессиональную компетентность педагогов;
Реализацию прав учащихся на качественное образование;
Вариативность и дифференцированность образования, позволяющие адаптировать педагогическую систему к учащимся с различными индивидуально-психологическими особенностями;
Единство действий всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации);
Комплекс развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий;
Охрану и укрепление здоровья обучающихся (валеологичность образовательного процесса и среды).
Воспитание учащихся не является сегодня панацеей, т. к. о нем существует немало мифов.
Миф первый. Воспитание есть методология и средство борьбы с негативными или нежелательными проявлениями учащихся. Если этот процесс неэффективен, следовательно, виноваты педагоги, которые «не воспитывают учащихся». Это удобное средство воздействия администрации на педагогов.
Миф второй. Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования желаемых качеств. Это идея «силовой» парадигмы воспитания, которая существует и сегодня. Учащимся предлагаются различные ненужные мероприятия, совершенно далекие от их реальных потребностей и запросов. Кроме того, некоторых воспитателей надо и самих воспитывать.
Несостоятельность этой парадигмы показывает современное состояние воспитательного процесса. Нельзя заставить человека быть воспитанным и развиваться. Человек должен осознать необходимость и целесообразность этого. Следовательно, задача воспитателя - не искусственно формировать качества, а способствовать формированию стимулов для саморазвития, развития активности воспитуемого. Это парадигма педагогики сотрудничества, декларирующей единство воспитания и самовоспитания.
Миф третий. Процесс воспитания охватывает различные сферы деятельности, следовательно, и воздействие нужно осуществлять через разные сферы: трудовую, нравственную, политическую и т. д., т. к. развитие человека связано с его вовлечением во все виды деятельности.
Однако процесс воспитания инвариантен. Есть сферы, качества личности, которые нельзя развивать через какую-либо сферу деятельности. Об этом знает только сама личность. Поэтому и ее способность к саморазвитию нельзя «воспитывать» через сферы деятельности.
Миф четвертый. Воспитание осуществляется посредством овладения культурой. Овладевая культурой, мы формируем себя.
Овладение культурой - это самостоятельное творчество, средство индивидуализации. Таким образом, овладение профессиональной культурой должно лежать в основе профессионального становления.
Существование мифов о воспитании в учебном заведении ставит вопрос: какой же должна быть воспитательная работа? Рассмотрим возможные способы преодоления этих мифов.
Важную роль в воспитательном процессе в учебном заведении могут сыграть актуализация, демократизация и театрализация профессионально-образовательного процесса. Под актуализацией мы понимаем меловое и искреннее обсуждение в учебное и внеучебное время современных социальных, культурных и профессиональных проблем, которые живо затрагивают интересы обучаемых. Принцип демократизации нации подразумевает активное участие самих учащихся в организации учебного процесса и контроля за его качеством. Театрализация учебного процесса реализует такой принцип: сначала заинтересовать, а потом научить, причем система интересов должна строиться вокруг профессиональных ценностей как индикаторов профессиональной культуры.
Педагогика сотрудничества предполагает высокий профессиональный уровень самих преподавателей, их педагогическое мастерство, умение эмоционально, фасилитационно взаимодействовать с учащимися.
Анализ психологических и педагогических технологий сотрудничества педагогов и учащихся позволяет выделить ряд принципов, которые следует реализовывать в воспитательном процессе.
Принцип свободы выбора. В жизни существует огромное количество ценностей, в том числе профессиональных. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьих не знаем. Но среди них есть одна свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых идей, отсутствие выбора. Однако важно, чтобы право выбора было уравновешено осознанной ответственностью за свой выбор. Выбор будущей профессии должен предполагать свободу самоопределения в ней.
Принцип открытости. Сегодняшний учащийся смутно представляет себе границы своей информированности и границы собственного незнания. Поэтому обучение должно быть тесно связано с развитием любознательности, в противном случае оно превращается в воспитание исполнителя. Важно не только побуждать познание, но и сталкивать учащихся с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Для этого можно использовать открытые задачи, имеющие размытые, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.
Принцип деятельности. Чтобы знания становились инструментом, а не багажом интеллекта, учащийся должен уметь ими пользоваться: преобразовывать, дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать их в разных моделях, то есть осваивать знания и умения в деятельности. Следовательно, необходимо увеличение удельного веса практики в процессе обучения. Это особенно важно для формирования у учащихся профессиональной направленности.
Принцип обратной связи. Отслеживание (мониторинг) в процессе профессионального обучения таких параметров, как выраженность профессионально важных качеств учащихся, уровень их нравственного развития, воспитанности, - необходимое условие профессионального становления личности.
Важное место в воспитании занимает внеучебная деятельность. Ее основные особенности и направления отражены в табл. 24.